Что будет если я попытаюсь встать на учет в военкомате в свои 23 года?

Самое важное о воинском учете в организации в 2018 году

Что будет если я попытаюсь встать на учет в военкомате в свои 23 года?

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации).

Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.

), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  • призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
  • военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
  • проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.

Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.

Кто обязан вести воинский учет в организации?

Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).

Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учетуКоличество уполномоченных сотрудников
Менее 500Один сотрудник-совместитель
От 500 до 2 000Один основной сотрудник
От 2 000 до 4 000Два основных сотрудника
На каждые последующие 3 000Дополнительно по одному основному сотруднику

Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

С чего начинается воинский учет?

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  • проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
  • вести ВУ на предприятии;
  • оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  • извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  • отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  • поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности.

Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты.

Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.

Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Как подготовиться к проверке?

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью.

При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов.

Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  • проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  • проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  • упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок.

Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:

ПравонарушениеАдминистративные санкции
Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц
Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц
Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц
Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.

Источник: https://kontur.ru/articles/5158

«Пришлите повестку». — «Звонка достаточно». Призывник судится с военкоматом

Что будет если я попытаюсь встать на учет в военкомате в свои 23 года?

23 марта Георгию позвонили на мобильный (запись разговора есть в редакции Onliner.by): «Добрый день. Это вас беспокоят из военного комиссариата в Сморгони.

Вам необходимо явиться в военный комиссариат завтра к девяти». Георгий ответил, что ждет повестки и что по телефону, вообще-то, звонят хулиганы, а не комиссариат. На том конце сказали: «Хорошо».

И спустя время закрыли парню выезд за пределы Беларуси.

Георгию 24 года. После магистратуры БГУИРа он работает специалистом по информационной безопасности. В самом университете ходил на военную кафедру, но только год вместо двух.

— Почему? Не хватило терпения, стало жалко времени. Но год идет в зачет, поэтому, если меня теперь призовут, буду служить полгода. Если бы окончил, то все равно могли бы призвать как офицера запаса. Вот я и подумал, что нет смысла терпеть на кафедре.

После телефонного звонка из Сморгонского комиссариата Георгий сходил в кадровую службу компании, где работал.

— Я спросил, отправляли ли они в военкомат сведения обо мне. Там ответили утвердительно: письмо зарегистрировано и отправлено. Сказали, если что, повестку пришлют на место работы.

Суд вместо отпуска

Летом Георгий собирался в отпуск в Грузию. Билеты были уже куплены.

— Почитав форум Onliner.by и узнав о том, что «блочат» выезд, я решил проверить свой статус. В начале июня обратился в отдел по гражданству и миграции и получил ответ: да, с 31 мая у меня запрет на выезд, потому что я уклонист.

Перезвонил в военкомат: я что, реально уклонист? Мне сказали, что я не уклонист, а «не оповещенный на мероприятия призыва» и чтобы я приходил в кабинет №7.

На мои вопросы относительно нарушения законодательства мне ответили, что я могу жаловаться.

Вместо Грузии Георгий решил заняться наведением порядка со своим статусом военнообязанного и даже нанял адвоката.

— Еще до обращения в суд я общался с начальником отдела призыва, — рассказывает адвокат Олег Ракита. — Сотрудники военкомата сначала согласились отменить запрет, если Георгий приедет для вручения повестки, но позже отказались.

Можем предположить, что районный комиссариат задели написанные моим клиентом жалобы. Стало ясно, что полюбовно решить проблему не получится.

На этапе подготовки судебной жалобы возник вопрос: кто же принял решение о наложении запрета — единолично должностное лицо (военный комиссар) или же коллегиальный орган (призывная комиссия)? Работники военкомата уверили, что запрет на выезд был наложен призывной комиссией, что именно комиссия принимает такие решения. Как оказалось впоследствии, сообщенные военкоматом сведения не соответствовали действительности, а решение призывной комиссии по вопросу признания клиента «уклонистом» вовсе не выносилось. И это были только первые странности.

Если обратиться к уголовной правоприменительной практике (435-я статья УК), мы четко и недвусмысленно обнаружим критерии понятия «уклонист»: это лицо, подлежащее призыву, надлежаще извещенное о необходимости явки, не явившееся на мероприятия призыва без уважительных причин, что воспрепятствовало принятию решения призывной комиссии. Позиция райвоенкомата и суда первой инстанции такова: вас известили, но в ином порядке, по телефону. Даже если допустить предположение, что так называемый иной порядок извещения является правомерным, то он должен отвечать требованиям, предъявляемым к единственно законному способу надлежащего извещения: оно должно быть сделано не менее чем за два дня до явки. Нельзя вызывать сегодня на завтра. Кроме того, извещение должно документироваться и содержать исчерпывающие сведения о причинах вызова, времени, месте явки, содержать указание на последствия неявки.

Две базовые за то, что письмо с работы пропало

Гражданским делом все не ограничилось: в отношении Георгия был начат и административный процесс. Причиной стало то, что парень не сообщил в районный военкомат сведения об изменении уровня образования и места работы.

— В вину вменяется нарушение обязанностей по воинскому учету, — комментирует юрист. — Да, на гражданине лежит обязанность извещать — но не исключительно военкомат.

Существует альтернативная форма сообщения призывником изменившихся сведений: «военный комиссариат или иное уполномоченное лицо, ведущее воинский учет в организации».

При приеме на работу, поступлении в учреждение образования никому и в голову не придет узнавать, известил ли наниматель или учреждение военкомат. Это компетенция кадровой службы организации и военно-учетного стола в учреждении образования.

Тем временем стали приходить ответы из ведомств, куда Георгий отправил жалобы.

Самым жестким оказался ответ из Гродненского областного комиссариата.

В общем, по всем каналам Георгий получил отказ. Разница лишь в том, что в письмах разные даты телефонных звонков, посредством которых начальник группы призыва связывался с «потерявшимся» призывником.

1:0 в пользу военкомата

Суд по гражданскому и административному делам проходил в Сморгони в середине июля. Георгий требовал отменить запрет на выезд и снять обвинение в том, что он не сообщил военкомату изменившиеся сведения о своей работе и учебе.

На первом суде, судя по аудиозаписи заседания, стороны крепко держались каждая своей правды. Георгий с адвокатом уводили в сторону законов, представитель военкомата ссылался на собственное понимание.

— Каково правовое основание ограничения выезда Георгия? — спрашивает Олег Ракита.

— Указ президента о призыве на срочную военную службу, — отвечает Андрей Симпорохов.

— А фактическое? Что он нарушил и не сделал?

— Не прибыл в феврале — мае на мероприятия призыва.

— Почему вы не объяснили по телефону, куда вы его вызываете: время, место, мероприятие призыва?

— Я услышал его ответ: нет повестки — нет явки. Нет, заказного письма не отправляли. Я считаю, что звонка достаточно.

— Ну а я, как юрист, считаю, что недостаточно…

— Ну, каждый по-своему.

Суд тоже решил по-своему: в жалобе Георгию отказать и оставить запрет в силе. Андрей Симпорохов с журналистом Onliner.by общаться отказался, поэтому продолжаем словами Олега Ракиты:

— Свое решение суд мотивировал тем, что Георгий якобы «уклонист». Наша позиция такова: телефонный диалог подобного содержания — это все что угодно, но только не извещение. Считать ли неявку по телефонному звонку уклонением? Похоже, только в одном районе Беларуси есть такая практика.

Почему не прислали повестку в вуз? Не было никакой необходимости куда-то ходить, стучать в двери, разыскивать призывника и начинать административный процесс. Когда в районе нормально организован воинский учет, то и подобных проблем не возникает.

2:0 в пользу военкомата

Второй суд — по административному делу из-за несообщения данных об окончании магистратуры — Георгий и Олег тоже проиграли. Хотя на суде адвокат призывал читать не только 18-ю статью закона «О воинской обязанности и воинской службе», но и 9-ю.

— Эта статья обязывает нанимателей в недельный срок сообщать о найме или увольнении призывников. Георгий работал с 2014 года! Он же не «ипэшник», который самостоятельно ведет военно-учетную работу.

Официально работал, официально учился. Составляйте тогда протоколы на нанимателей об их привлечении к административной ответственности.

Неясна такая исключительная избирательность в возложении обязанностей только на призывника.

Также в суде представитель военкомата сослался на то, что, согласно решению Сморгонского Совета депутатов, лица, персонально не получившие повестки, должны явиться в военкомат самостоятельно — это было опубликовано на их сайте и в районке… Да, могут быть нормативные акты органов местного самоуправления. Но по юридической силе они уступают закону «О воинской службе и воинской обязанности», постановлению Совмина о порядке извещения и должны соответствовать вышестоящим нормативным актам.

В итоге судья оштрафовал Георгия на две базовые.

— Вы пребываете в убеждении в том, что без повестки никуда ходить не будете. Это заблуждение. Вы не военноправный, а военнообязанный. Мы все пользуемся современными технологиями. При наличии сомнений после звонка представителя военкомата вы могли бы уточнить, на самом ли деле вас искали, — заключил судья.

— Через 15 минут после того, как я вышел из суда, мне позвонили из районной прокуратуры и пригласили зайти, — рассказывает Георгий. — Там мне вручили официальное предупреждение о недопущении нарушения законодательства.

В бумаге прокурор делает вывод, что я привлечен к административной ответственности. Я, конечно, с таким актом прокурорского реагирования согласиться не могу.

Это очень необычно, ведь по ПИКоАП постановление суда вступает в силу через 10 дней после вынесения, если сторона не подает жалобу. Как будто бумага в прокуратуре была готова заранее.

В общем, Георгий и Олег написали жалобу еще и в прокуратуру области — и уже получили отказ, который тоже считают обтекаемым. Они продолжают добиваться отмены решения прокурора.

После этого Георгий обжаловал административный штраф в Гродненском областном суде. Тот решение районного отменил и отправил обратно в район на пересмотр. Обжалование по гражданскому делу состоится в ближайшее время.

— Я готов идти в армию, тем более если годен, — уверяет Георгий. — Пропустить две недели работы за деньги, проходя медкомиссию, — милое дело. Но я против того, что они так работают. И меня огорчает, что все это в обмен на большие налоги, которые я плачу.

Сейчас времени не жалко. Трачу деньги на адвоката, зато посмотрел, как устроен суд, как реагируют прокуроры. В телевизоре «Час суда» проходит иначе.

Я намерен продолжать отстаивать свои права, добиваться признания вынесенных в отношении меня решений незаконными и их отмены.

Источник: https://people.onliner.by/2017/09/14/komissar

Ответственность за непостановку на учет в военкомат

Что будет если я попытаюсь встать на учет в военкомате в свои 23 года?

С каждым годом число мужчин призывного возраста, которые не хотят служить в армии, становится все больше: некоторые уклоняются, а некоторые просто не становятся на учет в военкомате. Связано это может быть с разными причинами, но факт остается фактом.

Если не стать на учет в военкомат, грозит ответственность, степень которой определяется в зависимости от обстоятельств. В большинстве случаев будет административная ответственность в виде небольшого штрафа, но может дойти до уголовной статьи в случае злостного уклонения.

Согласно Закону Украины «О воинской обязанности и военной службе»‎, защита территориальной целостности и границ является конституционной обязанностью граждан Украины.

В 2019 году призыву в обязательном порядке подлежат мужчины от 20 до 27 лет, которые не имеют законных оснований для отсрочки. Если же юноши по собственному желанию хотят служить, то с 18 лет можно выбрать контрактную службу.

Срок обязательной службы регламентируется ст. 23 ЗУ «О воинской обязанности и военной службе» и составляет:

  • 12 месяцев для лиц, имеющих высшее образование;
  • 18 месяцев для лиц без образования.

Призывная компания, как и раньше, имеет две волны. Начиная с 2018 года увеличились сроки призывной компании:

  • с 1 апреля по 30 июня — весенний призыв 2019 года;
    с 1 октября по 31 декабря — осенний призыв 2019 года.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

На законодательном уровне прописаны права и обязанности гражданина Украины перед военным комиссариатом. Каждый гражданин обязан защищать целостность страны, при этом военнообязанность включает в себя:

  • подготовку граждан к воинской службы;
  • приписку к призывным участкам;
  • призыв в обязательном и добровольном (контракт) порядке на воинскую службу;
  • прохождение воинской службы;
  • исполнение воинской обязанности в запасе;
  • прохождение службы в запасе;
  • соблюдение правил воинского учета.

Из последнего пункта напрашивается вывод, что если не встать на учет в военкомате, то это будет нарушением закона «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно ст. 38 ЗУ «О воинской обязанности и военной службе» при смене места жительства военнообязанный должен уведомить военный комиссариат о переезде и стать на учет. На данное действие законом выделяется 7 дней, в противном случае грозит ответственность за непостановку.

При постановке на учет каждый призывник получает важный документ – приписное свидетельство, которое содержит информацию о категории годности и месте приписки (к какому конкретно военкомату).

Получить приписное можно с 17 лет. Наличие данного документа говорит о том, что молодой человек не уклоняется от своей конституционной обязанности, а именно, внесен в реестр призывников в военном комиссариате.

Где нужно при себе иметь приписное свидетельство:

  • при поступлении в учебное заведение после школы;
  • при смене места регистрации;
  • при трудоустройстве (особенно на гос.должности);
  • во время мобилизации и т.д;
  • во время оформления заграничного паспорта.

В большинстве случаев именно смена места регистрации и получение загранпаспорта вынуждают не приписанных военнообязанных обращаться в комиссариат для постановки на учет, так как в противном случае не получится оформить необходимые документы.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

Если гражданин не стал на учет в военкомат (соответственно не получил приписное) либо снялся с предыдущего военного комиссариата при переезде, но не стал на учет по новому месту регистрации, могут возникнуть следующие проблемы:

  • отказ при попытке поступления в учебное заведение;
  • невозможность сменить место регистрации;
  • не получится получить загранпаспорт;
  • невозможность устроится на государственную должность либо связанную с МВД;
  • проблемы с правоохранительными органами в случае военного положения либо мобилизации.

Если сроки постановки нарушены (7 дней), то в любом случае придется нести ответственность, так это это прямое нарушение законодательства. В следующем пункте подробно рассказано о наказании.

При достижении 27 лет (окончание военной обязанности) необходимо получить военный билет, что будет проблематично. Так как лицо больше не призывного возраста, то отправить его на службу не получится, но привлечь к ответственности могут, так как это можно квалифицировать, как уклонение.

Законодательство Украины предусматривает как административную, так и уголовную ответственность за нарушения правил воинского учета. Наказание будет зависеть от тяжести правонарушения – срока уклонения и обстоятельств, которые этому поспособствовали.

Судебная практика показывает, что очень редко доходит до уголовного дела. Чаще всего всего возбуждать дела начинают на призывных участках, где очень низкая явка военнообязанных во время призыва.

Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), а именно статья 210, за непостановку на учет в течение 7 дней со снятия с предыдущего участка предусматривает наказание в виде штрафа от 5 до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Если же нарушение повторяется в течение года, то размер штрафа увеличивается до 10-15 ННМДГ. На 2019 год сумма следующая:

  • от 85 до 119 гривен — первое нарушение
  • 170-255 гривен — повторное нарушение

Если дело дойдет до уголовной ответственности, согласно ст. 337 УК Украины грозит штраф до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до двух лет, или арест на срок до шести месяцев. В большинстве случаев до уголовной ответственности не доходит.

Если после 27 лет необходимо получить военный билет, то в любом случае придется идти в военкомат. Так как лицо больше не призывного возраста, на службу его не отправят, но привлекут к ответственности за уклонение.

Большинство уклонистов отделываются административным наказанием в виде штрафа, то также могут возбудить уголовное дело, если смогут доказать, что военнообязанный намеренно скрывался (а сделать это очень проблематично).

Обратите внимание! Вид наказания зависит от многих факторов, среди которых срок уклонения, причины и т.д. Для получения более детальной информации рекомендуем обратиться к нашим юристам.

Источник: https://uristy.ua/articles/military-law/otvetstvennost-za-nepostanovku-na-uchet-v-voenkomat/

Прав-помощь
Добавить комментарий