Что делать, если после выборов никто не занимает должность председателя ТСЖ?

Что нужно знать о работе председателя ТСЖ многоквартирного дома?

Что делать, если после выборов никто не занимает должность председателя ТСЖ?

2017-05-19T14:17+0300

2017-05-19T14:25+0300

https://realty.ria.ru/20170519/408604470.html

Что нужно знать о работе председателя ТСЖ многоквартирного дома?

https://cdn24.img.ria.ru/images/realty/40692/69/406926976_0:149:3000:1850_1036x0_80_0_0_4cc3f8e4626d7656ba74cf33444c44.jpg

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

Недвижимость РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/realty/logo.png

19 мая 2017, 14:24

Председатель – всему голова. Поэтому к выбору “головы” товарищества собственников жилья нужно отнестись с особым пристрастием, ведь от его работы зависит благополучие всего дома. К чему должен быть готов кандидат в председатели ТСЖ, читателям сайта “РИА Недвижимость” рассказал заместитель начальника жилищного отдела АО “ВК Комфорт” Анатолий Соколов.

В полномочия председателя ТСЖ входит также участие в хозяйственной деятельности от имени юрлица. На него распространяются положения статьи 53.1 ГК РФ об ответственности за ущерб, причиненный самому ТСЖ. В ЖК РФ ответственности органов управления товариществом не предусмотрено. Но они могут быть отражены в уставе.

В Российском законодательстве никак не оговаривается ответственность председателя за вред, причиненный ТСЖ неэффективным управлением, но это и не исключает его ответственности за бездействие или действие в конкретных ситуациях.

Так как устав ТСЖ – это его основной закон и менять его условия можно на основании решения общего собрания, целесообразно внести в устав ответственность председателя ТСЖ и прописать:

  • какую ответственность несет председатель за конкретные действия (например, штраф за несвоевременное предоставление или сокрытие информации о движении денег на счете ТСЖ);
  • председатель несет полную материальную ответственность, если его действиями ТСЖ будут причинены убытки (например, если некачественно будет произведён ремонт и нужно будет устранить недоделки или недостатки, за это отвечает председатель, который, в свою очередь, имеет право взыскать стоимость недостатков с контрагентов, произведших ремонт).

Персональная ответственность председателя может быть предусмотрена за такие нарушения, как сокрытие или искажение информации о деятельности ТСЖ, за убытки, возникшие у собственников в результате принятия необоснованных решений и т.д.

Обеспечение выполнения решений правления ТСЖ в многоквартирном доме требует от председателя полноценной отдачи.

Опираясь на личный опыт председателя правления ТСЖ в одном из регионов нашей страны, могу констатировать следующее: решение вопросов связанных с осуществлением комфортных, безопасных условий проживаний в МКД, вопросов с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями потребуют погружения в данный процесс, как говорится, “с головой”, делится личным опытом заместитель начальника жилищного отдела АО “ВК Комфорт”.

Планирование и разработка смет доходов и расходов на соответствующий год с последующим вынесением на утверждение общему собранию членов товарищества; организация и проведение определенного вида работ и услуг; контроль за выполнением условий договоров сторонами; подготовка отчета о финансовой деятельности; контроль за своевременным внесением членами товарищества обязательных платежей и взносов – и это далеко не полный перечень обязательных требований к деятельности правления ТСЖ и председателя правления в частности.

Нужно понимать, что работа с людьми, собственниками помещений в МКД требует от правления товарищества определенного отношения. От выстроенной вертикали зависит и поставленный результат и атмосфера в доме.

Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Как правило, срок полномочий председателя ТСЖ ограничен двумя годами.

Если действующий председатель всех устраивает и собственники хотят его переизбрать, то правление товарищества собственников жилья созывает собрание членов правления. В повестку вносится вопрос о выборе председателя правления ТСЖ.

Если большинством членов правления ТСЖ будет утверждено решение о выборе действующего председателя, в этом случае полномочия председателя правления ТСЖ продлеваются.

Председатель правления ТСЖ обеспечивает выполнение решений правления, дает указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых обязательно.

Он также подписывает платежные документы (например, обслуживающая организация по вывозу мусора с территории МКД направляет акт выполненных работ и счет на оплату к подписанию и оплату), совершает сделки (например, сделки с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг), разрабатывает и выносит на утверждение общему собранию членов товарищества правила внутреннего распорядка ТСЖ в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в МКД, положение об оплате их труда.

Полномочия выбранного председателя правления ТСЖ оформляются протоколом общего собрания членов товарищества. Деятельность председателя ТСЖ регламентируется нормами ст. 149 ЖК РФ.

Процедура выбора председателя Товарищества Собственников Жилья (ТСЖ) и порядок выбора председателя ТСЖ регулируется Жилищным Кодексом Российской Федерации.

Руководство деятельностью ТСЖ осуществляется правлением товарищества. В свою очередь, правление ТСЖ избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества.

Правление ТСЖ избирает из своего состава председателя товарищества. Как видно из норм ЖК РФ, председателем товарищества может быть исключительно собственник помещения в многоквартирном доме, в котором было создано ТСЖ.

Действующее законодательство не предусматривает таких требований к кандидатам председателя товарищества.

Наличие у будущего председателя правления товарищества образования и знаний в области жилищного права облегчит процедуру организации и дальнейшей регистрации ТСЖ как юридического лица в налоговых органах.

Поможет более оперативно принимать те или иные решения, отнесенных к компетенция правления ТСЖ. Исчезает необходимость обращения за консультациями в адрес специалистов жилищного права.

Что определенно экономит время и денежные средства собственников помещений.

Мониторинг многоквартирных домов, в которых создано ТСЖ, показывает, что подавляющим большинством председателей правлений ТСЖ являются молодые активные люди в возрасте от 30-ти лет.

К личностным качествам председателя правления товарищества можно отнести стремление улучшить состояние МКД и сделать свой дом отличным от других, умение организовать собственников помещений к проведению общих собраний и донести до них рабочие ситуации.

Важным личностным качеством председателя правления ТСЖ является умение слушать и слышать собственников, своих соседей, а затем реализовать или довести до завершения услышанное.

ЗаконодательствоТСЖЖильеПолезноеF.A.Q. – Полезное

Источник: https://realty.ria.ru/20170519/408604470.html

«Выборы без нас»: как в махалле «Баёт» выбирали аксакала

Что делать, если после выборов никто не занимает должность председателя ТСЖ?

Проходящие майские выборы председателей (аксакалов) сходов граждан уже называют самыми прозрачными, свободными и демократическими. Автор статьи попытался собрать информацию, как прошли выборы в махалле «Баёт» Мирабадского района Ташкента.

С 1980-х годов в махаллю «Баёт» (бывшая «Матонат») начали массово переселяться семьи слепых и слабовидящих людей. Эта махалля считается самой удаленной от центра города и находится вблизи рынка «Куйлюк».

В конце 1970-х годов за счет бюджета Общества слепых здесь были построены девять четырехэтажных домов специально для постоянного проживания людей с инвалидностью по зрению.

Для удобства жителей с нарушением зрения здесь также было построено десятое здание, предназначенное для предприятия слепых и слабовидящих людей по производству щеток и картона, а также детский сад для их детей.

В народе махаллю «Баёт» именуют «махаллей слепых» потому, что из более 1300 жителей свыше 160 составляют люди с нарушением зрения. В настоящее время в махалле проживают 110 слепых и слабовидящих семей.

В связи с тем, что слепые составляют значимую часть населения махалли, жители всегда избирали аксакалом незрячего или слабовидящего человека, который был непосредственно знаком с ситуацией и проблемами граждан схода.

На прошедших 16 мая выборах председателя впервые в истории махалли был избран человек, не имеющий инвалидности по зрению. В беседе с автором многие слепые и слабовидящие жители махалли указали на нарушения требований новой редакции закона «О выборах председателя (аксакала) схода граждан».

Кандидаты от махалли были сняты районным хокимиятом

В начале апреля рабочей группой махалли «Баёт» по организации и проведению выборов были выдвинуты четыре кандидата на должность председателя (аксакала).

Впоследствии один из выдвиженцев снял свою кандидатуру, а остальные три кандидата были представлены соответствующей комиссии для согласования с хокимом Мирабадского района за 10 дней до выборов.

Двое из трех кандидатов являлись лицами с инвалидностью по зрению.

Ёдгор Раджаметов со второй группой инвалидности по зрению родился и вырос в махалле «Баёт», имеет высшее образование, по специальности — экономист.

Несмотря на молодой возраст (30 лет), Ёдгор Раджаметов тщательно готовился к выборам и выступил со своей предвыборной программой из восьми пунктов по улучшению уровня жизни населения махалли. В связи с этим многие граждане схода оказали ему доверие и поддержали его кандидатуру на должность аксакала.

Также была выдвинута кандидатура Хасана Ахмедова (1958 г. р.) с первой группой инвалидности по зрению, который уже работал в качестве председателя махалли — с 2011 года.

В списке кандидатов также фигурировала Зухра Камалхужаева. Все кандидаты прошли необходимое собеседование с хокимом района. Однако за два дня до выборов жители махалли узнали, что два кандидата без объяснения причин не оказались в списке претендентов на должность аксакала. Осталась единственная кандидатура — Зухры Камалхужаевой.

Автор попытался выяснить, по каким причинам представленные в хокимият кандидатуры Ёдгора Раджаметова и Хасана Ахмедова не были допущены до выборов.

Согласно статье 16 вышеупомянутого закона, хоким района рассматривает документы кандидатов и направляет соответствующим комиссиям свои обоснованные заключения по данным кандидатам для последующей передачи рабочим группам.

Председатель избирательной комиссии махалли «Баёт» Феруза Юнусова сообщила, что не располагает такой информацией и попросила связаться с рабочей группой и обратиться в хокимият Мирабадского района.

Оба не прошедших согласование в хокимияте кандидата — Ёдгор Раджаметов и Хасан Ахмедов — не получили никакого обоснованного заключения районного хокима о причинах несогласования их кандидатур.

Граждане махалли предполагают, что кандидатура Ёдгора Раджаметова могла быть снята хокимиятом вследствие его молодого возраста. Хасан Ахмедов в возрасте 61 года также не был допущен к выборам.

По другим предположениям, оба кандидата не были согласованы вследствие наличия у них инвалидности по зрению.

13 мая жители махалли неожиданно узнали, что кандидатура Нилуфар Машраповой, ранее не выдвигавшейся рабочей группой махалли, была предложена со стороны хокимията.

Нилуфар Машрапова, не имеющая инвалидности по зрению, работала в махалле в качестве советника с 2011 года по 15 апреля 2019 года, когда по своему желанию уволилась с работы.

Житель махалли «Баёт», пожелавший остаться неназванным, выразил предположение, что под воздействием хокимията Нилуфар Машрапова не могла не согласиться с решением о своем участии в выборах, спущенным сверху.

Несоблюдение принципов гласности и альтернативности

По закону, после получения заключения хокима района рабочая группа не позднее чем за пять дней до выборов должна вывесить информацию о согласованных кандидатах в здании схода граждан и в гузарах.

Стенд «Кандидаты» в здании схода граждан махалли «Баёт», 17 мая 2019 года. Фото автора.

К тому же, согласно статье 5 закона, информация о согласованных кандидатах, их выдвижения, дате и месте проведения выборов должна размещаться на официальном вебсайте Совета по координации деятельности органов самоуправления граждан города Ташкента не позднее чем за пять дней до выборов.

По словам очевидцев, в здании махалли «Баёт» была вывешена информация только об одном кандидате — Зухре Камалхужаевой. На вебсайте Совета по координации органов самоуправления также можно были найти информацию лишь об этой кандидатуре.

Скриншот страницы сайта toshkent.mahallakengashi.uz с информацией о кандидатах в махаллинских сходах Мирабадского района Ташкента (по состоянию на 20 мая 2019 года).

На сайте невозможно узнать, сколько всего кандидатов было выдвинуто рабочей группой в махалле «Баёт», сколько кандидатур было согласовано и допущено до выборов, кто снял кандидатуру и по каким основаниям.

Таких требований нет в законе, равно как и указаний на то, каким образом и какой орган может снимать кандидатуры и каков должен быть порядок отражения данного процесса на вебсайте для информирования общественности.

Принцип альтернативности гласит, что выборы председателя (аксакала) схода граждан должны осуществляться с выдвижением двух или более кандидатов. Несмотря на то, что в выборах председателя махалли «Баёт» участвовали два кандидата: — Н. Машрапова и З.

Камалхужаева, гражданам схода не была предоставлена возможность альтернативного выбора своих кандидатов с инвалидностью по зрению.

В связи с этим 14 мая на внеочередном заседании избирательной комиссии, что зафиксировано протоколом, 41 представитель, имеющий право на участие в выборах, совместно с активистами махалли потребовали от Мирабадского хокимията включить кандидатуры Ё. Раджаметова и Х. Ахмедова в избирательный бюллетень.

Кроме обращения в хокимият Мирабадского района, несколько граждан махалли обратились с официальным заявлением в прокуратуру Ташкента.

В заявлении они попросили оказать содействие в проведении выборов аксакала на основании принятого законодательства и при соблюдении принципов справедливости и открытости.

Активисты махалли также обратились в народную приемную президента Узбекистана в Ташкенте, где также призвали восстановить право граждан махалли на свободное волеизъявление.

Нарушения во время проведения выборов председателя

По словам жителей, помимо недопущения их кандидатов к участию в выборах, сам порядок и процесс проведения выборов сопровождался грубыми нарушениями.

Несмотря на требования, указанные в протоколе внеочередного собрания избирательной комиссии махалли, утром 15 мая представители Мирабадского хокимията совместно с главами домов начали раздавать бюллетени, в которых не значились их кандидаты.

Из-за игнорирования хокимиятом поставленных требований и отсутствия всяческих официальных обоснований снятия двух кандидатур с нарушением зрения, многие представители, имеющие право на участие в выборах, отказались даже получать бюллетень и участвовать в подобных «выборах».

По закону выборы председателя признаются состоявшимися, если в выборах приняли участие не менее двух третей представителей граждан от дворов, жилых домов, улиц. Таких представителей, имеющих право голоса, в махалле «Баёт» насчитывалось 67 человек — не менее 12% от общего числа граждан.

То есть в выборах должны были принять участие минимум 45 представителей схода граждан, чтобы можно было признать выборы состоявшимися.

Однако в связи с тем, что многие представители не изъявили желание участвовать, по приблизительным подсчетам активистов махалли только около 15 представителей приняли участие в выборах 16 мая.

Жители махалли «Баёт» сообщили, что в день ания в целях повышения явки представителей махалли, работники органов внутренних дел в форме начали ходить по домам и развозить представителей на служебной машине до места ания. Более того, по словам жителей, представители хокимията также распространяли заведомо ложную информацию, что недопущенные кандидаты Ё. Раджаметов и Х. Ахмедов будут допущены к выборам.

В гузаре махалли «Баёт» существуют все условия для проведения выборов. Есть зал, вмещающий около 70 человек, в котором ранее проводилось ание на всех выборах депутатов Олий Мажлиса, а также ание на выборах президента в 2016 году.

Интересен также тот факт, что на сайте Совета по координации органов самоуправления в разделе информации о З. Камалхужаевой местом и датой проведения выборов указано: ул. Бадахшон, дом 22 — гузар махалли «Баёт» 16 мая в 16:00.

Тем не менее, незадолго до выборов местом проведения было объявлено здание школы музыки и искусства в соседней махалле «Парвона».

В день выборов место проведения ания неожиданно меняется еще раз — на Дом культуры в махалле «Баратхужа».

По информации свидетелей, 16 мая в здание Дома культура махалли «Баратхужа» были также приглашены преподаватели и другие лица, которые не имеют права на участие в выборах аксакала наравне с представителями махалли «Баёт».

Инвалидность по зрению — не барьер для кандидата на должность аксакала

Может сложиться впечатление, что Ёдгор Раджаметов и Хасан Ахмедов не были допущены к выборам вследствие их инвалидности по зрению, по крайней мере, пока нет официальных причин несогласования их кандидатур.

Статья 7 закона гласит, что граждане Республики Узбекистан обладают равным избирательным правом «независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения».

При этом какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в выборах аксакала запрещаются.

В выборах председателя (аксакала) схода граждан не могут участвовать только граждане, признанные судом недееспособными.

Нарушение зрения, также как и нарушения слуха или физические нарушения функций организма, не могут служить основанием для недопущения человека к участию в выборах аксакала.

Инвалидность по зрению, в отличие от умственных или психических заболеваний, не влечет за собой недееспособность. Незрячие и слабовидящие люди обладают равными правами избирать и быть избранными.

Согласно статье 31 закона «О выборах председателя (аксакала) схода граждан», предусмотрена ответственность вплоть до уголовной за нарушение законодательства о выборах председателя (аксакала) схода граждан.

Учитывая случаи нарушений в порядке и процессе проведения выборов аксакала в махалле «Баёт», выявленных во время изучения на месте с жителями махалли, необходимо провести тщательную проверку соответствия организации избирательного процесса требованиям закона.

Люди с инвалидностью очень мало представлены в политической жизни нашей страны.

Например, невозможно назвать ни одного депутата Олий Мажлиса, который бы относился к категории лиц с инвалидностью и активно поднимал вопросы и проблемы людей с инвалидностью в Узбекистане на парламентском уровне.

В условиях ограниченности участия людей с инвалидностью в политической и общественной жизни страны нельзя отнимать право участия таких людей в выборах на уровне органов самоуправления.

В 2009 году Узбекистан подписал Конвенцию ООН о правах инвалидов, но до сих пор ее не ратифицирофал.

Статья 29 конвенции обязывает государства-участников гарантировать людям с инвалидностью право и возможность ать и быть избранными и «эффективно и всесторонне участвовать, прямо или через свободно выбранных представителей, в политической и общественной жизни наравне с другими». Государство должно активно способствовать созданию условий и поощрять их участие в государственных делах без дискриминации на основе инвалидности.

Тем не менее, на практике в махалле «Баёт» все происходит наоборот. Если люди с инвалидностью полностью потеряют доверие к институту махалли, это будет идти вразрез со стараниями и активной политикой президента Шавката Мирзиёева по социально-экономическому и инклюзивному развитию нашей страны.

Автор не смог связаться с рабочей группой по проведению выборов председателя схода граждан, чтобы получить комментарии.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Источник: https://www.gazeta.uz/ru/2019/05/21/elections/

Являются ли трудовыми отношения Председателя Правления ТСЖ и самого ТСЖ

Что делать, если после выборов никто не занимает должность председателя ТСЖ?

Жилищный кодекс не дает нам четкого ответа на вопрос, как необходимо оформить правоотношения между ТСЖ и Председателем Правления. Есть две противоположных позиции, в пользу обеих имеется некоторое количество аргументов.

Не трудовые отношения

Пункт 3.1 ст. 147 ЖК гласит, что “член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору”, из чего делается вывод о том, что трудового договора с Председателем Правления заключать нельзя, а отношения носят некий иной, не трудовой, характер.

На этот же вывод наводит формулировка пп.11 п. 2 ст. 145 ЖК РФ, согласно которой Общим собранием членов ТСЖ определяется “размер вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества”. Всего правления, а не только Председателя, вознаграждение, а не заработная плата, соответственно – не трудовые отношения.

Трудовые отношения

Противоположную позицию занимают Федеральная налоговая служба и Минфин, которые понимая, что трудовой договор заключать ЖК РФ запрещает, приводят аргументы в пользу признания правоотношений трудовыми и без заключенного договора. Вот, например, Письмо ФНС России от 17.04.2018 N БС-4-11/7275@:

Исходя из положений статьи 149 Жилищного кодекса председатель ТСЖ избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, действует без доверенности от имени товарищества.

Положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

Кроме того, положениями указанной статьи Трудового кодекса определено и то, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

На основании статьи 17 Трудового кодекса трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
В силу статьи 129 Трудового кодекса заработная плата является именно вознаграждением.

Таким образом, поскольку статьями 148 и 149 Жилищного кодекса на председателя правления ТСЖ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора.

Позиция налоговой понятна – признание деятельности Председателя трудовой позволяет обязать ТСЖ начислять на вознаграждение страховые взносы, тем самым пополняя бюджет.

Позиция Коллегии по административным делам Верховного суда РФ

И вот на сцене появляется Верховный суд, который в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2019 N 84-КА19-1 строит следующую цепочку (новую для аргументации квалификации данных правоотношений):

В силу пункта 2 статьи 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме, созданным для совместного управления общим комплексом имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
Согласно положениям статьи 144, части 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

Кроме того, положения статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Законодатель в статьях 20, 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.
Между тем, учитывая приведенные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом, члены правления которого и его председатель являются членами товарищества собственников жилья, собственниками жилых помещений, которые действуют в форме товарищества собственников жилья в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.

Нет работодателя, нет и трудовых отношений, резюмирует Коллегия:

Из указанных выше положений закона в их взаимосвязи следует вывод, согласно которому товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого не могут находиться с ним в трудовых отношениях, но на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья им может быть определен размер вознаграждения за участие в управлении многоквартирным домом.

Аргументация ВС РФ выглядит вполне логичной и неплохо дополняет первую изложенную выше позицию. Очевидно, что попытавшееся ей воспользоваться ТСЖ столкнется с недовольством налоговых органов (вполне вероятно, выраженном в административных санкциях). Однако, в бюджете любого ТСЖ суммы от страховых взносов не будут лишними – редко эти бюджеты бывают профицитными.

Отсюда вопрос, который хотелось бы отсудить, насколько реально применить позицию ВС РФ в общении с налоговыми органами по этому вопросу? Ведь если что – спор однажлды попадет как раз в Коллегию по административным делам…

Источник: https://zakon.ru/comment/527861

Смена председателя ТСЖ

Что делать, если после выборов никто не занимает должность председателя ТСЖ?

Председатель избирается для того, чтобы управлять товариществом. Он занимается координацией действий собственников, а также следит за состоянием дома и по возможности улучшает его.

Управляющий ТСЖ определяется анием членов. Он занимает свой пост в течение того срока, который указан в уставе объединение, но не более 2 лет.

Стать председателем может только тот, кто является членом товарищества, то есть один из собственников помещений в МКД. Владение квартирой или нежилой площадью в доме – это достаточное основание для вхождения в ТСЖ.

Это же правило работает при смене председателя ТСЖ. Старого управляющего из числа собственников может заменить только тот, кто также является владельцем одного из помещений.

О рисках и отвественности председателя и членов правления ТСЖ читайте в специальной статье.

Может ли председатель жить в другом доме? Да, этот момент законодательно не ограничивается, никто не будет отслеживать место проживания собственника квартиры.

★ Подсказка! Кто выбирает председателя ТСЖ?

По ст. 147 ЖК РФ председатель не может:

  • являться лицом, подписавшим с ТСЖ договор управления;
  • работать в УК, привлеченной товариществом;
  • входить в ревизионную комиссию ТСЖ;
  • передавать кому-то свои обязанности и полномочия;
  • подписывать с ТСЖ трудовой договор.

Обязанности председателя товарищества достаточно обширны, приведем их на следующем картинке:

Для исполнения всех этих обязательств требуется немало времени и усилий, а также определенных навыков. За свою работу председатель может получать вознаграждение. Это определено в п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ. Вопрос о необходимости оплаты труда председателя ТСЖ и ее размере решается собственниками помещений.

Когда становится возможной смена председателя ТСЖ

Работа любого товарищества ведется на основании принятого им локального документа – устава, который утверждается при создании объединения.

Именно в нем указывается срок нахождения на должности выбранного управляющего, который не может превышать 2 лет. Впрочем, это общее правило можно обойти.

Для увеличения срока работы председателя до очередных перевыборов достаточно внести соответствующие изменения, подкрепленные согласием владельцев помещений и членов правления.

Важно!

Двухлетний срок оптимален для того, чтобы руководитель товарищества смог проявить свои управленческие способности. Если председатель ТСЖ не будет выполнять своих обязанностей, то собственники по истечении 2 лет его не переизберут и остановятся на другой кандидатуре.

Другая причина смена управляющего – его собственный отказ от должности. На этот шаг он может пойти по каким-то личным обстоятельствам.

Недовольство собственников конкретными нарушениями в работе председателя может стать поводом для его досрочного снятия с должности.

Мы привели основные причины, по которым может произойти смена председателя ТСЖ. Существуют и другие поводы, но из-за редкости возникновения отдельно упоминать их не будем.

Жильцы могут отстранить управляющего товариществом от занимаемой должности по нескольким причинам:

  • регулярно и без должных оснований председатель ТСЖ уклоняется от исполнения своих прямых обязанностей;
  • игнорируются и не рассматриваются просьбы жильцов многоэтажки;
  • появились проверенные данные о нецелевом расходовании денег;
  • управляющий уличен в вымогательстве;
  • председатель нарушил трудовое, жилищное, гражданское, уголовное или налоговое законодательство;
  • руководитель уличен в присвоении общего имущества;
  • вскрылся факт получения взятки или махинаций с денежными средствами.

Председатель ТСЖ не всегда меняется из-за нарушений законодательства. Он может покинуть пост из-за ухудшения здоровья, выхода на пенсию, переезда и других обстоятельств. Жильцов при этом нужно предупредить заранее, и по факту ухода с поста члены объединения голосуют за нового управляющего.

Смена управляющего ТСЖ: с чего начать

Замена председателя товарищества – ответственная процедура, требующая серьезной подготовки.

1. Жильцы уведомляются о готовящемся общедомовом собрании. Только в ходе него можно провести ание. Оповещать собственников допускается двумя способами: объявлениями на досках в подъездах и поквартирным обходом, то есть лично.

2. Подготавливается список кандидатов на роль управляющего. Каждый должен вкратце рассказать о себе собственникам и подготовить небольшую речь для собрания.

3. Готовятся к анию и работники ТСЖ. Секретарь уведомляется о необходимости вести протокол мероприятия, итоги которого фиксируются на бумаге.

Далее начинается сама процедура переизбрания и прихода на должность нового человека. Ее мы рассмотрим поэтапно.

Пошаговая инструкция для смены управляющего товарищества

Время нахождения председателя ТСЖ на должности значения не имеет. Жильцы могут потребовать его снятия в любой момент. Аналогичное условие могут выдвинуть госорганы (обычно это Госжилинспекция или прокуратура) при вскрытии фактов совершения управляющим противоправных действий.

Этап 1. Общее собрание

Новый председатель выбирается простым большинством . Ход общедомового собрания, связанного с переизбранием управляющего ТСЖ, фиксируется в протоколе.

Важно помнить, что выборы будут считаться легитимными только при участии в ании большей части собственников помещений. Подсчетом занимается секретарь.

Строгие требования к ведению протокола объясняются тем, что из-за ошибок секретаря в составлении этого документа процедура смены председателя ТСЖ в дальнейшем может быть кем-то оспорена и признана недействительной.

В судебной практике есть масса примеров оспаривания решений, принятых в товариществах в ходе общедомовых собраний.

По этой причине при заполнении протокола нужно внимательно следить за тем, чтобы не было противоречий с действующими законами и положениями учредительной документации объединения.

Чтобы не допустить ошибки, секретарю нужно следить за изменениями редакции устава. Иногда бывает так, что в учредительную документацию вносятся изменения, которые не учитываются при проведении ания. В итоге получается, что выборы прошли по старым и не действующим правилам, а значит, их можно оспорить.

Этап 2. Передача дел

Смена председателя ТСЖ сопровождается передачей дел новому руководителю. Старый управляющий для этого 2 недели остается на рабочем месте. Вместе с этим, он готовит отчеты о проведенной работе, в которых отмечает незавершенные дела.

Документы передаются новому председателю и членам правления ТСЖ. Печать остается у старого управляющего до того момента, пока не произойдет полного оформления смены руководителя.

В том числе, для этого необходимо пройти дополнительную регистрацию в ФНС.

Новый управляющий знакомится с учетной документацией и проверяет бюджет. По завершении 2 недель он должен быть готов взять на себя всю ответственность в качестве председателя ТСЖ.

Этап 3. Регистрация в ФНС

Новый руководитель после вступления в должность должен сразу же встать на учет у налоговиков. В противном случае он не сможет распоряжаться деньгами ТСЖ. Регистрация осуществляется при его личном визите в ФНС со следующими документами:

  • паспорт;
  • протокол общедомового собрания, на котором проводилось ание;
  • уставная документация товарищества.

Смена председателя ТСЖ регистрируется путем заполнения заявления по форме 140001.

Налоговики рассматривают документы в течение недели. При правильной подаче заявления происходит регистрация нового управляющего.

Нужно учитывать, что на необходимые бюрократические процедуры требуется время, поэтому окончательно вступить в должность получится не сразу после ания, а только по завершении обработки документов в ФНС, что занимает до 8 дней. Если у налоговиков появятся претензии к представленным бумагам, то срок внесения в реестр личных данных нового председателя увеличится.

Этап 4. Приказ о вступлении в должность

После посещения налоговой составляется документ, на основании которого председатель может начинать работу. Обычно для этого используется приказ. Он имеет стандартную форму и содержит паспортную информацию нового руководителя, а также контактные данные ТСЖ.

Подписывает приказ сам управляющий, члены правления товарищества, представители контролирующих органов и ГЖИ. После этого председатель официально начинает свою работу.

Когда пишется приказ, секретарь одновременно составляет протокол с указанием того, кто именно поставил свои подписи в этом документе, а значит, согласился на вступление в должность нового управляющего.

Приказ вместе с протоколом хранятся в офисе товарищества и остаются доступными для всех желающих.

Этап 5. Оповещение собственников о смене председателя ТСЖ

По завершении всех формальных процедур жильцам сообщают о появлении нового руководителя товарищества. Это нужно для того, чтобы максимальное число собственников было оповещено о произошедших изменениях. Некоторые из них могли отсутствовать на ании и не знать о происходящих событиях.

Приказ и информация из протокола вывешиваются на досках объявлений в подъездах и офисе ТСЖ. На этом процедура смены председателя завершается.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102288-smena-predsedatelya-tsj

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59ce088d9b403c8aa4ae8005/smena-predsedatelia-tsj-5b51a24a9b38ef00a9d99127

Коротко о главном в товариществе собственников жилья: председатель правления и его рабочие риски

Что делать, если после выборов никто не занимает должность председателя ТСЖ?

Председатель правления, как правило, является главным лицом ТСЖ: от него зависит, насколько хорошо товарищество будет решать поставленные перед ним задачи. Рассказываем, кто может стать председателем ТСЖ, как его выбирают, какие полномочия и риски есть у этого должностного лица.

Как и кто избирает правление ТСЖ

Товарищество собственников жилья, согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, является одним из трёх способов управления многоквартирным домом. Членами товарищества должны являться собственники, обладающие более чем 50% от общего числа всех в доме (ч. 3 ст. 135 ЖК РФ).

К органам управления ТСЖ относятся общее собрание членов товарищества и его правление (ст. 144 ЖК РФ). Правление ТСЖ принимает решение по всем вопросам деятельности товарищества, которые не входят в компетенцию общего собрания собственников или членов ТСЖ.

Правление ТСЖ избирается на общем собрании членов товарищества (далее – ОСЧ) на срок не более, чем два года. Решение оформляется протоколом, который должен быть оформлен по требованиям приказа № 44/пр, которые предъявляются к протоколам общих собраний собственников в МКД.

В некоторых случаях собственники, принимая решение на общем собрании о создании ТСЖ, сразу же избирают и правление. Но законодательно этот вопрос не отнесён к компетенции ОСС, что может стать причиной признания судом нелегитимным правление ТСЖ и все принятые им решения.Подпись председателя ТСЖ: как правильно делегировать полномочия

Кто может быть председателем правления ТСЖ и как его избирают

Председатель правления избирается из числа его членов. Сделать это могут члены товарищества на общем собрании, если Уставом это отнесено к компетенции ОСЧ, или избранные члены правления (ч. 3 ст. 147 ЖК РФ).

Председатель правления ТСЖ обязательно должен быть собственником помещения в доме и входить в правление товарищества. При этом неважно, где он прописан: в помещении дома, владельцем которого он является, или же в другом месте или даже городе.

В ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ перечислены лица, которые не могут быть избраны в члены правления ТСЖ, а следовательно, не могут быть председателем правления товарищества:

  • должностные лица организации или управляющий, с которыми заключён договор управления;
  • работники ТСЖ, заключившие с товариществом трудовой договор;
  • члены ревизионной комиссии ТСЖ.

Поскольку председатель правления ТСЖ обязательно должен быть собственником помещения в доме или его доли, то на эту должность не могут быть избраны члены семьи собственника, прописанные в квартире, в том числе супруги или дети, а также наниматели и арендаторы.

Указанные лица также не могут входить в правление ТСЖ. Принимать участие в ОСЧ товарищества не собственники имеют право только как представители владельца помещения на основании нотариально оформленной доверенности от собственника.

Какие полномочия есть у председателя правления ТСЖ

Момент возникновения полномочий председателя – это принятие решения об избрании на должность. Именно с дня, когда протоколом ОСЧ/собрания правления, собственник избран на должность председателя, он получает полномочия, перечисленные в ст. 149 ЖК РФ.

Председатель правления ТСЖ:

  • подписывает документы и договоры, если для этого не нужно одобрения правления или ОСЧ товарищества;
  • подписывает доверенности для представления интересов ТСЖ, в том числе в суде общей юрисдикции;
  • составляет и предъявляет иски и претензии от имени товарищества;
  • выступает представителем ТСЖ при взаимодействии с органами надзора и контроля.

Начало полномочий председателя ТСЖ никак не связано с датой, когда с ним был заключён трудовой договор или соответствующая запись о ТСЖ была внесена в ЕГРЮЛ. Также для работы председателю не нужна доверенность, что закреплено в ч. 2 ст. 149 ЖК РФ.

Срок полномочий избранного председателя правления ТСЖ определяется Уставом товарищества и, как правило, не превышает два года. При этом важно помнить, что истечение установленного срока не прекращает автоматически деятельность председателя.Как подготовить и успешно провести общее собрание членов ТСЖ или ЖК

Когда и кто может снять с председателя правления ТСЖ его полномочия

Председатель правления ТСЖ прекращает свою деятельность на этой должности в следующих случаях:

Если на собрании члены ТСЖ решили прекратить полномочия действующего председателя, но нового не выбрали, то первый продолжает свою работу до момента, пока на эту должность не будет выбран другой член правления товарищества собственников.

Досрочное прекращение полномочий председателя происходит при наличии серьёзных оснований, в том числе неспособности лица вести дела надлежащим образом или грубых нарушений при исполнении обязанностей (абз. 2 ч. 2 ст. 123.14 ГК РФ).

  1. Лицо, избранное председателем ТСЖ, утратило право собственности на помещение в многоквартирном доме, где создано данное товарищество (ч. 3 ст. 143 ЖК РФ).

Источник: https://roskvartal.ru/tszh-tsn-zhsk/10402/korotko-o-glavnom-v-tszh-predsedatel-pravleniya-i-ego-rabochie-riski

Прав-помощь
Добавить комментарий