Амнистия штрафов в честь 70 летия победы

Амнистия к 70-летию победы не приведет к росту преступности

Амнистия штрафов в честь 70 летия победы

Амнистия в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне не приведет к росту преступности. Об этом сегодня заявил председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников в ходе пресс-конференции в МИА “Россия сегодня”.

“Это умеренная амнистия, не будет никакого всплеска преступности. Если человек просто выходит из мест лишения свободы по отбытию наказания, то рецидив происходит, как правило, в 30%-40% случаев. Если по амнистии – от 2,5% до 4%. Это цифры достаточно серьезные и о многом говорят. При этом надо понимать, что на тяжкие преступления амнистия не распространяется”, – пояснил он.

Кроме того, Павел Крашенинников отметил, что на большой круг преступлений амнистия не распространяется. Это все тяжкие и особо тяжкие деяния, а также составы, связанные с экстремизмом, преступлениями против несовершеннолетних, ДТП, где есть погибшие, вандализмом, надругательство над местами захоронения, обращением фальсифицированных лекарственных средств и ряд других.

“Мы держим руку на пульсе, связываемся с ФСИН России. Они выпустили указание по применению амнистии и контактам с органами местного самоуправления, органами субъектов РФ по поводу реабилитации тех лиц, которые выйдут из мест заключения”, – отметил депутат.

Кроме того, по словам Павла Крашенинникова, эта амнистия существенно отличается от всех проведенных ранее рядом новелл.

Например, под нее попадают одинокие мужчины, имеющие несовершеннолетних детей и детей инвалидов.

Если в предыдущих амнистиях предусматривалось освобождение мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет, то в этот раз соответствующий возраст снижен на пять лет и для тех, и для других.

Помимо этого, если человек находится в местах лишения свободы и ему осталось отбывать срок менее одного года, то он также может претендовать на амнистию.

Выйти на свободу смогут и те люди, кто уже пользовался амнистией в прошлом – до 2005 года, что также отличает нынешнюю амнистию от предыдущих. “Наряду с традиционной категорией инвалидов I-II группы здесь [в постановлении об амнистии – Ред.

] у нас есть и онкобольные – III и IV клинические группы”, – указал на еще одно нововведение Павел Крашенинников.

По словам депутата, граждане, которые принимали участие в боевых действиях, одинокие мужчины и женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, чернобыльцы и ряд других категорий планируется освободить уже до 9 мая.

“Иногда говорят, что сейчас многих начнут признавать злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Я думаю, что это никому не выгодно, ФСИН России как раз заинтересована, чтобы побольше людей освободить с тем, чтобы нагрузка на уголовно-исполнительную систему была меньше”, – пояснил он.

    МНЕНИЕПавел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:“Из мест лишения свободы выйдет где-то 60 тыс. человек. Эта цифра может корректироваться, но пока она подтверждается. Еще 200 тыс. – это осужденные к условным наказаниям либо с отсрочкой исполнения наказания. Ну и совсем плавающая цифра – по возбужденным уголовным делам МВД России и Следственного комитета РФ. Здесь статистики не может быть, потому что жизнь каждый день меняется. Будут прекращать возбужденные уголовные дела, и в результате может быть амнистировано еще от 100 до 150 тыс. человек”.

По словам Павла Крашенинникова, авторы амнистии прежде всего руководствовались формальной структурой УК РФ.

В амнистию включались преимущественно первые и вторые части статей (небольшая и средняя тяжесть) и не включались третьи и четвертые (тяжкие и особо тяжкие).

По этой причине под амнистию, например, не попадают отдельные составы мошенничества, которые  из-за большой суммы ущерба относятся к тяжким.

https://www.youtube.com/watch?v=10HHmDlDEhw

Как отметил депутат, тот факт, что применительно к мошенничеству часто возникают инициативы об амнистии, возможно, является поводом задуматься о корректировке УК РФ.

“Убрать наказание в виде лишения свободы и поставить большие штрафы. Тащить людей в места лишения свободы, наверное, не всегда правильно.

Поэтому для нас амнистия и ее итоги – достаточно большой повод для размышлений о тексте УК РФ”, – пояснил он. 

Тем не менее, Павел Крашенинников подчеркнул, что следственные органы имеют возможность в любой момент переквалифицировать тяжкие составы, на составы средней или небольшой тяжести. “Мы знаем, что очень часто у нас правоприменители задирают планку повыше, а потом соглашаются опустить пониже. С этой точки зрения переквалификация возможна”, – отметил депутат.

При этом он допустил наличие коррупционных рисков в подобных ситуациях. Однако их пресечению должен способствовать четко прописанный порядок применения амнистии, который также был принят Госдумой. По мнению Павла Крашенинникова, этот документ является лучшим и наиболее подробным по сравнению с аналогами прошедших лет.

Кроме того, в перспективе не исключено проведение амнистии и по административным правонарушениям, считает депутат. С такой инициативой, в частности, выступал Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

“Мы готовы рассматривать этот вопрос. По поводу административной амнистии в КоАП РФ есть соответствующие нормы. Но поскольку концепция амнистии, которая была внесена президентом (также как и коллегами из “Справедливой России” и “ЛДПР”), исключительно уголовная, мы не могли выйти за ее рамки”, – пояснил Павел Крашенинников.

Напомним, что постановление Госдумы от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД “Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов” вступило в силу 24 апреля.

Документ подлежит реализации в течение шести месяцев с этого момента на основании постановления Госдумы от 24 апреля 2015 г.

№ 6578-6 ГД “О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов”.

Источник: http://www.garant.ru/news/621936/

Мы вольные птицы…: амнистия-2015

Амнистия штрафов в честь 70 летия победы

Идея проведения амнистии в честь празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне впервые была высказана главой Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым 5 декабря 2014 года на встрече Президента РФ Владимира Путина с членами Совета, а также федеральными и региональными омбудсменами. 

Спустя два месяца конкретные предложения нашли свое воплощение в проекте постановления об объявлении амнистии, опубликованном на сайте СПЧ.

Документ предполагает, что амнистия будет распространяться на широкий круг осужденных и лиц, подвергшихся уголовному преследованию. Планируется, что под нее подпадут не только те, кто нуждается в специальной социальной поддержке – несовершеннолетние, женщины, пенсионеры, инвалиды, участники боевых действий, но и впервые осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно.

Также предлагается освободить некоторых осужденных от дополнительных видов наказания, сократить сроки снятия судимости и освободить амнистируемых от выплаты штрафов. Однако, пожалуй, главное предложение проекта об амнистии – существенно сократить неотбытое наказание многим категориям осужденных к лишению свободы.

К примеру, планируется снизить для осужденных к пожизненному лишению свободы срок, по истечении которого они вправе обратиться с ходатайством об условно-досрочном освобождении, с 25 до 20 лет, а также сократить вдвое испытательный срок условно осужденным.

По некоторым прогнозам, на свободу могут выйти не менее 100 тыс. человек. Но по моим оценкам, амнистия может затронуть около половины лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы [по состоянию на 1 января 2015 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 671,7 тыс. человек. – Ред.].

Разумное новшество предложенного СПЧ проекта постановления заключается в проведении так называемой административной амнистии – в отношении штрафов за административные проступки и лишения специальных прав, в частности права на управление автомобилем (срок лишения специального права должен снизиться вдвое). Полагаю, что если государство освобождает от наказания лиц, совершивших преступления, логично освободить от наказания и тех, на чьей совести менее опасное деяние – административное правонарушение.

В целом я разделяю точку зрения авторов проекта СПЧ об объявлении амнистии, так как объем ошибок в правоохранительной системы колоссален. И те меры, которые предлагает государство по их исправлению в виде амнистии, все-таки лучше, чем совсем ничего.

С другой стороны, по моим представлениям, существуют способы, которые могли бы более эффективно помочь совершенствованию правоохранительной системы и уголовной политики. Среди них:

  • радикальное расширение списка преступлений, по которым обвиняемый может требовать рассмотрения его дела судом присяжных (например, по всем преступлениям, максимальное наказание по которым составляет более 8-10 лет лишения свободы). Сегодня менее 1% уголовных дел, находящихся в производстве судов, могут быть рассмотрены судом присяжных.
  • увеличение размера мелкого хищения – с 1 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 7.27 КоАП РФ). Напомню, если сумма украденного превышает установленный в КоАП РФ размер мелкого хищения, правонарушитель будет привлечен не к административной, а к уголовной ответственности по ст. 158 УК РФ;
  • выработка механизма независимого контроля оперативно-розыскных мероприятий в форме проверочной закупки и оперативного эксперимента. По закону должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”). Однако де-факто такая практика довольно распространена, в то время как внешний контроль в данной сфере не осуществляется.
  • установление запрета на оглашение в суде показаний свидетелей и потерпевших, данных на предварительном расследовании, без их вызова и без соответствующего согласия обеих сторон. Сегодня, к сожалению, ключевые свидетели обвинения нередко подписывают у следователя протокол не читая его, а потом не являются по вызову в суд. Затем суд дает прокурору согласие на оглашение показаний (которые далеко не всегда записаны в протоколе дословно), а фактически – на копирование протокола в приговор.

Добавлю, что такое частое проведение амнистии, как в нашей стране [последняя амнистия была проведена в 2013 году в связи с 20-летием Конституции РФ. – Ред.], фактически является признанием неэффективности работы правоохранительной системы, необоснованности назначения наказания и попыткой исправить эту ошибку “поголовным” способом.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/kudryashov/610005/

Холодная весна 2015-го

Амнистия штрафов в честь 70 летия победы

Владимир Кара-Мурза-старший: Сегодня президент внес в Государственную Думу проект амнистии к 70-летию Победы.

О том, какой она будет, какой могла бы быть, мы поговорим с нашими гостями – Евой Меркачевой, членом Общественной наблюдательной комиссии, обозревателем “Московского комсомольца”, и Валерием Борщевым, членом Московской Хельсинкской группы, бывшим депутатом Госдумы от фракции “Яблоко”.

А подзаголовок нашей программы – “Холодная весна 2015-го”.

Валерий Васильевич, вы застали амнистию 1953 года. И с тех пор таких широких амнистий не было.

Валерий Борщев: Да. Но та амнистия была шоковой. Мне тогда было 10 лет. Мы жили в Иркутске, вокруг там множество лагерей. Были в напряжении. И конечно, у людей возникло некое настороженное отношение к амнистии.

А в 90-е годы я был депутатом Госдумы, лично участвовал в подготовке амнистии и могу сказать, чем нынешняя амнистия качественно отличается от “нашей”. У нас была детализация, мы писали постатейно. Мы не писали “до пяти лет”, как здесь.

А что такое – до пяти лет? Что такое – тяжкие или нетяжкие преступления? Например, “Кража” – 158-я статья, часть третья: если крупный размер – 250 тысяч, то уже до шести лет. Уже под амнистию не попадают. Или “Растрата”.

Какой-нибудь бухгалтер ошибся на 250 тысяч – до семи лет. Я согласен, насильственные преступления, убийства… Но экономические!.. А бедные наркоманы?!.. Ведь не за сбыт, не за производство, а за незаконное приобретение и хранение – от трех до семи лет.

Они не попадают сюда. Поэтому я считаю подготовленную амнистию профессионально неудачной, поверхностной.

Владимир Кара-Мурза-старший: Ева, достигло ли уже критической массы население российских тюрем, чтобы объявить амнистию?

Ева Меркачева: Я думаю, что да. На сегодняшний день за решеткой находится около 800 тысяч человек – это очень много. И самое печальное, что под амнистию, даже по тем данным, которые опубликованы на сайте Кремля, подпадет в лучшем случае 60 тысяч человек. Я думаю, что в реальности на свободу выйдет примерно 20 тысяч человек, не больше. Ну, так показывает практика.

И самое ужасное, что этой амнистии очень ждали заключенные. Когда мы ходили по московским СИЗО, практически в каждой камере нас спрашивали: “Какой будет амнистия?” Просили принести проекты, расспрашивали про какие-то детали.

Мы всем говорили: “Не волнуйтесь, все-таки 70-летие Победы – наверняка, очень многие из вас под нее подпадут”. А сейчас у меня такое ощущение, что мы их обманули, что государство их обмануло. И от этого становится очень горько.

Действительно, это одна из самых неудачных амнистий. Когда было 55-летие Победы, на свободу вышли 222 тысячи человек – это достаточно серьезное количество. Когда было 60-летие Победы, на свободу вышли 188 тысяч человек – это тоже достаточно много. А сейчас заявлено всего лишь 60 тысяч. Но в реальности будет в 3 раза меньше.

Владимир Кара-Мурза-старший: У нас на прямой телефонной связи Олег Миронов, бывший омбудсмен.

Олег Орестович, какие амнистии были в вашу бытность уполномоченным по правам человека? И чем они отличались в выгодную сторону от нынешней? Вот Ева говорит, что они были более милосердными.

Олег Миронов: Я вспоминаю свою депутатскую деятельность в Государственной Думе первого и второго созывов.

Принималось постановление об амнистии, а документы готовил комитет, в котором я работал, – Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе.

Тогда под амнистию попали те, кто привлекался к уголовной ответственности за события начала октября 1993 года, а также за события, связанные с ГКЧП. Эти документы готовились очень тщательно.

Государственная Дума принимает два постановления – об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии. Там четко указывается, по каким статьям предусмотрена амнистия, за какие деяния. Это был очень сложный и тщательно выверенный документ.

И по этой амнистии многие были освобождены от уголовной ответственности. Один только генерал Варенников отказался от амнистии, сказал: “Мне не нужно прощение! Я не совершал преступления. Я пойду в Верховный суд и буду добиваться, чтобы меня признали невиновным”. И он действительно этого добился.

А амнистия была достаточно широкой. И я думаю, что она была необходима, справедлива.

Что касается нынешней амнистии, конечно, 70-летие Победы – это выдающаяся, знаменательная дата в истории нашей страны. И конечно, к этой дате должна быть амнистия. Но пока постановление об амнистии не принято, идет обсуждение.

Согласно регламенту Государственной Думы, постановление об амнистии принимается в том же порядке, что и законы Российской Федерации. Поэтому будут поправки, дополнения, корректировка. Посмотрим, что мы увидим в окончательном виде.

Но не хотелось бы, чтобы эта амнистия была подобна той, которая была к 20-летию Конституции, когда бывший министр обороны Российской Федерации, по вине которого было растрачено 3 миллиарда рублей, попал под эту амнистию.

Амнистия должна быть справедливой, она должна восприниматься людьми как акт справедливый, обоснованный. Хотелось бы, чтобы именно такие документы были подготовлены Государственной Думой.

Владимир Кара-Мурза-старший: Ведь по Конституции амнистия – это прерогатива парламента. Но все чаще в это дело вмешивается президент.

Валерий Борщев: Это характеристика нынешнего парламента. После того как в обществе возникло серьезное недовольство амнистиями из-за малочисленности, возникло некое напряжение между Думой и президентом… Я помню, какие были споры.

В общем-то, президент гнул свою линию, что ограничить число тех, кто подпадает по амнистию. И чтобы не возникло таких предупреждений, Дума согласилась, что будет проект вносить президент. По-моему, это очень унизительно.

Дума отдала исполнительной власти свое эксклюзивное право миловать, записанное в Конституции. Это не делает ей чести.

Владимир Кара-Мурза-старший: Мне кажется, что с тех пор, как президент занимается подготовкой амнистии, ее нормы стали более жесткими и менее гуманными.

Ева Меркачева: Я думаю, что президент глубоко не вчитывался в тот документ, который ему представили.

Получается, что под амнистию подпадают, как написано в документе, в первую очередь женщины, несовершеннолетние, больные. Никто не будет с этим спорить. Казалось бы, святое дело. Но дальше прописано: под амнистию подпадают люди, которые участвовали в боевых действиях в Чечне, в Афганистане.

И есть маленькая оговорочка: а также сотрудники правоохранительных органов и приравненные к ним.

А что это означает? Сейчас на свободу выйдет огромное количество людей из силового блока, которые были осуждены за превышение должностных полномочий, за избиения заключенных, если речь идет о сотрудниках колоний, полицейские, которые выбивали признательные показания из людей, и это было доказано. Мне кажется, эта амнистия была продавлена силовым лобби.

Подпадет под амнистию Механов, экс-начальник Копейской колонии, – самой ужасной, пыточной, в которой умирали заключенные. Он как раз вписывается во все критерии.

И это особенно обидно, потому что получается, что люди, которые предали интересы родины, интересы службы, выходят на свободу, но не выходят те предприниматели, которым вменяется мошенничество по кредитам.

Ну, человек взял кредит, возможно, он либо не смог рассчитаться, либо что-то произошло, в том числе и по вине государства. А человек остается за решеткой, и ему в ближайшее время ничего не “светит”.

Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте послушаем Зою Светову, члена Общественной наблюдательной комиссии, которая призывает к сдержанности в оценке возможных масштабов амнистии.

Зоя Светова: Цифры, которые сейчас публикуются в СМИ: амнистия может затронуть до 60 тысяч осужденных к лишению свободы и до 200 тысяч, осужденных условно. Мне кажется, что сейчас совершенно неправильно было бы оперировать этими цифрами.

Во-первых, у нас нет полного проекта амнистии, а есть только проект постановления – а в него еще будут вноситься какие-то поправки. Поэтому очень вредно сейчас обнадеживать людей, которые сидят в местах лишения свободы.

Они могут об этом узнать и будут надеяться.

Сейчас в прессе очень много разговоров о том, что будет широкая амнистия, такая гуманная акция. Ничего этого не будет! Мы помним последнюю амнистию к 20-летию Конституции, которая была перед Олимпиадой. Конечно, тогда знаковые люди вышли на свободу, такие как фигуранты “дела Pussy Riot”, “Болотного дела”.

Но очень мало вышло на свободу обычных людей, которые бы подходили под какие-то гуманитарные соображения. А под амнистию по проекту президента как раз фигуранты громких дел не подпадают: ни Алексей Навальный, ни его брат. То есть люди, осужденные по 159-й статье “Мошенничество в предпринимательской деятельности”. И не попадают, я так понимаю, все фигуранты “Болотного дела”.

Если они большую часть своего срока отсидели, если у них год остается, может быть, они и подпадут.

Амнистия – это очень сложный документ, в котором очень много всяких пунктов. Мы видим, как всегда в амнистиях: женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, мужчины старше 60 лет. То есть обычные признаки всех амнистий.

Но от всех амнистий я жду какой-то “подлянки”, жду, что только будет сделан вид, что выходят люди на свободу, а на самом деле амнистия получится очень куцей. Поэтому я бы с большой осторожностью давала сейчас какие-то оценки и говорила бы о том, что это какая-то широкомасштабная амнистия.

Скорее всего, выйдут люди, которым остается совсем недолго сидеть. И акта милосердия – в высоком его смысле – не получится.

Владимир Кара-Мурза-старший: Мы помним, была амнистия – и вышел полковник Буданов. А Светлана Бахмина, Василий Алексанян – они не вышли. На каком этапе выхолащивается суть амнистии и она превращается в собственную противоположность? Когда преступники, которые не должны, но выходят на свободу, а люди, не совершившие тяжких преступлений, продолжают сидеть.

Олег Миронов: Объявление амнистии – это исключительная компетенция Государственной Думы, это не закон, который требует согласия Совета Федерации и проходит президентскую стадию.

Подписывает постановление об амнистии председатель Государственной Думы. И этот документ считается принятым, когда большинство депутатов за него проали.

Поэтому нужно обращаться к депутатам, чтобы они тщательно подошли к подготовке этих документов.

Президент внес проект постановления, он имеет на это право, поскольку в регламенте Государственной Думы сказано, что проект постановления о порядке применения амнистии вносится в Государственную Думу и рассматривается в порядке, установленном регламентом для внесения и рассмотрения законопроектов. А президент является субъектом законодательной инициативы. Когда я был депутатом, мы, депутаты, сами вносили проекты этих постановлений, сами их разрабатывали. А то, что проект внес президент, – это тоже неплохо. Это придает особый авторитет, важность этому постановлению.

Но требуется тщательная проработка, чтобы те, кто не совершил тяжких или особо тяжких преступлений, кто не представляет особой опасности для общества, были амнистированы и вышли на свободу.

У нас и так много людей находится в местах лишения свободы, суды и так злоупотребляют этой мерой наказания, не применяя альтернативных мер наказания, не связанных с лишением свободы. Поэтому остается надежда на депутатов, которые проявят свой профессионализм.

И с учетом сложившейся ситуации – ведь к 70-летию Победы амнистии ждут родственники, близкие тех, кто находится в местах лишения свободы. И хотелось бы надеяться, что проект, внесенный в Государственную Думу, будет корректироваться, улучшаться.

И люди, не опасные для общества, не совершившие особо тяжких и тяжких преступлений, окажутся на свободе. А дела, возбужденные по этим статьям, будут прекращены в связи с принятием постановления об амнистии.

Владимир Кара-Мурза-старший: А велик ли сейчас рецидив среди тех, кто вышел из мест заключения?

Валерий Борщев: Сейчас довольно высокий рецидив – 40 процентов. Но среди тех, кто освобождается по амнистии, а особенно – по помилованию, рецидив намного меньше. Среди тех, кто освобождался по решению нашей Комиссии по помилованию, рецидив был – 9 процентов.

Правда, эта Комиссия была уничтожена в связи с приходом на президентство Владимира Владимировича… Он мне вручил благодарность за работу в комиссии, но комиссии нет, а институт помилования уничтожен. По амнистии тоже был значительный рецидив, но меньше общего – примерно 25 процентов.

Но не 40 процентов.

Почему важна амнистия, даже такая плохая, как сейчас предложил президент? Давным-давно учеными доказано, что максимальный срок надежды на то, что осужденный преступник исправится, – 3 года. После трех лет человек привыкает к новым условиям, к новому образу жизни – и воспитывается рецидив. Поэтому амнистия – в интересах общества.

Владимир Кара-Мурза-старший: Заключенные ждут амнистию, видно, что они тянутся к гражданской жизни, что называется. Это не какие-то закоренелые преступники, которые потом возвращаются на нары.

Ева Меркачева: Как раз закоренелые преступники ее не ждут. Амнистию ждут люди, которые совершили преступление либо в первый раз, либо по глупости.

Источник: https://www.svoboda.org/a/26949050.html

В россии завершается амнистия к 70-летию победы – самая масштабная за 15 лет

Амнистия штрафов в честь 70 летия победы

МОСКВА, 24 октября. /ТАСС/. В России истекает срок действия самой масштабной за последние 15 лет амнистии, объявленной Госдумой к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. По предварительным данным, под нее подпали более 225 тысяч человек, но итоговые цифры ФСИН планирует озвучить на пресс-конференции 27 октября.

По первоначальным оценкам, она могла коснуться до 60 тысяч осужденных к лишению свободы и до 200 тысяч осужденных к другим видам наказания. А с учетом применения амнистии еще на стадии следствия под нее могли подпасть в общей сложности более 300 тысяч человек.

Кому объявили прощение

По принятому Госдумой президентскому проекту постановления “Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов” она распространялась на подозреваемых, обвиняемых и первый раз осужденных за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, срок наказания по которым не превышает 5 лет лишения свободы.

Право на амнистию получили лица, имеющие заслуги перед страной, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества, а также выполнявшие воинский либо служебный долг в Афганистане или в других странах, где велись боевые действия, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, лица гражданского персонала, участвовавшие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе, награжденные госнаградами СССР и РФ, а также участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии 1957 года на ПО “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Амнистированию также подлежали несовершеннолетние, женщины, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов, беременные женщины, отцы-одиночки, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних, мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет, инвалиды I и II группы, онкобольные третьей и четвертой стадии, а также страдающие открытой формой туберкулеза. Амнистию распространили и на совершивших нетяжкие преступления по неосторожности.

Ее применение исключалось в отношении совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, насильственные преступления, терроризм, экстремизм, похищение человека, мошенничество, взяточничество, преступления в отношении несовершеннолетних, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков), а также особо опасных рецидивистов. Она также не распространяется на статьи, связанные с вандализмом, оборотом взрывчатых веществ, оборотом лекарственных средств. Она исключалась и виновникам тяжких ДТП, повлекших смерть двух и более лиц.

Срок действия амнистии был определен в шесть месяцев.

Амнистия не обошла дела о крупных катастрофах

Под действие нынешней амнистии попали и ряд фигурантов громких уголовных дел о катастрофах.

Так, в конце мая амнистию применили к двум фигурантам дела об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, в которой погибли 75 человек, – работникам службы мониторинга оборудования ГЭС Александру Матвиенко и Александру Клюкачу (проходивший с ними по делу третий сотрудник той же службы попал под амнистию к 20-летию Конституции).

В июле и сентябре под амнистию попали трое из восьми фигурантов уголовного дела о пожаре в пермском клубе “Хромая лошадь”, где 5 декабря 2009 года из-за неосторожного использования пиротехники произошел пожар и погибли 156 человек. После приговора суда были амнистированы предоставившие пиротехнику отец и сын Дербеневы, а также один из трех проходивших по делу инспекторов Госпожарнадзора по Пермскому краю.

Амнистированы были и некоторые фигуранты дел о крушении теплохода “Булгария” на Волге в июле 2011 года, где погибли 122 человека, и крушения Як-42 в Ярославле в сентябре 2011 года с командой хоккейного клуба “Локомотив” на борту.

Под амнистию попали старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, кроме того, в связи с применением амнистии были сокращены сроки наказания бывшему субарендатору “Булгарии” Светлане Инякиной и старшему помощнику капитана “Булгарии” Рамилю Хаметову. По делу о крушении Як-42 с хоккейной командой Ярославский районный суд в сентябре приговорил к 5 годам лишения свободы обвинявшегося в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта бывшего заместителя гендиректора авиакомпании “Як Сервис” Вадима Тимофеева и в тот же день амнистировал.

От ДТП до разглашения гостайны

Под действие нынешней амнистии попали и ряд фигурантов других резонансных дел.

Уже в первые дни ее применения были амнистированы двое бывших присяжных на судебном процессе над обвиняемым в убийстве бывшего полковника Юрия Буданова Юсупом Темерхановым, которым инкриминировалось воспрепятствование правосудию.

По версии СК, они в сговоре с адвокатом обвиняемого пытались оказать давление на других членов коллегии присяжных для вынесения оправдательного приговора. В отношении адвоката дело было закрыто за истечением срока давности. Диана Ломоносова была амнистирована 28 апреля, Виталий Пронин – 5 мая.

В июне было прекращено по амнистии уголовное дело в отношении директора супермаркета “Магнит”, возбужденное после инцидента, приведшего к смерти женщины-блокадницы.

3 февраля директор магазина Ольга Конюхова обвинила в краже трех пачек сливочного масла 81-летнюю Раузу Галимову. Пенсионерка была доставлена в отделение полиции, где скончалась от инфаркта.

Директор магазина обвинялась в причинении смерти по неосторожности и самоуправстве, но по амнистии дело было прекращено.

Под амнистию попала и фигурантка получившего большой резонанс ДТП в Иркутске. 2 декабря 2009 года Анна Шавенкова, дочь члена региональной избирательной комиссии, сбила на автомобиле двух девушек на тротуаре. Одна из пострадавших скончалась в больнице, вторая стала инвалидом.

12 августа 2010 года она была приговорена к двум с половиной годам лишения свободы в колонии-поселении. Исполнение наказания было отложено на 14 лет – до достижения 14-летнего возраста сыном подсудимой. Но 25 мая она была амнистирована решением суда и освобождена от наказания.

Под амнистию попал даже фигурант дела о разглашении гостайны – бывший сотрудник Российского федерального ядерного центра в Сарове (Нижегородская область) Владимир Голубев, который стал фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны в своем докладе о взрывчатых веществах, сделанном в 2003 году на конференции в Чехии после того, как сам доклад был опубликован в одном из чешских журналов в 2013 году. 22 апреля он был арестован решением Саровского горсуда, но 1 июня дело было прекращено по амнистии.

Девятнадцатая по счету

Начиная с 1994 года в России было проведено уже 18 амнистий, по которым, по данным ФСИН, на свободу вышли более 306 тысяч человек. Самой масштабной стала амнистия, объявленная 26 мая 2000 года в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне: по ней из исправительных учреждений вышли 206 тысяч человек.

За постсоветский период это уже пятая амнистия в честь годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. По первой, объявленной в 1995 году к 50-летию Победы, на свободу вышли 4514 человек, вторая (к 55-летию Победы) стала самой масштабной среди всех амнистий, по третьей (к 60-летию Победы) в 2005 году – 210 человек, по четвертой (к 65-летию Победы) – всего 49 человек.

По последней проведенной в России амнистии, объявленной в декабре 2013 года в связи с 20-летием Конституции РФ, на свободу вышли 1132 человека.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/2374317

Постановление Госдумы об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы

Амнистия штрафов в честь 70 летия победы
В ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом “ж” части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Освободить от наказания впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести:

1) лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненных к ним лиц;

2) лиц, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других государствах, где велись боевые действия;

3) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также иных организаций, участвовавших в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона;

4) лиц, награжденных государственными наградами СССР и (или) Российской Федерации;

5) несовершеннолетних;

6) лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие этой катастрофы либо вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

7) женщин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, беременных женщин, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;

8) одиноких мужчин, имеющих несовершеннолетних детей и (или) детей-инвалидов, за исключением совершивших преступление в отношении несовершеннолетних;

9) мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет;

10) инвалидов I или II группы, а также больных активной формой туберкулеза, отнесенных в установленном порядке к I или II группе диспансерного учета, и больных онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.

2. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы и не подпадающих под действие пункта 1 настоящего Постановления.

3. Освободить от наказания осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности.

4. Освободить от наказания условно осужденных, осужденных, которым до дня вступления в силу настоящего Постановления неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

5. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных, неотбытая часть наказания которых на день окончания исполнения настоящего Постановления составляет менее одного года.

6.    Прекратить находящиеся в производстве органов дознания,
органов предварительного следствия и судов уголовные дела о преступлениях, совершенных до дня вступления в силу настоящего Постановления:

1) в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, подозреваемых и обвиняемых в совершении умышленных преступлений небольшой и средней тяжести;

2) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы;

3) в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.

7.

По уголовным делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

8.

По уголовным делам о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы и не подпадающими под действие пункта 1 настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно, освобождает указанных лиц от наказания.

9. По уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить лицам наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания.

10. Сократить неотбытую часть наказания:

1) лицам, указанным в подпунктах 1 – 9 пункта 1 настоящего Постановления, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, – на одну треть, осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет за умышленные преступления, – на одну четверть;

2) осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности, – на одну треть.

11. Освободить осужденных, подпадающих под действие пунктов 1 – 4 настоящего Постановления, от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу настоящего Постановления, за исключением дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством.

12. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1 – 4 и 7 – 9 настоящего Постановления.
13. Не распространять действие настоящего Постановления:

1) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 64, 65, 66 и 67, частями первой и второй статьи 672, статьями 69, 701, 71, 72, 74, 77, 771, 772, 78, 79, 86, 87, 102, 103, 108, 117, 121, 1251, 1252 и 1261, частью третьей статьи 144, частями второй и третьей статьи 145, статьей 146, частями второй и третьей статьи 147, статьей 1472, частями третьей, четвертой и пятой статьи 148, частями третьей и четвертой статьи 1481, статьей 173, частью второй статьи 176, статьей 1762, частью второй статьи 180, статьями 188, 1912 и 1915, частью третьей статьи 206, статьями 2132 и 2133, частью первой статьи 218, статьей 2181, частями первой и второй статьи 224, статьей 2241, частью второй статьи 2242, частью второй статьи 225, частью второй статьи 2251, статьей 2261, пунктами “б” и “в” статьи 240, статьей 242, пунктом “в” статьи 244, пунктами “б” и “в” статьи 260 Уголовного кодекса РСФСР;

2) на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 105 и 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, статьями 1271 и 1272, частью второй статьи 128, статьями 131, 132, 133, 134 и 135, частями второй, третьей и четвертой статьи 150, частью третьей статьи 151, частями третьей и четвертой статьи 158, частями третьей и четвертой статьи 159, частью четвертой статьи 1591, частью четвертой статьи 1592, частью четвертой статьи 1593, частью третьей статьи 1594, частью четвертой статьи 1595, частью четвертой статьи 1596, частями третьей и четвертой статьи 160, частями второй и третьей статьи 161, статьей 162, частями второй и третьей статьи 163, статьей 164, частями третьей и четвертой статьи 166, частью четвертой статьи 174, частью четвертой статьи 1741, статьей 186, частью третьей статьи 189, частью второй статьи 201, статьями 205, 2051, 2052, 2053, 2054, 2055, 206, 207, 208, 209, 210 и 211, частями первой, второй и четвертой статьи 212, частями второй и третьей статьи 213, частью второй статьи 214, частями второй и третьей статьи 221, частями второй и третьей статьи 222, частями второй и третьей статьи 2221, частями первой, второй и третьей статьи 223, статьями 2231, 226 и 2261, частями второй и третьей статьи 227, частями второй и третьей статьи 228, статьей 2281, частью второй статьи 2284, статьями 229 и 2291, частями второй и третьей статьи 230, частью второй статьи 231, статьей 232, частью третьей статьи 234, частью третьей статьи 2341, частями второй и третьей статьи 2381, частями второй и третьей статьи 240, статьей 2401, частями второй и третьей статьи 241, частями второй и третьей статьи 242, статьями 2421, 2422, частью второй статьи 244, частями четвертой, пятой и шестой статьи 264, статьями 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282, 2821, 2822, частью второй статьи 2823, частью третьей статьи 285, частями второй и третьей статьи 286, статьями 290, 291, 2911, 295, 296, 299 и 300, частью третьей статьи 301, статьей 313, частью третьей статьи 314, статьями 317, 318 и 321, частью второй статьи 3221, статьей 329, частью второй статьи 333, частями второй и третьей статьи 335, статьями 353, 354, 3541, 355, 356, 357, 358, 359 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) на осужденных, признанных в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

4) на осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы;

5) на лиц, освобождавшихся после 2005 года от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления;

6) на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

14. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

С. Нарышкин

Москва

24 апреля 2015 года

N 6576-6 ГД

Продолжение документа

Источник: https://rg.ru/2015/04/24/amnistia-site-dok.html

Прав-помощь
Добавить комментарий