Что должны предоставить при сносе аварийного дома, если в квартире прописано 3 человека?

Спор за метр

Что должны предоставить при сносе аварийного дома, если в квартире прописано 3 человека?

В федеральном правительстве предлагают ввести новые механизмы для переселения граждан из аварийного жилья, расширив полномочия регионов. Однако эксперты считают, что законопроект в его нынешнем виде может нарушить права граждан, а нагрузка на региональные бюджеты окажется непосильной.

Согласно майскому указу президента, до 2024 года из аварийных домов общей площадью 9 млн кв. м должно быть выселено в новые дома свыше 1 млн человек. На эти цели власти планируют потратить более 507 млрд руб., причем большую часть из них — 430 млрд руб.— из федерального бюджета.

В октябре правительство внесло в Госдуму законопроект, предлагающий изменить и дополнить Жилищный кодекс (ЖК) и федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» новыми механизмами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

«Мы предлагаем конкретизировать критерии признания зданий аварийными, а также наделение региональных властей правом устанавливать меры дополнительной поддержки для переселенцев»,— заявила «Ъ-Дому» заместитель главы Минстроя Татьяна Костарева.

«Все базовые гарантии предоставления жилья при переселении граждан из аварийного жилья в новое данный законопроект сохраняет,— продолжает она.— При том у субъектов РФ появляются более широкие полномочия».

«Никто не лишится своего жилья, поскольку гражданам, проживающим в квартирах по договору социального найма, предоставят квартиры по формуле “метр в метр”, то есть аналогичного метража, а собственников жилых помещений будут переселять в соответствии с законом»,— обещает госпожа Костарева.

Проблема переселения граждан из аварийного жилья в России актуальна. По данным Минстроя за девять месяцев 2019 года, в стране насчитывается 54,7 тыс. аварийных домов общей площадью 16 млн кв. м.

Эти цифры постоянно меняются, так как аварийным признается все больше жилья. Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, с начала текущего года аварийным было признано 2,28 млн кв. м жилья.

Больше всего таких объектов в Сибирском федеральном округе, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе, заявили в Минстрое.

Новый законопроект, который обсуждали в начале ноября в рамках парламентских слушаний, включает в себя несколько новшеств. Например, разработчики предлагают исключить прежнее понятие «ветхое жилье».

Ремонтировать дома с изношенностью выше 70%, которым не присвоен статус «аварийный», могут начать, возможно, даже за счет самих переселенцев. Для этого Минстрой предлагает разработать дополнительные подпрограммы капремонта.

«Критерии для такого понятия установить весьма непросто, мы решили исключить его и вместе с этим исключить еще механизмы признания жилья ветхим»,— пояснил «Ъ-Дому» вице-премьер Виталий Мутко.

Но основная дискуссия развернулась не вокруг отмены понятий, а по поводу создания механизмов переселения граждан. Сейчас эти механизмы прописаны в статье 32 ЖК РФ.

В случае признания многоквартирного дома аварийным компетентный орган предъявляет к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции, где указывается разумный для этого срок.

Если собственники в данный срок не снесли и не реконструировали дом, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд плюс каждое жилое помещение в этом доме изымается.

Правительство предлагает внести два новых правила в ст. 32 ЖК РФ.

Если они вступят в силу, то власти регионов, во-первых, будут предоставлять собственникам квартир аварийных домов альтернативную жилплощадь лишь при условии, что их прежнее жилье в аварийном доме было единственным пригодным для проживания (либо в собственности, либо в рамках социального найма).

Кроме того, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (за исключением тех, кто получил его по наследству), будут иметь право лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого будет рассчитываться в порядке, установленном правительством.

Как заявили «Ъ-Дому» в аппарате правительства РФ, «предложенный законопроект сохраняет абсолютно все действующие гарантии переселяемым из аварийных домов гражданам, закрепленные действующим жилищным законодательством».

Тот земельный участок, который освободился после сноса за счет средств бюджета РФ многоквартирного аварийного дома, может быть использован только в целях, определенных законом, в частности для размещения общественных пространств, строительства соцобъектов, жилья за счет бюджетных средств.

«Это предложение направлено на исключение любой мотивации признавать неаварийный дом аварийным в целях освобождения привлекательного земельного участка,— пояснили в аппарате правительства.— Еще регионам предоставляется право предусматривать дополнительные гарантии собственникам жилых помещений.

Это может быть субсидия, которая вскладчину с суммой возмещения позволит приобрести жилое помещение, либо субсидия на компенсацию процентной ставки по ипотеке или первоначальный взнос по такому кредиту». При этом если у гражданина несколько жилых помещений, то субсидия на решение жилищного вопроса выделяется однократно. Возмещение в этом случае предоставляется за все жилые помещения.

По словам экспертов, принявших участие в парламентских слушаниях, законопроект в его нынешнем виде нарушает конституционные права граждан. Проект правительства о новых правилах расселения аварийного жилья уже раскритиковали в Госдуме.

По словам депутата Натальи Костенко, в предложенном виде законопроект противоречит положениям ст. 19 и ст.

 35 Конституции РФ хотя бы потому, что устанавливает разные гарантии для собственников жилья в аварийном фонде для людей, которые приобрели квартиры путем наследования, дарения и иными способами.

«Этот проект не гарантирует людям предварительное и равнозначное возмещение имущества и не дает людям права выбора между получением жилья или возмещения. При этом проект документа предлагает и позволяет на два года расселять людей в маневренный фонд и блокированную застройку, которую исключили из текущей программы»,— отмечает Наталья Костенко.

Кроме того, как отмечают юристы, закон пока не защищает переселенцев, имеющих альтернативное жилье в собственности или социальном найме.

Такие граждане не смогут рассчитывать на «меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями», которые будут вправе устанавливать органы власти субъекта РФ.

«Речь может идти лишь о дополнительных мерах исключительно социальной направленности, связанных в том числе с предоставлением жилья на время (по причине отсутствия у таких собственников иного жилья).

Это положение закона не должно пониматься как предполагающее возможность исключить предоставление предварительного и равноценного возмещения тем собственникам квартир в аварийном доме, которые имеют жилые помещения. Иначе будет нарушено упомянутое положение Конституции»,— считает директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения Олег Гринь.

Эксперт добавляет, что требует доработки и поправка, где указывается, что собственнику жилья, который приобрел его после признания дома аварийным, будет выплачиваться лишь компенсация, установленная правительством.

Во-первых, эта норма необоснованно распространяется только на граждан, хотя такие помещения могут быть и на балансе юрлиц.

Во-вторых, разграничение категорий собственников на тех, кто приобрел имущество до признания дома аварийным или после этого, не должно влиять на их право получить предварительное и равноценное возмещение за изымаемое жилье.

Другие эксперты уверены, что основной недочет законопроекта заключается в том, что правительство и Минстрой предлагают универсальные решения проблемы переселения из аварийного фонда для всех регионов.

«Но в нашем регионе, например, нельзя проводить программу переселения, в основном опираясь на деньги регионального бюджета: его недостаточно,— говорит член Общественной палаты Ивановской области Дмитрий Сафонов.

— Проект закона предлагает предоставлять переселенцам резервное жилье на время, но в нашей области если такой фонд и есть, то очень плохой, и в нем жить нельзя».

Впрочем, Виталий Мутко считает реакцию депутатов и экспертов необоснованной, подчеркивая, что эта версия законопроекта промежуточная: «Мы намерены предоставить реальные механизмы регионам и гражданам».

Анна Героева

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4154736

Должна ли я платить за воду и газ в аварийном доме под снос?

Что должны предоставить при сносе аварийного дома, если в квартире прописано 3 человека?

Платить Вы должны только за те услуги, которые реально получаете. Плата за ремонт, содержание, пользование взимается только в отношении жилых помещений, пригодных для проживания.

Если Ваш дом признан аварийным и есть официальные документы, подтверждающие это, необходимо обратиться в управляющую компанию, которая выставляет Вам счета, или в органы муниципальной власти с заявлением об отказе оплачивать услуги. Если этого недостаточно, Вы можете смело обращаться в суд. Существующая практика показывает только положительные решения в пользу истцов.

Как остановить оплату коммуналки в пустующей квартире?

Как ускорить снос аварийного дома?

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

Если у Вас стоят счетчики на воду и газ, то пишите заявление в энергоснабжающие организации и не платите за эти ресурсы. Пишется такое заявление каждые шесть месяцев.

Если счетчиков нет, также обращаетесь с заявлением и указываете, что водой не пользуетесь, поскольку имеете регистрацию по другому адресу.

Относительно отопления: Вам придется за него платить, так как дом отапливается независимо от того, живете ли Вы там или нет.

Отвечает вице-президент ГК АРИН, руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

Если услуги не оказываются, они не должны оплачиваться. Вам надо срочно пойти в ЖЭК и зафиксировать отсутствие поставок энергоресурсов в Ваше жилое помещение. Если дом признан аварийным, то газ от него должен быть вообще отключен во избежание аварийных ситуаций. Странно, если это не было сделано.

И в этом случае плата за пользование газом не может быть начислена. Но если в квартире все же проживают люди, которые пользуются водой и газом, а счетчики не стоят, то платить Вам как собственнику помещения, в котором идет потребление энергоресурсов, придется до расселения.

Только не накапливайте долгов по квартплате, это может плохо сказаться на расселении.

Как доказать, что жилье аварийное, и переехать в новый дом

Должна ли я платить за воду, если в моих комнатах никто не прописан?

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

Признание жилого дома аварийным и подлежащим сносу не влечет отмены обязанности по уплате жилищно-коммунальных услуг. Жильцы освобождаются только от уплаты взносов на капитальный ремонт в соответствии со ст. 169 Жилищного кодекса РФ. Поэтому данную обязанность нужно исполнять в установленном порядке вне зависимости от каких-либо факторов.

Даже аварийный дом нуждается в снабжении коммунальными ресурсами (свет, вода, тепло и так далее). В противном случае жильцы совершенно остались бы без возможности поддерживать свою жизнь.

Соответственно, поставка этих ресурсов является прерогативой ресурсоснабжающей организации, труд работников которой должен быть вознагражден.

Таким образом, жилищное законодательство обеспечивает как охрану прав жильцов на коммунальные услуги, без которых обойтись очень сложно, так и охрану прав ресурсоснабжающей организации, отсутствие финансирования деятельности которой приведет к остановке ее деятельности. Поэтому не оплачивать коммунальные услуги в описанной ситуации незаконно. Это может привести к судебному разбирательству по взысканию накопившейся задолженности по платежам и начисленной неустойки.

Как решать проблемы с управляющей компанией?

Как лучше распорядиться ¼ долей квартиры в ветхом доме?

Отвечает руководитель отдела правового сопровождения компании «НДВ — супермаркет недвижимости» Ксения Буслаева:

Признание дома аварийным и подлежащим сносу освобождает жителей от обязанности оплачивать взносы на капремонт, но не освобождает от обязанности оплачивать коммунальные услуги. Чтобы не оплачивать их в двух местах, необходимо предоставить в ЖЭК по месту постоянной регистрации документы, подтверждающие факт временного проживания по другому адресу.

Правда, это необходимо только для того, чтобы не оплачивать коммунальные услуги, которые рассчитываются из мер площади, количества зарегистрированных жильцов или по общедомовым тарифам. В случае, если квартира в аварийном доме оборудована приборами учета водоснабжения, то обращения в ЖЭК не требуется: счетчики просто не зафиксируют расхода воды, и платить будет не за что.

То же самое касается приборов учета расхода бытового газа.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?

Инструкция: как узнать, есть ли у вас долги за ЖКУ?

Как начать платить за отопление по квартирному счетчику?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/dolzhna_li_ya_platit_za_vodu_i_gaz_v_avariynom_dome_pod_snos/7802

Что ждёт жителей аварийных домов

Что должны предоставить при сносе аварийного дома, если в квартире прописано 3 человека?

В региональных программах по переселению из аварийного жилья скоро могут появиться новые опции, например, возможность получать ипотечные кредиты на льготных условиях.

О проекте правительственных поправок в Жилищный кодекс и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» дискутировали на парламентских слушаниях в Госдуме 7 ноября.

Некоторые положения документа, в том числе о маневренном фонде, законодателей не устраивают.

Базовые гарантии только расширят

Программа расселения аварийного жилья, действовавшая в России до 2018 года, выполнена на 99 процентов, отчиталась замглавы Минстроя РФ Татьяна Костарева.

«Более 16,5 миллиона квадратных метров жилья расселено, в которых проживало более миллиона наших граждан», — сказала Костарева. Речь идёт о программе расселения аварийного жилья в период с 2008 по 2018 год. В 2014-2018 годах на неё израсходовали 423 миллиарда рублей, из которых более 90 процентов — бюджетные средства.

фото: пресс-служба государственной думы

По старой программе пока не расселены 88,2 тысячи «квадратов» аварийного жилья в восьми регионах — в таком жилье проживает более шести тысяч человек.

Теперь по национальному проекту «Жильё и городская среда» предстоит расселить 9,5 миллиона квадратных метров, на которых проживает 530 тысяч россиян. Если раньше федеральный и региональные бюджеты делили расходы почти поровну, то теперь основная нагрузка ляжет на Центр.

Говоря о законопроекте кабмина, Татьяна Костарева сделала акцент на том, что сохранены подходы, которые уже реализуются в последние годы. Остаются и все базовые гарантии для граждан.

«Нашей задачей было только предложить механизмы дополнительных гарантий для тех граждан, которые на сегодняшний день проживают в аварийных многоквартирных домах.

Так, в Жилищном кодексе очень чётко фиксируются компетенции органов власти различных уровней по вопросам переселения граждан из аварийных домов.

Кроме того, мы предлагаем предусмотреть, чтобы в расчёте выкупной цены обязательно учитывался размер участка, на котором находится дом», — продолжила замглавы Минстроя.

Кабмин будет определять специфику выкупной стоимости для тех домов, которые признаны аварийными. Ещё одна новелла состоит в строго целевом назначении земельных участков, которые освобождаются после сноса.

«В части строительства это должны быть объекты социальной направленности — жильё с участием средств бюджета, общественные пространства. Это предложение направлено на то, чтобы исключить какую-либо мотивацию признавать неаварийный дом аварийным в целях освобождения привлекательного участка», — пояснила чиновница.

Также в Минстрое хотят уточнить критерии, по которым здания будут относить к аварийному жилью. По словам Костаревой, проект такого постановления в высокой степени готовности и его рассматривают в Правительстве.

Читайте по теме

Что касается предложений о капитальном ремонте домов, то никаких изменений в его схемах, которые бы приводили к увеличению платы со стороны граждан, в документе нет, заверила Костарева.

«Предусматриваются только более гибкие возможности для регионов выделять дома, соответствующие определённым критериям, в отдельные подпрограммы, чтобы в их рамках ремонтировать конструктивные элементы. Это дополнительная опция», — добавила она.

Регионам предоставят право устанавливать в своих нормативных актах дополнительные гарантии для собственников жилья, у которых нет иного помещения для проживания. «Это может быть компенсация ставки по ипотечному кредиту и иные субсидии», — отметила замминистра.

Маневренный фонд — на крайний случай

Необходимо чётко прописать все соответствующие подпрограммы в самой законодательной инициативе, а не в подзаконных актах, считает председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Она обратила внимание на позицию о том, что можно переселять жителей в маневренный фонд.

«Изначально был срок три года, потом он сократился, с учётом наших возражений, до двух лет. Но если проживание в аварийном доме не обусловлено угрозой безопасности здоровью или жизни граждан, то такие операции не предоставляются. Условия должны быть прописаны», — настаивает депутат.

Ирина Яровая и Галина Хованская. фото: пресс-служба государственной думы

Ограничить случаи переселения граждан в маневренный фонд призвала и зампред думского Комитета по контролю и Регламенту Наталья Костенко.

«Во-первых, такого фонда практически нет в регионах.

Во-вторых, в его составе жилые помещения предоставляются исходя из нормы — шесть квадратных метров на человека, то есть в рамках программы по улучшению жилищных условий граждан мы априори ухудшаем условия жизни граждан.

И в-третьих, совершенно неоправданно расселять людей в маневренный фонд на два года, тем более что мы не понимаем, где они окажутся по истечении этого срока», — полагают в Минстрое.

Остаётся открытым и вопрос, что будет с гражданами, которые не найдут на рынке жилья, равноценного той площади, которую они имеют и у которых нет необходимого дохода, чтобы взять ипотеку.

«Это всё усугубляется тем, что нормативная стоимость квадратного метра, которую устанавливает Минстрой при расселении «аварийки», сегодня чрезвычайно низкая», — заявила парламентарий. Она привела пример Краснодарского края, где установлена норма 47 тысяч рублей за квадратный метр, притом что стоимость квадратного метра в Сочи — 105 тысяч рублей, а в Славянском районе — 49 тысяч.

Отложенную проблему создаёт и оставленная в законопроекте возможность расселения жильцов аварийных домов в дома блокированной застройки.

«Согласно инструкции Минстроя, такие дома не включаются сейчас в программу расселения. Это значит, что через некоторое время граждане, которые жили в аварийных домах, снова окажутся там же», — предупредила Костенко.

Стоит ли делать капремонт в предаварийных домах?

По мнению заместителя гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олега Рурина, необходимо создать подпрограммы для ремонта жилья с высокой степенью износа в рамках региональных программ капремонта.

«Зачастую по таким домам проведение комплексного капитального ремонта экономически нецелесообразно, и граждане выражают протест против того, чтобы в дома, которые находятся в предаварийном состоянии, вкладывались большие средства и тем самым на совершенно неопределённый срок оттягивали потенциальную возможность признания их аварийными», — сказал Рурин.

В том, что надо проводить капитальный ремонт  жилья, которое вот-вот признают непригодным для проживания, сомневается заместитель председателя Государственной Думы Ирина Яровая.

«Стоит ли вкладывать средства в то, чтобы укреплять железными балками дома, непригодные к проживанию? Ведь это неэффективная трата средств», — констатировала законодатель. Она убеждена в том, что вместо этого надо строить долговечное и комфортное жильё.

Проблему аварийного жилья почему-то принято рассматривать в отрыве от всех других обязательств государства, недоумевает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.

«Давайте посмотрим, кому и как мы должны оказывать помощь, чтобы люди ждали её хотя бы пять лет, но не больше! Сейчас средний срок предоставления жилья — 20 лет», — сетует она.

По словам Косаревой, сейчас в статье 32 Жилищного кодекса (обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд) смешаны положения, которые следует разнести.

Читайте по теме

«Одно дело — изъятие квартиры для строительства дороги. Другая история — аварийный дом, никакого отношения к процедуре изъятия эта тема не имеет. Из 32-й статьи надо вынуть всю эту историю, сделать для неё собственные правовые основания и вписать их в нормальный контекст жилищно-социальных обязательств государства», — предложила эксперт.

О том, что в России пора создавать постоянно действующую систему переселения граждан из аварийных домов, высказался первый зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству Аркадий Чернецкий.

«Уже сейчас необходимо чётко понимать, какие будут перспективы после того, как в 2024 году завершится национальный проект и в 2026 году прекратит деятельность Фонд содействия реформированию ЖКХ», — считает Чернецкий.

Источник: https://www.pnp.ru/social/chto-zhdyot-zhiteley-avariynykh-domov.html

На какое жилье рассчитывать при плановом сносе ветхих домов

Что должны предоставить при сносе аварийного дома, если в квартире прописано 3 человека?

Для россиян в сфере жилищных прав важным является вопрос о расселении граждан в другое жилье при сносе ветхих и аварийных объектов. Однако эта проблема уже обросла массой слухов, мифов и даже кошмаров.

До сих пор большинство людей, проживающих в “перспективных” домах, подлежащих демонтажу, точно не знают, на что можно рассчитывать в результате плановой реконструкции.

И прежде всего будущих “переселенцев” интересует, смогут ли они в такой ситуации добиться улучшения жилищных условий?    В данной области действует Жилищный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 №188-ФЗ).

В частности, статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления предоставляются другие благоустроенные жилые помещения.


От общего к частному

Согласно пункту 1 статьи 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случае предоставления другого жилья собственникам жилых помещений предоставляется равноценное жилье, либо выкупная цена. Равноценным считается жилье, имеющее столько же комнат, и с площадью не меньше, чем в старом доме. На практике часто бывают ситуации, когда гражданам предоставляют жилье с меньшим количеством комнат. В таких ситуациях дело может дойти до судебного разбирательства. В этом случае суд будет учитывать все факторы законности предоставления такого жилья, в том числе площадь жилого помещения, количество членов семьи, их принадлежность к мужскому или женскому полу. Очевидно, например, что нельзя предоставлять однокомнатную квартиру вместо двухкомнатной разнополым членам семьи (например, брату и сестре). При этом доплата за разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений нашим законодательством не предусмотрена. Выкупная цена определяется соглашением сторон на основе независимой оценки (статья 32 Жилищного кодекса РФ). Сразу стоит отметить, что из норм статей 32, 86, 89 Жилищного кодекса РФ следует, что при переселении не предполагается улучшения жилищных условий. Скорее наоборот, судебная практика стоит на позиции, что суды должны контролировать процесс предоставления иного жилья гражданам взамен снесенного ветхого жилья в целях предотвращения ухудшения жилищных условий граждан. Предоставить жилье могут как в новостройке, так и на базе “вторичного” жилого фонда. Основное условие предоставления такого жилья заключается в том, что жилое помещение должно быть из жилищного фонда социального использования, то есть указанное жилье находится исключительно в собственности у государства (статья 19 Жилищного кодекса РФ). В этом случае, кому как повезет.

Кто “на новенького”

Действующее законодательство также предусматривает определенный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ. Специальная комиссия признает дома ветхими (аварийными).

После этого, органы местного самоуправления на местах должны включить этот объект на снос с предоставлением взамен другого жилья гражданам. Закон не определяет сроков ожидания переселения в результате признания дома ветхим жильем.

Как указывает судебная практика, признание дома ветхим не является основанием к его сносу, а жителей к отселению. Более того, как правило, ветхие дома стоят, а люди в них живут очень долгое время без переселения и предоставления им нормального жилья.

В этом случае проблема решается через суд.


Тонкости вопроса

Итак, согласно закону, граждане, переселяемые в новое жиле в результате планового демонтажа старого здания, не могут рассчитывать на улучшение или расширение жилищных условий (разве только на коммерческой основе – за счет собственных средств).

Однако в случае сноса ветхого жилья граждане имеют право на получения жилых помещений по договорам социального найма вне очереди (статья 57 Жилищного кодекса РФ). На практике возникают большие очереди из таких “льготников”.

Также важно отметить тот факт, что закон предусматривает предоставление малоимущим и иным категориям граждан (инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, военнослужащим, детям-сиротам, лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и так далее) жилья по договорам социального найма, то есть лицам, которые не приватизировали свои жилые помещения. Но это никак не связанно с переселением граждан из ветхого (аварийного) жилья. В этом случае, применяются общие правила по получению льгот при получении нового жилья вне очереди. Для того, что встать на учет для получения нового жилья гражданин должен обратиться в жилищный отдел в том районе, в котором он проживает (зарегистрирован по паспорту).

Право рассчитывать на себя

Что же касается лиц, которые обладают правом собственности на жилье, то в случае их желания расширить или улучшить жилищные условия, им придется самостоятельно выбирать себе возможности для приобретения нового жилья с учетом своего кошелька.

В случае сноса ветхого жилья им, скорее всего, предложат выкупную цену этого жилья и уже с учетом полученной суммы и своих финансовых возможностей они смогут планировать приобретение нового жилья при помощи заключения договоров купли-продажи или договоров мены с продавцами недвижимости.

В целом стоит отметить тот факт, что при получении нового жилья при сносе старого ветхого (аварийного) жилья не стоит ожидать улучшения своих жилищных условий.

Скорее, стоит очень внимательно следить за действиями государственных и муниципальных органов, которые должны предоставлять вам равноценное жилье, в ином случае, нужно настойчиво отстаивать свои законные права, в том числе в суде.

Илья Шаряфитдинов, адвокат, учредитель ООО “Юридический центр Независимость”

Источник: https://realty.ria.ru/20121101/398778264.html

Прокуратура Белгородской области

Что должны предоставить при сносе аварийного дома, если в квартире прописано 3 человека?

Действующее законодательство предусматривает определенный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу.

В случае,  если  дом признан аварийным и орган местной власти принял соответствующий нормативный акт о его расселении, жителям при переселении из ветхого и аварийного жилья должны быть предоставлены квартиры в соответствии с их правовым статусом.

Согласно пункта 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением, в т.ч. в связи со сносом дома, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть:

 1) благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта;

 2) равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;

 3) отвечать установленным требованиям;

4) находиться в границах данного населенного пункта.

Предоставить жилье могут как в новостройке, так и на базе «вторичного» жилого фонда. Основное условие предоставления такого жилья заключается в том, что жилое помещение должно быть из жилищного фонда социального использования.

Жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов (статья 19 Жилищного кодекса РФ).

Верховный суд РФ по поводу выселения и предоставления другого жилого помещения в связи со сносом дома указал, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Под иными обстоятельствами понимаются, например, предоставление жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, или невозможность заселения одной комнаты лицами разного пола (за исключением супругов).

Таким образом, при предоставлении другого жилого помещения его общая площадь должна быть равнозначна площади прежней квартиры. О жилой площади речи здесь не идет.

Количество комнат учитывается только в случае, если наниматель выселяется из коммунальной квартиры: если он занимал в коммунальной квартире 2 комнаты, тогда ему положено будет такое же количество комнат (две), но опять в коммунальной квартире; если наниматель занимал отдельную квартиру, то ему положена отдельная квартира, при этом количество комнат в ней может стать другим (п. 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ).

Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.  В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 ЖК РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

То есть, жилое помещение взамен изымаемого предоставляется только по соглашению с собственником с зачетом его стоимости в выкупную цену.

По общему правилу собственнику предоставляется не жилое помещение, а выкупная цена, исходя из этой цены и предоставляется жилое помещение, если на это согласен собственник.  Это может быть как одно, так и двух, трех комнатная квартира. Все зависит от стоимости этой квартиры и выкупной цены. 

Источник: http://belproc.ru/newlaw/rassel/

Расселение без права на жилье

Что должны предоставить при сносе аварийного дома, если в квартире прописано 3 человека?

Более 318 миллиардов рублей выделено «на переселение россиян из трущоб» в ближайшие годы, заявил во вторник президент страны Владимир Путин на форуме Объединенного народного фронта (ОНФ). Он также сообщил, что за расходованием этих средств будет вестись жесткий контроль.

Однако всего несколькими днями ранее пресса сообщала о подготовленном Минстроем законопроекте «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда», который, по мнению экспертов, нацелен как раз на экономию бюджетных средств за счет жильцов.

В частности, документ предусматривает, что получать новые квартиры будут только граждане, официально признанные малоимущими и нуждающимися. Если этот законопроект будет принят, он вступит в силу с 1 января 2016 года и распространится на правоотношения, возникшие с 2012 года.

Ставить граждан на учет будут местные власти, учитывая доход на каждого члена семьи и стоимость имущества в собственности. Малоимущим новое жилье будет предоставляться по соцнайму, нуждающимся — по некоммерческим нормам: 33 кв. м — на одного, 42 кв. м — на семью из двух человек, 18 кв. м — на каждого члена семьи от трех человек.

Документ также обязывает жильцов, владеющих квадратными метрами в аварийном строении, отказываться от права собственности ради получения новой квартиры.

Лица, отказывающиеся от переезда, будут сниматься с учета как нуждающиеся в переселении. В этом случае собственникам будет выплачиваться лишь компенсация в виде его доли в реализованных с аукциона земельном участке и доме.

Жильцы, не являющиеся собственниками и не стоящие на учете как малоимущие или нуждающиеся, при расселении аварийного дома будут выселяться без предоставления нового жилья (за исключением случаев, когда такое выселение запрещено — например, когда человек проживал в квартире по соцнайму, а дом идет под снос).

Законопроект говорит, что в течение десяти дней со дня признания дома аварийным местные власти должны предъявлять собственникам требование принять на общем собрании решение о сносе или реконструкции здания. После этого в течение года дом будет снесен или должна начаться его реконструкция.

Возможно, что инвестора для реконструкции собственникам придется искать самостоятельно. Местные власти могут и помочь с этим, организовав публичные торги. Для этого достаточно согласия 80% собственников. В любом случае, в качестве инвестиционного актива у них остается земельный участок с инженерными коммуникациями под домом.

При нарушении упомянутых сроков местные власти вправе изъять участок и продать помещения на торгах. После этого реконструкция или снос станут заботой нового собственника. Прежним владельцам причитается компенсация. Если торги дважды не состоялись, помещение выкупается самим муниципалитетом — цена определяется соглашением сторон, а в случае спора — судом.

В Минстрое уверены, что это предложение позволит расселить аварийные дома к сентябрю 2017 года, как требует действующий «майский» указ президента. Пока необходимо переселить 777 тысяч человек и снести или реконструировать 12 млн. кв. м жилья.

— Этот законопроект чреват нарушением прав собственников из-за возможного предложения компенсационных выплат ниже рыночной цены их имущества.

Он также может привести к снижению социальной защиты населения — в данном случае значительно пострадают интересы проживавших по социальному найму граждан, не попадающих в официальные списки неимущих.

Причины просты: власти хотят резко урезать бюджеты на расселение аварийных домов именно за счет этих категорий жильцов, — считает вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев.

— Возникает вопрос справедливой цены. Ведь в реальности мало что изменяется от факта признания дома аварийным. Еще неделю назад это был по документам нормальный дом, и квартиры в нем можно было продать за хорошую цену, а сегодня он что, вдруг стал для проживания совсем не годен?

Да, в Москве есть отдельные территории, где стоимость земли составляет 90% от рыночной стоимости жилого здания вместе с земельным участком. Но в провинциальных городах — речь идет об относительно крупных, полно зданий, где доля земельного надела не превышает 10% от цены дома с участком. Поэтому не везде выручка от продажи позволит купить новое жилье.

Я рассматривают это предложение однозначно как наступление на права собственников, которым угрожают потери.

Теряют и люди, проживающие по праву социального найма. Раньше при расселении все наниматели обязательно получали новую жилплощадь, исходя из социальной нормы на одного жильца.

Теперь же получат только те, кто сможет после объявления дома аварийным оперативно собрать документы и встать на официальный учет как малоимущий или нуждающийся. Практика показывают, что при этом местные чиновники чинят довольно много препятствий.

Таким образом, законопроект явно нацелен на сокращение числа людей, получающих новое жилье бесплатно по социальным нормам.

Все вместе это означает, что наша власть не хочет нести ответственность за выполнение социальной политики, норм Конституции о праве каждого гражданина на жилище.

«СП»: — Каким образом можно отстоять права жильцов?

— Для исключения упомянутых схем, на мой взгляд, необходимо жестко прописать уже сейчас, пока документ рассматривают в Госдуме, норму: выкуп квартир в официально признанном аварийным доме не должен быть ниже кадастровой стоимости этой квартиры до признания дома аварийным. То есть любой выселяемый владелец должен получать полную рыночную стоимость своей квартиры, если ему не предоставляют другую жилплощадь в натуральной форме.

Я думаю, не надо опасаться того, что пока кадастровая стоимость нередко бывает намного ниже реальной рыночной цены.

Ведь теперь именно кадастровая оценка станет базой для налогообложения, поэтому нет сомнения, что эту стоимость власти в ближайшие годы взвинтят… Так что граждане не будут много терять при получении компенсаций.

Одновременно у властей не будет стимула завышать кадастровую стоимость в целях выбивания больших сумм налогов, поскольку по этой стоимости придется жилье у граждан выкупать.

К тому же, если говорить о справедливой рыночной оценке, то надо учитывать, что и земельный участок продается не просто как кусочек почвы.

К нему плюсуются все подведенные коммуникации и мощности: вода, электроэнергия, газ, канализация — а это огромные деньги! При строительстве нового дома инвестор сэкономит и деньги, и колоссальные усилия по подведению всех инженерных сетей.

Да и время. Ведь подчас строительство дома происходит быстрее, нежели его подключение к коммуникациям.

«СП»: — Справедливо ли и законно, что власть фактически отказывается от своего участия в расселении аварийного жилья?

— Если дом стал аварийным, кто это допустил? Его состояние должны были контролировать власти, управляющие компании.

Ведь на самофинансирование капитального ремонта жильцами страна перешла только что… А до этого организовывали работу по ремонту и содержанию жилого фонда местные власти.

Может быть, в том, что дом стал аварийным «вклад» жильцов — не более 5%? Они на протяжении многих лет, десятилетий оплачивали коммунальные услуги, в состав которых были включены деньги на содержание и ремонт дома, платили налоги… А куда, позвольте спросить, делись эти деньги?

Так что это не проблема жильцов, это проблема власти. И не может она, на мой взгляд, просто дистанцироваться от решения этой проблемы.

Остроты назревающему конфликту интересов придает то, что с 1 марта 2015 года заканчивается срок бесплатной приватизации жилья в России, и, похоже, на этот раз сроки продлеваться больше не будут. Вместе с нынешним предложением это создает впечатление, что государство в принципе отказывается от социальной защиты граждан, занимающих жилплощадь на основании договоров социального найма.

«СП»: — Получается, что власть в очередной раз хочет переложить финансовое бремя со своих бюджетов на кошельки граждан или на частный бизнес?

— Да. Но это в принципе неправильно! В мировой практике участие инвестора в реновации территории предполагает предоставление благоприятного налогового режима, потому что бизнес надо стимулировать вкладывать деньги в решение социальных задач.

Преференции могут включать в себя отказ от взимания с таких компаний социальных отчислений, предоставление льготных налоговых периодов при эксплуатации построенного на этой земле нового дома, особых условий предоставления новых земельных площадок под застройку, а также предоставление различных субсидий.

Если же нормальных условий для расселения аварийных домов не будет в этом законопроекте прописано, то и выкупать это имущество никакой частный инвестор не станет.

Артем Геодакян/ТАСС

Источник: https://svpressa.ru/realty/article/104433/

Прав-помощь
Добавить комментарий