Должна ли школа оплачивать съем жилья учителю в деревне?

Учителя имеют право на льготы — Audit-it.ru

Должна ли школа оплачивать съем жилья учителю в деревне?

Сибилева Н. Н., главный бухгалтер, к. э. н.,
ОГОУ НПО ПУ №41 г. Курска

Журнал “Учет в бюджетных учреждениях” № 10/2008

В соответствии с действующим законодательством педагогу могут компенсировать расходы на оплату топлива. В этом случае он должен подтвердить затраты. Иначе компенсационные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц. В частности, на этом настаивают финансисты в письме от 23 июля 2008 г. № 03-04-06-01/227. Но это не единственный вид социальной поддержки учителей.

Педагогическим работникам гарантированы льготы

Педагогическим работникам образовательных учреждений предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Данные льготы предусмотрены пунктом 5 статьи 55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Однако размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки (далее — меры соцподдержки), устанавливают законодательные акты субъектов РФ.

Поэтому жилищная социальная гарантия должна быть также предусмотрена законом области (республики, края).

Рассмотрим на примере Курской области те гарантии, которые должны быть предусмотрены на региональном уровне. В этой области бесплатное жилье педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности (рабочих поселках и поселках городского типа), предоставляют на основании закона Курской области от 23 декабря 2005 г. № 100-ЗКО.

Заметьте, если работники не имеют своего жилья, его предоставляют органы местного самоуправления. Оно должно находиться на расстоянии не более трех километров от места работы.

Если же органы власти не смогли предоставить жилое помещение, то работник образовательного учреждения имеет право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в близлежащих городах.

Обратите внимание: если педагог сам отказался от жилья в селе, то он имеет право только на льготу в виде бесплатного отопления и освещения.

Кому предоставляют «коммунально-педагогические» гарантии

В рассматриваемом случае педагоги — это не только учителя сельских школ, но и педагогические работники других образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (техникумы, институты, детские сады).

Кроме работающих педагогов правом на такие государственные гарантии пользуются педагогические работники, вышедшие на пенсию. Но только те, которые имеют стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
Отметим, что так называемым «бесплатным жильем» обеспечиваются наравне с педагогами и живущие с ними члены семьи.

К ним причисляют проживающих совместно с собственниками жилья в принадлежащем им жилом помещении супругов, а также детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов своей семьи (п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Площадь жилья не имеет значения

Заметим, что размер общей площади жилья законодательством не ограничен. В связи с этим педагоги освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления (письмо Минобрнауки России от 18 января 2007 г. № МОН-П-92).

Однако ограничения могут быть установлены на местном уровне (уровне субъекта РФ). Так, Законом № 100-ЗКО (который действует в рамках региона) уточнено, что бесплатное жилое помещение предоставляется не более размера социальной нормы площади жилья, установленной в данном регионе.

Какие коммунальные услуги оплатить?

Законодательством не приведены конкретные виды услуг, которые вместо учителей коммунальщикам возмещает бюджет соответствующего уровня. Их устанавливают на местном или региональном уровне.

В Курской же области названным региональным актом разъяснено, что бесплатное пользование жилым помещением включает в себя оплату за наем жилого помещения, ремонт и содержание жилья.

При этом бесплатно предоставляют только коммунальные услуги, приведенные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ. Их размер ограничен.

Предельные нормы потребления таких услуг утверждают уже не региональные органы власти, а органы местного самоуправления.

Данные правила справедливы в том числе и при предоставлении бесплатного отопления (центральное отопление, отопление газом, электроэнергией) и освещения.

Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, преду-смотрено обеспечение (бесплатно) твердым топливом и транспортными услугами по его доставке.

Причем количество бесплатного топлива также имеет предельные нормы.

Если же педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально (например, чеками или товарными накладными). Иначе компенсационные выплаты педагогам облагаются налогом на доходы физических лиц (см. письмо № 03-04-06-01/227).

Все указанные меры соцподдержки предоставляют независимо от формы собственности жилищного фонда.

Порядок предоставления социальных гарантий

Конкретные виды учреждений, которые обеспечивают педагогов правом на получение льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, федеральным законодательством не установлены. Такие виды льгот определяются нормативными актами территориального (республиканского, муниципального) уровня.

В Курской области определено, что учет такого льготного права граждан осуществляется на основании заявления учителя по основному месту его работы.

А для пенсионеров (педагогических работников) такой учет производят по последнему месту работы. Именно данные образовательные учреждения и осуществляют расходы по жилищным компенсациям.

Но если в семье учителя право на получение мер соцподдержки имеют несколько членов семьи, то они сами должны выбрать то учреждение, которое им обеспечит это право.

Для возмещения расходов заключают договор

Учреждение, осуществляющее оплату за коммунальные услуги педагога, заключает договор с организациями, оказывающими данные услуги. Сумма по договору определяется в пределах выделенных средств на реализацию мер социальной поддержки. Организации, оказывающие коммунальные услуги, заключив договоры с самими гражданами, ежемесячно представляют учреждениям счета на оплату предоставленных услуг. В них указывают фамилии, имена, отчества, места жительства граждан, которым были предоставлены услуги. На основании таких счетов учреждение и производит оплату.

Льготник сам должен заявить о своих правах

Для получения бесплатного жилья педагогический работник (бывший педагог) должен подать заявление о предоставлении мер соцподдержки руководителю областного государст-венного или муниципального учреждения. В подаваемом документе льготник должен указать, что ни он сам, ни члены его семьи мерами соцподдержки по иному основанию не пользуются. К заявлению прилагаются:

— справка о составе семьи (указываются совместно проживающие члены семьи); — справка о размере занимаемой площади (общей и жилой пощади);

— копия паспорта с указанием места регистрации лица.

Вышедшие на пенсию преподаватели кроме указанных документов представляют копии пенсионного удостоверения и трудовой книжки. Иные документы учреждения запрашивают лишь в случае необходимости.

Бюджетный учет коммунальных льгот

Учреждения, осуществляющие учет льготников, должны отразить в своем бухгалтерском учете те расходы, которые производят на обеспечение мер соцподдержки педагогов. Такие затраты учитывают по подстатье 212 «Прочие выплаты». Причем независимо от варианта предоставления льгот.

То есть от того, выплачивается ли непосредственно работнику соответствующая целевая компенсация или средства на указанные цели учреждения перечисляют предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Заметим, что такие разъяснения были даны чиновниками Минфина России в письме от 14 июня 2007 г.

№ 02-14-11/1478.

А вот расходы по реализации социальных мер неработающим (бывшим) педагогам (находящимся на заслуженном отдыхе), но проживающим в сельской местности, учитывают по подстатье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».

Списки льготников могут измениться

Поэтому их должны ежегодно проверять. Сами граждане при изменении условий предоставления льготы должны уведомить учреждения, обеспечивающие их правом на получение мер соцподдержки. Это нужно сделать, например, при изменении состава семьи или жилищных условий.

За учреждением сохраняется право снять граждан такой категории с учета. Основанием для этого служат:

— заявление гражданина; — выезд гражданина в другую местность на постоянное место жительства; — выявление в представленных педагогом документах недостоверных сведений;

— увольнение гражданина (за исключением увольнения в связи с выходом на пенсию).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/168752.html

Льготы учителям: основные и дополнительные льготы, льготы в сельской местности | Правоведус

Должна ли школа оплачивать съем жилья учителю в деревне?

Не так давно стало известно о том, что государственное управление, ввиду экономического кризиса 2015 г., планирует сократить часть льгот для некоторых категорий граждан.

Хотя на данный момент это еще решается, многие уже задаются вопросом – кого коснутся эти изменения, в частности, изменится ли форма социальной помощи для педагогов?

Действующее российское законодательство предусматривает ряд льгот для работников образовательных учреждений социального и стимулирующего характера, с целью возрождения интереса к профессии молодого поколения.

Основные льготы для педагогов

  1. Материальная помощь. Важнейшей учительской льготой, которая способствует привлечению молодых специалистов к данной профессии, несомненно, является материальная поддержка от государства: педагогам выплачивается единоразовая помощь, а также ежегодные премиальная выплата в конце учебного года в течении первых трех лет работы.

    Важно, что данные льготы являются региональными, и, в основном, применяются в сельской местности.

  2. Сокращение рабочего дня. В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ количество рабочего времени педагогическим работникам не должно превышать 36 часов в неделю.

    При имеющихся часах, отработанных сверхурочно, педагогу они должны оплачиваться дополнительно согласно ставке конкретного работника. В случае совмещения работ продолжительность деятельности педагога не должна превышать половины месячной нормы рабочих часов.

  3. Ипотека для педагогов.

    Для молодых специалистов государством предусмотрены льготные условия получения ипотеки с небольшим первоначальным взносом, заниженной процентной ставкой и довольно длительным сроком выплат. Важно, что для этой льготы есть ограничение – педагог, желающий получить ипотеку, должен быть не старше 35 лет.

  4. Время отпуска.

    Еще одной существенной льготой является увеличение времени оплачиваемого отпуска. Так, в стандартном варианте срок отпуска для учителя составляет 28 дней, при этом возможно предоставление и удлиненного оплачиваемого отпуска – от 42 до 56 дней.

    Кроме того, каждые 10 лет педагог имеет право на отпуск сроком до 1 года с сохранением за собой места работы, такой отпуск оплачивается за счет внебюджетных средств.

  5. Досрочный выход на пенсию.

    Для педагогов сегодня существует возможность раннего выхода на пенсию – при наличии педагогического стажа 25 лет, при этом в рабочий стаж включаются все очередные оплачиваемые отпуска.

  6. Бесплатное жилье.

    Педагоги сельской местности имеют право на предоставление им бесплатного жилья с освещением и отоплением либо заменой его компенсацией затрат на топливо, если работник живет в помещении без отопления. Важно, что все расходы должны быть подтверждены официально, чтобы денежная компенсация не облагалась налогом по НДФЛ.

  7. Компенсация за литературу. Государством предусмотрены льготы в виде материальной компенсации педагогу при покупке им специализированной литературы и периодики. Размер выплат напрямую зависит от решения местных органов самоуправления.

Льготы учителям сельской местности: премии, ипотека, компенсации

Нельзя не отметить, что федеральное законодательство предусматривает получение учителями, работающими в сельской местности, бесплатного жилья, если они в этом нуждаются. Жилье, которое предоставляется учителю, должно быть оборудовано газом и отоплением и находится на удаленности не более 3-х километров.

Бесплатное жилье может получить учитель даже после выхода на пенсию, но только, если его стаж составляет не менее 10 лет и своего жилья у него нет.

Однако, обязанность по предоставлению бесплатного жилья возложена на руководителей отдельных регионов, что зачастую представляет собой проблему ввиду отсутствия финансирования для исполнения этой обязанности.

Поэтому государственными органами относительно недавно был разработан новый вид льгот, благодаря которым молодые педагоги могли бы приобрести собственное жилье в рамках ипотечной программы с пониженной ставкой. При этом, учителям предоставляются компенсации оплаты первого взноса, который составляет не более 10% от стоимости объекта недвижимости.

Важно! Для получения ипотеки преподаватель должен отработать не менее 3-х лет и уровень его заработной платы должен быть таким, чтобы взнос за ипотеку не превышал 45% дохода заемщика в месяц. Ипотека предоставляется лицам не старше 35 лет.

Однако стоит отметить, что действует эта льгота не во всех регионах России. Следовательно, прежде чем соглашаться на работу в сельскую местность соискателю следует узнать, предоставляется ли льгота в конкретной области.

Получение льготных условий ипотечного кредитования для учителей не составляет большой сложности, к привычному пакету документов следует лишь добавить: справку о наличии педагогического стажа не менее 3-х лет и справку о том, что педагог не имеет своего жилья.

Дополнительные льготы учителям сельской местности

Предоставление бесплатного жилья и льготной ипотеки – не единственные льготы для тех, кто решился поехать работать в сельскую местность. Для поддержки педагогов и привлечения молодежи в отдельных регионах России местные органы управления предоставляют различные дополнительные льготы, вот некоторые из них:

  • повышенные оклады при получении зарплаты по штатно-окладной системе в течении первых 1-3 лет работы;
  • единовременное пособие при оформлении на работу, так называемые «подъемные»;
  • льготный проезд в транспорте междугороднего сообщения;
  • ежегодные или ежеквартальные премии по итогам первых трех лет;
  • дотация на коммунальные услуги, так называемые «коммунальные льготы учителям», которые действуют на всей территории РФ. Некоторые регионы оплачивают до 60% всех коммунальных услуг педагогических работников.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/employment/lgotyi-uchitelyam/

Программа «Земский учитель» в 2019 году

Должна ли школа оплачивать съем жилья учителю в деревне?

20 февраля 2019 года в ходе проведения ежегодного послания Федеральному собранию, В.В. Путин предложил запустить программу поддержки педагогов в небольших населенных пунктах. Проект получил название «Земский учитель».

Идею о разработке ранее озвучивала министр просвещения О. Васильева.

По аналогии с уже существующей программой «Земский доктор», за переезд в небольшие города и села, педагоги будут получать единовременную выплату в размере 1 млн. рублей «подъемных». Денежные средства предназначаются для покупки жилья, выплаты ипотеки или приобретения материалов для строительства дома.

Президент предложил запустить программу с начала 2020 года. И 27 февраля 2019 года поручил Правительству РФ внести соответствующие изменения в законодательстве.

Предпосылки введения программы

Результаты последних опросов показали, что на данный момент в селах и небольших городах наблюдается массовая нехватка педагогов. Многие преподаватели работают на 1,5-2 ставках не по специальности, в результате чего качество образования ухудшается. На данный момент сельским школам больше всего не хватает учителей иностранных языков, физики, математики и биологии.

Зачастую учителя, переезжая в сельскую местность, не могут позволить себе приобрести жилье, а квартира или дом предоставляется лишь на время. Многие преподаватели ездят в школу за несколько десятков километров от места своего проживания. При этом в большинстве российских регионов заработная плата учителей редко превышает 30 тыс. рублей.

Проблему с недостаточным количеством учителей в сельской местности Путин предложил решить тем же способом, которым решался вопрос с нехваткой работников в сфере здравоохранения — введением новой программы поддержки работников.

Программа «Земский учитель»: условия и документы на выплату миллиона рублей

Программа «Земский учитель» — это аналог уже существующей меры поддержки медицинских работников (врачей и фельдшеров) сельской местности — «Земский доктор». В ней смогут участвовать жители всех регионов России.

Выплата 1 миллиона рублей подъемных в рамках программы «Земский учитель» будет предоставляться предположительно на следующих условиях:

  • переезд в сельскую местность;
  • высшее профессиональное образование;
  • заключение договора с руководством школы минимум на 5 лет;
  • возраст до 55 лет.

Изначально предполагалось, что возраст участников программы не должен превышать 35 лет. Однако возрастной ценз в аналогичной программе для врачей увеличили до 50 лет, а так как «Земский учитель» анонсировали как ее аналог, то и возрастные рамки были пересмотрены.

Единовременная выплата в размере 1 млн рублей для учителей, переезжающих для работы в села и малые города, рассчитана на педагогов в возрасте до 55 лет, — разъяснили в Минпросвещения.

Другие требования к участникам программы еще обсуждаются. Первый зампреда Комитета по образованию и науке О.

Смолин считает, что при разработке условий программы нужно учесть все ошибки «Земского доктора».

Как показала практика, многие врачи после получения выплаты за переезд в сельскую местность, покупали квартиры в городе, отрабатывали установленное в договоре количество лет и возвращались обратно.

Новая программа должна не только привлекать в села учителей для работы, но и создать условия для того, чтобы они там оставались. Для достижения этой цели необходимо не только обеспечивать педагогов жильем, но и компенсировать им оплату коммунальных услуг, а также выплачивать достойную заработную плату.

До 2020 года в стране также продолжит действовать федеральная программа помощи молодым специалистам на селе, в рамках которой молодым преподавателям, переехавшим в деревню, предоставляется субсидия на улучшение жилищных условий. Также работники в сфере образования имеют право на получение прибавки к заработной плате в течение 3 лет. Программа также рассчитана на специалистов в возрасте до 35 лет.

Реализация программы

Министерство образования республики Дагестан решило в пилотном режиме запустить программу. Прием заявлений на получение 1 млн на приобретение или строительство жилья уже начался. По состоянию на 1 июля 2019 года, дефицит кадров в общеобразовательных организациях сельской местности Дагестана составляет 249 человек, причем заявление на участие в «Земском учителе» подали всего 38 человек.

Источник: http://rabotnik-info.ru/sodejstvie-zanyatosti-naseleniya/programma-zemskij-uchitel/

Программу «Земский учитель» запустят в России. Как вернуть преподавателей в сельские школы

Должна ли школа оплачивать съем жилья учителю в деревне?

Российское образование должно меняться в соответствии с научным развитием страны, а в федеральный перечень школьных учебников должны входить только лучшие издания. Но главное для любой школы — это прежде всего кадры. Так, Владимир Путин анонсировал будущую программу «Земский учитель» в своем послании Федеральному собранию.

Он предложил запустить этот проект в 2020 году. Согласно предложению президента, если учитель переезжает по программе в село или малый город для обучения детей в местной школе, то он получит выплату в один миллион рублей из федерального бюджета.

Министр просвещения Ольга Васильева отметила, что реализация этой программы позволит привлекать не только выпускников педагогических вузов, но и опытных преподавателей с большим стажем. Такое заявление она сделала в эфире Первого канала.

Она пояснила, что президент по аналогии с программой «Земский доктор» предложил снять возрастные барьеры для ее участников. Если раньше программа была рассчитана только на молодых специалистов, то теперь в ней могут принять участие все желающие, имеющие необходимую квалификацию.

Васильева отметила, что на сегодняшний день в сельских школах не хватает около 12 тысяч учителей. Из 42 тысяч российских школ 26 тысяч находятся в сельской местности.

Также она напомнила, что субъекты страны сами занимались введением проекта, подобного «Земскому учителю», вводя доплаты к зарплате не определенный период времени. Но они в большинстве своем были рассчитаны именно на молодых специалистов.

Источник фото: РИА «Новости»

«У нас региональные проекты помогают молодым оставаться в селе, есть большая доплата первые три, а иногда и пять лет к зарплате, которую они имеют, но программа „Земский учитель“ может привлечь учителей с большим стажем, которые тоже могут приехать в село и уже дальше продолжать свою педагогическую деятельность. Я считаю, что это очень важный момент, что эта программа коснется, на мой взгляд, большого количества педагогов», — подчеркнула Васильева.

Один из регионов, который до сих пор приглашает учителей работать у себя, Московская область, где действует программа социальной ипотеки. Учителей моложе 50 лет и стаж которых более пяти лет приглашают в регион на работу, предоставляя жилье. Стоимость самой квартиры уже оплачена из областного бюджета, а им останется только погасить проценты по кредиту.

Взгляд сельского учителя

Учитель истории и обществознания школы села Звериноголовское в Курганской области Владимир Кочеулов положительно оценил предложенную президентом программу «Земский учитель». Он пояснил, что при выплате одного миллиона рублей многие увидят свою выгоду от переезда в сельскую местность на работу.

Село станет привлекательней для выпускников вузов и опытных преподавателей. Также он пояснил, почему сегодня сельские школы остаются без тех, кто дает знания.

По его словам, если раньше у сельских учителей были льготы и они могли не платить за отопление и электричество, то теперь этого нет и все это сильно бьет по карману. Кроме того, при переезде в село нужно или покупать или снимать жилье.

«Жилье нужно отапливать. В среднем за зиму нужно закупить пять-шесть машин дров. Машина дров — это восемь тысяч рублей. То есть за отопительный сезон нужно потратить на отопление от 32 до 40 тысяч рублей. Зарплата учителя: ставка — 14,5 тысячи рублей. У меня 22 часа, я учитель первой категории и получаю всего 16 тысяч рублей», — рассказал Владимир Кочеулов.

Он пояснил, что если брать две ставки, то зарплата увеличится до 24 тысяч рублей — средней по региону, как отчитываются в районном управлении образования. Но при этом увеличится и нагрузка до 35−36 часов, что для учителя будет очень тяжело.

«Теперь по инициативе президента молодежь пойдет в сельскую местность так же, как и врачи», — пояснил учитель.

Переехали, но не остались

Депутат Госдумы Олег Смолин заявил, что инициатива президента действительно может привлечь учителей в села, потому что один миллион рублей — это серьезные деньги. Но при этом он предложил учесть ошибки, которые совершили с аналогичной программой по привлечению в села и малые города медицинских специалистов «Земский доктор».

Источник фото: РИА «Новости»

«Миллион рублей можно использовать по-разному. Часть выпускников медицинских вузов покупала на эти деньги квартиру в городе или брала ипотеку. Потом три года они честно работали в селе, а квартира их ждала в городе, куда они через три года возвращались. Омоложение кадров происходило, а закрепление нет», — рассказал он «360».

Он пояснил, что предложил бы направить усилия на обеспечение сельских учителей жильем на месте, более высокой заработной платой и обеспечением социальными гарантиями.

«Чтобы человеку было материально выгодно не просто поехать на село, но и там закрепиться», — пояснил Олег Смолин.

Он напомнил, что такие правила действовали с 1991 по 2004 год по Закону о социальном развитии села.

Депутат рассказал, что сегодня зарплата в селах такая же, как и в городах, коммунальные льготы для сельских учителей сократились. Подъемные поступают из региональных бюджетов, которые в большинстве своем дефицитные.

«В моей родной Омской области врач, если он едет в село, из федерального бюджета получает миллион рублей, а учитель, если он едет в село, из регионального бюджета получает 20 тысяч рублей», — рассказал депутат.

Он отметил, что президент принял правильное решение проводить финансирование программы за счет федеральной казны. По его мнению это привлечет учителей в села, но вот заставит ли их закрепиться на месте, депутат уверенности не выразил.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/programmu-zemskij-uchitel-zapustjat/

«Хорошо, если зарабатывает муж». Почему учителя уходят из школ в Воронеже

Должна ли школа оплачивать съем жилья учителю в деревне?

В школах Воронежа не хватает учителей начальных классов. Об этом доложила руководитель городского управления образования и молодежной политики Любовь Кулакова 19 августа. Позднее в мэрии пояснили, что дефицит учителей обусловлен прежде всего увеличением количества первоклассников: если в 2018 году в школы города впервые пошли 11 194 ребенка, то в этом году – 12 735.

– Вместе с тем к началу нового учебного года проведена работа по комплектованию штата. В настоящее время проблема решена.

Руководители образовательных учреждений активно используют банк данных о соискателях педагогических должностей, взаимодействуют с воронежскими педуниверситетом и институтом физкультуры, – рассказали в управлении образования и молодежной политики в понедельник, 2 сентября.

И все же корреспондент РИА «Воронеж» поговорила с учителями начальных классов и выделила основные причины, почему педагоги не рвутся работать в школы областного центра.

Высокая загруженность

Рабочий день учителя начальных классов лицея «Многоуровневый образовательный комплекс (МОК) №2» Ольги Асоян начинается в 8 утра, а заканчивается в 23, а то и в 23:30.

С 8:00 до 13:00 она ведет уроки, потом возвращается домой, где полтора-два часа отдыхает от фонового школьного шума – детских криков и беготни.

Дальше садится за две стопки тетрадей (математика и русский язык) – по 30 штук в каждой.

– Раньше я начинала проверку с пяти-шести тетрадей, требующих усилий со стороны нервной системы, а потом проверяла остальные, наслаждаясь процессом. А сейчас хороших тетрадей пять-шесть, а в остальных приходится много писать красной ручкой – выполнить то, что ребенок не сделал, написать рекомендации, – рассказала Ольга.

После этого ей пора готовиться к урокам на следующий день – найти нужный материал, который будет интересен ученикам. Приходится задействовать компьютер, чтобы сделать презентацию на интерактивной доске.

– На подготовку трачу больше часа по каждому предмету, а их четыре: окружающий мир, математика, чтение, русский язык. Завидовать этой работе ни в коем случае не надо, – подчеркнула педагог.

В самой школе много бумажной работы: отчеты и заполнение классного журнала для перестраховки – на случай, если система в «Дневнике.ру» даст сбой.

Еще одна головная боль всех учителей «началки» – обязательная внеурочная деятельность. Это дополнительная нагрузка, которая в сумме должна составлять до 10 часов в неделю. К «внеурочке» относятся экскурсии, спектакли, различные проекты, вроде съемки фильмов.

– За «внеурочку» платят копейки, а связывает она по рукам и ногам, потому что занимает много времени. Внеурочную деятельность учитель должен придумать сам и сам вести.

А если я этого не хочу? Нет, не имеешь права! У учителей такая дополнительная обязаловка висит камнем на душе, – призналась учитель начальных классов одной из воронежских школ Елена Е.

(фамилию педагог попросила не указывать).

Скромная зарплата

Если набрать в интернете «учитель начальных классов воронеж вакансии», то сайты по поиску работы выдают десятки предложений. В объявлении воронежской средней школы №48 зарплата учителя «началки» – от 12 тыс. до 15 тыс. рублей, в гимназии имени Кольцова – от 18 тыс. рублей.

Именно столько получает молодой учитель начальных классов средней школы №43 Маргарита Никитина, педагогический стаж которой – шесть лет. У девушки уже есть первая квалификационная категория.

– Работы много, она интересная, но большая загруженность, а зарплата маленькая. Прожить на нее невозможно. Хорошо тем, у кого есть хорошо зарабатывающий муж. Но чаще, чтобы свести концы с концами, нужно иметь дополнительный доход. А если работать на другой работе, то как качественно подготовиться к урокам? Именно по этой причине молодые не хотят идти в учителя, – считает Маргарита.

По словам Елены Е., ставка педагогов «началки» – самая низкооплачиваемая. Труд учителей среднего звена оценивают выше.

– Наша школа имеет высокий статус и в этом году стала площадкой Российской академии наук. Казалось бы, работать в такой – престижно, но на деле школа сталкивается с нехваткой кадров, – рассказала Ольга Асоян.

По данным городского управления образования и молодежной политики, средняя заработная плата воронежских учителей начальных классов за 2017 год составляла 24,6 тыс. рублей, за 2018-й – 26,8 тыс.

рублей (прибавка на 8,8%), за истекший период 2019-го – 27,1 тыс. рублей (прибавка в 1%). С 1 октября 2019 года запланировано повышение среднего заработка учителей «началки» на 4,3%.

Для сравнения: по данным Воронежстата, по итогам первого полугодия 2019-го средняя зарплата в регионе составила 32,5 тыс. рублей.

Примерное положение об оплате труда педагогов гордума приняла в 2018 году (первая редакция – в 2013-м). В документе прописаны рекомендуемые размеры постоянных повышающих надбавок (коэффициентов) к должностному окладу: за квалификационную категорию (1,2 – I квалификационная категория, 1,4 – высшая квалификационная категория) и за стаж непрерывной работы (от 1,02 до 1,07).

– Молодым специалистам (до 30 лет), заключившим трудовой договор в течение года после окончания профессиональных образовательных организаций либо образовательных организаций высшего образования по профилю деятельности, также положен повышающий коэффициент к заработной плате: от 1,2 до 1,25 на пять лет с даты трудоустройства. То есть разница в заработных платах при прочей равной нагрузке составляет не более 27%, – пояснили в управлении образования и молодежной политики.

Потеря авторитета

Надежда Дахина проработала учителем начальных классов больше десяти лет. Последним местом стала воронежская школа №103. Причиной увольнения в декабре 2018 года послужил конфликт с родителями.

– Я решила сделать передышку и подумать, нужна ли мне работа в школе. Многие родители не выбирают с учителем выражений, ведут себя неадекватно. Мама ребенка-хулигана, который бил других детей, пригрозила мне жалобами в разные инстанции. К сожалению, есть родители, которые считают, что только их мнение – единственно правильное, – рассказала Надежда.

Бывшая учительница начальных классов, 24-летняя Анастасия И., считает, что нынешние родители превозносят детей и те приходят в школу «залюбленными». Из-за этого страдает дисциплина:

– Те приемы, которые учителя применяли раньше, не всегда можно использовать сейчас – контроль за поведением педагога усилился. Во многих дошкольных и школьных учреждениях появились камеры, а родители обсуждают поведение учителя в чатах. Многие родители ставят авторитет учителя под сомнение.

Ольга Асоян добавила, что педагоги находятся в состоянии постоянной травли:

– Для возвращения учителей в школу повысить одну зарплату недостаточно – нужно вернуть им былой авторитет.

Елена Е. заметила, что родители зачастую относятся к педагогу как к личному врагу:

– Под сомнения ставят действия учителя – например, в родительских чатах и соцсетях мамы обсуждают, зачем родителям заказывать какое-нибудь пособие или рабочую тетрадь, которые рекомендовал учитель. Некоторые спрашивают: а законно ли данное решение учителя? Это неприятно.

Ольга Асоян указывает и на то, что современная школа предъявляет к детям высокие требования. Чтобы сделать домашнюю работу, ребенку нужно затратить психологические усилия. И здесь на помощь школьнику должны прийти родители, но они заняты работой, а после работы им не до уроков.

– В основной массе я сталкиваюсь с родителями, которые пытаются возложить обязанности по воспитанию ребенка на других, – рассказала Ольга.

Недовольное руководство

Елене Е. бывает трудно из-за давления директора и завучей:

– Помощи от нашей администрации не получаем. Слышим только укоры: «Опять ваши дети бегают на перемене!». Как будто другие дети не бегают. За свою долгую учительскую карьеру я встретила только одного завуча, который был интеллигентным человеком.

Если раньше завучами становились люди, заслужившие эту должность, то сейчас это ставленники гороно – административные работники, которые до этого не работали в школе. Учителей они не ценят, говорят: «Не нравится работать – уходите!».

Вновь пришедших учеников завучи распределяют по классам. В результате у учителей, которые в хороших отношениях с администрацией, более сильные классы, а у новичков – слабые. Учителю это не приносит вдохновения. И ведь потом с него спросится.

После контрольных работ и тестов методист отчитывает: «Как всегда, у вас низкий процент качества образования!».

Более привлекательные позиции в других сферах

Светлана Горбунова по образованию учитель начальных классов, окончила Воронежский государственный педуниверситет. Однако карьеру построила в торговле.

– На летних каникулах я не стала уезжать домой в область, а осталась подрабатывать в Воронеже продавцом. За эти два летних месяца во мне разглядели администратора. Когда ближе к сентябрю передо мной встал выбор – пойти работать администратором либо учителем начальных классов, я решила остаться в продажах. Сейчас я доросла до директора магазина, – похвалилась Светлана.

На решение поменять профессию повлияла зарплата.

– Моя сестра работает учителем начальных классов. Требования к педагогу ужесточились, их стало больше, а зарплата на прежнем уровне. Да, уроки длятся с 8 до 13 часов, но подготовка к ним и проверка тетрадей убивает массу времени, – отметила Светлана Горбунова.

Анастасия И. тоже решила радикально поменять род деятельности. Теперь девушка трудится в офисе в службе подбора персонала:

– Я ни разу не пожалела, что получила специальность учителя начальных классов, но, поработав в школе, я поняла, что это не мое. Начинающий учитель получает зарплату, равную прожиточному минимуму.

«Стимулирующие» выплаты (баллы) начисляются не за то, что ты хорошо выполняешь свою работу, а за дополнительную деятельность – конкурсы, мероприятия. С таким объемом у тебя нет личного времени.

При этом школа – неплохой вариант, чтобы развиваться, учиться новому.

– Молодежь не остается в профессии, потому что видит, что труд и время, которое она затрачивает, материально не компенсируются, – вторит Ольга Асоян. – Молодые учителя находят более оплачиваемые места и уходят из школы. Раньше человек знал, что, проработав пять лет, он получит категорию и надбавку к зарплате, а сейчас понимает: школа – не то место, где можно заработать.

Недостаток практики

По мнению Анастасии И., в педвузах и училищах отводят мало часов на практику:

– Во время учебы мы получаем много теории, и молодые специалисты оказываются морально не готовы к тому, что будет происходить на работе. Во время школьной практики рядом с тобой учитель и методист, и дети при них ведут себя хорошо. А когда приходишь учителем, понимаешь, что все не так просто.

Ольга Асоян тоже считает, что привлечь молодежь в школу можно, изменив систему образования в педагогических вузах:

– Основа знаний – педагогика и методика, но студентам педагогических вузов они должным образом не преподаются. Поэтому молодым учителям тяжело.

Плохой отбор и, как следствие, «текучка кадров»

Все наши собеседники свидетельствуют, что в условиях дефицита кадров иногда школы в спешном порядке вынуждены нанимать педагогов с низким уровнем знаний. Неграмотность учителя вскрывается, когда он допускает орфографические ошибки, переписываясь с родителями («Жду ваших детей в фае») и исправляет правильные ответы учеников.

– Раньше при трудоустройстве в школу смотрели на опыт работы, сейчас берут всех. Кто-то идет, чтобы получить двухмесячный летний отпуск и взять больничный. Кто-то трудоустраивается, чтобы доработать до декрета и получить бюджетные выплаты, – рассказала Надежда Дахина.

  • Новости РИА «Воронеж»
  • Мы в Яндекс Дзен
  • Наш Telegram

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://riavrn.ru/news/khorosho-esli-zarabatyvaet-muzh-pochemu-uchitelya-ukhodyat-iz-shkol-v-voronezhe/

Перечень льгот для учителей в сельской местности

Должна ли школа оплачивать съем жилья учителю в деревне?

Многих учителей интересует вопрос предоставления льгот при работе в сельской местности.

В государстве школьные преподаватели обязательно будут пользоваться специальными привилегиями в каждом регионе. Законодательством нашей страны обеспечиваются определенные льготы преподавателям, работающим в сельской местности.

Законодательная база

В соответствии с новым разработанным законопроектом, за педагогами сохраняются все ранее предусмотренные льготы. Описание существующих льгот на оплату коммуналки и приобретение жилплощади приводится в ФЗ № 273 в ст. 47 закона «Об образовании».

Порядок, предусмотренные условия и объем стандартной компенсации денежных средств, потраченных на вышеуказанные меры поддержки граждан, определяются и выполняются в соответствии с возможностями регионального бюджета.

Педагогическим работникам, которые выполняют свои непосредственные обязанности в государственных учреждениях, предоставляются компенсации при помощи так называемых бюджетных ассигнований из денежных средств, находящихся в бюджете конкретного субъекта.

В предыдущем ФЗ №3266 указаны аналогичные действующему законодательству положения с единственным отличием, которое заключается в отсутствии зависимости при определении размера предоставляемых льгот от разновидности учебного заведения, в котором работает педагогический сотрудник.

Законодательная база приходит на помощь педагогам в ситуациях, когда возникают некоторые трения и несогласованность работы органов местного самоуправления. В зависимости от субъективизма принятых решений в региональной администрации, педагогам может быть предоставлен замечательный список льгот или официально зафиксированных выплат.

Государственная поддержка педагогов, связанная с трудовой деятельностью

Одновременно с окладом каждый педагог может рассчитывать на получение дополнительных выплат:

  • Классное руководство;
  • Преподавательская деятельность в компенсационных классах с принятием во внимание домашнего обучения;
  • Ведение химии. Работа с вредоносными химическими реагентами оплачивается дополнительно;
  • Покупка профильной продукции;
  • Другие разновидности материальных выплат.

Дополнительные выплаты могут начисляться преподавателям в зависимости от конкретного региона проживания.

Подходы к данному вопросу в различных органах индивидуальные, но существует определенный перечень правил, одинаковый для всех.

Теперь назовем льготы, относящиеся только к преподавателям, работающим в сельской местности:

  1. Как только педагог приезжает на место выполнения своих служебных обязанностей, ему предоставляется единовременное пособие. Такое пособие предоставляется только с целью первоначальной материальной поддержки учителя, а также с целью повышения стимула к работе;
  2. К основному окладу предусмотрены определенные надбавки. Ставка при этом увеличивается, и процесс повышения уровня доходов может соответствовать одному году и более. Условия повышения зависят исключительно от конкретных положений законодательной базы в регионе;
  3. Преподаватель получает премию, если работает на протяжении более трех лет;
  4. Предусматривается возможность льготного проезда междугородними рейсами. Однако в зависимости от конкретных регионов могут быть внедрены определенные ограничения;
  5. Дотации, которые необходимы исключительно для оплаты коммуналки.

Все вышеуказанные льготы предусмотрены законодательством РФ.

Компенсационные выплаты

Следует также отметить особенности выделения компенсационных льгот преподавателям, работающим в сельской местности. Закон «Об образовании» определяет, что корректирование и назначение объемов материальной компенсации за оплаченные жилищно-коммунальные услуги для сельских преподавателей имеют непосредственное отношение к полномочиям конкретных регионов.

В большинстве вариантов преподавателям компенсируют такие затраты:

  1. Арендная плата за жилплощадь или определенные услуги по выполнению ремонтных работ и оплаты жилплощади;
  2. Компенсация денежных средств, затраченных на обеспечение централизованной системы отопления или работы установок, потребляющих газ в качестве топлива, в соответствии с показаниями, зафиксированными на счетчиках или по предварительно утвержденному объему потребления;
  3. Компенсация за использование твердого топлива по определенным нормативам;
  4. Оплата электроэнергии с учетом нормативов, установленных за 1 м2 площади.

Такие льготы могут быть предоставлены преподавателям даже после выхода на пенсию, если они уже успели отработать минимум 10 лет.

Льготы для молодых преподавателей

Поскольку молодые граждане нечасто выражают желание трудиться именно в сельской местности, органы государственной власти занимаются разработкой как можно более обширного перечня льгот для таких преподавателей.

Прежде всего, следует отметить возможность получения повышенного оклада при работе в сельской местности. Также предоставляются определенные компенсационные выплаты при оплате жилья, коммунальных услуг, перечень которых приведен выше.

Для стимуляции роста количества молодых преподавателей в различных регионах предусмотрены такие виды поощрений:

  1. Предоставление материальной поддержки непосредственно перед самым началом педагогической работы;
  2. Получение премии по завершении каждого из первых трех лет труда;
  3. Льготный проезд в общественном транспорте и при использовании междугородних рейсов.
  4. Ссуда от государства для возможности покупки жилья до 40% от стоимости;
  5. Реализация государственного жилья по стоимости, доступной для начинающих молодых специалистов;
  6. Ссуда на выплату накопившейся процентной ставки по ипотеке.

Если молодой преподаватель начинает работать в другой местности после проведенного распределения, в соответствии с действующими положениями ТК РФ, ему будет обязательно предоставлено жилье вне очереди.

Скидка на оплату ЖКУ

Оформление коммунальных льгот преподавателям, работающим в сельской местности, происходит по максимально упрощенной схеме. Эта процедура немного сложнее, если оформляется учитель, работающий в городе.

Если преподаватель живет в частном доме, но в черте города, он может рассчитывать только на компенсацию 2-х предоставленных коммунальных услуг: электроэнергия и отопление.

Для преподавателей, проживающих в многоквартирном доме, актуальны общие условия.

Первоначально законодательством предусматривается только поддержка преподавателей, работающих в сельской местности. Поэтому скидка на оплату электроэнергии и отопления далеко не единственная привилегия.

Для учителя в сельской местности предусмотрены льготы на коммуналку в объеме до 60% от затраченной суммы. Указанное процентное соотношение в зависимости от конкретного региона проживания может регулироваться.

Такая льгота распространяется не только на одних учителей, но и на всех членов семьи, проживающих с ним в одном доме или квартире.

Последние законопроекты, вступившие в действие, подразумевают предоставление 100%-й льготы на оплату коммуналки учителям. Такая скидка остается у педагогов, которые уже вышли на заслуженный отдых. На объем предоставляемых выплат никак не может повлиять стаж работы или, непосредственно, выход на пенсию.

Помощь учителям-пенсионерам

Одной из привилегий для педагогов, работающих в сельской местности, является возможность досрочного выхода на пенсию после полных 25 лет отработки.

Таким преподавателям обеспечиваются следующие виды льгот:

  1. Возможность бесплатной эксплуатации автономных или централизованных отопительных систем, потребляющих природный газ в качестве топлива;
  2. Оплата электроэнергии может проводиться с учетом льготной тарификации. Размер положенных скидок определяется в зависимости от конкретных регионов и с учетом установленных нормативов потребления по отношению к площади жилого помещения;
  3. Возможность покупки твердого топлива в районах, где в жилых домах не оборудованы централизованные системы газоснабжения. На другие виды твердого топлива устанавливается определенный норматив. Подобные меры необходимы специально для того, чтобы минимизировать вероятность злоупотребления и извлечения льгот с целью последующей спекуляции.

Следует обратить внимание на то, что предоставление льгот осуществляется на общепринятых условиях, подразумевающих обратную выплату. Т.е. преподаватель-пенсионер сначала должен внести необходимую оплату по всем счетам за предоставление коммунальных услуг. Только после получения всех квитанций об оплате государство может компенсировать расходы.

Также следует принимать во внимание тот факт, что установленные нормативы использования природного газа, различных видов твердого топлива, электроэнергии фиксируются региональными центрами управления на достаточно низком уровне.

Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) утверждены Постановлением Правительства РФ № 963 в октябре 2013 года. Эти правила определяют порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Процедура оформления льгот для педагогов-пенсионеров не представляет собой ничего сложного. Чтобы получить компенсацию, нужно обратиться в образовательное учреждение, в котором они выполняли свои служебные обязанности на протяжении 25 лет. В рамках пенсионной реформы с 2019 года срок выхода на досрочную пенсию откладывается на 6 месяцев.

О государственном поощрении молодых преподавателей смотрите в следующем видеосюжете:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/obrazovanie/perechen-lgot-dlya-uchitelej-v-selskoj-mestnosti.html

Прав-помощь
Добавить комментарий