Должностная инструкция педагога библиотекаря по профстандарту

Должностная инструкция педагога-библиотекаря

Должностная инструкция педагога библиотекаря по профстандарту

[организационно-правовая форма, наименование организации]Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция педагога-библиотекаря [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г.

N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих”, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-библиотекарь относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога-библиотекаря в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-библиотекарь должен знать:

– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

– законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;

– Конвенцию о правах ребенка;

– содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательной организации;

– методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;

– основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;

– индивидуальные особенности развития детей разного возраста;

– специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности;

– современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;

– нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы;

– профиль деятельности, специализацию и структуру образовательной организации;

– правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда;

– условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках;

– современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании;

– систему классификации информации и правила составления каталогов;

– единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;

– порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда;

– порядок составления отчетности о работе библиотеки;

– правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

– правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Педагогу-библиотекарю запрещается:

– оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагога-библиотекаря;

– использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Педагог-библиотекарь назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Педагог-библиотекарь:

2.1. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2.2. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

2.3. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности.

2.4.

В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.5. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач.

2.6. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

2.7.

Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательной организации средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.

2.8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.

2.10. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательной организации печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательной организации языках обучения и воспитания.

2.11. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательной организации фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.

2.12. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательной организации.

2.13. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем.

2.14. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательной организации.

2.15. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам.

2.16. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.20. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.21. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.22. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.23. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.24. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.25. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.29. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.30. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-библиотекарь имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

– на сокращенную продолжительность рабочего времени;

– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства школы, касающимися его деятельности.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-библиотекарь несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[должность] [инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-pedagoga-bibliotekarya

Что должна содержать должностная инструкция библиотекаря: примеры и образцы документов

Должностная инструкция педагога библиотекаря по профстандарту

Вопреки распространенному мнению перечень трудовых функций заведующего библиотекой довольно широк, а сама работа на данной должности требует от сотрудника большой внимательности и ответственности.

Сегодня мы поговорим о том, как составляется должностная инструкция библиотекаря, а также представим несколько готовых вариантов документа, адаптированных под работу в различных учреждениях.

Как составить: общие положения

В «Общих положениях» должностной инструкции библиотекаря необходимо прописать кем он назначается на должность и снимается с нее, кому непосредственно подчиняется, а также кому переходят его трудовые обязанности на время отсутствия сотрудника на рабочем месте.

На должность библиотекаря, как правило, назначается лицо со средним профессиональным образованием без предъявления требований к опыту работы.

Для успешного выполнения трудовых функций библиотекарю необходимо знание:

  • постановлений, распоряжений, приказов и других нормативных, руководящих и методических документов по вопросам библиотечной работы;
  • профиля и специализации учреждения;
  • правил комплектования, поиска, хранения, учета и выдачи библиотечного фонда;
  • систем классификации книг и правил составления каталогов;
  • общегосударственной системы межбиблиотечного абонемента;
  • порядка составления отчетности о работе библиотеки;
  • правил внутреннего трудового распорядка;
  • правил производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда.

При этом руководствоваться в своей рабочей деятельности библиотекарь должен:

  • методическими материалами и нормативными актами по вопросам выполняемой работы;
  • правилами трудового распорядка учреждения;
  • распоряжениями и приказами руководства;
  • должностной инструкцией;
  • правилами производственной санитарии, противопожарной защиты и охраны труда.

Должностные обязанности: на что имеет право библиотекарь и его ответственность

Стандартные должностные обязанности библиотекаря включают в себя:

  • обеспечение подбора необходимой читателям литературы, оперативное выполнение их заявок;
  • выдача литературы в читальном зале и на абонементе;
  • изучение интересов и запросов читателей в целях оказания содействия в выборе литературы;
  • участие в разработке планов комплектования библиотеки;
  • участие в организации библиотечного фонда, обработке литературы и составлении каталогов;
  • ведение работы по учету, инвентаризации и комплектованию библиотечного фонда;
  • обеспечение сохранности библиотечного фонда;
  • составление списков новых поступлений литературы и рассылка их подразделениям учреждения;
  • осуществление связи с другими библиотеками в целях обеспечения обслуживания читателей по межбиблиотечному абонементу;
  • участие в обработке литературы, поступающей в библиотеку, и составлении тематического и алфавитного каталога;
  • участие в организации тематических выставок, оформлении витрин и стендов;
  • подготовка предложений, направленных на улучшение обслуживания читателей.

В то же время библиотекарь имеет право на:

  • требование от руководства учреждения оказания содействия в исполнении собственных должностных обязанностей;
  • повышение собственной квалификации;
  • ознакомление с проектами решений руководства, касающимися его профессиональной деятельности;
  • представление на рассмотрение непосредственного руководителя предложений по вопросам собственной деятельности;
  • получение от работников предприятия сведений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;
  • подписывать первичную и отчетную документацию по вопросам, входящим в его трудовые обязанности.

В виде отдельного параграфа необходимо прописать ответственность сотрудника за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, правонарушения и причинение материального ущерба.

Типовая (на основе профстандарта)

С типовой инструкцией вы можете ознакомиться здесь: https://yadi.sk/d/3JEiMvGb3Ts52y

Школы (в соответствии с ФГОС)

Должностную инструкцию школьного библиотекаря мы разместили по следующему адресу: https://yadi.sk/d/7oomu6ct3Ts5BU

Колледжа

Для сотрудников образовательных учреждений данного типа действуют инструкции следующего плана: https://yadi.sk/i/06yoqKD03Ts5Gm

Педагога-библиотекаря

Документ, подходящий для данного работника, вы можете найти здесь: https://yadi.sk/i/xaT46tZ23Ts5NK

Сельской библиотеки

По следующей ссылке мы разместили должностную инструкцию библиотекаря МБУК МЦБ: https://yadi.sk/i/x9DVe4AH3Ts76D

Детской библиотеки

Образец инструкции работника читального зала в детской библиотеке располагается здесь: https://yadi.sk/i/A33ahSxB3Ts7d6

Главного

Главные библиотекари работают по инструкциям следующего типа: https://yadi.sk/i/D5lrWRfm3Ts7v9

Ведущего

Должностные обязанности ведущего библиотекаря выглядят следующим образом: https://yadi.sk/i/D0gUK4Ro3Ts7rq

1 категории

Чтобы найти бланк документа для специалиста 1 категории, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/_-A_qqof3Ts84n

Помощника библиотекаря

Перечень трудовых функций ассистента библиотекаря вы можете найти по следующему адресу: https://yadi.sk/i/A1ep4tkH3Ts8Av

Отдела обслуживания читателей

Для работника данного отдела инструкцию вы можете найти здесь: https://yadi.sk/i/2WSnt8vO3Ts8TB

Отдела комплектования и обработки

Инструкцию для библиотекаря отдела комплектования мы разместили по этой ссылке: https://yadi.sk/i/MtzC7dxJ3Ts8ZV

Таким образом, менять текст должностной инструкции работодатель вправе по собственному усмотрению, главное при этом, чтобы документ не противоречил действующему законодательству.

Источник: https://specworkgid.ru/baza-znanij/info/dokumenty/obrazcy-instrukcij/dolzhnostnye/bibliotekarya.html

Прав-помощь
Добавить комментарий