Имеет ли право учитель географии вести уроки русского языка и литературы?

ЗАВУЧ.инфо – Ольга Васильева взялась за образование всерьез и надолго

Имеет ли право учитель географии вести уроки русского языка и литературы?

Министр образования и науки Ольга Васильева выступила сегодня на открытии Всероссийского семинара-совещания Общероссийского профсоюза образования, затронув ряд самых важных для сегодняшней школы проблем.

По ее мнению, педагогов необходимо освободить от излишней бюрократической нагрузки в виде заполнения многочисленных бумаг и отчётов. У учителя должно быть всего три документа, уверена министр: рабочая программа, классный журнал и дневник.

Васильева отметила, что решение о заполнении дополнительных документов должны принимать сами школы. Она также призвала “не загружать учителя дополнительной работой, которая ясна и понятна и без этих заполнений дополнительных листов”. Министр пообещала “очень жёстко требовать эти рекомендации выполнять”.

Коснулась Ольга Васильева и проблемы взаимоотношения школы и родителей, которые должны определяться регламентом, а не принципом “оказания услуг”.

“Каждый должен понимать, что работа учителя это не услуга. Я буду запрещать вам произносить слово “услуга”.

Мы должны в кратчайших срок ввести в каждой организации регламент взаимодействия школы с родителями”, — сказала Васильева. По ее словам, на это есть правовые нормы и основания.

“В этом регламенте должны быть четко прописаны требования, которые родители и семья могут предъявлять к школе, а школа — семье”, — отметила министр.

Работа над профессиональным стандартом для педагогов будет завершена к 2020 году, заявила министр образования. По её словам, градация должностей учителей будет предполагать введение должностей ведущего, а также старшего учителя.

“Дифференциация системы должностей должна исходить из сложности выполняемых задач”, — сказала министр, указав также на функции, которые возложены на педагога.

“Все это планируется закрепить в профессиональном стандарте”, — рассказала Ольга Васильева.

Проект примерных положений единой отраслевой системы начисления зарплаты учителям будет разработан к концу этого года, сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

“Нужно создать единую отраслевую систему оплату труда педагогов. К концу года мы планируем вместе с профсоюзами разработать проект примерных положений по оплате труда”, — цитирует Васильеву РИА Новости.

Министр пояснила, что в этих проектах будет обеспечено нормирование учительского труда, установление верхнего предела часовой нагрузки, будет прописан порядок начисления стимулирующих выплат.

“На сегодняшний день мы считаем, что соотношение базовой и стимулирующей части должно быть 70 к 30, это оптимально.

Это соглашение было ранее закреплено в трёхстороннем соглашении, которое мы готовим вместе с нашим профсоюзом”, — сказала Васильева.

Минобрнауки будет вести достаточно жесткую работу с регионами, где уровень учительских зарплат снижается, пообещала министр образования и науки Ольга Васильева. На сегодняшний день средняя заработная плата учителя составляет 36,8 тысячи рублей по данным за первое полугодие, пояснила министр. По ее словам, в 64 субъектах РФ учительская зарплата росла, в 21 — снижалась.

“Мы будем работать с этими регионами. Работать достаточно жестко”, — сказала Васильева.”Задача государства сделать так, чтобы профессия учителя, суть нашего учительского служения, стала не только престижной с точки зрения морали, но и материально”, — сказала Васильева.

Она также отметила, что зачастую не исключены и обычные человеческие ошибки при начислении зарплат. Именно поэтому министерство выступает за прозрачную систему начисления оплаты труда.

Коснулась Ольга Васильева и вопроса ЕГЭ. По ее словам в 2017 году будет введена устная часть Единого государственного экзамена по русскому языку. Решение будет принято окончательно после того, как пройдет апробация в девятых классах.

Также глава Минобрнауки России прокомментировала своё заявление о возможном возвращении уборки классов для школьников, которое сделала в ходе всероссийского совещания с региональными министрами образования.

Ранее Ольга Васильева заявила о необходимости вернуть в систему образования сельские бригады, работу на приусадебном участке и уборку школьных помещений, прекратив тем самым воспитывать “потребителей”.

“Каждый ребенок независимо от того, где он живет, должен уметь трудиться”, — сказала Васильева. По ее словам, школьник должен быть приучен к элементарным вещам, о том, что рабочее место требует уборки.

Васильева также назвала недопустимым случаи, когда прокуратура занимается жалобами на учителей, которые заставили ребенка вытирать школьную доску.

Надо отметить, что предложение министра образования встретило массовое одобрение среди родителей учеников школ. Многим из них настолько понравилась эта идея, что поступило несколько ответных предложений — вернуть традицию использования школьной силы на сборах урожая.

Говоря о программе начального школьного образования, министр сообщила, что для ее экспертной оценки будет приглашена не только Российская академия наук, а несколько авторитетных в данной области организаций.

Также Ольга Васильева поделилась соображениями по поводу сложности программы в начальной школе, мнение о которой высказывали ей педагоги непосредственно в личных беседах. “Многие из них говорят, что сейчас программа, которая есть, слишком легка, они не говорили, что она примитивна, но они говорили, что она проста”, — рассказала министр.

Источник: https://www.zavuch.ru/news/news_main/677/

Работа Школьным Учителем в Германии

Имеет ли право учитель географии вести уроки русского языка и литературы?

Как подтвердить диплом школьного преподавателя в Германии и что из себя представляет процесс получения немецкого диплома педагога.

Школьный учитель в Германии – уважаемая и высокооплачиваемая профессия. В зависимости от опыта и уровня преподавания, немецкий педагог в школе может зарабатывать от 40000€ в год в начале карьеры до 66000€ на пике.

Студенты часто выбирают специальность, потому что, по их мнению, это одна из самых надёжных профессий.

Стоит получить место в государственном образовательном учреждении – и жизнь входит в успешную колею до самой пенсии! Статус неувольняемого, низкие налоги, дешёвая частная медицинская страховка – это лишь немногое из того, что делает профессию преподавателя столь привлекательной.

Образовательная программа

В Германии программа обучения учителей отдана на откуп землям. Говорить о каком-то едином немецком процессе, конечно, можно, но только в общих чертах.

Детали и тонкости имеет смысл обсуждать лишь в контексте конкретной земельной образовательной программы. То же самое касается процесса признания иностранных дипломов.

В разных землях этим занимаются разные учреждения и требования к дипломам тоже разнятся.

Я выделил только самую общую информацию, по которой можно будет составить примерное представление о профессии школьного преподавателя в Германии, а также о том, как получить подтверждение диплома, выданного за границей. Детально нужно будет разбираться с вопросом по месту проживания.

В Германии сейчас практически все гуманитарные ВУЗы перешли на болонскую систему. Поэтому в дальнейшем я буду говорить об этапах обучения в контексте этой образовательной концепции.

Как и в России, в Германии преподавание разделено на три уровня, которые условно можно назвать начальным, средним и высшим. Каждый уровень требует от педагога соответствующей подготовки.

Primarstufe позволяет преподавать в Grundschule, то есть, первые 4 класса немецкой школы. Обучение такого преподавателя включает в себя как минимум 7 семестров с особым упором на педагогические и дидактические дисциплины.

Содержательно курс должен включать в себя не менее 210-ти пунктов по европейской системе подсчёта знаний полученных студентом (European Credit Transfer System – ECTS). Уже с первого курса многие ВУЗы обязывают проходить практику в школах. Специализация учителя должна включать в себя два предмета или больше.

Возможности выбора пары предметов, которые будет преподавать педагог, зависят от конкретного места обучения. Во всех землях можно делать следующий выбор: математика и немецкий; рисование, музыка и физкультура; Sachunterricht. Последний предмет – это что-то вроде природоведения, социологии, географии, истории и даже немножко физики вместе взятых.

В разных землях содержание этого предмета может довольно сильно отличаться. Но смысл состоит в том, чтобы в рамках этого курса давать школьникам общее представление об окружающем мире. Остальные предметы, например, иностранные языки, остаются на усмотрение земель.

По окончании обучения, необходимо сдать письменную работу, которая должна доказать способность к самостоятельной профессиональной деятельности. По итогам работы выдаётся свидетельство о получении высшего образование или зачёт первого госэкзамена.

Sekundarstufe I позволяет вести уроки во всех школах и гимназиях до 9 или 10 классов. Минимальное количество семестров и пунктов ECTS также составляет 7 и 210.

Программа обучения в основном такая же, как и для преподавателей начальной школы, но упор делается на два основных предмета, количество часов по которым по отношению к общеобразовательным занятиям должно составлять 2:1.

Существует возможность получить Sekundarstufe I и Primarstufe одновременно.

Преподаватели Sekundarstufe II могут учить детей в последних классах школы (10-13-ые, в зависимости от земли и конкретной школы число классов может отличаться), а также в профессиональных училищах и вечерних гимназиях для взрослых.

Для получения этого уровня необходимо закончить бакалавриат и магистратуру. В сумме стандартное обучение должно занимать 9-10 семестров и 270-300 пунктов ECTS, плюс государственный экзамен или магистерская работа.

Два предмета, которые будут преподаваться учителем, должны быть изучены как минимум на 90 ECTS баллов.

Berufliche Bildung – профессиональный учитель. Преподаёт предметы, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, к примеру, учит будущих поваров готовить еду и тому подобное. Может быть учителем по образованию, может быть просто опытным профессионалом. Оставим подробное описание данной профессии за рамками этой статьи.

Sonderpädagogik – учитель, который после окончания образования, получает дополнительные навыки для работы с инвалидами или душевнобольными детьми.

Иностранцам прежде всего интересно знать, признают ли немцы диплом педагога из другой страны. Однозначно ответить на этот вопрос довольно проблематично.

Ведь раз получение педагогического диплома регулируется на уровне земель, то и его признание тоже в масштабах страны не рассматривается. А в каждой немецкой земле свои правила признания иностранных дипломов школьного учителя.

В некоторых землях вообще нельзя преподавать, не имея диплома Германии или другой страны ЕС.

Ожидается, что учитель должен говорить на очень хорошем немецком, независимо от предмета, который он может преподавать. Поэтому для того, чтобы вообще пытаться найти работу в школе в Германии, придётся обзавестись сертификатом знания немецкого на уровне С1.

Как видно из описания, школьный учитель в Германии обязан уметь преподавать минимум 2 предмета. Поэтому, если в дипломе указан только один предмет, то придётся доучиваться на второй.

Преподаватель начальных классов должен иметь одним из предметов немецкий.

Но так как за границей немецкий учат, как иностранный, то его в Германии не признают, так что для мигрантов-учителей путь в Grundschule обычно закрыт.

Иностранцу непросто занять вакансию учителя в Германии, хотя мест предостаточно.

Наиболее лояльно относятся к иностранным преподавателям математики и физики, потому что Германия испытывает недостаток таких учителей в школах.

При достаточном уровне немецкого, могут допустить приём на работу даже без второго предмета, но не на место учителя, а в качестве практиканта или ассистента.

Никто не запрещает при этом параллельно работе подготовиться к экзамену на второй предмет и получить полноценное подтверждение соответствия своего образования немецкому педагогическому.

Вообще, без подтверждённого диплома иностранец может работать либо в частных школах, либо в государственных, но только в качестве помощника-репетитора. В частные школы попасть сложно, так как там требования к уровню преподавания обычно повыше. В обоих случаях преподавателю без диплома, сравнимого с немецким, предложат срочный контракт, что сильно усложнит процедуру продления визы.

Процесс подтверждения дипломов, полученных за границей ЕС, примерно такой. Сначала каждый предмет в программе будет сравнён с соответствующим ему немецким. Смотрят не только на содержание, но и на количество часов. Если в этом отношении всё в порядке, то обычно остаётся сдать только государственный экзамен. С таким подтверждением уже можно пытаться устроиться работать в школе практикантом.

Когда содержание программы обучения не соответствует немецкому, диплом не подтверждают. Подтвердить диплом “по частям”, не получится, это запрещено. Исключение делают только, если программа в целом подобна немецкой, но в дипломе преподавателя указан только один предмет. В этом случае придётся пройти дополнительное обучение и сдать экзамен.

Чтобы отправить диплом на проверку, надо сначала определиться с землёй. Затем, при помощи базы anabin или через другой государственный сайт, найти организацию, ответственную за признание диплома учителя в данном регионе. Им надо предъявить как минимум паспорт, диплом, подтверждение опыта и свидетельства повышения квалификации. Также могут потребовать прочие дополнительные бумаги.

Согласно исследованию фонда Бертельсманна, к 2025 дефицит учителей в Германии достигнет 35000 позиций. Число школьников, в том числе из-за беженцев, выросло. На следующие годы запланировано увеличение количества школ полного дня – Ganztagsschulen) По подсчётам фонда, нынешних студентов, изучающих педагогику в университетах, не хватит для заполнения пробелов.

В течение следующих семи лет в Германии необходимо принять на работу 105000 учителей начальной школы, из которых 60000 новых преподавателей призваны заменить уходящих на пенсию, 26000 компенсируют увеличение числа учащихся, 19000 – развитие Ganztagsschulen.

Но за этот период немецкие университеты подготовят только 70000 преподавателей, что и приводит к разнице в 35000 учителей начальных классов.

В ближайшие годы в немецких начальных школах нехватка педагогов станет проблемой.

Председатель Bertelsmann-Stiftung Йорг Дрэгер призвал правительство искать решение проблемы. В настоящее время, к примеру, в Берлине лишь 28% начинающих учителей – обученные педагоги начальной школы. Остальные – преподаватели старших классов или вообще Quereinsteiger – люди, сменившие профессию.

Ассоциация начальных школ Grundschulverband предупреждает о «драматических» последствиях сложившейся ситуации для учеников.

«Младшие классы должны оставаться абсолютным табу для учителей-дилетантов».

В первые годы школы закладываются основы для дальнейших успехов или неудач в учебе. Исправлять безграмотность в старших классах сложнее.

Одним из вариантов решения проблемы, предложенным исследователями, является повышение мотивации людей, занятых на неполный рабочий день и пенсионеров. Частично занятым педагогам советуют предоставить возможность совмещать семью и работу. Их детям надо обеспечить места в детских дошкольных учреждениях, а самих учителей разгрузить от работы, которая не относится напрямую к образованию.

Чтобы заинтересовать пенсионеров продолжать педагогическую деятельность, рекомендуется увеличить верхнюю границу дополнительного заработка, что позволит учителям со стажем получать и зарплату, и пенсию. В некоторых землях уже применяется финансовое стимулирование.

Педагоги-пенсионеры земли Северный Рейн – Вестфалия получают 10%-ное увеличение зарплаты или повышенную пенсию, продолжая работать. А в Саксонии предлагают надбавку в 800 евро при переезде в регион, в котором не хватает учителей.

Поощряется также переобучение на недостающие специализации или работа после 63-летнего возраста.

23-12-2018, Степан Бабкин

Источник: https://www.tupa-germania.ru/rabota/uchitel-v-germanii.html

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Имеет ли право учитель географии вести уроки русского языка и литературы?

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания.

В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть.

Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете.

Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет.

Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.

Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия.

Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Источник: https://mel.fm/teachersday/1086432-become_a_teacher

5 октября. Урок в школе

Имеет ли право учитель географии вести уроки русского языка и литературы?

Деева Наталья Владимировна

учитель искусства, литературы, русского языка, Иркутская область

Масагутова Роза Рифовна

учитель географии, экологии, Республика Татарстан

Дубровская Евгения

учитель английского языка, Новосибирская область

Лютина Ирина Юрьевна

учитель начальных классов, Свердловская область

Зянтерекова Ираида Анатольевна

учитель английского языка, истории, литературного чтения, математики, обществознания, окружающего мира, русского языка, технологии, Республика Удмуртия

Касьяненко Алла Ивановна

учитель начальных классов, Ростовская область

Гришечко Алла Васильевна

учитель астрономии, географии, Саратовская область

Паневина Галина Николаевна

учитель географии, Хабаровский край

Дунаева Елена Сергеевна

учитель химии, Волгоградская область

Глазырина Наталья Леонидовна

учитель литературного чтения, математики, окружающего мира, ОРКСЭ/ОДНК, русского языка, технологии, Московская область

Ясюченина Ольга Владимировна

учитель английского языка, г. Москва

Балабанчук Наталия Викторовна

учитель английского языка, Республика Адыгея

Крючкова Любовь Ивановна

учитель начальных классов, Московская область

Абдулаева Завжанат Саламулаевна

учитель начальных классов, Республика Дагестан

Негода Ольга Юрьевна

учитель алгебры, английского языка, истории, математики, информатики, обществознания, Саратовская область

Филатова Надежда Олеговна

учитель физики, Томская область

Ляхова Наталья Владимировна

учитель географии, Ставропольский край

Клюева Екатерина Георгиевна

учитель истории, обществознания, экономики, Волгоградская область

Драхлер Александр Борисович

учитель истории, обществознания, г. Москва

​Алексеева Елена​ Александровна

учитель истории, литературы, обществознания, права, русского языка, Челябинская область

Южакова Оксана Сергеевна

учитель истории, обществознания, права, Пермский край

Юрова Светлана Валерьевна

учитель истории, обществознания, Республика Коми

Гладинов Алексей Николаевич

учитель географии, Республика Бурятия

Шмакова Наталья Григорьевна

учитель алгебры, математики, информатики, физики, Рязанская область

Коновалова Ирина Владимировна

учитель физики, Иркутская область

Макарова Елена Николаевна

учитель начальных классов, г. Москва

Пешкова Елена Александровна

учитель астрономии, физики, Нижегородская область

Шипшина Ольга Валерьевна

учитель астрономии, физики, Ростовская область

Волкова Наталья Викторовна

учитель алгебры, математики, Волгоградская область

Ботина Вера Александровна

учитель физики, Вологодская область

МАРУШКИНА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА

учитель математики, Рязанская область

Щегрова Наталья Ивановна

учитель географии, Липецкая область

Тиханова Ирина Петровна

учитель английского языка, Изобразительного искусства, Самарская область

Вишняк Ольга Вячеславовна

Кемеровская область

Камалеева Гульнара Гумеровна

Республика Татарстан

Фирсова Надежда Борисовна

учитель географии, Челябинская область

Булычева Марина Владимировна

учитель географии, Вологодская область

Емельянова Елена Валентиновна

учитель астрономии, физики, Республика Татарстан

Резанова Светлана Александровна

учитель начальных классов, Читинская область

Пелипенко​ ​Татьяна Александровна

учитель физики, Краснодарский край

Байбикова Анастасия Олеговна

учитель биологии, экологии, Республика Мордовия

Семенютина Виктория Алексеевна

учитель биологии, химии, Волгоградская область

Королев Денис Григорьевич

учитель истории, географии, истории, обществознания, права, Брянская область

Учаева Наталья Александровна

учитель химии, экологии, Саратовская область

Живых Марина Борисовна

учитель начальных классов, Республика Коми

Бучок Светлана Владимировна

учитель химии, Московская область

Богоявленская Елена Васильевна

учитель литературы, русского языка, Челябинская область

Левчук Надежда Леонидовна

учитель физики, Свердловская область

Шехова Равиля Равилевна

учитель литературы, русского языка, Ханты-Мансийский АО

Трубникова Татьяна Григорьевна

учитель обществознания, истории, ОРКСЭ/ОДНК, Челябинская область

Дуброва Инна Геннадьевна

учитель истории, Краснодарский край

Павлова Елена Петровна

учитель биологии, химии, Новосибирская область

Комолова Оксана Александровна

учитель английского языка, Ленинградская область

Солодкая Александра Леонидовна

учитель английского языка, Приморский край

Солдатенко Виктория Юрьевна

учитель начальных классов, Красноярский край

Каращенко Ксения

учитель английского языка, Иркутская область

Смолина Ирина Николаевна

учитель биологии, химии, экологии, Чувашская Республика

Кривошеева Нина Владимировна

учитель алгебры, математики, Республика Коми

Медведева Светлана Леонидовна

учитель начальных классов, Московская область

Черешнюк Екатерина Владимировна

учитель английского языка, г. Севастополь

Жаворонкина Ольга Ивановна

учитель начальных классов, Республика Башкортостан

Духанина Екатерина Алексеевна

учитель алгебры, математики, Новосибирская область

Тыкшеева Сыжидма Цыденжаповна

учитель английского языка, Приморский край

Иванов Иван иванович

учитель английского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка, технологии, Республика Удмуртия

Кучукбаева Лейла Фаритовна

учитель английского языка, Пермский край

Зырянова Татьяна Евгеньевна

учитель биологии, химии, Новосибирская область

Ту Александр Васильевич

учитель биологии, литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка, технологии, г. Москва

Фроловв Михаил иванович

учитель начальных классов, Республика Адыгея

Черненко Наталья Михайловна

учитель английского языка, литературы, русского языка, Ярославская область

ВОРОВЩИКОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА

учитель литературы, русского языка, Челябинская область

Черникова Лариса Владимировна

учитель начальных классов

Источник: https://rosuchebnik.ru/5october/

Неравенство замещения, не имеющее точного решения

Имеет ли право учитель географии вести уроки русского языка и литературы?

Школа, которой я руководил, была фактически однокомплектной, т.е. параллельных классов почти не было. А это означало, что школа укомплектована одним учителем технического труда, одним учителем физики, одним учителем музыки, одним учителем химии и т.д.

Учебный план средней школы, единый в то время для всех школ Советского Союза, предусматривал 5 и более часов в неделю (в зависимости от ступени обучения и класса) только по отдельным предметам. Таким, как русская словесность, математика.

Говоря иначе, лишь по этим предметам в нашей школе можно было содержать двух и более учителей, которые могли бы заменять друг друга при отсутствии одного из них.

Учителя отсутствовали обычно по двум причинам: либо учитель сам болел, либо болел его ребенок. Когда отсутствовали учителя русского языка и литературы или же математики, проблем не возникало. Всегда второй специалист шел на временное замещение и за свой дополнительный труд получал почасовую оплату. Образно говоря, «уравнение» можно было решить однозначно.

Проблема оплаты замещения возникала при замещении учителем другой специальности. Например, учитель музыки (физики, географии, биологии, истории и т.д.).

Создавалась крайне трудная ситуация: кем заменить заболевшего учителя музыки, когда другого учителя музыки в школе нет? Выход был один: заменяли уроки музыки другими уроками, скажем, уроками географии в одном классе, уроками биологии – в другом и т.п.

В период такого замещения заболевший учитель получал пособие по временной нетрудоспособности, а замещавший учитель – почасовую оплату сверх заработной платы, установленной при тарификации.

Была ли тогда нормативная база, которая позволяла произвести подобную замену и оплату труда замещавшего учителя? Для определенности – учителя географии, который замещал учителя музыки? Была и не была…

Данный случай отчасти регулировало письмо Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений от 30 апреля 1968 г.

№ 135-М «О порядке оплаты временного замещения отсутствующих учителей». Оно опубликовано в «Справочнике директора школы» (Просвещение, М.; 1968, с.

304) и в «Сборнике приказов и инструкций МП РСФСР» № 17 за 1968 г.

В письме говорится:

«…уроки отсутствующих учителей должны заменять учителя той же специальности.

В тех случаях, когда такая замена не может быть осуществлена, разрешается заменять отсутствующих учителей учителями, преподающими другие предметы.

За уроки, проведенные в порядке замещения, во всех случаях производится почасовая оплата…».

Добавим, что названное письмо действует и ныне. В настоящее время, к сожалению, мало кто знает о его существовании. Наверное, потому что даже в последующих изданиях Справочника директора школы его почему-то не перепечатывали. Не перепечатывали его и в других изданиях, посвященных вопросам оплаты труда педагогических работников.

Но данное письмо Минпроса РСФСР и республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений порядок оплаты труда при замещении отсутствующего учителя одной специальности учителем другой специальности не решает до конца. Надо полагать, оставляет на усмотрение школьной администрации.

При замещении учителя музыки учителем географии ученик в текущем учебном году недополучает знаний по музыке. А вот по географии у него уроков будет больше, чем предусмотрено учебным планом … Часто приходилось делать подобную замену, что фактически приводило к нарушению единой картины образовательного процесса. Такую замену можно назвать на языке математики «неравенством замещения».

А в жизни любое «неравенство» в зависимости от ситуации должно иметь одно или хотя бы несколько решений. И, как мне казалось тогда, я отыскал его общее решение, которое выглядело так.

При возвращении учителя музыки в целях полного выполнения программ по обоим предметам уроки географии в данном классе должны быть заменены пропущенными уроками музыки. Т.е. должна произойти «обратная замена» уроков.

В таком случае учителю музыки производится дополнительная почасовая оплата за проведенные уроки, тогда как учитель географии не будет получать дополнительной почасовой оплаты, так как он фактически не переработал.

Часть его уроков всего лишь переместилась в школьном расписании из одной клетки в другую.

К моему удивлению, меня мало кто понимал. Дело в том, что в упомянутом письме Минпроса РСФСР и РК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений о возможности «обратной замены» ничего не сказано.

Однажды у меня на этой почве возник спор с учителем математики.

Она (учительница математики), заменявшая уроки учителя другой специальности, категорически отказалась вернуть часы отсутствовавшему учителю и потребовала оплату за дополнительно проведенные уроки по временному замещению.

Мои проблемы, связанные с выполнением программы по другому предмету, ее не волновали.., ей было совершенно все равно, будет ли выполнена программа по другому предмету, который она не ведет, или же не будет.

Тогда я решил проконсультироваться у компетентных специалистов: в планово-экономическом отделе областного отдела народного образования и в Министерстве просвещения. На мое удивление, из двух учреждений я получил два противоречивых ответа.

Из областного отдела народного образования ответили примерно так: при замещении отсутствующего учителя учителем другой специальности оплата замещавшему учителю не производится.

При возвращении отсутствовавшего учителя следует произвести «обратную замену» уроков. Причем уроки, проведенные при «обратной замене», оплачиваются учителю, проводившему эти уроки, по почасовой ставке.

Подтверждался мой метод решения «неравенства замещения».

А Минпрос же ответил, что в том случае, если нет возможности заменить временно отсутствующего учителя учителем той же специальности, уроки отсутствующего учителя заменяются уроками учителя другой специальности. Заменявшему учителю производится почасовая оплата. «Обратная замена уроков» не производится. Мой метод решения «неравенства замещения» не подтверждался.

Круг замыкался. Учительница математики была формально права, так как в любом случае разъяснению Минпроса надо отдать предпочтение. И мне ничего другого не оставалось, кроме как удовлетворить требование учителя математики.

Напрашивался вывод: временно отсутствовавший учитель при выходе на работу должен уплотнить учебную программу, чтобы ее выполнить, а это, несомненно, приведет к перегрузке ученика. А по математике уроков у того же ученика будет больше, чем это предусмотрено учебным планом…

Прошли десятилетия… И я был удивлен, когда прочитал в журнале «Официальные документы в образовании» (№ 34 за 2003 г., с. 102, 103) разъяснение эксперта ЦК профсоюза В.Н.Панкратовой по данной проблеме, основанное, как пишет эксперт, на сложившейся практике.

В разъяснении говорится: «Учитель, замещавший отсутствующего учителя и проводивший занятия по своему предмету вперед, дополнительную оплату в этот период не получает, поскольку, когда он передаст вернувшемуся учителю свои учебные часы, за ним будет сохраняться заработная плата, установленная при тарификации.

Отсутствующему же учителю, который при возвращении будет проводить учебные занятия по своему расписанию и по расписанию учителя, замещавшего его в период отсутствия, кроме заработной платы, установленной при тарификации, должна производиться почасовая оплата за часы занятий, данные сверх своей учебной нагрузки, установленной при тарификации.

Такой порядок замещения позволяет восполнить пропущенную программу, не допуская перегрузки обучающихся».

Полное совпадение двух решений одного и того же «неравенства»! Ни государственные образовательные стандарты, ни здоровье обучающихся не страдают.

Однако торопиться с выводами пока не будем.

Дело в том, что не каждый учитель согласится замещать отсутствующего учителя с таким условием, что потом равное количество часов по своему расписанию придется вернуть отсутствовавшему учителю. Он может попытаться найти любую причину для того, чтобы отказаться от замещения отсутствующего учителя.

К примеру, он может сослаться на то, что в последнее время плохо себя чувствует, имеются проблемы дома и т.д. Не понять его трудно. Ведь при такой замене уроков нарушится не только ритм работы учителя, но и ритм ученика.

Подобная замена уроков, тем более неоднократная в течение учебного года, несомненно, приводит к стрессовой ситуации как обучающихся, так и учителей.

Правда, того же учителя можно уговорить. А уж в худшем случае, если он категорически откажется идти на замену, можно и заставить, руководствуясь ст. 74 ТК РФ (временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости).

Данная статья Трудового кодекса и упомянутое выше письмо Минпроса РСФСР и республиканского комитета профсоюза позволяют обязать практически почти каждого учителя замещать любого другого временно отсутствующего учителя независимо от профиля преподаваемого предмета.

Замещение по указанию администрации школы временно отсутствующего учителя другим учителем, который помимо проведения уроков, установленных при тарификации, проведет уроки по расписанию временно отсутствующего учителя (выполнение обязанностей, не предусмотренных трудовым договором), равнозначно временному переводу на другую работу.

Однако ст. 74 ТК РФ не позволяет сколь угодно долго воспользоваться ею в отношении одного и того же работника. Продолжительность такого перевода ограничена сроком один месяц в календарном году (с 1 января по 31 декабря).

Возникает естественный вопрос: а как следует понимать норму, установленную ст.

74 ТК РФ: «Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года» при замещении временно отсутствующего учителя? Ведь в расписании уроки учителя не могут быть распределены равномерно, в разные дни учебной недели одного и того же учителя, как правило, бывает разное количество уроков. А в какой-то день недели их может не быть и вовсе. Это обусловлено санитарно-гигиеническими требованиями к составлению школьного расписания уроков, которое учитывает в первую очередь интересы обучающихся, а не учителей.

Мне представляется возможным решение данного вопроса следующим образом.

Срок, измеряемый одним месяцем в год, эквивалентен среднему годовому количеству уроков при учебной нагрузке, соответствующей одной тарифной ставке (в 5-11-х классах 18 часов, в 1-4-х классах – 20 часов в неделю). И порядок расчета среднегодового количества уроков, соответствующего одной тарифной ставке, в зависимости от количества рабочих дней в календарном году, известен.

Так, например, в 2003 году эти цифры составляют 75 и 83,33 соответственно (250:5х18:12; 250:5х20:12). Следовательно, при применении ст. 74 ТК РФ следует иметь в виду, что учителя 5-11-х классов, исходя из интересов производственной необходимости, можно заставить в 2003 году (но не в учебном году) заменить не более 75 уроков, а учителя начальных классов а – не более 83 уроков.

Попутно отметим, что порядок расчета среднегодового количества часов для любого календарного года можно выразить общими формулами, приводимыми в таблице.

В данной таблице:

С – количество суббот по календарю; В – количество воскресений; 365, 366 – количество дней по календарю; 11 – количество праздничных дней в году; 5 – количество рабочих дней в неделе (данный расчет ведется только для 5-дневной рабочей недели независимо от продолжительности учебной недели); 18, 20 – количество часов в неделю, соответствующее одной тарифной ставке учителя.

Следует добавить, что в любом случае при применении ст. 74 ТК РФ надо быть осторожным. Могут возникнуть ситуации, когда учителя в приказном порядке обязать к замещению временно отсутствующего учителя нельзя. Например, беременность, хроническая болезнь, не позволяющая увеличения нормы часов, установленных трудовым договором и т.п.

Но самое главное, наверное, в настоящее время заключается даже не в этом. Проведение уроков вернувшимся учителем по расписанию замещавшего его учителя, несомненно, следует понимать так же, как временное увеличение существенных условий труда, установленных трудовым договором. Следовательно, этот факт тоже равнозначен временному переводу отсутствовавшего учителя на другую работу.

В общем случае могут быть противопоказания для осуществления «обратной замены» уроков, т.е. увеличения нагрузки недавно выздоровевшего учителя.

В настоящее время учителя в большинстве школ из-за низкой заработной платы вынуждены работать с большой учебной нагрузкой, в основном 30 и более часов в неделю.

А как быть в таком случае, когда учитель в период «обратной замены уроков» не войдет в расписание? Вот тогда и появляется «неравенство замещения», не имеющее точного решения.

Остается только сожалеть, что в жизни встречаются такие неравенства, решение которых не поддается даже математикам.

Радиф ГИЛЕМХАНОВ, ведущий специалист Главного управления Минобороны России, учитель математики

Источник: http://www.ug.ru/archive/10736

Прав-помощь
Добавить комментарий