Имеют ли право на 60% поднимать оплату за обучение в институте?

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Имеют ли право на 60% поднимать оплату за обучение в институте?

У вузовских дипломов незавидная судьба: если они не пригодились по прямому назначению, то остаются забытыми в кипах других документов, убранных далеко на полки.

Школьные аттестаты еще иногда достаются — чтобы пожурить чадо за очередную тройку и поддержать родительский авторитет. Между тем массовизация и доступность высшего образования набирает свои обороты во всем мире.

Где–то процесс идет уже вовсю, а где–то виднеется в перспективе.

В России тоже стремятся “высоко образовать” как можно большее число граждан. И в целом картинка выглядит неплохо. По статистике ОЭСР за 2018 год, среди россиян в возрасте 25–34 лет высшее образование имеют 62,7%.

Больше только в Корее (69,6%). На третьем месте стоит Канада, где образованной молодежи 61,8%, за ней следует Япония с 60,7%. В среднем по странам ОЭСР доля молодых людей с высшим образованием составляет 44,5%.

С ростом востребованности высшего образования набирает все больший вес ключевой рыночный актор — предложение. Те, кто не нашел себе места в эшелонах студенческой элиты — то есть среди самых одаренных и упорных, коих с радостью принимают лучшие университеты, — могут за конкретную сумму обеспечить себе место в аудитории.

Как показывает мониторинг качества приема в вузы ВШЭ за 2018 год, платник не равен бюджетнику. В СПбГУ зачисленные на бюджетные места имеют средний балл 91,8, а зачисленные на платные — 79,7.

ВШЭ в Петербурге берется бесплатно учить за 90,5 балла, а за деньги — за 78,8. Или, например, в ИТМО — 90,2 балла против 75,1.

Такую “скидку” платным абитуриентам делают все вузы, но в общей массе их все же меньше бюджетников.

Корни такой дихотомии объяснимы: если свое место на студенческой скамье не заработано умственным трудом, то оно может быть оплачено — наличными или по карте. Денежный знак служит студентам в том числе и оберегом от отчисления на всем протяжении учебы. Тогда как учащиеся на бюджете испытывают все теории “Ночи перед экзаменом” на практике.

“В системе российского высшего образования платное обучение действительно исходно возникало как образование для неудачников, которые не справлялись с поступлением на бюджетные места, — говорит профессор факультета социологии и философии Европейского университета Михаил Соколов. — Ситуация, однако, изменилась в последние годы, во многом в связи с введением ЕГЭ. ЕГЭ сделал иерархию вузов гораздо более отчетливой, вдобавок к этому увеличив студенческую мобильность за счет возможности подачи документов в несколько вузов сразу. В итоге самые популярные университеты могут выбирать не только среди претендентов на бюджетные места, но и среди платников. В свою очередь, появился обширный класс людей, готовых платить за самое престижное образование, вместо того чтобы бесплатно получить просто престижное”.

Предел вливаний

Соотношение студентов на платных местах к бюджетным в российских вузах примерно 40 на 60%.

Но пространство, отводимое в академических стенах под платников, стабильно растет: в последние годы оно прибавило 15%.

В правительственных прогнозах к 2024–му число бюджетных мест сократится на 17%, а масса абитуриентов, напротив, вырастет на 15%. Конкурс составит 1,9 человека на место — тогда как сейчас он равен 1,4.

В Петербурге статистика подтверждает тенденцию. Так, в СПбГУ в общей массе зачисленных первокурсников за последние 3 года доля платников увеличивается. Если в 2017 году их было 38% от всех зачисленных, то в 2019 году — уже 41%.

“В государственных и муниципальных вузах число платников и бюджетников в 2019 году практически сравнялось, — говорит директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.

— Еще года три назад число платных студентов заметно превышало число тех, кто учился на бюджете. Сократилось, причем резко, число частных вузов и, соответственно, количество в них студентов. При этом общее число студентов сокращается по демографическим причинам.

Что касается стоимости обучения, то она постепенно растет, поскольку увеличивается норматив подушевого финансирования, который государство выделяет на обучение каждого бюджетного студента.

Кроме того, снизилось число заочников, которые в основном учатся на платной основе, а стоимость очного обучения существенно выше. Когда государство увеличивает бюджетное финансирование в расчете на одного студента, оно надеется, что в вузах будет повышаться качество обучения.

До определенного момента это так, потом это правило перестает работать. Но в любом случае улучшается техническая оснащенность учебного процесса, а также денежные вливания влияют на комфортность обучения, на зарплаты преподавателей”.

Готовых меньше

Исследовательский холдинг “Ромир” провел в этом году опрос россиян на тему их готовности платить за образование. Выяснилось, что у опрошенных в приоритете дети — за их обучение готовы платить 31% опрошенных, правда, в 2015–м таких было 38%. Инвестировать в собственное согласились 9% респондентов (против 14% в 2015–м).

В ответе на вопрос “За какое обучение вы готовы платить?” у опрошенных в фаворитах первое высшее. Оплатить его детям готовы 67% (в 2015–м таких было 79%), а себе самому — 29% (против 30%). Между тем на 14% за 4 года подскочила готовность россиян вложиться в повышение квалификации.

“Во времена тревоги люди стремятся снизить свои жизненные риски, в том числе за счет образования, — считает декан педагогического университета штата Калифорния и ведущий научный сотрудник Института образования ВШЭ Александр Сидоркин.

— Возможен шум в данных, например, понятие “второе высшее образование” заменяется магистратурой, и непонятно, что люди имеют в виду. Могут быть и демографические тренды.

Например, сокращение численности молодежи с сохранением того же количества бюджетных мест в вузах может привести к снижению конкуренции за них”.

Согласно Росстату и Единой межведомственной информационно–статистической системе (ЕМИСС), за последний год цена обучения выросла в России на 15–20%. В мае 2019–го семестр обучения в государственных и муниципальных вузах страны в среднем обходился в 68,9 тыс. рублей. Это на 19% больше, чем годом ранее (58 тыс. рублей).

Подорожала и учеба в негосударственных университетах: с 46,3 тыс. до 55,2 тыс. рублей. Средняя стоимость получения высшего образования в вузах Петербурга сегодня составляет 150 тыс. рублей.

При этом, по данным Северо–Западного ГУ Центробанка, в СЗФО плата за обучение в этом году повысилась только на 7,4% против 18,2% в прошлом году.

В Санкт–Петербургской государственной академии ветеринарной медицины цена в сравнении с 2018 годом выросла на 11% — до 214 тыс. рублей. “Это на 99,8% соответствует стоимости обучения бюджетного студента, установленной вузу учредителем в соответствии с госзаданием. Уровень спроса на платное обучение остался прежним, при этом вырос средний и проходной балл ЕГЭ в 2019 году”.

В СПбГУ стоимость обучения за год поднялась на 4,3%, в Политехе — на 5%, а в Университете им. Мечникова — более чем на 30%. “Стоимость обучения в Санкт–Петербургском политехническом университете Петра Великого повышается каждый год на процент инфляции, рекомендованный министерством науки и образования РФ.

Интерес к обучению на договорной форме остается актуальным из года в год, количество заявлений не уменьшается. Но если посмотреть на количество зачисленных, то за последние 3 года наблюдается небольшое уменьшение.

И в первую очередь это связано с увеличением минимального проходного балла по общеобразовательным дисциплинам, которые являются вступительными испытаниями при поступлении”, — говорит ответственный секретарь приемной комиссии университета Петра Великого Виталий Дробчик.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2019/10/29/Po_karmanu_i_diplom

Образование подорожает: какие новшества готовят для контрактников

Имеют ли право на 60% поднимать оплату за обучение в институте?

/ Анастасия Искрицкая

Обучение на платной основе может подорожать. Контрактники в государственных вузах платят меньше, чем государство за обучение бюджетников. Чтобы уравнять стоимость Министерство образования хочет установить минимальную стоимость обучения на 34-х специальностях. Такой проект ведомство вынесло на общественное обсуждение.

Как может поменяться стоимость обучения для контрактников и на каких специальностях, разбирался сайт “Сегодня”.

Вузы занижают стоимость обучения

Учить студента-бюджетника дороже, чем контрактника, даже если студенты учатся в одной группе. Так сложилось из-за того, что университет показывает государству и контрактнику две разные цифры. Например, за год обучения одного бюджетника вуз берет из государственного бюджета 30 тыс. грн, а с контрактника – 15 тыс.

А. Бойко

Учебные заведения делают так, чтобы переложить часть своих расходов на госбюджет и чтобы привлечь больше контрактников. Поэтому получается, что государство просто переплачивает, а контрактники не доплачивают.

“Средняя стоимость контрактного обучения примерно в два раза ниже, чем бюджетные расходы на студента.

Поэтому у Минфина и многих граждан возникает вопрос: если стоимости контрактного обучения достаточно для обеспечения качества, то почему государство должно платить больше? Во-вторых, бюджетные расходы на высшее образование в расчете на студента в Украине значительно ниже, чем в других странах Европы. Даже по сравнению с ближайшими соседями, такими как Польша, Венгрия, Чехия, страны Прибалтики, мы в 3 – 5 раз меньше. Длительное недофинансирование высшего образования является одной из основных причин проблем с ее качеством. Установление индикативной себестоимости должно способствовать частичному решению этих проблем”, – говорит Владимир Бахрушин, член Национальной команды экспертов по реформированию высшего образования.

Индикативная стоимость – это минимальная цена за год обучения, которую хочет ввести Министерство образования.

Цены поменяются на 34 специальности

Минобразования отобрало 34 специальности, на которые будет установлена минимальная цена. С 2020 года стоимость обучения на контракте не должна быть ниже 60% расходов на обучение бюджетника, в 2021 – 70%, и в 2022 – 80%.

То есть, университетам хотят дать год для того, чтобы адаптироваться, уменьшить или довести до нормального уровня стоимость гособучения, или же они будут вынуждены поднимать цены на контракт в 2020 году.

А минимальная цена будет рассчитываться от средней себестоимости обучения за предыдущий год. Причем средняя цена будет рассчитываться по вузу, а не по специальности.

А. Бойко

“Индикативная стоимость нужна, но не совсем в таком виде”, – отмечает Владимир Бахрушин. Пока что проект МОН находится на обсуждении и его могут изменить.

По словам эксперта, неточности начинаются с самого определения индикативной стоимости. Сам термин впервые появился в законе о государственном бюджете на 2019 год, и его можно понимать так, что в пределах специальности ни у кого не может быть цена меньшая, чем этот показатель.

“В проекте Минобразования немного по-другому. Там цена (определяется – Ред.) в пределах каждого университета через средние расходы за предыдущий год. И поэтому она получается не привязанной к специальности, а привязанной к университету. Я думаю, это будет предметом обсуждения и проект будет изменен.

По формулировке в поданном проекте индикативная стоимость касается только университетов, которые получают государственное финансирование. Частные вузы сюда не входят и, возможно, некоторые государственные тоже не попадут.  Это тоже часть для обсуждений, многие эксперты говорят о том, что если частные вузы смогут устанавливать любую оплату, то нет смысла в таком показателе.

Но правительство не имеет полномочий влиять на ценообразование в частных вузах”, – добавляет Владимир Бахрушин.

Пока в перечень МОН входит 34 специальности, на которых будет применяться индикативная стоимость. Это: аудиовизуальное искусство и производство, дизайн, менеджмент социокультурной деятельности, филология (все специализации, кроме украинского языка и литературы, крымскотатарского языка и литературы, классических языков и литератур, фольклористики), экономика, политология, психология, социология, журналистика, учет и налогообложение, финансы , банковское дело и страхование, менеджмент, маркетинг, предпринимательство, торговля и биржевая деятельность, право, архитектура и градостроительство, геодезия и землеустройство, ветеринарная медицина, ветеринарная гигиена, санитария и экспертиза, стоматология, медицина, медсестринство, технологии медицинской диагностики и лечения, медицинская психология, фармация, промышленная фармация, физическая терапия, эрготерапия, педиатрия, общественное здоровье, гостинично-ресторанное дело, туризм, общественное управление и администрирование, публичное управление и администрирование, международные отношения, международные экономические отношения, международное право.

Образование будет не по карману

Стоимость обучения давно пора выровнять, считает директор программы “Образование” Украинского института будущего Сергей Бабак. Но это сильно ударит по госуниверситетам, которые демпингуют платное обучение.

“Есть риск, что часть студентов не смогут позволить себе такое дорогое обучение. Если для больших городов это не так критично, то на небольшие региональные институты это может плохо повлиять. Поэтому может появиться серьезный конкурс на бюджетные места и недобор на контрактные”, – считает Бабак.

Еще один риск связан с частными вузами. В проекте постановления нет ни слова о частных вузах. С одной стороны, это хорошо, потому что никто не должен диктовать минимальные цены субъектам хозяйствования. А с другой, частные вузы, не поднимая цены или не так значительно повышая их, могут перетянуть к себе контрактников.

Ю. Кузнецов

Другая проблема связана с подсчетом себестоимости обучения. Рассчитать ее практически невозможно, отмечает Сергей Бабак. Например, подготовка медика дороже, чем экономиста, который практически полностью имеет теоретическую подготовку и не требует лабораторий, микроскопов и так далее. Как планово-финансовые отделы вузов будут считать стоимость обучения – непонятно.

“Ведь до сих пор стоимость обучения в государственных вузах должна была равняться величине расходов (государственные вузы не являются прибыльными). При значительных изменениях стоимости придется выдумывать разные схемы. Такое ручное регулирование не является хорошим шагом.

Лучше было бы разработать адекватные рекомендации по расчету стоимости обучения, протестировать на пилотных проектах, а затем после запуска основной системы, запустить также эффективную систему контроля и санкций “, – говорит Руслан Костюкевич, к.э.н.

, доцент кафедры менеджмента Национального университета водного хозяйства и природопользования.

Но основная проблема не решается. А это проблема с государственным заказом. 30% тех, кто учится на бюджете, получают специальность, связанную с экономикой или правом, добавляет Сергей Бабак. При этом педагогов, инженеров меньше, чем по 10%.

“Мы вообще перестали понимать суть государственного заказа. Думаю, что нам не нужен каждый третий экономист. Государственный заказ должен идти на тех, специалистов, которые нужны государству, а это педагоги, инженеры”, -говорит эксперт.

Отметим, как сообщалось ранее, Министерство образования и науки Украины расширило список специальностей с минимальным проходным баллом и изменило даты вступительной кампании в 2019 году.

Напомним, почти год назад, в апреле 2018-го в Украине отменили термин “высшее учебное заведение” в официальных документах.

Ранее сайт “Сегодня” рассказывал, как Минобразования готовит проект об индивидуальных формах обучения.

Также мы рассказывали о так называемых гаперах – абитуриентах, которые устраивают длительный “перерыв” перед поступлением в вуз.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Источник: Сегодня

в соцсетях

Подписывайтесь на нашу рассылку

Ок

Источник: https://www.segodnya.ua/ukraine/obrazovanie-podorozhaet-kakie-novshestva-gotovyat-dlya-kontraktnikov-1231200.html

Дорогое образование: почему будущим юристам, журналистам и экономистам может грозить подорожание обучения

Имеют ли право на 60% поднимать оплату за обучение в институте?

В Украине может подорожать обучение “на контракте” / фото marcela_net / pixabay.com

Для сокращения расходов на оплату обучения украинских студентов Кабмин предлагает внедрить индикативную себестоимость.

Имеется в виду определенный процент от среднего размера расходов на оплату услуг по подготовке одного специалиста на условиях госзаказа в предыдущем календарном году.

Начиная с 2020 года стоимость контракта при поступлении на первый курс может составлять 60%, в 2021 – 70%, а к 2022 – 80%.

Пересмотр стоимости обучения на контракте коснется только тех специальностей, специалистов по которым на украинском рынке труда уже в избытке – экономика, психология, журналистика, право, фармация, медицина, туризм, филология (кроме украинского и крымскотатарского языка и литературы, фольклористики), дизайн и т.д. Всего – 34 специальности. УНИАН узнавал, как изменится количество желающих поступать в украинские вузы и подорожает ли обучение.

Попытка поумерить аппетиты вузов

В Минобразования успокаивают, что постановление, даже в случае его принятия в ближайшее время, не будет распространяться как на тех, кто только собирается поступать в нынешнем году, так и на тех, кто уже обучается на контракте.

Как объяснил УНИАН генеральный директор директората высшего образования и образования взрослых МОН Олег Шаров, не отразится его принятие и на ряде престижных вузов, в которые как раз и стремятся попасть большинство украинских абитуриентов.

«Самые престижные учебные заведения и так имеют высокую стоимость контракта, поэтому на них это постановление никак не отразится», – говорит Шаров. 

Но несмотря на это, обучение в вузах, включая топовые, все же может подорожать. Ведь действующий закон о высшем образовании фактически этого не запрещает, хоть и устанавливает «потолок подорожания» – стоимость заключенных контрактов нельзя пересмотреть больше, чем на показатель уровня инфляции в стране.

И то, при условии, если вариант подорожания ранее был указан в тексте контракта, подписанного между студентом и университетом.

Например, если контракт по специальности «Журналистика» КНУ имени Тараса Шевченко сейчас стоит 45 370 гривен, то поднять стоимость обучения могут, но не более чем на 4 500 гривен – до 49 907 гривен.

Как поясняют эксперты, причиной появления постановления правительства стоит считать отнюдь не очередное повышение стоимости контрактного обучения, а попытку министерства и государства разобраться, куда и как распределяются бюджетные деньги, выделяемые вузам на подготовку студентов.

Ведь главная проблема нынешней системы высшего образования, по их мнению, состоит в том, что многие украинские вузы часто рассматривают деньги, выделяемые на обучение по госзаказу, как подспорье.

Ведь, с одной стороны, вуз, в нынешних реалиях, самостоятельно не может покрывать свои расходы исключительно за счет контрактного обучения, а средства, выделяемые из госбюджета на подготовку одного студента-бюджетника, часто в два, а то и в три раза выше, чем стоимость контракта для одного студента. И каждый раз недостающую сумму разницы в стоимости бюджета и контракта также погашают за счет налогоплательщиков.

«В одной группе, на одной специальности и в одном университете может учиться студент-бюджетник, за которого платит государство, например, 40 или 50 тысяч гривен и студент-контрактник, который платит за свое обучение 15 тысяч гривен.

То есть, университеты перекладывают свои расходы на плечи госбюджета, потому в некоторых университетах контрактная форма обучения, особенно если до этого все их расходы были вложены в государственный бюджет, является неким денежным бонусом», – объясняет директор программы «Образование» Украинского института будущего Сергей Бабак.

Средства, выделяемые из госбюджета на подготовку одного студента-бюджетника, часто в два, а то и в три раза выше, чем стоимость контракта для одного студента / фото УНИАН

По его словам, обсуждаемый проект постановления – это, во-первых, предупреждение для университетов, чтобы те поумерили свои аппетиты и пересчитали реальную стоимость обучения на бюджете, которое им оплачивает государство, а, во-вторых, попытка привести к соответствию стоимость обучения на контракте и на бюджете.

Подтверждает этот тезис и Олег Шаров, уточняя, что в Украине, по состоянию на сегодня, есть ряд вузов, которые откровенно демпингуют – то есть сознательно занижают стоимость обучения на контракте для привлечения студентов, чтобы удержаться на плаву. 

По словам директора аналитического центра CEDOS Егора Стадного, хоть само по себе стимулирование университетов не злоупотреблять демпингом является важным шагом, но стоило бы усовершенствовать предложенный подход.

«Единая индикативная цена для всех заведений может оказаться достаточно грубым инструментом, ведь платежеспособность населения в разных городах Украины различна.

И логично было бы привязать индикативную цену на контрактное обучение к ситуации в отдельных городах», – рассуждает эксперт.

Вместе с тем, по его мнению, еще более важным является другой вопрос – к чему именно привязана цена и почему в правительстве акцентируют внимание исключительно на контракте. 

«На сегодняшний день ни в правительстве, ни в университетах не знают, сколько стоит качественное высшее образование. И именно этот вопрос является начальным. А установление индикативных цен уже производная от него.

Правительство и университеты должны определиться, что такое качественное образование и сколько для его получения нужно инвестировать средств, и лишь потом говорить об установлении определенных цен как для госбюджета, так и для родителей и студентов, которые оплачивают контракт», – говорит Стадный.

Побег студентов за рубеж неизбежен?

Повышение стоимости обучения в Украине может заставить студентов переориентироваться на зарубежные университеты / фото УНІАН

Пока в МОН всячески успокаивают всех участников процесса тем, что на данный момент проект постановления лишь повод для обсуждения проблемы, а не ее решение радикальными способами, в самих вузах, по большей части, региональных, уже напряглись. 

«Очевидно, что для университетов это означает потенциальное сокращение их количества – так называемая оптимизация сети высших учебных заведений Украины», – предполагает доктор технических наук, профессор Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа Максим Карпаш. 

Собственно, по данным Госстата, сокращение вузов наблюдается уже сейчас – только за прошедший год закрылись девять высших учебных заведений.

Но куда большее опасение вызывает тот факт, что повышение стоимости обучения в Украине может заставить студентов полностью переориентироваться на зарубежные университеты. Тем более, что соседние с Украиной страны Евросоюза то и дело фиксируют приток у них украинских студентов.

Например, польская компания Selectivv в своем недавнем исследовании отметила, что 55% иностранных студентов, которые обучаются в вузах Польши, – украинцы.

Таким образом, количество студентов в украинских вузах может еще заметно сократиться.

«Такой эффект можно ожидать там, где повышение цены не будет сопровождаться повышением качества образования и перспектив, которые можно получить после его получения», – отмечает Егор Стадный. 

Кроме того, никуда не делась и проблема коррупции в вузах, с которой студенты сталкиваются как при поступлении, так и в период обучения.

Однако эксперт Реанимационного пакета реформ по вопросам образования Владимир Бахрушин указывает на то, что основной причиной для этого является не только низкое качество образования. 

«Отток украинских абитуриентов за границу связан больше с желанием остаться в других странах после завершения обучения», – говорит он.

Именно поэтому важно, чтобы власти в Украине обращали внимание не только на текущие проблемы, но и задумывались о будущем. Ведь иначе это «будущее» в лице молодых специалистов вполне может достаться любой другой стране, которая заранее об этом позаботилась.

Анастасия Заремба

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.unian.net/society/10537860-dorogoe-obrazovanie-pochemu-budushchim-yuristam-zhurnalistam-i-ekonomistam-mozhet-grozit-podorozhanie-obucheniya-na-kontrakte.html

Студентов защитили от повышения цен на образование

Имеют ли право на 60% поднимать оплату за обучение в институте?

Российские вузы не смогут произвольно повышать стоимость обучения. Предупредить нарушения прав учащихся призваны новые правила предоставления платных образовательных услуг, вступающие в силу уже с 1 сентября. Хотя некоторые нормы подписанного Дмитрием Медведевым документа могут привести к новым конфликтам и судебным спорам.

Российские вузы не смогут произвольно повышать стоимость обучения. Предупредить нарушения прав учащихся призваны новые правила предоставления платных образовательных услуг, вступающие в силу уже с 1 сентября.

Хотя некоторые нормы подписанного Дмитрием Медведевым документа могут привести к новым конфликтам и судебным спорам.

В отличие от действующих правил, новые вообще не содержат понятия потребителя образовательных услуг, равно как и ссылки на гарантирующий защиту их прав закон.

Беспредельное подорожание

Новые правила впервые предусматривают, что в договоре должна быть указана полная стоимость обучения.

Почти в любой момент и без согласия заказчика учебное заведение вправе уменьшить цену (в том числе компенсировав выпадающие доходы за счет полученных из различных источников пожертвований и иных поступлений), а вот повышать может только с учетом уровня инфляции, предусмотренного законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В настоящее время у петербургских учебных заведений нет единого подхода по вопросу увеличения цен. «Новая норма защитит учащихся от недобросовестных вузов, которые повышали цену студентам, обучающимся на старших курсах, понимая, что им уже некуда деться.

Ведь перевод в другой вуз потребует сдачи большого количества экзаменов, – поясняет заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге профессор Валерий Гордин. – Нормальные вузы, типа ВШЭ, никогда так не делали. Мы не повышаем стоимость в процессе обучения.

Последние годы мы увеличивали на коэффициент инфляции начальную (для первокурсников) цену».

Новым правилам уже соответствуют договоры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ) – в них зафиксировано, что цены могут увеличиваться только соответственно предусмотренным бюджетным законодательством уровнем инфляции.

В приемной комиссии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) поясняют, что фиксированная стоимость семестра гарантируется только при оплате обучения сразу за весь курс (то есть пять-шесть лет). Если же студент (родители или иное лицо) хочет платить каждый год, то должен будет делать это по определяемой ректором новой цене.

А вот абитуриентам крупнейшего вуза Северной столицы – Санкт-Петербургского государственного университета – предлагается договор, где фиксируется лишь цена за первый курс, а на все последующие она определяется приказами ректора, которые должны публиковаться на сайте вуза за три месяца до начала очередного учебного года (до 1 июня). В пресс-службе университета журналисту «Фонтанки» пояснили, что менять условия договора будут только после утверждения новой формы Минобрнауки. «Договоры, в настоящее время уже заключенные с обучающимися, в том числе со студентами, поступившими на первый курс в 2013 году… будут действовать в их нынешней форме до их окончания, поскольку в обсуждаемом постановлении Правительства РФ не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров», – пояснил пресс-секретарь СПбГУ Алексей Заварзин.

По словам проректора по учебной работе РГПУ Виталия Кантора, средняя стоимость обучения в 2013 году выросла на 9,54 процента, что связано с установлением нормативных затрат по специальностям и направлениям подготовки, а также с открытием новых направлений по иностранным языкам. В пресс-службе СПбГУ не смогли оценить динамику цен.

В целом же стоимость обучения в петербургских вузах в последние годы увеличивалась соразмерно инфляции и даже отставала от изменения иных потребительских цен.

По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на июнь этого года средняя стоимость семестра в государственных вузах Санкт-Петербурга составляла 41,5 тысячи рублей, в негосударственных – 53,1 тысячи. Это соответственно на 8,3 и 4,9 процента дороже, чем в 2011 году.

Тогда как спрогнозированная разработчиками бюджетного законодательства инфляция за тот же период достигла 12 процентов. А вот ситуация в целом по России совсем иная: учащиеся, например, в московских вузах петербуржцы в наступающем учебном году вынуждены будут платить на 21 процент больше, чем в прошлом.

Договор для очень умных

По мнению Валерия Гордина, важной новацией правил является требование о соответствии условий договора опубликованным на официальном сайте сведениям. «То есть такая информация признается публичной офертой, а не просто рассказом о вузе, как это было ранее. Такая норма повышает статус вузовских сайтов», – убежден Валерий Гордин.

Самим образовательным учреждениям новые правила разрешают расторгать договоры в случаях даже мизерной задержки в оплате очередного семестра, невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению программы и выполнению учебного плана, выявления факта незаконного зачисления студента, а также в случае «невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося». Ныне действующие правила такой возможности избавиться от студента не предоставляли, а неоднозначность новых формулировок может привести к конфликтам и судебным разбирательствам.

Также новые правила запрещают включать в договоры ограничивающие права студентов условия. Такие нарушения Роспотребнадзор выявлял в деятельности многих вузов.

Например, арбитражный суд счел незаконными навязанные условия типового договора СПбГУП, обязывающие учащихся выписывать и даже изучать журнал «Очень UM», а также получить пластиковую карту Visa Electron.

Ныне предлагаемый абитуриентам этого университета контракт запрещает учащимся без согласия руководства вуза принимать участие в любых конкурсах, фестивалях, олимпиадах, соревнованиях, а также выступать на публичных мероприятиях.

Учеба или потребление?

В то же время, в отличие от применяемых в настоящее время правил, новый документ вообще не гарантирует защиту прав студентов или оплачивающих их обучение лиц как потребителей. Вместе с ним заказчики лишаются возможности требовать неустойки за неисполнение договора со стороны вуза, подавать иски без уплаты пошлины и иных прав.

О наличии у студентов статуса потребителя уже несколько лет ведутся судебные споры.

Ведь потребительский договор должен заключаться с каждым обратившимся: магазин, кафе, турфирма или иная компания не вправе отказаться продавать товар или оказывать услуги конкретному гражданину или навязывать ему особые условия (равно как и предоставлять иным конкретным лицам не предусмотренные законом льготы).

В сфере образования ситуация иная – студентом, даже платных отделений, может стать только сдавший экзамен или прошедший иной конкурсный отбор, для абитуриентов на некоторые специальности установлен медицинский ценз и иные ограничения. Несмотря на это, служители Фемиды чаще всего поддерживали требования студентов, признавая их полноправными потребителями образовательных услуг.

Антон Одынец, “Фонтанка.ру”

Источник: https://www.fontanka.ru/2013/08/26/161/

10 мифов современного образования

Имеют ли право на 60% поднимать оплату за обучение в институте?

Высшее образование — это высшее профессиональное образование, и его цель — дать человеку практические навыки и теоретические знания, для решения задач связанных с его будущей профессиональной деятельностью.

Недаром, когда идет набор абитуриентов, все вузы кричат: «наши выпускники возглавляют банки, заводы и работают на самых престижных должностях», «мы вас научим тому-то и тому-то, да вообще, всему что только может понадобится». И вот на пятом курсе подходит очередной выпускник к лектору и говорит: — Профессор, я иду на красный диплом, но не могу найти работу.

— Задача университета — научить человека учится. — ?? Интересно, если бы эту фразу кричали во время набора абитуриентов, количество желающих учиться осталось бы прежним?

Миф 2. Университет учит учиться.

Если, действительно, задача вуза «научить человека учиться», и вуз занимается ей пять(!) лет, почему же он так плохо справляется со своей главной задачей? Давайте разберемся… Кто в вузе выучил хотя бы две методологии самообучения? Никто? Ну, а тайм-менеджмент — это такая очень полезная штука, для работы, учебы, да и всей вашей жизни.

Скорочтение? Mind map? Техники запоминания информации? Не, не слышал. Интернет, последнее достижение человечества, способен поднять вашу эффективность в 2-5 раз. Назовите любые 10 способов. Нет, Однокласники и не считаются. А как насчет умения пользоваться поисковыми системами? Между прочим, очень важный навык, для самообразования.

Вы умеете ими пользоваться, точно? Назовите 5 общих поисковых систем и 5 узкоспециализированных по вашей профессии. Их более 2000, если что. Составление резюме? Уж точно пригодится каждому человеку. И этому в вузе не учили? Ах, да, вуз же не готовит профессионалов.

Такое ощущение, что список предметов выбирается по принципу: если это может помочь профессиональной деятельности — исключить!

Миф 3. Задача университета готовить ученых. Если вы хотите учиться профессии — идите в ПТУ.

«Все профессии нужны, все профессии важны».

Миру нужны профессионалы. Но степени знаний и ответственности у разных профессий разные. Есть профессии, которые требуют 3-4 года обучения, а есть такие, на которые нужно учиться 5 или даже 8 лет.

К примеру: хирург, делающий операции на сердце vs терапевт vs медсестра. Практикующий адвокат vs помощник юриста vs секретарь в приемной. Для медсестры достаточно трех лет среднего профессионального образования, а вот хирурга, как и адвоката, придется пять лет учить в вузе. Задача вуза — делать из абитуриента высококлассного профессионала.

Миф 4. Университет должен учить всему. Само его название говорит об этом

Университет (от лат. universitas — совокупность, общность) — многопрофильное учебное заведение, занимается подготовкой специалистов во многих областях. Т.е. университет не готовит специалиста в 10 областях, а имеет 10 разных факультетов, на каждом из которых готовит специалиста одного узкого направления.

Миф 5. Успешные люди, по большей части, закончили престижные вузы.

Многие умные и успешные люди действительно смогли поступить и закончили различные вузы. Хотя их успех — это скорее не благодаря вузу, а вопреки. Стоит копнуть ситуацию по глубже и выяснится, что очередной «успешный выпускник» начал работать еще на втором курсе. А в вузе ему постоянно промывали мозги и грозились отчислить за пропуски.

Миф 6. Люди идут в университет, чтобы получать знания

Зачем люди вообще идут учиться в вуз? Мне очень нравится краткий ответ моего заокеанского друга: «Ради хорошей работы: чтобы оплачивать ипотеку и покупать еду». По эту сторону океана многие тоже соглашаются с таким утверждением.

Миф 7. Все знания полезны: поучись в вузе — хуже не будет

Это если вы выбираете между «проучился шесть лет в вузе» и «провел шесть лет в коме». Шесть лет – это ведь очень большая цена.

Если кто-то предложит вам iPad за вашу почку, вы же не согласитесь? Так почему вы соглашаетесь на «всякие знания о разном» за шесть лет вашей жизни?!

Шесть лет — это чудовищная цена. Вы молоды, активны, амбициозны. Готовы познавать мир и показать ему на что способны. За 6 лет можно из школьника, увлекающегося программированием, превратится в высококлассного профессионала. Поработать за рубежом, посмотреть мир, открыть свое дело. Знаю людей, которые начали делать сайты в 17, а в 24 у них уже своя фирма, дом и машина. Не лгите себе: вуз — это такое тихое местечко, где можно тянуть лямку и убеждать себя, что ты растешь над собой, не выходя из зоны комфорта.

Миф 8. Я бы не променял свое студенческое время ни на что.

А на стажировку в Apple? Некоторые лекции гораздо скучнее любой работы. А чтобы общаться со сверстниками и решать интересные задачи, не обязательно пять лет ездить в «специальное место».

Работа в настоящей компании, люди у которых можно учиться, и рядом, такие же, как вы, вчерашние школьники с горящими глазами.

Кто бы отказался постажироваться пять лет в крупной международной компании, вместо учебы в вузе?

Миф 9. Средний уровень интеллекта у тех, кто не учился в вузе ниже, чем у выпускников

Корреляция между интеллектом и высшим образованием есть, несомненно. Но что причина, а что следствие — это другой вопрос. Думается мне, что не вуз причина большого ума, а наоборот: чем умнее человек, тем больше шансов, что он поступит в вуз «потому что может, и все так делают» (с).

Миф 10. Преимущество университета в том, что он развивает мозги

Хорошая интересная работа развивает мозги не хуже. Любые интеллектуальные усилия делают это. Умный человек всегда найдет, чему поучится у жизни. Тут, скорее, играет роль желание учиться, а не место учебы. Работаете уже пять лет и все знаете? Есть википедия, профессиональные форумы, умные книжки и читалки. Самообразование — это интересно и не сложно.

Миф 11. Кто умеет — идет работать, кто не умеет — учит

В этой статье всего 10 мифов.

  • 17 января 2014 в 13:14
  • 22 июня 2012 в 07:48
  • 16 января 2012 в 00:30

Источник: https://habr.com/ru/post/148356/

Плата за обучение: полезно знать

Имеют ли право на 60% поднимать оплату за обучение в институте?

08 августа 2018 | 10816

Российский государственный социальный университет – университет, который позволяет получить качественное образование по доступным ценам. Средний балл в РГСУ в 2018 году находится на уровне ведущих вузов, а цена на 15-20 % ниже.

Тем не менее, условные 200000 рублей в год являются существенной нагрузкой для семьи, и студенту хочется ее облегчить.

Способы снизить оплату за обучение существуют разные. Самый радикальный из них – переход на бюджет.

Бюджет – это  форма обучения, при которой за студента платит государство.

Важный момент: переход на бюджетную форму обучения возможен при наличии вакантных (свободных) мест на этом направлении и курсе. То есть если кто-то из студентов-бюджетников перевелся, отчислился, взял академический отпуск.

Если студент учится на контрактной форме обучения и не имеет дисциплинарных взысканий и академических задолженностей, то он может претендовать на желанное бюджетное место в следующих случаях:

1. При сдаче экзаменов за два последних семестра на оценку «отлично»,

2. Если студент сирота,

3. Если студент младше двадцати лет, и имеет только одного родителя – инвалида I группы, при среднедушевом доходе семьи ниже величины прожиточного минимума,

4. Если студент утратил в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).

Решение о переводе студента принимается специальной Комиссией, с учетом мнения председателя студенческого совета-Сената.

Чтобы заявление попало на рассмотрение необходимо:

1. Предоставить в деканат факультета мотивированное заявление на имя ректора,

2. Прикрепить к этому заявлению подтверждение соответствия указанным выше пунктам (список выше),

3. Прикрепить документы, подтверждающие особые достижения в учебе, творчестве, спорте (грамоты, дипломы),

Подробнее о правилах перевода с платного обучения на бюджетное можно ознакомиться по ссылке.

А еще можно не переплачивать. То есть платить за обучение вовремя.

В договоре об обучении указаны сроки в которые необходимо произвести оплату.

Если студент уже обучается в университете, то плата за каждый курс обучения вносится авансовыми платежами:

За осенний семестр – до 01 июля в размере не менее ½ от суммы, указанной в договоре

За весенний семестр – до 01 февраля в размере не менее ½ от суммы, указанной в договоре.

В нем же указан и порядок начисления пени.

При просрочке платежа ежедневно начисляется процент долга университету, который составляет 0,1% от суммы. Исходя из того, что на каждом направлении разная стоимость, рассчитать сумму задолженности придется самостоятельно.

Например, если оплата обучения составляет 70000 рублей в семестр, то за каждый день просрочки придется заплатить 70 рублей.

Если у студента возникают трудности, он может обратиться в централизованный деканат и написать заявление. Деканат передаст его в бухгалтерию, которая поможет студенту рассчитать его просрочку.

Еще один способ платить меньше – совершить налоговый вычет.

Налоговый вычет – это способ вернуть часть денег за обучение.

Налоговый вычет могут получить родители, если они платят за обучение своего ребенка, опекуны и родные брат или сестра.

Важный момент: в договоре об оказании платных образовательных услуг и в платежных документах должно быть указано одно из перечисленных лиц. Если обучение оплачивает ребенок (неважно чьими деньгами), то налоговый вычет сделать невозможно.

Какую сумму можно получить благодаря налоговому вычету?

На собственное обучение можно получить вычет со 120000 рублей в год. То есть, максимальная сумма вычета на образование, которая положена к возврату – 15600 рублей.

Вычет на обучение собственных или подопечных детей составляет 50000 рублей на каждого ребенка в год. 13% от 50000 рублей – 6500 рублей.

Для того, чтобы получить вычет необходимо:

1. Заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ по окончании года, в котором осуществлялась оплата обучения.

2. Получить справку из бухгалтерии по месту работы от суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год по форме 2-НДФЛ.

3. Подготовить копию договора с образовательным учреждением.

4. Подготовить копии:

a) Справки, подтверждающей форму обучения,

b) Свидетельства о рождении ребенка,

c) Документа, подтверждающего опекунство или попечительства (если оплата за опекаемого ребенка),

d) Документа, подтверждающего родство с братом или сестрой.

5. Подготовить копии платежных документов (чеки, приходно-кассовые ордера, платежные поручения и тд.).

6. Предоставить в налоговый орган по месту жительства заполненную налоговую декларацию с копиями документов.

Если на бюджет перевестись не удалось, то можно постараться получить скидку на обучение.

Условия снижения стоимости:

1. Если студент является работником или родственником работника РГСУ,

2. Если студент – волонтер РГСУ,

3. Если студент показывает высокие результаты академической успеваемости,

4. Если студент мастер спорта, победитель или призер Всероссийских олимпиад.

Подробнее с положением о порядке предоставления скидок можно ознакомиться по ссылке.

Ну и еще один вопрос, который волнует множество студентов: почему происходит повышение цены на обучение?

Ежегодно в стране растут цены на товары и услуги, что приводит к повышению уровня инфляции. Законом об образовании предусмотрено право повышения стоимости обучения на уровень инфляции, который зафиксирован в бюджете страны на очередной финансовый год.

Университет использует различные ресурсы (воду, электричество), которые необходимы для поддержания зданий в надлежащем состоянии. И в связи с инфляцией, эти ресурсы дорожают.

Чтобы компенсировать затраты, необходимо оптимизировать затраты и привлечь дополнительный доход.

Увеличение статей дохода – это повышение цен, привлечение большего количества абитуриентов. Оптимизация – воплощение программ энергоэффективности, оптимизация численности административного персонала, повышения качества имущественного комплекса с целью снижения объема затрат.

Полина Разумовская

Источник: https://rgsu.net/press-centre/news/news_6171.html

Прав-помощь
Добавить комментарий