Я виновник ДТП, страховки нет. Может суд присудить выплатить ущерб в сумме больше стоимости машины?

Влетел в яму и повредил колесо. Как и у кого получить деньги на ремонт? :

Я виновник ДТП, страховки нет. Может суд присудить выплатить ущерб в сумме больше стоимости машины?

Число жалоб в подразделения ГИБДД на плохие дороги увеличилось втрое. Такие данные привел в эфире «Милицейской волны» заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России Олег Понарьин. За зиму дорожное полотно износилось, а с самого начала весны на магистралях и во дворах появилось огромное количество ям.

Чиновники Минтранса обещают реагировать на обращения граждан через мобильное приложение «Карта убитых дорог», которое вскоре будет интегрировано с информационной системой ведомства. Но обращаться за возмещением стоимости ремонта поврежденного в дорожной яме автомобиля по-прежнему придется самостоятельно.

Какие ямы считаются допустимыми

С сентября прошлого года в России действует обновленный ГОСТ, регламентирующий допустимые размеры дорожных дефектов и временные рамки на устранение повреждений покрытия. Яма может иметь длину не более 15 см, глубину — не более 5 см, площадь — не более 60 кв.

сантиметров. Если превышен любой из параметров, попавший в яму автомобилист имеет право на компенсацию от дорожников. Кроме того, закон регламентирует и четкие временные рамки на устранение повреждений покрытия: от 1 до 12 суток в зависимости от категории дороги.

Также ГОСТ регламентирует допустимые глубину и длину колеи (2 см и 7 м соответственно на участке полосы движения длиной 100 метров). Такие колеи должны устраняться в срок от 5 до 14 суток.

Что может случиться при попадании в яму

Чаще всего от повреждений дорожного покрытия страдают диски и шины. Стоимость правки стальных колесных дисков составляет несколько сотен рублей, а в случае с легкосплавными счет идет на тысячи.

Например, в специализированных сервисах группы РЛД ремонт осевого смещения 17-дюймового диска обойдется в 2200 руб., а ремонт бокового повреждения колеса той же размерности — 2500 рублей.

При этом фирменный колесный диск размерностью 17 дюймов может стоить от 10 до 20 тыс. рублей.

В более тяжелых случаях, объясняет технический эксперт сервиса CarFix Олег Чирков, можно повредить элементы подвески. «В зависимости от силы удара могут пострадать рычаг подвески, шаровая опора, рычаг и верхняя опора амортизатора, ШРУС, рулевой наконечник и тяга, а также рулевая рейка», — говорит специалист.

Замена рычага или ШРУСа обойдется в сумму от 2000 руб., амортизатора — около 1500 руб., рулевой рейки — от 3000 до 7000 руб. в зависимости от конструкции узла. Общая сумма ремонта с учетом запчастей может достигать нескольких сотен тысяч.

Как правильно оформить ДТП

Автоюрист Сергей Смирнов утверждает, что оформлять повреждения автомобиля нужно так же, как при любом другом ДТП, но справок и документов при этом может потребоваться больше. Необходимо вызвать сотрудников ДПС, попытаться найти свидетелей и сделать фотографии места аварии.

«Дополнительно составляется протокол осмотра проезжей части, дорога и знаки проверяются на соответствие техническим стандартам.

Если, например, размер ямы не соответствует ГОСТу или отсутствуют знаки, гаишники, как правило, сразу выносят решение о виновности дорожных служб.

Они должны вынести постановление о привлечении к ответственности должностного лица или организации», — объясняет Смирнов.

Юрист рекомендует обязательно сделать фотографии места ДТП и упомянуть их наличие в описании ДТП с указанием места и времени съемки. Также инспектор должен зафиксировать данные об освещенности участка, наличии предупредительных знаков и ограждений при проведении ремонтных работ. Пострадавшему нужно получить копии этих документов — они понадобятся при обращении за возмещением.

Следующий этап — при помощи эксперта нужно определить размер ущерба, причем на осмотр необходимо вызвать телеграммой представителей ответственной организации. Другой вариант — составить иск после ремонта с суммой фактически понесенных затрат, которые должны подтверждаться документами, но в этом случае ответчик вправе оспорить сумму.

Можно ли обойтись без оформления аварии

Применить европротокол при отсутствии другого участника ДТП не получится, утверждает Сергей Смирнов.

А вот ждать сотрудников ГИБДД на месте необязательно, добавляет юрист: «Сотрудники ДПС стараются не выезжать на простые аварии.

Водитель может самостоятельно все зафиксировать, составить схему и сфотографировать место ДТП. Хорошо, если с собой окажется линейка или рулетка для измерения размеров ямы».

После зарисовки и фотографирования водитель должен отправиться на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД. При наличии полиса каско все зависит от условий договора, добавляет Смирнов.

Юрист напоминает, что совсем без справок страховщики обычно возмещают либо самые простые повреждения, либо делают ремонт только одного кузовного элемента, а при попадании в яму часто возникают скрытые повреждения.

Кроме того, договор страхования часто не покрывает повреждения шин и дисков.

Куда обращаться за возмещением

Информацию о том, кто именно владеет дорогой, должны предоставить сотрудники ГИБДД, утверждает юрист. «Это может быть, например, местное жилхозяйство, федеральные трассы находятся в ведении Росавтодора, а за платные магистрали отвечает госкомпания «Автодор». Незакрытый или сломанный люк — зона ответственности Водоканала, переезды обслуживает РЖД», — перечисляет варианты Смирнов.

Требование о возмещении ущерба нужно направить именно той организации, в зоне ответственности которой произошло ДТП.

Она может возместить ущерб как сама, так и через страховую компанию, в которой застрахована ответственность компании.

Если же пострадавший имеет полис каско, то обращаться ему нужно к своему страховщику, который возьмет на себя дальнейшие хлопоты по разбирательству с ответчиком.

Если виновник не отвечает на претензии, придется обращаться в суд. Помимо справки о ДТП, акта осмотра дорожного полотна и результатов технической экспертизы, в суд нужно будет отправить исковое заявление и копию претензии, на которую ответчик не отреагировал.

Могут ли водителя признать виновником ДТП

В спорах с дорожными службами, рассказывает юрист, последние могут ссылаться на нарушение водителем пункта 10.1 ПДД, который предписывает ехать с учетом состояния дорожного полотна. Но для того, чтобы доказать вину водителя, необходимо проведение трасологической экспертизы, которая покажет, имел он техническую возможность избежать аварии или нет.

На практике, отмечает Сергей Смирнов, вину водителя доказать сложно, но подобные споры часто приводят к компромиссным судебным решениям.

«Показания трасологической экспертизы, доказывающие, что водитель явно не учитывал дорожную обстановку и мог избежать аварии, заставят суд пересмотреть сумму выплаты.

Скажем, если сумма ущерба машине составила 100 тыс., то суд может присудить к выплате лишь половину», — объясняет юрист.

Источник: https://www.autonews.ru/news/5c8f2c8a9a7947a5d1ab9180

Попал в ДТП без страховки и я виноват, что делать?

Я виновник ДТП, страховки нет. Может суд присудить выплатить ущерб в сумме больше стоимости машины?

Согласно российскому законодательству все автовладельцы, управляющие транспортными средствами без исключения должны иметь действующий полис страхования ОСАГО. Но конечно же придерживаются этого закона далеко не все граждане.

А еще бывает, что у человека закончился срок действия полиса, а новый ему некогда оформить, и он ездит без него на свой страх и риск.

В этой статье мы рассмотрим случай, когда по вине автовладельца случилась авария и у него не было страховки ОСАГО. 

У каждого водителя есть памятка, выданная работником страхового учреждения при покупке страховки. В ней как раз подробно расписан порядок действий, при наступлении страхового события, то есть аварии. Приведем его еще раз для тех, кто потерял эту памятку:

  • Включите сигнализацию и расставьте аварийные знаки на дороге (в 15 метрах).
  • Если есть пострадавшие, то вызовите Неотложку, и пока она будет ехать, по возможности окажите первую помощь. Если нужно, то позвоните в полицию и расскажите о случившемся.
  • Осмотрите повреждения, сделайте фото и по возможности зафиксируйте все на видео.
  • Обменяйтесь номерами телефонов со вторым участником ДТП. Если есть очевидцы инцидента, то их контакты тоже лучше взять.
  • Дождитесь приезда патрульной службы и получите от инспектора справку (протокол).

Если автовладелец попал в аварию, в свершении которой виноват он сам и при этом у него отсутствует страховой полис ОСАГО, то на него полностью ложится обязанность по восстановлению транспортного средства пострадавшей стороны. Кроме этого, ему придется еще раскошелиться на оплату штрафа государству и компенсации за моральный ущерб второму участнику аварии.  

Принцип работы страховки ОСАГО совсем несложный. Сначала стоимость ремонта поврежденной машины погашает страховщик пострадавшего автовладельца, а затем эта сумма взимается с компании, в которой покупал страховой полис виновник инцидента.

Соответственно, если страхового полиса у него нет, то он должен из своего кармана предоставить сумму, которая была потрачена на ремонтные работы автомобиля. Кроме этого, в судебных исках часто указывается, что он еще должен выплатить моральную компенсацию. 

Есть три выхода из ситуации, когда в ДТП виновата машина без страховки ОСАГО:

  1. Произвести оплату ущерба прямо на месте происшествия.
  2. Направить досудебную претензию.
  3. Подать судебный иск.

Если убыток от аварии небольшой, то обе ее стороны обычно согласны решить все мирным путем прямо на месте происшествия. Есть много водителей, у которых нет ОСАГО несмотря на закон, но манера их езды очень аккуратная и крупные ДТП они провоцируют крайне редко. Компенсацию на починку машины в случае чего они готовы сразу выплатить, обсудив точную сумму с пострадавшей стороной.

В этом случае у пострадавшей стороны сохраняется время, и пропадает необходимость ввязываться в долгую бумажную волокиту. А виновник не объясняется перед ГАИ ГИБДД и не несет дополнительные затраты на оплату штрафа за отсутствие ОСАГО.

Случаются и такие ситуации, когда виновник соглашается полностью возместить ущерб, но просит вносить сумму по частям. В таком случае пострадавшей стороне рекомендуется на всякий случай собрать доказательства вины второго участника аварии:

  1. Сфотографировать все повреждения или даже снять их на видео.
  2. Попросить написать виновника расписку или записать на видео его слова, как он обещает вернуть сумму ущерба.
  3. Взять номер телефона виновника для связи и адрес проживания, а еще лучше записать его паспортные данные и т.д.

Все это понадобится, если виновник окажется нечестным человеком и попытается скрыться или привлечет к делу опытного юриста, который выкрутит ситуацию в обратную сторону. Тогда заблаговременно полученные доказательства можно будет предоставить суду, как улики.

Еще пострадавшая сторона может взять залог, с условием его дальнейшего возврата тогда, когда виновник возместит причиненный ущерб. Это может быть любая ценная вещь. Этот момент обязательно нужно прописывать в расписке. Только помните, что по закону запрещено в таких целях использовать паспорт и другие документы. 

Еще могут возникнуть трудности с установлением размера ущерба. Даже профессионал на первый взгляд вряд ли сможет точно сказать во сколько обойдется ремонт ТС, ведь могут же быть скрытые повреждения, которые можно выявить только в ходе тщательной диагностики. Поэтому стоимость ущерба определяется только примерно и обе стороны должны быть согласны на эту сумму.

Когда виновник полностью компенсирует ремонт ТС, теперь пострадавший должен написать расписку, что претензий по ДТП он не имеет. При желании можно ограничиться записью его слов на видео.

Если на месте происшествия прийти к единому мнению у участников инцидента не получилось, то добиться денег на ремонтные работы можно только через суд. Но сначала проводится досудебное разбирательство.

Вызванный сотрудник ГИБДД должен указать в протоколе, что у виновника ДТП нет ОСАГО. Владелец поврежденной машины должен сохранить у себя контакты виновника и получить следующую документацию:

  1. Отчет от независимой экспертной организации. Там указываются все увечья и прикрепляется калькуляция ущерба. К нему прикладывается копия лицензии учреждения, проводившего оценку.
  2. Отчет о величине ущерба. Он необходим только, если повреждено больше 75% машины и восстанавливать ее нет смысла.
  3. Досудебную претензию. В нее вписываются все обстоятельства инцидента: во сколько, где произошла авария, направление маршрута и т.д. Также указывается величина убытка. Пострадавший может составить ее на обычном листе или на специальном бланке.

Формируя итоговую сумму важно принимать во внимание еще стоимость дополнительных услуг: эвакуацию ТС, экспертизу, юридическую помощь и даже моральный ущерб. Поэтому величина требуемого возмещения всегда больше цифры, указанной в отчете эксперта.

Досудебную претензию нужно направлять вместе со следующими документами:

  1. Протоколом о ДТП.
  2. Постановлением об административном правонарушении.
  3. Письмом/телеграммой, с помощью которого виновник был вызван для проведения оценки ущерба.
  4. Бумагами на поврежденное ТС.
  5. Оригиналами квитанций и чеков, подтверждающих потраченные суммы.

Ксерокопии всего перечисленного вместе с досудебной претензией необходимо отправить виновнику обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении. А оригиналы нужно держать у себя, чтобы в дальнейшем предъявить их в суде.

Если к составлению досудебной претензии не привлекается юрист, то пострадавший должен учесть, что она должна содержать:

  1. Информацию о виновнике (ФИО, адрес проживания и т.д.).
  2. Подробное описание инцидента.
  3. Алгоритм расчета ущерба (это можно взять из заключения эксперта).
  4. Калькуляцию текущих затрат (эвакуатор, юридическая помощь, экспертиза, услуги почты и т.д.).
  5. Суммарную величину убытка.
  6. Свои контакты (адрес проживания, электронная почта, мобильный номер).
  7. Период, в течение которого спор должен быть урегулирован виновником.

Чаще всего, получив документы и досудебную претензию, виновники аварии соглашаются сразу выплатить потерпевшей стороне сумму, указанную в заключении эксперта. Для них выгодно, так как в этом случае им не придется дополнительно возмещать еще и судебные затраты.

Если прибегнуть к двум предыдущим мероприятиям не получилось, то пострадавший может направить иск в судебный орган. Если стоимость ремонта меньше 50 тыс. руб., то дело ведет мировой судья, а если больше – районный.

Вместе с заявлением нужно передать и оригиналы и ксерокопии документации для досудебной претензии. Также еще нужно прикрепить к этому всему квитанцию об оплате государственной пошлины. Если пострадавший к процессу решил привлечь юриста, то на него нужно оформить доверенность.

В сам документ (иск) нужно вписать ту же информацию, что указывалась в досудебной претензии. Здесь должен быть добавлен факт о возмещении морального вреда. Чаще всего виновники всеми способами пытаются затянуть процесс, так как у них элементарно нет денег погасить требуемую сумму. Причем некоторые даже намеренно говорят, что у них нет работы, слишком маленький доход или они бедные.

Период исковой давности – 3 года. Прежде чем принять решение, судья сначала изучает материальное состояние виновника аварии, количество иждивенцев на нем, инвалидность и т.д. Вместо единовременной выплаты он может присудить выплачивать каждый месяц по 20% от заработной платы ответчика. Так возмещение ущерба перед потерпевшим может затянуться на 12 месяцев и больше.

Иногда, очень редко, когда виновник действительно в сложном финансовом положении, пострадавший водитель может не подавать иск в суд, и дать возможность выплатить всю сумму по частям. Но если есть сомнения, что виновник только водит вас за нос, то лучше не рисковать и сразу обратиться в суд.

Некоторые считают, что если они не явились на судебное слушание, то дело рано или поздно будет закрыто, но все не так. Пострадавший может направить ходатайство и автомобиль виновника арестуют.

Если страховой полис отсутствует у потерпевшего

Если у виновника инцидента на дороге есть полис страхования ОСАГО, а у потерпевшего нет, то возмещать стоимость ремонта автомобиля будет страховая компания виновной стороны в полном объеме, а пострадавшему придется выплатить штраф за вождение транспортного средства без полиса ОСАГО.  

Действующей страховки ОСАГО у некоторых водителей нет, потому что вероятнее всего они надеются, что никогда не попадут в аварию, так как ездят аккуратно, забывают ее оформить или просто хотят сэкономить деньги. Согласно российскому законодательству за отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности взимается штраф:

  1. 500 руб. или предупреждение – если полис есть, но сам документ забыт дома.
  2. 800 руб. – если полис даже не оформлен.
  3. 800 руб. – если полис есть, но его срок действия истек.
  4. 500 руб. – если полис есть, но вписан в него не тот человек, который управляет машиной, а другой.

Как только все процедуры на месте аварии завершены, пострадавшее транспортное средство нужно показать специализированным экспертам для оценки нанесенных увечий. Такую процедуру может выполнить любое учреждение, прошедшее государственную сертификацию и имеющее право выдавать заключения с юридической силой.

Например это может быть:

  1. Сервисный центр.
  2. Экспертное бюро.
  3. Научный центр.
  4. Учреждение государственной оценки и т.д.

В одном из перечисленных учреждений нужно заказать два отчета:

  1. Независимую экспертизу – стоимость варьируется в пределах 2 тыс. – 7 тыс. руб.
  2. Утерю товарной стоимости (если пострадавшему транспорту еще не исполнилось 5 лет) – стоимость варьируется в пределах о2 тыс. – 5 тыс. руб.

Частные оценщики не наделены правом на проведение экспертизы ТС и выдачу отчетов с юридической силой.

Чтобы результат экспертной оценки имел юридическую силу, необходимо пригласить виновника инцидента на дороге почтовым приглашением, чтобы он сам видел, как проводится экспертиза.

Телеграмма должна направляться обязательно с уведомлением о получении.

Если виновнику не дойдет она и его не будет на экспертизе, то он сможет легко оспорить сумму ремонта и тогда придется проходить процедуру повторно.

При этом, если виновник задерживается более чем на 15 минут от указанного в телеграмме времени, то его могут дальше уже не ожидать. В этом случае он будет виноват сам.

Очень часто инспекторы ГАИ ГИБДД обнаруживают, что у водителей нет полиса страхования ОСАГО. Но мы настоятельно рекомендуем не пренебрегать этим правилом и покупать страховку и своевременно ее продлевать.

Заранее предусмотреть ситуацию на дороге нереально. Каждый может спровоцировать ДТП, а при отсутствии страховки это повлечет большие затраты из семейного бюджета.

А если же вы столкнулись с такой ситуацией, то приложите всевозможные усилия, чтобы все решить мирным путем.  

Источник: https://auto-pravda.online/dtp/121-popal-v-dtp-bez-strahovki-i-ya-vinovat-chto-delat.html

У виновников дтп появился законный шанс избежать выплат потерпевшим за свой счет

Я виновник ДТП, страховки нет. Может суд присудить выплатить ущерб в сумме больше стоимости машины?

Украинские водители, ставшие виновниками ДТП, получили возможность избежать регрессных исков от страховщиков при нарушении сроков извещения об убытке по полису «автогражданки».

(Речь идет о случаях, когда страховые компании, компенсировав ущерб потерпевшим, предъявляют финансовые претензии своим клиентам — виновникам ДТП.) Это стало возможным благодаря недавнему постановлению Верховного суда Украины (ВСУ).

«ФАКТЫ» попросили страхового консультанта Леонида Кипермана рассказать о новшествах, связанных со страхованием автомобилей.

— О каком именно нарушении правил обязательного страхования идет речь в постановлении Верховного суда Украины?

— Напомню, что Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» обязывает владельца полиса «автогражданки» в течение трех рабочих дней после ДТП с участием застрахованного автомобиля сообщить своей страховой компании об аварии, в ходе которой нанесен ущерб третьим лицам.

В противном случае страховщик имеет право после выплаты возмещения потерпевшему взыскать в порядке регресса (обратного требования) полную сумму компенсации со своего клиента — виновника ДТП.

Единственное исключение — если виновник ДТП документально подтвердил, что он не имел возможности своевременно известить страховщика, например, из-за того, что сам пострадал в той же аварии и находился в больнице.

Многолетний опыт страховщиков ОСАГО («автогражданки») говорит о том, что среди всех указанных в этом законе разновидностей регрессных сумм, получаемых со своих клиентов — виновников ДТП, доля средств, которые взыскиваются из-за несвоевременного уведомления об аварии, наибольшая.

Недавнее постановление Верховного суда Украины может существенно усложнить жизнь страховщикам. Постановление ВСУ было принято в связи с обращением одной из украинских страховых компаний, которая не сумела в судах трех инстанций (включая кассационную) добиться выплаты по регрессному иску, хотя не получила письменного сообщения о ДТП от своего клиента — виновника аварии.

Верховный суд постановил: если факт наступления страхового случая зафиксирован правоохранительными органами, виновник ДТП привлечен к административной ответственности, а страховщик выплатил страховое возмещение, то сам по себе факт несообщения о ДТП не может быть основанием для взыскания с виновника выплаченной суммы возмещения в порядке регресса.

Юридическая аргументация этого решения ВСУ практически полностью переписана из другого постановления.

Причем оба документа игнорируют тот факт, что закон, регулирующий отношения по ОСАГО, имеет преимущество перед прочими нормами законодательства (в частности, Гражданским кодексом Украины), о чем, кстати, четко сказано еще в одном постановлении Верховного суда, принятом в тот же день, 22 марта 2017 года, по другому актуальному вопросу «автогражданки».

— Фактически Верховный суд поощрил водителей игнорировать требование закона. Собираются ли страховщики как-то реагировать?

— Из второго постановления ВСУ можно сделать следующий вывод: если какая-то норма, связанная с «автогражданкой», прямо регулируется законом, то все прочие нормы гражданского и хозяйственного законодательства использоваться не должны.

То есть страховщик ОСАГО после проведения выплаты потерпевшему в ДТП имеет право обратиться с регрессным иском к виновнику аварии при несвоевременном получении от него сообщения о ДТП в письменной форме. Главное — не забывать ссылаться на соответствующие статьи Гражданского кодекса и закона об ОСАГО.

Тогда свою позицию можно отстоять во всех судах — до Верховного включительно.

— Насколько часто автомобилисты не информируют свою страховую компанию о ДТП?

— В среднем в 2—4 процентах случаев возмещения ущерба по «автогражданке». Конечно, здесь не учтены ДТП с участием водителей, которые, лишь бы уклониться от штрафов полиции, приобретают недействительные полисы компаний, ушедших с рынка ОСАГО.

Большинство автомобилистов знают о возможности регрессного иска и вовремя сообщают страховщикам об аварии — изначально, как правило, по телефону с использованием горячих линий. А операторы кол-центров напоминают клиентам о необходимости подачи письменного извещения о ДТП.

— На наших дорогах появилось огромное количество автомобилей с иностранными номерами. Нередко такие машины, на которых ездят наши соотечественники, попадают в ДТП. Страхуют ли украинские компании транспортные средства с иностранной регистрацией?

— Закон об ОСАГО дает полную возможность владельцу машины с иностранными номерами застраховать свою гражданскую ответственность на фактический период нахождения авто на территории Украины.

— Высоки ли шансы получить компенсацию за ущерб, причиненный машиной с зарубежными номерами?

— Если автомобиль с иностранной регистрацией фактически эксплуатируется на территории Украины и на него оформлен полис «автогражданки», то при ДТП по вине водителя этого транспортного средства страховщик по полису ОСАГО обязан выплатить возмещение потерпевшему на общих основаниях.

Если же виновник аварии — водитель автомобиля с иностранной регистрацией — оказался без страховки, то потерпевшие вправе рассчитывать на компенсацию от Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). Однако МТСБУ проведет выплату только в случае, если на дату аварии в отношении машины потерпевшего действовал свой полис ОСАГО.

— В Украине уже полгода работает система прямого урегулирования убытков (ПУУ) по «автогражданке».

Владельцы полисов компаний, поддерживающих эту услугу, могут обратиться за возмещением убытков к своему страховщику.

Компания компенсирует ущерб своему клиенту, а затем самостоятельно разбирается со страховщиком виновника ДТП. Часто ли наши водители пользуются этой возможностью?

— По данным МТСБУ, с 1 декабря 2016 года по 31 марта 2017 года возмещения на условиях прямого урегулирования получили примерно 15 процентов потерпевших, выплачено 28 миллионов 930 тысяч гривен.

Клиенты уже успели оценить преимущества новой системы. Страховщики, которые участвуют в системе прямого урегулирования, выплачивают компенсации быстрее. В целом средний срок возмещения убытков по ДТП, произошедшим после 1 декабря 2016 года, составляет 47 дней, а по системе прямого урегулирования — около 35 дней.

Страховая компания понимает, что, выплачивая возмещение своему клиенту, она устанавливает с ним долгосрочные отношения. Поэтому старается производить выплаты быстро и справедливо.

— Сколько страховых компаний уже присоединились к новой системе?

— Сейчас участниками добровольной системы прямого урегулирования являются всего 18 страховых компаний. Еще две вскоре могут присоединиться к проекту. В целом они охватывают около 55 процентов рынка ОСАГО в Украине.

— Знаю, что такая система давно и успешно действует за рубежом. Украинские клиенты ее тоже оценили по достоинству. Почему же многие страховщики не спешат присоединиться к ней и она «пробуксовывает»?

— Многих страховщиков сдерживают жесткие требования к платежной дисциплине членов пула. Все его участники перечисляют средства в гарантийный фонд, из которого впоследствии происходят взаиморасчеты между компаниями.

Процедуры проводятся автоматически, а за пополнением фонда следит МТСБУ. Если страховая компания нарушает платежную дисциплину, то сумма необходимого взноса увеличивается вдвое.

При повторном нарушении рассматривается вопрос об исключении компании из системы.

Страховщики, сроки выплат которых по полисам ОСАГО значительно больше, чем у участников системы прямого урегулирования, не стремятся примкнуть к ней, чтобы не ухудшить свой рейтинг.

Думаю, конкуренция на рынке «автогражданки» постепенно усилит желание страховых компаний присоединиться к системе ПУУ.

— При введении механизма прямого урегулирования убытков руководство МТСБУ утверждало, что система не повлияет на стоимость полиса ОСАГО. Однако появилась информация, что за новый сервис приходится дополнительно платить до 300 гривен. Возможно, удорожание полиса тоже отрицательно влияет на популяризацию системы?

— Никакого удорожания полисов ОСАГО в связи с введением механизма ПУУ не произошло. Но некоторые компании вывели на рынок договоры добровольного страхования наземных транспортных средств (КАСКО) с наименованиями, похожими на термин «Прямое урегулирование». Страховой платеж по ним и составляет упомянутые 300 гривен (или около того).

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/237937-u-vinovnikov-dtp-poyavilsya-zakonnyj-shans-izbezhat-vyplat-poterpevshim-za-svoj-schet

Возмещение ущерба при ДТП виновником: основания, порядок | Правоведус

Я виновник ДТП, страховки нет. Может суд присудить выплатить ущерб в сумме больше стоимости машины?

В данной статье мы подробно расскажем об этапах действия потерпевшей стороны при возмещении ущерба после ДТП виновником. Все подробности истребования материального ущерба, когда следует взыскивать ущерб и что можно требовать в качестве возмещения ущерба, возможность скачать претензию о возмещении ущерба при ДТП.

К сожалению, система возмещения ущерба, действующая на территории Российской Федерации, далеко не идеальна, что подразумевает большое количество различных ситуаций, когда получить причитающиеся денежные средства со страховой компании не представляется возможным либо сумма, выплаченная страховой, не может покрыть расходы на восстановление транспортного средства. В подобных случаях за возмещением материального ущерба после ДТП следует обращаться непосредственно к виновнику аварии. Этот вопрос можно решить в добровольном порядке – вторая сторона полностью покрывает расходы, или в судебном – истребование ущерба происходит через суд путем подачи потерпевшим искового заявление о возмещении ущерба с виновника ДТП.

Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника

Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них: 

  • Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
  • Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
  • Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
  • Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
  • По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.

Что можно взыскать с виновника ДТП в качестве возмещения ущерба

При осуществлении процесса взыскания ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия следует понимать, что возмещение средств производится исключительно с учетом износа транспортного средства.

То есть, вряд ли получится взыскать с виновника денежные средства, потраченные на ремонт автомобиля в полном объеме, поскольку улучшение автомобиля за счет виновного лица считается неправомерным.

Виновник обязан возместить ущерб, а не увеличить стоимость автомобиля потерпевшего за счет установки в ходе ремонта новых деталей. Итак, с виновника ДТП можно взыскать: 

  • возмещение ущерба с учетом износа деталей и стоимости всех работ по восстановлению автомобиля;
  • затраты на эвакуацию автомобиля на сервис или с места аварии и услуги по его хранению;
  • утрату товарной стоимости автомобиля, если ее можно рассчитать. Напомним, что УТСА рассчитывается, если на момент ДТП срок эксплуатации автомобиля не превышает 5 лет или величина эксплуатационного износа не превышает 35 %;
  • моральный вред, если жизни и здоровью потерпевшего в результате ДТП был причинен вред, физические и нравственные страдания;
  • возмещение утраченного заработка, расходов на лечение и реабилитацию, выплат при потере кормильца, при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего;
  • расходы на услуги оценочной компании, услуги юриста, почтовые расходы, а также иные расходы, которые суд признает необходимыми в связи с наступлением дорожно-транспортного происшествия.

Добровольное возмещение ущерба при ДТП виновником

Сразу стоит отметить, что добровольное возмещение ущерба виновником ДТП осуществляется крайне редко, особенно если речь идет о больших суммах.

К моменту обращения к виновной стороне потерпевший должен соблюсти общий порядок процесса возмещения ущерба, следовательно, получить необходимую документацию в ГИБДД, побывать в страховой компании (получить отказ от страховой выплаты либо сумму размером меньше нанесенного ущерба), сделать независимую экспертизу и только потом вести переговоры с виновником ДТП. 

Началом переговоров должна стать досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. Данный документ составляется по примеру заявления о страховом возмещении и должен содержать: 

  • данные виновника аварии;
  • информацию о ДТП;
  • информацию о поврежденном транспортном средстве;
  • данные независимой экспертизы;
  • общую сумму причиненного ущерба, включая все расходы, связанные с ДТП;
  • информацию о страховой выплате;
  • разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;
  • сумму, которую необходимо выплатить виновной стороне, чтобы снять претензии потерпевшего;
  • данные потерпевшего для переговоров (телефон и адрес).

При составлении досудебной претензии следует обязательно озвучить срок, в который потерпевший предлагает виновнику выплатить указанную сумму, а также форму этой выплаты – наличными либо на счет в банке. К претензии обязательно прилагаются копии всех документов: 

  1. копия акта о страховом случае;
  2. копию постановления, протокола или определения по делу об административном правонарушении;
  3. копию телеграммы с вызовом на осмотр;
  4. копию отчета независимой экспертизы;
  5. копию чеков и квитанций, а также договоров по расходам.

Досудебную претензию о возмещении ущерба при ДТП рекомендуется отправлять ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Возмещение ущерба при ДТП виновником в судебном порядке

Если виновник добровольно в установленный в претензии срок не возмещает материальный ущерб, причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона имеет право урегулировать спор в судебном порядке. Для этого потребуется составление искового заявления о возмещение ущерба в результате ДТП и копии и оригиналы всех имеющихся документов.

Исковое заявление подается по месту жительства виновника ДТП, при этом обязательно оплачивается государственная пошлина. Иск может быть рассмотрен мировым судьей – если цена иска не превышает 50 000 руб. или в районном суде – при цене иска свыше 50 000 руб.

Величина морального вреда определяется в ходе судебного процесса и не входит в сумму иска, а также не облагается пошлиной. 

Важно! Все расходы, которые несет истец о время судебного процесса, могут быть включены в итоговый размер ущерба, в том числе сумма госпошлины и стоимость услуг юриста. 

Претензия о возмещении ущерба ДТП

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/auto/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp-vinovnikom/

Смотрите, какая тема — Если у виновника ДТП нет страховки ОСАГО – что делать и как взыскать ущерб?

Я виновник ДТП, страховки нет. Может суд присудить выплатить ущерб в сумме больше стоимости машины?

Мы уже выяснили в прошлой статье, что, если у нарушившего ПДД в аварии водителя не застрахована автогражданская ответственность, то даже при наличии полиса у вас, взыскивать ущерб придётся напрямую с виновника. В этот раз подробнее обсудим, что делать, если у виновника ДТП нет страховки ОСАГО, приведём правильную инструкцию по порядку действий на 2020 год и выясним, как получить максимально возмещение ущерба.

Виновник без полиса ОСАГО – чего делать нельзя?

Итак, вы попали в ДТП и выяснили, что и нарушителя Правил отсутствует страхование ответственности. В этом случае, для начала, нужно выполнить обязанности, согласно пунктам 2.5-2.6.1 ПДД. В частности, выставить знак аварийной остановки, включить аварийку, вызвать полицию и убрать автомобили с места ДТП, предварительно отфотографировав повреждения.

То, чего делать не нужно, зависит от конкретики условий отсутствия ОСАГО у виновника:

В случае, если страхового полиса совсем нет у одного из участников ДТП, то аварию нельзя оформлять по европротоколу, так как выплату вы не получите. Статья 11.1 содержит важное условие для возможности оформления без сотрудников ГИБДД такой аварии – наличие договоров страхования у обоих участников аварии.

Если же водитель просто не вписан в полис, то можно оформить аварию по европротоколу, где лимит составляет 100 тысяч рублей.

Кроме того, не нужно заранее определять виновника до приезда сотрудников полиции, если вы их вызывали. Нередки случаи, когда из-а несовершенного знания ПДД обоими участниками ДТП, виновным в итоге оказывался человек с действующим полисом.

У вас есть полис Каско?

Если да, то можно обратиться в свою страховую компанию за возмещением ущерба. Последняя, в зависимости от условий договора, направит на ремонт или выплатит ущерб за виновника в полном объёме, так как по Каско страхуется ваше имущество. В отличие от ОСАГО, когда страхуется ответственность виновника ДТП.

Далее ваша страховая может взыскать выплаченную сумму по Каско по суброгации с виновника.

Если полиса Каско нет, то читаем далее.

ДТП оформлено – что дальше?

Итак, если у виновника ДТП нет страховки, то порядок действий отличается от порядка обращения по ОСАГО по той простой причине, что это не страховой случай. И при обращении по автогражданке нам попросту на законном основании откажут. Поэтому за взысканием ущерба с виновника нам нужно идти непосредственно к этому виновнику.

После соответствующего оформления аварии у вас на руках должны быть следующие документы:

  • постановление или определение об отказе в возбуждении дела в отношении виновника ДТП с указанием нарушенного пункта ПДД и данными виновника,
  • (не обязательно) протокол о нарушении,
  • (не обязательно) справка о ДТП – её с недавних пор отменили в качестве обязательного документа для выдачи в ГИБДД, но на практике иногда выписывают.

Инструкция по взысканию ущерба виновником ДТП, актуальная на 2020 год, вкратце выглядит следующим образом (ниже мы рассмотрим подробно каждый этап):

  1. собираете все документы о ДТП,
  2. пытаетесь договориться с виновником ДТП без полиса ОСАГО о возмещении ущерба в досудебном порядке,
  3. в случае отказа виновника или невозможности выплатить средства или отремонтировать повреждённый автомобиль направляете ему досудебную претензию,
  4. при отсутствии реакции последнего на досудебку подаёте в суд,
  5. далее уже судебные приставы работают над взысканием ущерба в вашу пользу.

Если полис поддельный

И только в этом случае возможно получить возмещение со страховой компании – но, опять же, не со своей, а того же виновника. Вкратце, такое возможно, если полис не куплен в офисе страховой или у её агента/брокера, а бланк, действительно, принадлежит страховой компании, но был у неё похищен, украден и тому подобное.

У нас есть подробная статья о взыскании выплаты по поддельному полису.

Если страховка есть, но виновник не вписан в ОСАГО

В этом случае также следует обращаться в страховую компанию виновника дорожно-транспортного происшествия со всеми необходимыми документами. А виновнику затем страховая компания выставит регрессное требование – потребует оплатить всю сумму, которую сам страховщик заплатил вам, на основании подпункта “д” пункта 1 статьи 14 ФЗ “Об ОСАГО”.

Теперь подробно рассмотрим каждый этап действий после аварии, если виновник не имеет страховки!

Как взыскать ущерб с виновника? Инструкция

Рассмотрим все 5 этапов и расскажем о подводных камнях каждого из них.

Документы

Итак, первое, что нам необходимо – это все документы о ДТП в качестве подтверждения самого события, в результате чего у незастрахованного виновника возникла обязанность по гражданскому возмещению ущерба.

Второе – документы, подтверждающие виновность этого лица. Такими могут быть две официальные бумаги:

  • постановление с штрафом, лишением прав или другим наказанием,
  • определение об отказе в возбуждении административного дела.

В обоих документах должен фигурировать нарушенный пункт ПДД. Также обратите внимание, что нередко эти бумаги выдаются водителю не на месте ДТП, а после разбора в течение недели-двух.

Попытка решить вопрос “полюбовно”

Практически во всех случаях виновнику без полиса ОСАГО выгоднее возместить ущерб потерпевшему по-хорошему, то есть без суда и дополнительных затрат потерпевшего, которые затем также возмещаются виновником ДТП.

Просто свяжитесь с человеком, если он сам не вышел на связь, и предложите урегулировать вопрос досудебно. Нередко виновник соглашается. А вообще здесь возможны несколько вариантов возмещения:

  • виновник без полиса ОСАГО выплачивает вам сумму, которую обоюдно согласуете (диагностикой в автосервисе, по единой методике, калькуляции СТОА официального дилера или иным образом),
  • виновник возмещает ущерб в натуральном виде: вы просто загоняете машину в согласованный заранее автосервис, и после проведения работ по восстановлению виновник оплачивает ремонт.

Если виновник отказывается возмещать ущерб – досудебная претензия

На этом этапе мы настоятельно рекомендуем обратиться к провернному по отзывам или рекомендациям знакомых автоюристу – после выигрыша суда оплаченные юристу средства возвращаются вам от виновника.

Здесь, по нашей инструкции, в ход идут официальные формальные способы. В этом случае на виновника подаёте заявление в суд. Предварительно отправляете нарушителю досудебную претензию. Она не обязательна по закону, но по сложившейся судебной практике 2020 и более ранних годов крайне желательна.

Экспертиза для определения стоимости ущерба

При этом нужно до претензии и иска потратиться на независимую техническую экспертизу для определения стоимости восстановления автомобиля. Увы, но простой калькуляции и чеков, актов выполненных работ и товарных накладных для подтверждения стоимости ремонта будет недостаточно.

Более подробно вопрос о правильном выборе эксперта для этого мы рассмотрели в статье про возмещение ущерба от страховой при отказе. Вам нужно будет обязательно пригласить на экспертизу виновника.

Бланк досудебной претензии

После оценки экспертом у нас есть подтверждённая сумма стоимости восстановительного ремонта и мы уже знаем, сколько точно взыскивать ущерба с виновника, у которого нет страховки ОСАГО.

Теперь нам нужно подать досудебную претензию, где кратко изложить следующие вещи:

  • саму суть события и что у виновника без ОСАГО возникла гражданская ответственность перед вами,
  • требование о возмещении ущерба на основании калькуляции независимой экспертизы,
  • разумный срок для исполнения этого требования виновником.

Скачать бланк досудебной претензии виновнику ДТП без полиса ОСАГО (формат DOC).

Данную досудебку необходимо заполнить, распечатать в одном экземпляре, вложить её вместе приложенными документами в письмо и направить заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении почтой виновнику аварии.

Далее ожидаем 10 дней плюс 3 банковских дня и на 15-й день (считаем следующий день каждого этапа) переходим к следующему пункту.

Подаём в суд

Один из заключительных этапов – самый долгий по времени из-за ожидания между судебным иском и началом самого дела. В различных регионах ждать можно от недели-двух до нескольких месяцев.

Для начала судебного разбирательства необходимо подать исковое заявление по адресу регистрации ответчика – то есть виновника ДТП, у которого не было ОСАГО. Иск подаётся (ст. 23 ГПК):

  • в мировой суд при сумме иска не более 50 тысяч рублей (суммарно ущерб и все остальные расходы),
  • в районный суд при сумме более 50 000 рублей.

Скачать бланк искового заявления на виновника без полиса ОСАГО.

В назначенные дату и время вы являетесь в суд и подтверждаете свои требования, указанные в исковом (фактически просто перескажете то, что указали в исковом).

По результату судебного процесса суд вынесет решение в вашу пользу или нет, мотивировав отказ.

Взыскание ущерба с виновника

Если дело вы выиграете, то по истечении нескольких дней получите исполнительный лист. Его нужно подать приставам, которые на основании этого листа возбудят исполнительное производство и взыщут в вашу пользу средства со счетов виновника без полиса либо за счёт его имущества.

Этот процесс может быть небыстрым, и приставам необходимо периодически звонить, посещать их, так как нередко они особо не шевелятся по таким делам.

Важно! После взыскания выплаты в вашу пользу суд может обязать вас передать заменённые запчасти виновнику ДТП. Об этом будет указано в решении суда заранее.

Если с виновника нечего взять

Увы, но в этом случае и вам нечего взять с последнего. Приставы после выигранного суда действуют в рамках данных им законом 2020 года полномочий. Так, они могут взыскивать деньги:

  • со счетов в банках виновника ДТП при наличии достаточной суммы,
  • с его зарплаты в размере не более 50% размера,
  • за счёт реализации его имущества, если указанные выше пункты не удастся выполнить.

И все эти 3 пункта зависят от ряда тонкостей. Так, по административным делам, алиментам и некоторым другим категориям долгов взыскания идут приоритетнее гражданских долгов. А по последним – из того, что останется.

Можно ли компенсировать моральный вред?

Да. Чаще всего суд удовлетворяет требования по компенсации морального вреда от ДТП. Но сумма, скорее всего, будет очень небольшая – согласно судебной практике 2020 года, от 500 до 10 000 рублей.

Причём, чем выше сумма ущерба, тем больше могут присудить моральный вред. Также на увеличение размера последнего существенно влияет наличие пострадавших людей в ДТП – самого потерпевшего, водителя или пассажиров.

Судебная практика по взысканию выплаты с виновника ДТП

  • Решением №2-5402/2015 суд Самары удовлетворил частично иск потерпевшего к виновнику без страховки ОСАГО, отказав в выплате морального вреда и оплаты услуг экспертизы и юриста.
  • Ещё одно решение по гражданскому иску о возмещении вреда в ДТП, где потерпевший сначала не знал об отсутствии полиса ОСАГО у виновника и обратился в свою страховую, которая ему отказала. Далее истец предъявил иск виновнику, а соответчиком призвал свою страховую. Суд обязал взыскать ущерб с виновника напрямую частично, а также передать запчасти после ремонта виновнику.

Источник: https://autotonkosti.ru/q/esli-u-vinovnika-dtp-net-strahovki-osago-chto-delat-i-kak-vzyskat

Прав-помощь
Добавить комментарий