Как через суд обязать органы полиции зарегистрировать сообщение о преступлении?

Выписка из положений Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной

Как через суд обязать органы полиции зарегистрировать сообщение о преступлении?

Выписка из положений Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736.

В территориальных органах МВД России в целях реализации требований настоящей Инструкции:

Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.

Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.

Регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

Если рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях не относится к компетенции органов внутренних дел или преступления, административные правонарушения, происшествия, относящиеся к компетенции органов внутренних дел, произошли на территории обслуживания другого территориального органа МВД России, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются:

– С заявлением (сообщением) о преступлении – в другой орган предварительного расследования или дознания (в том числе в иной территориальный орган МВД России) по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК.

– С заявлением (сообщением) об административном правонарушении, о происшествии – в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности либо в иной территориальный орган МВД России по территориальности. Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления или административного правонарушения, а также охране места совершения преступления, административного правонарушения или места происшествия.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер.

В талоне-уведомлении указываются: специальное звание, фамилия, имя, отчество оперативного дежурного, принявшего заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование территориального органа МВД России, адрес и номер служебного телефона, дата и время приема, подпись оперативного дежурного.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

– О возбуждении уголовного дела.

– Об отказе в возбуждении уголовного дела.

– О передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

– О возбуждении дела об административном правонарушении.

– Об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

– О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.

– О передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России принимается одно из следующих решений:

– О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.

– О передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

– О приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП.

– О приобщении заявления о происшествии к розыскному делу.

– О передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

70. Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Выписка из положений «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ

Источник: https://44.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2978565

Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации часть 1

Как через суд обязать органы полиции зарегистрировать сообщение о преступлении?

ЧАСТЬ 1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ,

РЕКОМЕНДАЦИИ СУДЕЙ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

НА ОСНОВЕ НОВЕЙШЕЙ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1. МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

1.1. Избрание меры пресечения. Общие вопросы

Должен ли суд, избирая меру пресечения, учитывать мнение прокурора относительно судебной перспективы дела?

По общему правилу определение судебной перспективы дела — компетенция прокурора. Проблема, от решения которой уклоняется законодатель, — формирование позиции стороны обвинения при проведении конкретных процессуальных действий.

Если с ходатайством о заключении подозреваемого под стражу в суд идет дознаватель, то она автоматически совпадает с позицией выступающего в суде прокурора, несущего ответственность за судебную перспективу дела в целом. Если такое же ходатайство подается следователем, то его позиция с точкой зрения прокурора может и не совпадать.

Парадоксально, но факт: если прокурор отказался от обвинения в суде (даже на этапе подготовки дела к судебному заседанию), то такой отказ для суда обязателен.

Если прокурор не видит оснований для заключения обвиняемого под стражу, более того, из месяца в месяц, а то и из года в год последовательно утверждает, что последний подлежит освобождению из-под стражи, ибо само уголовное дело возбуждено в отношении него незаконно, законодатель снисходительно позволяет суду подобные рассуждения прокурора игнорировать.

https://www.youtube.com/watch?v=DsGU0O3mcAI

Обязаны ли судьи, разрешая вопрос об избрании

меры пресечения, одновременно с этим разрешать

и противоречия, возникшие между органами

предварительного расследования и прокурорами?

Пример. По версии органов предварительного расследования, К. обвинялся в том, что мошенническим путем пытался приобрести право на чужое имущество стоимостью более 400 млн. руб., принадлежащее в том числе и федеральному государственному унитарному предприятию (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК). К. был заключен под стражу.

18 июня 2013 г. органами предварительного следствия было возбуждено ходатайство о продлении срока содержания К. под стражей до 6 месяцев. В судебном заседании прокурор просил в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей отказать, мотивируя это тем, что К.

уже не может повлиять на результаты расследования. Постановлением от 26 июня 2013 г. Дзержинский районный суд г. Перми продлил срок содержания обвиняемого К. под стражей до 6 месяцев 7 дней. Прокурор в апелляционном представлении просил меру пресечения в отношении К.

изменить на подписку о невыезде, мотивируя это тем, что: 1) действиями обвиняемого ущерб не нанесен; 2) доказательств того, что К. препятствует следствию, нет. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 3 июля 2013 г. в удовлетворении представления отказано.

При этом суд констатировал тот факт, что преступление К.

совершено вне сферы предпринимательской деятельности, упомянув при этом, что «суд не вправе входить в обсуждение вопроса о виновности лица в инкриминируемом ему преступлении и о юридической оценке его действий» (Апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Пермского краевого суда от 03.07.2013 N 22-5245. Архив Пермского краевого суда, 2013).

22 августа 2013 г. Дзержинский районный суд г. Перми, несмотря на то что прокурор поддержал ходатайство стороны защиты об освобождении К., вновь продлил срок содержания последнего под стражей (Постановление от 22 августа 2013 г. Архив Дзержинского районного суда г. Перми, 2013). 26 августа 2013 г.

помощник прокурора Дзержинского района г. Перми в очередной раз внес в суд апелляционной инстанции представление, в котором привел подробный анализ материалов уголовного дела в отношении К. и сделал вывод о том, что действиями обвиняемого вред не только не причинен, но и не мог быть причинен.

Более того, отсутствие данных о размере ущерба свидетельствует об отсутствии в действиях К. состава преступления (представление помощника прокурора Дзержинского района г. Перми от 26.08.2013 N 2814/2012. Архив прокуратуры Дзержинского района, 2013). Апелляционным постановлением от 30 августа 2013 г.

Пермский краевой суд изменил меру пресечения К. на домашний арест. При этом суд апелляционной инстанции, нисколько не усомнившись в правильности квалификации содеянного обвиняемым, не входя в обсуждение вопроса об ущербе, отвергнув возможность применения к нему положений ч. 1.1 ст.

108 УПК, выявил нарушения уголовно-процессуального закона, указав, что суд первой инстанции надлежащим образом не оценил данных о личности К.

Поместив обвиняемого под домашний арест, суд второй инстанции уклонился от обсуждения вопросов, связанных с питанием и медицинским обслуживанием К. (Апелляционное постановление Пермского краевого суда от 30.08.2013 N 22-6946. Архив Пермского краевого суда, 2013). Для решения данных проблем К. был вынужден обращаться к следователю за разрешением:

— покидать квартиру для покупки продуктов;

— участвовать в судебных заседаниях по обжалованию решений и действий (бездействия) следователя;

— вызывать скорую помощь и аварийные службы;

— посещать стоматолога, сдавать и получать анализы.

26 сентября 2013 г. Дзержинский районный суд г. Перми, отказав следователю в удовлетворении ходатайства о продлении К. срока домашнего ареста, изменил в отношении него меру пресечения на залог.

Приведенный пример показателен во многих отношениях.

Во-первых, суд избрал в отношении К. меру пресечения — заключение под стражу, несмотря на возражения прокурора. Причина — в излишнем доверии суда органам предварительного расследования.

Во-вторых, удивляет тот факт, что государство в уголовном процессе одно, а представляют его два участника процесса, которым законодатель позволяет иметь различные точки зрения по всем вопросам. Так, по делу К. прокурор последовательно просит обвиняемого освободить, ибо нет ни ущерба, ни препятствий для расследования.

В-третьих, прислушайся суд сразу к доводам прокурора и защиты, проблемы меры пресечения, вылившейся в многочисленные, как показало время, совершенно никому не нужные, дорого обходящиеся государству тяжбы, удалось бы избежать.

В-четвертых, помещая лицо под домашний арест, суд должен четко представлять, где обвиняемый будет жить, чем питаться, кто его будет лечить, где и с кем он может совершать прогулки.

Возложив на мать, сестру, мужа сестры обязанность по снабжению К. продуктами, следователь забыл, что права возлагать на кого-либо из них какие-либо обязательства у него нет.

Не является разумным запрет на телефонные переговоры с матерью, сестрой и мужем сестры, ибо им разрешено круглосуточное посещение обвиняемого.

Итог: следователь ограничил право обвиняемого заказать по телефону покупку лекарств.

Не основан на законе и ответ следователя о том, что выдача разрешения на прогулку — исключительная прерогатива суда. Судебный контроль за правами и свободами обвиняемого — явление разовое. Следователь данный вид контроля осуществляет непрерывно.

Сказанное означает, что решение всех частных вопросов — его компетенция. Поскольку у обвиняемого, которого содержат под стражей, есть право на прогулку, то нет оснований и на изъятие этого же права у обвиняемого, помещенного под домашний арест.

Имеют ли место случаи, когда люди содержатся под стражей,

а, по мнению прокуратуры, уголовного дела нет?

Пример 1. Постановлением Московского городского суда от 6 февраля 2013 г. уголовное дело в отношении Д., Г., Н. и др. в порядке ст.

237 УПК было возвращено прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом (Архив Московского городского суда, 2013).

Основание — отсутствие необходимых реквизитов в постановлении о привлечении лиц в качестве обвиняемых: не указаны точное время, место и способ их действий.

Источник: https://pravo163.ru/praktika-primeneniya-ugolovno-processualnogo-kodeksa-rossijskoj-federacii-chast-1/

Заявление в милицию или прокуратуруо преступлении в украине

Как через суд обязать органы полиции зарегистрировать сообщение о преступлении?
      22.04.2015

      Когда возникает необходимость обратиться в милицию или прокуратуру с заявлением о совершении преступления возникает вопрос как правильно это сделать.

Эта процедура не является какой-то особенно сложной, однако человеку, который никогда не сталкивался с подобными вопросами, требуется подсказка.

Кроме того, довольно часто сотрудники правоохранительных органов пытаются не помочь заявителям, а наоборот – создать препятствия для подачи заявления или даже вообще отговорить от этого.

Процедура подачи заявления в милицию или прокуратуру

      Процедура подачи заявления в милицию или иной правоохранительный орган фактически регулируется Уголовным процессуальным кодексом Украины (далее – УПК) и некоторыми ведомственными актами1.

      Учитывая, что УПК является законом и имеет высшую юридическую силу (то есть подзаконные нормативно-правовые акты не могут действовать в части, которая ему противоречит) целесообразно ориентироваться прежде всего на нормы Кодекса.      Согласно ст.

214 УПК после подачи лицом заявления или сообщения о совершенном уголовном правонарушении (преступлении) следователь или прокурор безотлагательно, но не позднее 24 часов, обязан внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований (далее – Реестр) и начать расследование.

      В Реестр должны попадать сведения из всех заявлений, а также информация о ходе соответствующих расследований. Само досудебное расследование начинается с момента внесения сведений в Реестр, который фиксируется автоматически.

      Часть 4 ст.

214 УПК прямо предусматривает, что следователь, прокурор или иное должностное лицо, уполномоченное на принятие и регистрацию заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, обязаны принять и зарегистрировать такое заявление или сообщение, при этом отказ в их принятии и регистрации не допускается.

      Казалось бы, указанные нормы закона четко и однозначно указывают на обязательность регистрации всех заявлений, которые подаются в милицию, прокуратуру или другие правоохранительные органы, и на автоматичность начала расследования. Однако, на практике, как всегда, с этим возникают сложности.

      Если коротко подытожить – процедура подачи заявления в милицию или прокуратуру состоит из написания заявления, его подачи и регистрации в Реестре.

      Существует возможность обращения с заявлением о преступлении в милицию или прокуратуру по почте, однако в таком случае необходимо быть готовым в случае необходимости явиться в соответствующий орган для подтверждения вашего авторства заявления.

Препятствия подаче заявления в милицию или прокуратуру

      Вероятно с целью снижения собственной нагрузки правоохранители часто пытаются отказать в принятии заявления и не начинают расследование: например, не принимают заявление под предлогом необходимости обращения в другой орган или в суд; убеждают «не тратить время на бесперспективные процедуры» и не подавать заявление; принимают заявление, однако не вносят сведения в Реестр и не начинают расследование, а рассматривают его в порядке Закона Украины «Об обращениях граждан».      Как отмечалось выше, в милиции и прокуратуре не имеют права отказать в принятии заявления о преступлении, в том числе и в связи с тем, что вы обратились не в тот отдел или управление.      Кроме указанных выше требований закона принимать все заявления, для следователя и прокурора предусмотрены механизмы работы с заявлениями, которые поданы «не в то отделение», то есть с нарушением правил территориальной подследственности. Так, ст.218 УПК устанавливает, что по общему правилу расследование осуществляется следователем того органа досудебного расследования, под юрисдикцией которого находится место совершения уголовного правонарушения, однако, если из заявления стало известно об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать об уголовном правонарушении, расследование которого не отнесено к компетенции следователя, он проводит расследование до тех пор, пока прокурор не определит другую подследственность.      Довольно часто в милиции или прокуратуре отказывают во внесении сведений по заявлению в реестр, мотивируя это тем, что в заявлении не содержится достаточных данных, указывающих на наличие состава преступления. Конечно, это нарушение закона, поскольку УПК не содержит никаких случаев, когда можно не регистрировать заявление в Реестре, в том числе случаи «ненадлежащего обоснования», а проверка наличия состава преступления должна происходить именно в ходе расследования, а не на стадии принятия заявления.      Что касается уговоров правоохранителей не подавать заявление из-за того, что «такие преступления никогда не раскрываются», «вы же понимаете, что дело бесперспективное» и т.д., конечно их нужно игнорировать и настаивать на регистрации в соответствии с требованиями законодательства. Очевидно, что перед обращением в милицию вы уже решили для себя вопрос наличия такой необходимости, а все остальное – работа правоохранителей, которую они должны выполнять в соответствии с законом.      Таким образом, столкнувшись в милиции с чиновником, который пытается избежать регистрации заявления о преступлении, целесообразным будет настаивать на своей правоте и ссылаться на требования ст.214 УПК. Кроме того, можно напомнить и требования п.2.1. Инструкции о порядке ведения единого учета в органах и подразделениях внутренних дел Украины заявлений и сообщений о совершенных уголовных правонарушениях и других событиях и положений о комиссии, согласно которым принятие заявлений и сообщений о совершенных уголовных правонарушениях, независимо от места и времени их совершения, полноты полученных данных, личности заявителя, осуществляется круглосуточно немедленно органом внутренних дел, в который поступило заявление или сообщение.       Если ваши аргументы относительно регистрации заявления все же были проигнорированы, наиболее эффективным в данном случае является обжалование действий правоохранителей в суд.      Пункт 1 ч.1 ст.303 УПК предусматривает возможность обжаловать в суде (следственному судье) бездействие следователя или прокурора, которая заключается в невнесении сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований после получения заявления или сообщения об уголовном правонарушении.      Необходимо обратить внимание, что срок подачи такой жалобы составляет десять дней с момента совершения бездействия (то есть с момента, когда закончился 24 часовой срок внесения сведений в Реестр после подачи заявления). В случае пропуска этого срока, жалоба будет возвращена (если только вы не докажете, что пропустили его по уважительным причинам).

      По результатам рассмотрения жалобы судья может обязать следователя или прокурора внести сведения об уголовном правонарушении по вашему заявлению в Реестр. К сожалению, как показывает практика, бывают случаи, когда суд в таких случаях отказывает в удовлетворении жалоб, соглашаясь с позицией правоохранительных органов.

Куда обращаться с заявлением о преступлении в милицию или прокуратуру?

      Как отмечалось выше, отдел милиции, в который вы обратились с заявлением, обязан принять заявление о любом преступлении. Уже после его принятия, в случае необходимости, заявление должно быть передано надлежащему органу для проведения расследования.

      Подать любое заявление можно и в орган прокуратуры, поскольку прокурор имеет право вносить сведения об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований, после чего безотлагательно, но не позднее следующего дня, обязан передать имеющиеся материалы органу, который должен осуществлять расследование.

      Если же вы хотите подать заявление о преступлении сразу в тот орган, который имеет полномочия для его расследования, следует иметь в виду, что полномочия правоохранительных органов по проведению расследования конкретных преступлений предусмотрены ст.216 УПК.

      По состоянию на апрель 2015 году более 90% всех преступлении расследуют органы внутренних дел (или как их упрощенно называют – «милиция»).

      Прокуратура же временно (до момента начала работы Государственного бюро расследований и Национального антикоррупционного бюро) расследует незначительную часть преступлений, среди которых преимущественно «коррупционные» и другие преступления, совершенные высокопоставленными чиновниками, судьями, правоохранителями.

      Также, досудебное расследование в Украине осуществляют Служба безопасности Украины – преимущественно преступлений, связанных с национальной безопасностью и государственной тайной, и Государственная фискальная служба Украины (бывшая налоговая милиция) – преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей.     

      Как отмечалось выше, по общему правилу расследование осуществляется следователем того органа, под юрисдикцией которого находится место совершения уголовного правонарушения (например, если хулиганство совершено на территории Шевченковского района г. Киева – его должно расследовать Шевченковское районное управление внутренних дел).

      Никаких прямых требований заявления в милицию или прокуратуру о преступлении закон не содержит. Более того, вы имеете право вообще сообщить о совершенном преступлении устно (в таком случае ваша устное заявление заносится следователем или прокурором в протокол, который подписывается вами).       Однако, для большей обоснованности заявления и сужения возможностей правоохранителей отказывать вам со ссылкой на формальные несоответствия заявления, следует ориентироваться на общие правила составления заявлений и перечень сведений, которые в соответствии с ч.5 ст.214 УПК вносятся в Реестр.       Исходя из этого, в заявлении целесообразно указать следующую информацию:      1) название органа милиции или прокуратуры, в который подается заявление;      2) фамилия, имя, отчество (наименование, если это юридическое лицо) заявителя;      3) адрес проживания (нахождения, если это юридическое лицо) и номер телефона заявителя;      4) изложение обстоятельств, которые по-вашему мнению могут свидетельствовать о совершении преступления;      5) дату составления заявления и подпись.

      Также в заявлении в милицию можно описать доказательства или указания на то, как их можно получить (например, данные лиц, которые могут подтвердить обстоятельства), если такие сведения известны, а также статью Уголовного кодекса Украины, которая по-вашему мнению предусматривает ответственность, – опять же, если она вам известна. Не лишним может быть указание в заявлении о том, что вам известно об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о совершении преступления.

      Законом прямо не установлены предельные сроки подачи заявления в милицию. То есть в правоохранительные органы можно обращаться с сообщением о преступлении в любое время и по истечении любого срока после преступления.
      Однако, вместе с этим необходимо иметь в виду, что существуют сроки давности привлечения к уголовной ответственности. В случае, если с момента совершения преступления прошел определенный срок – лицо освобождается от уголовной ответственности. Для различных категорий преступления сроки давности разные: наименьший (2 года) – предусмотрен для случаев совершения преступления небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание менее строгое, чем ограничение свободы.

      Ориентировочный шаблон/образец заявления в милицию/прокуратуру о преступлении можно просмотреть или загрузить на нашем сайте.

       1в частности:
      – Положение о порядке ведения Единого реестра досудебных расследований,
      – Инструкция о порядке ведения единого учета в органах и подразделениях внутренних дел Украины заявлений и сообщений о совершенных уголовных правонарушениях и других событиях и положений о комиссиях,
      – Инструкция по организации деятельности дежурных частей органов и подразделений внутренних дел Украины, направленной на защиту интересов общества и государства от противоправных посягательств

      Остались не выяснены вопросы? Вы можете обратиться к нам за консультацией, в том числе заказать составление заявления о преступлении.

      другие статьи

Источник: http://www.pozov.com.ua/posts/zajavlenie_v_miliciju_prokuraturu.html

Срок проверки по заявлению о преступлении. Статья 144 УПК РФ

Как через суд обязать органы полиции зарегистрировать сообщение о преступлении?

После того как тот или иной человек обратился со своим заявлением о преступлении в полицию (по телефону, в письменном виде), у него всегда встает резонный вопрос: а что теперь делать и главное, сколько ждать? Когда сотрудники полиции примут решение о возбуждении уголовного дела? Обычно именно возбуждения уголовного дела желают заявители, в противном случае не было бы и смысла обращаться в полицию и со стороны последних будет абсолютной несправедливостью, если в возбуждении уголовного дела будет все-таки отказано.

В данный раз я раскрою только сторону о сроках проведения проверки по заявлению и почему они порой значительно растягиваются.

Согласно действующего Закона, а именно ч. 1 ст. 144 УПК РФ (выдержка:

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения….

Вроде бы все понятно, не позднее чем через 3 дня заявитель должен быть проинформирован о том, какое именно решение было принято по заявление. Однако на практике, практически любой оперативный дежурный в дежурной части отдельно взятого отдела полиции скажет заявителю, что решение можно будет ожидать через 10 дней.

И вот почему: согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ (выдержка):

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи.

А в случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов так вовсе срок проверки может быть продлен до 30 суток.

Хорошо, вроде бы все легко и просто, а также понятно для большинства. Но вот только остается непонятным, почему же во многих случаях срок проверки не то чтобы за 10 или 30 суток выходит, а длится месяцами, порой и годами. Как такое возможно?

Ответ на самом деле достаточно прост.

Делопроизводство во многих отделах теперь уже полиции организовано таким образом, что материалы проверок поступают к непосредственному исполнителю не то чтобы немедленно, а день так на шестой-седьмой.

К примеру: 1 числа (в пятницу вечером) гражданин обратился с заявлением в полицию о том, что его обманул другой гражданин и похитили таким образом 10000 рублей. К заявлению приложил пару документов расписку и обязательство о возврате долга).

К моменту обращения с заявлением начальник уже покинул отдел полиции, заявление же для своего рассмотрения сотрудником полиции не требует срочного выезда следственно-оперативной группы (которая и так уже отрабатывает 3 кражи и один угон, совершенных также 1 числа), соответственно само заявление и приложения к нему убираются в специальную папочку для руководителя, ведь без его резолюции никто и ничего теперь уже делать не будет. А в понедельник, то есть 04 числа, в день когда фактически решение по заявлению уже должно быть принято, у начальника с самого утра большое совещание, соответственно к заветной папочке он смог добраться только к вечеру и хорошо еще если сразу же просмотрит ее содержимое и примет решение отписать материал (а после того как заявление зарегистрировано надлежащим образом, оно автоматически переходит в категорию «материал проверки») в службу участковых уполномоченных полиции.

Так как документооборот происходит через канцелярию, а к моменту окончания просмотра папки время уже стало за 18 часов, то фактически заявление от 1 числа попадет в канцелярию только утром 05 числа.

И вот материал проверки с утра 05 числа расписан по номенклатуре начальнику участковых уполномоченных полиции.

Только вот начальник с 04 на 05 число являлся ответственным и теперь у него законный выходной, но с утра 06 числа материал уже у него в руках и в соответствии с территориальным принципом распределения, на материале проверки появляется резолюция о поручении его рассмотрения участковому Иванову, который как раз 07 числа уже выйдет с больничного (ну не нагружать же всего из-за одного дня работой не по участку участкового Сидорова).

И вот участковый Иванов торжественно получил для исполнения материал проверки от 1 числа (опущу, что в этот день он также мог еще и заступить на дежурство, а на следующий отдыхать, после чего на работу явиться только в понедельник 11 числа) всего-навсего 7 числа.

И что самое интересное, материал-то в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ не продлевался надлежащим образом до 10 суток.

Ну да это не беда, участковый обязательно вынесет постановление о продлении срока проверки, при чем прошлым числом и все будет в порядке, а в качестве необходимости продления срока проверки укажет, что необходимо опросить по существу лицо, которое со слов заявителя совершило хищение денежных средств.

Вот и получается, что в срок 3 суток фактически невозможно принять никакого решения по одной простой причине, что его никто принять не может (не говоря уже о проведении всех необходимых мероприятий), так как материал перемещается из одного места в другое.

Лично я далеко не раз сам лично выносил постановления о продлении срока проверки по заявлению “задними” числами и видел много бегающих оперативников с аналогичными материалами, которые поступали не только на 6-7 день, а и на 11-12.

Вот, теперь надеюсь всем  стало понятным, почему по заявлениям невозможно принимать не то чтобы незамедлительно, а даже в трехсуточный срок.

Идем дальше: после того как работу по материалу проверки  стали все-таки проводить выясняется, что в полном объеме провести проверку даже в 10 суточный срок (я опускаю 30 суточный срок, так как там все аналогично), поскольку (продолжая тему заявления по мошенничеству) опросить виновное лицо не представилось возможным (к примеру выехал на рыбалку, вернется только через 2 недели). А при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по мошенничеству в настоящее время практически ни один прокурор не соглашается с принятыми решениями о возбуждении уголовных дел при отсутствии объяснения виновного лица.

А что же делать участковому Иванову?

Как я уже писал в посте: «Решения, принимаемые по заявлениям о преступлениях. Статья 145 УПК РФ.», выбор у него не богат.

В итоге, участковый либо выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, либо несет свой материал в отдел дознания или следствия с просьбой вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

А теперь внимание, сейчас последует ответ на самый главный вопрос о том, почему по заявлениям о преступлении проверки могут длиться месяцами и годами:

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, прокурор вправе отменять незаконные или необоснованные решения дознавателя.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, начальник следственного органа вправе отменять незаконные или необоснованные постановления следователя.

В соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК РФ, прокурор вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела и направить материалы проверки должностному лицу, возбудившему уголовное дело.

В соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ, прокурор может признать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или руководителем следственного органа незаконным.

Таким образом, после принятия решения по заявлению в срок, установленный ст.

144 УПК РФ еще имеется вероятность того, что принятое решение не будет являться окончательным и материал проверки будет возвращен обратно исполнителю (и не факт, что он поступит к нему на исполнение в тот же день, ведь после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела/проверки прокурором/переездами между канцеляриями может пройти не одна неделя).

А кто сказал, что со второго/третьего/четвертого раза участковый Иванов в полном объеме наработает материал и в итоге примет единственно верное решение с точки зрения уголовного и уголовно-процессуального права?

Максимально допустимое количество принятия решений нигде не прописано. Вот и ответ, почему сроки порой очень затягиваются. Конечно заявитель должен информироваться о всех принимаемых решениях, но на практике это выполняется далеко не всегда.

Из практики:
я сам неоднократно по просьбе тех или иных работников принимал не доработанные материалы проверок (по которым невозможно было ни возбудить уголовное дело, ни отказать в его возбуждении из-за нехватки очень существенных документов или объяснений), выносил по ним постановления о возбуждении уголовных дел (либо об отказе), сам же от имени прокурора (в последнее время из-за изменившихся требований в статистике, в особенности если в последующем планируется возбуждать уголовное дело, вариант через прокурора был исключен) или руководителя следственного органа печатал постановления об отмене своего же решения, подписывал и возвращал исполнителю. Никуда не денешься, порой бывали и объективные причины, по которым невозможно в полном объеме было отработать материал.

Документы:
УПК РФ скачать. 
 

Источник: https://svbeloglazov.ru/ugolovnii-process/srok-proverki-po-zayavleyiuo-prestuplenii-statiya-144-upk-rf/

Как правильно написать и подать заявление в полицию | новости Днепродзержинска

Как через суд обязать органы полиции зарегистрировать сообщение о преступлении?

понедельник, 8 января, 2018 – 08:03

Согласно новому Закону Украины «О Национальной полиции», полицейские обязаны реагировать на любые проявления неправомерного поведения со стороны граждан.

Если вы считаете, что по отношению к вам было совершено противоправное действие, которое имеет признаки преступления, или вы стали очевидцем такого события, для привлечения к уголовной ответственности виновных лиц вам необходимо подать в полицию заявление о совершении преступления.

Однако сделать это нужно по определенным правилам, которые рассмотрим в этой статье.

Пишем заявление в полицию

Преступлениями считаются не любые незаконные действия, а те, которые прямо прописаны в Уголовном Кодексе Украины (далее – УК Украины). Поэтому перед тем, как писать заявление в полицию, желательно посмотреть кодекс и найти статью, подходящую под вашу ситуацию, то есть дать предварительную квалификацию преступления и обязательно указать ссылку на статью УК Украины в заявлении.

Большинство уголовных дел возбуждают следователи Национальной полиции Украины. Однако есть некоторые виды преступлений, которые расследуются следователями прокуратуры, Службы безопасности Украины, органами Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро Украины и другими спецслужбами.

Если вы не знаете, какой орган должен заниматься вашим делом, подавайте заявление в полицию (они сами перешлют в ту службу, которая уполномочена проводить расследование). Заявление нужно подавать по месту совершения преступления. Если вы не можете определить, где произошло преступление, то обращайтесь в полицию по месту своей прописки.

В полицию следует обращаться как можно скорее, это даст больше шансов найти виновного по горячим следам. Если ехать в полицию и писать заявление некогда (например, нужна оперативная помощь), наберите 102 на стационарном телефоне или 112 с мобильного. Назовите свои фамилию, имя и отчество, скажите, где вы находитесь.

Если вы на месте происшествия, дождитесь сотрудников полиции, которые приедут и составят протокол осмотра места происшествия, а также помогут вам составить заявление о совершении преступления. Законодательством не предусмотрено особых требований или определенной формы написания заявления о совершении преступления.

Однако в таком заявлении обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество (наименование для юридических лиц), адрес и номер телефона заявителя, конкретные сведения о совершении преступления и просьбу лица принять и безотлагательно зарегистрировать заявление о совершении преступления в Едином реестре досудебных расследований, а также начать по этому заявлению досудебное расследование в форме предварительного следствия. Поэтому как можно подробнее изложите, что и при каких обстоятельствах произошло. Последовательно, но кратко изложите всю хронологию событий. Постарайтесь припомнить и описать внешность правонарушителя, его одежду, особые приметы: бороду, усы, родимые пятна, шрамы, татуировки; анатомические особенности: хромоту, дефекты речи. Если были свидетели происшествия, то попросите их дождаться вместе с вами прибытия сотрудников полиции. Если это невозможно, то просто запишите их данные: фамилию, имя, адрес, контактный телефон. В заявлении можно отметить доказательства или указания на то, как их можно получить, если вам об этом точно известно. Это существенно поможет следователю в его дальнейшей работе по расследованию этогодела. При наличии письменных доказательств (документов), обязательно приложите их копии к заявлению. Не забудьте поставить свою подпись и дату. Помните, что анонимные заявления не рассматриваются. Кстати, заметим, что законом не предусмотрена какая-либо плата за подачу заявления в полицию. Для квалификации некоторых уголовных правонарушений важным является размер причиненного потерпевшему материального ущерба. Например, если вы пишете заявление в полицию о мошенничестве (ст. 190 УК Украины), то за мошенничество на сумму до 70 000 грн. мошеннику может грозить максимальное наказание в виде ограничения свободы до 3 лет. А вот если сумма превышает 414 000 грн., то преступника ждет лишение свободы от 5 до 12 лет с конфискацией имущества. При квалификации преступления будет учитываться количество соучастников, так как это тоже влияет на тяжесть наказания. Если сразу точно определить размер ущерба вы не можете, обязательно укажите в заявлении хотя бы приблизительный размер. Заявление в полицию целесообразно подготовить в двух экземплярах: один для подачи, второй (ваш) для отметки о регистрации заявления в канцелярии (секретариате). Подавать заявление лучше непосредственно через дежурную часть отделения полиции либо же почтой, заказным письмом с уведомлением. После обращения в полицию с письменным заявлением о совершении уголовного правонарушения физическому лицу должна быть выдана справка (сообщение) о приеме и регистрации его заявления.

Обязательно учитывайте, что за заведомо ложную информацию о совершении преступления предусмотрена уголовная ответственность.

Что делать, если полиция бездействует

В Единый реестр досудебных расследований заявление о совершении преступления должно быть внесено в 24-часовой срок.

Если 24 часа прошли, а сведения о совершении преступления так и не внесли в ЕРДР, в этом случае заявитель имеет право в 10-дневный срок обратиться в суд с жалобой о бездействии должностных лиц полиции, и обязать их внести такие сведения в ЕРДР (возбудить уголовное дело, начать досудебное расследование в форме предварительного следствия). Уточним некоторые понятия. Не приняли заявление – это когда в отделении полиции отказались даже его регистрировать. Не отреагировали – это когда заявление о совершении преступления приняли, но сведения в Единый реестр досудебных расследований не внесли в течение 24-хчасов. Согласно закону, в полиции не имеют права отказать в принятии заявления о преступлении. В том числе и в связи с тем, что вы обратились не в тот отдел или не в то управление. В то же время, обращаясь в дежурную часть отделения полиции, будьте готовы к тому, что полицейские под различными предлогами будут отказываться принять у вас заявление: «Вам не сюда, идите туда-то…», «О, так это же случилось так давно!», «Вы понимаете, мы все равно не найдем того, кто это сделал…» и тому подобное. В таких случаях дайте сразу же понять работнику полиции, что знаете вы свои права и понимаете, что подобного рода аргументы незаконны. В любой непонятной ситуации – полицейский грубит, отказывается принимать заявление – включайте аудио- или видео-фиксацию разговора на мобильном телефоне, звоните с жалобой на действия этого полицейского в прокуратуру или на горячую линию Национальной полиции Украины: 0 800 50 02 02.

Очень важно на данном этапе не пропустить 10-дневный срок на обжалование бездеятельности полиции, поскольку сам по себе пропуск этого срока может стать в суде основанием для отказа в удовлетворении такой жалобы.

Вместо заключения

И в заключение еще один совет. Не следует затягивать с подачей заявления. Кроме возможных проблем с расследованием дела, когда большинство следственных действий станут уже не актуальными, а возможные доказательства по делу будет уже невозможно добыть, существуют еще и сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Это значит, что если с момента совершения преступления прошел определенный срок, лицо освобождается от уголовной ответственности. Для разных категорий уголовных правонарушений сроки давности разные.

Наименьший такой срок –2 года – предусмотрен для случаев совершения преступления небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание менее строгое, чем ограничение свободы.

Артем Ворон, адвокат.

В связи со сложной ситуацией в Украине, а также с участившимися случаями откровенно неадекватных – оскорбительных, призывающих к насилию и разжигающих вражду – комментариев, возможность комментирования материалов на “Кстати+” временно закрыта.

Источник: http://kstati.dp.ua/content/kak-pravilno-napisat-i-podat-zayavlenie-v-policiyu

Прав-помощь
Добавить комментарий