Как действовать при вызове в суд по факту ДТП?

Защита адвоката при ДТП в Москве, Самаре и по всей России

Как действовать при вызове в суд по факту ДТП?

Адвокат Анатолий АНТОНОВ

По делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями весьма важно обратиться за юридической консультацией, что называется «по горячим следам».

Вовремя обратившись за консультацией к юристу по ДТП, вы сможете сэкономить не только свои нервы, но и массу времени, разрешить даже очень сложные и запутанные ситуации, отстоять свои права (например если из вас необоснованно пытаются сделать виновника), права ваших родственников, близких, защитить интересы потерпевших.

Кто же скрывается за термином «адвокат по ДТП» и что должен знать и уметь юрист, специализирующийся по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями?

Среди инцидентов, происходящих на дорогах можно выделить:

  1. Дела об административных правонарушениях в области дорожного движения;
  2. Уголовные дела, вытекающие из нарушения правил дорожного движения;
  3. Гражданские дела о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу в результате дорожно-транспортного происшествия.

1. Помощь адвоката по делам об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях на дорогах наиболее распространены среди всей массы административных правонарушений.

Если произошла авария, то резюмируется (до выяснения всех обстоятельств), что произошло нарушение правил дорожного движения, влекущее возбуждение производства по делу об административном правонарушении.

Поэтому водителю необходимо знать, что у инспектора ГИБДД (который по вызову прибывает к месту дорожно-транспортного происшествия) он имеет право получить следующие документы: копию оформленного протокола об административном правонарушении; справку об участии в дорожно-транспортном происшествии с указанием повреждений, полученных автомобилем (если указанные документы не выданы непосредственно на месте ДТП, то требуйте их в группе разбора, либо обращайтесь с жалобой к вышестоящему начальству).

После этого инспектор ГИБДД должен назначить участникам ДТП дату и время прибытия в группу разбора органа ГИБДД, где рассматриваются административные материалы по фактам ДТП.

Именно в этот момент целесообразно обращение за консультацией к адвокату по делам ДТП для получения квалифицированной юридической помощи: адвокат может посоветовать обратиться к эксперту (техническому специалисту, который поможет установить юридически значимые обстоятельства дорожной ситуации), помочь при подготовке документов, провести юридическую экспертизу ситуации, повлекшей за собой дорожно-транспортное происшествие.

Инспектором группы разбора рассматривается материал по ДТП, определяются нарушители правил дорожного движения и при наличии оснований выносится постановление об административном правонарушении, которое обязательно должно подписываться руководителем подразделения ГИБДД.

Если вы согласны с решением инспектора группы разбора, то вам необходимо оплатить штраф (по административным правонарушениям, отнесенным к компетенции органов ГИБДД, он является наиболее распространенным административным наказанием) и принести в группу разбора квитанцию об оплате, после чего постановление считается исполненным, а дело об административном правонарушении закрытым.

Если же вы не согласны с принятым решением, то имеете право на обжалование. При этом обжаловать решение группы разбора можно в вышестоящем органе ГИБДД или суде по месту ДТП в течение 10-ти суток.

Если нарушение ПДД предусматривает в качестве административного наказания лишение права управления транспортным средством, дело об административном правонарушении направляется в суд начальником подразделения органа ГИБДД, который и принимает решение.

2. Помощь адвоката по уголовным делам, связанным с ДТП

Из дорожно-транспортных преступлений наибольшее число составляют преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ (так называемые автотранспортные преступления).

Наиболее сложной по таким делам является защита на стадии предварительного следствия и в суде, поскольку установление виновности водителя, совершившего дорожно-транспортное преступление, зависит от конкретных обстоятельств (проще говоря, секунд и метров), при определении которых очень легко допустить ошибку.

Адвокату, ведущему защиту по уголовным делам ДТП, необходимо учитывать следующие факторы:

  • неправильные действия участников дорожного движения (исходя из требований Правил дорожного движения), которые находятся на тот момент на дороге;
  • особенности дорожных условий (например, препятствий на месте ДТП);
  • особенности метеорологических условий (например, видимости дороги);
  • техническое состояние транспортного средства;
  • техническое состояние средств сигнализации;
  • неадекватное восприятие самим водителем всего происшедшего, что приводит к необоснованному признанию водителя себя виновным;
  • добросовестное заблуждение очевидцев происшествия об обстоятельствах происшедшего (определение скорости движения транспортного средства перед наездом на пешехода или перед столкновением с другим транспортом, действия самого пешехода-потерпевшего и т.д.).
  • Для выработки позиции по делам указанной категории адвокату бывает необходимо использование специальных познаний для правильной оценки обстоятельств ДТП (обращение к специалисту в области автотехники).

3. Помощь адвоката по гражданским делам, связанным с ДТП

К этой категории относятся гражданские дела о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу в результате дорожно-транспортного происшествия.

Также как и в других делах о возмещении вреда, в случае причинения вреда вследствие аварии действует принцип возмещения вреда в полном объеме.

Вместе с тем особенностью данной категории дел является то, что транспортное средство является источником повышенной опасности.

Граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств к таковой и относится), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. То есть, согласно ГК РФ существуют только два вышеуказанных основания, при которых владелец источника повышенной опасности освобождается от ответственности.

Обязанность возмещения вреда возлагается на гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (статья 1079 ГК РФ).

Таким образом, вред, причиненный жизни и здоровью граждан вследствие дорожно-транспортного происшествия, возмещается владельцем транспортного средства независимо от того, будет ли он признан виновником ДТП или нет.

При необходимости подать исковое заявление можно не позднее 3-х лет после аварии.

Не стоит надеяться на то, что судья разберется в материалах дела: суды перегружены подобными делами и по большинству административных и уголовных дел проводится поверхностное разбирательство, если сторона не заявит о серьезных недостатках предварительного расследования или не представит весомых доказательств своей невиновности. Собрать же эти доказательства под силу лишь адвокату, поэтому не стоит игнорировать помощь адвоката и надеяться на то, что проблема устранится сама.

Преимущества работы с адвокатом по ДТП:

  Правовая защита и поддержка 24 часа в сутки
  Гарантия ответственной работы
  Гарантия профессиональной работы
  Полная конфиденциальность
  Гибкая ценовая политика
  Возмещение Ваших издержек

Наша главная цель — помощь клиентам в решении существующих проблем и их профилактика в будущем.

90% клиентов возвращаются к нам снова при возникновении правовых вопросов.

Последовательность Ваших действий:

1 шаг. Набрать номер телефона в Самаре +7 (846) 212-99-71 и получить предварительную бесплатную консультацию по Вашему вопросу. Если устной консультации недостаточно — записаться на консультацию в офис.

2 шаг. Посетить наш офис со всеми документами по рассматриваемому делу и получить консультацию в офисе.

3 шаг. Заключить соглашение на оказание юридической защиты, выдать доверенность и ожидать результата по делу.

Нашу практику по автоделам Вы можете посмотреть здесь

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните по телефону +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/zashhita-advokata-pri-dtp/

Как

Как действовать при вызове в суд по факту ДТП?

Обозначить место ДТП нужно максимально четко: чтобы все водители заранее видели

Дорожная ситуация в Украине с каждым годом становится все “интересней”. После реформы ГАИ полицейских недостаточно, чтобы переловить всех нарушителей — за превышение скорости, проезд на красный или пересечение двойной осевой.

А водители, особенно на европейских номерах, пригнавшие или купившие свое неновое европейское авто за 1500—2000 евро, машиной дорожат не особенно: случилось ДТП, водитель бросил авто, если оно не на ходу — невелика потеря, а если на ходу — уехал. Страховка если и есть, то “зеленая карта”, с которой нужно обращаться в МТСБУ (моторно-транспортное бюро).

А там выяснится, что машина числится за неким Гансом в Германии или Отто в Латвии. В итоге количество ДТП все время растет, и стать его жертвой можно, даже тщательно следуя ПДД.

О том, как действовать в ДТП согласно закону и как работает законодательство, мы проверили на себе: сотрудник редакции пропускал пешехода, и в него на скорости влетел другой участник ДТП, не успевший отреагировать.

Наши эксперты — помощница столичного судьи Ирина Сабенко, инспектор дорожного надзора Александр Ганзя и директор центра продаж и урегулирования страховых случаев СК “Галицкая” Диденко Ирина — помогли разобраться в тонкостях процедуры оформления.

ШАГ 1: Вызываем полицию и страховую

Как только случилось ДТП, прежде чем начать выяснять отношения, звоните 102. Будьте готовы предоставить информацию: Ф. И. О., место происшествия, номерной знак авто, владелец которого звонит, и номер телефона. Из практики: там отвечают не сразу — в полиции люди занятые.

В зависимости от ситуации на дорогах и времени суток ждать патрульную машину можно от 15 минут до 3 часов. Бывалые автолюбители уверяют, что намного быстрее полицейские приезжают, если параллельно с полицией вызвать скорую.

И если вы хотите, чтобы патрульные подсуетились (особенно на трассах между городами, где областные полицейские реагируют дольше коллег в крупных городах), вызывайте скорую: стресс или скачок давления случается во время ДТП у каждого водителя.

Но у такой хитрости есть подводный камень: если в ДТП есть пострадавшие, к которым приехала скорая, необходим приезд следователя.

А следователь, ознакомившись с ситуацией, передает дело инспектору не сразу, а в течение суток. А если пострадавших нет, полиция оформляет протокол и дело передается сразу инспектору.

Так что, хитростью ускорив полицию и, возможно, оторвав их от оформления более серьезного преступления, вы еще и потеряете сутки.

В ожидании патрульной займитесь делом: сфотографируйте или запишите номерные знаки всех пострадавших авто, телефоны участников ДТП и, если есть возможность, сфотографируйте полисы ГО или КАСКО.

Не помешает позвонить в страховую — заявить о случае необходимо в течение трех рабочих дней. Хорошо, если есть свидетели ДТП, которые готовы дать показания, — запишите их контакты.

При необходимости инспектор вызовет их для дачи показаний. В нашем случае свидетель очень помог.

Соблюдая правила. Даже следуя ПДД, можно попасть в ДТП

ШАГ 2: Фотографируем показания

До приезда полиции составьте описание происшествия в уме. В суматохе и стрессе можно наломать дров — указав не ту скорость (учтите дорожные знаки), либо расстояние. Каждый участник будет иметь свое видение ситуации, поэтому сфотографируйте схему и место ДТП, предварительно тщательно изучив.

На месте ДТП составляется протокол, который, если получится, неплохо тоже сфотографировать. Обычно права изымаются у того, на кого составлен протокол — взамен отдают временное разрешение на вождение, которое действует 3 месяца. В нашем случае забрали права у всех участников ДТП, пояснив: “Такие правила. Заберете у инспектора”.

Это удалось сделать на 4-е сутки. 

Практика: обязательно сфотографируйте показания всех участников и свидетелей. Вместо прав требуйте справку на месте, и уточните у полицейского, где можно получить изъятые права. Обычно это региональное управление полиции (в Киеве — ул. Народного Ополчения, 9). Если вызвали скорую, но не хотите, чтобы дело изучал следователь (отнимает 1-2 дня) — в протоколе укажите, что потерпевших нет.

Алко-тест проводится в случае ДТП с потерпевшими или при подозрении на алкогольное опьянение. Если потерпевших госпитализирует скорая, тест проводят в медучрежеднии. Да и у самих полицейских может при себе не быть аппарата для определения уровня алкоголя.

В нашем случае, на алкотест всем участникам ДТП порекомендовали приехать самостоятельно — в 4 ночи, через 7 часов после ДТП, в районную больницу, в которой не оказалось трубочек для алкотестера.

Поэтому будьте готовы поехать самостоятельно в больницу, и покупать трубочки для аппарата.

Шаг 3: Отношения со страховой

Виновник должен заявить в свою страховую о ДТП в течение трех рабочих дней. В противном случае страховая компания может отказать в выплате, особенно если это полис ГО (гражданской ответственности).

В обе страховые — и свою, и виновника — должен заявить и пострадавший: приехать и написать заявление, чтобы обезопасить себя от возможных невыплат. В нашем случае так и произошло: виновник явился на 5-й день, и хорошо, что мы сфотографировали его полис и заявили на 2-й день.

В страховой также вызовите эксперта-оценщика, который должен оценить машину в течение 10 рабочих дней.

Источник: https://www.segodnya.ua/economics/avto/kak-razrulit-dtp-chetyre-shaga-dlya-teh-kto-popal-v-avariyu-1039299.html

Гибдд разъяснила, в каких случаях можно уехать с места дтп

Как действовать при вызове в суд по факту ДТП?

Уезжать с места аварии даже по обоюдному согласию с другим участником происшествия чревато лишением прав. Как ни странно, даже если у другой стороны нет к вам претензий, они остаются у государства.

Вот конкретный пример. Некто Дмитрий Олейник выезжал из двора на своей “Тойота Аурис”. С ним случилась неприятность: он задел “Субару Форестер”. Касание было незначительно: буквально уголок бампера чиркнул по уголку другого бампера.

Дмитрий вместе с хозяином “Субару” осмотрел повреждения, которые даже обнаружить невооруженным глазом было сложно. Убедившись, что ничего страшного нет, они решили разъехаться.

Дмитрий свою вину не отрицал, но очень спешил – у его ребенка был день рождения, нужно было успеть купить подарки. Оба водителя решили, что из-за таких мелочей беспокоить ГИБДД не стоит. А страховых бланков извещений о ДТП под рукой не оказалось.

Поэтому они составили на бумажке схему ДТП, Дмитрий написал расписку, что претензий к водителю “Субару” не имеет, оставил свои координаты и паспортные данные и поехал по своим делам.

Однако водитель “Субару”, у которого машина была застрахована по КАСКО, решил на всякий случай обратиться к своему страховщику. Тот настоял на вызове ГИБДД, а иначе претендовать на оплату ремонта этого повреждения по КАСКО даже не стоит.

Через три часа на место происшествия приехали представители автоинспекции. Не обнаружив виновника, они завели на него административное дело как на оставившего место ДТП.

А за это в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность: лишение прав на год-полтора или административный арест. И это решение выносит суд.

Дмитрий объяснял, что, если бы он хотел скрыться, не оставлял бы координат, данных паспорта и страхового полиса. Кроме того, второй участник аварии заявлял, что не имеет никаких претензий, но… претензии остались у государства.

Как пояснили “РГ” в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, в правилах предусмотрено три сценария действия для аварии без пострадавших. Вызвать на место происшествия сотрудников ДПС, которые оформят ДТП.

Самим зафиксировать на схеме положение транспортных средств и подъехать на ближайший пост для оформления происшествия. Третий вариант – это действовать в соответствии с законом и правилами ОСАГО.

А они разрешают обойтись без ГАИ только при соблюдении довольно большого количества условий: если в аварии участвовали только два автомобиля, если оба они застрахованы по ОСАГО, если при этом не пострадали люди, если у обоих участников ДТП нет разногласий в обстоятельствах происшествия, если сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.

А теперь самый важный момент: при этом оба участника должны заполнить извещение о ДТП и подписаться под ним. Только после этого участники аварии каждый со своим экземпляром могут разъехаться и никто к ним не сможет предъявить претензий, что они оставили место ДТП.

Это тот случай, которые в страховании называется упрощенная система выплат (Европротокол). К сожалению, ею не часто пользуются.

Во-первых, согласие у водителей – довольно редкий случай, во-вторых, не всегда есть уверенность, что ремонт обойдется дешевле, чем в 25 тысяч рублей.

А в КАСКО такой системы вообще не предусмотрено, поэтому у таких застрахованных вообще нет альтернативы, кроме оформления ДТП автоинспектором.

Надо сказать, что, несмотря на существование ОСАГО, при незначительных повреждениях многие водители стремятся разобраться, что называется, на месте. То есть заплатить, чтобы, с одной стороны, не терять времени, а с другой – при оформлении нового полиса обязательного страхования платить придется больше в полтора раза, с учетом коэффициента 1,5.

Однако такой расчет на месте может грозить тем, что вашу машину объявят в розыск, и, даже если у вас будет на руках расписка второго участника, что он к вам претензий не имеет, закончиться эта история может для вас однозначно – лишением прав.

Именно так она закончилась и для Дмитрия. Суд второй инстанции подтвердил решение мирового судьи, и Дмитрий лишился прав на один год.

Правозащитники считают, что это довольно суровое наказание за, казалось бы, нарушение, которое и нарушением сложно назвать. Это тот самый случай, когда дух закона подменяется его буквой. Лидер движения автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков предлагает переписать нормативные акты таким образом, чтобы предоставить право страховым компаниям решать, кого считать оставившим место ДТП.

Впрочем, вряд ли это решение удовлетворит всех.

Источник: https://rg.ru/2010/06/22/pdd.html

Что делать, если стал свидетелем ДТП? – Ассоциация Юристов России

Как действовать при вызове в суд по факту ДТП?

1 Октября 2019

Многие граждане, увидев столкновение нескольких автомобилей, пугаются и стараются не вмешиваться в происходящее, считая, что водители разберутся сами.

Однако зачастую такое поведение приводит к большим проблемам юридического толка.

Как должны вести себя пешеходы после увиденного ими ДТП, рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов (ОСА) Алексей Румянцев.

Два вида ДТП

Свидетельские показания могут помочь выявить правонарушителя, а порой и раскрыть преступление.

Бывает два вида ДТП. Допустим, кто-то на парковке задел автомобиль и скрылся с места аварии. Казалось бы, нарушитель неизвестен и хозяину предстоит ремонтировать автомобиль за свой счет.

Но помочь соседу могут очевидцы происшествия. Если кто-то смог запомнить номер скрывшегося автомобиля, то его можно легко найти сотрудникам ГИБДД.

Справедливость восторжествует, и нарушитель будет привлечен к ответственности.

Свидетели очень помогают и при восстановлении полной картины ДТП между двигавшимися по дороге автомобилями. Бывает, что на столкнувшихся автомобилях нет видеорегистраторов и каждый водитель утверждает, что проехал перекресток на разрешающий сигнал светофора. Пролить свет на случившееся и определить, кто из водителей лукавит, могут только показания свидетелей.

Помощь свидетелей при ДТП

Человек получает статус свидетеля, как только он оставляет подпись в протоколе или в ином официальном документе, описывающем ДТП. Если вы стали очевидцем какого-то события, решили выполнить свой гражданский долг и помочь разобраться в случившемся, то вы не только имеете право на это, но и наделяетесь определенным кругом обязанностей. 

В первую очередь после ДТП необходимо выяснить у его участников, не требуется ли кому-нибудь медицинская помощь. При необходимости ее надо оказать до приезда скорой помощи. Для этого имеются стандартные аптечки.

Если автомобили загорелись, то только помощь случайных прохожих, ставших свидетелями происшествия, может спасти людей в них.

Свидетели должны вызвать пожарных и скорую помощь и до их приезда содействовать в тушении пожара. В каждом автомобиле есть огнетушители, с помощью которых это делается.

В противном случае им могут быть предъявлены обвинения в неоказании помощи пострадавшим и оставлении людей в заведомо опасной ситуации.

Также по просьбе сотрудников ГИБДД и участников ДТП можно помочь сохранить важные следы на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД. К примеру, зафиксировать тормозной след и обозначить его знаком аварийной остановки.

Когда приедут сотрудники ГИБДД, необходимо в письменном виде правдиво изложить показания об известных деталях происшествия.

Права и обязанности в суде

Надо быть готовым к тому, что в дальнейшем свидетелей могут вызвать в суд, где будет рассматриваться дело по факту ДТП.

Согласно ст. 25.6 КоАП РФ, свидетель обязан явиться по вызову судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных данной статьей, свидетель может быть привлечен к административной ответственности.

Также, если свидетель будет уклоняться от явки в суд, а суд сочтет его присутствие обязательным для надлежащего рассмотрения дела по существу, то свидетель может быть подвергнут принудительному приводу.

Также хотелось бы предостеречь тех, кто решит помочь знакомому уйти от ответственности, дав суду ложные показания. Грамотный судья или юрист сможет распознать ложь, что только усугубит положение этого знакомого.

Солгавшие свидетели могут быть привлечены к административной ответственности за дачу ложных показаний.

Если же выяснится, что человек лжесвидетельствовал в уголовном процессе, то его привлекут к уголовной ответственности.

При необходимости свидетелю могут быть возмещены расходы в связи с явкой в суд. Указанные расходы включают в себя расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения и суточные.

У свидетеля есть и права. Он вправе давать показания на родном языке и при необходимости пользоваться помощью переводчика. Также он не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Это ваше право, а не обязанность.

За отказ свидетельствовать против близких родственников привлекать свидетеля к ответственности никто не сможет. Допустим, если вашего супруга обвиняют в том или ином правонарушении, то вы можете не давать каких-либо показаний относительно произошедшего. Если же решитесь, то показания должны быть честными и объективными.

Что делать, если инспектор ГИБДД отказывается брать показания свидетелей?

Иногда при споре с сотрудниками ГИБДД те отказываются записать в протокол в качестве свидетеля родственника участника ДТП, сидящего рядом в машине, мотивируя это тем, что родственник является заинтересованным лицом и не может быть свидетелем. Это не соответствует действительности, и такой отказ со стороны инспектора ГИБДД является нарушением.

Свидетелем может являться любое лицо, которому что-либо известно по делу. Поэтому если ваш родственник стал свидетелем вашего ДТП, то вы вправе настоять на том, чтобы и с него взяли объяснения. Оценивать показания такого свидетеля будет суд в совокупности с иными имеющимися доказательствами.

Защита свидетелей

Бывает, что в некоторых особенно резонансных делах может оказываться давление на свидетелей. Их могут запугивать, шантажировать, угрожать применить к ним физическое воздействие, если те не поменяют свои показания или не откажутся от них.

Если жизни или здоровью свидетелей реально угрожает опасность, то они могут попасть в так называемую программу по защите свидетелей.

Защита свидетелей — это совокупность мер по обеспечению безопасности свидетелей на время проведения судебного разбирательства, а в случае необходимости — и после его окончания.

Быть свидетелем — это нелегкое, а порой и опасное занятие. Однако благодаря свидетелям виновник может понести заслуженное наказание, а невиновный будет оправдан. Поэтому свидетелям необходимо с пониманием относиться к своему важному статусу.

Источник использованного изображения

Источник: АиФ

Источник: http://alrf.ru/news/chto-delat-esli-stal-svidetelem-dtp/

Оформление ДТП. Как действовать водителю и какие нарушения допускает полиция

Как действовать при вызове в суд по факту ДТП?

Сколько дорожно-транспортных происшествий происходит в Украине? Статистика улучшается или наоборот?

По данным Национальной полиции, в 2017 году в Украине произошло 162,5 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло почти 3,5 тыс. человек. Количество ДТП выросло на 2,3% по сравнению с 2016 годом и на 14,8% – по сравнению с 2015-м.

По смертности в ДТП на 1 млн населения Украина в три-четыре раза обгоняет страны Евросоюза. При этом по количеству зарегистрированных автомобилей (200 машин на 1000 человек) Украина значительно отстает от Европы (600 авто на 1000 человек).

Как оформляется ДТП и какие документы составляют полицейские?

Задача полицейских, прибывших по вызову на место ДТП, – составить ряд документов, после рассмотрения которых суд признает лицо виновным или невиновным в ДТП. В некоторых случаях составленные инспекторами документы не позволяют судам определить виновного: на выходе получается ДТП, в котором никто не нарушил правила.

В первую очередь полицейские составляют протокол об административном правонарушении. В этом документе инспектор указывает, кто из водителей, по его мнению, нарушил правила дорожного движения. Протокол подписывает лицо, которое привлекается к ответственности. В некоторых случаях такой протокол патрульные составляют на двух участников ДТП, если (по их мнению) оба водителя нарушили ПДД.

Второй документ – схема происшествия, или схема места ДТП. Здесь инспектор патрульной полиции обязан указать точные сведения, которые позволяют восстановить размещение транспортных средств после ДТП.

Схемы, составленные инспекторами реформированной полиции, крайне редко позволяют восстановить размещение автомобилей: они изобилуют неточностями, практически всегда в них отсутствует необходимая информация о знаках дорожного движения, разметке и точках, позволяющих точно установить расстояние автомобилей до разметки.

Также инспекторы полиции берут письменные пояснения участников ДТП и свидетелей, используя для этого специальные бланки. Все эти документы правоохранительные органы передают в суд, который устанавливает виновного.

При оформлении ДТП патрульные составляют протокол об административном правонарушении и схему происшествия, а также берут письменные показания участников и свидетелей. ivan.marunych / Instagram

Могут ли ошибки патрульных при оформлении ДТП помешать установить виновного?

Да, могут. Рассмотрим один из примеров.

Дорога с трехполосным движением. Левая полоса разрешает движение только налево, средняя полоса – налево и прямо, правая – только прямо. На зеленый сигнал светофора машина из среднего ряда двигается налево, что разрешено разметкой, дорожными знаками и соответствующими пунктами правил. Автомобиль второго участника ДТП из левого ряда (вопреки разметке и знакам) двигается прямо.

Происходит столкновение двух автомобилей, при этом характер повреждений, расположение машин, знаки и разметка однозначно указывают на виновность второго водителя и невиновность первого.

Прибывшие на вызов сотрудники полиции поначалу также не видят особых сложностей в составлении одного протокола об административном происшествии.

Но после прибытия родственников одного из участников ситуация резко меняется – виновных становится двое, составляется два протокола.

Поскольку протоколов два, то и судебных дел становится два. Дело водителя из левой полосы сразу возвращается на доследование, дело невиновного в ДТП человека попадает в суд. С учетом схемы ДТП и фотографий повреждений авто суд принял решение о невиновности водителя. Однако дело реального виновника так и не попало из полиции в суд.

Особенно явно нарушения со стороны правоохранителей проявляются при оформлении протоколов на водителей в состоянии алкогольного опьянения. Речь не идет об оформлении трезвых водителей как выпивших (такие случаи тоже встречались в практике).

Основное нарушение полицейских при остановке выпившего водителя за рулем – пренебрежение правами, предоставленными сотрудникам патрульной полиции по закону.

Как правило, после остановки автомобиля с пьяным водителем и оформления протокола патрульные возвращают автомобиль и разрешают нарушителю продолжить движение.

И если при выявлении у водителя 0,4 промилле алкоголя (при норме 0,2) такой подход может быть оправдан, то в случае с выявлением у водителя 3,2 промилле действия инспекторов привели к ДТП.

Патрульная полиция утром в будний день остановила водителя и с помощью алкотестера установила уровень алкоголя в 3,2 промилле. Составив протокол, полиция вернула ему машину. Через 30 минут он проехал на красный свет и совершил столкновение с другим автомобилем.

Новый протокол водителю выписывал тот же наряд патрульной полиции.

Какие нарушения допускают полицейские при составлении протокола?

  • Неправильно указаны дата и время административного правонарушения. Дату путают очень редко, время – очень часто, поэтому в суде приходится восстанавливать ход событий ДТП, используя иные данные.
  • Ошибочно указаны данные свидетелей ДТП, отсутствуют их подписи или вообще не указаны свидетели.
  • Неточно указана улица, где произошло ДТП.
  • Указан общий пункт ПДД, который якобы нарушил участник ДТП. То есть вместо пункта, который конкретно и однозначно определяет действия водителя, в проколе написан общий пункт, не позволяющий суду определить, в чем же заключалось нарушение ПДД со стороны водителя.

Вот цитата из судебного решения апелляционной инстанции по делу №755/17433/16-п, в котором принимал участие автор данной статьи:

“При рассмотрении данного дела судья пришел к выводу о нарушении ЛИЦО_3 требований пункта 8.7 ПДД, однако такой вывод судьи противоречит выписанной в протоколе об административном правонарушении сути правонарушения и требованиям закона, поскольку, согласно пункту 8.

7 ПДД Украины, предусмотрено, что светофоры предназначены для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, имеют световые сигналы зеленого, желтого и бело-лунного цветов, которые расположены вертикально или горизонтально. Сигналы светофора могут быть с нанесенной сплошной или контурной стрелкой (стрелками), с силуэтом пешехода, X-образные.

На уровне красного светофора с вертикальным расположением сигналов может устанавливаться табличка белого цвета с нанесенной на ней стрелкой зеленого цвета.

Однако в чем конкретно заключаются нарушения ЛИЦО_3 пункта 8.7 ПДД Украины ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении суда не указано”.

В этом деле именно ошибка инспектора полиции, составлявшего два протокола на двух участников ДТП, привела к тому, что суды признали обоих водителей не нарушившими ПДД. Согласно решениям судов, оба участника не нарушали правила дорожного движения, но ДТП все равно произошло.

Из-за неправильно составленного протокола суд может признать всех участников ДТП невиновными. pixabay.com

Какие нарушения бывают при составлении схемы ДТП?

  • Не указано направление движения транспортных средств.
  • Не отображена дорожная разметка.
  • Не отмечен тормозной след автомобилей. Из-за этого в суде бывает сложно доказать, что водитель действительно жал на тормоз, стараясь избежать столкновения.
  • Неверно отображены размеры проезжей части.

Автор этой статьи в 2013 году после самостоятельного выезда на место ДТП согласился в суде с предложением оппонента провести новые замеры ширины проезжей части. По мнению оппонента, замеры в схеме были неверны.

Новые замеры подтвердили его правоту. Но это только усугубило положение его клиента: согласно правильным данным, машина его клиента пересекла разделительную полосу на 70 см.

По этой причине мой клиент был признан не нарушавшим ПДД.

  • Неточно определены повреждения автомобилей, что в дальнейшем мешает установить все обстоятельства происшествия.

В отличие от протокола, нарушения в схеме ДТП суд может устранить, направив материалы дела правоохранительным органам для доработки. Пока эти материалы будут дорабатываться, как правило, истекает трехмесячный срок для привлечения к административной ответственности.

Что нужно делать при попадании в ДТП?

  1. Сфотографируйте повреждения автомобилей, попавших в ДТП. С разных ракурсов зафиксируйте расположение дорожных знаков и автомобилей после столкновения, разметку, состояние дорожного покрытия.
  2. Постарайтесь определить, не установлены ли рядом с местом ДТП камеры видеонаблюдения, в объективы которых мог попасть инцидент.
  3. Внимательно изучите протокол, схему ДТП и собственные пояснения. Перечитайте несколько раз перед подписанием. При обнаружении неточностей или несоответствий укажите на это инспектору полиции.
  4. Желательно приобрести в автомобиль видеорегистратор, купить книжку ПДД в бардачок или скачать их на свой смартфон. А также иметь под рукой телефон адвоката, который сможет оказать экстренную правовую помощь при ДТП.

Источник: https://gordonua.com/publications/oformlenie-dtp-kak-deystvovat-i-kakie-narusheniya-dopuskayut-patrulnye-pri-sostavlenii-dokumentov-230325.html

Полезные советы пешеходу – участнику ДТП

Как действовать при вызове в суд по факту ДТП?

Что нужно и нельзя делать, чтобы добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу? Как противостоять подставным свидетелям со стороны виновника ДТП? И в каком случае страховщик сможет взыскать с пострадавшего пешехода сумму, выплаченную водителю?

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия с участием пешеходов довольно распространены. За январь – апрель 2019 г. только в Москве произошло 1016 ДТП, в которых 57 человек погибли, 1005 человек получили вред здоровью разной степени.

Если пешеход стал участником ДТП, ему следует руководствоваться правилами, которые в последующем помогут добиться возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу, взыскать компенсацию морального вреда. Знание своих прав и обязанностей позволит защитить свои интересы в ходе проведения следственных действий и в суде.

Если вы пострадавший пешеход, но можете двигаться, до приезда сотрудников ГИБДД на место происшествия запишите государственный номер машины, водитель которого наехал на вас (если он попытается скрыться с места ДТП), Ф.И.О. и телефоны свидетелей (если они на машине, то ее государственный номер). Сделайте фото- и видеосъемку места ДТП.

Если вашему здоровью был причинен вред, даже легкий, вызывайте скорую помощь и не отказывайтесь от госпитализации.

При отказе протокол о ДТП с наездом на пешехода не оформляется (если не зафиксировано иное нарушение водителем ПДД), так как в этом случае считается, что пострадавшего нет, вред здоровью и материальный ущерб не причинялись.

Часто через два-три дня выясняется, что у пешехода перелом или ушиб внутренних органов, но доказать их причину не удается.

Принимайте активное участие при опросе свидетелей и составлении сотрудником ГИБДД протокола осмотра и схемы места ДТП, протокола осмотра транспортного средства.

Вы вправе ознакомиться с протоколами на месте ДТП. Если возможно, сфотографируйте их, поскольку КоАП РФ не предусматривает выдачу потерпевшим копии протокола осмотра места ДТП.

Если у вас есть замечания, их необходимо указать в протоколе.

Нужно иметь в виду, что в случае несогласия участников дорожно-транспортного происшествия со схемой места ДТП, отказа от ее подписания либо их отсутствия при ее составлении она удостоверяется понятыми либо с применением видеозаписи.

На месте ДТП вы можете не давать показания, сославшись на шоковое состояние.

После аварии как можно быстрее (в Москве – в течение 5 дней с момента ДТП) позвоните на горячую линию городской системы видеонаблюдения и оставьте заявку на сохранение видеоархива с камер по месту происшествия.

Оператору горячей линии нужно будет сообщить дату, время и адрес места ДТП. После этого вам сообщат номер заявки. Его необходимо передать сотрудникам ГИБДД или адвокату. Только они смогут получить видеозапись.

Если ДТП произошло в Москве, следует звонить на номер горячей линии: 8 (495) 587-00-02.

Чтобы ваши права как пострадавшего пешехода в ходе расследований не нарушались, лучше обратиться за юридической помощью к адвокату, который будет представлять ваши интересы. В этом случае все необходимые процессуальные действия от вашего имени совершит он. Если же вы решили справиться своими силами, то следует знать следующее:

1. Необходимо проведение медицинской экспертизы для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью. Ее назначает сотрудник полиции.

2. Сохраняйте все рецепты, выписанные врачом, и чеки, выданные при покупке медикаментов. Они могут пригодиться в будущем, когда нужно будет доказать расходы на восстановление здоровья, если выплата страховой компании не покроет затраты на лечение.

3. Если возбуждено дело об административном правонарушении, следует ознакомиться с его материалами. Случается, пострадавший пешеход не всегда получает постановление ГИБДД или решение суда, рассмотревших дело. Позже он узнает, что дело было закрыто, он признан виновным, при этом сроки для обжалования пропущены.

С уголовным делом ознакомиться не получится из-за тайны следствия. Но выход есть. Часто дело возбуждают сотрудники ГИБДД. Потом, если здоровью участника ДТП причинен тяжкий вред или он погиб, передают в ОВД. Нужно успеть ознакомиться с материалами, пока они находятся в ГИБДД.

4. В случае отказа предоставить материалы дела для ознакомления необходимо написать жалобу начальнику сотрудника ГИБДД.

5. После ознакомления с материалами дела необходимо проверить, все ли указанные вами свидетели опрошены. Если нет, попросите допросить остальных свидетелей.

Данные о свидетелях ДТП, которые имеются у пострадавшего или его родственников, необходимо сообщить дознавателю для их вызова на допрос. Также родственникам лучше самостоятельно связаться со свидетелями, сообщить, что им придется явиться на допрос, попросить их прийти.

6. Если вас не допросили на месте происшествия или в больнице, следует дать свои пояснения о произошедшем ДТП.

Особая проблема – подставные свидетели со стороны виновника происшествия, которые вдруг «находятся» после того, как произошла авария.

В этом случае помогут запись момента ДТП камерой видеофиксации и фотографии места происшествия, сделанные очевидцами.

Можно попросить адвоката к суду запросить у операторов мобильной связи данные биллинга телефонов таких «свидетелей». Это позволит доказать, что они не были в районе ДТП в момент аварии.

Если пешеход невиновен, он вправе обратиться в страховую компанию виновника ДТП для получения страховой суммы за вред здоровью. Размер выплаты определяется в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164) и может составлять не более 500 тыс. руб.

В случае если виновник скрылся с места ДТП, не имел полиса ОСАГО или у страховой компании отозвали лицензию, то необходимо обратиться в Российский союз автостраховщиков. На сайте РСА размещена информация о получении компенсационных выплат.

Если страховая сумма не покрыла расходы на лечение, то можно получить дополнительную выплату. Но нужно иметь в виду: выплаты страховой организации не могут превышать 500 тыс. руб. Если расходы на восстановление здоровья оказались больше, компенсация взыскивается с виновника происшествия.

Если пешеход виновен, то взыскивать компенсацию за причинение вреда здоровью нужно не со страховой компании, а с водителя.

Пострадавший пешеход независимо от его вины может рассчитывать также на возмещение морального вреда. Компенсация взыскивается с причинителя вреда.

В качестве доказательств физических и нравственных страданий суду нужно будет предоставить фотографии травмы, описать болезненные процедуры, которым пешеход подвергался в больнице, рассказать, как изменилась его жизнь и чего он лишился из-за произошедшего ДТП.

Если виновным в происшествии будет признан пешеход, то размер расходов судьей может быть снижен, а имущественный ущерб не будет возмещен.

Ранее с пешеходов – виновников ДТП страховые организации в рамках ОСАГО взыскивали суммы, выплаченные водителям на восстановительный ремонт машины.

В настоящее время действуют поправки в Закон об ОСАГО, которые внесены Минфином по предложению МОД «Союз пешеходов».

Страховым компаниям запрещено предъявлять требования к пострадавшим пешеходам об оплате затрат на ремонт сбивших их автомобилей. Но это правило не распространяется на КАСКО.

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/poleznye-sovety-peshekhodu-uchastniku-dtp/

Прав-помощь
Добавить комментарий