Как оформить землю в собственность ОАО по новым правилам?

Как зарегистрировать права на землю? Знакомимся с новым Порядком

Как оформить землю в собственность ОАО по новым правилам?

госрегистрация прав на землю

В предыдущей статье мы неоднократно упоминали о том, что права на землю возникают лишь с момента их госрегистрации. Теперь пришло время узнать, как ее производить. Сразу же заметим: порядок госрегистрации прав на землю, по большому счету, такой же, как при госрегистрации прав на другую недвижимость. Но в нем есть и свои особенности.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

С общим порядком госрегистрации вещных прав на недвижимость вы могли ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 43, с. 4. Но с момента публикации этого номера в данном вопросе произошло немало изменений.

Одно из основных — появление нового Порядка № 868 (об этом читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 103, с. 6). С 12 февраля 2014 года он заменит собой действующий на сегодня Порядок № 703.

Причем заметьте: данные изменения произойдут совсем скоро, а потому мы будем ориентироваться уже на Порядок № 868 (даже несмотря на то, что на дату подготовки номера он еще не вступил в силу). Теперь переходим к делу.

Общий порядок госрегистрации прав на земельный участок

Перед тем, как рассмотреть его, ответим на вопрос: к кому обращаться для такой госрегистрации? Ответ на него нужно искать в Законе № 1952 и Порядке № 868. Причем он отличается в зависимости от оснований возникновения прав на землю. Так, с этой целью вам придется обратиться к одному из двух субъектов:

1) нотариусу. Именно к нотариусам вы будете обращаться чаще всего. Связано это с тем, что они регистрируют вещные права во всех случаях, когда осуществляют нотариальные действия с недвижимостью (ч. 5 ст. 3, ч. 1 ст.

16 Закона № 1952). При этом учтите: регистрацию может производить любой нотариус — как частный, так и государственный.

Главное условие: права на землю регистрирует только тот нотариус, который осуществляет нотариальное действие, связанное с такой землей;

2) органу госрегистрации. Обращаться к нему вы будете во всех остальных случаях.

Кроме того, общаться с органом госрегистрации придется и тогда, когда переход права собственности при продаже земли привязан к наступлению/ненаступлению определенного события (как правило, оплаты) — если такое событие наступит после заключения и нотариального удостоверения договора.

Заметьте: госрегистрацию производит только тот орган, который находится по месту расположения недвижимости*. С их адресами и телефонами вы можете ознакомиться на сайте Укргосрегистра: drsu.gov.ua. Исключение предусмотрено лишь для обременений — они регистрируются независимо от месторасположения земельного участка (ч. 7 ст. 3 Закона № 1952).

* Если земельный участок находится на территории, в рамках которой действуют два и более органов госрегистрации, обращаться можно к любому их них — на ваш выбор (ч. 7 ст. 3 Закона № 1952, п. 2 Порядка № 868).

Теперь разберемся с тем, как же вам зарегистрировать права на земельный участок. Рассмотрим этот процесс поэтапно.

Первый этап (заполнение заявления и подготовка документов).

И на этом этапе ответим на вопрос: кто вообще этим должен заниматься — получатель прав на землю или же тот, кто их отчуждает? Сделать это должно так называемое заинтересованное лицо.

Им является собственник, другой правополучатель или сторона сделки, в отношении которой возникли права (п. 35 Порядка № 868). Проще говоря, это покупатель, арендатор или иное лицо, получившее права на землю.

Для госрегистрации прав заинтересованному лицу нужно прежде всего заполнить заявление (в бумажной форме)

Его форма утверждена приказом Минюста от 17.04.2012 г. № 595/5. Заметьте: им утверждены несколько форм заявлений.

Из них вы должны выбрать одну — в зависимости от конкретных условий (о них вы прочтете в названиях форм заявлений и/или уточнениях в скобках). Но это еще не все.

К заявлению вам придется приложить ряд документов/их копий* (п. 13 Порядка № 868):

1) документ, подтверждающий возникновение, переход или прекращение вещных прав на земельный участок. С перечнем таких документов вы можете ознакомиться в п. 37 Порядка № 868. Это, в частности, договоры (купли/продажи, аренды и т. п.

), решения суда, свидетельства о праве на наследство и т. п. При этом заметьте: если в данном документе нет сведений о кадастровом номере земельного участка, то дополнительно придется подать и извлечение из Государственного земельного кадастра (п. 43 Порядка № 868).

О том, как его получить, читайте в ст. 38 Закона № 3613;

2) копию документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица.

Им, в частности, выступает паспорт гражданина Украины, вид на жительство лица, проживающего в Украине, национальный, дипломатический или служебный паспорт иностранца или заменяющий его документ (п. 10 Порядка № 868).

Обратите внимание: если заявление подает уполномоченное лицо (о том, кто им может быть, читайте дальше), то ему, кроме указанного выше документа, придется подать и копию документа, удостоверяющего его личность;

3) копию регистрационного номера учетной карточки плательщика (кроме случаев, когда лицо отказалось от его принятия). Если заявление подает уполномоченное лицо, то оно должно подать копию регистрационной карточки заинтересованного лица.

Заметьте: формально в этом случае Порядок № 868не требует подавать и копию регистрационной карточки уполномоченного лица. В то же время это лучше сделать.

Как минимум потому, что соответствующие сведения указываются в заявлении;

4) документ об уплате госпошлины, а также документ, подтверждающий внесение платы за получение извлечения из Госреестра прав. Напомним, что сумма госпошлины составляет: 119 грн.

(7 ннмдг) за регистрацию права собственности и 51 грн. (3 ннмдг) за регистрацию прочих вещных прав и их обременений (ст. 3 Декрета Кабмина «О государственной пошлине» от 21.01.93 г. № 7-93).

В свою очередь, плата за получение извлечения составляет 120 грн

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/golden/g-03/article-36816.html

Земельные отношения 2019: узнайте о своих правах сейчас

Как оформить землю в собственность ОАО по новым правилам?
Источник фото: Источник фото: Kosovan Legal Group

Накануне 2019 года стоит напомнить, какие изменения произойдут в земельных отношениях и как отразятся на деятельности сельскохозяйственных предприятий.

С 1 января 2019 г. вступит в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, совершенствования правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине» от 10.07.18 г. №2498-VIII (далее — Закон).

Давайте подробно разберемся, какие именно изменения внесены данным нормативным актом.

1. Лицо, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель сельскохозяйственного назначения, и его права

Законом введено понятие — лицо, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель сельскохозяйственного назначения.

Таким лицом будет признаваться землепользователь, которому в массиве участков с/х назначения принадлежит право пользования (аренды, эмфитевзиса) не менее 75% земель.

Итак, речь идет не о количестве, а именно о площади земли в пределах массива, право пользования которой должным образом зарегистрировано.

Такое лицо получит определенные привилегии. Так, например, оно имеет право арендовать другие земельные участки в массиве, а если они уже переданы в аренду, получить их в пользование на основании субаренды.

Правда, такие действия возможны в случае, если чересполосица в массиве мешает рациональному использованию других земельных участков такого лица, а также с предоставлением собственнику или арендатору взамен другого земельного участка в указанном массиве на тот же срок и на тех же условиях.

Если на аренду земельного участка претендует другой арендатор, то лицо, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель, имеет преимущественное право на аренду указанного участка на условиях, не худших, чем предложение другого арендатора. Такое преимущественное право аренды не будет применяться, если на земельный участок распространяется преимущественное право другого лица на возобновление договора аренды согласно ст. 33 Закона Украины «Об аренде земли».

Однако в данном случае, исходя из логики внесенных изменений, лицо, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель, имеет право на субаренду данного участка у лица, что возобновит договор аренды, что по своей сути никоим образом не меняет возможности получить именно указанный земельный участок в пользование.

Владелец или землепользователь участка, передаваемого в аренду или субаренду лицу, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель, наделяется определенными гарантиями, например: ограничением срока такого обмена сроком пользования земельным участком, предоставленным ему взамен; аналогичным размером арендной платы; обеспечением доступа к участку, полученному взамен и др.

При этом порядок такого обмена правами пользования не требует одинакового состава земель и идентичного размера участков. Таким образом, компенсацией за неравноценный обмен должно стать возмещение ущерба, нанесенного такой меной, предусмотренное в Законе.

Хотим обратить внимание на тот факт, что методика осуществления расчета возмещения такого вреда, нанесенного меной, отсутствует.

Более того, согласно положениям Закона размер имущественного ущерба должен определяться субъектом оценочной деятельности, а следовательно — исходя из стоимости земельных участков.

Таким образом вред, нанесенный меньшей урожайностью за счет меньшей площади или худшего качества участка, полученного в результате обмена, приниматься во внимание не будет. При этом такой ущерб в случае долгосрочной аренды может составлять сумму большую, чем разница оценки двух участков.

Также законодатель предусмотрел порядок осуществления обмена и заключения соответствующих договоров аренды и субаренды.

Данный порядок предусматривает направление лицом, которому принадлежит право пользования существенной частью массива земель, проекта договора и определенного перечня документов лицу, чей участок оно желает использовать. Ответ на такое предложение должен быть направлен в течение месяца.

Однако в случае недостижения согласия по условиям договора аренды (субаренды) такой договор может быть признан заключенным по решению суда, которое и будет основанием для регистрации соответствующего права пользования.

Необходимо отметить, что Законом предусмотрено, что положение о судебном признании соответствующих договоров заключенными будет терять свою силу через 2 года с момента вступления в силу Закона Украины «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

2. Право обмена земельными участками

Законом предусмотрено, что владельцы земельных участков сельскохозяйственного назначения, а именно: для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства и личного крестьянского хозяйства, всех форм собственности, расположенных в одном массиве, смогут обмениваться такими земельными участками.

Итак, со следующего года обмен участками возможен будет только в пределах одного массива.

При этом никаких существенных изменений в положения статьи 14 Закона Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», которые предусматривают возможность обмена земельными участками, не внесено.

Таким образом правило, установленное в судебной практике, в частности в Постановлении Верховного Суда Украины по делу №6-464цс16 от 12 октября 2016 г., относительно возможности обмена исключительно по алгоритму «пай на пай» остается в силе и получает новое ограничение по обмену в рамках массива.

Также Законом внесены изменения в Переходные положения Земельного Кодекса, а именно подпункт «б» пункта 15, которым ограничена возможность обмена земельными участками, нормативная денежная оценка которых отличается более чем на 10%.

Итак, если у вас есть договоренности или планы по обмену земельными участками в разных массивах, и/или нормативная денежная оценка которых отличается более чем на 10%, советуем зарегистрировать права на такие земельные участки до 2019 года.

3. Обмен правами пользования земельными участками

Закон предусматривает право владельцев и арендаторов земель с/х назначения, расположенных в пределах одного массива, обмениваться принадлежащими им правами пользования на срок действия договора аренды.

Такой обмен оформляется соответствующими договорами аренды и субаренды.

При этом заключение соответствующего договора субаренды не требует согласования с арендодателем, но требует уведомления такого владельца в течение 5 дней с момента регистрации права субаренды.

Прекращение одного из договоров аренды, субаренды, заключенных в рамках обмена правами пользования, влечет за собой прекращение и другого такого договора.

4. Аренда полевых дорог

Изменениями предусмотрено право аренды полевых дорог, находящихся в коммунальной и государственной собственности, без проведения земельных торгов и дальнейшее их использование в том числе для выращивания с/х продукции.

Данное право имеет определенные ограничения:

— оно касается исключительно полевых дорог, запроектированных для доступа к земельным участкам, то есть внутри массива, но не включает полевые дороги, ограничивающие массив;

— предоставляется исключительно владельцам смежных участков с полевыми дорогами;

— предоставляется на срок 7 лет.

5. Сервитут

Законом предоставлено право установления сервитута землепользователю соседнего земельного участка. Ранее такое право было предоставлено собственнику (владельцу), что ограничивало права пользователей на установку соответствующего права на соседний земельный участок.

6. Эмфитевзис

С 1 января 2019 г. Законом ограничивается максимальный срок действия эмфитевзиса и устанавливается в размере не более 50 лет.

Итак, если у вас есть договоренности или планы по заключению соответствующих договоров, советуем зарегистрировать право эмфитевзиса за ними до 2019 года.

7. Земли приостановленных КСП

Согласно положениям обсуждаемого закона, со дня вступления в силу все земли приостановленных КСП, кроме тех, на которые оформлено право частной собственности, считаются собственностью территориальных общин, на территории которых они расположены.

При этом такие земли будут подпадать под мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, установленный подпунктом «а» пункта 15 Переходных положений Земельного кодекса.

8. Земли действующих КСП

Со следующего года решение о судьбе других земель, чем те, которые были распределены, находящихся в коллективной собственности КСП, будет приниматься большинством следующих лиц:

  • которые получили сертификаты на право на земельную долю (пай) в установленном законодательством порядке;
  • наследники права на земельную долю (пай), удостоверенного сертификатом;
  • граждане и юридические лица Украины, которые в соответствии с законодательством Украины приобрели право на земельную долю (пай).

Распределение земель, оставшихся в коллективной собственности, должно быть осуществлено до 1 января 2025 г.

, в противном случае КСП будет считаться таким, которое отказалось от коллективного права на землю, и такие земли (кроме невостребованных долей (паев) и нераспределенных земельных участков) по искам органов местного самоуправления о признании имущества бесхозным, перейдут в коммунальную собственность.

Указанные земли также будут подпадать под мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, установленный подпунктом «а» пункта 15 Переходных положений Земельного кодекса.

9. Нераспределенные земельные участки и невостребованные земельные доли (паи)

Закон стандартизировал не только порядок использования таких земельных участков, но и их понятия.

Так, согласно обсуждаемых положений нераспределенным земельным участком является земельный участок, который согласно проекту землеустройства по организации территории земельных долей (паев) вошел в площади земель, подлежащих распределению, но в соответствии с протоколом о разделе земельных участков не был выделен владельцу земельной доли (пая).

Неистребованной является земельная доля (пай), на которую не получено документ, удостоверяющий право на нее, или земельная доля (пай), право на которую удостоверено в соответствии с законодательством, но которая не была выделена в натуре (на местности).

С момента вступления в силу указанного Закона исключительно органы местного самоуправления получат право на передачу в аренду неистребованных долей (паев) и нераспределенных земельных участков, но лишь до дня регистрации права собственности на такой земельный участок.

В случае, если владелец неистребованной земельной доли (пая) или его наследник, то есть лица, у которых есть сертификат на право на земельную долю (пай), до 1 января 2025 г. не оформят право собственности на такой земельный участок, он перейдет в собственность органа местного самоуправления по иску о признании имущества бесхозным.

Суд может предоставить владельцу неистребованной земельной доли (пая) или его наследнику после указанной даты дополнительный срок для оформления права собственности, если признает причины пропуска срока уважительными.

Органам местного самоуправления, получившим право собственности на такие земли, в течение следующих 7 лет будет запрещена передача их в частную собственность, кроме как указанным выше владельцам неистребованных земельных долей (паев) или их наследникам.

Таким образом следующий год привнесет некоторое оживление в сфере пользования земельными участками с/х назначения.

Наибольшее количество вопросов и спорных моментов ожидается именно относительно преимущественных прав на аренду и субаренду земель лицами, которым принадлежит право пользования существенной частью земель массива, поскольку такое право по замыслу законодателей должно быть осуществлено фактически без учета воли других лиц, пользующихся землями в том же массиве. К тому же отсутствие надлежащей детализации данных процессов и возможность обращений в суд снова создадут повод для злоупотреблений и новых затяжных судебных процессов.

Анатолий Косован, управляющий партнер Kosovan Legal Group

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

рынок земли,мораторий,Анатолий Косован

Источник: https://agroportal.ua/views/blogs/zemelnye-otnosheniya-2019-uznaite-o-svoikh-pravakh-seichas/

Бесплатная приватизация земли в Украине в 2019 году: цены и сроки

Как оформить землю в собственность ОАО по новым правилам?

Бесплатная приватизация земли в Украине

Бесплатная приватизация земельного участка позволила 9,5 миллионам украинцев стать землевладельцами. Оформление бесплатной приватизации земельных участков проводится на основании Земельного кодекса Украины (ст. 116, 118 и 121).

Бесплатная приватизация земельного участка для граждан Украины – виды земель

  • Для ведения фермерского хозяйства в размере земельной доли (пая) (от 1,1 гектара в Ивано-Франковской области до 8,8 гектара в Луганской области, в среднем по территории Украины – 4 гектара)
  • Для ведения личного крестьянского хозяйства – не более 2,0 гектара;
  • Для ведения садоводства – не более 0,12 гектара;
  • Для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не более 0,25 гектара, в поселках – не более 0,15 гектара, в городах – не более 0,10 гектара;
  • Для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 гектара;
  • Для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 гектара.

Один гражданин Украины вправе получить по каждому из этих видов земель по одному земельному участку. Потенциально каждый украинец на протяжении жизни может бесплатно приватизировать 6 земельных участков на площадью до 6,4 га. Однако в системе Государственного земельного кадастра отсутствует унифицированный учет оснований получения земельного участка по каждому владельцу, а также отсутствуют сведения о 3 млн сформированных земельных участков.

Бесплатная приватизация земельного участка означает, что не нужно платить ее стоимость, но не означает бесплатность процедуры ее оформления.

Стоимость официальных платежей оформления земельного участка будет колебаться в пределах 3-45 тысяч гривен  в зависимости от региона, особенностей территории, местонахождение земельного участка, его конфигурации, истории и особенностей территории, опыта землеустроителя и от участия в этом процессе соседей.

Статья по теме: Оценка земли в Киеве: определение рыночной цены на конкретном примере

Основная часть официальных платежей тратится на оплату работ землеустроителя. Закон Украины «О защите конституционных прав граждан на землю» определяет, что работы землеустроителей стоят 153 грн.

Фактически  землеустроительные организации заключают договоры о разработке проектов землеустройства в размере 153 грн, а работы по геодезии, камеральные работы и взаимодействия с органами государственной власти по дополнительному договору обходятся от 3 до 15 тысяч гривен.

По времени официальные процедуры по бесплатной приватизации земельного участка длятся до 9 месяцев. В зависимости от месторасположения участка этот срок может колебаться от 3 месяцев до 3 лет.

Как проходит бесплатная приватизация земли в Украине (схема подготовлена «Офисом эффективного регулирования» (BRDO) в рамках разработки «Зеленой книги» по дерегуляции рынка земли)

На всех перечисленных землях допускается строительство новых объектов. Даже на сельхоз землях, не запрещено строительство зданий и сооружений, необходимых для ведения сельского хозяйства. Земельные участки для садоводства используются даже для строительства индивидуальных жилых домов усадебного типа.

В крупных городах земельные участки для обслуживания и строительства усадеб, полученные путем бесплатной приватизации,  нередко выкупают для строительства многоквартирных жилых домов. Земельные участки для ведения личного хозяйства и садоводства также выкупают для строительства, но за ними необходимо провести изменение целевого назначения земельного участка

Бесплатная приватизация земельного участка (список обязательных процедур)

  1. Получение разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка;
  2. Разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка;
  3. Согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка;
  4. Государственная регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре;
  5. Утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка органом государственной власти или органом местного самоуправления (распорядителем земель государственной или коммунальной собственности).
  6. Государственная регистрация права собственности на земельный участок в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и обременений.

В качестве выводов можно отметить, что бесплатная приватизация земельного участка сложно реализуется на практике. Количество свободных земель сократилось и распорядители земель не заинтересованы передавать их без выгоды для себя или своего региона. Чем более экономически развитый регион, тем сложнее получить земельный участок в рамках бесплатной приватизации.

Статья по теме: Купить землю под дом в Киеве: продавцы готовы снижать цену

Часть граждан злоупотребляет отсутствием контроля со стороны государства и оформляют на себя несколько земельных участков по одному виду земель безвозмездно в различных регионах. Другие граждане не решаются использовать этот механизм ни разу в течение жизни.

Источник: https://100realty.ua/articles/besplatnaa-privatizacia-zemli-v-ukraine-v-2019-godu-ceny-i-sroki

Россиянам разрешили регистрировать в собственность излишки земли

Как оформить землю в собственность ОАО по новым правилам?

С первого взгляда обычный человек может и не понять, что замечательного скрыто под скучным названием публикуемого документа: “О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”. Но новый закон не только полезный, но и во многом даже революционный.

Какие штрафы придется платить дачникам в этом сезоне

Главное его новшество вот в чем. Закон, который заработает через 90 дней после его официального опубликования, позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли.

А теперь об этом подробнее. Из текста нового закона следует, что если при проведении комплексных кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует больше земли, чем у него значится по документам, то он сможет оформить на себя эти излишки земли.

В Росреестре говорят, что часто площадь фактически используемых земельных участков превышает ту, что указана в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на 10 процентов, что является минимальным размером.

Публикуемый закон вносит изменения в два важных действующих закона – “О кадастровой деятельности” и “О государственной регистрации недвижимости”. Задача нового закона – упростить проведение комплексных кадастровых работ.

Для тех, кто не сталкивался с кадастровыми работами, сразу уточним – они бывают, если так можно выразиться, индивидуальными и комплексными.

С индивидуальными познакомился почти каждый владелец дома, дачи, огорода, когда заказывал обмер и узаконивал свои сотки. Комплексные же кадастровые работы заказывают власти, как правило, городские или муниципальные. И такие работы выполняются за госсчет.

Закон заработает через 90 дней после его опубликования и позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли

Поправки в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” позволят снять барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ.

Так, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это серьезно сэкономит бюджетные деньги.

А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.

Определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для участков, занятых объектами общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков. Устанавливается порядок выявления самовольного занятия участков и порядок уточнения границ участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН.

Госдума уточнила условия для компенсаций по ипотеке

Органы госвласти и органы местного самоуправления, которые и выступают заказчиками комплексных кадастровых работ, получают право бесплатно получить технические паспорта, оценочную и прочую нужную им документацию.

В законе также прописаны правила устранения ошибок в местоположении границ участков и административных границ силами самого Росреестра. В ведомстве подчеркнули – результаты комплексных кадастровых работ позволяют местным органам власти “повысить эффективность управления территориями, сократить количество земельных споров и защитить права собственников”.

Проект закона был разработан по инициативе минэкономразвития после анализа итогов комплексных кадастровых работ в 2017-2018 годах в 16 регионах. В 2019 году работы пройдут в 33 субъектах России. Они будут профинансированы из бюджета и обойдутся казне в 205 миллионов рублей. Популярность таких услуг растет.

На 2020 год в Росреестр поступили заявки от 46 субъектов РФ.

Прямая речь

Виктория Абрамченко, заместитель министра экономического развития РФ – руководитель Росреестра:

– Закон выгоден как гражданам, так и государству. Если в ходе проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует площадь земли, которая больше, чем это предусмотрено документами, закон дает ему возможность оформить такие излишки.

С момента начала выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году площадь земельных участков, учтенных в реестре недвижимости в результате таких работ, увеличилась на 20 процентов.

Проведение комплексных кадастровых работ позволяет органам власти обеспечить справедливое налогообложение на своих территориях.

Источник: https://rg.ru/2019/06/18/rossiianam-razreshili-registrirovat-v-sobstvennost-izlishki-zemli.html

Порядок купли-продажи земельного участка в 2019 году, договор купли продажи земельного участка, особенности оформления, список необходимых документов | Земельный эксперт

Как оформить землю в собственность ОАО по новым правилам?

Договор купли-продажи в настоящее время официально считается самым распространенным видом юридических правоотношений между собственником земельного массива и лицом, желающим его приобрести.

Объектом в этом случае выступает сам земельный участок. Участниками соглашения являются: продавец – физическое или юридическое лицо, а также государство, желающие продать земельный надел и покупатель – сторона, желающая получить землю в личную собственность и располагающая достаточным количеством средств для оплаты покупки.

Для заключения данного договора должны быть соблюдены следующие требования:

  • площадь должна принадлежать продавцу на правах собственности;
  • земля не должна находиться под санкциями, арестом или выступать в виде залога;
  • продавец должен быть дееспособным и осознавать свои действия.

Помимо выписки из ЕГРН, документом, подтверждающим полномочия продавца распоряжаться земельным массивом, является решение органа местного самоуправления о приватизации территорий сельскохозяйственного назначения.

Работы, проводимые с землей перед куплей-продажей

В 2007 году был принят ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому процедура межевания земельного участка перед продажей стала обязательной.

Межевание требуется в связи с тем, что каждый участок, который выступает в роли объекта юридически значимой сделки должен стоять на официальном учете в Росреестре.

Помимо этого, процедура межевания необходима для того, чтобы уточнить границы земельного массива с целью сверки с имеющимися геодезическими показателями и точным определением площади участка.

Данная процедура выполняется на основании документов, которые устанавливают права на соответствующий земельный участок. В том случае, если на земле имеется постройка, дополнительно потребуется паспорт БТИ.

Также перед продажей земли, продавец обязан от коммунальной и налоговой служб получить справки об отсутствии задолженностей по налогам и другим начислениям.

Дополнительно может потребоваться информация о постройках на земле, их пожаробезопасности, особенностях, а также сведения об ограничениях по эксплуатации надела.

Составление договора купли-продажи земельного участка

Купля-продажа земельных участков оформляется в виде стандартного соглашения. Законом предусмотрена простая письмена форма с указанием всех необходимых данных.

Можно воспользоваться типовым актом (скачать образец договора можно здесь [Образец договора купли-продажи земельного участка]) и самостоятельно его заполнить, но лучше всего обратиться к опытному юристу, который и составит соглашение.

Удостоверение сделки в нотариате не является обязательным требованием, однако, чтобы в будущем документ не был аннулирован или признан ничтожным, лучше всего воспользоваться сопровождением специалиста. Крайне важно подробно изучить все документы на землю, особенно свидетельство о праве собственности и целевое назначение территории.

В договоре купли-продажи должны присутствовать следующие данные:

  1. Место и дата заключения.
  2. Сведения о сторонах сделки, включая паспортные данные, адреса, телефоны, а также права и обязанности сторон.
  3. Технические данные объекта: кадастровый номер, схема расположения, площадь, целевое назначение.
  4. Стоимость покупки и порядок расчетов.
  5. Порядок передачи земельного участка от продавца покупателю.

Каждый пункт договоренности должен быть подтвержден копиями соответствующих документов.

Существенными условиями договора купли-продажи земельного участка являются его предмет и цена.

После подписания договор должен пройти обязательную регистрацию в Росреестре.

Порядок проведения купли-продажи земли

Процедура купли-продажи земли проводится в соответствии с установленными правилами. Порядок оформления купли-продажи земельного участка в 2017 году предусматривает следующие этапы:

  1. Осуществляется сбор документов.
  2. Заключается предварительный договор купли-продажи земли.
  3. Проводится межевание земельного участка для точного определения границ площади.
  4. Выполняется предпродажная проверка бумаг со стороны покупателя.
  5. Оформляется и подписывается договор купли-продажи земельного участка.
  6. Акт заверяется у нотариуса при желании сторон.
  7. Права на землю регистрируются в Росреестре.

Передача денежных средств осуществляется в момент подписания соглашения или после регистрации прав собственности, по договоренности сторон. Регистрация прав на землю осуществляется после уплаты госпошлины в размере 350 рублей. Сама процедура занимает не более 9 дней.

Список документов

Для оформления соглашения купли-продажи могут потребоваться такие бумаги:

  • документы, удостоверяющие личность;
  • свидетельство о праве собственности, выданное до 15.07.2016 года, либо выписка из Единого государственного реестра недвижимости ;
  • кадастровый паспорт земельного массива;
  • правоустанавливающие документы;
  • согласие супруга (ги) на проведение сделки;
  • доверенность, если в купле-продаже участвуют представители сторон;

С каждого документа снимаются ксерокопии, а при постановке на учет все подтверждается оригинальными бумагами.

Признание договора купли-продажи недействительным

Существуют ситуации, в которых купчая может быть аннулирована, а сама сделка признана недействительной. В законодательных актах отмечается несколько оснований для такого решения:

  • если условия сделки нарушают нормы закона;
  • в случае несоблюдения формы договора;
  • если сделка признана мнимой;
  • при обнаружении нарушения прав третьих лиц: несовершеннолетних детей, наследников, супругов;
  • если одна из сторон принимала участие в сделке в случае недееспособности или по причине угрозы жизни, здоровью.

При наличии хотя бы одной из причин, сделка может быть признана недействительной. Для этого, пострадавшая сторона имеет право обратиться в суд с исковым заявлением и попробовать доказать свои интересы уже в судебном порядке.

Если факты нарушений будут признаны судом, то это повлечет за собой ряд последствий. Прежде всего, будут прекращены те правоотношения, которые возникли в результате проведения данной сделки.

Если стороны не имели умысла по получению выгоды, они просто возвращают чужое имущество владельцу. В том случае, если землю вернуть владельцу невозможно, то производится компенсация в денежном эквиваленте.

При наличии умысла у одной из сторон, суд предусматривает конфискацию имущества и возмещение ущерба пострадавшей стороне.

В том случае, когда оба участника сделки имели противозаконные намерения, у каждого конфискуется имущество в пользу государства.

Пример по порядку купли-продажи земельных участков

Анастасия решила продать свой земельный надел подруге, и они оформили договор купли-продажи. Через несколько дней девушки передали документы в Росреестр для обязательной регистрации.

Не дожидаясь выдачи свидетельства, Анастасия передала подруге свой участок, а та, в свою очередь, оплатила полную стоимость надела, которая указана в договоре.

Через месяц на купленную площадь подруга завезла стройматериалы и приступила к постройке дачи, а Анастасия частично истратила полученные средства.

Посетив Росреестр, для получения выписки из ЕГРН, девушки получили отказ в регистрации. Сотрудники ведомства пояснили, что причиной отрицательного заключения стало отсутствие межевания.

В результате такого решения, девушки расторгли заключенное соглашение и заключили новый договор. После этого, они обратились в межевую компанию, произвели геосъемку и вновь подали пакет документации в Росреестр. Через месяц подруга Анастасии получила выписку из ЕГРН.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Купля-продажа земельных участков является правовой сделкой, в рамках которой происходит передача права собственности на земельный участок.
  2. Сторонами сделки выступают владелец земельного массива и лицо, желающее приобрести участок.
  3. Процедура включает в себя оформление стандартного договора купли-продажи, который должен отвечать требованиями закона и иметь однозначное трактование.
  4. Перед тем как приступить к оформлению договора, продавец обязан провести межевание земельного участка, а также собрать необходимый пакет документов, включая справки об отсутствии задолженности по налогам и другим начислениям.
  5. Процедура оформления такого соглашения требует не только составления обязательного акта, но и регистрации в Росреестре. На это действие отводится один месяц.
  6. Существует ряд основных условий, при нарушении которых соглашение купли-продажи может быть признано недействительным.
  7. В качестве последствий признания договора недействительным, можно отметить отмену совершенных действий, конфискацию имущества участников сделки, нарушивших закон.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку купли-продажи земельных участков

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Анатолий. Я хотел бы продать земельный участок и уже нашелся покупатель, однако, из всех документов, подтверждающих мое право собственности – это постановление городской управы о приватизации.

Все дело в том, что я уезжаю и хотел бы оформить сделку как можно быстрее. Подскажите, достаточно ли этой бумаги, чтобы оформить купчую и затем поставить участок на учет как собственность покупателя или нет? Сколько времени займет весь процесс оформления купли-продажи участка?

Ответ: Здравствуйте, Анатолий, согласно ФЗ «О государственном кадастре», указанный вами документ может послужить основанием для проведения сделки. От Вас потребуется дополнительно собрать пакет документов, которые подтвердят отсутствие задолженности по налогам и другим начислениям, а также провести межевание земельного участка.

После этого, вы сможете оформить купчую и сдать документацию на регистрацию в Росреестр. Общий срок процедуры может составить от 2 до 3 месяцев.

Список законов

  • ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец договора купли-продажи земельного участка

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/poryadok-kupli-prodazhi-zemelnogo-uchastka/

Поправки в Кодексе о земле изменят для иностранных граждан порядок приобретения земельных участков в Беларуси

Как оформить землю в собственность ОАО по новым правилам?

Депутаты Палаты представителей рассмотрели в первом чтении проект изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле. Документ подготовлен во исполнение ряда указов Президента, а также для устранения противоречий с Лесным кодексом и Законом «О растительном мире». В том числе он затрагивают и порядок наследования и приобретения земельных участков иностранными гражданами.

Сейчас иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобретать в собственность жилые дома, но земельные участки могут получить только в аренду, в пожизненное наследуемое владение – только в случае наследования близкому родственнику. Приобрести землю в собственность по договорам купли-продажи нельзя. Поэтому если гражданин Беларуси хочет продать дом с участком иностранцу, он вынужден терять свое право на земельный участок и добровольно возвратить его государству.

«Когда белорусский гражданин продает свою долю в праве собственности иностранцу, тот сталкивается с невозможностью завершить оформление сделки или чтобы это сделать, белорусский гражданин вынужден получить этот участок в долевую аренду с иностранцем, – пояснил причины этих изменений в Кодексе о земле Председатель Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев. – Чтобы права граждан Беларуси не нарушались и развивались сельские территории (85 % приобретаемых и наследуемых иностранными гражданами участков – в сельской местности и малых городах), предлагается разрешить совершение сделок с долями в праве на жилые дома, садовые домики вместе с долями в собственности на земельный участок».

Предлагается также разрешить наследование иностранцам и лицам без гражданства всего имущества не зависимо от определения долей. При этом нет и ограничений на приобретение оставшихся долей в последующем.

Изменения Кодекса о земле касаются определения основных принципов земельных отношений: принципа единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений, а также принципа использования земельных участков по целевому назначению.

Другие новации Кодекса о земле предусматривают дальнейшие шаги по дедолларизации отношений в плане платежей за земельные участки – устанавливается определение кадастровой стоимости земельных участков, являющейся основой для внесения платежей за землю, в белорусских рублях.

Нашлось решение для ситуаций с неделимыми земельными участками, на которых находятся строения, принадлежащие нескольким лицам. Определение доли в праве собственности будет закреплено на основании площадей застройки.

По словам Андрея Гаева, ряд вопросов возникал с разрешением земельных споров. Поэтому законопроектом определяется, что граждане будут иметь право участвовать в работе комиссий по разрешению земельного спора.

С учетом Декрета Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» разрешается использование для предпринимательских нужд земельных участков не только по целевому назначению, указанному в документах единого госрегистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Например, участок предназначен для обслуживания склада, если предпринимательская деятельность не требует реконструкции здания, можно будет использовать участок и здание по иному назначению, не нарушающему общественное спокойствие, нормы и правила, без обращения в исполком за изменением целевого назначения участка.

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 10 июля 2018 г. № 273 «О стимулировании использования электромобилей» закрепляется возможность использовать предоставленные земельные участки для установки зарядных станций для электромобилей, а также предоставлять расположенные на земельных участках капитальные строения или их части в аренду без изменения целевого назначения участков.

Кроме того, корректируется компетенция районных исполкомов и подразделений по землеустройству в части осуществления контрольных функций в форме мер профилактического и предупредительного характера.

  Государственный контроль и охрану земель на предмет выявления деградации земель будет осуществлять Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы в форме мероприятий  технического (технологического, проверочного) характера.

Уточняются перечень лиц, которым земельные участки предоставляются в постоянное пользование для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения, а также случаи, когда не взимается плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в госсобственности, при их предоставлении и заключении договоров аренды на новый срок с исчислением платы в белорусских рублях.

Корректируются сведения и условия, которые должны быть указаны в решении об изъятии и предоставлении земельного участка, и целевое назначение земельных указов, предоставляемых гражданам, занимающимся народными художественными ремеслами, а также объединяются в одну процедуру разработка проекта отвода земельного участка и установление его границы на местности.

Предусмотрена возможность прекращения прав на земельный участок, на котором расположен ветхий дом, когда соответствующее решение принято судом. Местный исполком может обращаться в суд с заявлением о передаче ему ветхого дома для продажи на аукционе или без его проведения. 

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

Источник: http://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2019/may/35136/

Прав-помощь
Добавить комментарий