Как получить положенную сумму по страховке, если мы не согласны с оценкой ущерба от СК?

Как судиться по ОСАГО и побеждать. Инструкция по применению

Как получить положенную сумму по страховке, если мы не согласны с оценкой ущерба от СК?

04.06.2014 | 73134 просмотра

В России обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) существует уже 11 лет, и до сих пор это достаточно спорный институт.

Конечно, он решил ключевую проблему, характерную для 90-х годов прошлого века, но взамен предложил другие: бюрократические проволочки, поиски возможностей обойти закон.

В итоге получение выплат стало максимально неудобным для клиента, и как апофеоз — значительное снижение сумм этих самых выплат. Вот как раз с последним явлением можно и нужно бороться.

То, что страховая компания (СК) не выплатит всех денег, необходимых на ремонт — практически факт. Бывают, конечно, приятные исключения, однако касаются они в основном небольших сумм и престарелых автомобилей.

Случается, что недодают пару-тройку тысяч рублей, но в большинстве своем СК готовы расстаться только с 50-70%, а иногда даже всего лишь с 30% от реальной стоимости восстановления автомобиля.

Это происходит еще на стадии подсчета — калькуляции — стоимости ремонта экспертом-оценщиком, и потом уже при принятии окончательного решения. В любом случае компании оставляют за собой право порезать сумму выплаты, как им вздумается. Что делать дальше?

Готовимся к суду

Естественно, подавать в суд. Но, прежде всего (если вы требуете оштрафовать страховщика и компенсировать вам моральный вред, о чем ниже) известить СК о том, что вы не удовлетворены размером выплаты и требуете большего.

На рассмотрение вашего заявления у компании есть не более 10 дней с момента его получения. И можете быть уверены — в 99% случаев ваши требования не будут удовлетворены. Так что можно сразу готовится к подаче на СК в суд.

Вот, какие вопросы нужно решить:

Найти независимого оценщика, который еще до официального своего заключения и оплаты услуги прикинул бы стоимость повреждений. Кто-то соглашается это делать, кто-то нет. Зачем это необходимо? Кузовной ремонт вещь довольно условная. Стоимость здесь разнится, пожалуй, больше, чем при каких-либо других ремонтных процедурах.

Тем более, как всегда, есть дорогие дилерские сервисы, сторонние СТО различного как по цене, так и по качеству работ уровня. Или мастерские, где работают люди из ближнего зарубежья (хотя в последнее время демпинг от них не так привлекателен, как ранее).

Вполне вероятно, что в отлаженном механизме СК что-то сломалось, и вам выплатили сумму, которой хватит на восстановление в каком-нибудь сервисе. И вас это устраивает.

Ну а если автомобиль уже отремонтирован и вы хотите компенсировать расходы? В подобной ситуации необходимо запросить у СК копию акта осмотра автомобиля и делать независимую оценку уже по этому документу.

Найти адвоката, желательно специализирующегося на исках к СК. В общем-то, это несложно. Контакты могут быть у тех же оценщиков. Теоретически можно обойтись без посторонней помощи, однако положительный результат в таком случае абсолютно не гарантирован. Все-таки профессиональный юрист готов к любому развитию ситуации, и со стороны СК таковой присутствует обязательно.

Извещение о ДТП желательно возить с собой. И заполнять
«не отходя от кассы», то есть сразу после аварии

Судимся

Вот, собственно, и все. Первого заседания в силу загруженности судов обычно стоит ожидать через 3-4 недели после подачи искового заявления. А результата? В это трудно поверить — летом 2012 года государство в лице Верховного суда «повернулось к лесу задом».

Тогда было принято постановление, приравнивающее рассмотрение дел по ОСАГО к защите прав потребителей. Например, дела стали рассматриваться по месту жительства истца, а не регистрации СК, как было ранее. Истцов освободили от уплаты госпошлины и ввели понятие морального вреда.

Основным же неприятным для страховщиков моментом стал штраф в половину суммы иска, который они должны уплачивать в случае проигрыша дела. Это обстоятельство стало решающим в поведении страховых компаний. В большинстве случаев, не желая платить штраф, они идут «на мировую», переводя деньги еще до окончания процесса.

После первого и, как правило, единственного судебного заседания можно ожидать и компенсации всех судебных издержек.

Редко, но все же бывает так, что СК надеется остаться при своем и судится до конца. В таком случае ее представители настаивают на проведении третьей экспертизы и предлагают для этого свою организацию. Можно с уверенностью сказать, что она аффилирована — калькуляция будет выгодной для СК.

Чтобы исключить это, истец может предложить оценщика со своей стороны. Повод найдется легко. Эксперты раз в три года должны проходить курсы повышения квалификации, но делают это далеко не все. А у опытного адвоката оценщики обычно присутствуют «в ассортименте».

Достаточно выбрать того, у которого все в порядке с документами, и суд согласится на экспертизу с вашей стороны.

Другая ситуация, когда у экспертов с обеих сторон не к чему придраться. Тогда третью экспертизу назначает суд. Результат ее по деньгам обычно несколько меньше, нежели при оценке со стороны истца. И все равно больше, чем то, что вам заплатила страховая.

В таком случае процесс растянется на 4-6 заседаний или 2-3 месяца, после чего судом будет вынесено решение. Истец может рассчитывать на практически полное удовлетворение своих претензий.

Скажем, не обсуждаются итоги третьей экспертизы вне зависимости оттого, кем предложен оценщик — вами или судом. СК, естественно, обяжут выплатить судебные издержки (оплата услуг экспертов, адвоката и т.д.). Разумеется, если предоставлены все соответствующие документы.

Разве что величина компенсации морального вреда напрямую зависит от человеческого фактора. Какие-то судьи готовы почти полностью, но, само собой, в разумных пределах (до 10 тыс. руб.) удовлетворять такие требования. Кто-то ограничивает размеры возмещения символической суммой в 1-2 тысячи.

При любом раскладе жертва ДТП останется в плюсе, а СК будет наказана рублем. Это ли не лучшая моральная компенсация?

Способы получения выплаты или исполнение решения суда

После вынесенного решения нужно ожидать еще 30 дней до вступления его в силу, затем получать исполнительный лист. Впрочем, за этот месяц СК может подать апелляцию — только на завышенную с их точки зрения сумму гонорара адвоката.

Происходит подобное не часто, причем тут тоже все зависит от судьи. От того, как или насколько он оценит работу юриста. Бывает, что сумма остается прежней, но и обратные примеры есть — сокращение ее на треть, половину или даже на 80%.

Но вот исполнительный лист «с суммой к выплате» на руках. Как с ним поступить, чтобы максимально быстро получить деньги? Существует три варианта, каждый из которых, к сожалению, не дает абсолютной гарантии оперативного перевода денег.

Отнести исполнительный лист в СК. Так уж получается, что там до вас нет никакого дела.

Средства из компании придется в буквальном смысле «выдавливать», звоня или посещая офисы, где вам будут говорить, что нужный человек в отпуске, в командировке, на совещании или, не дай бог, уволился.

Определение «пока не пнешь, не полетит» для СК в отношении выплат по страховым случаям — принцип работы. В конце концов, исполнительный лист в компании могут элементарно потерять.

Отдать документ судебным приставам. Тоже долго и тоже нужно «держать руку на пульсе» — интересоваться, на каком этапе находится процесс получения денег.

Это можно сделать по своему месту жительства, но есть, как минимум, одно исключение.

В отношении Московской страховой компании (МСК) Федеральной службой судебных приставов почему-то было вынесено решение о том, что исполнительные листы посылаются по месту ее регистрации, то есть в Москву. Еще дольше и проблемнее…

Обратиться с исполнительным листом в банк, который обслуживает СК. Информацию о таком партнерстве можно узнать на сайте компании. С одной стороны, это самый быстрый способ получения денег. С другой, не в каждом регионе и тем более городе есть отделение нужного банка.

В общем, судиться со страховой можно и нужно. Дело не только и, наверное, даже не столько в деньгах. Хотя кто в здравом уме откажется от возможности, пусть и растянутой во времени, восстановить автомобиль в нормальном сервисе, а не собирать его в гаражной мастерской. Но в этом поступке, если хотите, есть еще и некая гражданская ответственность.

Все мы хорошо умеем рассуждать о несправедливости, о лоббировании законов, о взяточничестве и беспределе чиновников. Ну а может быть, стоит не просто говорить, а задаться вопросом «кто, если не я?» В конце концов, весь расчет СК и строится на том, что человек поленится, побоится сложностей, банально «забьет».

Правда, к чести потребителей ОСАГО, количество исков к СК, возможно, медленно, но растет. Наверняка именно поэтому около двух лет назад (видимо, сразу после указанного выше решения Верховного суда) страховщики начали готовить поправки к закону об ОСАГО. В них, помимо увеличения лимита выплат (до 500 и 400 тыс. руб.

за причинение вреда здоровью и на восстановление автомобиля) и оформления по европротоколу (до 50 тыс. руб.), а также роста стоимости полиса, есть любопытные моменты, которые не могут не насторожить автовладельцев.

Вперед к прошлому

Основное предложение, которое должно облегчить жизнь страховым компаниям — развести дела по ОСАГО и закон о защите прав потребителей. Это означает рассмотрение исков опять по месту регистрации СК, отсутствие компенсации за моральный вред и штрафов.

Другое новшество — отказ в иске, если калькуляция в рамках двух экспертиз (проведенной СК и владельцем автомобиля) отличается менее чем на 15%. Наверное, в пределах 30-50 тыс. руб. для кого-то это немного, и тогда вообще не имеет смысла судиться. А если речь идет о 100 или тем более 300-400 тыс. руб.? Это уже стоимость бэушного агрегата!

Методам оценки и подсчета ущерба в поправках логично уделено большое внимание. Как и прежде, эксперт должен будет определить состояние автомобиля до последнего ДТП и решить, какой урон нанесен ему именно в нем.

А на основе своих выводов минусовать суммы за, скажем, ранее поврежденные детали. Вроде бы неизменным должен остаться список тех элементов, которые допускается менять на новые: составляющие систем активной и пассивной безопасности, рулевого управления, тормозов.

При этом есть информация, что у автомобилей разных марок будут различные коэффициенты износа. И, вместе с тем, расчет стоимости ремонта обещают привязать к технологиям производителя. У кого-то возможно восстановление, у кого-то — замена без вариантов.

Будет ли это распространяться на подержанные автомобили, пока не ясно.

Из нового — альтернатива в виде получения компенсации деньгами или направлением в СТО, как это сейчас реализовано по КАСКО. Непонятно пока только в какую, и к чему будет приведена стоимость нормо-часа. Страховщики рассчитывают привязать последний к ценам в сервисах, с которыми они работают. А они, понятно, совсем не дилерские.

Нет ясности и в том, какой должна быть стоимость запчастей.

В Российском Союзе Автостраховщиков собираются провести масштабное исследование рынка и создать электронный каталог, в который вошли бы цены на комплектующие для большинства моделей.

Это миллионы наименований! Возможно ли вообще такое? Причем цены предлагается принять средними по регионам — это между китайскими подделками и дилерским предложением. Можно ли тогда будет говорить о покупке оригинальных запчастей?

В первом чтении поправки к закону об ОСАГО были приняты еще в 2013 году. Кое-что из вышеприведенного в них не существовало. Второе чтение назначено на 17 июня. Каким станет закон и как изменятся «правила поведения» истца в суде, решать Госдуме. Или уже все решено?

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/28669.html

У виновника дтп нет осаго

Как получить положенную сумму по страховке, если мы не согласны с оценкой ущерба от СК?

Борьбу с отсутствием у водителей обязательного страхования в РФ ведут давно, но с переменным успехом, т. к. тут воедино завязано несколько взаимозависимых факторов: повышение стоимости полиса и выплат по нему, жесткость наказаний, возможность без проблем купить левый вариант страховки и т. п. Найти среди всего этого золотую законодательную средину властям непросто.

Поэтому на сегодня вероятность столкнуться с отсутствием у водителя-виновника ОСАГО еще высока, останется она такой и в 2017 г. Если выражаться количественно, то сейчас примерно каждый седьмой автомобилист не имеет ОСАГО, ездит с фальшивым/левым полисом или просто не вписан в него.

Но все же некоторый прогресс тут имеется: ведь три-четыре года назад это соотношение было печальней: один к пяти, а некоторые эксперты называли цифру в 25% машин легкового автопарка РФ, эксплуатируемых без обязательной страховки.

Пока власть решает эти проблемы, водители должны осознавать имеющийся риск и знать, что делать при столкновении с незастрахованным транспортным средством (ТС).

Давайте во всем этом по порядку разберемся.

Как действовать при аварии, если у виновного в ней лица отсутствует страховка?

ОСАГО придумали и назвали обязательным страхованием, но водители продолжают ездить, не оформляя страховку.

По данным МВД число выписанных штрафов за езду без полиса ОСАГО, с практически двух миллионов в 2016 году скакнуло на следующий год на 40% и в декабре 2017 года сотрудники отчитались о 2.8 миллионах подобных правонарушений.

Нарваться на такого нарушителя, который еще и оказался виновником ДТП, более чем реально. Что нужно делать, если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО?

Почему это важно?

Надо понимать, что ОСАГО – это страхование ответственности. Страхуя свой автомобиль, вы получаете гарантию того, что при ДТП, если вы будете признан виновным, ваша страховая компания возьмёт на себе расходы на ремонт машины потерпевшего.

Итак, после аварии выясняется, что ремонт необходим, а виновный без ОСАГО.

Как быть виновному в происшествии?

В интересах виновника договориться с пострадавшем, дабы не привлекать сотрудников ГИБДД и не начинать судебное разбирательство. Требовать провести независимую экспертизу и оплатить саму экспертизу и ремонт автомобиля пострадавшего. Оформить расписку, что пострадавший больше не имеет претензий (подробнее ниже)

Как поступать пострадавшему?

Может показаться, что раз виновный и так нарушитель, то и церемониться с ним не надо – затаскать по судам и получать все возможные компенсации. Но не стоит горячиться. Нужно также договориться. Да, всегда нужно пробовать вести диалог. В ходе беседы должны быть выяснены два важных пункта:

  • виновник признает свою вину;
  • виновник согласен с причиненной сумой ущерба.

Что касается ущерба. Если речь о царапине, сколах краски или вмятине на бампере, то оценить стоимость ремонта можно и на месте.

Возможно виноватый в аварии водитель активно пойдет на контакт и сразу предложит необходимую сумму. Мало вероятно, что прям в кошельке завалялось пару лишних тысяч, а может и пару лишних десятков тысяч.

Но технологический прогресс предоставляет все возможности для мгновенного перевода денег с карты на карту.

Или можно добраться до ближайшего банкомата, которые нынче не редкость, затем снять и расплатиться на месте. Это самый простой способ, который и виновника и потерпевшего избавит от проблем с ожиданием выплат от страховой и прочей потерей времени.

Тут есть свой нюанс. Нужно оформить расписку. Расписка в данном случае защита виновного, что потерпевший не захочет в будущем стрясти еще денег через суд. Расписка оформляется просто:

  1. Указываются паспортные и контактные данные участников ДТП.
  2. Вкратце обстоятельства: где и когда, кто виновник.
  3. Что денежная сумма получена в полном объеме, претензий нет.
  4. Обязаться в будущем таковых не предъявлять.
  5. Подписи и дата.
  • Скачать бланк расписки о возмещении ущерба после ДТП
  • Скачать образец расписки о возмещении ущерба после ДТП

И оформляем место ДТП: со схемой, фотографиями и прочими обстоятельствами в протоколе. Это будет потерпевшему гарантией не остаться без денег. Ведь возможна следующая ситуация:

Виновник аварии признал вину, визуально оценив повреждения, понял что сумма ремонта не будет столь большой и обещал заплатить. После экспертизы выясняется, что не всё так просто, сумма восстановления возросла, а виновный идет на попятную и отказывается оплачивать.Тогда нужно брать схему происшествия, виновника и оформлять ДТП в ГИБДД.

А дальше суд. Надо объяснить, что оплатить сейчас без суда выйдет экономнее, чем последующая оплата всевозможных расходов при начале судебного разбирательства, ведь все расходы потерпевшего в конце концов ложатся на плечи виновного.

Если виновный не хочет возмещать ущерб в добровольном порядке, то нужно выяснить, точно ли у виновника нет полиса ОСАГО. Дело в том, что возможна ситуация, что в состоянии стресса виновный может сказать, что полис просрочен и всё пропало.

Возможна такая ситуация:

Виновник аварии пользуется активно транспортным средством только летом, потому и купил ОСАГО на 3 месяца. Но в течение остального года автомобилем виновник всё-таки по чуть-чуть да пользуется и в это время попадает в ДТП. Его полис ОСАГО всё еще работает! Ведь полис купленный на срок менее года, действителен в течение всего года.

ИЛИ

Виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО.

Если на автомобиль виновного был выдан полис, его ответственность была застрахована.

ЗНАЧИТ:

Потерпевшая сторона может смело обращаться в страховую компанию виновника и возмещать ущерб. Плохо в этой ситуации виновнику, ведь с него в последствие страховая отсудит по праву регресса все затраченные деньги.

О том, какими способами с виновника аварии можно взыскать компенсацию, если у него нет ОСАГО, мы рассказывали тут, а здесь вы узнаете что делать, если он не вписан в полис.

Можно ли обратиться в свою страховую?

Согласно части первой пункту Г статьи 18 закона об ОСАГО:

Компенсационная выплата в счёт возмещения вреда, причинённого жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие: отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию.

Как вести себя при ДТП при отсутствии ОСАГО?

При ДТП нельзя допускать ошибок. Авария влечет за собой определенную ответственность, поэтому можно выдвигать требование к виновнику. Если же нет страховки, придется столкнуться с трудностями. Существует простая рекомендация, которая опишет поведение потерпевшего для последующего взыскания ущерба.

  • После аварии следует вызвать инспекторов ГИБДД.
  • В протоколе осмотра места ДТП должно быть указано отсутствие ОСАГО у виновника.
  • Нужно взять контактные данные виновника и назначить встречу.
  • Получить точные данные ущерба посредством независимой экспертизы.
  • Передать официальные данные виновнику.

Указанные действия являются основными, но, если у виновника ДТП нет ОСАГО, как возместить ущерб, узнать сложно. Чаще всего ущерб от ДТП люди покрывают собственными средствами.

Они не верят, что вред будет возмещен. Это ошибка, в чем могут убедить опытные юристы.

Им удается не только уменьшить транспортный налог, но и составить исковое заявление для решения сложных вопросов, когда отсутствует полис.

Что делать при дорожно-транспортном происшествии, если нет оформленной страховки?

На сегодняшний день вероятность попасть в ситуацию когда и у виновного в аварии нет полиса автогражданской ответственности достаточно высока. По оценке специалистов примерно каждый седьмой водитель не имеет действующей автогражданки, ездит по фальшивому полису или не вписан в него.

Но три-четыре года назад данное соотношение выглядело еще более печально, тогда каждый пятый водитель эксплуатировал свое авто не имея полиса ОСАГО. Пока наши власти решают проблемы страхования, автолюбители должны знать, что делать, если у виновника ДТП нет страховки.

На месте ДТП вы как пострадавшая сторона должны проконтролировать чтобы инспектор ГИБДД внес в протокол информацию о том, что у виновного нет полиса. Далее следует произвести оценку причиненного вашему имуществу ущерба.

На основании результатов оценки ущерба следует составить и направить виновнику досудебную претензию. Если виновник не согласен с суммой ущерба и отказывается платить, то следует обратиться с исковым заявлением в суд.

Подробнее о том, что делать, если случилось ДТП, а виновник не вписан в полис ОСАГО, читайте тут.

Как быть виновному лицу?

В том случае, если вы стали виновником ДТП, а у вас нет полиса автогражданской ответственности, то приготовьтесь оплачивать не только штраф за езду без автогражданки, но и ущерб причиненный потерпевшему.

Инспектор ГИБДД прибывший на место аварии в первую очередь выясняет в порядке ли документы у участников аварии. В случае если у одного участника отсутствует страховка, ему положен штраф.

Штраф за эксплуатацию ТС без действующего полиса автогражданской ответственности составляет 800 рублей.

Дальнейшая же схема урегулирования спора между виновником аварии и потерпевшим зависит от воспитания и порядочности обеих сторон.

Некоторым удается договориться на месте и тогда водители ограничиваются лишь бумагой с указанием паспортных данных виновного лица, признанием одной из сторон своей виновности и обязательством возместить потерпевшему причиненный ущерб. Если водители договариваются, то делать это нужно не на словах, а на бумаге.

Потерпевшему лучше взять расписку со своего оппонента, а не полагаться на его честность. Чаще всего водители договариваются о денежной компенсации ущерба, однако если у виновника есть возможность самостоятельно или через знакомых провести восстановительные ремонтные работы, то водители могут осуществить и данный вариант компенсации ущерба.

Однако как показывает практика чаще всего договориться сторонам не удается, тогда у потерпевшего остается один вариант обращаться за восстановлением справедливости в суд.

А виновнику следует подготовиться оспаривать сумму ущерба в суде (если он не согласен с данной суммой). А также следует подготовиться к тому, что рано или поздно, а оплатить нанесенный потерпевшему ущерб вам все же придется.

Что предпринять пострадавшему?

Нужно обязательно зафиксировать всю информацию о виновнике:

  1. Его ФИО.
  2. Адрес фактического места проживания и прописки.
  3. Номер телефона.

Далее вам следует собрать весь перечень документов, который необходим для подачи претензии:

  • Результат независимой экспертизы.
  • Отчет об утере товарной стоимости, в том случае, если авто не подлежит ремонту и восстановлению.

Не забудьте пригласить на экспертизу виновное лицо. Для этого следует отправить по почте приглашение с уведомлением о вручении.

На основании собранных документов составляется досудебная претензия. В своей претензии не забудьте указать все обстоятельства произошедшего ДТП. Свои собственные утверждения следует подкрепить выдержками из действующего законодательства. Также в своей претензии пропишите сумму положенной вам компенсации.

Итоговая сумма ущерба может быть выше суммы указанной в документах полученных от независимого эксперта. В сумму причитаемой вам компенсации вы можете включить расходы на проведения экспертизы, эвакуатор, адвоката и т.д.

К своей претензии потерпевший должен прикрепить следующие документы:

  1. Ксерокопию справки о ДТП.
  2. Копию выданного сотрудником ГИБДД постановления об административном нарушении.
  3. Ксерокопию письма с приглашением на осмотр авто.
  4. Документы независимой экспертизы.
  5. Ксерокопии документов на ТС.
  6. Документы подтверждающие понесенные вами расходы.

Чаще всего после получения досудебной претензии виновники ДТП соглашаются оплатить причиненный ущерб в добровольном порядке. Ведь виновник прекрасно осознает, что если дело дойдет до суда, то ему придется оплатить еще и судебные издержки.

Если у виновного лица нет официально дохода и имущества, то это не может стать причиной отказа оплаты нанесенного потерпевшему ущерба.

Также читайте о том, что делать, если вы пострадавший, но у вас нет ОСАГО, в этой статье.

Если у виновного нет полиса, можно ли обратиться в свою страховую компанию?

Что делать, если виновный в ДТП не застрахован по ОСАГО? Если у виновного нет ОСАГО, то страховая ущерб не оплачивает, т.к. прямое возмещение убытков предусматривает компенсацию затрат понесенных вашей СК, страховой компанией виновного лица. А в данном случае получается, что у виновного лица нет страховой организации, которая несет за него ответственность.

В последствии СК виновного может выставить ему регрессные требования если на то будут основания.

Но в случае когда у виновника нет страховой организации несущей за него ответственность, затраты страховой компании потерпевшего компенсировать некому, а взыскание понесенных при прямом урегулировании убытков расходов СК с виновного лица законом не предусмотрено. Получается, что при отсутствии страховки виновник аварии оплачивает ущерб самостоятельно.

Зачем нужен полис и кто возмещает ущерб при ДТП

ОСАГО представляет собой социальный договор об ответственности владельцев транспортных средств (ТС) перед третьими лицами.

Это гарантия возмещения ущерба для пострадавших при дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Выплаты осуществляет страховая компания (СК) виновника или потерпевшего при аварии с одним участником.

Правила, сроки и порядок выплат регламентирует Федеральный закон №40-ФЗ от 25.04.02 г (ред. 2019 г.).

Потерпевший может рассчитывать на компенсацию от каждого страховщика, если участников происшествия несколько. Не исключается прямое возмещение убытков компанией потерпевшего. Возмещение по ОСАГО невозможно, если при ДТП:

  •  Вред причинен ТС, не указанным в договоре виновника.
  •  Авто использовалось как такси, на соревнованиях или во время учебной езды.

Оба случая не являются страховыми согласно пп. А и B п. 9 ч. II Правил ОСАГО.

СК должна быть информирована о происшествии. Для того чтобы ДТП признали страховым случаем, его описание должно точно соответствовать определению.

Источник: https://okd1.ru/zakon/u-vinovnika-dtp-net-osago/

Как страховые «доят» клиентов после ДТП

Как получить положенную сумму по страховке, если мы не согласны с оценкой ущерба от СК?

Коллега прислал мне фотографию: «Какой, по-твоему, ущерб для Nissan?» Я ответил: если фара не повреждена, 50-70 тысяч. Не угадал.

Редактор Auto.59.ru Илья Семков попал в неприятную историю. Дело было так: ехал Илья на своем «Ланосе», светофор сменился с красного на зеленый, он вырулил на перекресток и в этот момент с поперечной улицы под него выкатился Nissan X-Trail, до этого стоявший. Видимо, решил успеть. Подробности происшествия – на страничке Ильи.

Скорость была небольшой, так что и удар показался несильным, а «Ланос» так и вовсе отделался «косметикой». Nissan досталось больше, но, судя по снимкам, повреждена лишь правая сторона машины.

По словам Ильи, владелец «Ниссана» вины не отрицал и лишь сокрушался, что его страховка каско невыгодна, если он оказывается виновником ДТП. И тут Илья решил сделать благородный жест: повреждения несильные, у обоих есть каско и ОСАГО, поэтому Илья взял вину на себя.

В результате разошлись миром: страховая Ильи заплатила «пострадавшему» 120 тысяч рублей, остальное тот получил со своей страховой по каско. Обе стороны решили, что они в расчете.

Сюрприз в почтовом ящике

Через год Илья получил претензию от страховой компании владельца Nissan. Илье предписывалось оплатить в пользу страховой сумму, которую сама страховая выплатила хозяину иномарки: 300 тысяч минус 120 тысяч, покрытых ОСАГО. Причем сделать это нужно было в весьма сжатые сроки.

Илья эту бумажку проигнорировал, и вроде бы дело улеглось.

А через три года после происшествия страховая подала в суд исковое заявление, в случае удовлетворения которого Илье необходимо выплатить компенсацию в пользу страховой уже в принудительном порядке.

Сумма ущерба была оценена в 253 тысячи рублей, но из-за особенностей страховки каско (видимо, была франшиза), часть оплатил сам владелец, поэтому на долю Ильи выпало 60 тысяч рублей.

Еще раз подчеркнем, что речь идет не о претензиях владельца Nissan к Илье, а об иске страховой компании «пострадавшего» в адрес виновника ДТП. И здесь нет подвоха.

Так, если клиент, застрахованный по каско, попадает в ДТП не по своей вине, страховая выплачивает ему компенсацию, а потом взыскивает с виновника ту часть ущерба, которая не покрывается страховкой ОСАГО. Это называется зловещим термином суброгация (не путать с регрессом).

Статья 965 ГК РФ: «Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования».

Вот столкнулись две машины. Вышли два адекватных человека, посокрушались. И невиновный говорит: «Да ладно, все в жизни бывает… У меня каско. Не парься сильно». Тут, конечно, происходит эмоциональное сближение сторон, они душа в душу оформляют ДТП, созваниваются, вместе собирают бумажки… Только один из них не знает, что наличие каско у второй стороны – это не всегда плюс.

В принципе, если сумма ущерба оказалась выше выплат по ОСАГО, в суд может подать и частное лицо (например, если страховки каско не было). Но есть один психологический нюанс: частное лицо придирчиво взвешивает, стоит ли связываться.

Скажем, насчитали ущерб 144 тысячи, по ОСАГО выплатили 120 тысяч, а человек по факту отремонтировал машину у китайцев за 85 тысяч.

И он думает: стоит ли морочиться, чтобы открысить еще 24 тысячи, если я и так в плюсе? Не все любят судиться.

Другое дело страховые. Они подают в суд гораздо чаще, а точнее – почти всегда. Для них это рутинный процесс, на выполнение которого заточен целый юридический отдел. Это конвейер: есть виновник, будет суд.

«Если юридический отдел страховой компании работает хорошо, то суброгационные претензии подаются сравнительно быстро, – поясняет генеральный директор федеральной юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Анна Апушкинская.

– Срок исковой давности по таким делам составляет три года, и иногда в силу ряда причин, например, длительного согласования суммы ремонта с клиентом или необходимости продавать остатки конструктивно уничтоженного автомобиля, срок может увеличиваться вплоть до трехлетнего.

Изначально страховая направляет виновнику ДТП претензию и предлагает решить вопрос в досудебном порядке: человек может явиться в страховую и договориться, например, о рассрочке платежа.

Если человек игнорирует претензию, страховая компания подает в суд, который уведомляет виновника о датах заседания. Если виновник игнорирует суд, решение выносится заочно».

Кстати, если франшиза действительно была, то владелец Nissan мог взыскать эту часть ущерба с Ильи через суд. Другое дело, что как раз пострадавшая сторона к Илье претензий не имела.

Куртка замшевая… Три куртки!

Краеугольный камень – это размер ущерба. Проблема в том, что процедура суброгации обычно инициируется уже после того, как машина отремонтирована. Виновник ДТП успокоился, расслабился и оценкой не интересуется, ведь все решают страховые. А когда приходит иск, машина отремонтирована, и оценивать, по сути, нечего. Есть результаты первой экспертизы, есть счета за ремонт – попробуй, оспорь.

В обсуждаемом случае у X-Trail якобы повреждены обе фары (70 тысяч рублей), обе противотуманки, амортизатор, поворотный кулак, ступичный подшипник, капот, радиатор, бачок и моторчик омывателя и так далее. В общем, почти вся передняя часть машины. Были ли эти элементы повреждены, можно ли их было отремонтировать – вопрос почти риторический.

Что можно сделать, чтобы не допустить завышения суммы ущерба?

Во-первых, думать об этом нужно в день происшествия. Эксперты советуют при любых ДТП проводить фото- и видеосъемку последствий аварии с привязкой к местности. На снимках должно быть видно взаимное положение машин, осыпь стекла, тормозные следы, повреждения автомобилей, а также любые детали, относящиеся к происшествию. Все материалы нужно хранить минимум три года.

Ущерб пострадавшей стороне определяется в ходе технической экспертизы. «Страховая компания не обязана приглашать виновную сторону на подобные экспертизы, хотя такая практика существует, – поясняет Анна Апушкинская.

– Как правило, если речь о страховке ОСАГО, виновных приглашают, если каско – то нет. Но виновник может написать заявление в страховую с просьбой присутствовать при экспертизе, а удовлетворит ли компания его пожелание или нет – решать ей.

При этом нужно понимать, что сам по себе факт присутствия на экспертизе виновника не гарантирует ее справедливости».

Вопрос оценки ущерба чужому авто весьма превратен, и наверняка допускает всевозможные «люфты», позволяющие страховым или другим заинтересованным сторонам (прикормленным СТО, например) подтасовывать счета.

«Исходя из практики, почти каждый пункт в подобных заявлениях значительно завышен: это касается и неверной оценки износа транспортного средства на момент ДТП, и завышенных цен на запчасти, завышенной стоимости нормочаса, – делится опытом Илья Семков. – Поэтому, по моим данным, в большинстве случаев судебная экспертиза снижает оценку ущерба более чем на 50%».

Если в итоге вы получили претензию от страховой, то в первую очередь необходимо приехать в компанию и ознакомиться с материалами дела. «Основные документы, например, справку о ДТП, счета со станций техобслуживания и так далее необходимо скопировать, – советует Анна Апушкинская.

– Вести подобные дела самому очень сложно, поэтому, скорее всего, понадобится юрист. Если вы не согласны с суммой ущерба, это нужно будет доказать в суде.

Поскольку машина уже отремонтирована и проводить повторную оценку бесполезно, придется использовать другие методы, например, трасологическую экспертизу на основании фотографий.

Эксперты-трасологи сопоставят характер повреждений и объем ремонта и дадут заключение, могло ли данное ДТП привести к тем или иным повреждениям. Также необходимо проверить каталожные номера деталей, использованных при ремонте, адекватность их цен, правильность расчета трудозатрат, стоимость услуг и так далее».

«Если страховая компания не приглашала все заинтересованные стороны на осмотр транспортного средства при проведении экспертизы, у ответчика появляется обоснованный повод усомниться в объективности экспертизы, – говорит Илья Семков. – Фактически, страховая не обязана этого делать, но имеет такую возможность».

Снизить риск суброгации

Насколько такая система справедлива? Для нас, обывателей, ответ не очевиден. Ведь, фактически, застраховав машину по каско, страховая получила от владельца взнос, который и является ее интересом.

А система суброгации позволяет, грубо говоря, наполовину нивелировать все расходы страховых на оплату каско, оставив при себе премии.

В жизни, конечно, далеко не все виновники порядочны и платежеспособны, но сам принцип вызывает вопросы.

Но коль скоро принцип суброгации есть и действует, езда без страховки ОСАГО тем более чревата. Въедете в дорогую машину, застрахованную по каско – владелец, возможно, вам даже улыбнется. А сумму ущерба потом предъявят вам зубры из юридического отдела страховой.

Тем более, в последнее время ОСАГО стало эффективней за счет увеличения лимитов выплат «по железу» до 400 тысяч, и до полумиллиона за вред здоровью. Да, страховка стала дороже и в среднем стоит порядка 10-20 тысяч рублей (подробнее), но она существенно снижает риск попадания на суброгацию и другие претензии пострадавшей стороны. Тем более в кризис аппетиты страховых могут только возрасти.

Желаем всем читателям, чтобы эти соображения никогда вам не пригодились.

В практике страховых компаний есть еще один похожий термин – регресс. Обычно он применяется к страхователям по ОСАГО, грубо нарушившим правила страховки: умышленный вред, алкогольное опьянение водителя, сокрытие с места ДТП и так далее.

В этом случае страховая выплатит компенсацию пострадавшей стороне в рамках закона об ОСАГО, а затем взыщет соответствующий ущерб со своего клиента.

Попутно страховая может установить для непорядочного клиента увеличенные тарифы при покупке ОСАГО в будущем году.

Источник: https://74.ru/text/auto/51069681/

Минчанин: страховал жизни, машину, квартиры, а когда случился потоп, по полису выплатили всего 317 рублей, хотя на ремонт надо 1400

Как получить положенную сумму по страховке, если мы не согласны с оценкой ущерба от СК?

Страхование всего и вся потихоньку входит в нашу жизнь. Одни все еще сторонятся этой процедуры, не видя в ней особого смысла, другие готовы платить за свое спокойствие.

Минчанин Роман за последние три года перешел в категорию тех, кто регулярно обновляет полисы, сейчас у него их целый веер — и все актуальные.

Но один случай заставил молодого человека задуматься о том, стоит ли овчинка выделки.

— Со своей страховой компанией познакомился примерно три года назад, когда, стоя в очереди в Ждановичах, ждал переоформления автомобиля, — рассказывает минчанин. — Ко мне сам подошел агент и предложил оформить «Каско», рассказал, что почем. Я решил: почему бы и нет.

С тех пор понеслось: застраховал свою квартиру и квартиру матери (по две страховки — гражданской ответственности и вероятности возникновения сюрпризов от соседей), старую дачу и новое строительство на той же земле.

На этом не остановился — себе, жене и матери оформил страховки от несчастных случаев. Потом еще приобрел дополнительный полис на автомобиль — застраховал водительское и пассажирское место.

В общем, денег отдал уйму за эти годы, рассчитывая, что в случае чего не останусь один на один с проблемами. Еще и всем друзьям советовал так же поступать, и они по моей наводке обращались в «Белросстрах».

В начале этой осени в квартире матери Романа случилось локальное ЧП: пока хозяйка была на даче, соседка сверху умудрилась ее залить. Основной «прием воды» пришелся на туалет. Правда, за выходные потеки успели подсохнуть, и всего масштаба повреждений минчане сразу определить не смогли. О том, что что-то произошло 15 сентября, подсказывали в первую очередь отклеившиеся в коридоре обои.

— Как и положено, вызвали сотрудников нашего ЖЭСа, те составили акт залития. Через какое-то время коммунальщики вернулись и подписали дефектный акт. Я забрал все документы и сам повез их в страховую, будучи уверенным, что проблем с выплатой компенсации не появится.

Процесс начался: в квартиру пожаловала сотрудница страховой и начала сама осматривать повреждения, все перемерять.

Я наблюдал за ее работой и в какой-то момент абсолютно случайно заметил, что одна из стен в туалете «дышит»: после потопа плитка перестала плотно прилегать к стене, образовался воздушный пузырь, соответственно, облицовка может обвалиться в любой момент, — Роман легко нажимает на стену, и та начинает пружинить под его пальцами. 6—7 плиток размером 25 на 35 сантиметров очень легко отходят, остальные держатся чуть получше.

— Обратил на это внимание специалиста из страховой, она сделала себе пометку и пообещала уточнить у начальства, как быть. В итоге выяснилось, что ЖЭС должен составить дополнительный акт либо дописать этот пункт в старый документ.

Не вопрос — переговорил с мастером и, заехав в страховую, чтобы забрать оригинал (по ошибке мне дали акт залития, а не дефектный), отправился к коммунальщикам.

Вернул бумагу в «Белросстрах», и через пару дней мне перезванивают: а почему вы сделали приписку в первом акте, а не во втором? Да какой вы мне дали, тот и корректировал. Пришлось ехать в офис еще раз, чтобы написать объяснительную.

В решении таких вопросов есть два варианта: ремонт в пострадавшей квартире выполняет строительная компания, которая сотрудничает со страховой, либо выгодополучатель забирает деньги и справляется со всеми работами сам.

Роман и его мама решили, что лучше самостоятельно наймут бригаду и будут ее контролировать, чем доверят ремонт посторонним людям. И вот день выплаты компенсации настал.

Минчане очень удивились, когда страховая предложила им всего 284 рубля и 22 копейки.

— «Вы там ноль не забыли?» — сразу же поинтересовался я у позвонившей девушки, но она стояла на своем: все посчитали согласно ставкам и коэффициентам, мол, приезжайте и забирайте ваши деньги, перерасчета все равно не будет. Приехал в офис, попросил показать сметы.

По бумагам и вправду все сходится, но в голове не укладывается — как за эти копейки можно сделать ремонт, да еще такой, при котором надо менять плитку в санузле? Решил позвонить строителю, который когда-то хорошо сделал ремонт другу, и попросить его составить смету на ремонт после потопа в маминой квартире.

Прораб Александр приехал и начал считать, а параллельно просмотрел сметы, предоставленные страховой. Первое, на что он обратил внимание, — применявшиеся коэффициенты: везде фигурируют цифры 0,8, 0,9 и тому подобное.

Хотя ремонт в квартире будет делаться без отселения жильцов, поэтому вроде как из-за этого коэффициент должен быть 1,5, что в два раза выше.

Указал и на другие моменты, а также недостающие пункты — выключателей решили менять почему-то два, а не три, снятие дверных наличников вообще никто не предусмотрел, метраж переклейки обоев какой-то заниженный. Зная это, я опять связался со страховой, предложил добавить недостающие пункты.

В итоге цифры все-таки пересмотрели, и на руки мама Романа получила не 284,22, а целых 317,50. При этом нанятый строитель посчитал, что ремонт во всем коридоре и туалете с переоблицовкой плиткой обойдется примерно в 1400 рублей. После такого «финта» Роман пытался расторгнуть еще не вступившие в силу договоры на страхование трех жизней, но процедура затянулась и полисы «активировались».

— Обидно, что я столько лет страховал все, что возможно, а в итоге не получил нормальной компенсации. Более того, мне везде приходилось ездить самому, теряя время. Не понимаю, как оценщики составляли смету и как они представляют себе полноценный ремонт за 317 рублей.

В туалете надо полностью сбивать плитку, так как такую же коллекцию и тон, чтобы поменять всего одну стену, мы не найдем. Коридор тоже надо переклеивать весь. Мне дали понять: не согласен — иди в суд. Но мне не суды нужны, а ремонт и нормальная компенсация.

Судиться я мог бы и с соседкой, но специально оформлял страховку, чтобы обезопасить себя от этого. Платил более $100 в год — и ради чего? Допускаю, что ЖЭС изначально мог что-то указать не то и не так, но ведь на это у вас и есть свои специалисты.

Да и при чем тут я? — недоумевает молодой человек, который еще не решил, подавать ему в суд или нет.

В компании «Белросстрах» на наш запрос прокомментировать ситуацию отреагировали следующим образом:

— ЗАО «СК „Белросстрах“» внимательно изучило ваше обращение и сообщает, что процесс рассмотрения страхового случая каждого из наших клиентов всегда проходит исключительно в полном соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При всем желании мы не вправе предоставлять вам развернутую информацию, как и что-либо комментировать.

Сведения, полученные страховщиком при осуществлении страховой деятельности, составляют тайну сведения о страховании, соответственно, охраняются законом.

Отметим, что случаи недовольства со стороны клиентов, несмотря на все усилия со стороны страховых организаций, иногда имеют место быть и в страховом бизнесе.

Хотелось бы также упомянуть, что при несогласии страхователя с оценкой ущерба клиенту, как правило, предлагается на выбор несколько вариантов разрешения страхового случая.

Если консенсус в вопросе размера страхового возмещения не достигается, то на защите интересов сторон всегда стоит законодательная база и судебные органы Республики Беларусь.

Многолетняя история работы компании «Белросстрах», накопленный опыт, стремление к соблюдению законодательства, желание двигаться навстречу клиенту помогают нам всегда находить верные решения в самых сложных случаях.

Своего строителя ищите при помощи сервиса «Onliner.Услуги»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Источник: https://realt.onliner.by/2018/02/14/minchanin-41

Прав-помощь
Добавить комментарий