Как правильно отказаться от психолого педагогической экспертизы несовершеннолетнего?

Как правильно отказаться от психолого педагогической экспертизы несовершеннолетнего?

Следователю (в суд)______________________

______________________

______________________

______________________

от защитника — адвоката НО Адвокатское бюро «Антонов и партнеры»

Антонова А.П., рег. № 63/2099 в реестре адвокатов Самарской области

Адрес для корреспонденции: 443080, г. Самара, пр-кт Карла Маркса,

д. 192, оф. 619, Тел. +7-987-928-31-80

в интересах ___________________

Х О Д А Т А Й С Т В О

о назначении психолого-психиатрической экспертизы в отношении потерпевшего

(в порядке ст. 119, 120 УПК РФ)

В рамках уголовного дела № _____________ исследуются обстоятельства, связанные с пребыванием гражданина С. в ночь с 8 на 9 июля 200__ года в помещении ОВД ___ района. Подозреваемому П., наряду с иными сотрудниками милиции, инкриминируется применение насилия в отношении указанного выше лица, на тот момент подозреваемого в совершении убийства.

Известно, что позиции обвинения и защиты по данному делу носят антагонистический характер, соответственно, противоречат между собой и показания участников процесса.

При таких обстоятельствах оценка показаний потерпевшего на предмет достоверности во многом определяет всё дальнейшее движение дела. Необходимо обратить внимание на следующее.

С. является лицом, ранее судимым и отбывавшим наказание в виде лишения свободы за совершение разбоев и насильственных действий сексуального характера. Оперативное сопровождение по уголовному делу, в рамках которого был осужден С., осуществлялось сотрудниками ОВД ___ района.

Таким образом, у потерпевшего имеются веские причины для неприязни к сотрудникам правоохранительных органов вообще, и к оперативным сотрудникам ОВД ___ района, в частности. Кроме того, есть основания полагать, что С.

не придерживается нравственных общечеловеческих ценностей, а традиции и нормы поведения криминального мира определяют систему его собственных моральных ориентиров.

По настоящему делу была назначена психологическая экспертиза в отношении потерпевшего С.

Однако круг поставленных перед экспертами вопросов не может обеспечить объективности и всесторонности исследования личности потерпевшего на предмет имеющихся мотивов оговора и психологических установок, а также в контексте оценки его показаний с точки зрения правдивости и способности последнего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела (п. 4 ст. 196 УПК РФ).

Материалы, предоставленные экспертам следствием, во многом предопределяют необъективные результаты исследования, так как заведомо лишают исследователя возможности учитывать объективные данные о поведении исследуемого в течение длительного времени, в их совокупности. Данная возможность, имеющаяся у обвинения и в настоящее время, необоснованно не была использована при назначении экспертизы.

Насколько мне известно, ранее С. осуществлял насильственные действия сексуального характера в отношении своего товарища с целью принуждения последнего участвовать в групповом разбойном нападении. Указанные сведения содержатся в материалах уголовного дела по обвинению С., в архиве _____ суда.

Означенная информация даёт основания полагать, что у потерпевшего имеются не только стойкие асоциальные поведенческие стереотипы, но и психические отклонения, достигающие степени психиатрической патологии.

При таком положении дел имеются основания полагать, что изобличающие сотрудников милиции показания потерпевшего могут противоречить действительности, как по причине наличия у последнего умысла на то, так и по причине имеющейся у С. психической патологии.

При наличии ряда психопатологических процессов лицо может и не осознавать ложности излагаемых им сведений ― конфабуляции, иллюзии, галлюцинации и т. д.

Полагаю необходимым воспринимать данное ходатайство в качестве конкретного способа реализации права защитника и подозреваемого представлять доказательства путем инициации проведения судебной экспертизы.

Полагаю, что в части проведения психологического исследования С. по тем же вопросам, экспертиза будет являться повторной (ч. 2 ст. 207 УПК РФ), в части психологического исследования С. по иным вопросам ― дополнительной (ч. 1 ст. 207 УПК РФ), в части психиатрического исследования ― первичной, а в конечном итоге ― комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизой.

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 119, 120 УПК РФ

П Р О Ш У :

  • назначить по делу судебную экспертизу, а именно, комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу;
  • привлечь в качестве экспертов специалистов в области психиатрии ― работников «Психоневрологического диспансера» РО, а в качестве экспертов ― специалистов в области психологии ― работников ЛРНЦ (лечебно-реабилитационный научный центр) «Феникс»;
  • истребовать и предоставить экспертам следующие материалы ― личное дело заключенного С., копию уголовного дела по обвинению С. в совершение разбоев и насильственных действий сексуального характера в полном объеме (включая протокол судебного заседания и результаты психиатрических и психологических исследований), сведения о С. из ОВД ____ района (как о лице, состоявшем на учете), копии материалов уголовного дела №_________ по факту смерти П., а также обеспечить возможность исследования гражданина С. экспертами непосредственно;
  • истребовать из отдела психологических экспертиз ЮРЦСЭ, на основании и в порядке ст. 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследования и приобщить их к материалам уголовного дела.
  • в случае несогласия гражданина С. на проведение в отношении него экспертизы, осуществить исследование без разрешения последнего, на основании ч. 4 ст. 195 и п. 4 ст. 196 УПК РФ;
  • если обвинение придет к выводу о невозможности непосредственного исследования гражданина С. без его согласия, а согласие последнего так и не будет получено, направить указанные выше в тексте настоящего ходатайства материалы экспертам с целью обеспечения возможности исследования личности С. по предоставленным документам;
  • в случае назначения по делу судебной экспертизы, перед ее проведением ознакомить защиту с постановлением о назначении экспертизы, с целью реального обеспечения прав, предусмотренных ч. 1 ст. 198 УПК РФ.
  • поставить перед экспертами следующие вопросы:
  1. Каковы особенности психофизического статуса гражданина С.? (характеристика эмоциональной, познавательной, интеллектуальной сфер);
  2. Каковы особенности структуры личности гражданина С.? (основные и актуальные установки, характер и степень социализации, доминанты поведения в конфликтных ситуациях);
  3. Каковы структура и иерархия основных мотивационных побуждений личности С.?
  4. Обладает ли С. индивидуально-психологическими особенностями, способными повлиять на формирование у него намерения оговорить сотрудников милиции?
  5. Обладает ли С. индивидуально-психологическими особенностями, достаточными для формирования ложной версии и дачи последующих показаний в соответствии с ней?
  6. Обладает ли С. индивидуально-психологическими особенностями, достаточными для сложного планирования преступной деятельности, координированию действий зависящих от него лиц и подчинению последних его воле?
  7. Как на основе психологического исследования личности потерпевшего и его психического состояния в ночь с 8 на 9 июля 200__ г. могут быть объяснены его действия и дача показаний в последующем?
  8. Как на основе психологического исследования личности потерпевшего может быть объяснено совершение им преступлений насильственного характера (разбои)?
  9. Как на основе психологического исследования личности потерпевшего может быть объяснено совершение им насильственных действий сексуального характера в отношении своего «товарища»?
  10. Явилось ли само по себе задержание и подозрение в совершении убийства в ночь с 8 на 9 июля 200__ г. для С. психологической травмой?
  11. Как это повлияло на психологический статус С.?
  12. Какие это повлекло нарушения высших психических функций, если повлекло?
  13. Можно ли категорично утверждать, что С. мог объективно воспринимать, запоминать и, впоследствии, воссоздавать события в ночь с 8 на 9 июля 200__ г.?
  14. Каковы структура и иерархия основных мотивационных побуждений гражданина С. по отношению к сотрудникам ОВД ___ района?
  15. Каков характер, прогноз и степень выраженности психопатологических процессов у гражданина С., а также возможность влияния этой патологии на содержание показаний и позицию по уголовному делу?
  16. Какова структура и динамика психических нарушений болезненного характера гражданина С.?

«__» ______________ 200__ г.

С уважением, защитник (адвокат) _____________________ А.П.Антонов

Источник: https://pravo163.ru/obrazec-xodatajstva-o-naznachenii-psixologo-psixiatricheskoj-ekspertizy-v-otnoshenii-poterpevshego/

Экспертиза детей | Центр специальных исследований и экспертиз | Москва

Как правильно отказаться от психолого педагогической экспертизы несовершеннолетнего?

    Необходимость в проведении судебной экспертизы ребёнка и детско-родительских отношений возникает, как правило, в тех случаях, когда в семью приходят конфликты и склоки, когда муж с женой разводятся и не могут достигнуть договоренности о месте проживания своего ребенка и (или) о месте и порядке встреч ребенка с тем родителем, который с ребенком не проживает.

  Цель любой экспертизы помочь суду разобраться с вопросами требующими специальных знаний психолога и педагога. Однако просто психологических знаний при этом недостаточно. 

     Психолог должен владеть также юридическим понятийным аппаратом, чтобы его Заключение было ясным и понятным для суда и других участников судебного разбирательства. Основное требование к Заключению эксперта – психологическая экспертиза и ее выводы должны быть объективны, научны и понятны суду и участникам процесса.

Психологическая экспертиза детско-родительских отношений и интересов ребенка

    Психологическая экспертиза детско-родительских отношений и исследования ребёнка обычно проводится для того, чтобы: 

  • установить, к кому ребёнок психологически привязан в большей степени; 
  • установить, с кем изъявляет желание проживать после развода и какими психологическими факторами это желание обусловлено;
  • установить имеются ли у ребенка признаки психологического вреда, нанесенного ему кем-либо;
  • установить наличие факторов риска в вариантах проживания с отцом или матерью;
  • исследовать степень внушаемость ребенка, его психологическую зависимость от каждого родителя.

   Также в ходе проведения психологической экспертизы ребёнка возможно установить, насколько часто он хочет встречаться с родителями, имеет ли какие-либо психологические травмы, как и в какой степени отражается на психологическом состоянии ребёнка негативное влияние со стороны кого-либо из ближайшего окружения несовершеннолетнего.

из числа ближайшего окружения несовершеннолетнего ребенка

    Экспертиза родителей, а также иных лиц из числа ближайшего окружения ребенка обычно проводится в тех случаях, когда у суда или у участников судебного процесса есть основания полагать, что кто-либо из родителей оказывает негативное влияние на несовершеннолетнего или имеет психологические или психиатрические противопоказания к самостоятельному воспитанию или общению с ребёнком.

   Также бывает необходимость в выяснении отношений ребенка с другими родственниками. Например, с бабушками, дедушками, братьями и сестрами, мачехой или отчимом.

    Обычно данная экспертиза назначается в том случае, когда необходимо изучить психологический климат и отношения по предполагаемому месту жительства ребенка.

      Указанные психологические экспертизы могут быть как судебными, так и внесудебными, инициативными. Исследования психики ребенка и родителей может преследовать различные цели. Но чаще всего их проводят для использования в правовом споре между разводящимися родителями.

      Принципиальное отличие между ними состоит в том, что судебными называются только те, которые назначены Определением или Постановлением суда, следствия, дознания или лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении.

     Если указанный перечень должностных лиц экспертизу не назначал, то любая проведённая экспертиза будет внесудебной, или досудебной.

   Судебные психологические и психолого-педагогические экспертизы проводятся чаще всего в случаях правового спора об определении места жительства ребенка и порядка общения с отдельно проживающим родителем. Иногда они могут быть проведены и по уголовным делам по факта нанесения вреда ребенку.

         Проведение психологической экспертизы в гражданском процессе по делам о разводе обусловлено требованиями, содержащимися в Семейном Кодексе Российской Федерации.

       Судебную экспертизу после её проведения суд принимает, как правило, в обязательном порядке.

    Исключение составляют Заключения эксперта, составленные не по установленной форме или с нарушением закона.

  Поэтому при выборе экспертного учреждения следует выбирать то, которое специализируется на производстве психологических экспертиз.

   В принятии внесудебной экспертизы суд может без объяснения причин отказать, хотя на практике это бывает очень редко: обычно в тех случаях, когда экспертиза проведена некомпетентными экспертами или с грубыми нарушениям законодательства.

      9 Шагов для того, чтобы Заключение судебной экспертизы попало в суд

1. Решить для себя: Что Вы хотите доказать в суде? Для чего Вам Заключение экспертизы?

2. Получить консультацию эксперта. 

3. Определиться с экспертным учреждением.

4. Заключить с экспертным учреждением Договор.

5. Поставить вопросы перед экспертизой (с помощью нашего эксперта-психолога).

6. Назначить экспертизу и сроки её проведения.

7. Провести очное обследование.

8. Получить Заключение экспертизы.

9. Предоставить его в суд!

Кому и как назначить судебную психологическую экспертизу?

      Если Вы хотите назначить психологическую экспертизу через суд, то Вам необходимо обратиться с ходатайством к судье. В ходатайстве необходимо указать сведения об экспертном учреждении и изложить свои вопросы экспертам.

Желательно к ходатайству приложить справку из экспертного учреждения о возможности проведения экспертизы.

Если суд удовлетворит Ваше ходатайство, то в определении суда о назначении экспертизы, как правило, к вопросам, поставленным Вами, будут добавлены вопросы, поставленные судом и Вашими оппонентами по судебному заседанию.

       После производства экспертизы Заключение будет направлено напрямую в суд независимо оттого, устраивают Вас результаты экспертизы или нет.

       Если Вы инициативно напрямую обратились в экспертное учреждение для производства психологической экспертизы, то, как правило, руководитель экспертной организации или ведущий эксперт оказывает помощь в формулировании Вами вопросов, консультирует о возможных последствиях прояснения вопросов судебной экспертизы. После проведения экспертизы у заказчика остаётся возможность часть из поставленных вопросов снять или добавить новые. Кроме того, заказчик экспертного исследования самостоятельно решает, предоставлять указанную экспертизу в суд или нет.

Кто имеет право проводить психологическую экспертизу?

        Требования к судебным экспертам, в том числе к экспертам, проводящим психологическую экспертизу и психолого-педагогическую экспертизу, чётко регламентированы ГК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, а также Федеральным Законом 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности”.

        В частности, судебный эксперт должен обладать компетен-циями, дающими ему возможность проведения исследований и дачи заключения по вопросам, разрешение которых требует зна- ний в области психологической и педагогической наук в целях уста- новления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретно- му делу. В зависимости от вопросов, поставленных перед экспер- тизой, к ней могут привлекаться социальные, клинические или специальные психологи, педагоги, психиатры, врачи, филологи и лингвисты.

        Очень важно, чтобы хотя бы один из экспертов прошёл обуче- ние и имел сертификат соответствия по экспертной специальнос- ти 20.1 “Исследование психологии и психофизиологии человека”, утверждённой Приказом Минюста России от 27.12.2012 №237.

        С учётом этих требований, судебным экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными знаниями и в установ- ленном порядке назначенное для производства судебной психо-логической экспертизы ребёнка, родителя, опекуна или детско-родительских отношений.

Звоните по телефону

8 (495)-118-31-03

или пишите по форме обратной связи

Заполняя данную форму и нажимая на кнопку, 

Вы принимаете Положение и Согласие на обработку Ваших персональных данных.

является экспертом первого канала Российского телевидения

Проконсультироваться с судебным экспертом-психологом по вопросам проведения психологической экспертизы ребенка, родителей или

детско-родительских отношений

можно по телефону:

8 (495)-118-31-03

Получить письменный ответ на Ваш вопрос можно, послав запрос на электронную почту:

v@psy-expert.ru

Психологические экспертизы детей и родителей проводятся по адресу:

125009, г. Москва,

ул. Тверская, д.20, стр.1,  

станции метро :

Пушкинская, Тверская, Чеховская

Источник: https://www.expertiza-rebenka.com/

Экспертиза детско-родительских отношений

Как правильно отказаться от психолого педагогической экспертизы несовершеннолетнего?

Экспертиза детско-родительских отношений – довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями.

Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.

В последнее время интерес к этому виду экспертизы возрастает, причиной чему является постепенное осознание государством и судебной системой того обстоятельства, что при вынесении решений по вопросам, непосредственно затрагивающим судьбу детей, нельзя руководствоваться исключительно юридическими и материально-экономическими соображениями.

Чтобы максимально защитить интересы ребенка и обеспечить ему более комфортные условия взросления, проводят экспертизу детско-родительских отношений. Зачастую невозможно установить истинное положение дел в семейных отношениях, проведя прямой опрос детей.

Дети усваивают идеальные родительские установки и чаще всего при ответе на вопросы суда транслируют эти установки бездумно, потому что «так правильно». Ребенок может быть запуган одним из родителей и побоится признаться в этом. Бывает, родители специально готовят детей к выступлению в суде, заставляя заучивать «правильные» ответы.

Чтобы понять, к кому из родителей ребенок относится лучше, с кем из родителей у ребенка установились более комфортные и доверительные отношения, какова вообще семейная атмосфера, прибегают к экспертизе детско-родительских отношений.

Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта.

Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье.

Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится как бы «с двух концов». Эксперту важно понять истинное отношение родителей к своему ребенку, а также отношение ребенка к родителям. При проведении диагностики важно определить брешь между идеальными образами семьи, детей и родителей и реальным отношением к ним.

Идеальные представления родителей о ребенке и о своей роли родителя выражаются в декларируемых принципах. Истинное же отношение можно выявить с помощью специальных методик.

Точно так же и ребенок может демонстрировать образ идеального члена семьи, но при этом ощущать себя совершенно иначе, испытывать качественно другие эмоции вплоть до противоположных.

Для выявления истинного отношения родителя к ребенку широко используются творческие и проективные методики. К примеру, родителю может быть предложено к написанию «Сочинение родителя», в котором он в свободной форме излагает свои взгляды на ребенка, систему воспитания, семью в целом.

Методика довольно-таки сложна, так как требует от родителя приложения значительных усилий и наличия определенного уровня интеллектуального развития, но при этом достаточно эффективно оценивает многие аспекты родительского отношения. Другая эффективная методика называется «Закончи предложение».

Родителям предлагаются начала фраз, которые надо завершить. Например: «Мне нравится, когда мой ребенок…». Эта методика неоднократно доказывала свою эффективность. Причина успешности этого подхода заключается в том, что человека ставят в заданные рамки.

Это ограничивает его, с одной стороны, формулой высказывания, а с другой, убирает на второй план составленные заготовки, позволяет заговорить истинным эмоциям.

Как это ни удивительно, но необходимость сформулировать свою мысль в другой форме провоцирует исследуемого быть более правдивым, говорить о том, что на самом деле беспокоит его. Этот эффект связан с принципами построения лжи в мозге человека.

Декларируемые установки являются, по сути, ложью, на продуцирование которой мозг затрачивает много сил. При переключении усилий мозга на лингвистическую работу по переформулировке предложений эмоциональный поток освобождается, и в предложениях появляются истинные чувства. Кроме того, подобные задания способствуют взгляду на ситуацию под несколько иным углом, что тоже служит конечному установлению истины.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики – рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому.

Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы.

Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.

Подобные предписания существуют для всех применяемых в ходе экспертизы методик исследования. Стоит ли говорить о том, насколько важно участие в исследовании компетентного специалиста, ведь от результата его работы зависит дальнейшая судьба ребенка.

В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  1. Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  2. Уровень психологического развития ребенка.
  3. Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  4. Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  5. Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  6. Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды – для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений?

  1. Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  2. Комиссия экспертов.

    К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования.

    Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.

  3. Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе.

    Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Перечень случаев, в которых прибегают к экспертизе детско-родительских отношений

  • При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
  • При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
  • При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.

  • При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
  • При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
  • В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
  • В случаях намеренной или случайной подмены ребенка – наряду с генетической экспертизой.
  • При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
  • Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
  • При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.

Правовое обеспечение экспертизы детско-родительских отношений

В статье 31 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется среди прочего также с воспитательными целями.

Опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется в случае потери ребенком родителей, лишения родителей их прав на воспитание ребенка, в случаях уклонения родителей от своих обязанностей по воспитанию детей, а также защиты прав и интересов детей.

Статья 69 Семейного кодекса РФ устанавливает условия лишения граждан родительских прав в случае пренебрежения и злоупотребления родительскими правами, при жестоком обращении с детьми, при посягательстве на их половую неприкосновенность, при тяжелых формах болезни наркоманией или алкоголизмом, а также в случае совершения умышленного преступления, направленного против жизни или здоровья членов семьи.

Статья 71 Семейного кодекса РФ дает предписания по действиям, выполняемым после процедуры лишения родителей родительских прав. В том числе пункт 3 статьи 71 сообщает, что вопрос совместного проживания ребенка и родителя, лишенного родительских прав (или обоих родителей), решается строго в судебном порядке.

Вопросы, на которые отвечает эксперт в области экспертизы детско-родительских отношений

  1. Каково отношение ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  2. Какова степень привязанности ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  3. Как можно охарактеризовать отношение отца, матери или воспитателя к ребенку (холодное и безразличное, теплое эмоциональное, заботливое и пр.

    )?

  4. Какими личностными качествами обладает отец (мать, воспитатель) ребенка?
  5. Какова основная характеристика личности родителя?
  6. Каков уровень психологического развития ребенка?
  7. Какой уровень социальной адаптации демонстрирует ребенок?
  8. Как ребенок относится к отцу (матери, воспитателю)?
  9. Усвоены ли ребенком основные нормы поведения, характерные для его возраста?
  10. Соответствует ли интеллектуальное развитие ребенка его календарному возрасту?
  11. Соответствуют ли друг другу календарный и психологический возраст ребенка?
  12. Что можно сказать о развитии личностных качеств ребенка?
  13. Состоятелен ли отец (мать, воспитатель) в качестве воспитателя ребенка?
  14. Что можно сказать об уровне психологического комфорта в семье?
  15. Какова разница между декларируемым и реальным отношением родителя к ребенку?
  16. Совпадает ли заявленное ребенком намерение жить с отцом (матерью, воспитателем) и истинные желания ребенка?
  17. Есть ли факторы во внутрисемейных отношениях, из-за которых ребенок находится в состоянии страха (подавленности, угнетенности)?
  18. Существуют ли признаки психологического давления на ребенка?
  19. Существуют ли признаки психологического давления одного родителя по отношению к другому, которые негативно отражаются на состоянии ребенка?
  20. Страдает ли психологический комфорт ребенка от внутрисемейных конфликтов?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-detsko-roditelskikh-otnoshenii/

Прав-помощь
Добавить комментарий