Как предоставить сведения о доходах бывшего супруга депутата?

Муниципальный депутат не представил сведения о доходах. Какую позицию займет суд

Как предоставить сведения о доходах бывшего супруга депутата?

Обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера — одна из важных антикоррупционных обязанностей депутатов представительных органов муниципальных образований (ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности может повлечь за собой досрочное прекращение полномочий депутата. Но в случае выявления фактов ненадлежащего выполнения этой обязанности досрочное прекращение полномочий происходит не всегда.

Не последнюю роль в решении этого вопроса играют позиции судов, рассматривающих дела данной категории.

Когда суд поддержит депутата

Рассмотрим две ситуации, в которых суды встают на сторону депутатов.

Обязанность не закреплена в муниципальном правовом акте

Суды исходят из того, что о невыполнении обязанности депутата представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера можно говорить лишь с момента, когда эта обязанность была закреплена в муниципальном правовом акте. В противном случае вина депутата, который не выполнил в срок обязанность предоставить эти сведения, отсутствует.

ПРИМЕР 1. Собрание городского округа досрочно прекратило полномочия депутата. Причина в том, что он не представил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год в срок до 30 апреля 2016 года.

Депутат обратился в суд с иском о признании незаконным данного решения. Истец сослался на то, что он не имел возможности вовремя подать декларацию.

Решение представительного органа, закрепившее в муниципальном акте обязанность депутатов представлять данные сведения в срок до 30 апреля, вступило в силу только 6 мая 2016 года. Депутат в это время находился в отпуске за пределами своего района.

Выйдя из отпуска 23 мая 2016 года, он представил декларацию о доходах и расходах на себя и свою жену.

Верховный суд РФ поддержал бывшего депутата. Возможность исполнить данную обязанность у истца появилась только после 6 мая 2016 года.

Тогда вступило в силу положение, которое определило порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

До этого срока данный порядок не был регламентирован, а орган (должностное лицо), уполномоченный на прием таких сведений, не был определен (кассационное определение Верховного суда РФ от 20 сентября 2017 г. № 64-КГ17-5).

Депутат допустил технические или незначительные ошибки

Представительный орган муниципального образования обязан досрочно прекратить полномочия депутата при наличии соответствующих оснований. Но на практике представительные органы нередко отказываются прекращать полномочия депутата, если считают, что он допустил незначительное нарушение. Иногда судебные органы с этим соглашаются.

ПРИМЕР 2. Прокурор потребовал решить вопрос о применении мер к члену районного совета депутатов, которая допустила неточности в декларации о доходах.

В разделе 3 она не указала находящуюся в ее собственности двухкомнатную квартиру. В разделе 6.

2 депутат отразила срочное обязательство в виде ипотечного кредита, но сведения об имуществе, заложенном в обеспечение обязательства, не указала.

Районный суд прокурору отказал. Он установил, что депутат подала сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в срок по установленной форме. На заседании комиссии депутат пояснила, что в соответствии с ее представлениями право собственности складывается из аспектов владения, распоряжения и пользования.

Она указала в справке информацию только о владении и пользовании имуществом, полагая, что обременение имущества в виде залога не дает ей права распоряжаться им. Она не считала себя собственником имущества, поэтому не указала его в справке.

Кроме того, исходя из природы залоговых обязательств, информация о наличии квартиры, приобретенной в кредит, открыта и общедоступна. Это позволило комиссии и суду расценить действия депутата как непреднамеренные, свидетельствующие о добросовестном заблуждении.

Умысла не выполнить обязанность по предоставлению сведений о своем имуществе, обязательствах имущественного характера у депутата не было (решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 23 мая 2017 г. по делу № 2А-1304/2017).

Бывает, что представительный орган прекращает полномочия депутата досрочно, а судьи признают такое решение незаконным ввиду незначительности нарушения.

ПРИМЕР 3. Совет депутатов сельского поселения досрочно прекратил полномочия одного из депутатов. Тот обратился с иском в суд. Судьи установили, что депутат допустил неточности в декларации.

Так, в разделе 1 он не отразил свой общий доход и общий доход супруги за 2015 год, а указал только размер ежемесячной пенсии. В пункте 5.1 раздела 5 не были указаны объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании.

В разделах справок поставлены прочерки либо словосочетание «не имеется», что недопустимо. Депутат не указал орган, в который предоставил сведения.

Суд первой инстанции посчитал, что ошибки в справках технические и сведения о доходах депутата и его супруги, а также о принадлежащем им имуществе не искажают. Это решение поддержал и Челябинский областной суд (определение от 23 мая 2017 г. по делу № ГА-003908-02/2017).

НА ЗАМЕТКУ

Суды опираются на позицию комитета Госдумы

Представительный орган муниципального образования при наличии оснований обязан досрочно прекратить полномочия своего депутата в срок, установленный частью 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ. При этом представительный орган лишен права дифференцированной оценки таких действий: полномочия виновного прекращаются, если для этого есть основания.

Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления разъяснил это на своем сайте (komitet4.km.duma.gov.ru). Суды нередко ссылаются на эту позицию. Примеры вы найдете в решениях Кандалакшского районного суда Мурманской области от 6 сентября 2016 г. по делу № 2А-1445/2016, Тамалинского районного суда Пензенской области от 12 июля 2017 г.

по делу № 2А-151/2017.

Когда суд не встанет на сторону депутата

Судьи не поддержат депутата, если он скрывал находящиеся в собственности объекты, особенно связанные с ведением предпринимательской деятельности.

ПРИМЕР 4. По результатам проверки прокуратура обнаружила, что депутаты городского совета включили в справки за 2015 год неполные и недостоверные сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, один из депутатов в пункте 5.

1 раздела 5 указал долю в уставном капитале только одной компании, хотя на самом деле был акционером двух. Также депутат не указал, что его супруга владеет 75 процентами уставного капитала одной из этих компаний.

Аналогичные нарушения допустил и другой депутат горсовета.

Городской совет отказался досрочно прекратить полномочия депутатов. Тогда прокурор обратился в суд. Судьи решение городского совета отменили и обязали его рассмотреть представление прокурора в течение 30 дней (решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 мая 2017 г. по делу № 2А-1176/2017).

Некоторые суды отказываются вмешиваться в деятельность представительных органов по данным вопросам. По их мнению, заставить представительный орган изменить свое решение суд не может, это не входит в его компетенцию.

ПРИМЕР 5. Депутат не исполнила обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. Зампрокурора района потребовал, чтобы собрание депутатов досрочно прекратило полномочия депутата, а затем обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия представительного органа.

Суд в удовлетворении требований зампрокурора отказал. Он отметил, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата отнесено к исключительной компетенции собрания депутатов. Госорганы и ветви власти, в том числе суд, не вправе вмешиваться в его деятельность (определение Пинежского районного суда Архангельской области от 8 июня 2017 г. по делу № 2А-163/2017).

При каких условиях суд сам прекратит полномочия виновного депутата

Если представительный орган, несмотря на вынесенное судебное решение, отказывается изменить свою позицию по вопросу досрочного прекращения полномочий депутата, возможны два варианта.

Первый — поставить вопрос о роспуске представительного органа (ст. 73 Закона № 131-ФЗ).

Второй — досрочно прекратить полномочия депутата, нарушившего обязанность по представлению сведений о доходах, в судебном порядке.

ПРИМЕР 6. Прокурор района обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия совета депутатов сельского поселения. Совет не прекратил полномочия депутата, которая не представила сведения о доходах за 2015 год.

Районный суд прокурора поддержал и возложил на совет депутатов обязанность решить вопрос о прекращении полномочий депутата. Суд апелляционной инстанции это решение изменил.

Он установил совету депутатов срок в два месяца для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий депутата (определение Челябинского областного суда от 24 января 2017 г. по делу № ГА-016193-02/2016). Рассмотрев вопрос о лишении депутата ее статуса, совет в очередной раз отказался это сделать.

Прокурор снова обратился в районный суд. На этот раз судьи признали решение совета депутатов незаконным и сами прекратили полномочия депутата (решение Увельского районного суда Челябинской области от 21 июня 2017 г. по делу № 2А-205/2017).

Такое решение суда соответствует законодательству. Суд указан в перечне органов, уполномоченных принимать решение о досрочном прекращении полномочий муниципальных депутатов, которые нарушают требования антикоррупционного законодательства (ч. 7.3 ст. 40 Закона № 131-ФЗ).

ВЫВОДЫ

1. Представляйте сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с момента вступления в силу муниципального акта, утвердившего порядок представления таких сведений.

2. Если депутат допустил незначительные или технические ошибки в справке о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, суд может признать эти нарушения негрубыми и встать на сторону депутата.

3. Суд не может подменять представительный орган, но может признать решение органа представительной власти не соответствующим законодательству.

4. Не только представительный орган, но и суд вправе прекратить полномочия депутата, нарушившего законодательство.

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20171210/

Все ли чиновники Приморского края своевременно предоставляют информацию о своих доходах

Как предоставить сведения о доходах бывшего супруга депутата?

Российское действующее законодательство требует, чтобы физические лица не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, подали свою налоговую декларацию. Еженедельник «Аргументы недели.

Приморье» на протяжении прошлого года не раз обращался к теме противодействия коррупции, взяточничеству и откатам, издание продолжает эту важную тему и в этом году.

В рамках проекта «Порядок без корысти», выполняемого при поддержке администрации Приморского края, журналисты попросили специалистов Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений рассказать о ходе декларационной кампании этого года и результатах прошлогодней, информирует «Тихоокеанская Россия», ТоРосс.

Выступая на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры в начале этого года президент России Владимир Путин подчеркнул: «Мы входим в новую реальность борьбы с коррупцией, и это основополагающий шаг».

А глава надзорного ведомства Юрий Чайка отметил, что у нас в стране к настоящему моменту уже сформирован значительный и отвечающий всем современным требованиям перечень антикоррупционного законодательства, отработана практика его применения. Одним из действенных инструментов как раз и является декларационная кампания.

Введение деклараций о доходах и имуществе публичных должностных лиц закреплено в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 года), а также в ряде документов Всемирного банка, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, других международных институтов. История проведения декларационной кампании в нашей стране, в том числе в государственных органах и органах местного самоуправления Приморского края, насчитывает уже два десятилетия и берёт начало с Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 года № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе».

Этим документом чиновникам вменено в обязанность представлять справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Справки о доходах и расходах подают все государственные служащие.

К ним относятся работники налоговой службы, сотрудники МВД, прокуроры, судьи, судебные приставы, таможенники, военнослужащие, сотрудники ФСБ, МЧС, служащие администраций населённых пунктов, краёв и областей, депутаты, члены правительства, президент.

Все они подают сведения о себе, отдельно на супруга (супругу) и на каждого несовершеннолетнего ребёнка.Сроки сдачи сведений о доходах и расходах для разных категорий должностных лиц определены соответствующими законами.

Так, Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предписывает депутатам, в том числе и Законодательного Собрания Приморского края, а также депутатам муниципальных образований Приморского края, предоставлять сведения о своих доходах и расходах не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным финансовым годом.

Для остальных категорий государственных и муниципальных служащих Приморского края срок сдачи справок о доходах и расходах определён до 30 апреля текущего года.

Что показала декларационная кампания 2017 года

Как отметили в Департаменте по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в Приморье с каждым годом возрастает количество государственных гражданских служащих, обязанных представляющих сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи.

За соблюдением этих требований также надзирают и органы прокуратуры.

Как сообщил нашему изданию начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Приморского края старший советник юстиции Василий Скорик, в прошлом году по итогам надзорных мероприятий установлено свыше 4,5 тысячи фактов несоблюдения чиновниками различных уровней антикоррупционных стандартов. Особое внимание прокуратура уделили проверкам исполнения законодательства о предотвращении возникновения и (или) урегулировании конфликта интересов. Надзорным ведомством выявлено 67 фактов нарушения законодательства в данной сфере, дисциплинарно наказаны 42 лица, в том числе два руководителя краевых учреждений образования, не принявших мер к урегулированию конфликта интересов, уволены в связи с утратой доверия.

При проверке представленных чиновниками сведений о расходах прокурорами направлено в суд 5 исков на общую сумму свыше 32,2 миллиона рублей ( на конец марта 2018 года судами рассмотрены и удовлетворены три заявления на общую сумму 21 миллион рублей).

Апробирована практика обращения в доход государства автомашин и квартир, в отношении которых цена по совершенным сделкам существенно занижена и не соответствует фактической стоимости объектов.

Так, Фрунзенским районным судом Владивостока по иску прокурора обращено в доход государства принадлежащее бывшему начальнику Управления государственного автодорожного надзора по Приморскому краю Ространснадзора имущество – три квартиры и гараж, а также автомашина, на общую стоимость в 15 миллионов 190 тысяч рублей.

Прокуратурой края также в ходе надзорных мероприятий установлены нарушения требований федерального законодательства, допущенные 270 депутатами 68 представительных органов местного самоуправления края, 13 главами муниципальных образований при представлении ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год. Так, 233 депутата 59 представительных органов местного самоуправления края представили неполные и недостоверные сведения о доходах, об имуществе в отношении себя, супругов и несовершеннолетних детей, 41 депутат 11 представительных органов местного самоуправления края указанные сведения не представил. При этом в 190 случаях допущенные лицами, замещающими муниципальные должности, коррупционные проступки являлись значительными. По всем таким фактам проводятся соответствующие проверки.

О декларационной дисциплинированности чиновников

Специалисты Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений сообщили нашему изданию, что все депутаты представительных органов муниципальных образований Приморского края, независимо от того, замещают они должности на постоянной основе или нет, обязаны представить сведения о доходах не позднее 1 апреля 2018 года. Сроки предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера чиновниками Приморского края соблюдаются. Подавляющее большинство сдали свои справки о доходах за 2017 год вовремя, остальные должны были это сделать до конца понедельника, 30 апреля.

Однако имеются и единичные случаи не предоставления депутатами муниципальных комитетов сведений о доходах, расходах и имуществе.

Между тем, законодательство о противодействии коррупции не содержит понятия «ошибки» при представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Законом установлена ответственность за представление заведомо неполных и недостоверных сведений независимо от причины («плохо себя чувствовал при заполнении», «забыл», «не посмотрел документы» и другие), отметили наши собеседники в Департаменте по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края.

При выявлении несоответствий представленных сведений фактическим данным (например, о полученных доходах, имуществе) устанавливается, знал и должен ли был служащий знать о данных обстоятельствах.

Например, он не указал полученный доход от продажи автомашины, квартиры, заработную плату по предыдущему месту работы, неверно указал площадь принадлежащего ему земельного участка… Данными сведениями служащий владел, если какие-то он точно не помнил, ему было необходимо просто посмотреть первичные документы во избежание нарушения закона. При иных обстоятельствах, например, когда бывшая супруга не уведомила его о приобретении в общую совместную собственность с несовершеннолетним ребёнком квартиры, основания для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности отсутствуют, если не будет установлено, что служащий всё-таки был в курсе о наличии данного имущества, пояснили в департаменте.

Конкретная мера ответственности за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений установлена Федеральным законом от 27.07.

2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иными законами, регулирующими порядок привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения. Например, статьей 59.

2 указанного закона предусмотрено, что за представление заведомо недостоверных или неполных сведений гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

Если будет признано, что это нарушение малозначительное, тогда на основании статей 59.1, 59.3 данного закона работодатель может ограничиться замечанием. При этом снять взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции раньше чем через год нельзя.

Как отмечают специалисты Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в целом декларационная кампания 2017 года по итогам отчётного 2016 года прошла в Приморском крае без срывов и в установленные сроки. С каждым годом заметно повышается ответственность гражданских служащих при подготовке и представлении справок о доходах.

Благодаря системной работе, регулярно проводимым департаментом государственной гражданской службы и кадров администрации края и департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края учебно-методическим занятиям и семинарам с различными категориями служащих, нарушения сведены к минимуму.

С целью упорядочения процесса представления справок для органов исполнительной власти разработан соответствующий график.

Также при приёме справок о доходах от гражданских служащих им оказываются необходимые консультации, основанные не только на Методических рекомендациях, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, но и на результатах ранее проведенных антикоррупционных проверок с целью избежать повторных нарушений.

Тем не менее, в 2017 году выявлялись факты представления гражданскими служащими Приморского края неполных или недостоверных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера либо указанных сведений в отношении членов семьи.

Проверки же показывают, что зачастую нарушения связаны с ошибками, имеющими малозначительный или несущественный характер (например, не указаны нулевые счета, открытые более 10 лет назад) и вызваны элементарной невнимательностью.

В этих случаях служащим указывалось на необходимость более ответственного подхода к сбору необходимых сведений и внимательного и строго соблюдения правил заполнения справок о доходах, содержащихся в Методических рекомендациях, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=Zw8JvuM4A8I

В отношении гражданским служащих, допустивших более серьёзные нарушения антикоррупционного законодательства, применялись меры юридической ответственности в виде наложения взысканий «замечаний» или «выговоров», подчеркнули в Департаменте по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края.

To-Ros.info on Yandex.News

Источник: http://to-ros.info/?p=60245

Депутаты не обязаны предоставлять декларации бывших супругов

Как предоставить сведения о доходах бывшего супруга депутата?

Публикация деклараций о собственности, затеянная в рамках борьбы с коррупцией, неожиданно стала приобретать все элементы светской хроники с ее громкими скандалами и пикантными нюансами об удивительных событиях, которые никак общественную жизнь не меняют, но зато интересуют буквально всех.

Последней каплей стала информация, распространенная на минувшей неделе ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник о том, что около 30 депутатов Госдумы развелись с женами перед сдачей деклараций с целью сокрытия информации о своих доходах.  

История уже наделала немало шума.

Если бегло просмотреть декларации депутатов, размещенных на сайте Думы, то обнаруживаются, по крайней мере, 84 обладателя мандата, рядом с фамилией которых не указаны данные о собственности супругов.

Одиноки ли эти депутаты или же умышленно скрывают свои сердечные привязанности, указывали ли они ранее данные супругов (а публикуют декларации уже в третий раз), в сущности, значения не имеет.

Значение имеют последствия, которые наступили сейчас и для Думы, и для СМИ, активно увлекшихся процессом обсуждения, у кого когда на пальце видели то самое обручальное кольцо.

“РГ” уже обращалась к этой теме в рамках обсуждения с референтом Государственно-правового управления Валентином Михайловым законопроекта о запрете депутатам и сенаторам, а также еще целому ряду чиновников иметь счета в иностранных банках.

Тогда этот аспект с декларациями остался за рамками беседы, но он уверенно заявлял нашим журналистам, что “в целом предназначение очень многих норм, которые были приняты для противодействия коррупции, сводится к тому, чтобы сформировать какой-то механизм контроля.

В нашем обществе были этапы, когда бог, затем парткомы и профкомы, выступали своеобразным социальным контролером, а вот сейчас таких контролеров в полном смысле этого слова, наверное, нет”.

Михайлов подчеркнул, что за рубежом внимание к нравственным нормам гораздо выше: например, в Соединенном Королевстве получение подарков не запрещено, но вполне могут взяться за оценку мотивов, которым руководствовался даритель, так что ограничение вводится “не голым запретом действия, а путем исключения корыстной антиобщественной мотивации”.

Впрочем, и в России не стали ограничиваться табличкой “нельзя”.

Ведь даже сформированные по указу президента № 1065 подразделения (от 21 сентября 2009 года) по профилактике коррупционных нарушений в органах госвласти должны были, прежде всего, исполнять консультативную, а не карающую функцию.

Как подтверждает замруководителя аппарата Госдумы – начальник Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов, все необходимые меры для организации этой работы были предприняты аппаратом Госдумы: “Было создано подразделение, которое этим занимается, предоставляется депутатам вся необходимая информация, подключены аппараты фракций, и, по моим данным, эта работа прошла достаточно успешно, без каких-либо существенных сбоев и задержек со стороны депутатов. Все отнеслись к ней как к серьезной, ответственной, необходимой работе”.

С точки зрения закона, напоминает Юрий Шувалов, “каждый депутат знает свои обязанности и заполняет декларацию, отдавая отчет себе в том, что они должны в соответствии с законом подавать информацию о себе, супруге и несовершеннолетних детях.

Если декларации супруги или супруга нет, то мы не можем подвергать сомнению их личную жизнь и отношения, несмотря даже на то, что один из них является депутатом. Это все-таки дело частное, и вопрос их собственной ответственности”.

Он полагает, что если факты, подтверждающие, что какие-либо “депутаты просто не дают информацию о своих супругах, а это прямое нарушение закона, то депутат вряд ли получит от этого преимущества, скорее всего, у него будут серьезные имиджевые проблемы”. 

Строго говоря, у думцев есть целых две комиссии – по вопросам депутатской этики и по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Госдумы – чтобы бдить за своим имиджем.

– Конечно, непредоставление сведений о доходах без уважительной на то причины является правонарушением, – размышляет Валентин Михайлов, – а, с другой стороны, мы должны четко понимать: закон возлагает на лица, которые работают на государство, то есть на депутата и федерального госслужащего, обязанность предоставлять сведения не только о себе, но и о своей супруге и несовершеннолетних детях. И вот здесь в силу, ну, чисто объективных житейских ситуаций, может оказаться так, что у этих супругов и кошельки разные, и друг друга они больше не знают, и знать не хотят, но брак не расторгнут. Есть правовая позиция в нашем законодательстве, что если, в силу объективных причин, то или иное лицо не может представить сведения об имущественном положении своего, или своей супруги, или ребенка, то оно об этом уведомляет парламентскую комиссию (депутаты – прим. “РГ”), а применительно к госслужащим – комиссию по соблюдению требований к служебному положению и  конфликту интересов. Комиссия проводит заседание, где рассматривает вопрос, насколько объективно человек не может представить сведения

Комиссия может согласиться с тем, что в силу объективных причин человек не может представить сведения об имуществе своем или супруга, а может признать, что это выступает маскировкой сокрытия имущественного положения супруга.

И во втором случае комиссия рекомендует руководителю федерального госоргана, если это госслужащий, принять меры ответственности. Применительно к депутатскому корпусу ситуация другая – окончание вопроса должно решаться палатой.

Статус депутата, по объективным причинам, отличается от статуса госслужащего, все-таки им народ доверил решать очень многие вопросы, поэтому сам парламент должен решить, каковы могут быть формы реагирования в подобных случаях.

Что же касается ситуации с так называемым “гражданским браком” (то есть сожительством без юридического оформления), то, как уже ранее и сообщала “РГ”,  юридически значимых последствий для таких “супругов” не наступает, ведь отношения не оформлены в соответствии с Семейным кодексом.

Валентин Михайлов признавался, что ему случалось часто слышать вопросы о том, что же должны делать супруги, если депутат (член Совета Федерации) или госслужащий развелся  в период исполнения своих полномочий.

“Супруги вообще ничего не должны, потому что депутат или госслужащий подают сведения о доходах супругов, – замечает Михайлов, – это не обязанность жены, это обязанность лица, которое работает на государство”.

И даже если в 2012 году семья распалась, все равно в 2013 году депутат или госслужащий должен подать сведения о доходах мужа-жены, или уже тогда заранее сообщать в соответствующие комиссии, представляя необходимые доказательства.

Правда, пока дополнительных проверок в отношении депутатов-одиночек в Думе не планируется. Как пояснил Юрий Шувалов, подобная постановка вопроса возможна только, если будет соответствующее обращение в комиссию от депутатов фракции”, но по его данным таких обращений не поступало.

Но если с  точки зрения закона ситуация вполне ясна, то все равно нельзя не задаться вопросом, как далеко может простираться любопытство журналиста и общества? Конечно, если аудитория радостно читает, смотрит или кликает новости о разводах парламентариев в печати, по телевизору и в Интернете, то и  СМИ по идее должны откликнуться на эти требования. Пусть даже в Думе никто не будет вести статистический учет, сколько их депутатов развелось, потому что они-то думали, что их на Охотный ряд избрали с другими целями, далекими от светской хроники.

Вот что об этом думает Михайлов: “Говорить в целом, что это неэтично, нельзя. Потому что иначе какой бы смысл был в этой гласности? Но, конечно, журналисты должны чувствовать меру в этих вопросах, ведь это способ общественного контроля за депутатами, и если его не будет – то смысл эти нормы потеряют”.

Юрий Шувалов считает, что “это ожидаемый интерес и то, что многие СМИ регулярно пишут и проводят свои исследования на эту тему, мы, как представители аппарата Госдумы, и как люди, которые работают с депутатским корпусом, считаем абсолютно правильным и нормальным”.

Он напоминает, что, в конце концов, норма закона обращена в первую очередь к публичным лицам: “Всегда есть выбор – можно либо быть таким лицом и нести соответствующую нагрузку, либо отказываться от политической деятельности, от работы на соответствующих должностях во власти.

А что касается интереса СМИ, то он неподдельный и вызван интересом общества, не думаю, что тут у вас какая-то особая позиция”.
 

Источник: https://rg.ru/2013/04/20/depytati-site.html

Разъяснения о порядке представления лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. Минтрудом России)

Как предоставить сведения о доходах бывшего супруга депутата?

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 251-ФЗ в статью 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Федеральный закон № 251-ФЗ) внесены изменения, которыми установлены особенности представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительного органа сельского поселения и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе (далее – депутаты).

К таким особенностям относятся:

1) обязанность депутата представлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе;

2) обязанность депутата представлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам” (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ). В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, депутат обязан сообщить об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=Zw8JvuM4A8I

В связи с указанными изменениями, внесенными в Федеральный закон № 273-ФЗ, субъектам Российской Федерации необходимо привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этими изменениями.

При корректировке своих нормативных правовых актов органам государственной власти субъектов Российской Федерации целесообразно исходить из следующего.

1.

 Представление кандидатом на должность депутата представительного органа сельского поселения сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах в соответствии с Федеральным законом
от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” не освобождает его в случае избрания на должность депутата от обязанности представить сведения, предусмотренные частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ.

С учетом положений Федерального закона № 230-ФЗ при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата, сведения о расходах не представляются.

Указанный четырехмесячный срок со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата начинает исчисляться со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения.

При представлении сведений в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе депутатом представляются:

– сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников за календарный год, предшествующий году подачи данных сведений (с 1 января по
31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;

– сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи данных сведений.

2. Сведения, представляемые в связи с совершением сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, должны представляться в срок с 1 января до 1 апреля года, следующего за годом совершения указанных сделок (таким образом, впервые указанные сведения в соответствии с новым порядком могут представляться не ранее 2020 года). При этом к указанным сделкам не относятся:

– сделки, совершенные супругой (супругом) данного лица до вступления с ним в брак;?

– сделки, совершенные лицом до замещения муниципальной должности депутата представительного органа сельского поселения на непостоянной основе, притом что лицо или его супруга (супруг) ранее не замещали должности, перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 230-ФЗ.

В случае совершения сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, депутат представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данные сведения представляются за год, предшествующий году представления сведений, т.е. за год, в котором совершены указанные сделки.

Например, депутат в ноябре 2019 года совершил сделку, предусмотренную частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ.

В этой связи, такому депутату необходимо будет представить в 2020 году сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2019 год, т.е. за год, предшествующий году представления сведений.

В случае, если в течение года, предшествующего году представления сведений (отчетного периода), сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, не совершались, депутат сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем направления соответствующего уведомления (рекомендуемая форма уведомления прилагается). Данное уведомление целесообразно направлять в двух экземплярах, один из которых остается у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), второй возвращается депутату, направившему такое уведомление, с отметкой о регистрации. Уведомление может быть представлено как лично, так и направлено посредством почтовой связи.

Уведомление об отсутствии сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”

Уведомление от ” ___ ” ___________ 20 __ г.

Сообщаю о том, что в течение _______ года мною, моей супругой и (или) несовершеннолетними детьми не совершались сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”.

Лицо, представившее

уведомление            ________ ___________________ “__” ___ 20__ г.

                       (подпись)  (расшифровка подписи)

Лицо, принявшее

уведомление            ________ ___________________ “__” ___ 20__ г.

                       (подпись)  (расшифровка подписи)

На законодательном уровне были установлены особенности предоставления сведений о доходах и расходах депутатами представительного органа сельского поселения, реализующими полномочия на непостоянной основе.

В связи с этим Минтруд выпустил разъяснения по направлению указанных данных, а также по корректировке региональных нормативных правовых актов.

Приведена форма уведомления об отсутствии сделок, сведения о расходах по которым нужно предоставлять.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72799368/

Прав-помощь
Добавить комментарий