Как решить вопрос по ДТП с участием лошади?

Национальный колорит или угроза безопасности

Как решить вопрос по ДТП с участием лошади?

Астанда Ардзинба, Sputnik

“Я словно в Индии побывала”, рассказывает знакомая из Москвы, впервые приехавшая в Абхазию. И хотя наша республика находится за тысячи километров от Индии, и здесь не встретить храмы многорукого Шивы или девушек в сари, и даже абхазский дворец президента мало напоминает Тадж Махал, все же что-то общее у республики с Индией есть, и именно эту характерную черту заметила наша гостья.

Ольга имела в виду многочисленных коров, пасущихся вдоль республиканской дороги, а то и вовсе безмятежно расположившихся на самой трассе.

Несмотря на то, что традиционные верования абхазов очень многогранны, тем не менее, есть подозрения, что крупный рогатый скот разгуливает по дорогам республики совсем по другой причине, мало имеющей отношение к религии и любым другим формам святости.

Одержимая поисками душевной гармонии и вдохновения, творческая и любящая животных Ольга восприняла эту особенность абхазских дорог как экзотику, некую чудинку или близость народа к матушке-природе. Однако есть в республике люди, которые менее воодушевленно воспринимает происходящее и готовы бросить все силы  на борьбу с бродячим скотом на дорогах. Имя этим людям – автомобилисты.

Кто виноват? 

17% всех дорожно-транспортных происшествий в стране происходит именно из-за крупного рогатого скота, который  пасется на дорогах без присмотра хозяев, рассказал в одном из своих интервью Sputnik начальник республиканской Госавтоинспекции Нугзар Шоуа. 

В большинстве случаев наезды на крупный рогатый скот происходят за городом в темное время суток, так как именно в это время ухудшается видимость дороги, а скорость автомобиля намного выше, чем в городе, рассказывает модератор группы в социальной сети “Не пей за рулем” Кристина Буюк-оглы.

Скоростной режим, установленный сотрудниками ГАИ, не способствует предотвращению столкновения с животными, считает модератор группы. По ее мнению, необходимо принять административные меры и контролировать ситуацию на главной республиканской трассе.

Для того чтобы объехать находящееся на проезжей части стадо, водителям транспортных средств приходится выезжать на полосу встречного движения, что является грубым нарушением правил дорожного движения.

В результате наездов погибают животные, водители получают травмы и увечья, а транспортные средства – серьезные механические повреждения, выявить виновника ДТП в этих случаях проблематично, отметила она.

“Выследить хозяина животного непросто. Если вред машине нанесен существенный, то хозяин животного может вообще не признаться в том, что корова принадлежала ему. Кроме того,  совершенно непонятно, кто несет ответственность в случае аварии”, — подчеркнула Буюк-оглы.

По словам Нугзара Шоуа, согласно правилам дорожного движения ответственность за ДТП с участием домашних животных обязаны нести их хозяева, а не водитель, совершивший наезд на животное. Однако на деле получается наоборот, зачастую владелец домашнего животного пытается взыскать ущерб с водителя.

Мировая практика говорит, что каждый конкретный случай надо рассматривать в отдельности. Если наезд на животное произошел на том участке дороге, где установлен знак “Перегон скота”, то в этом случае водитель будет признан виновником аварии и должен будет заплатить за сбитое животное.

Знак “Перегон скота” не регламентирует места для перегона скота, он лишь предупреждает водителя о том, что на данном участке необходимо принять меры для безопасного движения, так как в этом месте часто перегоняют скот. То есть корова может появиться неожиданно.

Если же будет признано, что у вас была возможность избежать столкновения, то на выплату водитель может не рассчитывать.

В России юристы призывают автомобилистов в случае аварии с участием бродячих животных вызывать сотрудников ГИБДД, которые зафиксируют факт ДТП. Без фиксации фактических обстоятельств ДТП установить виновного будет весьма сложно.

Ни в коем случае не рекомендуется скрываться с места ДТП. В противном случае водителю грозит лишение прав.

После того, как будут установлены обстоятельства произошедшей аварии и найден хозяин животного, нужно обращаться в суд с заявлением о возмещении причиненного ущерба.  

В Абхазии такая практика не работает, водитель в большинстве случаев предпочитает покинуть место аварии, не рассчитывая добиться компенсации ущерба и восприняв случившееся с ним как невезение, злосчастье или кару небесную. 

Злиться – грех

Нередко из-за расположившихся на трассе животных автомобилистам приходится нарушать правила дорожного движения. Жителя Сухума Астамура лишили водительских прав за то, что он пересек сплошную полосу, пытаясь объехать коров. 

“Я был вынужден нарушить, мне пришлось объезжать коров, расположившихся на трассе. Поста ГАИ поблизости не было, но камеры наружного наблюдения зафиксировали мое нарушение”, — рассказал водитель. 

На вопрос о том, как же он должен был поступить, милиционеры объяснили, что водитель должен был разогнать коров, либо дождаться, когда те добровольно уйдут с дороги.

Воображение опять рисует в голове индийские городские зарисовки: пробка из автомобилей, которые замерли в священном благоговении перед остановившейся посреди дороги коровой. Умиротворенное, спокойное животное не торопится покинуть проезжую часть, потому что выхлопные газы защищают ее от надоедливой мошкары. Корова может даже лечь и задремать, а автомобилисты не смеют злиться – это грех. 

В Абхазии, помимо лишения водительских прав, сухумский водитель вынужден был заплатить штраф в размере шести тысяч рублей за пересечение сплошной.

“Сотрудники ГАИ должны обеспечивать безопасность на дороге. Если на республиканской трассе лежит стадо коров или табун лошадей, это забота не только водителей, это забота и государства, в первую очередь. А потерпевшие здесь только водители. У кого искать справедливости?” — негодует водитель. 

Предупреждающие знаки

Другие водители указывают на то, что вдоль дороги необходимо расставить предупреждающие знаки, если уж убрать животных с дороги полностью не выходит. 

“Я видела по трассе лишь один знак, предупреждающий о перегоне скота. Но, если перегон скота в горы еще как-то организован, и стадо, как правило, сопровождает пастух, но когда коровы просто прогуливаются или лежат на дороге, то непонятно, с кого спрашивать”, — рассказывает молодой водитель из Сухума Тамила. 

Она отмечает, что республиканская трасса в восточных районах республики в темное время суток не освещается.

© Sputnik Леон Гуния

“По дороге в сторону Очамчыры — всегда скот, а предупреждающего знака — ни одного. Водители платят налог за дорогу, а вот необходимых условий безопасности нам не создают. Неужели у нас в стране нет пастбищ, где бы скот мог пастись?” — сказала водитель.

Присутствие скота на дороге не вопрос эстетики, считает и другой водитель Георгий Ардзинба. 

“Мы об этом говорим не потому, что нам неудобно перед туристами за этот “национальный колорит”, это, в первую очередь, вопрос безопасности. У нас в стране говорят о том, что аварий много, и нужно что-то делать, но не делается даже элементарное”, — отметил он. 

Животных правилам дорожного движения никто не учил, и штраф с них не возьмешь, поэтому перейти дорогу они могут неожиданно в любом месте, добавил водитель и не без иронии подытожил, что коровы и лошади с дороги сами никогда не уйдут, таким образом, решать вопрос нужно все-таки с людьми. 

Взять быка за рога

Отловом бродячего скота в Абхазии занимаются администрации районов, в столице эта обязанность возложена на сотрудников муниципального унитарного предприятия “Спецавтохозяйство”. Однако небольшой размер штрафа, который взимается с владельцев скота за выгул животных в неположенном месте, 1500 рублей, до сих пор не пугал хозяев животных, и ситуацию преломить не удавалось. 

Однако в преддверии международного спортивного турнира, Чемпионата мира по футболу ConIFA, который наша республика принимает в следующем году, городские власти решили взять быка за рога и в прямом и в переносном смысле. 

О необходимости принятия радикальных мер в борьбе с бродячим скотом на дорогах заявил заместитель мэра города Сухум Темур Ткубучава на очередном заседании Сухумского городского собрания, сообщили в пресс-службе администрации столицы. 

В частности, Ткебучава предложил забивать бродячий скот, разгуливающий по улицам столицы.  Для принятия таких ответственных решений городской мэрии необходимо согласие городских депутатов.

Он отметил, что если Сухумское городское Собрание  примет соответствующее решение, позволяющее не только штрафовать хозяев животных, но и забивать отловленный на территории города скот, администрация оперативно организует необходимые работы.

© Sputnik Леон Гуния

Однако депутаты не дали еще однозначного ответа, обещав посвятить этому вопросу не одно свое заседание. 

Но тут у животных появились защитники, как из числа местных жителей, так и из числа туристов. “Это так колоритно, оставьте”, — пишут одни. “Забивать скот – негуманно”, — вторят другие. 

Появились предложения существенно увеличить размер штрафа, взимаемый с хозяев скота, или же вовсе пустить животных гулять по городу, предварительно прикрутив к хвосту приспособление, чтобы не сорили в городе. 

И пока власти размышляют, а жители республики спорят, национальный ли это колорит или все же угроза безопасности автомобилистов, беспечные буренки по-прежнему остаются полноценными участниками дорожного движения в Абхазии.

Источник: https://sputnik-abkhazia.ru/Incidents/20151117/1016325621.html

Дорожно-конное происшествие. Кому возмещать ущерб?

Как решить вопрос по ДТП с участием лошади?

Ночь-то темна, лошадь-то черна;

еду, еду, да пощупаю, тут ли она?

(народная пословица)

Немного из истории вопроса. Конь в повседневной жизни и традициях казахов занимает особо почетное место. Это связано с тем, что издавна казахский народ вел кочевнический образ жизни.

Данный факт подтверждается тем, что даже в XXIвеке, при достаточном развитии всех видов транспорта и разных видов мясных продуктов, употребляемых жителями Казахстана в пищу, на дорогах, полях, улицах нередки встречи с лошадью.

Очень часто такие встречи происходят в отсутствие владельца лошади или погонщика. Нередки и неприятные происшествия при таких встречах.

Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей и крупного рогатого скота, лошадей неутешительна, так как нередко имеет место быть. После такой нелицеприятной встречи автомобиля и животного, возникает логический вопрос – кто виноват и кто будет возмещать ущерб за поврежденное авто и павший скот?

Нормативное решение данного вопроса в Республике Казахстан, на первый взгляд, достаточно полно проработано.

К примеру, Восточно-Казахстанским областным маслихатом 11 апреля 2014 года принято решение № 19/219-V«Об утверждении Правил содержания животных в населенных пунктах Восточно-Казахстанской области». Так же, 29 июня 2007 года маслихатом г.

Бахлаш утверждены Правила содержания и выпаса сельскохозяйственных животных в г. Бахлаш и прилегающих поселках (Решение № 44/429).

Последние правила четко устанавливают, что владелец сельскохозяйственных животных обязан не допускать прогона сельскохозяйственных животных в неустановленных переходах без сопровождения владельца, нарушения правил обеспечения безопасности дорожного движения.

Пунктом 15 и 16 Правил установлено, что физические и юридические лица, виновные в нарушении настоящих Правил, привлекаются к ответственности. При наличии материального ущерба потерпевший имеет право обратиться в суд за его возмещением.

Решением сессии маслихата города Алматы от 2 июля 2008 года № 118 утверждены «Правила содержания животных в г. Алматы». Вышеуказанными правилами чётко регулировались обязанности хозяина животного.

Так, согласно пункту 66, 83 Правил, за безопасность населения при выгуле, выпасе и перегоне сельскохозяйственных животных несёт ответственность владелец.

Вред, причиненный здоровью граждан или ущерб, нанесенный имуществу животными, возмещается в установленном законодательством порядке за счет владельцев животных.

Однако, не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Последний нормативный акт утратил силу в соответствии с решением маслихата г. Алматы от 28 августа 2013 года № 167. Кроме того, все вышеперечисленные акты имеют локальный характер и не действуют на всей территории Республики Казахстан.

            Попробуем же расставить все точки над «и», логически двигаясь по нормам действующего законодательства Республики Казахстан.

            Согласно ст. 124 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее ГК), кживотным применяются общие правила о вещах, поскольку законодательством не установлено иное. Статьёй 115 ГК установлено, что к имущественным благам и правам (имуществу) относятся: вещи и другое имущество.

            В соответствии со ст. 188 ГК, осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц. Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав.

Статьёй 271 ГК предусмотрены основания возникновения обязательства и его исполнение. Так, обязательства возникают из договора, причинения вреда или иных оснований.

Обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

            В соответствии со ст. 917 ГК, вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. Законодательными актами обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем.

Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 593-II «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» установлено, что объекты животного мира, разведенные и содержащиеся в неволе или полуневольных условиях, являются собственностью физических и юридических лиц, которые добыли, разводят и содержат их.

Согласно ст. 57 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194-V«О дорожном движении», погонщики, ведущие по дороге скот, стадо, вьючных, упряжных или верховых животных, обязаны знать и соблюдать правила дорожного движения, утвержденные Правительством Республики Казахстан.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1997 года № 1650 «Об утверждении Правил дорожного движения Республики Казахстан» устанавливают, что животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять животных как можно ближе к правому краю дороги.

При прогоне группы животных по дороге или через нее в темное время суток и в условиях недостаточной видимости погонщики должны подавать сигналы для предупреждения водителей о нахождении животных на дороге. В данном же пункте приведено, что является сигналом.

Так, сигналом служит круговое движение руки с факелом или фонарем, при этом подающий сигнал должен находиться на расстоянии 10-15 метров от группы животных в сторону приближающегося транспортного средства.

Пунктом 24.8. Правил установлено, что водителям гужевых повозок (саней), погонщикам и владельцам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

оставлять животных без надзора в случаях, не исключающих их появление на дорогах с твердым покрытием;

прогонять животных через дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях);

вести животных по дороге с асфальто- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей.

В аспекте обозначенного вопроса и правовой позиции действующих норм законодательства Республики Казахстан, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, действующие нормы чётко очерчивают основания возникновения обязанности возмещать причинённый лошадью или иным животным ущерб.

Во-вторых, в описанном случае, когда лошадь или другое животное оказывается причиной дорожно-транспортного происшествия (особенно в тёмное время суток и при перегоне скота в местах, не обозначенных специальными дорожными знаками), ответственность за причинённый ущерб несёт владелец животного.

Именно на него возлагается обязанность использовать животное, как любой вид имущества, таким способом, который не нарушает прав третьих лиц.

Более того, в тех случаях, когда животное становится участником дорожного движения, на владельца и погонщика возлагается дополнительная ответственность, так как халатное поведение при перегоне скота вблизи проезжей части, может привести к гибели людей.

В-третьих, даже при глубоком знании данного вопроса, потерпевшей стороне не избежать обращения в суд для защиты своих прав.

Подготовлено старшим юристом «ZAN» Юридической Компании

Дервиш Дмитрием.

Источник: http://www.zancompany.com/ru/news-articles/articles/1753/

Прав-помощь
Добавить комментарий