Как уволиться с военной службы женщине

Военный юрист Киев — адвокат для военнослужащих, юридическая помощь ветеранам войны, АТО

Как уволиться с военной службы женщине

Если вы не планируете инвестировать в ваш вопрос по военному праву значительные средства на юриста, рекомендуем вам обратиться в найближчий центр безоплатна правова допомога https://www.legalaid.gov.ua они специализируются по военному праву.

В последнее время в нашей стране юридическая помощь военнослужащим приобретает особую важность и востребованность.

Несмотря на то, что военное право кажется очень узкопрофильной областью, консультация военного юриста может понадобиться каждому: гражданскому человеку (чаще всего по вопросам призыва на срочную военную службу и мобилизации), военному (в связи с прохождением службы), а также военному в запасе либо отставке (по вопросам материально-социального обеспечения или льгот).

Практика показывает, что адвокат для военнослужащих действительно необходим, обходится он дорого и не все могут его себе позволить к сожалению. Ведь большинство служащих не ознакомлены должным образом со своими правами, и на самом деле боятся конфронтации с руководством.

Согласно законам Украины военнослужащие, побывавшие в зоне АТО, имеют те же права и социальные гарантии от государства, что и участники каких-либо других боевых действий. Права АТО: постоянная зарплата, жилье и другие социальные льготы и гарантии от государства, которые полагаются военнослужащим.

Но, к сожалению, не всегда участник боевых действий действительно может получить положенные ему льготы и социальные гарантии от государства.

Именно поэтому защита прав военнослужащих и защита ветеранов АТО являются на сегодняшний день одними из самых распространенных дел, с которыми сталкиваются военные юристы.

Если вы столкнулись с незаконными действиями военного начальства по отношению к себе или не можете получить необходимые льготы или документы, помните, что подобные проблемы всегда смогут решить специалисты.

Консультация и услуги военного юриста

Военный юрист в Киеве занимается:

  1. консультациями по вопросам, связанным с призывом на срочную службу, мобилизацией, прохождением службы и увольнением из ВС Украины;
  2. юридическая помощь военнослужащим и их семьям по вопросам материального и социального обеспечения (медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, социальные гарантии государства);
  3. защита военнослужащих в спорах о незаконном увольнении с военной службы и восстановлении;
  4. консультация по вопросам страхования и возмещения ущерба, причиненного в связи с прохождением службы;
  5. представительство интересов и защита прав лиц в делах, связанных с воинскими обязанностями (в том числе в уголовном процессе);
  6. предоставление информации о праве на отсрочку в случае призыва на срочную службу или мобилизации;
  7. полный юридический анализ условий контракта, сопровождение его заключения и расторжения.

Наиболее частой проблемой для гражданских лиц является обвинение в уклонении от воинской обязанности. Не стоит недооценивать данную ситуацию, ведь законодательством предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная.

Мера наказания может достигать 5 лет лишения свободы (в случае с мобилизацией). В повестке, по общему шаблону, указана ответственность, предусмотренная ст. 210 КУоАП. Но в ходе дела вас могут привлечь к ответственности по совершенно иным статьям (в том числе УК Украины).

Адвокат по военным делам в г.

Киев сможет максимально оперативно предоставить необходимую консультацию о сложившейся проблеме, разработать схему защиты ваших прав и интересов, обсудить с вами процедуру первичной дачи показаний, которые будут играть решающую роль в исходе дела, а также собрать максимально возможный пакет документов, в подтверждение вашей правовой позиции.

Помните! Незнание закона не освобождает вас от ответственности, а вот его знание – как раз может кардинально изменить положение в деле.

Зачастую призывники действуют исходя из логических и моральных соображений, основывая свои решения и действия на информации, которая стихийно появляется в обществе.

Но такая тактика может привести к плачевным последствиям: минимум – к тому, что, несмотря на все ваши старания, вы будете проходить воинскую службу, максимум – к привлечению к уголовной ответственности и отбыванию наказания в местах лишения свободы.

Ярким примером в подтверждение подобной практики в Украине является стихийное распространение в сети интернет примера заявления об отказе от мобилизации.

Стремясь защитить свою жизнь и сохранить здоровье, молодые люди составляют подобные заявления, ссылаясь на статьи Конституции и законов Украины, и надеясь тем самым доказать наличие правовых оснований для отказа от мобилизации.

Но Конституция Украины гласит, что граждане обязаны отбывать военную повинность согласно закону, защищать Отчизну, независимость и территориальную целостность государства. Законодательством Украины не предусмотрена возможность отказа от данной обязанности.

Подобные заявления могут лишь усугубить и без того сложную ситуацию, и подтвердить прямой умысел для уклонения от мобилизации. Поэтому для успешного решения данной проблемы необходимо обращаться к специалисту. Военный адвокат сможет всесторонне рассмотреть все данные, касающиеся вашей личной ситуации, руководствуясь буквой закона, и найти действительно законные основания для максимальной защиты ваших интересов.

Источник: https://nakaz.ua/blog/voennii-jurist

Комментарий к п. 2: 60. Увольнение военнослужащих в соответствии с комментируемым

Как уволиться с военной службы женщине

60.

Увольнение военнослужащих в соответствии с комментируемым Федеральным законом производится: а) в запас, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе; б) в отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан военно-врачебной комиссией не годным к военной службе; в) с военной службы, если военнослужащему назначено наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы (п. 1 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы). Граждане, уволенные с военной службы с зачислением в запас, создают запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Запас Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации создается в порядке, определяемом комментируемым Федеральным законом, Федеральным законом “О внешней разведке” от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ и Федеральным законом “О федеральной службе безопасности” от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Документы органов внешней разведки Российской Федерации, содержащие сведения об их кадровом составе, о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона “О внешней разведке”). Сведения о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 17 Федерального закона “О федеральной службе безопасности”). 61. Граждане пребывают в запасе до достижения ими следующих возрастов: – солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы – до 50 лет; – младшие офицеры – до 55 лет; – старшие офицеры – до 60 лет; – высшие офицеры – до 65 лет. Граждане женского пола, пребывают в запасе: – имеющие воинские звания офицеров – до 50 лет; – имеющие иные воинские звания – до 45 лет. В случае если в период пребывания на военной службе военнослужащие достигли предельного возраста состояния в запасе, они увольняются с военной службы в отставку. 62. В отставку также увольняются с военной службы военнослужащие, признанные ВВК не годными к военной службе. 63. Военнослужащий может быть уволен с военной службы в запас (отставку) без медицинского обследования или освидетельствования в военно-врачебной комиссии. В случае изъявления военнослужащим желания (по рапорту) пройти перед увольнением медицинское стационарное обследование и освидетельствование в военно-врачебной комиссии он направляется в военно-медицинское учреждение с таким расчетом, чтобы заключение военно-врачебной комиссии поступило в воинскую часть не позднее двух месяцев до окончания срока военной службы военнослужащего. Если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, признан не годным к военной службе и в период оформления увольнения не может по состоянию здоровья исполнять обязанности военной службы, ВВК одновременно с заключением о его негодности к военной службе выносит заключение о том, что он нуждается в освобождении на срок, необходимый для оформления увольнения, но не более чем на 30 суток. Освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы и получивших увечье (ранение, травму, контузию), заболевание в период прохождения военных сборов, проводится только при определившемся исходе увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания.

Освидетельствование для решения вопроса о годности к военной службе военнослужащих, получивших увечье (ранение, травму, контузию) при защите Отечества, при исполнении обязанностей военной службы, при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и военнослужащих, получивших заболевание в период прохождения службы за границей, в государствах, где велись боевые действия, в период пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей или при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, проводится по окончании стационарного лечения независимо от его продолжительности (п.

9 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы). 64. Важное значение при увольнении с военной службы имеет соблюдение сроков увольнения. Так, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подп. “а” п. 1 ст. 51 комментируемого Федерального закона) окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (контракта), за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 п. 11 ст. 38 комментируемого Федерального закона. Представления на военнослужащих и необходимые документы к их увольнению с военной службы должны быть подписаны командиром (начальником) воинской части и направлены в адрес вышестоящего кадрового органа не позднее чем за три месяца до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе (истечения срока контракта сверх предельного возраста) и должны поступить в инстанцию, издающую приказ, не позднее чем за два месяца до истечения вышеуказанного срока (п. 3 § 1 приложения N 5 к указанию Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. N 173/2/1090). По истечении срока контракта о прохождении военной службы (подп. “б” п. 1 ст. 51 комментируемого Федерального закона) подлежат увольнению военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе и не изъявившие желания заключить новый контракт о прохождении военной службы, при отсутствии других оснований к увольнению. Представления на военнослужащих и необходимые документы к их увольнению с военной службы должны быть подписаны командиром (начальником) воинской части и направлены в адрес вышестоящего кадрового органа не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта и должны поступить в инстанцию, издающую приказ, не позднее чем за два месяца до истечения вышеуказанного срока (п. 5 § 1 приложения N 5 к указанию Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. N 173/2/1090). При увольнении по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего ВВК не годным к военной службе службы (подп. “в” п. 1 ст. 51 комментируемого Федерального закона) ВВК одновременно с заключением о категории годности к военной службе выносит заключение следующего содержания: “Подлежит полному освобождению от исполнения обязанностей военной службы на срок, необходимый для оформления увольнения, но не более 30 суток”. Таким образом, можно сделать вывод, что срок, необходимый для оформления увольнения по указанному основанию, не должен превышать 30 суток с момента признания военнослужащего не годным к военной службе. В связи с лишением военнослужащего воинского звания (подп. “д” п. 1 ст. 51 комментируемого Федерального закона) подлежат увольнению военнослужащие, лишенные воинского звания по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ лишение воинского звания применяется только в качестве дополнительного вида наказания. Согласно ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного воинского звания, после вступления его в силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание. Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного воинского звания, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующее звание. Должностное лицо в течение одного месяца со дня получения копии приговора сообщает в суд, вынесший приговор, о его исполнении. Все экземпляры личных дел лишенных воинского звания военнослужащих пересылаются в Центральный архив Министерства обороны или Центральный Военно-морской архив (иной архив). Днем увольнения с военной службы является день начала отбывания наказания, указанный в приговоре суда (приложение N 5 к указанию Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. N 173/2/1090). В связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подп. “е” п. 1 ст. 51 комментируемого Федерального закона) подлежат увольнению военнослужащие, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы без лишения воинского звания. Все экземпляры личных дел военнослужащих высылаются на учет в военкомат по месту их жительства (жительства семьи, родственников). Днем увольнения с военной службы является дата вступления в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания (приложение N 5 к указанию Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. N173/2/1090). При увольнении в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подп. “в” п. 2 ст. 51 комментируемого Федерального закона) в соответствии со ст. 104 ДУ ВС РФ указанное основание увольнения с военной службы применяется как дисциплинарное взыскание – досрочное увольнение в запас с военной службы. При этом, необходимо учитывать, что согласно ст. 88 ДУ ВС РФ наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. В соответствии со ст. 94 ДУ ВС РФ дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно и в исключительных случаях не позднее месяца со дня его наложения. По остальным основаниям увольнения с военной службы, изложенным в пп. 1-3, 6 ст. 51 комментируемого Федерального закона, должны применяться следующие правила и сроки рассмотрения служебных документов на увольнение с военной службы, изложенные в ст.ст. 143-156 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 170. 65. Увольнение с военной службы беременных женщин-военнослужащих, женщин-военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. “а”, “в”-“ж” п. 1 ст. 51 комментируемого Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию. Женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части (п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы). 66. Военнослужащие, уволенные с военной службы в связи с лишением воинского звания, лишением свободы или ограничением свободы, не направляются в запас или отставку (подп. “в” п. 1 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы). Все экземпляры личных дел лишенных воинских званий граждан пересылаются в Центральный архив Министерства обороны или в Центральный Военно-Морской архив (приложение N 5 к указанию Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. N 173/2/1090).

67. В соответствии с п. 3 ст. 52 комментируемого Федерального закона гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса.

Присвоение указанного звания возможно после отбытия наказания в виде лишения свободы, так как граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не подлежат воинскому учету (п. 4 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541).

Источник: https://jurisprudence.club/konstitutsionnoe-uchebnik/kommentariy5461.html

Попытка № 2. Как уволиться со службы, если вы подписали контракт до конца особого периода

Как уволиться с военной службы женщине

Попытка № 2. Как уволиться со службы, если вы подписали контракт до конца особого периода

Пресс-служба Министерства обороны Украины

Особый период оказался настолько затяжным, что некоторым уже надоело воевать. И это естественно – люди устали, хотят отдохнуть или вовсе переключиться, побыть с семьей или эту семью создать. Были и обращения, и митинги, и матери выходили под облгосадминистрации, а военнослужащие все служили.

С начала российской агрессии на востоке Украины часть мужчин и женщин подписали контракты с Вооруженными силами на 3 или 5 лет, а некоторые – вплоть до конца войны. Война все не заканчивалась, укомплектованность подразделений ВСУ была, мягко говоря, неудовлетворительной.

После провозглашения “особого периода” и частичной мобилизации в марте 2014 контракты этим военнослужащим продолжали автоматически, и по сути, становились они также бессрочными.

Контракт до конца особого периода фактически сделал военных заложниками, потому что освободиться они не могли.

Социальное напряжение росло и руководство понимало, что долго они людей таким образом не удержат. 7 января 2017 вступил в силу закон, который отменил явление “контракт до конца особого периода”.

Он дал возможность военнослужащим, подписавшие такие контракты, освободиться в течение года, то есть до 7 января 2018-го.

Однако освободиться смогли не все, поскольку надо было отслужить как минимум 18 месяцев (для лиц, которые несли службу по контракту на 3 или 5 лет, которые были автоматически продлены до конца ОП) и 24 месяца (для лиц, которые имели на руках контракты до конца ОП).

По состоянию на 7 января 2018 г. не у всех прошли установленные законом сроки службы, а лавка прикрылась. Генштаб сообщал, что за это летнее “окно” успело освободиться 10% счастливцев, которые имели такие контракты.

Новый и усовершенствованный закон, который позволяет уволиться таким контрактникам, президент держал у себя два месяца и все же подписал 20 июня текущего года.

Поэтому закончим преамбулу и перейдем к вопросам практическим: как и кому можно увольняться, что писать, как выглядит рапорт, сколько ждать и тому подобное.

Кроме того, по неофициальной статистике “Юридической сотни”, которую опубликовал “Тиждень”, собираются увольняться около 10 тыс. военнослужащих, Министерство обороны сообщает, что эта цифра составляет — 6–7 тыс. лиц. 

“Будем перекрывать дефицит кадров из имеющихся ресурсов, то есть повышать военных на свободные должности. Также будем принимать новых граждан на военную службу по контракту.

Думаем, это не станет проблемой и мы решим кадровый вопрос”, — передает “Тиждень” слова начальника отдела формирования военной кадровой политики Департамента кадровой политики Министерства обороны Украины Виталия Бабича.

На всех тех, кто не вошел в предыдущый законопроект и не успел уволиться до 7 января 2018 года.

Военнослужащие, которым автоматически продлили их трехлетние или пятилетние контракты, и они уже отслужили срок 18 месяцев с даты продления действия контракта, могут писать рапорт на увольнение.

Военнослужащие, которые подписали контракт до конца особого периода, и уже отслужили 24 месяца, тоже пишите рапорт. Ну конечно, если есть желание. Если хотите оставаться в ВСУ, вас это не касается.

Когда можно увольняться?

Как сообщила юридическая служба ВСУ на своей странице в , увольнение началось с 1 июля 2018 года.

Однако не все так быстро. Есть военнослужащие, которые выполняют задания в районе проведения ООС, есть военнослужащие, которые не выполняют эти задачи. Судьба их разная.

Начнем с последних. Военнослужащие ВСУ, которые получили такое право на увольнение (то есть отслужили 18 месяцев или 24), до 23 июня 2018 года (до вступления нового закона в силу) будут увольняться в течение трех месяцев в следующих объемах:

(*обобщенные показатели по органах военного управления с учетом подчиненных воинских частей):

до 01 августа 2018 года – до 25%;

до 01 сентября 2018 года – до 25%;

до 23 сентября 2018 года – до 50%.

Военнослужащие, которые задействованы в ООС (но правильно называть “которые выполняют задачи в интересах обороны Украины во время действия особого периода в районах осуществления мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии государства, которое формально или фактически является участником военных действий против Украины”), смогут уволиться только после окончания выполнения ими своих задач в течение трех месяцев.

Юристы говорят, что это своего рода тоже ловушка, потому что закон не прописывает сроки выполнения такого задания. Детали процесса увольнения военнослужащих нам рассказала юрист и председатель правления общественной организации “Всеукраинская правозащитная организация “Юридическая Сотня” Леся Василенко.

112.ua

Для таких военнослужащих с контрактом до конца ОП, находящихся в настоящее время в зоне АТО (ООС), написано, что уволиться они могут только после окончания выполнения ими задач. Четкой формулировки, когда эти задания закончатся, нет. Как быть с этим?

На самом деле есть, просто эта информация находится как “для служебного пользования” или под грифом “секретно”. Каждая воинская часть имеет перечень задач с определенным порядком их выполнения и сроками.

Каждый командир владеет этой информацией в полном объеме, а командование четко ориентируется в графиках выполнения задач всеми военными частями. Однако, распространять эту информацию командиры не имеют права. И это вполне нормально. Особенно в условиях войны.

Когда военная часть или ее подразделение(я) завершают задачи, их, как правило, выводят в пункты постоянной дислокации (ППД), которые находятся за пределами районов проведения боевых действий.

Что делать военнослужащим, если ППД их части находится в зоне боевых действий?

Действительно, есть несколько таких бригад, недавно созданных, находящихся в районах проведения ООС. Но эти военные части так же, как и все остальные, имеют графики выполнения задач.

То, что 81 или 53 бригады дислоцируются в районах боевых действий не значит, что они постоянно и непрерывно привлечены к выполнению задач.

Освобождение военнослужащих в таких бригадах возможно именно в тот период, когда задачи не выполняются.

В отношении сотрудников военкоматов и не боевых частей, которые находятся в районах боевых действий, то эти подразделения Министерства обороны не задействованы в задачах, а просто находятся в районах боевых действий и работают согласно обычному графику. Поэтому из таких структур увольнение может происходить в обычном порядке.

Конечно, уже есть обращения от военнослужащих и сотрудников о том, что командиры сказали, что увольнять не будут именно по той причине, что часть находится в районе проведения ООС. Такая информация не подтверждается кадровыми службами ГШ ВСУ и прямо противоречит разъяснениям Директивы Д-1, которые были направлены командирам частей.

Могут ли быть проблемы с увольнением кадровых офицеров?

Нет, таких ситуаций не должно возникать. Закон не предусматривает отличных процедур увольнения, в зависимости от звания или должности. Действительно, могут возникать нюансы, если командование не хочет или не может себе позволить потерять ценные кадры.

Или, наоборот, когда по человеку, желающему освободиться, есть определенные нерешенные проблемы в части. В таких случаях может происходить торможение процедуры увольнения. Человек не попадает в графики, не принимаются рапорты и тому подобное.

Но это скорее исключения, чем правила.

Из чего начинается увольнение?

Итак, военнослужащим, чьи права были нарушены и которые намерены уволиться из рядов ВСУ, необходимо написать рапорт. В двух экземплярах.

За трехмесячный срок, который дается, вам необходимо закрыть все вопросы, отгулять все отпуска, сдать имущество и “его святость” обходной лист.

Рапорт нужно зарегистрировать в военной части, а если не принимают, юристы советуют писать жалобу вышестоящему командиру и в военную прокуратуру.  

Если вы раньше писали рапорт на увольнение, например, в прошлом году, бывалые военнослужащие советуют написать его еще раз. На вашем экземпляре необходимо, чтобы вам поставили отметку о принятии вашего обращения. Эффективнее делать это в присутствии двух свидетелей (можно взять товарищей по службе), чтобы они расписались на вашем экземпляре, что рапорт был сдан в их присутствии.

Рапорт пишется в произвольной форме, чтобы это было читабельно. Писать надо от себя. Вот такие варианты предлагает “Юридическая сотня”.

ОО “Юридическая сотня”

ОО “Юридическая сотня”

В случае отказа военнослужащему в удовлетворении рапорта необходимо предоставить мотивированный письменный ответ, почему именно его не могут уволить. Иначе следующая инстанция – суд. 

Продолжаем говорить с Лесей Василенко, насколько в суде можно обжаловать такие причины, как, например, “некем заменить”, неукомплектованность, обострение на фронте и так далее…?

Ну, во-первых, в суда дела доходят в исключительных случаях. На сегодняшний день все суды, связанные с увольнением по контрактам касаются в основном увольнения в те периоды, когда вопрос оставалось нерешенным законодательно.

Во-вторых, получить письменное обоснование отказа принять или удовлетворить рапорт фактически невозможно.

Перечень причин отказа разнообразный: обострение на фронте, неукомплектованность части, ожидания перевода новых кадров, недостаток информации о порядке и возможности освобождения, нежелание освобождать через вредность и тд. Ни одна из этих причин, конечно, не будет заявлена ​​нигде официально.

Как правило, в таких случаях военнослужащий может обратиться к высшему командованию, направить рапорт/обращение в ГШ ВСУ и Министерство обороны, позвонить на горячую линию ГШ или МО. Можно также обратиться к общественным организациям с помощью по оформлению соответствующих обращений.

Правильно ли я понимаю, что этот закон НЕ ДЕЙСТВУЕТ в условиях военного положения и всеобщей мобилизации?

Абсолютно верно. Статья 26 Закона Украины “О воинской обязанности и военной службе” предусматривает, что в случае военного положения почти все основания для освобождения перестают действовать.

(!) Военнослужащие, которые заключили обычные контракты и уже взялись писать рапорт, знайте, вас этот закон не касается. Вы сможете уволиться только после окончания вашего контракта.

***

Среди военнослужащих такое явление как “контракт до конца особого периода” стало уже своеобразным мемом. В соцсетях даже группа с ироничными фотожабами есть, ему посвященная, этому длинному “неокончанию” войны. 

Но если серьезно, и у этой медали, как не странно, две стороны. 2014-2015 годы люди продержались на голом энтузиазме, патриотизме и вере, что Россия не задержится так долго на Донбассе. Потом начались социальные проблемы, психологические, семейные.

Однако контрактников надо было как-то удержать. Даже способом пожизненных контрактов. Да, никто из руководства, конечно, этого не скажет честно и публично, однако их тоже можно понять. Тогда никто точно не знал, сколько людей уйдет из армии.

Такая ошибка была бы слишком дорогой. 

Другую сторону медали озвучивают сами военнослужащие, мол, “дайте нам нормальные условия службы, зарплату, умных командиров и никуда мы не уйдем”. И их тоже можно понять. Почему так долго тянули с подписанием этого закона – делайте выводы сами. Однако можно предположить, что на сегодняшний день к увольнению нескольких тысяч мужчин и женщин ВСУ готовы. 

Ирина Сампан

Источник: https://112.ua/statji/popytka-2-kak-uvolitsya-so-sluzhby-esli-vy-podpisali-kontrakt-do-konca-osobogo-perioda-452605.html

Порядок увольнения военнослужащих по призыву с военной службы

Как уволиться с военной службы женщине

Армия военная прокуратура Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами. © Алексей Иванов/ТРК «Звезда»

Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие

по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами:

Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон);

Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237);

приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»;

документы органов государственной охраны и других войск, в которых предусмотрена военная служба по призыву. Срок военной службы для военнослужащих по призыву установлен в 12 месяцев. Он начинается в день присвоения призванному на военную службу гражданину воинского звания рядового. Эта дата указана в военном билете военнослужащего.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской частив приказе командира воинской части. При этом срок военной службы военнослужащих по призыву истекает в соответствующее число последнего месяца военной службы.

Например, если воинское звание рядового военнослужащему присвоено 12 ноября 2015 года, то днем увольнения с военной службы является 12 ноября 2016 года.

Следует учесть, что в срок военной службы не засчитываются:

время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;

время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Так, например, если в период службы военнослужащий дважды отбывал дисциплинарное наказание в виде ареста на 3 и 5 суток, самовольно оставлял воинскую часть на 14 суток, то эти дни в срок его военной службы не засчитывается и он подлежит увольнению на 22 суток позже установленной даты.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

военнослужащий находится на стационарном лечении;

военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

военнослужащий участвует в походах кораблей;

в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.

Увольняемые с военной службы военнослужащие по призыву направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.

В Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что военнослужащие при увольнении должны иметь на руках:

военный билет;учетно-послужную карточку;карту профессионального психологического отбора;предписание в военный комиссариат;

воинские перевозочные документы к месту постановки на воинский учет (месту жительства).

Аттестаты на продовольствие, вещевое имущество и денежные аттестаты им не выдаются. Об обеспечении их продовольственно-путевыми деньгами и денежным довольствием делаются отметки в предписании.

Командование воинских частей наделено определенными обязанностями по обеспечению надлежащего увольнения военнослужащих по призыву с военной службы и оформлению документов.

Начальники штабов воинских частей обязаны не позднее чем за 10 дней до увольнения лично проверить у лиц, увольняемых с военной службы, наличие документов и правильность их заполнения.

Увольняемым военнослужащим, которым определенное время не засчитано в срок военной службы, в военном билете и учетно-послужной карточке делается отметка с указанием причины, по которой не засчитано время в срок военной службы.

Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 146 Порядка обеспечения денежным довольствием в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700) при увольнении с военной службы военнослужащему по призыву, помимо ежемесячного денежного содержания, дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанным лицам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей – пять таких окладов.

Согласно пункту 1 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 555 «О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации
на мирное время») увольняемые военнослужащие по призыву вправе получить в собственность предметы вещевого имущества личного пользования согласно сезону года – один из находящихся в носке на момент увольнения комплектов обмундирования (парадного или повседневного). Решение о такой передаче обмундирования принимается командиром воинской части.

Кроме того, в случае сдачи в начале военной службы в кладовую подразделения своих личных вещей при увольнении военнослужащий
по призыву получает их на руки.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и подлежащие увольнению с военной службы, но находящиеся в отпуске по болезни или по личным обстоятельствам, срок которого истекает не более чем за 5 суток до истечения их срока военной службы (не считая времени, необходимого для проезда от места проведения отпуска до места прохождения военной службы и обратно), к месту военной службы невозвращаются, а увольняются с военной службы военными комиссарами районов по месту проведения отпуска, о чем извещаются командиры воинских частей. При этом военнослужащие, находящиеся в отпуске по болезни, увольняются после освидетельствования военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе.

В этих случаях командиры воинских частей обязаны выслать в военные комиссариаты по их запросам документы для зачисления военнослужащих в запас и их личные вещи.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, выслужившие установленные сроки военной службы и находящиеся на излечении в лечебных учреждениях, освидетельствуются военно-врачебными комиссиями после окончания лечения или определившегося исхода заболевания (ранения, контузии, травмы, увечья). Увольнение этих военнослужащих производится начальниками военно-медицинских учреждений, о чем сообщается командирам соответствующих воинских частей.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины могут быть досрочно уволены с военной службы по причинам и в случаях, определенных в статье 51 Закона.

Досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья военнослужащих, признанных негодными или ограниченно годными
к военной службе, осуществляется командирами воинских частей на основании заключения военно-врачебной комиссии, оформленного свидетельством о болезни, и после утверждения его штатной военно-врачебной комиссией вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, флотилии в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565).

При рассмотрении командиром воинской части рапорта военнослужащего (заявления от его родственников) о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам командир воинской части обязан уточнить изложенные в рапорте (заявлении) мотивы досрочного увольнения и проверить наличие документов, подтверждающих его законность.

В случае, если к рапорту (заявлению) документы, подтверждающие законность досрочного увольнения, не приложены, командир воинской части должен в трехдневный срок направить в военный комиссариат района по месту жительства семьи военнослужащего запрос на представление в воинскую часть указанных документов.

Военный комиссар района, получив такой запрос, в 10-дневный срок обязан на основании представленных членами семьи военнослужащего документов подготовить заключение, которое с приложением подтверждающих документов после утверждения военным комиссаром субъекта Российской Федерации направить командиру воинской части. Подпись военного комиссара субъекта Российской Федерации при утверждении заключения военного комиссара района заверяется гербовой печатью. Копия этого заключения остается в военном комиссариате района.

Командир воинской части, рассмотрев поступившие из военного комиссариата документы, со своим ходатайством представляет их на решение по подчиненности соответственно начальнику главного штаба вида Вооруженных Сил Российской Федерации, штаба военного округа, штаба рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации, объединения и соединения, в подчинении которых находится воинская часть.

На основании полученного разрешения командир воинской части досрочно увольняет военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам. Номер и дата приказа командира воинской части об увольнении военнослужащего указываются в его военном билете.

Старший военный прокурор 2 отдела организационного управления

Главной военной прокуратуры

полковник юстиции
Марат Шарипов

В ДPУГИХ CMИ

Экспертное мнение и аналитика

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201609191714-k3w0.htm

Офицер победил Конституционный суд

Как уволиться с военной службы женщине

15.10.2010 00:00:00

Европейский суд по правам человека признал российских мужчин равных женщинам.
Фото Reuters.

В опубликованной на днях первой в этом месяце порции «российских» постановлений Европейского суда по правам человека выделяется решение по делу «Маркин против России».

Константин Маркин – офицер Вооруженных сил, отец троих детей (по сведениям «НВО», капитан, служил в в/ч 41480 под Санкт-Петербургом, сейчас уже уволен в запас). Когда в 2005 году родился самый младший, Маркин обратился к командованию части с просьбой предоставить ему отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Командир в просьбе отказал, поскольку действующим законодательством такой отпуск положен только военнослужащим женского пола. Маркин обратился в гарнизонный, а потом и в окружной суд.

Он не раз жаловался в Конституционный суд, утверждая, что действующие нормативные акты, не позволяющие ему три года посвятить воспитанию ребенка, являются дискриминационными по отношению к военнослужащим-мужчинам.

У Конституционного суда наработана немалая практика в отношении граждан, носящих военную форму.

КС, определив военную службу как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны и безопасности, а значит, осуществляемой в публичных интересах, не раз отстаивал права военнослужащих, в том числе и родительские, но и подчеркивал их специальный правовой статус с вытекающими из него обязанностями и определенными ограничениями в части осуществления гражданских прав и обязанностей. Отвечая Маркину, КС отметил, что законодатель предоставил право на отпуск за ребенком только мамам в военной форме, поскольку в наших условиях участие женщин в несении военной службы весьма ограниченно, а кроме того, материнство определяет особую роль женщины в обществе. При этом у отца остается право на однократный отпуск до трех месяцев, но это уж в крайних случаях отсутствия материнского попечения о детях. Если же отец решает самостоятельно заботиться о ребенке, законом предусмотрено досрочное увольнение с военной службы по семейным обстоятельствам.

Отстаивая свои интересы, Маркин энергично развивал наступление на разных направлениях: определение по его жалобе, направленной в КС в августе 2008 года, было вынесено 15 января 2009 года, а еще раньше, 21 мая 2006 года, его же жалоба была зарегистрирована в ЕСПЧ – это при том, что не прошло и месяца после вынесения окружным военным судом решения, оставившего в силе отказ гарнизонного суда удовлетворить просьбу о предоставлении трехлетнего отпуска.

В европейской инстанции Маркин нашел защиту. Правда, из запрошенных им 400 000 евро в качестве компенсации морального ущерба, да еще приблизительно 2500 – на возмещение материального ущерба и судебных издержек, ЕСПЧ счел возможным назначить лишь 200 евро, чтобы частично покрыть расходы на тяжбу.

ЕСПЧ счел, что в отношении Маркина была допущена дискриминация по половому признаку в сочетании с нарушением его права на семейную жизнь. Суд не нашел «разумных и объективных» оснований для того, чтобы трехлетний отпуск предоставлялся только военнослужащим-женщинам.

Он согласился с тем, что некоторые права военнослужащих, причем такие краеугольные, как свобода и личная неприкосновенность, свобода мысли, совести и религии, выражения мнения, собраний и объединений могут быть ограничены, и это не будет дискриминацией, а вот рамки на право на семейную жизнь – будут.

При этом ЕСПЧ ссылался на то, что равенство родителей в праве получения отпуска по уходу за малолетним ребенком – уже распространенная практика в государствах – членах Совета Европы, и подкрепил это ссылками на целый ряд собственных решений.

В доказательство же полного равенства между мужчинами и женщинами, находящимися на военной службе, суд главным образом основывался на деле по жалобам принудительно уволенных из британских вооруженных сил лиц нетрадиционной половой ориентации.

ЕСПЧ утверждал, что предоставление возможности одному из родителей – любому – быть дома и заботиться о потомстве, способствует укреплению семьи, явно полагая, что речь идет о двух родителях.

Тут такая деталь: Маркин и мать его детей оформили развод по суду в день рождения того самого третьего ребенка и вскоре бывшая супруга переехала в другой город, а все дети с ее согласия остались на попечении отца.

Попутно ЕСПЧ – впервые! – раскритиковал аргументы КС России: мол, тот не привел примеров и специальных данных, чтобы доказать, как трехлетнее отсутствие военнослужащего на боевом посту скажется на обороноспособности страны.

А куда деваться в гражданской жизни офицеру, если он предпочтет досрочно расторгнуть контракт, чтобы сидеть с ребенком? Не сможет он, утверждал ЕСПЧ, использовать свой опыт, не найдет он себе места за воротами войсковой части, утратит свой статус, заработанный на военной службе!

Раньше ЕСПЧ с готовностью принимал правовые позиции КС, не подкрепленные статистическими таблицами и формулами, по-видимому осознавая, что, во-первых, КС лучше международного суда знает о положении в стране и обществе, а, во-вторых, решает вопросы права, а не факта. Другое дело, что прежде, чем прийти к своим выводам, КС перерабатывает огромный массив информации, поступающей как от заявителей, так и от прочих заинтересованных сторон, но это уже внутренняя кухня.

ЕСПЧ не разъяснил, каким образом в течение трех лет тяжелой родительской работы военнослужащий сохранит профессиональные навыки и боеготовность и сколько времени и средств потребуется на то, чтобы впоследствии подтянуть его до возросших за это время требований.

Что касается неприкаянных офицеров запаса, могу назвать с десяток знакомых в званиях от полковника до генерал-лейтенанта, которым именно их военная закалка и примерный послужной список позволили после увольнения занять достойное место на государственной службе, в науке или частном секторе.

Нападки ЕСПЧ на КС необъяснимы. Уже не один год между двумя судами идет конструктивный диалог, ЕСПЧ нередко ссылается на практику КС в качестве как позитивного примера, так и источника аргументов при вынесении собственных решений.

В свою очередь, КС взялся быть проводником правовых позиций ЕСПЧ, его видения современного состояния прав и свобод человека в российскую законодательную и судебную практику.

Критика обидная тем более, что она малоубедительна, о чем, кстати, высказался российский судья ЕСПЧ Анатолий Ковлер, авший против решения.

Похоже, КС России придется признать свое поражение.

Фото Reuters

Проблема еще вот в чем: в феврале этого года КС вынес постановление, которым назвал решение ЕСПЧ по конкретному гражданскому делу, рассмотренному ранее российским судом, вновь открывшимся обстоятельством, открывающим путь к пересмотру внутреннего судебного решения. Тем самым КС проложил еще один путь для практики ЕСПЧ на российское правовое поле.

Я не хочу сказать, что в деле Маркина ЕСПЧ проявил черную неблагодарность, вполне возможно, что, движимый юридическим идеализмом, он вознесся над конкретной правовой и социальной ситуацией. Но своими недальновидными действиями ЕСПЧ внес сумятицу в российскую судебную систему.

Маркин, заручившись решением ЕСПЧ и февральским постановлением КС, может теперь потребовать пересмотра своего дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Гарнизонный суд, взявшись за пересмотр, упрется в определение КС, принятое по жалобе Маркина, и будет либо руководствоваться им, поскольку таково требование федерального конституционного закона, либо приостановит разбирательство и обратится в КС с просьбой распутать юридический казус.

Что делать КС? Можно смириться и, дождавшись удобного повода, попытаться найти доводы в пользу того, что менее чем за два года, прошедшие после вынесения определения по жалобе Маркина, ситуация изменилась настолько кардинально, что нормативные акты, признанные тогда конституционными, уже таковыми не являются. Или, при случае, сделать ответный выпад в сторону ЕСПЧ, усугубив конфликт. Можно снять неловкость в ходе личных контактов между судьями ЕСПЧ и КС, но за совместным чаепитием постановление не отменишь.

А можно к опыту других высших судов европейских стран, которым прежде приходилось уточнять параметры своих отношений с ЕСПЧ. Например, Федеральный конституционный суд ФРГ шесть лет назад вынес решение, кстати, тоже по вопросу о родительских правах, в котором с немецкой педантичностью обозначил пределы авторитета ЕСПЧ в германской правовой системе.

По нашей Конституции, международные договоры обладают приоритетом применения по отношению к национальным законам. Конституция стоит выше, и гипотетический конфликт с международным договором должен разрешаться в ее пользу.

Постановление ЕСПЧ – акт производный по отношению к международному договору, этот суд создавшему, и оно в определенных условиях может встать на один уровень с национальным законом. ЕСПЧ – орган вспомогательный по отношению к национальной правовой системе, но не замещающий ее.

Устанавливая конкретное нарушение европейской Конвенции о защите прав человека, в своем ее понимании, ЕСПЧ пристало бы остерегаться подвергать сомнению представление КС о конституционности или неконституционности национального закона.

Вторгаясь в сферу компетенции Конституционного суда, ЕСПЧ не только подрывает его авторитет, но и может испортить отношения со своим последовательным союзником.

Источник: http://www.ng.ru/realty/2010-10-15/1_konst_sud.html

Прав-помощь
Добавить комментарий