Как выяснить, на каком основании рассчитана сумма ущерба за ДТП?

Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения

Как выяснить,  на каком основании рассчитана сумма ущерба за ДТП?

Если ДТП произошло на служебной машине, возможно применение санкций к водителю, являющемуся сотрудником организации (предпринимателя). За совершение ряда виновных действий сотрудника могут лишить водительских прав.

В таком случае работник (водитель) не сможет выполнять обязанности, составляющие его трудовую функцию, для выполнения которых он и был принят на работу, а у бухгалтера возникает вопрос, как оформить данный факт и начислять ли в пользу сотрудника какую-либо оплату (например, выплаты исходя из среднего заработка).

Обращаем ваше внимание, что речь в данном разделе идет именно о лишении водителя права на управление транспортным средством, которое производится судом. Если права были изъяты с выдачей временного водительского удостоверения, водитель до окончательно разрешения дела может продолжать выполнять трудовую функцию.

Алгоритм действий работодателя в обозначенной ситуации (лишении водительских прав по судебному решению) должен быть таким. Вначале сотруднику следует предложить временный перевод на другую должность. Оформить перевод без согласия водителя работодатель не вправе (ст. 72.2 ТК РФ).

Если водитель согласен на перевод, следует составить приказ по форме № Т-5 (утв. приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) и перевести работника на другую должность (работу) на срок лишения его водительских прав.

Оплата труда в данном случае производится по выполняемой работе.

Никаких требований о сохранений за водителем прежнего заработка в законодательстве нет. То есть с согласия сотрудника его можно перевести и на нижеоплачиваемую должность (работу).

Новый оклад (размер зарплаты по новой работе) следует указать в дополнительном соглашении к трудовому договору, которое необходимо оформить в связи с тем, что перевод оказывает влияние на существенные условия трудового договора.

При временном переводе, как и при постоянном, не устанавливается испытательный срок. Это следует из части 1 статьи 70 ТК РФ, согласно которой испытательный срок можно установить при заключении трудового договора с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.

При временном переводе записи в трудовую книжку об этом не вносятся. Такой вывод следует из содержания пункта 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), согласно которому в трудовую книжку вносятся сведения о переводе на другую постоянную работу.

Если вакансий в организации (у предпринимателя) нет или они не подходят сотруднику по состоянию здоровья или работник на перевод не согласен, дальнейший порядок действий зависит от срока лишения водительских прав:

  • не более двух месяцев;
  • свыше двух месяцев.

В первом случае следует оформить отстранение от работы (ст. 76 ТК РФ). При этом работодателю необходимо оформить приказ в производной форме. На наш взгляд, раньше, чем решение суда о лишении права управления транспортным средством вступит в силу, оформлять отстранение нельзя. Связано это с тем, что гражданин может обжаловать соответствующее решение.

Напоминаем, время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в отпускной стаж не входит.

Зарплата за период отстранения от работы не начисляется.

В табеле учета рабочего времени период отстранения от работы на основании статьи 76 ТК РФ отражается как НБ или 35 (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

Если водителя лишили прав на срок более двух месяцев и предложить ему другую работу не представляется возможным, работодатель может оформить увольнение. В этом случае издается приказ (форма № Т-8, утв.

приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) на основании пункта 9 статьи 83 ТК РФ.

Выходное пособие сотруднику в данной ситуации не положено, однако нужно рассчитать и выплатить ему (при необходимости) компенсацию за неиспользованный отпуск.

Для того чтобы подстраховать себя от возможных споров с уволенным работником, нужно иметь на руках письменное подтверждение того, что от предложенных вакансий он отказался (например, заявление работника) или что вакансий на момент увольнения не было (например, штатное расписание).

Важно отметить, что в тех случаях, когда водитель лишен права на управление транспортным средством на срок более года, у работодателя могут возникнуть дополнительные сложности. Предположим, сотрудник согласен на временный перевод на другую работу на срок лишения водительских прав. Согласно положениям статьи 72.

2 ТК РФ перевести работника временно можно максимум на год (кроме случая, когда перевод нужен для замещения временно отсутствующего работника). На наш взгляд, увольнять работника при наличии у работодателя вакансии, на которую сотрудник согласен, довольно рискованно. Работник может попытаться оспорить законность увольнения через суд.

Временный перевод на срок более года производить не стоит.

Поэтому наиболее безопасным вариантом будет оформления постоянного перевода. Повторное оформление временного перевода сроком на год не соответствует смыслу норм действующего законодательства РФ. В соответствии со статьей 72.2.

ТК РФ если по окончании срока перевода (а в данном случае максимального срока временного перевода) прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

На практике может возникнуть вопрос: как быть, если водитель был лишен водительских прав при ДТП на личном автомобиле и скрывает данный факт от работодателя? Например, ДТП произошло во время нахождения работника в отпуске, затем он берет больничный, затем еще один.

Важно отметить, что законодательство не обязывает водителя (работника) предъявлять водительское удостоверение в период действия трудового договора по требованию работодателя.

Вместе с тем, если работодателю все же стало известно о факте лишения водительских прав после соблюдения обозначенных выше процедур водителя можно уволить даже в период нахождения в отпуске или на больничном.

Дело в том, что ограничения на увольнение сотрудника в период отсутствия на работе по причине отпуска или болезни установлены в действующем законодательстве только в отношении увольнения по инициативе работодателя. А увольнение в связи с лишением права на управление транспортным средством – это увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора.

Удержание суммы ущерба

Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.

Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае – он признан виновным в совершении ДТП.

Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.

Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?

На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.

Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.

Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.

Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.

Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).

Оплата больничного

Если сотрудник, попавший в ДТП, предъявит в бухгалтерию работодателя больничный листок, ему должны начислить пособие по временной нетрудоспособности.

В тех случаях, когда травма носит серьезный характер и сотрудник находится на излечении в течение длительного времени, у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости выплачивать пособие за весь период болезни (в том числе продолжающийся несколько месяцев).

По общему правилу, период, за который выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, отсчитывается с первого дня болезни и до выздоровления работника. Или же до того момента, когда медико-социальная экспертная комиссия назначит ему группу инвалидности. Это определяет статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ).

Источник: https://buh.ru/articles/documents/15047/

Ремонт по ОСАГО: страховщикам разрешили не платить гражданам

Как выяснить,  на каком основании рассчитана сумма ущерба за ДТП?

Направление на ремонт страховая компания должна выдать в течение 20 календарных дней (кроме праздничных), сам ремонт должен длиться не более 30 дней, а СТО, предложенная страховщиком, находиться не далее чем в 50 км от места ДТП или жительства клиента (кроме случаев, когда компания сама организовала и оплатила транспортировку автомобиля). По закону ремонт должен производиться только из новых автозапчастей. Это важный момент, ведь деньги по ОСАГО страховщик выплачивает с учетом износа запчастей (то есть стоимость не нового элемента, а б/у).

За качество ремонта будет отвечать страховая компания. Гарантия — 6 месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев. Если на компанию будет поступать много жалоб, то Банк России, который является регулятором рынка, может временно запретить ей отправлять клиентов на ремонт автомобиля и заставить выплачивать деньги.

Зачем это нужно?

Год от года растет убыточность ОСАГО. В 2016 году коэффициент выплат (отношение выплат к собранным премиям) по этому виду страхования вырос с 57% до 74%, указывает ЦБ в письме председателю комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову.

«Существенный рост убыточности ОСАГО вызван не столько ростом частоты страховых случаев, сколько ростом расходов на нестраховые издержки, обусловленные злоупотреблением правом со стороны потерпевших и их представителей, — говорится в письме, подписанном первым зампредом ЦБ Сергеем Швецовым.

— Сформировался особый вид посредничества, так называемые автоюристы, которые осуществляют деятельность, направленную не на защиту прав потерпевших, а на максимизацию взыскиваемых со страховщиков сумм в свою, автоюристов, пользу».

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за 2016 год нестраховые судебные расходы (штрафы, неустойки, расходы на юридические услуги и т. д.) компаний, осуществляющих ОСАГО, составили более 13 млрд рублей, что составляет около 6% страховых премий за этот период.

Недобросовестные автоюристы занимаются «выкупом убытков у потерпевших и раскручиванием судебных выплат, включая возмещение расходов, напрямую не связанных с ущербом транспортного средства», говорит руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

По сути, деятельность некоторых посредников направлена не на защиту прав потерпевших, а на необоснованное взыскание в свою пользу средств со страховщиков, добавляет заместитель начальника управления обязательных и массовых страховых продуктов СПАО «РЕСО-Гарантия» Марина Щукина.

Причем страховые выплаты растут не равномерно, а только в отдельных регионах. К примеру, в Ивановской области, Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской Республике средняя выплата более чем в два раза превышает московскую. ЦБ также отмечает и неправомерность судебных решений в некоторых регионах.

Такая ситуация привела к тому, что в некоторых местах России практически невозможно купить ОСАГО. В целом по стране количество заключенных в 2016 году договоров снизилось на 3,6% по сравнению с 2015 годом, а в некоторых регионах — на 10-25%, указывает ЦБ.

Страховые компании обязаны продавать ОСАГО везде, не отказывать клиентам и не навязывать дополнительные услуги, однако, чтобы снизить убыточность, они все же идут на нарушения.

«Только в наиболее проблемном Южном федеральном округе в 2016 году Банком России рассмотрено 14 112 обращений и жалоб на проблемы, связанные с оформлением полисов ОСАГО, в отношении страховщиков выдано 765 предписаний об устранении нарушений законодательства, составлено 210 протоколов об административных правонарушениях», — указывает ЦБ.

Направление на ремонт вместо денежно компенсации по ОСАГО исключит возможность автоюристам наживаться на страховых компаниях, полагают депутаты и чиновники. Идея о так называемом «натуральном возмещении» возникла еще год назад.

В ходе программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» в апреле 2016 года президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин предложил поручить Банку России проработать вариант перехода исключительно на натуральную форму возмещения убытков по ОСАГО, чтобы исключить мошеннические схемы.

После этого президент действительно поручил правительству вместе с ЦБ подготовить такие предложения по совершенствованию ОСАГО, чтобы сделать восстановительный ремонт основным способом возмещения. 14 декабря 2016 году Госдума рассмотрела законопроект в первом чтении.

«Мошенники, криминальные «автоюристы» и различного рода ОПГ возникают там, где есть наличный оборот денежных средств, — говорит директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников.

— А добропорядочным гражданам важно прежде всего устранить последствия ДТП, то есть отремонтировать автомобиль».

Введение натуральной формы возмещения в ОСАГО позволит с одной стороны сделать деятельность автоюристов неприбыльной, а с другой — повысит уровень защищенности потерпевших, полагает Щукина.

Опять все недовольны?

Теоретически поправки в закон должны сделать счастливыми и страховые компании, и их клиентов. Первые больше не будут терпеть убытки из-за посредников, вторые — получат свои отремонтированные автомобили. Но на практике возникает много вопросов.

К примеру, как получить согласие страховщика на ремонт в проверенном автосервисе, а не в том, который предлагает компания? На этот вопрос представители страховых компаний пока не могут ответить точно. «Речь идет об индивидуальных решениях, основанных на конкретных обстоятельствах.

Заранее указать, что для этого нужно, нельзя. Страховая компания будет принимать решение, исходя из аргументации страхователя», — говорит Княгиничев из «Ингосстраха». Это вопрос практики, соглашается Печников. «Основополагающий момент — это те расценки, которые будет применять СТО, качество и сроки ремонта.

Если расценки будут соответствовать применяемым справочникам, как и все остальные параметры, включая репутацию сервиса, то для страховщиков во многих случаях этого будет достаточно», — говорит он.

Но Княгиничев утверждает, что если ремонт будет в сервисе по выбору страхователя, то «страховая компания не сможет гарантировать качество и сроки».

Граждане привыкли получать от страховой по ОСАГО деньги и ремонтировать автомобиль самостоятельно. Но недовольных переменами не будет много, верят представители страховщиков. «Добропорядочным гражданам важно, чтобы поврежденное имущество было приведено в то состояние, в котором оно было до ДТП.

Таким образом, потенциально перевод основной массы возмещений в натуральную форму не должен привести к проблемам», — говорит Печников. В сегменте каско натуральная форма возмещения уже давно внедрена и подавляющее большинство клиентов удовлетворены ремонтом автомобилей, добавляет Княгиничев.

Другого мнения придерживается заместитель гендиректора «ГлавСтрахКонтроля» Инна Жаврид: «Довольных будут единицы, а часть и вовсе может отказаться от ОСАГО».

У страховых компаний и до принятия поправок была возможность давать клиентам направление на ремонт, подчеркивает она: «Почему не направляли? Почему не сделали систему привлекательной и удобной для потерпевших? Раньше не смогли, а сейчас смогут? Сомневаюсь.

Проблемы останутся: нарушение сроков, бесконечные согласования, отказы, качество ремонта и прочее». Если клиент будет недоволен качеством ремонта, то ему нужно будет провести независимую экспертизу, а затем обратиться в страховую и суд, поясняет Инна Жаврид.

Сами страховщики, судя по всему, тоже не удовлетворены поправками. Расходы на автоюристов должны упасть, признают они, но убыточность ОСАГО не снизится. Все дело в износе деталей. Как уже было указано, закон предполагает, что страховщик оплачивает ремонт с использованием новых деталей, а денежные выплаты производит на б/у детали.

И тарифы, утвержденные ЦБ, рассчитаны на основании выплат с учетом износа деталей. «Авторы поправок, не проводя расчетов, предполагают, что рост выплат из-за возмещения без износа будет скомпенсирован падением судебных расходов. К сожалению, это не так.

Наши расчеты показывают, что даже если исключить все судебные расходы — возмещение без износа потребует роста тарифов как минимум на 25%, в противном случае убыточность страховщиков будет расти», — говорит Печников из СК «МАКС».

Кроме того, динамика развития ситуации с судебными расходами пока не до конца понятна, поскольку споры по сумме возмещения могут трансформироваться в споры по качеству ремонта и срока, добавляет он.

Руководитель управления андеррайтинга обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров указывает на еще одну проблему для страховщиков — официальные дилеры.

Именно к ним страховая компания должна направлять автомобили не старше двух лет, при этом сервисы должны быть не дальше 50 км от места ДТП или жительства клиента.

«Пока похоже на то, что нам придется искусственно заселять официальными дилерами просторы отдаленных городов Чукотки, Урала, Западной и Восточной Сибири, где их может не быть не то что в черте города, но и на несколько сот километров вокруг», — комментирует Макаров.

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/340953-remont-po-osago-strahovshchikam-razreshili-ne-platit-grazhdanam

Александр Паутов: Как возмещается ущерб при ДТП

Как выяснить,  на каком основании рассчитана сумма ущерба за ДТП?

По данным МВД, в собственности белорусов на конец 2017 года было около 3 млн легковых автомобилей. За год произошло более 3,3 тыс. ДТП. О том, как возмещается ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан при ДТП, а также о судебной практике по таким делам накануне Пленума Верховного суда корреспонденту БЕЛТА рассказал судья, секретарь пленума Александр Паутов.

– Александр Михайлович, что показало изучение и обобщение практики рассмотрения судами дел этой категории?

– В судебной статистике дела, связанные с возмещением вреда, причиненного в ДТП, отдельно не выделяются. Поэтому для обобщения судебной практики было истребовано более 500 дел – как гражданских, так и экономических.

Анализ показал, что иски потерпевших к причинителям вреда или владельцам транспортных средств единичны. В большинстве случаев (более 90%) участниками споров являются страховые организации.

Поэтому тема возмещения вреда, причиненного в ДТП, неразрывно связана с вопросами страхования ответственности владельцев транспортных средств.

– Какие нормативные акты регулируют отношения по возмещению вреда в таких случаях? Затронет ли пленум последние изменения, произошедшие в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств?

– При рассмотрении дел этой категории суды опираются на Гражданский кодекс и Положение о страховой деятельности. Не всегда страховая организация обязана возместить вред в полном объеме.

Но это не значит, что интересы потерпевших в ДТП будут ущемлены.

Если по каким-то причинам вред остался не возмещенным страховой организацией, на основании норм Гражданского кодекса это ложится на плечи или причинителя вреда, или владельца источника повышенной опасности.

Положение о страховой деятельности было принято в 2006 году. Сегодня действует его новая редакция от 2014 года. Новации, произошедшие в этой сфере четыре года назад, во многом легли в основу изменений, которые Верховный суд вносит в действующее постановление пленума.

Есть как технические (полностью изменилась нумерация глав и статей), так и сущностные изменения. Среди наиболее значимых, например, увеличение с 200 евро до 400 евро размера страховых выплат при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГАИ по так называемому европротоколу.

Сняты ограничения в размере трехкратного лимита ответственности при причинении ущерба в ДТП нескольким потерпевшим. То есть ранее с учетом лимита в 10 тыс. евро сумма страхового возмещения не могла превышать 30 тыс. евро на всех потерпевших – не важно, было их трое или пятеро.

Сейчас этот порог снят: каждому потерпевшему вред будет возмещаться в пределах установленного лимита, то есть до 10 тыс. евро. Если потерпевших будет, к примеру, пятеро, общая сумма страховых выплат не должна превысить 50 тыс. евро.

У потерпевших есть возможность получить страховое возмещение в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства, за вычетом стоимости обновления деталей. Таким образом, если в дальнейшем при ремонте автомобиля выяснится, что стоимость затрат выше первоначальной оценки ущерба, страховщик выплатит разницу в пределах своего лимита.

– Расскажите, когда вред, причиненный потерпевшему, возмещает страховщик, а когда виновник ДТП? Подлежит ли страховому возмещению моральный вред?

– Есть четкий перечень видов вреда, который будет возмещать страховая компания. Речь идет о вреде, причиненном жизни, здоровью и имуществу. Всех остальных видов, например морального вреда или упущенной выгоды, это не касается.

Аналогичная ситуация и в случае утраты товарной стоимости транспортного средства. Но это не означает, что потерпевший вообще не получит выплату.

В этом случае возмещение происходит по общим нормам Гражданского кодекса – потерпевший предъявляет иск причинителю или владельцу транспортного средства.

Нормы страхования будут действовать, если вред причинен транспортным средством, владелец которого застраховал свою ответственность или обязан был это сделать. Не подлежит страхованию, в частности, гужевой транспорт, велосипеды. Приведу пример.

В автомобиль водителя, который застраховал свою ответственность, врезался велосипедист.

В этом случае водитель будет требовать возмещение ущерба не у страховой компании, а у велосипедиста, потому что ответственность последнего не подлежит страхованию.

Если виновный в ДТП водитель не застраховал ответственность, потерпевший все равно получит страховое возмещение. Таким образом государство защищает своих граждан. Далее страховая организация обратится с суброгационными требованиями к причинителю вреда или владельцу транспортного средства, чтобы взыскать с них выплаченную сумму в судебном порядке.

В Положении о страховой деятельности перечислены случаи (ст.158), когда ДТП не будет являться страховым случаем. Наиболее явный пример – когда не были вызваны сотрудники ГАИ или не составлен европротокол. Участникам в этом случае предстоит выяснять отношения друг с другом без привлечения страховых организаций.

– Как возмещается вред, причиненный в ДТП, после того как исчерпан лимит в 10 тыс. евро по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств? Есть ли в судебной практике иски о возмещении вреда на сумму, которая составляет разницу между страховым возмещением и фактически понесенными затратами?

– Если вред в совокупности составил, допустим, 12 тыс. евро, то 10 тыс. евро выплатит страховая организация, а за остальной суммой потерпевший будет обращаться к виновнику или владельцу автомобиля.

Обращу внимание на важный нюанс. Если реальная стоимость ремонта оказалась выше, чем было первоначально рассчитано, потерпевший может получить разницу со страховщика, но только в пределах лимита.

Для этого ему нужно доказать сумму реально понесенных расходов: сначала отремонтировать автомобиль, а затем представить доказательства, свидетельствующие о размере затрат. Если первоначальная расчетная стоимость составила свыше 10 тыс.

евро, но реальные затраты оказались еще выше, в этом случае потерпевший, получив страховое возмещение, может обратиться к виновнику за разницей, не проводя до этого ремонт. Однако и в этом случае нужны достоверные доказательства стоимости работ.

В судебной практике незначительное число исков, когда потерпевший вынужден обращаться к виновнику ДТП за возмещением ущерба, превышающего лимит в 10 тыс. евро.

– Какой порядок действий, если виновник ДТП не согласен с суммой, которая предъявляется ему к возмещению, и считает, что реальный ущерб был меньше? Могут ли быть назначены дополнительные экспертизы?

– Безусловно, это будет судебный спор. Если виновник не согласен, то добровольно, разумеется, он не выплатит деньги – и потерпевшему придется идти в суд с исковыми требованиями. В судебном заседании будет проверяться обоснованность расчетов, в том числе на основании каких документов запрашивается определенная сумма.

– Рассмотрим ситуацию, когда договор страхования ответственности владельца транспортного средства не заключен. Допустим, не успел автовладелец этого сделать или срок страховки истек на момент ДТП. Как тогда решается вопрос о возмещении вреда?

– В любом случае потерпевший получит страховое возмещение. Поэтому добросовестные участники дорожного движения могут не переживать по этому поводу. В этой ситуации оплатит всю сумму причиненного ущерба в пределах лимита Белорусское бюро по транспортному страхованию, но после этого предъявит иск к владельцу транспортного средства о возмещении выплаченной потерпевшему суммы.

В некоторых случаях виновник уже после аварии заключает договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Но он не будет учтен, потому что договор должен действовать на момент ДТП.

– Есть ли случаи, когда потерпевший может не получить страховое возмещение?

– Да, такие ситуации оговорены в Положении о страховой деятельности. Назову наиболее распространенные. Не будет возмещен вред, который причинен самому себе. То есть виновник ДТП не получит возмещение, если вред причинен его транспортному средству. Аналогично, если ДТП произошло с участием двух машин, каждая из которых принадлежит виновнику.

Страхового возмещения не будет, если ДТП по каким-то причинам не было зарегистрировано в ГАИ. Исключения составляют случаи, когда заполняется европротокол, но в этом случае лимит ответственности снижается до 400 евро.

При этом если выяснится, что ущерб на самом деле больше, потерпевший недополучит от страховой организации (хорошо, если виновник возместит добровольно, а если нет – придется идти в суд).

Определенный риск есть и для виновника: при вызове сотрудника ГАИ возмещение в пределах 10 тыс.

евро выплатит страховая организация, свои деньги ему тратить не придется (если он не был пьян, имел страховку, водительское удостоверение), а при оформлении европротокола все, что свыше 400 евро, придется взять на себя. Риск связан с тем, что на первоначальном этапе порой довольно сложно просчитать ущерб.

Не будет возмещаться вред, если столкнулись транспортные средства, которые были сцеплены друг с другом при буксировке. Это же касается ущерба, причиненного во время спортивных соревнований и гонок.

В каждом случае приходится очень скрупулезно вникать в суть произошедшего. В судебной практике была ситуация, когда снегоуборочный трактор повредил автомобиль прикрепленной щеткой.

Суд первой инстанции посчитал, что повреждение причинило работающее оборудование, а это не является страховым случаем. Но в данном случае трактор двигался задним ходом и просто задел машину. Щетка в этом случае была конструктивным элементом транспортного средства.

Поэтому вышестоящий суд пришел к выводу, что это все же был страховой случай.

– В какие сроки потерпевший может обратиться за возмещением страховых выплат?

– В настоящий момент в соответствии с действующим порядком в страховую организацию можно обратиться в течение пяти суток с момента страхового случая. Хотя в целом пропуск этого срока не лишает права на возмещение вреда.

Сейчас готовятся изменения в указ о страховой деятельности, в соответствии с которыми планируется убрать указание на пятидневный срок.

– Если ДТП совершил человек, которому авто продано по генеральной доверенности, кто будет отвечать?

– Есть такое выражение “продал автомобиль по доверенности”. Но оно полностью не согласуется с законодательством. Продать автомобиль по доверенности нельзя. Автомобиль можно продать только по договору купли-продажи, зарегистрированному в ГАИ.

Передавая авто другому человеку без заключения такого договора, нужно понимать, что можно оказаться заложником недобросовестных действий водителя и понести ответственность за причиненный автомобилем вред при отсутствии вины.

Полностью обезопасить себя от предъявления требований со стороны потерпевших или страховых организаций, передав автомобиль по доверенности, невозможно.

Любая передача транспортного средства другому лицу так или иначе несет риск, потому что в Гражданском кодексе есть положение о том, что владелец источника повышенной опасности может отвечать при отсутствии вины.

– При подготовке к заседанию пленума выявлены ли недочеты в работе судов при рассмотрении этой категории дел? На какие из них в первую очередь обратит внимание пленум? Какими положениями будет дополнено его итоговое постановление?

– Из вопросов, которые мы затронем и которые могут быть интересны широкому кругу читателей, хотелось бы обратить внимание на разъяснения, касающиеся определения круга ответчиков.

Если речь идет о причинении вреда транспортным средством, ответственность владельца которого должна быть застрахована, суду необходимо принять меры по привлечению к участию в деле страховщика. Даже если по каким-то причинам потерпевший хочет предъявить иск непосредственно к причинителю вреда, суд в любом случае должен рассматривать этот вопрос.

На страховщиках лежит обязанность по возмещению вреда в пределах лимита и, если они ее не выполнили, рассмотрение исковых требований без их участия может привести к вынесению незаконного решения.

Вторая группа разъяснений касается наиболее распространенных споров, когда страховые организации взыскивают с виновных или ответственных за причиненный вред выплаченное потерпевшему возмещение.

Здесь стоит заметить: лицо виновное и лицо ответственное за причинение вреда не всегда один и тот же субъект. В первом случае речь идет о водителе транспортного средства, во втором – о законном владельце авто.

Суброгационные требования могут предъявляться в зависимости от ситуации к обоим либо кому-то одному из них. Например, если транспортное средство выбыло из законного владения человека по независящим от него причинам (угон, кража), то суброгационные требования будут предъявляться к причинителю вреда.

Если владелец не обеспечил надлежащую сохранность авто (были случаи, когда владельцы не закрывали дверь автомобиля), здесь есть и его вина. В этом случае требования будут предъявляться к обоим.

Такая же ситуация, если причинен вред человеком, управлявшим транспортным средством в состоянии опьянения. Есть ситуации, когда законный владелец не знал и не мог знать при передаче автомобиля, чем в будущем это обернется. А бывают ситуации, когда он знал или мог знать, но все равно умышленно передал управление человеку в состоянии опьянения. В этом случае будут отвечать оба.

Порой суды допускают ошибки, когда привлекают к ответственности по суброгационным требованиям в солидарном порядке владельца и причинителя вреда. Солидарный порядок означает, что сумма взыскивается с обоих до полного возмещения. То есть с одного может быть взыскано даже 100% ущерба, в то время как со второго – ничего, если у него нет имущества.

Однако в соответствии с Гражданским кодексом к солидарной ответственности привлекаются лица только тогда, когда они причинили вред вместе. Но в этом примере один причиняет вред, а второй – ответственный за него. В таких ситуациях предусмотрена долевая ответственность: суд назначает каждому ту долю, которую он должен выплатить самостоятельно.

Светлана ВАСИЛЕВСКАЯ,

БЕЛТА.-0-

Источник: https://www.belta.by/interview/view/kak-vozmeschaetsja-uscherb-pri-dtp-6320/

Страховые выплаты при ДТП по ОСАГО

Как выяснить,  на каком основании рассчитана сумма ущерба за ДТП?

Страховые выплаты при ДТП по ОСАГО полагаются не всем автомобилистам. Автострахование устанавливается как обязанность лиц, владеющих авто. выбирать можно любую страховую, в том числе это может быть ВСК, Альфастрахование, Белгосстрах, Наско, Октавия и прочие фирмы. Оплата производится при соблюдении обязательных условий.

Зачем нужно? Новый закон указывает на том, что посредством использования страхования происходит обеспечение финансовой защиты владельца машины. Это распространяется на тех, кто допустил нарушение. Договоры со страховой компанией признаны обязательными, оформляются они на возмездной основе. Выплаты по полису ОСАГО используются для покрытия: потери, носящие материальный характер – подразумевается причинение ущерба автомобилю; ущерб причиняется жизни или здоровью автолюбителя.

Страхование автогражданской ответственности предусматривает, что размер закрепляется Центральным банком страны. В быту существует мнение, что взыскание распространяется на вред, носящий моральный характер и упущенную выгоду. Однако, оно ошибочно. В случае аварии указанный вред покрывается за счёт того, по чьей вине случилось ДТП.

Альфа банк и прочие страхователи указывают на то, что при автомобильных авариях коэффициенты у обладателя машины понимаются. Данные цифры устанавливаются на федеральном уровне и оказывают влияние на цену полиса. ОСАГО и выплаты также в полной мере зависят от указанных положений. На это же влияет водительский стаж, сколько аварий совершил виновный и другие факторы. Если ДТП было много – то полис стоит дороже, нежели в прошлый раз.

Размер

Выплата страховки при совершении ДТП по ОСАГО повышается на периодической основе. Сколько должны вернуть страховые пострадавшей стороне – можно увидеть на видео, которое снимается РСА. В 2018 году говорить можно о максимальной сумме, равной 500 000 рублей. При этом город расположения транспортного средства и его владельца не имеет значения. Давать такую сумму будут тем, кто получил вред здоровью или жизни в результате ДТП. Если военнослужащий или другой человек причинил только вред машине в ходе аварии, то сумма закрепляется как 400 тысяч. Выплаты по ОСАГО при ДТП реализуются после того, как проведены некоторые исследования.

Провести потребуется:

  • Сумма на восстановление авто зависит в полной мере от результата медицинского исследования. Проверяют в его ходе состояние автомобилистов, находящихся за рулём в момент аварии.
  • Трассологическая экспертиза, которая укажет на наличие следов торможения и прочих моментов.
  • Дорожная и прочие.

Бухучёт для пострадавшей стороны реализуется с учётом положений о причинении вреда людям. Оценивается как количественная сторона, так и качественная. Гражданский кодекс говорит о том, что даже если просто помят бампер – выплаты для разных авто разнятся. Это связано с тем, что учитываться будет год создания машины, марка и модель. Оценке подлежит изношенность, которая имеет место по факту. Зависит это и от водителя, так влияет стаж и состояние в момент ДТП.

Выплата по ОСАГО может быть рассчитана самостоятельно участниками конфликта. Значение в этой ситуации будет иметь проведение независимой экспертизы. Если кратко – более лёгкий путь представлен использованием специальных программ для расчёта. Калькулятор можно найти на официальном портале страховой компании.

Что признают страховым случаем? Законодательные положения указывают на то, какие ситуации носят характер страховых. Консультанты в сфере юриспруденции указывают на то, что к таким ситуациям относятся все дорожные конфликты, которые реализованы при наличии виновности человека, обладающего действующим страховым полисом. Лицо в такой ситуации причиняет вред машине и прочие материальные хлопоты либо ущерб наносится здоровью. Последняя новость – выплаты не будут иметь место, когда ущерб причинён без аварии.

Это относится к тем моментам, когда:

  • участники аварии приняли решение не оформлять происшествие;
  • ущерб возмещён на месте аварии.

В указанном случае выплаты страховыми не производятся. Если маршрутка или иное авто двигалось в заданном направлении по парковке, где произошло ДТП – выплату осуществляет страховая. Если же всё произошло на площадке, предназначенной для обучения – оснований для денежной компенсации не усматривается.

Что делать?

Согласно законам можно сказать, что обращаться к сотрудникам ГИБДД не всегда обязательно. Данная госуслуга не будет стопроцентной гарантией выплаты. Обращаться не нужно, когда: Во время аварии не пострадали люди. Это относится как к виновному, так и ко второй стороне ДТП. Размер ущерба не более 50 тысяч. Валюта – рубли. Водители обоюдно решили вопрос о виновности. Автолюбители имеют возможность самостоятельно заполнить документы и нарисовать схему.

Доверенность на заполнение такой документации выдана быть не может.

Если указанные условия соблюдены, то требуется на первоначально этапе провести фотофиксацию места аварии со всех сторон, когда фото много – свидетели не потребуются.

Учесть необходимо, что авто с части дороги можно убирать после выполнения указанных действий. Для жертвы не имеет значения, в каком месяце случилась авария – это может быть декабрь, апрель или иные месяца.

Другая стороны аварии для получения денег должны представить страховщику полис, оформленный по программе ОСАГО. Далее нужно ждать, когда оплатят вред, причинённый имуществу. Если занижение суммы заподозрено – обращаются в судебную инстанцию. Некоторые ситуации нуждаются в обязательном вызове сотрудников ГАИ. В том числе, такие положения связаны с тем, что во время аварии пострадал человек, также авто получило серьёзные повреждения. Указанные положения распространяются на ситуации, когда авто участников происшествия получили значимые повреждения. Кроме того, автолюбители не могут найти компромисс. Протокол с указанием виновности составляется сотрудником ГАИ. Один участник зачастую покидает место аварии, при этом не дождавшись составления документации. Вызов ГИБДД становится не выбором участников аварии, а обязанностью. В указанной ситуации требуется в первую очередь оказать пострадавшим помощь, носящую медицинский характер. Военный или бухгалтерский работник, а также иные лица должны вызвать скорую в случае необходимости. Сотрудник ГИБДД также вызывается посредством телефонного звонка. Операция относительно вызова ОВД проводится в штатном режиме. Рекомендуется тщательно отфотографировать место происшествия, использовать можно и видео. Если имеются очевидцы – требуется записать их данные, чтобы иметь возможность привлечь к судебному процессу в случае необходимости. Сотрудник инспекции помогает составить схему аварии. После совершения указанных действий допускается устранение транспорта с дорожного полотна. Оплачиваться компенсация будет после того, как пострадавшая сторона обратилась в страховую компанию и представила документацию.

Получение

Зачастую арендатор или другой человек не имеет представления о том, как реализуются страховые выплаты в случае аварии.

На этой почве между страховой компанией и заявителем могут возникать конфликтные ситуации. Согласно досрочным правилам доход за счёт совершения ДТП получается по простой процедуре.

Пострадавшей стороне потребуется сообщить своему страховщику о том, что страховой случай имеет место быть.

Фирма является обязанной в максимально короткий срок провести нужные исследования и установить точную сумму ущерба, который причинён авто.

Надежда и иные страховые предусматривают максимум условий, которые нужно соблюсти для получения наличных. Такие правила отражены в договоре. Образец используется каждой фирмой свой. Когда человек не согласен с теми положениями, что предъявляет страховщик – можно обратиться в судебную инстанцию. Данные положения распространяются на ситуации, когда человек не согласен с размером суммы и прочими положениями.   Новые правила, отражённые в законах, говорят о необходимости посещения страховой в пятидневный срок с момента, когда произошло ДТП. Данное требование натуральное и носит характер рекомендации. Это говорит о том, что при отсутствии возможности посетить страховщика – сделать это можно после того, как станет возможным. Стоит иметь в виду, что: просрочка не может рассматриваться как основание для отказа; если отказали – обратиться в суд и обжаловать. Законодатель указывает на то, что обратиться нужно как можно раньше. Чтобы пострадавшей стороне было удобно – обратиться можно не только во время личного визита, также и посредством использования интернета. Предусматривается, что обратиться должен именно тот, кто желает получить возмещение. Место обращения находится в полной зависимости от того, какие обстоятельства имеются. Когда человек получил серьёзные повреждения – допускается обращение в компанию его родственников или представителей. Обратиться можно в свою страховую, при условии, что в аварии приняли участие два авто. Кроме того, оба водителя должны обладать полисом страхования. В остальном – обращаться нужно в страховку виновного. Если страховщик обанкротился, то следует обратиться в союз страховых компаний. Аналогичные положения действуют и в том случае, когда договор заключён с фирмой мошенников.

Документация

В Европе давно на задний план вышла рассматриваемая схема получения страхового возмещения. В нашей стране гарант выплаты некоторых платежей считаются алименты. За последние два года в законодательные положения внесены коррективы, согласно которым пострадавшей стороне даётся пять календарных дней, чтобы обратиться к страховщику. Потребуется собрать определённый пакет бумаг, чтобы выплата была произведена. Лизингополучатель и прочие пострадавшие должны иметь в виду, что список актов может разниться, в зависимости от макс обстоятельств произошедшего.

В любой ситуации потребуется представить:

  • Акт, посредством которого происходит удостоверение личности пострадавшего. Данный документ нужно иметь в оригинале.
  • Справка, выданная сотрудником полиции, где отражена информация о происшествии.
  • Если сотрудники ГАИ не участвовали при составлении актов – заполненный Европротокол.
  • Документация на пострадавшее авто.
  • Реквизиты счёта, открытого в банковской организации. На этот счёт поступают денежные средства.
  • Также нужно приложить соответствующее извещение. Составление акта при ДТП

Последний акт составляется, и когда ущерб причинён незначительный. Это связано и с тем, что на место вызывают сотрудников ГАИ. Неиспользование указанной бумаги говорит о невозможности производства выплат. В извещении отражаются сведения, согласно которым произошла авария. Заполняется оно согласно установленным правилам и в конце ставится подпись пострадавшего. Акт передаётся в страховую фирму совместно с другими бумагами.

Нюансы

Неиспользованным зачастую становится полис, оформленный по программе КАСКО. Стоит обратить внимание на то, что не устанавливаются ограничения относительно получения возмещения по данной сфере. Часто возникают ситуации, что у человека имеется как полис ОСАГО, так и КАСКО. В этом случае возникают вопросы относительно реализации возмещения. Стоит учесть, что основная цель – неполучение дохода, а возмещение вреда, причинённого в результате столкновения авто. Исходя из указанных положений можно сделать вывод, что полное возмещение получается пострадавшей стороной за счёт реализации одного полиса страхования. Решение относительно того, по какому именно полису производится выплата – решает пострадавшая сторона согласно своему внутреннему убеждению. Также отдельного рассмотрения заслуживает ситуация, когда в аварии есть пострадавшие люди. Оценка причинённого им вреда проводится посредством специального исследования.

Когда в результате ДТП пострадало лицо, являющееся кормильцем семьи – обратиться за выплатой могут его близкие родственники, а также несовершеннолетние, находящиеся на иждивении.

Если возникает вопрос относительно срока давности по рассматриваемой категории дел – то стоит отметить, что отдельного пункта не прописано в законе.

По этой причине период времени равняется двум или трём годам, как и по гражданским делам.

Относительно сроков производства страховой выплаты установлены такие правила:

  • срок в настоящее время равен 20 дням с того момента, когда пострадавшая сторона обратилась за возмещением;
  • чтобы начался отсчёт срока – требуется подать заявление в страховую.

Когда возникает просрочка по выплатам – в законах прописаны правила, согласно которым компания страховщика несёт обязанность по уплате штрафа, равного одному проценту от той суммы, которую она должна человеку. Если говорить что было ранее – размер пени был меньше и составлял всего 0,11 процентов. Также следует знать, что делать когда поступил отказ о производстве выплат. Чтобы получить компенсационную выплату в полном объёме – требуется приложить немало усилий собственникам авто. Для этого требуется провести независимое экспертное исследование, чтобы установить истинные положения относительно произошедшего столкновения. Эксперты после исследования всех положений указывают на то, какая сумма должна быть выплачена пострадавшей стороне в качестве ущерба. В жизни случается так, что сумма ущерба больше чем установленный размер выплат. В этой ситуации денег, выплаченных страховой не хватит, чтобы провести ремонтные работы в полной мере. Тогда пострадавшая сторона имеет правомочия обратиться к виновнику с требованием возместить недостающую часть ущерба. Первичное обращение происходит на досудебной стадии, если успешного решения не последовало – составляется и подаётся исковое заявление.

Зачастую возникают вопросы относительно того, имеет ли виновная сторона право получить хоть какое-то возмещение от страховки. В этой ситуации ответ носит отрицательный характер. Это связано с тем, что полис предусматривает финансовую помощь только для тех лиц, которые пострадали в аварии.

В некоторых ситуациях компания может подать иск, по которому ответчиком выступает виновник. Требования связываются с возмещением той суммы, что уплачена пострадавшему. Если же причинён ущерб обеим сторонам и виновности нет ни у одной из них – возмещается вред, причинённый двум участникам.

Причина может крыться в погодных условиях, плохом покрытии на дороге и прочих факторах.

Источник: http://www.asn-news.ru/smi/32101

Прав-помощь
Добавить комментарий