Какие меры компания оператора вправе предъявить мне?

Конец связи. Новый закон заставит операторов отключить анонимные сим-карты | Технологии

Какие меры компания оператора вправе предъявить мне?

Скорее всего, законодатели, пытающиеся упорядочить процесс реализации сим-карт, действуют из лучших побуждений.

Они стремятся исключить возможность анонимного использования сетей связи экстремистами и мошенниками, а также положить конец незаконной предпринимательской деятельности – массовой раздаче сим-карт у оживленных станций метро, вокзалов и торговых центров.

Новый закон призван заставить участников рынка надлежащим образом исполнять обязанности по однозначной идентификации абонентов, что и так предусмотрено существующим законодательством. Но вот применить новый закон на практике окажется сложно.

Во-первых, совершенно непонятно, как в сжатые сроки операторы смогут «отсечь» десятки миллионов анонимных абонентов. Для проведения масштабной поголовной проверки абонентов операторам просто не хватит сил и средств. Вы можете себе представить, что десятки миллионов россиян будут с готовностью «подтверждать» свои паспортные данные незнакомому голосу из центра обработки звонков?

Еще менее реалистичной выглядит картина, когда розничные салоны операторов смогут принять в сжатые сроки миллионы россиян, которые поспешат предъявить там свои паспорта для подтверждения персональных данных. Эти паспорта нужно будет отсканировать и внести паспортные данные в базы данных операторов.

На 250 млн абонентов в нашей стране приходится примерно 15 000 собственных операторских салонов. Методом деления получаем по 15 или 16 000 абонентов на один салон.

Даже если на каждого абонента будет уходить рекордно короткое время в пять минут, потребуется полгода непрерывной работы по верификации всех данных.

Вторая причина будущих затруднений называется СМЭВ. Эта аббревиатура расшифровывается как «Система межведомственного электронного взаимодействия».

По сути, это обширная интернет-база, доступ к которой имеют федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления и разнообразные муниципальные учреждения. СМЭВ успешно работает для различных госструктур с 2010 года.

Новация в том, что новый закон требует предоставить доступ к сугубо государственной системе частным операторам мобильной связи – МТС, Tele2, «Вымпелкому», «Мегафону» и другим игрокам.

До 1 июня осталось всего полтора месяца, а сотовые операторы так и не получили доступ к СМЭВ. Без такого доступа они просто не смогут исполнить новые требования российского законодательства.

Наконец, есть и сугубо бытовые моменты, связанные с перекрестной регистрацией сим-карт членов одной семьи друг на друга.

Представим ситуацию: сотовый телефон моей мамы оформлен на жену, телефон жены — на меня, а мой телефон вообще оформлен на бывшего водителя, с которым я поддерживаю приятельский контакт, но который уже 15 лет не работает водителем и занят собственными предпринимательскими проектами.

А еще есть беспроводные модемы в квартире и на даче – они, если не изменяет память, оформлены на паспорт ребенка, который за 10 лет с момента регистрации модемов повзрослел, завел своего собственного ребенка, уехал в другую страну и вообще больше не имеет российского паспорта.

Необходимость все привести в соответствие с персональными данными, отраженными у операторов связи, приведет в движение несколько десятков миллионов операций по перерегистрации, миллионам отключений и перерывам в связи.

Буква закона требует немедленно заблокировать тех абонентов, персональные данные которых не верифицированы.

Неужели в первый день предстоящего лета мы станем свидетелями повального отключения мобильных телефонов? Оповещены ли о новых нормах рядовые абоненты и действительно ли операторы отключат все подозрительные сим-карты, до сих пор неясно.

Будет ли закон действовать

История последних законодательных инициатив российских властей в отношении рынка сотовой связи показывает, что зачастую законы становятся намного мягче, когда дело доходит до реального применения на практике.

Сколько горячей полемики мы увидели в СМИ, на парламентских площадках и в стенах Министерства связи, когда депутаты Яровая и Озеров предложили хранить информацию обо всех звонках и сообщениях абонентов за последние полгода.

Сотовые операторы оценили затраты на такой надзор за абонентами в 2,2 трлн рублей, что привело бы к росту тарифов для конечных потребителей в два или три раза.

В итоге из-за невозможности реализации требований нового закона исполнительная власть была вынуждена использовать менее радикальный и более реалистичный вариант антитеррористических мер в телекоммуникационных сетях.

Нечто подобное, по всей вероятности, ожидает и закон №245 от 29 июля 2017 года — тот самый, что должен положить конец торговле «серыми» сим-картами. Проект закона уже претерпел существенные изменения до момента утверждения и из него исчезли наиболее одиозные нормы. Например, в проекте предлагалось запретить реализацию сим-карт дешевле чем за 100 рублей.

Тем не менее главный вопрос остается открытым: какова будет новая правоприменительная практика? Ожидает ли новый закон судьба тех норм, которые были введены 1 января 2014 года и однозначно требовали от операторов и их партнеров продавать сим-карты только при условии предъявления удостоверений личности? Нормы вроде бы действуют, но анонимные сим-карты до сих пор реализуются десятками миллионов.

Даже в салоне верификация носит условный характер: «У вас паспорт есть? Нет с собой, но, может быть, вы помните паспортные данные? Не помните? Может, у вас уже есть или была сим-карта? Давайте проверим и оформим новый контракт на те же самые паспортные данные».

За пределами салонов режим верификации еще более мягкий. У распространителей сим-карт на улице вообще можно подключиться к сети совершенно анонимно.

Администрировать старые нормы просто не получается, и регулятор решил возложить ответственность на оператора, угрожая строгостью проверок и размерами штрафов.

Один из руководителей крупного российского мобильного оператора рассказал мне, что готовность компаний следить за документами своих абонентов будет напрямую зависеть от того, начнут ли власти наказывать компании за несоблюдение нового закона.

Зачем россиянам миллиард сим-карт

За последние пять лет в России ежегодно продавались 115 млн сим-карт. При этом число активных абонентов за год увеличивается в среднем всего на два-три миллиона. Иными словами, 112 млн человек каждый год приобретают сим-карты только для того, чтобы вскоре их выбросить.

Впечатляет и другое удивительное соотношение: число абонентов мобильной связи в России составляет чуть более 250 млн и существенно не меняется уже почти десять лет. Продажи сим-карт за этот же период составили почти 1 млрд штук.

Сложившаяся тенденция заметно отличается от цивилизованных рынков.

По оценкам агентства AC&M, отток абонентов (то есть соотношение абонентских контрактов, которые операторы разорвали по причине отсутствия активности абонента, к общему числу абонентов) в России в два раза превышает средний показатель по европейским рынкам: 43% против 21% на Западе.

Если толковать эти цифры буквально, то это означает, что за год в России «утекает» (или перетекает к другим операторам) почти половина абонентской базы. В действительности примерно 80-85% абонентов весьма инертны и годами сохраняют лояльность своему оператору.

Зато 15-20% абонентских контрактов живут менее трех месяцев.

Эта категория представлена теми, кто приезжает в другой город и хочет сэкономить на связи, приобретая местную сим-карту: отпускники, командированные, сезонные рабочие, а также все, кто летит или едет по земле транзитом.

Еще один крупный класс таких абонентов – продавцы, размещающие в интернете объявления и рекламу. Такие люди также привязывают к номерам-однодневкам свои учетные записи в социальных сетях. Многие используют десятки сим-карт одновременно.

Легкости, с которой мы можем получить новый контракт, способствует гипертрофированно раздутая розничная сеть.

Реализация сим-карт идет по крайней мере через 24 000 салонов – в это число включены и монобрендовые салоны операторов, и точки мультибрендовых сетей («Связной», «Евросеть», «Телефон.ру» и др.).

Кроме того, в России распространены и так называемые партнерские сети. На деле за красивой формулировкой скрываются лоточники без какой-либо стационарной точки продаж, торгующие сим-картами любого оператора на выбор. Карты разных операторов с нулевым балансом можно приобрести оптом по 19-20 рублей за штуку.

Они раздаются бесплатно и могут быть активированы в том случае, если получивший «положит» на них от 100 до 200 рублей.

Даже если 75% получивших выкинут карту, а 25% пополнят ее на 200 рублей, распространитель может рассчитывать на законную комиссию от оператора и окупит затраты на приобретение карт и оплату гонорара тем, кто раздает сим-карты на улице.

В масштабе страны (115 млн сим-карт, из которых весьма значительная доля реализуется через партнеров, а не через собственные салоны) такой бизнес может приносить уличным торговцам сотни миллионов рублей.

Очевидно, что в случае более жесткого сценария поправок к закону о связи примерно 25-30% так называемой внесалонной розницы просто исчезнет.

Речь идет не о единовременном сокращении продаж или оттоке абонентов у мобильных операторов, а о более долгосрочной тенденции — мы увидим полноценное вымирание уличной торговли сим–картами.

Что будет с ценами и оборотами

Для операторов мобильной связи последствия реализации новых инициатив регулятора не приведут к существенным потерям в выручке или валовой прибыли. Менее всего пострадают те операторы, которые и раньше не слишком рассчитывали на внесалонную реализацию. По общему мнению инсайдеров, с которыми приходилось говорить, лучше всего в этой области обстоят дела у МТС.

Несмотря на то, что официальных данных на этот счет нет, можно косвенно судить о размерах реализации контрактов-однодневок по показателям оттока каждого из операторов.

На основании тех данных, которые эпизодически просачиваются в прессу или встречаются в презентациях самих операторов, самый низкий показатель оттока у Tele2 и МТС, а самый высокий — у «Вымпелкома» (бренд «Билайн»).

Принимая во внимание, что реализация новых контрактов в квартал составляет примерно 30 млн штук (совокупно для всех операторов) и то обстоятельство, что прекратится главным образом реализация контрактов-однодневок, можно предположить, что совокупная абонентская база российских операторов сократится примерно на 10 млн абонентов.

Какой бы впечатляющей ни казалась эта цифра, в масштабах отрасли это не более 4% клиентской базы. Недополученная выручка от таких «несостоявшихся» абонентов составляет еще более скромную часть общей выручки – около 1% в денежном выражении. В условиях, когда темпы роста в отрасли балансируют около нуля, даже такой маленький шаг назад может оказаться неприятным.

И все же предстоящую реформу нельзя назвать катастрофой.

Что касается тарифов для рядовых абонентов, то вряд ли грядущий запрет на продажу «серых» сим-карт как-то скажется на ценообразовании. Рынок и так переживает довольно турбулентный период – дополнительное удорожание услуг для клиентов может привести к уходу абонентов, а так рисковать никто не захочет.

Возможно, новые нормы станут катализатором позитивных изменений – к примеру, заставят наших мобильных операторов задуматься о радикальном сокращении численности точек продаж. Ведь при расчете на тысячу человек населения в России в два-три раза больше салонов связи, чем в любой другой европейской стране.

Источник: https://www.forbes.ru/tehnologii/360093-konec-svyazi-novyy-zakon-zastavit-operatorov-otklyuchit-anonimnye-sim-karty

Как наказать оператора связи за снятие средств на услуги, подключенные без согласия абонента

Какие меры компания оператора вправе предъявить мне?

Абонентам сотовой связи рекомендуется периодически детализировать расходы на телекоммуникационные услуги и проверять, за что снимаются средства.

Если вы не подключали дополнительные услуги, не давали согласия на их активацию, но при этом обнаружили, что подключены к платному сервису, принимайте меры.

Первый способ – обратиться к оператору с требованием отключить услугу и вернуть средства.

Обращение не помогло? Есть второй вариант – написать в контролирующий операторов связи орган – территориальное управление Роскомнадзора по вашему региону, с просьбой принять меры в отношении нарушителя. У ведомства есть рычаги воздействия, что доказывает судебная практика.

Один из случаев рассмотрел Арбитражный суд Брянской области (дело №А09-14614/2017) по иску Управления Роскомнадзора по Брянской области к публичному акционерному обществу «МегаФон».

Основанием для судебного разбирательства стала жалоба одного из абонентов «МегаФона» и результаты последовавшей за ней проверки в отношении оператора связи.

Контролирующий орган требовал привлечь общество к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Обстоятельства дела

При рассмотрении обращения гражданина Кукушкина В.В. Управлением Роскомнадзора было выявлено административное правонарушение. В жалобе заявитель указал на незаконное списание компанией «МегаФон» денег с абонентского счета.

Ранее между Кукушкиным и обществом был заключен договор на услуги связи. Оператор предоставил абоненту номер, к которому была привязан сервис под названием «Подписка» для пользования интернет-ресурсом muzlodrom.ru. На данном сайте посетителям открывается доступ к музыкальным произведениям. Оговоримся сразу, что Кукушкин не был проинформирован о подключенной услуге.

В жалобе гражданин также указал на то, что 23 сентября 2017 г. с его счета сняты 150 рублей за услуги, которые он не заказывал. На портале myzuka.me абонент нажал кнопку для проигрывания мелодии, и после этого оператор связи активировал сервис «Подписка» на ресурс muzlodrom.ru.

«МегаФон» предоставил суду данные, из которых нельзя установить, запущена опция по инициативе абонента или нет. Включение интернет-услуги посредством нажатия кнопки на главной странице сайта не квалифицируется как согласие пользователя сотовой связи к подключению дополнительных коммерческих услуг. Согласие абонента выражается одним из этих способов:

  • отправка SMS,
  • USSD-запрос с абонентского телефона,
  • WEB-, WAP-запросы.

Все действия абонентов с SIM-картой, вставленной в мобильный телефон, фиксируются сертифицированной аппаратурой оператора связи.

Общество «МегаФон» не предоставило суду никаких доказательств, что активация указанной услуги была осуществлена с согласия Кукушкина. При этом абонент также не обращался к порталу с музыкальным контентом за подключением услуги. Она была активирована посредством нажатия на опцию «Смотреть». Такое действие не может расцениваться как согласие на активацию платной услуги.

Сотовый оператор также не предоставил суду доказательств того, что он соблюдает правила предоставления контент-услуг согласно п. 5 ст. 44 126-ФЗ «О связи». Норма обязывает оператора получать разрешение от абонента на подключение дополнительной услуги и информировать о ее стоимости. Данное положение нужно исполнять, оно направлено на предотвращение незаконного списания денег абонента.

Компания «МегаФон» не оповестила абонента Кукушкина В.В. о контент-услуге и не получала от него согласия на ее активацию. Следовательно, списание денег произошло незаконно.

Абонентам сотовой связи следует быть осторожными при переходе по ссылкам. Не все пользователи услуг следят за списанием денег и порой даже не знают, что им подключены платные сервисы. При этом переход по ссылкам не сопровождается информацией о платности услуги и не является согласием пользователя на ее активацию.

Следовательно, Управление Роскомнадзора правильно квалифицировало действия телекоммуникационной компании как административное правонарушение по ч. 3 ст. 14.1 КоАП и составило протокол. Для привлечения оператора связи к ответственности контролирующее ведомство обратилось в арбитражный суд.

Мнение суда                                                                                     

После изучения материалов дела и письменного отзыва от общества «МегаФон» суд решил удовлетворить заявление Управления Роскомнадзора. Принимая решение, судья опирался на положения следующих норм закона:

  • Ч. 6 ст. 205, согласно которой в ходе судебного заседания устанавливается факт совершения административного нарушения, изучаются доказательства и определяются меры наказания;
  • П. 1 ст. 46 126-ФЗ, в соответствии с которым оператор связи обязан соблюдать условия лицензии и положения законодательства;
  • Постановление Правительства № 1342 от 09.12.2014, утверждающее правила оказания услуг связи;
  • Ч. 1 ст. 45 126-ФЗ, которая обязывает заключать договора с абонентами согласно Постановлению № 1342;
  • П. 7 Правил, допускающий оказание оператором связи дополнительных услуг.

В соответствии с положениями п. 26 Правил пользователь имеет право получать сведения обо всех получаемых им услугах и отказаться оплачивать те из них, которые ему были предоставлены без его согласия. Оператор должен сохранять в электронном виде все действия абонента.

П. 113 Правил также установлено обязательство сотового оператора извещать своего абонента об изменениях пакета услуг. Для этого абоненту на телефон направляется короткое СМС-сообщение.

Что такое контент-услуги? Это дополнительные услуги оператора связи, которые призваны сделать основной сервис компании более привлекательным. К ним относятся сообщения в виде справочной информации, развлекательные услуги, ания, игры, за которые абоненту приходится платить. Однако п. 5 ст. 44 126-ФЗ предусматривает обязательное получение разрешения пользователя на получение им таких услуг.

Также п. 5 ст. 44 определено, что оператор связи при оказании контент-услуг должен предоставлять абоненту сведения о сути услуг и расценках на них.

Законом «О связи» предусматривается ответственность телекоммуникационной компании перед своими абонентами, если она не выполняет свои обязанности по информированию, получению согласия на активацию добавочных услуг.

Так, п. 5 ст. 54 126-ФЗ устанавливает, что если платные услуги оказываются сотовым оператором с нарушением, они могут не оплачиваться абонентом.

Отзыв оператора связи

В суд на рассмотрение протокола, составленного по итогам обращения гражданина, от компании «МегаФон» никто не явился. Общество представило суду отзыв, в котором указало на неправомерность привлечения, так как, по мнению юрлица, для этого истек срок.

Однако правонарушение было выявлено 4 октября 2017 г. И на день рассмотрения дела, 26 декабря 2017 г., 3-месячный срок для назначения административного наказания не истек.

Кроме того, законодательство о защите потребительских интересов устанавливает годовой срок для привлечения к ответственности. В данном случае нарушены потребительские права Кукушкина посредством подключения платной услуги без его разрешения.

Административная ответственность сотового оператора

Ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что организация привлекается к ответственности в том случае, если у нее были все условия не допускать правонарушения.

В данной ситуации компания «МегаФон» является давним участником рынка телекоммуникационных сервисов, имеет специальную разрешительную лицензию по услугам связи и знает о правилах предоставления абонентам контент-сервисов. У общества есть технические возможности для извещения своих пользователей об услугах, их сути и стоимости. Компания также не приняла меры по получению от абонента согласия на добавочный сервис.

В приложенных к делу материалах суд усматривает признаки административного правонарушения, которое предусмотрено ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Согласно норме, юридическому лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен штраф в пределах 30 – 40 тыс. руб.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, при выборе наказания суд проверяет наличие отягчающих обстоятельств. К ним относится, в числе прочих, аналогичное нарушение, по которому организация уже привлекалась к ответственности, и не истек годовой срок со дня вынесения предыдущего постановления.

При рассмотрении данного дела суд установил, что компания «МегаФон» прежде привлекалась к ответственности за такое же правонарушение. Причем годовой срок со дня вынесения постановления еще не прошел. Таким образом, рассматриваемое дело по заявлению контролирующего органа имеет отягчающие обстоятельства для правонарушителя.

Учитывая обстоятельства, суд наложил на «МегаФон» административный штраф в размере 35 тыс. рублей.

Заключение

Как видно из рассмотренного дела, операторы сотовой связи допускают нарушения правил предоставления дополнительных платных услуг.

Если на счету абонента подозрительно быстро кончаются деньги, скорее всего к его номеру привязаны платные услуги без его ведома. Уточнить их подключение можно в личном кабинете. Здесь же абонент отключает их самостоятельно.

Но чтобы вернуть деньги, ему придется обращаться к оператору письменно. Не помогает? Тогда пишите жалобу в Роскомнадзор.

Абонентам не рекомендуется переходить по подозрительным ссылкам, которые не сопровождаются предупредительной информацией о платности услуги, так как такое действие может стать основанием для списания средств.

Ответственность оператора сотовой связи перед абонентом

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32 “Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных”:

Отправить обращение в Роскомнадзор

Предварительно необходимо направить письмо оператору сотовой связи. Если ответа не последует, то обращение необходимо направить непосредственно в Роскомнадзор.

Форма для отправки сообщения выглядит следующим образом:

Примерная форма обращения может выглядеть следующим образом: “Я, ФИО, находясь ДАТА года в поезде оплатил услугу “Wi-Fi со счета мобильного телефона NNN в размере N рублей. При регистрации в услуге был введён номер телефона: SSS.

Оплату услуги производил со счета мобильного номера NNN. В связи с этим ДАТА я подал заявление на возврат денежных средств по услуге “Wi-Fi. Номер заявления __. Деньги на лицевой счет не поступили. Требую вернуть суму N рублей, потраченных на оплату услуги.

/ ЛИБО / Мне, ФИО, ДАТА была подключена УСЛУГА и со счета мобильного телефона NNN начали списывать денежные средства в размере N рублей. Оператор не уведомил меня о подключении УСЛУГИ.

29.03.2018

Источник: https://ce-na.ru/articles/obshchiy-razdel/kak-nakazat-operatora-svyazi-za-snyatie-sredstv-na-uslugi-podklyuchennye-bez-soglasiya-abonenta/

Сим-карта с коллектором

Какие меры компания оператора вправе предъявить мне?

Российские сотовые операторы перепродают мобильные номера от одних клиентов к другим. Некоторые абоненты до расторжения договора успевают привязать к своему номеру неприятное «наследство» — испорченную кредитную историю.

По оценке проекта «Россия без долгов», каждый седьмой мобильный номер в России находится в телефонной базе банка или коллекторского агентства, поскольку ранее принадлежал должнику.

Люди привыкли соблюдать специальные меры предосторожности при покупке товаров б/у, но почти никто не подозревает о рисках, связанных с оформлением сим-карты.

Должен ли сотовый оператор, не предупредивший клиента о прошлых владельцах номера, нести ответственность за возможные последствия? Реально ли приобрести гарантированно «чистый» номер? «Новая газета» попыталась разобраться в конфликтных ситуациях, возникающих вокруг этих вопросов.

Экономия ради потребителя

Перепродажа сотовыми операторами сим-карт с бывшими в употреблении номерами сегодня не исключение, а вполне рядовая практика. «Номерной фонд», распределяемый между операторами Роскомнадзором, сильно ограничен.

«Чтобы удовлетворить спрос, операторы пускают в коммерческий оборот абонентские номера, высвободившиеся в результате расторжения договоров на предоставление услуг сотовой связи», — объясняет пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников.

По закону, это вполне допустимая практика.

К повторному использованию номеров прибегают все крупные российские операторы. Это нужно для сокращения издержек, ведь номерная емкость достается компаниям небесплатно.

Оператор платит государственную пошлину за каждый приобретенный номер, а также за его обслуживание в биллинговой системе. «Повторное выделение освободившихся номеров — это экономия в том числе и для клиентов.

В России цены на мобильную связь — одни из самых низких в мире», — говорит руководитель пресс-службы «Мегафона» Юлия Дорухина.

Схема у всех операторов одна, различаются лишь сроки. Например, в «Мегафоне», если абонент не пользуется услугами связи более 90 дней, а баланс его лицевого счета достиг нуля, номер может быть передан другому клиенту. «Если в течение двух недель после блокировки номера абонент не изъявляет желания вернуть свой номер, то он может поступить в повторную «продажу», — объясняет Дорухина.

По правилам «Билайна» после расторжения договора номер переводится в специальный резерв, где может находиться от 2 до 6 месяцев. Предполагается, что за это время он будет полностью «очищен» от предыдущего владельца.

Если на номер в течение определенного времени не поступает никаких вызовов, то он выделяется другому абоненту.

У Tele2 минимальный срок, который проходит между последним использованием номера его перепродажей, составляет один год, в МТС — от полугода.

Операторы подчеркивают, что финансовый мотив продажи б/у номеров — не единственный.

«Мертвые души» не позволяют получить корректную информацию о «живых» абонентах, которые реально пользуются услугами сотовой связи, а это не дает оператору возможности корректировать свой продукт и искажает общие социально-экономические данные, статистику для которых предоставляют операторы связи», — объяснили «Новой» в пресс-службе «Билайна».

Целенаправленно купить абсолютно новый номер невозможно даже при большом желании: сотрудники салонов не имеют доступа к информации о биллинге и, соответственно, не могут сказать, принадлежал ли когда-нибудь конкретный номер телефона другому абоненту, объяснили «Новой» в Tele2.

«Обратилась в офис [оператора] с просьбой о замены сим-карты на другую со свободным номером, на что мне ответили, что у них все номера — свободные и бывшие в употреблении — в одном списке, и они не могут отсортировать их», — описывает свой личный опыт пользовательница одного из правовых порталов.

Большинство людей никогда не задумывается об этой проблеме: пользование б/у номером не приносит им никаких неудобств. Но менее везучие абоненты порой попадают в довольно неприятные ситуации.

Кредиты «мёртвых душ»

Некоторые из таких случаев относительно безобидны: например, приобретенный номер может оказаться привязанным к аккаунту неизвестного человека в соцсети или на другой онлайн-площадке, из-за чего новый абонент не сможет там зарегистрироваться («пользователь с таким номером уже существует») или будет получать ненужные уведомления. Впрочем, иногда эпизоды из биографии бывших абонентов всплывают при куда более непредсказуемых обстоятельствах. Так, одного из сотрудников «Новой газеты» вызывали в правоохранительные органы: оказалось, что прошлый владелец номера сдавал квартиру лицу, подозреваемому в совершении тяжкого преступления.
Но самая распространённая проблема — покупка вместе с сим-картой чьей-то неудачной кредитной истории. Объектом «телефонных атак», когда каждый день на номер поступают до десятка вызовов и SMS-сообщений от коллекторского агентства, могут стать дети или чрезмерно впечатлительные люди. На одном из форумов Рунета есть история женщины, у которой на почве давления коллекторов, разыскивающих совершенно другого человека, случился нервный срыв, — для лечения понадобились услуги врача и дорогие лекарства, все издержки на которые ей пришлось нести самостоятельно.

Первый шаг в такой ситуации — попытаться самостоятельно заблокировать нежелательные вызовы, внеся номер в «чёрный список».

Но коллекторы обычно нейтрализуют эту возможность: номерная ёмкость таких компаний может достигать нескольких сотен номеров, что делает ручную блокировку крайне затруднительной.

Поэтому эксперты советуют звонить коллекторам и пытаться объяснить ситуацию, а если они используют угрозы или другие противоправные методы — сразу же писать жалобу в прокуратуру.

«Здесь действия понятны: обращаться в структуру, которая осуществляет взыскание, — кредитор, коллекторская служба, судебные приставы, — говорит руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Виктор Климов. — А дальше — разъяснять и показывать.

Это не всегда бывает просто, процедура требует определенных усилий. Но, как правило, проблема решаема». Один из ресурсов, который может помочь в этом деле, — профессиональная ассоциация коллекторских агентств НАПКА.

По статистике ассоциации, более 40% жалоб как раз связаны с тем, что коллекторы беспокоят не причастных к долгу людей.

В лучшем случае проблему удастся решить по телефону или выслав компании копию регистрационной формы абонента, которую могут предоставить операторы связи. В худшем — запрос проигнорируют и продолжат обзвон.

«Кажется, что коллекторам невыгодно звонить случайным людям, если они действительно хотят вернуть свои деньги, — рассуждает Климов. — Но на деле оказывается, что им проще ставить номер на автодозвон, чем разбираться.

Отчасти это связано с тем, что граждане, избегающие коллекторов, часто прибегают к самым разным способам».

Торговля плохой репутацией

Эксперты считают, что масштабы проблемы не столь велики, чтобы дополнительно регулировать деятельность сотовых операторов, заставляя их продавать только уникальные номера или брать с абонентов специальные справки.

«Обвинять операторов не стоит, поскольку у них есть выкупленные пулы номерной емкости, и они их используют, — говорит руководитель департамента информационной безопасности компании Softline Олег Шабуров.

— В действительности процент подобных «некрасивых» ситуаций минимален, и отказываться использовать все уже однократно использованные номера — точно не выход». Лучше всего поменять номер телефона, выбирая варианты со «свежими» префиксами, говорит Шабуров.

Операторы «большой четвёрки» сообщили «Новой газете», что в проблемных ситуациях готовы пойти абонентам навстречу и осуществить замену бесплатно.

Однако пострадавшие клиенты справедливо указывают на то, что операторы не обеспечивают надлежащее качество своего продукта, продавая номера с «плохой репутацией», а всю ответственность за это по факту вынужден нести потребитель.

Юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов полагает, что в части законодательства существуют некоторые пробелы, которые не позволяют людям отстаивать свои интересы. «Можно предъявлять претензии оператору, который не представил необходимую информацию о товаре.

А наличие предыдущих владельцев — это существенная информация. Покупая номер, клиент должен быть осведомлен о возможных последствиях, так как они могут на нём неблагоприятно отразиться».

Обращений в суд по этому поводу сегодня практически нет: всё, на что может рассчитывать истец, — это компенсация морального ущерба в пару тысяч рублей.

Руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Виктор Климов говорит, что проблема звонков коллекторов третьим лицам гораздо шире темы б/у телефонных номеров.

«Это бывает из-за неудачной покупки подержанной машины или квартиры, когда коллекторы начинают искать имущество должника, или при оформлении займа, когда человека указывают как знакомого бывшие сослуживцы». Принимать новые законы на этот счет бессмысленно, считает эксперт.

Несмотря на уже существующую нормативную базу, люди всё равно попадают под жесткий прессинг, а правоохранительные органы крайне вяло занимаются такими делами.

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2016/11/15/70545-sim-karta-s-kollektorom

Положение об обработке персональных данных – Туристическая компания

Какие меры компания оператора вправе предъявить мне?

1. Общие положения.
1.1. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый

имеет право на неприкосновенность частной

жизни, личную, семейную тайну, защиту своей

чести и доброго имени, реализация которого

обеспечивается положением ст. 24 Конституции

РФ, устанавливающим, что сбор, хранение,

использование и распространение информации

о частной жизни лица без его согласия не

допускается. Отношения, связанные с обработкой

персональных данных, осуществляемой юридическими

лицами с использованием средств автоматизации

или без использования таких средств, если обработка

персональных данных без использования таких средств

соответствует характеру действий (операций),

совершаемых с персональными данными с использованием

средств автоматизации, регулируются Федеральным законом

от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ “О персональных данных”.

Настоящее Положение разработано в целях выполнения

указанных выше норм Конституции РФ, в соответствии

с требованиями законодательства Российской Федерации

и иных нормативных правовых актов в сфере обработки

персональных данных. 

1.2. Настоящее Положение определяет порядок

работы (получения, обработки,использования,

передачи, хранения и т.д.) сотрудников

ООО “Гривлокс” (далее Агент) с персональными

данными пользователей интернет ресурса

www.grivloks-tour.ru (далее Клиентов) и гарантии

конфиденциальности сведений о Клиенте,

предоставленных Клиентом организации;

права Клиента при обработке его

персональных данных; ответственность лиц

за невыполнение требований норм, регулирующих

обработку персональных  данных Клиента.

1.3. Агент вправе осуществлять полномочия по

обработке персональных данных Клиентов других

организаций по договору аутсорсинга, которая в

дальнейшем также именуется Оператором.

В указанном случае, Оператор и организация,

с которой заключен такой договор, солидарно

отвечают перед Клиентом, права которого

нарушены, за причиненный таким нарушением

материальный ущерб и моральный вред.

Клиент вправе по своему усмотрению предъявить

соответствующие требования к любой

из указанных организаций. Принципы распределения

последствий

такого возмещения Клиенту между организациями,

устанавливаются в соответствующем договоре

аутсорсинга.

2. Понятие и состав персональных данных Клиента
2.1. Персональные данные Клиента – любая

информация, относящаяся прямо или косвенно к

клиенту (субъекту персональных данных).

2.2. К персональным данным Клиента относятся

следующие сведения: • фамилия, имя, отчество; • пол; • дата рождения; • место рождения; • гражданство; • образование, специальность; • место работы; • состояние в браке; • состав семьи; • место регистрации; • адрес места жительства и домашний телефон; • виды и объём оказанных Клиенту услуг

• иные сведения о Клиенте, необходимые для выполнения

договора и позволяющие идентифицировать его личность.

3. Сбор, цели обработки и защита персональных данных

Клиента 
3.1. Обработка персональных данных Клиента

осуществляется:
3.1.1. После заключения с Клиентом договора

об оказании услуг, в котором определены доверие

и обязанность по обработке персональных данных.

В соответствии с п 2) части 2 статьи 6 ФЗ

«О персональных данных» в целях исполнения

договора, одной из сторон которого является субъект

персональных данных, т.е. Клиент, и получения его

согласия на обработку персональныхданных не требуется;

3.1.2. После направления уведомления об обработке

персональных данных в орган государственного надзора

в сфере связи, информационных технологий и массовых

коммуникаций территории, за исключением случаев,

предусмотренных частью 2 статьи 22 Федерального закона

«О персональных данных»;

3.1.3. После принятия Агентом (Оператором) необходимых мер

по защите персональных данных.
3.2. Все персональные данные Клиента следует получать лично

у Клиента или у его законного представителя. Если персональные

данные Клиента возможно получить только у третьей стороны,

то Клиент должен быть уведомлен об этом заранее и от него

должно быть получено письменное согласие. 

3.3. Агент (Оператор) сообщает Клиенту или его законному

представителю о целях обработки персональных данных,

предполагаемых источниках и способах получения персональных

данных. 

3.4. При обращении за получением услуг Клиент

(или его законный представитель) предоставляет Агенту

(Оператору) персональные данные о себе в документированной

форме. А именно:

• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; • иные документы, в зависимости от того, какую услугу получает Клиент.

При отсутствии документов Клиент (или его законный представитель)

предоставляют Агенту (Оператору) необходимые персональные данные

в устной форме.
3.5. Агент (Оператор) с согласия Клиента может запрашивать и получать

персональные данные Клиента, используя информационные системы

персональных данных с применением средств автоматизации. 

3.6. Обработка Агентом (Оператором) персональных данных Клиента

осуществляется исключительно в целях оказания Клиенту

предусмотренных договором качественных услуг в необходимых

объёмах, соблюдения требований действующего законодательства,

иных нормативных правовых актов.

3.7. Агент (Оператор) при определении объема и содержания

обрабатываемых персональных данных Клиента руководствуется

Конституцией Российской Федерации, иными нормативными

правовыми актами в сфере обработки персональных данных и

защиты информации. 

3.8. Защита персональных данных Клиента от неправомерного их

использования или утраты обеспечивается Агентом (Оператором)

за счет собственных средств в порядке, установленном законодательством,

и принятыми Агентом (Оператором) в соответствии с ним локальными

нормативными актами.

4. Порядок использования, хранения, передачи персональных

данных Клиента
4.1. Персональные данные Клиентов у Оператора содержатся в

информационных системах персональных данных, представляющих

собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных,

а также информационных технологий и технических средств,

позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных

с использованием средств автоматизации или без

использования таких средств. В информационных системах

персональные данные могут быть размещены на материальных,

в том числе бумажных носителях. 

4.2. Доступ к обработке персональных данных Клиентов

(как с использованием средств автоматизации, так и без

использования средств автоматизации) обеспечивается в

установленном Агентом (Оператором) порядке.

4.3. Конкретные обязанности по работе с информационными

системами персональных данных и материальными носителями

информации, в том числе с документами, содержащими персональные

данные Клиентов,

возлагаются на сотрудников Агента (Оператора) и закрепляются в

должностных инструкциях.
4.4. Работа с информационными системами персональных данных,

материальными носителями, в том числе с документацией,

содержащими персональные данные Клиентов, осуществляется в

специально отведённых для этого помещениях.
4.5. Требования к месту обработки персональных данных, в том

числе к серверной, обеспечивающие их защищённость

устанавливаются Агентом (Оператором).

4.6. Перечень лиц, имеющих право доступа к персональным

данным Клиентов и обработке их персональных данных,

определяется приказом руководителя Агента (Оператора). 

4.7. С лицами, допущенными к обработке персональных данных

Клиентов, заключается Соглашение о неразглашении, или

вносятся оответствующие изменения в трудовой договор с ним. 

4.8. Лица, допущенные в установленном порядке к обработке

персональных данных, имеют право обрабатывать только те

персональные данные Клиентов, которые необходимы для

выполнения договора.
4.9. Агент (Оператор) при создании и эксплуатации информационных

систем персональных данных Клиентов с использованием средств

автоматизации обеспечивает проведение классификации

информационных систем в установленном порядке.

4.10. Агент (Оператор) при создании и эксплуатации информационных

систем персональных данных Клиентов с использованием средств

автоматизации и без использования средств автоматизации

принимает все необходимые организационные и технические

меры, обеспечивающих выполнение установленных действующим

законодательством требований к обработке персональных данных. 
4.11. Агент (Оператор) по достижении целей обработки

персональных данных Клиента обязан прекратить обработку

этих персональных данных и обеспечить их уничтожение в

установленном порядке. 

5. Права Клиентов при обработке Агентом (Оператором) их

персональных данных 

5.1. В целях обеспечения защиты своих интересов, реализации

прав и свобод в сфере персональных данных, регламентированных

действующим законодательством Клиенты, их законные

представители, а также представители имеют право на:

• предоставление Агентом (Оператором) полной информации

об их персональных данных и обработке этих данных;

• свободный бесплатный доступ к своим персональным

данным, включая право на получение копий любой записи,

содержащей персональные данные Клиента, за исключением

случаев, предусмотренных федеральным законом;

• определение своих представителей для защиты своих

персональных данных;
• требование уточнения его персональных данных, их

блокирования или уничтожения в случае, если персональные

данные являются неполными, устаревшими, неточными,

незаконно полученными или не являются необходимыми

для заявленной цели обработки, а также принимать

предусмотренные законом меры по защите своих прав;
• требование об извещении Агентом (Оператором) всех лиц, которым

ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные

Клиента, обо всех произведенных в них исключениях, исправлениях

или дополнениях;
• обжалование действий или бездействия Агента (Оператора) в

уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных

данных или в судебном порядке.

6. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку

и защиту персональных данных Клиентов

6.1 Лица, виновные в нарушении требований настоящего

Федерального закона, несут предусмотренную законодательством

Российской Федерации ответственность.

6.2. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных

вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки

персональных данных, законодательством, а также требований к

защите персональных данных подлежит возмещению в соответствии

с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального

вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного

вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

6.3. Сотрудники Агента (Оператора), получившие в установленном

порядке доступ к персональным данным обучающихся, виновные в

нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту

персональных данных обучающихся привлекаются к ответственности,

предусмотренной действующим законодательством.

7. Заключительные положения
Настоящая редакция Положения вступает в законную силу

с 27.02.2015 года и действует до утверждения нового положения.

Источник: http://grivloks-tour.ru/2-uncategorised/34-polozhenie-ob-obrabotke-personalnykh-dannykh.html

Прав-помощь
Добавить комментарий