Какие приказы Минобразования необходимо учесть?

Письмо Минобрнауки России от 27.12.2017 N ЛО-2543/12/595

Какие приказы Минобразования необходимо учесть?

Департаментом государственной службы и кадров Минобрнауки России совместно с Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Профсоюз) подготовлены разъяснения о реализации права работников сферы образования на награждение ведомственными наградами Минобрнауки России (далее – Разъяснения), предусмотренными приказом Минобрнауки России от 26 сентября 2016 г. N 1223 “О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации” (с учетом изменений).

Просим довести Разъяснения до организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических коллективов, первичных профсоюзных организаций.

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Л.М.ОГОРОДОВА

Председатель Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации

Г.И.МЕРКУЛОВА

Ведомственные награды Минобрнауки России учреждены приказом Минобрнауки России от 26 сентября 2016 г. N 1223 “О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации” (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 19 июня 2017 г. N 567 и от 30 октября 2017 г. N 1059) (далее соответственно – приказ N 1223, ведомственные награды).

I. Категории лиц, имеющих право на награждение ведомственными наградами.

К награждению ведомственными наградами могут быть представлены лица, являющиеся работниками (служащими) организаций сферы образования, научной, научно-технической деятельности, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, молодежной политики, иных сфер ведения Минобрнауки России.

Граждане, работающие по совместительству, а также уволенные (в том числе в связи с выходом на пенсию) не могут быть представлены к награждению ведомственными наградами.

На награждение ведомственными наградами за выдающиеся достижения (заслуги) и многолетний добросовестный труд (службу) в указанных сферах деятельности Минобрнауки России имеют право все лица, деятельность которых связана с перечисленными достижениями в труде (пункт 1.3 приложения N 2 к приказу).

Таким образом, к награждению ведомственными наградами (включая Почетную грамоту Министерства образования и науки Российской Федерации и почетные звания) могут быть представлены все категории работников независимо от занимаемой должности, уровня образования, квалификационной категории и т.д.

В частности, этим правом обладают руководители и работники аппарата Общероссийского Профсоюза образования и его региональных (межрегиональных) и местных организаций, а также иные категории лиц, имеющие заслуги в установленной сфере деятельности и отвечающие требованиям к стажу работы , необходимому для представления к каждой из перечисленных наград.

——————————–

См. подпункт “а” пункта 1.5 приложения N 1 и пункт 1.12.1 приложения N 2 к приказу N 1223.

Дополнительные требования установлены лишь в отношении кандидатов на награждение медалью К.Д. Ушинского и медалью Л.С. Выготского, которые, как правило, должны иметь ученую степень доктора педагогических наук и доктора психологических наук соответственно.

В свою очередь нагрудным знаком “За милосердие и благотворительность”, напротив, могут быть награждены лица, не являющиеся работниками сферы образования и иных сфер ведения Минобрнауки России (например, спонсоры проведения мероприятий для детей и молодежи, родители (законные представители) обучающихся, оказывающие личную финансовую и иную помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, а также иные лица, оказывающие систематическую материальную и нематериальную поддержку отдельным обучающимся и воспитанникам).

II. Отсутствие излишних требований к кандидатам.

Массовым нарушением прав работников являются излишние требования к кандидатам на награждение, в частности требования к наличию у них наград муниципального и регионального уровней.

При представлении к награждению ведомственными наградами Минобрнауки России не является обязательным условием наличие у кандидатов каких-либо иных (муниципальных, региональных и др.) наград. Приказом Минобрнауки России такие требования не установлены.

Не может служить основанием для отказа в представлении кандидатов на награждение ведомственными наградами отсутствие у них почетной грамоты или иной награды органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, и (или) органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, а также иных наград субъекта Российской Федерации.

При представлении документов на награждение ведомственными наградами наличие муниципальных, региональных и прочих наград субъекта Российской Федерации не указывается. Так, в пункте 8 представления и пункте 9 наградного листа указывается наличие только государственных и ведомственных наград федерального уровня.

——————————–

Приложение к приложению N 1 к приказу N 1223.

Приложение к приложению N 2 к приказу N 1223.

III. Последовательность награждения ведомственными наградами.

Для представления к награждению перечисленными ниже ведомственными наградами применяется следующая последовательность:

– для представления к присвоению почетного звания требуется наличие Почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации, за исключением случаев, когда стаж работников в установленной сфере деятельности составляет свыше 20 лет ;

——————————–

Приказ Минобрнауки России от 30 октября 2017 г. N 1059.

– для представления к награждению медалью К.Д. Ушинского и медалью Л.С. Выготского требуется наличие почетного звания.

Таким образом, лицо, не награжденное ранее ведомственными наградами, но имеющее стаж в установленной сфере деятельности свыше 20 лет, может быть представлено к присвоению почетного звания.

Необходимо учесть, что тождественными современным ведомственным наградам и имеющими одинаковую с ними юридическую силу являются медали, почетные звания, нагрудные знаки (значки), почетные грамоты и благодарности соответственно, выданные или присвоенные согласно:

Постановлению Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 ноября 1943 г. N 926 “Об утверждении Положения о значке “Отличник народного просвещения”;

Постановлению Совета Министров РСФСР от 25 июня 1946 г. N 396 “Об утверждении Положения о порядке награждения медалью К.Д. Ушинского, ее образца и описания”;

Постановлению Совета Министров РСФСР от 9 января 1960 г. N 21 “Об учреждении нагрудного значка “Отличник профессионально-технического образования РСФСР”;

решению Коллегии Минпроса СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений от 2 июля 1967 г. “Об учреждении Почетной грамоты Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и утверждении положения о ней” ;

——————————–

Впоследствии были также учреждены Почетные грамоты различных органов управления образованием в РФСФР и Российской Федерации.

Постановлению Совета Министров СССР от 21 июля 1967 г. N 687 “Об учреждении медали Н.К. Крупской”;

решению Минпроса СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений от 16 сентября 1967 г. “Об утверждении Положения о нагрудном значке “Отличник просвещения СССР”;

приказу Минобразования России от 13 января 1999 г. N 44 “Об утверждении Положения об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации”;

приказу Минобрнауки России от 6 октября 2004 г. N 84 “О знаках отличия в сфере образования и науки”;

приказу Минобрнауки России от 3 июня 2010 г. N 580 “О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации”;

приказу Минобрнауки России от 30 января 2014 г. N 68 “О ведомственной награде Министерства образования и науки Российской Федерации почетном звании “Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации”;

иным ранее изданным постановлениям, приказам и принятым решениям .

——————————–

См., в частности, перечни ведомственных наград СССР, РСФСР и Российской Федерации в Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-2014, принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. N 2019-ст.

IV. Число лиц, представляемых к награждению ведомственными наградами.

Ограничения на число лиц, представляемых к награждению знаком отличия Минобрнауки России, приказом N 1223 не установлены.

В свою очередь число лиц, которые могут быть представлены органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, к награждению иными ведомственными наградами, ограничено .

В связи с этим, а также в целях повышения объективности и прозрачности определения количества лиц, ежегодно представляемых к награждению по конкретным организациям (органам), рекомендуется учитывать мотивированное мнение соответствующих региональных (межрегиональных) и территориальных организаций Общероссийского Профсоюза образования.

——————————–

См. пункт 2.3 приложения N 2 к приказу N 1223.

Численность работников организации менее 200 человек не ограничивает право на возбуждение ходатайств о награждении ведомственными наградами и не является основанием для отказа в их рассмотрении. Однако при рассмотрении на коллегии (комиссии и т.п.

) органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему государственное управление в сфере образования, дано право принимать решение о поддержке кандидатов согласно количеству, определяемому пунктом 2.

3 приложения N 2 к приказу N 1223.

Рассмотрение документов работников частных образовательных организаций (дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования) осуществляется на основаниях, соответствующих пункту 2.10 приложения N 2 к приказу N 1223.

  • Подписывайтесь на наш канал в >>> Яндекс Дзен

Источник: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-27.12.2017-N-LO-2543_12_595/

О методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования, письмо минобразования россии от 01 октября 2002 года №31ю-31нн-40/31-09

Какие приказы Минобразования необходимо учесть?

Во исполнение пункта 3 приказа Минобразования России от 03.06.

2002 N 2051 “О взаимодействии Минобразования России с органами управления субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением вузами и филиалами лицензионных требований и условий” Минобразование России ректорам (директорам) образовательных учреждений, руководителям предприятий, учреждений и организаций, подведомственных Министерству образования Российской Федерации, органам управления субъектов Российской Федерации направило для использования в работе Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования в качестве методического обеспечения.

Первый заместитель министраГ.А.Балыхин

1. Общие положения

Понятия, используемые в настоящих рекомендациях, означают:

“заказчик” – организация, учреждение, предприятие или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично;

“исполнитель” – государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации общеобразовательных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) образовательных программ;

“образовательная деятельность” – услуги, предоставляемые исполнителем в пределах государственных образовательных стандартов. Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с заказчиков за предоставление такого рода услуг, которая не рассматривается как предпринимательская деятельность, в том случае, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (ст.46 Закона РФ “Об образовании”);

“дополнительные образовательные услуги” – услуги, предоставляемые исполнителем, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

2. Информация об образовательной деятельности

Исполнитель обязан до заключения договора предоставить заказчику достоверную информацию о себе и оказываемых образовательной деятельности и дополнительных образовательных услугах. Способ доведения информации до потребителя устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, когда он определяется законодательством Российской Федерации.

При этом исполнитель обязан обеспечить доступность ознакомления с информацией (способы доведения информации до заказчика: объявления, буклеты, проспекты, информация на стендах, предоставление информации по требованию заказчика).

Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую следующие сведения:

– наименование (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя) исполнителя, которое должно содержать указание на организационно-правовую форму и характер деятельности (ст.

54 ГК РФ), а для высших профессиональных учебных заведений, согласно пунктам 5, 6 статьи 9 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, еще и статус, то есть вид образовательного учреждения (университет, академия или институт);

– место нахождения (юридический адрес) исполнителя.

Согласно статье 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах;

– сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности;

– свидетельство о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера, даты регистрации, срока действия и органа, выдавшего свидетельство;

– уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

– перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия заказчика, порядок их предоставления;

– стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

– порядок приема и требования к поступающим;

– форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение образовательного учреждения предоставляют потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий образовательного учреждения.

Гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, должен предоставить информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием регистрационного номера, даты регистрации и наименования зарегистрировавшего органа.

Данную информацию исполнитель обязан предоставить заказчику, о чем делается соответствующая запись в приемных документах, которая заверяется личной подписью заказчика.

По требованию заказчика исполнитель обязан предоставить:

– устав исполнителя, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении исполнителя;

– образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг;

– основные и дополнительные образовательные программы;

– перечень категорий абитуриентов, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных основных и дополнительных образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

– иные сведения, относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге.

3. Порядок заключения договора

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901936351

Стал известен текст приказа Министерства образования и науки с грифом “для служебного пользования”, регламентирующего взаимодействие российских научных организаций с иностранными, а российских ученых – с их коллегами из-за рубежа.

Приказ был подписан еще 11 февраля, но поступил в подведомственные Минобру учреждения только в июле. Документ содержит пункты, требующие от ученых согласовывать все встречи с иностранцами, даже в нерабочее время, и отчитываться о них, а зарубежным гостям запрещает пользоваться мобильными телефонами.

В министерстве заявили, что приказ носит “рекомендательный характер”.

Документ сформулирован уклончиво: он состоит из списка “рекомендаций”, которые все организации, подконтрольные министерству, должны “учесть” в своих внутренних документах, а работающие с секретностью – “использовать”. Тем не менее сами “рекомендации” показались многим ученым возмутительными и невыполнимыми.

Например, приказ “рекомендует” проводить все встречи с иностранцами, в том числе в нерабочее время, только по полученному за 5 дней согласованию с руководством и при участии не менее двух сотрудников организации. По итогам такой встречи ученые должны сдавать отчет, скрепленный круглой печатью.

Другой пункт ограничивает использование иностранными гостями российских институтов и университетов “средств накопления и обработки информации”, например, мобильных телефонов.

В научном сообществе требуют отменить приказ. Именно такое предложение содержится в открытом письме, которое направил в министерство заведующий лабораторией Управления сложными системами Института проблем машиноведения РАН Александр Фрадков.

В своем письме он отметил, что положения приказа “чреваты ущербом для престижа нашей страны и ее научно-технологического развития”.

Фрадков указывает, что “рекомендации” противоречат постановлению правительства №682 от 15 июня 2018 года, в котором говорится, что министерство не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, а также напоминает об объявленном в прошлом году национальном проекте “Наука”, который подразумевает широкое развитие международного научного сотрудничества: и в виде научных публикаций в иностранных журналах, и путем создания привлекательных условий для работы в РФ для ведущих иностранных и российских ученых. (Кстати, в тексте скандального приказа Минобрнауки российские ученые, работающие в иностранных научных организациях, фактически приравнены к иностранцам и подпадают под те же ограничения.)

Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков

Днем 14 августа Минобрнауки поспешило заявить, что опубликованный в открытых источниках документ носит рекомендательный характер, направлен на “учет показателей роста международных связей” и “отражает общемировую практику”.

Александр Фрадков в комментарии для Радио Свобода сказал, что “рекомендательный” характер приказа выглядит нелепостью: “Это приказ, и если в приказе рекомендуется не разговаривать с иностранцами в одиночку, то как теперь я эту рекомендацию буду не выполнять? Все будут бояться. И самая большая опасность этого приказа – в том, что бояться будут не только наши, но иностранные ученые, бояться приезжать сюда. Этот страх, от которого мы еще с советских времен не избавились, резко усилится”, – уверен ученый.

“Приказ этот – глупость, причем смешная и, главное, неосуществимая, – считает доктор биологических и кандидат физико-математических наук Михаил Гельфанд. – То, что там прописано, говорит о полном отказе от каких бы то ни было связей. Невозможно отобрать у иностранцев сотовые телефоны, это будет смешно и позорно”.

Гельфанд предполагает, что появление документа могло происходить по одному из двух сценариев: либо под давлением силовых структур, либо упредительно по инициативе министерства: “Когда будет очередной скандал, они скажут, что приказ был, а кто его нарушил, мы не виноваты”. Второй сценарий ученый считает более вероятным. “Он от этого не становится менее противным и менее смешным, но он менее страшный”, – говорит Михаил Гельфанд.

Невозможно отобрать у иностранцев сотовые телефоны, это будет смешно и позорно

Александр Фрадков также предполагает, что существо приказа может исходить не из Минобрнауки: “Есть люди, которые отвечают за безопасность, и должны быть такие люди, у них своя работа, но должно быть согласование между теми указаниями, которые выдают эти органы, с теми целями, которые ставят перед нами президент, правительство. И если нам говорят, что нужно сделать страну привлекательной для иностранных ученых, чтобы улучшить возможности для международного сотрудничества, то этому мешать нельзя. Это они должны согласовать между собой, а тут левая рука не знает, что творит правая”, – считает Фрадков.

В последнее время растет число уголовных дел, возбужденных против российских ученых по обвинению в разглашении государственной тайны.

Фигурантом одного из самых громких подобных дел является ученый из головного предприятия Роскосмоса – ЦНИИмаш Виктор Кудрявцев, который был арестован прошлым летом по обвинению в “передаче закрытой информации о технологиях, применяемых в разработке гиперзвуковых летальных аппаратов, одной из стран НАТО”.

Ученый отрицает свою вину, в его защиту выступали и научные работники, и правозащитники, однако, несмотря на сахарный диабет и другие тяжелые возрастные заболевания, 75-летний Кудрявцев остается в заключении. Суд отказывается изменять ему меру пресечения. Только по делу Кудрявцева уже обвинены три других научных сотрудника.

Виктор Кудрявцев

“Очень хорошо, если вместо обсуждения этой глупости [приказа Минобрнауки] мы будем обсуждать то, что много ученых сидят в тюрьме или находятся в предварительном заключении по абсолютно выдуманным обвинениям в разглашении государственной тайны. Кудрявцева, которому за 70 лет, у которого куча болезней, никак не могут выпустить даже под домашний арест. И вот это мерзость, и обсуждать надо именно это”, – считает Михаил Гельфанд.

Судьбу Виктора Кудрявцева упомянул в своем открытом письме и Александр Фрадков. “К сожалению, в последнее время вводятся и другие ограничения для научных работников, приводящие в некоторых случаях к лишению их свободы.

В ряде случаев лишение свободы является следствием отмены или отзыва выданного ранее разрешения на экспорт или открытое опубликование материалов, как это произошло с 75-летним ученым В.В. Кудрявцевым и его коллегами из ЦНИИмаша.

Но подзаконные акты, как и закон, не могут иметь обратной силы! Даже если развитие науки или политические причины требуют закрытия работ в какой-то научной области, человек, опубликовавший или передавший по законному контракту свои результаты иностранцам до решения о закрытии, ничего не нарушал и, следовательно, не должен быть наказан”, – заявил ученый в своем обращении и попросил министра образования и науки Михаила Котюкова поднять вопрос о Кудрявцеве на заседании правительства.

Михаил Гельфанд

“Рекомендательный” приказ министерства фактически во многих случаях оставляет вопрос об ужесточении взаимоотношений с иностранными коллегами на откуп руководству и прикомандированным к научным организациям представителям ФСБ (когда такие есть).

Знакомые Радио Свобода сотрудники некоторых научных учреждений – в частности, Физического института, Института теоретической и экспериментальной физики (обе организации ведут работы, связанные с секретностью), Санкт-Петербургского государственного университета – уже жаловались на постепенное ужесточение режима, причем в некоторых случаях оно началось задолго до публикации указа Минобрнауки. Вместе с тем, скорее всего, учитывать “рекомендации” министерства станут далеко не все.

В хороших институтах этой бумажкой подотрутся. В плохих институтах это будет повод стать еще хуже

“В хороших институтах этой бумажкой подотрутся. В плохих институтах это будет повод стать еще хуже.

В нашем институте, несмотря на большое количество разных очень интересных исследований, которые ведутся, никакого Первого отдела (так в советских учреждениях назывался отдел, обеспечивающий секретность и обычно состоявший из прикомандированных сотрудников спецслужб. – РС) нет.

И как только он там появится, я оттуда уйду”, – говорит Михаил Гельфанд. А Александр Фрадков предполагает, что приказ поставит руководство его института в затруднительное положение: “У нас не ведутся такие закрытые работы, поэтому для нас сказано – “учесть” то, что написано.

Я не представляю, как можно это учесть и не выполнять. Приказ либо выполняется, либо не выполняется, и за это должно быть наказание. Что означает рекомендательный характер? Что не будет наказания за неисполнение? Я как-то плохо это себе представляю. Наш предыдущий жизненный опыт говорит, что это невозможно”.

Единственно правильный шаг – отмена этого приказа

Год назад Россия выиграла почетное право проведения в Санкт-Петербурге в 2022 году Международного математического конгресса – крупнейшего в математике и одного из крупнейших в науке вообще форума, который проходит раз в 4 года и традиционно привлекает тысячи ведущих ученых мира.

В СССР математический конгресс проходил только один раз – в 1966 году. Строгое следование новым “рекомендациям” Минобрнауки сделало бы проведение такого мероприятия непосильной задачей.

Фрадков считает, что даже сам факт появления “рекомендаций” осложнит проведение форума: “Я боюсь, что на Международный математический конгресс не все захотят поехать.

И вот мы, например, проводим в Санкт-Петербурге в следующем году крупную европейскую конференцию по автоматическому управлению, и тоже впервые в России, и я не знаю теперь, не уменьшится ли количество желающих приехать в нашу страну.

Разъяснение этого приказа со стороны министерства совершенно неудовлетворительное. Единственно правильный шаг – отмена этого приказа и подтверждение того, что министерство нацелено на выполнение национального проекта “Наука” и на то, чтобы делать нашу страну привлекательной для ученых всего мира”, – считает Александр Фрадков.

Источник: https://www.svoboda.org/a/30109470.html

Документы

Какие приказы Минобразования необходимо учесть?
Письмо № 06-9892/01-18/19 от 24 сентября 2019г.

О направлении информации по сопровождению образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Руководителям муниципальных

органов управления образованием

Руководителям

 образовательных организаций

В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации в письмах от 20.02.2019 г. № ТС-551/07 и от 16 мая 2019 г. № ТС-1192/03 и Центральный совет профсоюза работников образования и науки РФ в информационно-аналитических материалах представили разъяснения по данной теме.

Даны разъяснения:

– о введении в штатное расписание организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования, специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

– об обучении в группах компенсирующей и комбинированной направленности детей разных категорий;

– о зачислении ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу без смены ее направленности.

Кроме того, в материалах указано, что расчет штатных единиц вышеназванных специалистов к числу обучающихся с ОВЗ, получающих дошкольное образование в группах комбинированной и компенсирующей направленности, необходимо произвести в соответствии с изложенными в Порядке требованиями.

Обращаем внимание на то, что в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (далее – Порядок), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014, приказом Минпросвещения России от 21.01.2019 г. №32 были внесены изменения в части особенностей организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые касаются наполняемости групп и дополнительных должностей работников для работы с детьми.

дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

При определении продолжительности ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (далее – отпуск) воспитателей, музыкальных руководителей, других педагогических работников, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и (или) нуждающимися в длительном лечении, а также с нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателей, работающих с такими детьми, следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

В дошкольных образовательных организациях, не являющихся специализированными дошкольными организациями, воспитателям, музыкальным руководителям, а также всем другим педагогическим работникам, работающим с обучающимися (детьми) с ОВЗ и (или) нуждающимися в длительном лечении, продолжительность отпуска определяется в соответствии с пунктом 4 раздела I приложения к указанному постановлению и составляет 56 календарных дней.

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 25 часов педагогической работы в неделю, устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ОВЗ, что определено п. 2.5 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601.

Следует также учесть, что предоставление отпуска продолжительностью 56 календарных дней педагогическим работникам, работающим с обучающимися (детьми) с ОВЗ и (или) нуждающимися в длительном лечении, а также применение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющей 25 часов педагогической работы в неделю, для воспитателей, непосредственно осуществляющих обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (детьми) с ОВЗ, не обусловлено количеством таких детей в группе, а также необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня с такими детьми.

При этом следует учитывать, что в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г.

№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», для организации образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, необходимо создание группы комбинированной направленности.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Статус обучающегося с ОВЗ (в том числе статус обучающегося с ОВЗ ребенку из числа инвалидов), который педагогическим работникам дает право на отпуск 56 календарных дней или норму 25 часов в неделю педагогической работы за ставку заработной платы, устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК), деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Исчерпывающего перечня оснований, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, не имеется. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Источник: http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_069892011819_ot_24_sentyabrya_2019g

Минобрнауки пытается ограничить контакты ученых с иностранцами. Ученые вспоминают советские времена; чиновники говорят, что это «просто рекомендации»

Какие приказы Минобразования необходимо учесть?

В июле 2019 года министерство высшего образования и науки России разослало в подведомственные организации рекомендации по контактам с иностранными и международными организациями и приему иностранных граждан. Сканы приказа 13 августа опубликовала научно-популярная газета «Троицкий вариант — Наука».

В документе, еще в феврале 2019 года подписанном министром Михаилом Котюковым, говорится, что на встрече с иностранцами должны присутствовать как минимум двое российских ученых. При этом такие контакты в нерабочее время возможны только с разрешения руководства, а после встречи ученые должны составить отчет с кратким описанием разговора, приложив сканы паспортов участников.

Кроме того, в рекомендациях Минобрнауки говорится, что при посещении российских научных организаций иностранцы могут использовать записывающие и копирующие информацию устройства «только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ». Подробнее этот момент не объясняется.

В аналогичном порядке должны проходить контакты и с россиянами, представляющими иностранные организации. Например, с российскими учеными, работающими на иностранные вузы.

При этом главы подведомственных министерству институтов и организаций, имеющих лицензию на работу с государственной тайной, должны «обеспечить использование» этих рекомендаций при составлении внутренних инструкций. А организации, где с гостайной не работают, должны учесть рекомендации министерства.

Ученые называют правила неисполнимыми и вредными. Они требуют отменить приказ

13 августа газета «Троицкий вариант — Наука» опубликовала открытое письмо заведующего Лабораторией управления сложными системами Института проблем машиноведения РАН Александра Фрадкова.

В тексте говорится, что в рекомендациях Минобранауки «имеется ряд ограничений и несуразностей, препятствующих научным контактам с нашими зарубежными коллегами и чреватых ущербом престижу нашей страны и ее научно-технологическому развитию».

В письме Фрадков указывает: если рекомендации будут исполняться, это означает фактический запрет на личную переписку ученых с иностранцами и отказ от проведения семинаров и конференций. По мнению ученого, если четко следовать рекомендациям, у участников международных конференций нужно «отбирать часы, сотовый телефон и другие технические устройства».

В письме Фрадков констатирует, что приказ нарушает права и свободы ученых. «Во времена интернета, электронной почты и других видов беспроводной связи подобные меры и документы — просто бессмысленный анахронизм. Должен ли я получать разрешение от руководителя на общение с иностранным коллегой по имейлу или по cкайпу?» — задается вопросом он.

В своем обращении ученый просит министра Михаила Котюкова отменить или серьезно скорректировать приказ, а также наказать подготовивших его сотрудников.

В разговоре с «Медузой» Фрадков объясняет, что открытое письмо — его частная инициатива, к которой не имеют отношения его коллеги по институту.

«Я получил этот приказ во внутренней служебной рассылке института, возмутился и решил отправить письмо», — говорит он и добавляет, что из министерства с ним пока никто не связывался.

«Этот приказ фактически невозможно исполнить полностью. Конечно, любые ограничения не вызывают хороших ощущений, но тут они еще исполнены с глупостями и странностями. Это очень обидно», — рассуждает Фрадков в беседе с «Медузой».

Другие опрошенные изданием ученые также указывают, что выполнить все рекомендации министерства нереально. Особенно с учетом того, что эффективность российских ученых во многом по публикациям в международных научных журналах.

«Приказ очень легко реализовать. Можно всех иностранцев на фоне института раздевать, одежду складывать в специальный ящик, выдавать им робы — желательно, полосатые, чтобы они понимали, куда попали. И пусть так ходят», — иронизирует биоинформатик Михаил Гельфанд.

Приказ связывают с процессами над учеными, обвиненными в госизмене

Гельфанд считает, что появившиеся рекомендации — часть общего тренда на ограничение контактов российских ученых с западными коллегами.

«Думаю, что приказ появился на волне судебных процессов против ученых о так называемом разглашении так называемой государственной тайны. Моя гипотеза — таким способом министерство прикрывает задницу.

Показывает, что они сделали все, что могли — и не виноваты, что кто-то там что-то нарушает», — говорит ученый.

Эту же тему в своем открытом письме поднимает и Александр Фрадков. Он призывает министра Михаила Котюкова предложить на заседании правительства России смягчить меру пресечения в отношении 75-летнего сотрудника Центрального научно-исследовательского института машиностроения , который уже год находится в СИЗО.

Похожие ограничения для ученых существовали в СССР

Биофизик, историк советской и российской науки Симон Шноль в разговоре с «Медузой» заметил, что рекомендации из приказа Минобрнауки фактически повторяют советские ограничения. «Это полная копия», — уверен он.

Шноль вспоминает, что советские ученые перед любой публикацией должны были получить результаты специальной экспертизы о том, что их работа не раскрывает государственную тайну. «Был полный идиотизм, потому что в конце акта для публикации должны были написать, что статья не содержит никакого нового научного материала», — описывает он.

Кроме того, советские ученые мало контактировали с западными коллегами, а их контакты регламентировали Первые отделы научных институтов.

Их сотрудники контролировали доступ к секретной информации, содержание публикаций, принимали решения о зарубежных поездках и других деталях научной работы.

«Еще ученые должны были писать отчеты о личных контактах с коллегами, если начальство попросит», — говорит Шноль.

Старший научный сотрудник отдела истории физико-математических наук Института истории естествознания и техники Константин Томилин в разговоре с «Медузой» добавляет, что также Первый отдел решал, какие иностранные специалисты могли посещать советские научные организации.

О советском опыте вспоминает и правозащитник Лев Пономарев, доктор физико-математических наук. Во времена СССР он работал в Институте теоретической и экспериментальной физики, преподавал в Московском физико-техническом институте.

«К нам приезжали [иностранные] ученые, но они проходили через сито Первого отдела — не каждый иностранец мог попасть в наш институт. Они [сотрудники отдела] следили за режимом, но в позднее советское время уже практически ничем не занимались.

Тогда свобод, кажется, было даже больше, чем сейчас, а подобные ограничения превратились в формальные ритуалы», — замечает он.

Такие же правила уже действуют в некоторых научных организациях. Но выполняются далеко не везде

Источник «Медузы», знакомый с регламентом работы одной из подведомственных министерству образования и науки организаций, где работа связана с гостайной, рассказывает, что уже сейчас там установлены подобные правила. Например, части сотрудников ограничивают поездки за границу.

В организациях, работающих с гостайной, сохранились и Первые отделы. Это подтверждается и внутренними регламентами российских институтов.

Например, согласно документам, в Московском физико-техническом институте Первый отдел занимается оформлением допуска к гостайне.

А для прохода иностранца на территорию МФТИ Первый отдел не позднее чем за пять дней до визита иностранного ученого должен получить информацию о программе его визита. По итогам посещения сотрудники МФТИ должны передать в отдел письменный отчет.

Вместе с тем источник «Медузы» говорит, что практически всегда работа Первых отделов — простая формальность и деятельность ученых строго не ограничивают. Меры действуют только на бумаге.

В организациях, где с государственной тайной не работают, все еще проще. Александр Фрадков объясняет «Медузе», что в большинстве научных организаций для встречи с иностранцами нужно уведомить руководство об их приезде и получить чисто формальные разрешения.

Кремль назвал приказ «перебором», министерство настаивает, что это просто «рекомендации»

14 августа пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле еще не видели приказа Минобрнауки, но считают, что эти предписания «выглядят как перебор».

«Конечно, нужно проявлять определенную бдительность, потому что зарубежные спецслужбы, конечно же, не дремлют. Скажем так, научно-промышленный шпионаж никто не отменял.

24 часа в сутки, семь дней в неделю он имеет место и нацелен против наших ученых, особенно молодых ученых и так далее.

Но это не значит, что мы должны заковывать себя в какие-то правила, которые ни к чему хорошему в итоге не приведут», — высказался Песков.

В РАН на запрос «Медузы» не ответили. В Минобрнауки изданию заявили, что разосланный в институты приказ носит рекомендательный характер. По мнению представителя министерства, документ «отражает общемировую практику, тенденции и подходы при осуществлении взаимодействия с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями».

«Данные рекомендации направлены, прежде всего, на учет показателей роста международных связей, в том числе в рамках реализации национального проекта .

И ни в коем случае не направлен на осуществление контроля за организациями, подведомственными Минобрнауки России.

Отмечаем, что и российские ученые и специалисты сталкиваются с определенными ограничениями и ужесточением при посещении организаций и ведомств за рубежом», — считают в министерстве.

Сам министр Михаил Котюков назвал рекомендации частью «систематизации работы по международным проектам», которая необходима, чтобы министерство видело где оно «не дорабатывает». Котюков также отверг, что рекомендации ужесточают правила контактов ученых с иностранцами.

«Если бы этот приказ был реальным, я должен был бы сам на себя настучать или сам себя арестовать, потому что я — гражданин двух стран», — объясняет биолог Константин Северинов, работающий в России и США.

Он — профессор в московском Сколковском институте науки и технологий и университете Ратгерса в Нью-Джерси.

Тем не менее Северинов замечает, что новые формальности на деятельности российских ученых существенным образом не скажутся и «все будет по-прежнему».

Некоторые институты уже разрабатывают для своих сотрудников новые инструкции на основе документа. Об этом сообщил директор Института космических исследований РАН Анатолий Петрукович.

При этом он считает, что исполнение приказа создаст сложности для российских ученых.

«Там довольно жесткие требования приводятся, которые научной организации достаточно сложно выполнить», — цитирует Петруковича ТАСС.

Биоинформатик Михаил Гельфанд уверен, что главы некоторых научных организаций могут начать пользоваться рекомендациями министерства для борьбы с неугодными им учеными.

«В хорошем институте этим приказом подотрутся, а плохой институт просто станет еще немного хуже. Конечно, формально его отменять не будут. У нас куча подобных законов, которые не исполняются, но о них сразу вспоминают, как только надо кого-то прищучить.

[А в целом] российской науке как был ****** [конец], так и остается», — говорит он.

Источник: https://meduza.io/feature/2019/08/14/minobrnauki-pytaetsya-ogranichit-kontakty-uchenyh-s-inostrantsami-uchenye-vspominayut-sovetskie-vremena-chinovniki-govoryat-chto-eto-prosto-rekomendatsii

Прав-помощь
Добавить комментарий