Какие законы регламентируют рассмотрение жалобы в порядке ст 125 УПК РФ?

Порядок рассмотрения обращений

Какие законы регламентируют рассмотрение жалобы в порядке ст 125 УПК РФ?

Федеральным законом № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрёплённого за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В органах Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях закона при осуществлении уголовного судопроизводства следователями Следственного комитета, осуществляющими производство по уголовным делам, отнесенным в соответствии со ст. 151 УПК РФ к их компетенции.

Требования, предъявляемые действующим законодательством к обращениям, направляемым на рассмотрение в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации

При направлении обращений в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации следует руководствоваться определенными требованиями, установленными действующим законодательством к их форме и содержанию.

Обращение – это изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба, ходатайство, направленные в следственные органы Следственного комитета. Обращения могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные обращения – это обращения, поданные самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина – представителем общественной организации, трудового коллектива.

Полномочия представителя должны быть удостоверены доверенностью, выданной гражданином, в которой указывается: кто, где и в пределах каких полномочий вправе представлять.

Доверенность должна быть удостоверена в установленном законом порядке.

Основные требования к письменным обращениям (Федеральный Закон от 02.05.

2006 N59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в Российской Федерации”): в письменном обращении должны быть указаны либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, его должность, а также фамилия, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личная подпись заявителя и дата.

Необходимо помнить, что в случае отсутствия в обращении сведений о фамилии и почтовом адресе заявителя ответ не дается. 

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для разрешения обращения по существу (не указаны, какое конкретно решение обжалуется, какого органа или должностного лица, время принятия решения и т.п.), в 7-дневный срок возвращается заявителю с предложением восполнить недостающие сведения.

Не является обращением и не требует рассмотрения ответ, данный заявителю на ранее поступившее обращение и возвращенное им с его письменными замечаниями и пометками.

В случае, если текст обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается, переадресованию в другие компетентные органы оно не подлежит. Об этом сообщается автору обращения, если известны его фамилия и адрес.

Обращения, в которых содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, могут  быть оставлены без ответа по существу с уведомлением автора о недопустимости злоупотребления предоставленными ему законом правом обращения с жалобой.

Без разрешения может быть оставлено обращение, если его содержание лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.

Если при рассмотрении обращения будет установлено, что указанное в качестве заявителя лицо его автором не является, ответ на данное обращение также не дается. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, они направляются в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с их компетенцией.

Не подлежат разрешению обращения (запросы), содержание которых отражает намерение авторов вмешаться в деятельность органов Следственного комитета при расследовании уголовных дел, о чем сообщается автору обращения.

Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенное ранее полно, объективно и неоднократно проверялось, на него был направлен ответ.

Вновь поступившее обращение заявителя, переписка с которым прекращена, при отсутствии в нем новых доводов, оставляется без разрешения.

Не является основанием для возобновления переписки несогласие заявителя с принятым решением.

По окончании проверки заявителю по его просьбе, по письменному решению должностного лица, правомочного принимать решение по существу обращения, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами по поводу рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации.

В случае несогласия с ответом на обращение, гражданин вправе его обжаловать руководителю вышестоящего следственного органа, либо в суде.

     Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях

Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета РФ регулируется уголовно-процессуальным законом, а также Инструкцией «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации», утвержденной Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации № 72 от 11.10.2012.

Сообщение о преступлении — это заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, оформляемые процессуальными документами, предусмотренными ч. 2 ст. 20, ст. 141, ст. 142 и ст. 143 УПК РФ.

Сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех следственных органах Следственного комитета.

Лицами, правомочными осуществлять оформление сообщений о преступлениях являются руководители следственных органов, их заместители, следователи.

Устное сообщение о преступлении на основании ч. 3 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.

Протокол должен содержать данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст.

306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании ч. 4 ст. 141 УПК РФ вносится в протокол следственного действия. Заявитель при этом предупреждается об уголовной ответственности согласно ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе производится соответствующая отметка.

Письменное заявление о преступлении должно содержать сведения о заявителе и быть подписано им.

Заявление о явке с повинной может быть сделано в произвольном как письменном, так и устном виде. Принятое письменное заявление вносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ проверка сообщения о преступлении осуществляется в срок не позднее 3 суток и этот срок может быть продлен до 10, а при наличии необходимости — до 30 суток.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности; о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст.

151 УПК РФ по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю, при этом ему разъясняется право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа могут быть обжалованы в установленном уголовно-процессуальным законом порядке (ст. 124 и ст.

125 УПК РФ) участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами вышестоящему должностному лицу, прокурору, либо в суд, в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

Устные и письменные заявления граждан о преступлении принимаются дежурным следователем.

Проверка в порядке, предусмотренном ст.

144, 145 УПК РФ не проводится в случае поступления в следственное управление обращений, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления.

Способы обращения в следственное управление

Граждане могут обращаться в следственное управление следующим образом:

 – направить обращение почтовой связью по адресу: ул.Комсомольская д.231, г.Орел, 302016,

 – прийти на прием,

 – прийти на личный прием к руководству следственного управления, 

 – принести обращение в Приемную Председателя Следственного комитета Российской Федерации,

 – позвонить на «телефон доверия» по номеру 8 (4862) 73-29-75,

 – позвонить на телефонную линию «Ребенок в опасности» по номеру  8 (4862) 59-19-79, 123,

 – направить обращение через Интернет-приемную следственного управления, размещенную на официальном сайте следственного управления,

 – опустить обращение в ящик «Для обращений и заявлений». 

Так, в целях оперативного реагирования на сообщения о коррупционных проявлениях в деятельности работников системы Следственного комитета Российской Федерации, на сообщения об иных правонарушениях, а также для более эффективного обеспечения защиты прав и законных интересов граждан в следственном управлении организован круглосуточный прием обращений граждан по «телефону доверия». 

Набрав номер 8 (4862) 73-29-75, позвонивший сначала прослушивает информацию с автоответчика, после чего может оставить свое устное сообщение. 

Для реагирования на обращения по вопросам нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних в следственном управлении круглосуточно ведется прием обращений по телефонной линии «Ребенок в опасности» по номеру 8 (4862) 59-19-79, а также для абонентов сотовой связи по короткому номеру 123.

 В следственном управлении как вспомогательный способ подачи обращений граждан функционирует Интернет-приемная – раздел официального сайта в сети Интернет, предназначенный для приема обращений граждан в электронной форме.

  При заполнении бланка укажите суть обращения, а также свою фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения (если оно подлежит рассмотрению другим государственным органом).

Датой интернет-обращения будет считаться день и час его размещения на официальном сайте следственного управления в сети Интернет. Фиксация даты происходит автоматически в момент отправки заполненной формы электронного сообщения. 

 Ящик «Для обращений и заявлений» размещен при входе в помещение следственного управления по адресу г. Орел, ул. Комсомольская д.231. Корреспонденция из ящика вынимается ежедневно.

На обращениях проставляется штамп “Из ящика для обращений и заявлений”, указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение.

 Опустить обращение в ящик «Для обращений и заявлений» можно ежедневно в рабочие дни с 09.00 до 18.00 часов без перерыва на обед. 

 Работники канцелярии, осуществляющие делопроизводственные функции в следственном управлении, прием обращений не осуществляют.

 При поступлении устных (телефонных) запросов граждан работники делопроизводственной службы могут сообщить им: входящий регистрационный номер документа; дату регистрации; наименование следственного органа или структурного подразделения, в котором находится на рассмотрении заявление; дату направления ответа. 

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан

Конституция Российской Федерации, 

– Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», 

– Федеральный закон от № 403-ФЗ от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации».

Источник: https://orel.sledcom.ru/references/order/item/1013765/

Прокуратура Москвы

Какие законы регламентируют рассмотрение жалобы в порядке ст 125 УПК РФ?

Разъясняет начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации прокуратуры г. Москвы Олег Викторович Левченко

Когда человек становится жертвой преступления он, как правило, обращается в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших в отношении него преступные деяния.

И иногда складывается такая ситуация, что уполномоченные должностные лица заявление от потерпевшего приняли, но возбудить уголовное дело по каким то причинам не торопятся. Дни идут, а заявитель не ставится в известность о том, какие приняты меры по его заявлению о преступлении.

Наконец он получает уведомление о том, что по его заявлению проведена проверка и вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Иногда копию этого постановления следователь или дознаватель высылает одновременно с уведомлением.

https://www.youtube.com/watch?v=99nfyvbwWm4

Порой происходит и обратное – человек никакого преступления не совершал, а его привлекают к уголовной ответственности. Производят в его доме обыск, задерживают по подозрению в совершении преступления.

Несправедливо, обидно.

Что делать в таких случаях? Куда пойти, кому пожаловаться?

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации существует специальная глава – «Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство». Ст.

123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает: «Действия (бездействия) и решения органа дознания, дознавателя, начальника
подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы». Ст.ст. 124,125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливается порядок рассмотрения жалобы руководителем следственного органа, прокурором и судом.

На слова из ст. 123 Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации – «в той части, в которой действия и решения затрагивают интересы» – стоит обратить особое внимание.

Иногда несправедливые, необоснованные и незаконные решения со стороны сотрудников органов дознания и предварительного следствия допускаются не в отношении лично вас, а в отношении, допустим, вашего хорошего знакомого или даже близкого родственника.

Можете ли в этом случае вы обратиться с жалобой на действия сотрудниках правоохранительных органов? Закон такого права вам не предоставляет – ведь действия должностных лиц следственных органов не затрагивают лично ваших интересов.

Исключение составляют только случаи, если действиями (бездействием) должностных лиц органов дознания или предварительного следствия затрагиваются интересы ваших несовершеннолетних детей или иных лиц, признанных судом недееспособными, законным представителем которого вы являетесь.

Хотя слово «бездействие» в тексте Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации взято в скобки, упоминается оно не формальности ради. Нередко именно бездействием должностных лиц правоохранительных органов нарушаются права граждан.

Например, длительное время не рассматривается заявление гражданина о совершенном в отношении него преступлении. Лежит заявление где-нибудь в сейфе или ящике стола, а сотрудник полиции или следователь занимаются другими, «более важными» с их точки зрения делами. Или человек привлечен к уголовной ответственности и даже содержится под стражей, а следственные действия по делу не проводятся в течении длительного времени – бездействует следователь.

Поэтому жалоба в порядке ст.ст. 124, 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации может быть принесена не только на процессуальное решение сотрудника органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, оформленная в виде письменного акта, но и на бездействие указанных должностных лиц.

Важно иметь в виду и то, что указанные нормы закона регламентируют порядок рассмотрения жалоб только в рамках уголовного производства.

Конечно, должностные лица правоохранительных органов нередко совершают действия, затрагивающие интересы граждан, не только при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях или расследовании уголовных дел, но и при осуществлении других полномочий, представленных им законов.

Но, если, например, сотрудники Госавтоинспекции отказали вам в регистрации транспортного средства или подразделение лицензионно- разрешительной системы отказало в выдаче разрешения на приобретение охотничьего ружья или газового пистолета, порядок обжалования этих решений не подпадает в сферу действия ст.ст.

124, 125 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку сотрудники органов внутренних дел в приведенных примерах осуществляет административные функции,' а не функции уголовного преследования.

Ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает для прокуроров и руководителей следственных органов трехсуточный срок рассмотрения жалобы. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы или принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем заявитель должен быть извещен.

В соответствии со ст.

125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора не позднее чем через 5 суток, со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом.

Подача жалобы в суд в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ее рассмотрение судом государственной пошлиной не облагается.

Иногда возникает вопрос – в какой орган или какому должностному лицу более целесообразно обращаться с жалобой на действия (бездействие) и решение дознавателя, органа дознания, прокурора и суда.

Руководитель следственных органов не вправе рассматривать жалобу на действия (бездействие) и решения прокурора (такого рода жалобу может рассматривать только вышестоящий прокурор).

Прокурор же, как должностное лицо, уполномоченное осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, имеет право и обязан рассмотреть (в пределах компетенции) жалобу на руководителя следственного органа.

В свою очередь, ни в компетенцию руководителя следственного органа, ни прокурора не входит рассмотрение жалоб на действия и решения суда, а судья вправе рассмотреть жалобу как на руководителя следственного органа, так и на прокурора. Отказ в удовлетворении жалобы руководителем следственного органа не препятствует заявителю обратиться с той же жалобой к прокурору, который может принять прямо противоположное решение – об удовлетворении жалобы.

В каждом конкретном случае заявитель должен сам определить к кому из перечисленных должностных лиц ему наиболее оптимально обратиться с жалобой.

Например, обвиняемый обжалует действия следователя при наложении ареста на его имущество. Необходимо отметить, что, согласно ч.7 ст.

125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор и судья.

В силу должностного положения следователь находится в подчинении у руководителя следственного органа и, если последний признает жалобу обоснованной, он может безотлагательно дать указание следователю о прекращении действий по наложению ареста на имущество заявителя или вовсе об отмене постановления о наложении ареста. Прокурор, который также уполномочен рассматривать жалобу аналогичного рода, даже если признает действия следователя незаконными, не вправе давать следователю указаний о прекращении обжалуемых действий.

Вместе с тем, прокурор имеет полномочия в порядке ст.

37 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации требовать от руководителей поднадзорных органов предварительного следствия устранить допущенные нарушения законности и в определенных случаях может поставить перед руководством вышестоящего следственного органа вопрос о привлечении к ответственности как следователя, совершившего незаконные действия по
наложению ареста на имущество заявителя, так и руководителя следственного органа, не обеспечившего должного контроля за законностью действий следователя. Суд в силу характера и установленного законом порядка вынесения решений по существу жалобы также не может сразу же прекратить незаконные, по мнению заявителя, действия следователя, но он вправе признать эти действия незаконными и обязать руководителя следственного органа устранить допущенные нарушения. По общему правилу (ст. 356 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) решение суда вступает в силу через 10 суток (если не будет обжаловано прокуратурой).

В ряде случаев должностные лица правоохранительных органов имеют одинаковые процессуальные полномочия.

Например, отменить постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия и о прекращении уголовного дела вправе как руководитель следственного органа, так и прокурор. Заинтересованное лицо может, по своему усмотрению, обратиться в порядке ст.

124 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации с жалобой на процессуальные решения вышеперечисленной категории по своему выбору, как к руководителю следственного органа, так и к прокурору.

Если заявитель посчитает необходимым, он на любой стадии досудебного производства может обратиться за юридической помощью к адвокату, который поможет грамотно составить жалобу в порядке ст.ст. 124, 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а затем обосновать ее доводы в ходе участия в судебном заседании при рассмотрении жалобы судом.

Источник: https://www.mosproc.ru/prokuratura-razjasnjaet/poryadok-osgalovaniya.php

Судебный контроль как иллюзия

Какие законы регламентируют рассмотрение жалобы в порядке ст 125 УПК РФ?

При всей масштабности практики обжалования в суде действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, УПК РФ достаточно поверхностно регулирует данный институт, не устанавливая конкретных рамок обжалования.

Законодатель при этом не дает суду как контрольно-ревизионному органу права на совершение конкретных действий и дачу конкретных указаний о порядке устранения выявленных нарушений.

Расскажем, чем это чревато, как можно изменить существующую практику и превратить судебный контроль из иллюзорного в реальный.

В порядке статьи 125 УПК РФ

Реализация права на обжалование в досудебном производстве осуществляется в порядке главы 16 УПК РФ путем подачи жалоб в порядке ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурору или руководителю следственного органа либо в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

Любое уголовно-процессуальное решение органа предварительного расследования, прокурора, принятое ими в стадии возбуждения уголовного дела, может стать предметом судебного обжалования со стороны заинтересованного лица, чьи права и законные интересы оказались ограничены. Однако право судебного обжалования в порядке ст. 125 УПК РФ принадлежит только частным лицам, а не органам государственной власти, ведущим процесс.

Согласно официальной статистике, представленной Судебным департаментом при ВС РФ, за аналогичный период времени за 2016 год в суды первой инстанции поступило 127 086 жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ, из которых удовлетворено было 6369, отказано в удовлетворении – 29 917, а по остальным 90 800 жалобам были приняты решения об отказе в принятии, возврате или о прекращении производства 1.

При всей масштабности практики обжалования в суде действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, УПК РФ достаточно поверхностно регулирует данный институт, не устанавливая конкретных рамок обжалования действий.

Законодатель при этом не дает суду права на совершение конкретных действий и дачу указаний о порядке устранения выявленных нарушений.

Данную позицию законодателя разъяснил Пленум ВС РФ, отметив, что даже в случае признания процессуальных действий (бездействия) должностного лица незаконными и необоснованными в порядке п. 1 ч. 5 ст.

125 УПК РФ, наряду с тем, что судье следует указать, что он обязывает это должностное лицо устранить допущенное нарушение, суд не вправе предопределять действия должностного лица, осуществляющего расследование, отменять либо обязывать его отменить решение, признанное им незаконным или необоснованным (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 1).

Кроме того, при принятии решения по существу заявленных требований суд не вправе обсуждать вопросы виновности лица, принесшего жалобу, либо давать правовую оценку действиям подозреваемого, а также собранным материалам относительно их полноты и содержания сведений, имеющих значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, поскольку эти вопросы подлежат разрешению в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела (п. 16 и 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 1).

Куда приводят ограничения?

Законодатель и Верховный Суд РФ формализовали порядок рассмотрения жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ.

Как следствие, все сводится только к изучению в судебном порядке формальных обстоятельств, а именно: полномочий должностного лица на принятие решения, формы и порядка оформления процессуального документа, а также соответствия вынесения решения специальной норме УПК РФ, регламентирующей порядок оформления данного решения.

Однако вышеуказанные обстоятельства ограничивают суд и нивелируют роль судебного контроля на стадии предварительного следствия, поскольку, даже усматривая в действиях должностных лиц явные нарушения закона по существу, которые могут выражаться в неправильно сформированном объеме предъявленного обвинения либо в очевидной незаконности возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, суд лишен возможности восстановить конституционные права лица путем принятия решения по существу, будучи вынужденным обращать внимание только на формальные признаки соблюдения закона. Примером незаконного возбуждения уголовного дела может являться наличие в действиях потерпевшего и обвиняемого гражданско-правового спора, что все чаще и чаще встречается в правоприменительной деятельности.

Подобные законодательные ограничения не только принижают роль и авторитет судебной власти в части контроля за органами предварительного следствия, но и сильно нарушают права и конституционные интересы граждан РФ, которые не могут на стадии предварительного расследования реализовать свои права, предусмотренные Конституцией РФ, а именно ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита прав и свобод граждан, а также устанавливается, что решения и действия (бездействия) должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Подобные ограничения сужают возможный спектр осуществления правовой защиты подозреваемым или обвиняемым своих прав на стадии предварительного следствия, которое зачастую может длиться годами.

Предложения по совершенствованию законодательства

Данная форма судебного контроля на стадии предварительного следствия не достигает основополагающей цели контроля органами судебной власти – должностных лиц органов предварительного следствия и дознания.

Представляется логически правильным расширить уже имеющиеся права судебных органов, связанные с признание действий (бездействия) должностных лиц незаконными и необоснованными, в порядке п. 1 ч. 5 ст.

125 УПК РФ, а именно не просто формально указывать, что должностное лицо должно устранить выявленные нарушение, но и указывать, каким конкретным образом данные нарушения должны быть устранены, путем выполнения каких следственных (процессуальных) действий должны быть восстановлены попираемые законные права и интересы заинтересованных лиц, обратившихся в суд за защитой своих прав и интересов.

Примерами подобного решения могли быть отмена Постановления следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и дача судом указания о необходимости возбуждения уголовного дела по факту совершенного преступления, при этом согласно ст. 15 УПК РФ суд не является органом уголовного преследования и не выступает на стороне обвинения или стороне защиты.

В связи с этим мы предлагаем наделить суд возможностью дачи указания о возбуждения уголовного дела только по факту совершенного преступления, поскольку возбуждение уголовного дела по факту представляет собой бессубъектное расследование и должно порождать правовые последствия только для органов предварительного расследования и прокурора, оно не должно порождать или сопровождаться право-ограничительными мерами.

Также суд следует наделить возможностью отменять постановления, признанные незаконными и необоснованными, так как отсутствие у суда подобной возможности лишь порождает волокиту в рамках имеющегося производства.

Примером такой волокиты может являться признание судом Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, и вместо того, чтобы данное Постановление напрямую поступило в орган расследования для устранения недостатков, материал изначально поступает в прокуратуру, где прокурор на основании решения суда формально реализует право, которым он наделен в силу ч. 6 ст. 148 УК РФ, и, отменяя постановления, возвращает материал в орган, производящий следствие или дознание.

Наряду с изменением полномочий суда на стадии досудебного контроля органов предварительного расследования предлагается полностью изменить порядок обращения граждан за защитой своих конституционных прав, поскольку, как следует из статистики, представленной Судебным Департаментом при ВС РФ2, только 29% жалоб граждан было рассмотрено по существу, по оставшемуся 71% жалоб, поданных в порядке ст. 125 УПК РФ, были вынесены решения о прекращении производства, об отказе в принятии жалобы либо о возврате жалобы для устранения недостатков.

Ввиду того что законодателем в тексте ст. 125 УПК РФ не предусмотрены требования к тексту оформления жалобы, а также к ее содержанию либо требования, которые должны содержаться в резолютивной части жалобы, единственным нормативным документом, регламентирующим составление текста жалобы в порядке ст.

125 УПК РФ, является Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ». Оно широко применяется судами при вынесении постановления об отказе в принятии жалобы либо о возврате жалобы для устранения недостатков.

В соответствии с правовой позицией Пленума ВС РФ имеются несколько безусловных оснований для возврата жалобы, поданной в порядке ст. 125 УПК РФ, а именно: согласно п.

7 «…в тех случаях, когда жалоба не содержит необходимых сведений, что препятствует ее рассмотрению (например, отсутствуют сведения о том, какие действия или решения обжалованы, жалоба не подписана заявителем, полномочия защитника или представителя заявителя не подтверждаются соответствующими документами), жалоба подлежит возвращению заявителю для устранения недостатков с указанием в постановлении причин принятия решения и разъяснением права вновь обратиться в суд. В таких случаях по смыслу статьи 125 УПК РФ срок рассмотрения жалобы – 5 суток исчисляется с момента поступления жалобы в суд после устранения препятствий ее рассмотрения…».

Данная правовая позиция Пленума ВС РФ противоречит ч. 5 ст. 125 УПК РФ, которая предусматривает по результатам рассмотрения жалобы только два решения:

–о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

–об оставлении жалобы без удовлетворения.

При этом законодатель не предусмотрел возможности возврата жалобы либо отказа в ее принятии. Было бы правильно внести в текст закона изменения, которые бы дополняли и расширяли полномочия суда на стадии принятия жалобы, поданной в порядке ст.

125 УПК РФ, к производству, в частности дополнить ч. 5 ст. 125 УПК РФ п. 3, который предусматривал бы возможность возврата жалобы для устранения недостатков, и п. 4, который предусматривал бы возможность отказа в принятии жалобы к производству.

Кроме того, для недопущения злоупотребления правом на отказ в принятии жалобы либо ее возврат предлагаем ввести в текст статьи отдельную часть – ч. 5.1 ст. 125 УПК РФ, которая бы регламентировала, какие именно требования должна содержать жалоба в части наличия предмета и сведений, достаточных для ее рассмотрения.

Так, Пленум ВС РФ предусматривает, что примерный перечень оснований, которые могут послужить причинами для возврата жалобы, среди которых – отсутствие сведений о том, какие действия или решения обжалованы, неподписание жалобы заявителем и другие, но на практике это далеко не исчерпывающий перечень оснований для возврата.

Зачастую суды используют основания, которые не предусмотрены ни законом, ни правовой позицией Пленума ВС РФ.

Одновременно с этим в Постановлении Пленума ВС РФ содержатся основания для отказа в принятии жалобы, поданной в порядке ст. 125 УПК РФ, среди которых удовлетворение аналогичной по требованиям жалобы в порядке ст.

124 УПК РФ руководителем следственного органа и прокурором (п. 8), направление уголовного дела в суд для рассмотрения по существу (п. 9), которые являются безусловными, понятными и неоспоримыми с точки зрения правовой мысли.

В связи с чем следует закрепить их в тексте уголовно-процессуального законодательства.

Что дальше?

Все вышеуказанные законодательные инициативы имеют важное правоприменительное значение для необходимости изменения правового положения лиц, которые за защитой своих прав и законных интересов обращаются в суд в порядке ст.

125 УПК РФ, поскольку суд как орган, не выступающий в роли органа, осуществляющего уголовное преследование, не будучи заинтересованным в статистических показателях органов следствия и прокуратуры, имеет возможность справедливо на основании закона не только установить факт нарушения закона, но и дать обязательное для исполнения указание о порядке устранения выявленных недостатков.

Подобная тенденция повысила бы авторитет судебной власти, увеличила бы право на доступ граждан к правосудию и снизила бы количество незаконных и необоснованных решений, принимаемых на стадии предварительного следствия и дознания. Поэтому другой подход законодателя к решению этих вопросов в корне изменил бы формат стадии обжалования действий органов следствия и дознания на стадии досудебного производства по уголовному делу.

1 Статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ по итогам 2016 г. // URL: http:www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3832.

2 Там же.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/349453/

Главная страница Раздел публикации

Проблемные вопросы рассмотрения судом жалоб в порядке ст.125 УПК РФ

Issues related to consideration of applications filed under cl. 125 of Criminal procedure code of Russian Federation

Т.А. Ермак

Ермак Тимофей Андреевич, Адвокат, партнер Адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»

Ermak Timofei Andreevich, attorney, partner at the Law office В«Yurlov & partnersВ»

Telephone number: (495) 913-67-42.
WWW: www.yurlov.ru

АННОТАЦ�Я

В настоящей статье автор рассматривает вопрос несовершенства правовых норм, регламентирующих рассмотрение судами жалоб на действия и решения сотрудников правоохранительных органов, и проблемные моменты, возникающие у судов при рассмотрении такого рода дел. В статье анализируется судебная практика по данному вопросу, а также приводятся примеры на конкретном деле из практики адвоката.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

жалоба в порядке ст.125 УПК РФ, несовершенство уголовно-процессуального законодательства РФ

ANNOTATION

In this article the author examines shortcomings of laws, regulating consideration of complaints on actions of law-enforcement agencies employees by courts and problems which courts encounter while hearing such cases. The article analyzes court practice regarding the problem as well as examples from attorney practice.

KEY WORDS:

complaint under art. 125 Criminal procedure code of Russian Federation, shortcomings of criminal procedure legislation of Russian Federation

Действующее законодательство предусматривает возможность защиты прав лиц, участвующих при производстве предварительного следствия, путем обжалования действий или бездействий, а также решений должностных органов следствия или прокуратуры в судебном порядке.

Данная форма защиты прав получила в нашей стране достаточно большое распространение, так как позволяет обжаловать не только постановления о возбуждении уголовных дел или отказ в их возбуждении, но и отдельные действия или процессуальные решения следователя, прокурора, дознавателя, в рамках уголовного дела. При этом, как и потерпевшему от преступления, так и лицу, которому это преступление вменяется, гарантировано одинаковое право на обращение в суд.

Между тем, несовершенность правовых норм, регламентирующих вопросы подачи таких жалоб и рассмотрения их судами, приводит к формированию непоследовательной и противоречивой судебной практики и невозможности реализации тех гарантий и прав, которые были заложены законодателем при введении данного вида защиты прав участников уголовного процесса.

Прежде всего, хотелось Р±С‹ отметить, что правовые РЅРѕСЂРјС‹, устанавливающие право РЅР° обжалование действий Рё бездействий органов следствия или прокуратуры РІ СЃСѓРґРµ установлены отдельными положениями уголовно-процессуального кодекса Р Р¤ (далее РїРѕ тексту – «УПК Р Р¤), РІ частности СЃС‚.125 РЈРџРљ Р Р¤. Указанная статья устанавливает, что постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа РѕР± отказе РІ возбуждении уголовного дела, Рѕ прекращении уголовного дела, Р° равно иные решения Рё действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа Рё РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, которые СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ причинить ущерб конституционным правам Рё свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан Рє правосудию, РјРѕРіСѓС‚ быть обжалованы РІ районный СЃСѓРґ РїРѕ месту производства предварительного расследования.

Но сама процедура рассмотрения такой жалобы в суде, а особенно кассационное обжалование решения суда первой инстанции по такой жалобе, регламентируется общими нормами уголовно-процессуального Закона, в том числе, главой 45 УПК РФ.

При этом, первое что бросается в глаза, это отсутствие процессуального срока на подачу такой жалобы.

Особенности данной нормы можно расценивать и положительно, так как лицо, чьи права нарушены решением или действиями следствия, может в любой момент обжаловать их в суд, не боясь пропустить срок такого обжалования, например, из-за нахождения под стражей или в связи с неуведомлением о совершении органом следствия действия или о принятии соответствующего решения.

Между тем, это может вызвать и серьезные злоупотребления со стороны участников предварительного следствия. Так, правом на подачу жалобы в порядке ст.

125 УПК РФ, обладает и потерпевший, и лицо, заявившее о преступлении.

�сходя из буквального толкования процессуальных норм, он может обжаловать решение следствия, например о прекращении уголовного дела, в течение неограниченного времени, всегда сохраняя для лица, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, риск возобновления предварительного следствия по нему. � такая ситуация может длиться годами, даже когда истекли сроки привлечения лица к уголовной ответственности, предусмотренные ст.78 Уголовного кодекса РФ.

К счастью, данный пробел был урегулирован Конституционным судом Российской Федерации.

Источник: http://www.yurlov.ru/upload/iblock/f29/f292d9f691331bf90c46c8c2e3168404.html

Прав-помощь
Добавить комментарий