Какой деятельностью можно заниматься помимо работы в Федеральной службе судебных приставов?

Адам Горданов: «Наша первоочередная задача — повышение эффективности исполнения судебных актов»

Какой деятельностью можно заниматься помимо работы в Федеральной службе судебных приставов?

— Адам Иссаевич, за последние годы произошло много изменений в законодательстве, регламентирующем как работу государственных гражданских служащих, так и систему принудительного исполнения исполнительных документов в целом. Расскажите, что прежде всего входит в обязанности службы в настоящее время?

— Одним из основных направлений деятельности Федеральной службы судебных приставов является принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов, например, взыскание административных штрафов, алиментных, налоговых, таможенных платежей, задолженности по заработной плате и т. д. Не менее важными направлениями являются обеспечение установленного порядка деятельности судов, безопасности судей и участников судебного процесса, охрана зданий судов и осуществление принудительного привода лиц, не являющихся в суд, к судебному приставу-исполнителю, а также реализация дознания по подведомственным статьям Уголовного кодекса РФ. С начала 2017 года в обязанности Службы входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.

— Хотелось бы поподробнее остановиться на вопросе о контроле над деятельностью коллекторских служб. Как налажена работа по этому направлению в нашей республике?

— В соответствии с изменениями в Федеральном законе «Об исполнительном производстве», вступившими в силу с 1 января 2017 года, на службу возложены функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности. В соответствии с законом заниматься взысканием долгов могут только внесенные в специальный реестр агентства, перечень которых ведет региональное Управление службы судебных приставов. Контроль за деятельностью коллекторских агентств, включенных в государственный реестр, осуществляется путем рассмотрения сведений о фактах нарушения юридическим лицом требований Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», о фактах несоответствия юридического лица, его учредителей, органов и работников требованиям, установленным Законом. Судебные приставы полномочны проводить проверки, принимать решения и выносить предписания по результатам проверок. Однако в настоящее время на территории Ингушетии зарегистрированных коллекторских агентств нет.

— Каких результатов удалось добиться управлению в 2017 году, и какие направления требовали к себе особо внимания?

— Сравнительный анализ показателей позволяет заключить, что по итогам работы в 2017 году сотрудниками Управления достигнуты хорошие результаты. С начала года на исполнении в структурных подразделениях УФССП России по Республике Ингушетия находилось почти 202 тыс. исполнительных производств, что на 13,6% больше, чем в 2016 году.

Несмотря на увеличение нагрузки на судебных приставов-исполнителей управлением обеспечен прирост фактического исполнения на 11,4% по количеству исполнительных производств и 57,7% по сумме взыскания.

Всего в результате деятельности структурных подразделений управления за 12 месяцев 2017 года взыскано и перечислено взыскателям около 758 млн руб.

Особое внимание и постоянный контроль в отчетном периоде были направлены на взыскание фискальных платежей. В 2017 году в доход государства перечислено около 170 млн руб., в том числе более 62 млн руб.

 по налогам, административных штрафов на сумму 58,1 млн руб. и более 18 млн руб. исполнительского сбора.

Необходимо отметить, что уровень выполнения установленного планового задания по взысканию исполнительского сбора по сравнению с 2016 годом увеличился почти в два раза и составил 103,3%.

Положительные результаты отмечаются по социально значимой категории исполнительных производств. Так, в 2017 году взыскано более 61,1 млн руб. кредитной задолженности, заработной платы — 61,3 млн руб., задолженности в пользу организаций топливно-энергетического комплекса — около 66 млн руб.

— Какие меры применяются к должникам, чтобы принудить их исполнить свои финансовые обязательства?

— Российским законодательством судебные приставы наделены широким спектром полномочий.

В первую очередь судебный пристав-исполнитель направляет запросы в регистрирующие органы для установления имущественного положения должника, в том числе и в кредитные учреждения о наличии у должника расчетных счетов.

Отмечу, что в настоящее время процесс обмена информацией с взаимодействующими ведомствами полностью автоматизирован, судебные приставы направляют запросы и постановления, а также получают ответы посредством электронного документооборота, что позволяет работать оперативно и слаженно.

Так, при наличии денежных средств на счетах должника, пристав выносит постановление об обращении на них взыскания, они поступают на счет подразделения, в котором ведется исполнительное производство, и через три-четыре дня эти денежные средства поступают на счет взыскателя.

В том случае, если денежных средств нет, то пристав занимается выявлением имущества должника, недвижимости, автотранспорта и иного бытового имущества и вправе произвести его арест с дальнейшей оценкой и реализацией, за исключением имущества, которое является предметом первой необходимости. Кроме того, по ряду исполнительных производств судебный пристав-исполнитель применяет такие меры, как ограничение права выезда за пределы РФ, ограничение права пользования специальным правом.

— Бывают ли в работе судебного пристава случаи неправомерного взыскания денежных средств, и что делать должнику в таких случаях?

— К сожалению, судебный пристав-исполнитель не видит происхождения средств, находящихся на счетах должника. В связи с этим возникают случаи взыскания денежных средств с социальных выплат. Чтобы не столкнуться с данной ситуацией, мы рекомендуем гражданам при наличии пенсионных или социальных выплат ставить об этом в известность судебного пристава.

Если же так получилось, что судебный пристав обратил взыскание на данные средства, то гражданину необходимо незамедлительно обратиться в отдел судебных приставов по своему месту жительства и предоставить выписку счета. В данном случае судебный пристав-исполнитель обязан предпринять все меры, чтобы в кратчайшие сроки возвратить человеку деньги.

В любом случае, имеется возможность административного обжалования действий, бездействия, постановления судебного пристава.

В законе четко прописана необходимость указать фамилию, имя, отчество, а также наименование должности должностного лица службы приставов, действия которого обжалуются в административном порядке.

По результатам рассмотрения административной жалобы, в случае выявления фактов необоснованного списания денежных средств, руководство службы судебных приставов отменит постановление, вынесенное судебным приставом.

С жалобами на противоправные действия, грубое отношение, превышение должностных полномочий со стороны судебных приставов УФССП России по Республике Ингушетия можно обратиться на «телефон доверия» (8734) 55-19-96, который работает круглосуточно, а также посредством информационного сервиса «Личный кабинет стороны исполнительного производства» на официальном интернет-сайте управления.

— Расскажите подробнее об информационных ресурсах и сервисах, разработанных службой судебных приставов для удобства граждан?

— Наиболее удобным из них является «Банк данных исполнительных производств», который можно найти на официальном сайте управления по адресу www. r06.fssprus. ru.

Он позволяет по фамилии и имени или наименованию юридического лица или индивидуального предпринимателя получить общедоступную информацию об исполнительном производстве.

В случае выявления задолженности ее можно погасить тут же на сайте.

Для получения более подробной информации по исполнительному производству на сайте управления создан «Личный кабинет стороны исполнительного производства».

С помощью данного сервиса взыскатели и должники могут получать юридически значимые процессуальные документы, выносимые судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства, а также подавать обращения (заявления, ходатайства, жалобы) в электронном виде.

Зарегистрироваться в «Личном кабинете» можно через официальный сайт УФССП России по Республике Ингушетия, а также на Едином портале государственных услуг gosuslugi.ru.

Кроме того, для повышения доступности граждан к информации о наличии (отсутствии) у них задолженности по исполнительным производствам разработано приложение к банку данных исполнительных производств для мобильных устройств.

Приложение легко найти и установить на соответствующих системах из «магазина» приложений Google Play, из App Store на iPhone, набрав в поиске: «фссп». Данное приложение позволяет не только получить информацию о наличии задолженности по исполнительным производствам, но и подписаться на получение данных сведений.

Подписавшись, гражданин будет получать уведомления о появлении новой задолженности или об изменениях в уже имеющейся, что позволит пользователям мобильных устройств своевременно погашать задолженность по исполнительным производствам и тем самым исключить риски наложения судебным приставом-исполнителем ограничений прав выезда за пределы Российской Федерации, ареста имущества и принятия других мер принудительного исполнения.

— Какие задачи вы ставите перед собой и своими сотрудниками на 2018 год?

— Первоочередная задача — повышение эффективности исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также контроль за своевременным и надлежащим применением судебными приставами мер принудительного исполнения.

Источник: https://www.gazetaingush.ru/eksklyuziv/nasha-pervoocherednaya-zadacha-povyshenie-effektivnosti-ispolneniya-sudebnyh-aktov

Судебный пристав — Audit-it.ru

Какой деятельностью можно заниматься помимо работы в Федеральной службе судебных приставов?

Судебный пристав – это должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

  • судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС);
  • судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Деятельность судебных приставов – государственных гражданских служащих Российской Федерации, регламентируется Федеральным законом «О судебных приставах».

Кто может быть судебным приставом

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

При этом судебный пристав должен иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование для заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава.

Для начальника отдела – старшего судебного пристава судебный пристав должен иметь высшее юридическое образование,

С 01.12.2014 года для судебного пристава-исполнителя обязательно высшее юридическое или высшее экономическое образование,

Кроме этого судебный пристав для исполнения возложенных на него обязанностей должен обладать деловыми и личными качествами, быть годным к несению службы по состоянию здоровья и не иметь судимости.

Судебный пристав приносит присягу, согласно которой обязан:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы,
  • защищать права граждан и государства,
  • достойно переносить трудности профессии,
  • соблюдать дисциплину и хранить государственную тайну.

Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

  • по обеспечению установленного порядка деятельности судов:  Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  • по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; а также
  • по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Полномочия судебных приставов

Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

– осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

– обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

– применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;

– организует:

  • розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;
  • участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
  • хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

– формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

– осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

– осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Права судебных приставов

Судебный пристав имеет право:

  • Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;
  • Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;
  • Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;
  • Давать физическим лицам и организациям, участвующим в исполнительном производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;
  • Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.
  • Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;
  • Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;
  • Обращаться в суд с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.
  • Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;
  • Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам;
  • Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;
  • Совершать другие действия, предусмотренные законодательством о судебных приставах.

Обязанности судебных приставов

Обязанности приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов:

  • Обеспечивать безопасность всех участников судебного процесса и доставки материалов в суд;
  • Поддерживать общественный порядок в суде.
  • Охранять здания суда;
  • Осуществлять привод лиц, которые не ходят добровольно посетить судебное заседание;
  • Проходить специальную подготовку и проверку на пригодность к действиям с применением оружия или физической силы.

обязанность пристава-исполнителя – принять все меры для исполнения решения суда.

Ответственность судебных приставов

В соответствии с законодательством РФ, судебный пристав-исполнитель отвечает за правонарушения и проступки.

Законодательство устанавливает следующий перечень дисциплинарных взысканий:

При этом применение других взысканий не допускается.

Взыскания на судебного пристава могут наложить вышестоящие должностные лица.

До момента вынесения решения о дисциплинарном взыскании, судебный пристав исполнитель может быть временно, но не более чем на 1 месяц, отстранен от выполнения своих обязанностей. Денежное содержание (зарплата) при этом сохраняется.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/sudebnyy_pristav.html

Проблемные вопросы противодействия коррупции в деятельности Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации

Какой деятельностью можно заниматься помимо работы в Федеральной службе судебных приставов?


Ключевые слова: Генеральный прокурор Российской Федерации, государственная служба, взяточничество, коррупция, прокурорский надзор, судебный-пристав.

Коррупция является незаконным, противоправным, общественно опасным деянием, проявляющимся в сфере экономики, политики, социальной деятельности и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [2, с.28; 4, с. 64].

В 2015 году ущерб от коррупционных преступлений в России составил почти 40 миллиардов рублей, что на 50 процентов больше, чем в 2014 году.

При этом в добровольном порядке ущерб погашен виновными на сумму почти 2,5 млрд. руб., приняты меры по обеспечению взыскания ущерба еще на 23,5 млрд.

В том числе изъято имущества в размере более 4,5 миллиардов рублей. Наложен арест на сумму 18,8 миллиарда рублей [6].

К сожалению, коррупция, проникнув во все сферы государственной деятельности, не прошла стороной и мимо Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации.

В 2009 году в центральном аппарате ФССП России было образовано Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности и аналогичные подразделения во всех территориальных органах ФССП России в субъектах Федерации.

Управление занимается проверкой сведений о доходах сотрудников ФССП.

Основной задачей является воспитание антикоррупционного поведения и отношения, осуществляет проверки в отношении поступивших сведений о коррупции, проводит профилактику коррупционных правонарушений.

Был организован «телефон доверия», на который любой гражданин может обратиться с целью передачи информации по прецедентам коррупции, либо о наличии ее признаков.

«Телефоны доверия» функционируют во всех без исключения территориальных органах, их номера можно найти на региональных сайтах.

Как показала практика, такое новшество является достаточно действенным инструментом по борьбе с коррупцией, так как количество обращений с каждым годом увеличивается и по их проверке действительно выявляется все больше нарушений.

За долгие годы сложилась достаточно широкая практика выявления коррупционной составляющей в разных областях госструктуры, таким образом можно выделить основные коррупционные схемы в области принудительного исполнения, хотя они усовершенствуются, и коррупционеры, становятся более изобретательны.

Основные коррупционные схемы по заявлениям и жалобам касаются распределения бюджета, средств, выделенных из федерального бюджета на региональные нужды, мошенничеств с имуществом должника (ст. 159 УК РФ), присвоение и растрата имущества (ст. 160 УК РФ), злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), подделка отчетных данных, т.е. подлог (ст. 292 УК) и др.

Так, например, были отстранены от своих служебных обязанностей главный судебный пристав Амурской области Владимир Дубин и его заместитель Виктор Шульга.

По версии следствия, с 2005 по 2014 годы у ведомства накопился долг по зарплате на сумму более 5,7 миллиона рублей перед сотрудниками трех отделов. Для его погашения подозреваемые получили в ФССП России пять миллионов рублей.

Однако из этой суммы, по данным СК, были произведены выплаты на сумму всего около 2,3 миллиона рублей.

Оставшиеся более 3,4 миллиона рублей руководители использовали как средства экономии по фонду оплаты труда, получив за счет этого повышенные премии по итогам работы в 2014 году [7].

Не редкими, к сожалению, являются случаи получения судебными-приставами взяток. Поскольку заработная плата обычного судебного пристава-исполнителя невелика, то возникает соблазн заработать таким образом «легкие деньги».

Проявляется в разных ситуациях. Порой судебного пристава провоцирует сам должник.

Однако чаще всего, если есть возможность закрыть исполнительное производство, либо, же не назначить дополнительные штрафы, а также избавить должника от ограничений, предусмотренных законом, за денежные средства пристав может «помочь должнику». При аресте имущества пристав может предложить «не заметить» за денежное вознаграждение некоторое имущество должника.

Когда пристав преследует интересы кредитора, взыскателя, то тогда он берет за свое «особое внимание к делу» вознаграждение. Можно намерено затянуть процесс, поскольку сроки рассмотрения, и согласования тех или иных действий пристава, но можно его и ускорить. За то чтобы сделать все как можно скорее, кредитор готов дополнительно заплатить приставу.

Так, например, в 2014 41-летняя судебный пристав-исполнитель в Воронежской области предложила одному из торговых центров города за вознаграждение в 100 тысяч рублей проигнорировать неисполнение решения суда. Накануне суд обязал это торговый центр внести дополнительную информацию в ценники на товаре.

Ассортимент центра составлял более сотни тысяч позиций номенклатуры и их замена ценников могла существенно повлиять на его работу. Руководство торгового центра обратилось в полицию с информацией о коррупции. Сотрудниками управления экономической безопасности регионального ГУ МВД, ФСБ и СКР женщина была задержана.

Против нее возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 290 УК РФ [8].

Выгоду коррупционным путем можно получить, используя различные схемы с арестованным имуществом и его реализацией. Рассмотрим один из примеров.

В 2012 году было заведено уголовное дело на пристава исполнителя Виктории Андреевой города Печоре УФССП по Республике Коми, которая произвела оценку арестованного имущества должника, без привлечения оценщика, по значительно заниженной стоимости.

Реальная стоимость имущества составляла 4,5 миллиона рублей, а по факту было оценено в 69 тысяч рублей. В ходе следствия был выявлен факт подделки сведений об участии понятых при описи имущества, также наименовании, модели и т.д. Пристав была осуждена по ст. ч.1 ст.

293 УК РФ (халатность). Назначено наказание в виде 3 лет исправительных работ и лишения права занимать должности в органах службы судебных приставов сроком на 3 года [9].

Служебный подлог является одним из самых трудно выявляемых преступлений, поскольку задействована экспертиза документов, процесс которой достаточно долгий и сложный, показаний свидетелей как правило нет, ввиду их отсутствия. Однако и такие коррупционные деяния выявляются.

Как известно, большинство исполнительных производств заканчивают в связи с невозможностью взыскания, и достаточно часто акт о невозможности взыскания оформляется фиктивный. Причины могут быть разные, например, из чувства долга, чтобы не портить показатели.

Также из-за большой нагрузки исполнительных производств, и чтобы не терять время на «трудные дела», пристав предпримет, какие-то формальные меры, чтобы создать видимость проделанной работы. После чего исполнительное производство прекращает.

Как показывает практика, серьезной проблемой является присвоение наличных денежных средств, и их растрата, при взыскании судебными приставами-исполнителями с должников по квитанционным книжкам. Видимо, вид живых купюр вызывает неправильные реакции у некоторых чинов.

В Федеральной службе судебных приставов сообщили, что в ведомстве разрабатывают комплекс мер, направленных на минимизацию оборота наличных. В первую очередь это задумывается как антикоррупционная мера. Бумажные деньги подчас «прилипают» к рукам чиновников (не только у приставов – во многих ведомствах). Безналичные расчеты, как предполагается, дают меньше соблазна.

“Имеют место также случаи совершения данного преступления работниками, ответственными за ведение депозитных счетов структурных подразделений”, – сообщают в службе.

Антикоррупционная работа ведомства по итогам своих исследований сделала такие выводы. Поэтому А. О. Парфенчиков поручил ФССП ведомству разработать комплекс мер, направленных на снижение оборота наличных денежных средств.

Помимо выявления коррупционной составляющей при помощи обращений в ФССП, не мало уголовных дел возбуждается по материалам проведения ведомственных проверок. Сама служба достаточно активно самостоятельно выявляет недобросовестных сотрудников и занимается разработкой мер в отношении снижения показателей по коррупции.

Кстати сами сотрудники службы уведомляют о фактах, когда их пытаются подкупить. Так что предлагать взятку тоже опасно. По сигналам приставов за год было возбуждено 152 дела на граждан, предлагавших взятки [10].

По данным ФССП России количество работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела в первом полугодии 2016 года, распределяется по основным составам преступлений, следующим образом (в скобках данные за первое полугодие 2015 года): ст. 159 УК РФ (мошенничество) – 10 (18); ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) – 45 (40); ст.

285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) – 10 (24); ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) – 15 (19); ст. 290 УК РФ (получение взятки) – 50 (43); ст. 291 УК РФ (дача взятки) – 0 (1); ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) – 1 (1); ст. 292 УК РФ (служебный подлог) – 13 (11); ст. 293 УК РФ (халатность) – 6 (2); ст.

327 УК РФ (подделка, изготовление, сбыт поддельных документов) – 0 (1); иные преступления – 4 (1).

Также увеличился средний размер вымогаемых сотрудниками ФССП России взяток: с 140 тысяч рублей в 2014 году – до 154 тысяч рублей в 2015 году [11].

Наблюдается снижение по делам о мошенничестве, злоупотреблению и превышению должностными полномочиями. Но все также высоки показатели по статьям за взятку, халатность, присвоение или растрату.

Управлением противодействия коррупции будет уделено особое внимание на устранении причин и условий, способствующих совершению незаконного присвоения и растраты, также реализации комплекса мер, направленного на предупреждение и выявления взяточничества.

Основной причиной процветания коррупции в ФССП, является маленькая заработная плата. Главный судебный пристав А. О.

Парфенчиков предлагал вернуть законное вознаграждение для судебного пристава-исполнителя за взыскание задолженности, что, по его мнению, было бы эффективной мерой предупреждения коррупции, снизило бы количество правонарушений и в целом повысило исполнительную дисциплину судебных приставов.

Автор поддерживает позицию А.О. Парфенчикова и придерживается мнения тех ученых, которые считают, что преступление легче предупредить, чем устранять негативные последствия его совершения [1].

Кроме того, по нашему мнению, необходимо повышать статус судебного пристава, престижность службы, создавать здоровую конкуренцию.

Вместе с тем, требуется ужесточение уголовных наказаний по «коррупционным» статьям, поскольку в соотношении деяние – наказание, выбор будет очевидным.

Следует последовательно повышать нравственность и в гражданах, и в госслужащих, чтобы не возникало желание нарушить закон.

Также автор согласна с мнением Деревсковой В.М., Евдокимова К.Н., Оноховой В.В., Юрковского А.В.

и других ученых, что противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе в РФ должно носить комплексный характер (правовой, экономический, информационный, организационный, материально-технический и др.

) с обязательным привлечением институтов гражданского общества (общественные движения, политические партии, профсоюзы, образовательные и научные учреждения) и осуществлением общественного контроля [2, 4, 6].

Литература:

  1. Агапов П.В., Амирбеков К.И., Боголюбова Т.А., Диканова Т.А., Капинус О.С., Меркурьев В.В., Ображиев К.В., Павлинов А.В., Расторопов С.В., Скляров С.В., Андреев Б.В., Бажанов С.В., Евдокимов К.Н., Жубрин Р.В., Ларьков А.Н., Раскина Т.В., Соколов Д.А., Степанов О.А. Криминология. Общая часть. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 303 с.
  2. Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Ефимова Ю.С., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Любушкина В.П., Онохова В.В., Романов Д.И. Муниципальное право России: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 327 с.
  3. Довбня А.И., Юрковский А.В. Основные подходы к понятию коррупции // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 27-28.
  4. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М., Кузьмин И.А., Любушкина В.П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 239 с.
  5. Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие.- Иркутск, 2012. 199 с.
  6. Юрковский А.В., Деревскова В.М., Евдокимов К.Н., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Онохова В.В., Праскова С.В., Суркова И.С., Тирских М.Г., Шаламова А.Н. Конституционное право. учебное пособие / Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ. Иркутск, 2015. 611 с.
  7. Доклад Генерального прокурора «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению». Электронный ресурс. Режим доступа: http://genproc.gov.ru (Дата обращения 17.01.2017).
  8. «Главного судебного пристава Приамурья отстранили от работы» // Российская газета. – 2015. – 7 октября.
  9. «В Воронеже начальница судебных приставов задержана за взятку» // Российская газета». – 2014. – 19 июня.

Источник: https://moluch.ru/archive/139/39321/

В россии могут появиться частные судебные приставы. что изменится для должников?

Какой деятельностью можно заниматься помимо работы в Федеральной службе судебных приставов?

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил создать институт частных судебных приставов и пообещал разработать законопроект, регулирующий их деятельность.

Инициативу поддержали представители Минюста, Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и Генпрокуратуры.

«Такие дела» узнали у экспертов, к чему может привести появление частных приставов и как нужно выстроить их работу, чтобы не допустить превышения полномочий.

Рейд судебных приставов в Великом Новгороде Михаил Мордасов/РИА Новости

Судебные приставы-исполнители отвечают за принудительное исполнение судебных решений и постановлений: арестовывают должников, вносят в список невыездных, списывают деньги и запирают имущество для погашения долга. Сейчас их готовит ФССП, у которой есть центральный аппарат и территориальные органы по восьми округам, а также городские и районные отделы.

Вопрос о введении института частных приставов поднимался неоднократно. В 2014 году рабочая группа Минюста подготовила соответствующий законопроект, который вносил изменения в закон «О судебных приставах», но поправки не были приняты.

В 2017 году Центр стратегических разработок подготовил доклад, в котором говорилось, что за последние пять лет резко снизилась доля оконченных исполнительных производств, а государственные приставы добиваются возмещения всего в 10% случаев долгов по кредитам и в 8% случаев по преступлениям.

директор саморегулируемой организации «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА)

К этой теме возвращаются все время. В 2014 и 2017 годах проблема еще не была такой острой, но она накапливается, неисполненных решений суда становится все больше и больше. Сейчас мы (организация участвовала в обсуждении РСПП. — Прим. ТД) выясняли позицию госорганов, которые, как оказалось, не были против такой инициативы.

Есть очевидный перегруз, который признается даже самими приставами. ФССП не может увеличить штат, но вкладывает много средств в автоматизацию. У них серьезная информационная система, электронная база движимого и недвижимого имущества.

Они придумывают всевозможные ходы по списыванию штрафов, налогов, но все автоматизировать невозможно. Например, информацию из налоговой сейчас нельзя найти в единой электронной базе.

Иногда нужно «прийти ногами», описать имущество должника или просто составить акт о невозможности списания. Робот-пристав никогда не появится.

Видимо, решение этой проблемы — увеличение численности. Поскольку бюджетных средств на это не хватает, РСПП объявил о создании частных приставов — по аналогии с частными адвокатами и частными нотариусами.

К тому же это мировой тренд. В некоторых странах, например во Франции, приставы всегда были частными. В других — например, в бывших республиках СССР — частные приставы стали появляться наряду с государственными.

Есть разные способы разделения полномочий государственных и частных приставов.

  1. Если судебное решение вынесено в отношении частного лица, то этим будет заниматься частный пристав. Где одна из сторон — государство, будут привлечены государственные приставы.
  2.  Там, где требуется принуждение (например, привести директора на предприятие), должен быть государственный пристав, потому что только он имеет такие полномочия. В остальных случаях, когда нужно много [передвигаться по городу для выяснения обстоятельств] или, например, разбираться, где стоит машина, привлекается частный пристав.
  3. За каждым частным приставом закреплена своя территория, где он зарабатывает, исполняя государственные иски.

На заседании проводилась параллель с коллекторами, последних часто представляют как зародыш частных приставов.

Но коллекторы все-таки работают до суда, а пристав исполняет решение суда, поэтому сложно будет привести одно к другому.

По опыту других стран, частный пристав — это скорее индивидуальный предприниматель, который лично ответствен за выполнение работы, а если он выполняет ее плохо, то его снимут с должности [государственные службы контроля].

Сначала требования к частным приставам будут довольно общими: юридическое образование, возраст, отсутствие судимостей — а дальше нужно будет фильтровать. Возможно, должна быть единая саморегулируемая палата, возможно, будет конкурс.

Нужно будет запустить пилотный проект, понять, что стимулирует этих приставов, распространить эту систему на всю страну. Проблема еще в том, как заинтересовать частного пристава заниматься мелкими делами, от которых ему перейдет меньше прибыли, чем от крупных юридических лиц.

Это небыстрый процесс, наверное, институт частных приставов станет массовым и будет нормально восприниматься обществом через 5-10 лет.

адвокат, председатель московской коллегии адвокатов «НEФ»

К сожалению, добиться быстрого эффективного исполнения судебных решений не так просто. Сейчас можно наблюдать картину, когда на прием к судебному приставу стоит очередь из ста человек, дозвониться до него также невозможно. С учетом такой загрузки приставы не всегда быстро и полно выполняют свою функцию.

Несмотря на это, они действуют в рамках закона и стремятся не нарушать права должников. В случае нарушения этих прав есть эффективный механизм защиты от недобросовестных судебных приставов: жалобы в вышестоящие органы, руководителям этих приставов или обращение в суд.

И сейчас приставы не допускают очевидного нарушения прав должников.

О перспективе введения института частных судебных приставов сейчас сложно говорить.

Есть риск, что [в случае наделения их отдельными властными полномочиями] права должников будут очень серьезно нарушаться и эффективно защищать их будет куда сложнее.

[Если частный пристав будет] заниматься вопросом выселения или давать банку поручение о списании денежных средств, у него появляется большое поле для злоупотреблений.

Эти риски можно снизить за счет того, что исполнение решений не по всем спорам будет передано частным судебным приставам. Можно говорить о решениях по спорам между коммерческими организациями и исключить из данного списка физических лиц.

Кроме того, можно наделять частных приставов не всеми полномочиями. Но вопрос объема [этих полномочий] нужно обсуждать. Это долгая и сложная дискуссия, поэтому я не верю, что в ближайшее время она может завершиться.

Я не думаю, что саморегулирование отрасли здесь сильно поможет.

профессор Высшей школы экономики, член совета Центра стратегических разработок

Деятельность частных приставов все равно будет регулироваться государством, и есть шансы уменьшить коррупцию в этой сфере. Государственный пристав оплачивается из бюджета. Частный работает на себя, и если он действует по правилам и закону, то у него все хорошо в финансовом плане. Кроме того, это экономия [бюджетных средств]. Поэтому это разумная инициатива.

[В ведомство частных приставов] для начала следует передавать мелкие дела, связанные с деятельностью физических лиц, — чтобы проверить, как это работает. Подводные камни, безусловно, есть — это вопрос того, насколько корректно будут вести себя частные приставы. Решить эту проблему может только отбор людей, которые будут этим заниматься.

Партнер юридической компании «Стопдолг», арбитражный управляющий

Идея передачи функций по принудительному взысканию в частные руки далеко не нова. Периодически подобные предложения исходят из разных источников. Безусловно, они вызваны невысокой эффективностью существующей системы.

По статистике на одного судебного пристава приходится больше тысячи действующих исполнительных производств.

Учитывая отсутствие материальной заинтересованности в результате и невысокую заработную плату при столь большом объеме работы, ожидать эффективности, естественно, довольно сложно.

В теории передача данных функций в частные руки должна положительно сказаться на конечном результате, потому что частные судебные приставы будут более заинтересованы в конечном результате. Однако не все так просто.

Напомню, что подобный способ решить проблему взыскания предлагался и раньше, но не нашел всеобщей поддержки. При введении этого механизма есть серьезный риск столкнуться с проблемой незаконных действий приставов при взыскании задолженности. Особенно это касается исполнительных производств по должникам-гражданам.

Не секрет, что часто, действуя в рамках закона, с должника просто нечего взыскать: официального имущества и доходов нет, а то, что есть, по закону забрать нельзя. Судебный пристав — это все же не слишком заинтересованное в персональном результате должностное лицо.

Частный пристав — прежде всего бизнесмен, у которого имеется понятный соблазн злоупотребить своим положением в целях получения прибыли.

А учитывая требуемую численность частных приставов, возникает закономерный вопрос: кто и как будет их контролировать? Вопросы эти открытые и ответов у законодателей на них пока нет. Поэтому, несмотря на объективно существующие проблемы действующей системы, считаю, что предлагаемый новый институт пока останется на бумаге.

Источник: https://takiedela.ru/news/2019/03/12/chastnye-pristavy/

Прав-помощь
Добавить комментарий