Какой форме социального партнёрства соответствуют эти полномочия?

Социальное партнерство в сфере труда

Какой форме социального партнёрства соответствуют эти полномочия?

Социальное партнерство предполагает взаимодействие работников, объединенных в профсоюзы, и работодателя (работодателей, их объединения), направленное на необходимость оптимального сотрудничества, поиск и достижение консенсуса (соглашения), принятие решения при угрозе конфликта для выхода на соглашение. Стремление обеспечить согласование различных, зачастую противоречивых интересов и принятие решения может быть достигнуто при использовании действующих правил, процедурных норм и при соответствующем поведении социальных партнеров. Исходная основа такого поведения – это уважение мнения друг друга и учет интересов, направленность на возможные уступки, добросовестность и стремление не нарушать достигнутого равновесия (баланса сил), а также использование всех правил и норм при коллективных переговорах, заключении коллективного договора, соглашений, а также при рассмотрении трудовых споров. В этом случае возможно достижение целей социального партнерства, что в полной мере соответствует решению одной из основных задач трудового законодательства, предусмотренной в ст. 1 ТК РФ, о создании необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства.

Социальное партнерство в сфере труда – относительно новый институт трудового права, вызванный к жизни необходимостью развития коллективно-договорного регулирования трудовых и социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики и функционирования рынка труда.

Становление социального партнерства и его законодательной базы в Российской Федерации в условиях социально-экономических преобразований происходило под влиянием международных трудовых норм МОТ, но с учетом особенностей, присущих российскому опыту развития социального партнерства.

Были приняты во внимание Конвенции МОТ: № 87 “Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию” (1948 г.), № 98 “Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров” (1949 г.

), № 135 “О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях” (1971 г.) и др.

Одним из первых в области социального партнерства был принят Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 “О коллективных договорах и соглашениях” (ныне утративший силу), за ним последовал Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”.

Определенное значение в развитии социального партнерства имеет Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” и др.

В ряде субъектов РФ, например в городе Москве, Алтайском крае, Свердловской области, Республике Татарстан и других, были приняты законы субъектов РФ, поскольку на федеральном уровне такой закон отсутствовал.

В ТК РФ социальному партнерству посвящена часть II (разд. II, гл. 3–9), включающая общие положения, определяющая представителей и органы социального партнерства, значение и роль коллективных переговоров, коллективных договоров и соглашений и др.

В ТК РФ легализовано понятие социального партнерства в сфере труда. Оно определено в ст.

23 ТК РФ как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В данном определении указаны социальные партнеры: работники и работодатели и их представители, система их взаимоотношений, в том числе с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления на соответствующем уровне, которая направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти или органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, или в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Стороны социального партнерства вступают в социально-партнерские отношения через своих представителей, положение о которых, их полномочия установлены федеральными законами, прежде всего ТК РФ. Таким образом, следует различать стороны и участников социально-партнерских отношений.

Система взаимоотношений социального партнерства строится соответственно уровням, определенным федеральным законом, с учетом территориальных и отраслевых особенностей на основе коллективно-договорного регулирования отношений в сфере труда.

Статья 26 ТК РФ включает следующие уровни:

  • – федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • – межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
  • – региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда лишь в одном субъекте РФ;
  • – отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • – территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • – локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства между работниками и работодателем в сфере труда.

На локальном уровне в организации или у индивидуального предпринимателя разрабатывается и заключается коллективный договор между работодателем и работниками, регулирующий их социально-трудовые отношения.

Являясь результатом коллективных переговоров и достигнутого соглашения, коллективный договор выражает интересы работников и работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) – социальных партнеров, что именуется как “бипартизм” (две части), т.е. два участника.

Соглашения принимаются на различных уровнях и выходят за локальные рамки.

По договоренности сторон, участвующих в переговорах, определяется вопрос о соглашениях, которые могут быть двусторонними, где участвуют представители работников и работодателей, и трехсторонними, в которых участвуют также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на соответствующих уровнях. Эти трехсторонние комиссии действуют на основе принципа “трипартизма” (по терминологии МОТ), т.е.

трехстороннего сотрудничества, где представлены три участника: от работников – профессиональные союзы, от работодателей – их объединения, от государства – указанные органы.

Представители сторон соответствующего уровня выступают участниками тех или иных соглашений, разрабатывают и принимают соглашения в результате проведенных коллективных переговоров, организуют контроль за их выполнением, в составе трехсторонних комиссий “своего” уровня участвуют в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных или иных нормативных правовых актов и др.

Основные принципы социального партнерства, получившие свое выражение в ст. 24 ТК РФ, являются принципами института социального партнерства в сфере труда.

Данные принципы создают основу и определяют общую направленность регулирования отношений по социальному партнерству, а также обеспечивают единство института социального партнерства.

Они рассматриваются в той же последовательности, как и получили свое выражение в ст. 24 ТК РФ.

Важным принципом, занимающим первое место, является равноправие сторон, без которого невозможны сближение позиций и интересов, выход на социальный компромисс и принятие решений.

На равноправной основе по решению сторон на всех уровнях социального партнерства образуются соответствующие комиссии из наделенных полномочиями представителей сторон.

Стороны обладают равными нравами, проявляя инициативу в проведении коллективных переговоров, определяя содержание коллективного договора, соглашений и др., а также принимая решение по их согласованию.

Уважение и учет интересов является одним из основополагающих принципов социального партнерства. У работников и работодателей наряду с тождественными интересами существуют и различные интересы в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Задача социального партнерства – не в сглаживании различий интересов, а в их учете, уважении. На этой основе возможны уступки, компромиссы и принятие взаимоприемлемого решения, т.е. выход на соглашение.

Нормы о представителях работников и работодателей, комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, порядке коллективных переговоров и другие нормы статей разд. II ТК РФ направлены на учет интересов и уважение сторон социального партнерства.

Принцип заинтересованности сторон в участии в договорном регулировании играет позитивную роль. Коллективно-договорная практика показывает, что в организациях, где хорошо прорабатываются и заключаются коллективные договоры, значительно повышается эффективность труда, возрастают доходы организации и заработная плата работников.

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе

рассматривается как принцип, закладывающий основу более широкого участия сторон социального партнерства, их представителей в решении социально-экономических задач и развитии отношений на всех уровнях социального партнерства.

Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов является основой равноправного сотрудничества социальных партнеров и их представителей.

Принцип полномочности представителей сторон означает, что их полномочность обеспечивается соблюдением установленного законом порядка при определении представителей и наделении их соответствующими полномочиями.

Принцип свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, означает, что каждая из сторон в равной мере свободна в выборе и может вносить предложения, вопросы для обсуждения, проекты документов, предлагать те или иные способы решения вопросов и т.д. Этот принцип проявляется в нормах, связанных с разработкой и заключением коллективных договоров и соглашений.

Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств связан с добровольной природой коллективных переговоров и заключением коллективного договора, соглашений. Их заключение свидетельствует, что стороны в добровольном порядке достигли согласия, каждая из сторон добровольно приняла на себя обязательства.

Принцип реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами, означает, что стороны добровольно, принимая на себя обязательства, определили их соразмерность реальным условиям либо могут поставить их в зависимость от выполнения определенных условий, в том числе рассчитанную на будущее выполнение указанных обязательств.

Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений означает, что стороны, принимая на себя обязательства, а также достигая согласия по иным положениям коллективного договора, соглашений, признают за собой ответственность за их соблюдение.

С данным принципом тесно связан принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

За неисполнение сторонами социального партнерства, их представителями коллективных договоров, соглашений, а также за нарушение нормативных правовых актов законом установлена ответственность (ст. 55 ТК РФ).

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений имеет большое значение не только для обнаружения правонарушений.

Осуществление контроля позволяет выявить и своевременно устранить причины невыполнения коллективного договора, соглашений.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

Взаимодействие социальных партнеров, их представителей, сближение позиций между ними, согласование интересов и принятие взаимоприемлемых решений могут осуществляться в различных формах. В ст. 27 ТК РФ определены формы социального партнерства:

  • – коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;
  • – взаимные консультации (переговоры) но вопросам регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • – участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • – участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Источник: https://studme.org/91101/pravo/sotsialnoe_partnerstvo_sfere_truda

Лекция 3. Социальное партнерство в сфере труда

Какой форме социального партнёрства соответствуют эти полномочия?

Вопросы:

1.Понятие и формы социального партнерства.

2.Коллективные переговоры.

3.Коллективные договоры и соглашения.Ответственность сторон социальногопартнерства.

1. Понятие и формы социального партнерства

Социальноепартнерство – система взаимоотношениймежду работниками, работодателями,органами государственной власти,органами местного самоуправления,направленная на обеспечение согласованияинтересов работников и работодателейпо вопросам регулирования трудовыхотношений и иных непосредственносвязанных с ними отношений.

Сторонамисоциального партнерства являютсяработники и работодатели в лицеуполномоченных в установленном порядкепредставителей.

Органыгосударственной власти и органы местногосамоуправления являются сторонамисоциального партнерства в случаях,когда они выступают в качествеработодателей, а также в других случаях,предусмотренных трудовым законодательством.В частности, согласно ч. 3 ст. 45 ТКсоответствующие органы исполнительнойвласти и органы местного самоуправленияявляются стороной соглашения,предусматривающего полное или частичноефинансирование из соответствующихбюджетов.

Самогопристального внимания заслуживаютпринципы социального партнерства, подкоторыми необходимо понимать основныеначала, исходные положения, которым всвоей практической деятельности должныследовать участники социальногопартнерства. О значении, которое придаетсяэтим принципам, свидетельствует тотфакт, что они получили закрепление вст. 24 ТК и нашли свое воплощение во многихнормах ТК, прежде всего в нормах частивторой ТК.

Косновным принципам социальногопартнерства, ст. 24 ТК относит:

равноправиесторон;

уважениеи учет интересов сторон;

заинтересованностьсторон в участии в договорных отношениях;

содействиегосударства в укреплении и развитиисоциального партнерства на демократическойоснове;

соблюдениесторонами и их представителями законови иных нормативных правовых актов;

полномочностьпредставителей сторон;

свободувыбора при обсуждении вопросов, входящихв сферу труда;

добровольностьпринятия сторонами на себя обязательств;

реальностьобязательств, принимаемых на себясторонами;

обязательностьвыполнения коллективных договоров,соглашений;

контрольза выполнением принятых коллективныхдоговоров, соглашений;

ответственностьсторон, их представителей за невыполнениепо их вине коллективных договоров,соглашений.

Системавзаимоотношений между сторонамисоциального партнерства реализуетсяв различных формах с помощью различныхорганов и включает следующие уровни:

а)федеральный;

б)межрегиональный, региональный;

в)отраслевой и межотраслевой;

г)территориальный – устанавливающийосновы регулирования отношений в сферетруда соответственно

вРоссийской Федерации;

вдвух и более субъектах РФ, в субъектеРФ;

вотрасли (отраслях);

вмуниципальном образовании;

д)локальный уровень (уровень конкретногоработодателя), на котором устанавливаютсяобязательства работников и работодателяв сфере труда.

Подформами социального партнерства следуетпонимать способы осуществлениясоциального партнерства, конкретныевиды взаимодействия субъектов социальногопартнерства в целях согласованногорегулирования социально-трудовыхотношений.

Ст.27 ТК выделяет четыре формы социальногопартнерства:

1)коллективные переговоры по подготовкеи заключению коллективных договоров,соглашений;

2)взаимные консультации (переговоры) повопросам регулирования трудовыхотношений и иных непосредственносвязанных с ними отношений, обеспечениягарантий трудовых прав работников исовершенствования трудовогозаконодательства;

3)участие работников, их представителейв управлении организацией;

4)участие представителей работников иработодателей в разрешении трудовыхспоров.

Сторонысоциального партнерства вступают всоциально-партнерские отношения черезсвоих представителей, действующих наоснове законодательства о представителяхработников и работодателей, в частности,на основании ст. 29-34 ТК.

Налокальном уровне (на уровне работодателя- юридического лица, физического лица- индивидуального предпринимателя)представителями работников могут быть:

первичнаяпрофсоюзная организация;

иныепредставители работников, избранныена общем собрании (конференции) работникови наделенные соответствующимиполномочиями.

ТКзакрепляет за профсоюзами положение иправа основного представителя работникови упоминает об иных представителяхработников лишь тогда, когда на локальномуровне нет профсоюза либо профсоюзнаяорганизация объединяет менее половиныработников и не уполномочена представлятьинтересы всех работников в социальномпартнерстве на локальном уровне.

Интересыработодателя на локальном уровнепредставляют руководитель организации,работодатель – индивидуальныйпредприниматель (лично) или уполномоченныеими лица.

Интересыработников на всех других уровняхсоциального партнерства представляютсоответствующие профсоюзы, а интересыработодателей представляют объединенияработодателей.

Представителямиработодателей – федеральных государственныхучреждений, государственных учрежденийсубъектов РФ, муниципальных учрежденийи других организаций, финансируемых изсоответствующих бюджетов как на локальномуровне, так и на других уровнях социальногопартнерства также являются соответствующиефедеральные органы исполнительнойвласти, органы исполнительной властисубъектов РФ, иные государственныеорганы, органы местного самоуправления.

Представителиработников и работодателей участвуютв социальном партнерстве через органысоциального партнерства. Это комиссиипо регулированию социально-трудовыхотношений. Они создаются на паритетнойоснове для регулирования социально-трудовыхотношений, ведения коллективныхпереговоров, подготовки проектовколлективных договоров и соглашений,контроля за их исполнением.

Такиекомиссии создаются на всех уровняхсоциального партнерства в составенаделенных необходимыми полномочиямипредставителей сторон социальногопартнерства – работников и работодателей.

Органысоциального партнерства подразделяютсяна следующие виды:

1.На федеральном уровне образуетсяпостоянно действующая Российскаятрехсторонняя комиссия по регулированиюсоциально-трудовых отношений, деятельностькоторой осуществляется в соответствиис ФЗ от 1.05.1999 г. “О Российскойтрехсторонней комиссии по регулированиюсоциально-трудовых отношений”.

Членамиэтой комиссии являются представителиобщероссийских объединений профсоюзов,общероссийских объединений работодателей,Правительства РФ не более 30 человек откаждой из сторон.

Источник: https://studfile.net/preview/3651052/page:11/

Что такое социальное партнерство – Центральная профсоюзная газета

Какой форме социального партнёрства соответствуют эти полномочия?

Заключительная глава книги Елены Косаковской раскрывает тему социального партнерства. Сначала основное: что это за партнерство, на каких принципах основано, кто и на каких уровнях в нем участвует.

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 2019

Понятие “социальное партнерство” (II раздел ТК РФ)

Социальное партнерство в сфере труда – система отношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Принципы социального партнерства

Одна из основных задач трудового законодательства – создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства (ст. 1 ТК РФ).

Среди основных принципов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений (далее – трудовые отношения) есть такие (ст.

2 ТК РФ): обеспечение права работников участвовать в управлении организацией; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений; социальное партнерство, включающее право работников, работодателей, их объединений участвовать в договорном регулировании трудовых отношений.

Из системы норм статей 1, 2, 23 ТК РФ следует, что соцпартнерству как инструменту согласования интересов сторон государство отводит ключевую роль. Об этом свидетельствуют и основные принципы соцпартнерства, а именно (ст. 24 ТК РФ):

– равноправие, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность в участии в договорных отношениях;

– содействие государства в укреплении и развитии соцпартнерства на демократической основе;

– соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и НПА, содержащих нормы трудового права;

– полномочность представителей сторон;

– свобода выбора при обсуждении вопросов в сфере труда;

– реальность обязательств и добровольность их принятия;

– обязательность выполнения колдоговоров, соглашений, контроль за их выполнением;

– ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине колдоговоров, соглашений.

Стороны и представители социального партнерства

Для согласования интересов стороны соцпартнерства – работники и работодатели – уполномочивают своих представителей в установленном ТК РФ порядке (ст. 25 ТК РФ).

Органы власти и органы местного самоуправления являются сторонами соцпартнерства, когда выступают работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Работников в соцпартнерстве представляют профсоюзы, их объединения, иные профорганизации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или избираемые работниками представители в предусмотренных ТК РФ случаях (ст. 29 ТК РФ).

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, контроле его выполнения, реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем – представляют первичная профорганизация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений и разрешении связанных с этим коллективных трудовых споров, контроле выполнения соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов, объединения их территориальных организаций.

Интересы работодателя (ст.

33 ТК РФ) в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работодателей в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – представляют соответствующие объединения работодателей.

Если отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей отсутствует на всех уровнях соцпартнерства, то эти полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей – при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным ФЗ для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Представителями работодателей – организаций, функции учредителей которых выполняют органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления, при коллективных переговорах, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, контроле за выполнением соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений – также являются соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Уровни социального партнерства

Стороны соцпартнерства имеют право согласовывать свои интересы на разных уровнях (ст. 26 ТК РФ).

Уровни, на которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда: федеральный; межрегиональный – в двух и больше субъектах РФ; региональный – в субъекте РФ; отраслевой – в отрасли (отраслях); территориальный – в муниципальном образовании. Обязательства работников и работодателя в сфере труда устанавливаются на локальном уровне.

Органы социального партнерства

В главе 5 ТК РФ предусмотрено образование органов соцпартнерства по решению работников и работодателей (их представителей). Эти органы должны обеспечивать:

– регулирование социально-трудовых отношений,

– ведение коллективных переговоров и подготовку проектов колдоговоров, соглашений,

– заключение колдоговоров, соглашений,

– организацию контроля за выполнением колдоговоров, соглашений на всех уровнях социального партнерства.

Такими органами являются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ).

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Она работает в соответствии с ФЗ от 01.05.

1999 № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”.

Членами РТК являются по 30 представителей сторон – общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-38.html

Социальное партнерство

Какой форме социального партнёрства соответствуют эти полномочия?

Социальное партнерство представляет собой систему сотрудничества работников (представителей работников) и работодателей (представителей работодателей), основным назначением которой являются создание и применение трудовых норм, регламентация труда.

Социальное партнерство может включать как двусторонние соглашения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехсторонние соглашения с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.


Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:

  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

    РЕДСТАВИТЕЛИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.Представители работодателей

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Источник: http://www.berdskadm.ru/people/labour/soc_partnerstvo/

Прав-помощь
Добавить комментарий