Какова ответственность за ДТП, при котором нанесен вред здоровью?

Компенсация морального вреда за жизнь и здоровье: пути решения проблем

Какова ответственность за ДТП, при котором нанесен вред здоровью?

Обсуждая проблемы правоприменительной практики в сфере компенсации морального вреда за причинение вреда здоровью и жизни человека, хотелось бы обратить внимание на наиболее острые.

Первая проблема: размеры взыскиваемых судами сумм компенсаций значительно отличаются, отсутствует единообразный подход к их определению. Так, один судья за смерть человека может взыскать в пользу родственников компенсацию в 5000 руб., другой – 8,5 млн руб. Такой значительный разброс в размерах взыскиваемых сумм не создает для потерпевшего и причинителя вреда определенности.

Вторая проблема – сложность доказывания тяжести нравственных страданий потерпевшего. Это приводит к тому, что суды не дают им должной правовой оценки.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г.

№ 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью» суды при определении размера компенсации должны учитывать индивидуальные особенности лица, которому причинен вред, степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства каждого дела.

Однако на практике все обстоит иначе – суды к вопросу определения размера компенсации морального вреда подходят формально, без учета степени нравственных страданий конкретного потерпевшего. В моей адвокатской практике был случай (2018 г.

), когда учитель музыки после перелома руки и черепно-мозговой травмы, полученных в результате ДТП, стала профессионально непригодной и вынуждена была уйти с работы. Ей необходимо будет осваивать иную профессию, кардинально изменить жизнь.

В данном случае нравственные страдания потерпевшей не равны страданиям другого профессионала, которому не требуется виртуозность рук.

Третья проблема связана с тем, что причинители вреда жизни и здоровью нередко уклоняются от выплаты взысканного судом возмещения и компенсации морального вреда. По роду деятельности в МОД «Союз пешеходов» я часто сталкиваюсь со случаями причинения вреда здоровью пешеходов по вине водителя. Потерпевший может оказаться единственным кормильцем в семье.

В итоге он попадает в больницу, несет дополнительные расходы на лечение, теряет трудоспособность и т.д. Единственным источником дохода для семьи потерпевшего могут в таком случае оказаться только взысканные с виновника ДТП суммы на возмещение вреда здоровью и компенсацию морального вреда.

В случае уклонения виновником ДТП от выплаты потерпевший оказывается в еще более затруднительном материальном положении.

Такая ситуация возникла с тремя пешеходами, здоровью которых в результате ДТП был причинен тяжкий вред. Один из них, в частности, потерял способность передвигаться. Суд взыскал компенсацию вреда в размере порядка 800 тыс. руб., однако виновник эту сумму не возместил из-за отсутствия средств.

На сегодняшний день злостные неплательщики не несут ответственности за уклонение от исполнения судебных решений. Единственное, что могут сделать судебные приставы – применить в отношении указанных лиц ограничительные меры: на выезд за границу, на пользование должником специальном правом.

Однако данные меры, как показывает практика, не мотивируют должников выплачивать присужденные суммы – кто-то вовсе не выезжает за рубеж, кто-то не имеет водительских прав или уже лишен их и т.д.

Кроме того, если у должника не найдут имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом допустимые законом меры по отысканию его имущества окажутся безрезультатными, исполнительный лист будет возвращен потерпевшему.

Четвертая проблема – затруднительность судебного процесса для самих потерпевших.

Когда предполагается невысокая сумма возмещения, потерпевшие зачастую отказываются обращаться в суд из-за предстоящих расходов на адвоката и необходимости участия в многочисленных судебных заседаниях.

По этой причине люди, получившие легкий и средней тяжести вред здоровью, нередко остаются без компенсации.

Полагаю, решить перечисленные проблемы помогут внесение изменений в законодательство, регулирующее указанную сферу, а также разъяснения ВС РФ.

Так, для устранения разброса в размерах компенсации целесообразно, на мой взгляд, установить минимальный размер, исходя из степени тяжести вреда здоровью и формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность, отсутствие вины). Минимальный размер компенсации морального вреда должен зависеть от степени физических страданий.

Эта минимальная сумма затем увеличивается на компенсацию за нравственные страдания, оцениваемые судом индивидуально для каждого пострадавшего по установленным критериям.

Таким образом, для минимального размера компенсации:

телесные повреждения – А (сумма), легкий вред здоровью – В (сумма), средней тяжести вред здоровью – С (сумма), тяжкий вред здоровью – Д (сумма), смерть – Е (сумма).

Форма вины будет выступать в качестве повышающего коэффициента (например, отсутствие вины – 1, неосторожность – 1,5, умысел – 2).

Рассмотрим на примере. Совершен наезд на пешехода, причинен тяжкий вред здоровью, вина водителя отсутствует.

Размер компенсации в таком случае составит: Д * 1 = Д руб. за физические страдания.

Также следует установить критерии свыше минимального размера для определения степени нравственных страданий потерпевшего.

Необходимо привлечь специалистов в области психологии и психиатрии, которые смогут выработать общие критерии для определения тяжести нравственных страданий, их длительности, что впоследствии позволит установить денежный размер компенсации за нравственные страдания.

Для решения проблемы сложности доказывания нравственных страданий необходимы новые разъяснения Пленума ВС, устанавливающие критерии оценки степени физических и нравственных страданий (например, как изменилась жизнь потерпевшего после причинения вреда здоровью, характер отношений между потерпевшим, родственником и погибшим и т.п.), обязывающие суды при рассмотрении данной категории дел оценивать каждый критерий и отражать оценку в решении, а также предусмотреть возможность проведения (судебной) психологической экспертизы.

Для гарантии прав потерпевших на получение взысканных судом сумм на возмещение вреда здоровью и жизни и компенсацию морального вреда необходимо ввести административную и уголовную ответственность за уклонение от уплаты возмещения по аналогии с неуплатой средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей (ст. 5.35.1 КоАП РФ, 157 УК РФ).

Кроме того, при установлении минимальной суммы компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью необходимо включить указанные споры (если требования составляют не более 500 тыс. руб.) в категорию дел, по которым выдаются судебные приказы.

Потерпевший без участия в судебных заседаниях сможет взыскать минимальную компенсацию.

Для расчета суду будет достаточно медицинской экспертизы по определению степени вреда здоровью и акта должностного лица (судебного акта) о привлечении либо непривлечении причинителя вреда к ответственности.

Полагаю, что предложенные меры помогут гарантировать потерпевшему получение достойной, а не номинальной компенсации морального вреда.

Потерпевший и причинитель вреда, зная минимальную сумму компенсации и критерии, влияющие на ее увеличение, будут тем самым мотивированы заключить во внесудебном порядке соглашение (которое можно будет заверить у нотариуса). В этом случае отпадет необходимость обращаться в суд, поскольку сумма будет определена.

В настоящее время досудебное разрешение споров о размере компенсации морального вреда маловероятно, поскольку стороны не могут договориться в связи с большим разбросом между минимальным и максимальным возмещением – потерпевший рассчитывает на большее и идет в суд, причинитель не платит до суда, так как надеется, что суд взыщет меньше.

При наличии определенности по сумме им станет невыгодно затевать судебный процесс и нести соответствующие издержки.

Помимо этого, в случае нотариального заверения соглашения при его неисполнении потерпевший может обратиться к нотариусу для совершения им исполнительной надписи, что приравнивается к исполнительному документу и станет основанием для возбуждения исполнительного производства в отношении ответчика без судебного процесса.

Введение минимальной суммы компенсации также сделает возможной выдачу судебного приказа по данной категории требований, не превышающих 500 тыс. руб., что также значительно разгрузит суды. Для этого потерпевшему достаточно будет приложить к заявлению заключение судебной медицинской экспертизы и документы, подтверждающие наличие или отсутствие вины.

В заключение отмечу, что угроза реального лишения свободы при злостной, без уважительных причин неуплате присужденного возмещения вреда здоровью и жизни, а также компенсации морального вреда послужит мотивацией к исполнению решений судов.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/kompensatsiya-moralnogo-vreda-za-zhizn-i-zdorove-puti-resheniya-problem/

Тяжкий вред здоровью при ДТП

Какова ответственность за ДТП, при котором нанесен вред здоровью?

Возникающие между людьми правоотношения в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) занимают значительное место не только в юридической практике, но и в актуальной общественной повестке дня, транслируемой через средства массовой информации.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Все регионы РФ: 

+8 (800) 550-59-06

Понятно, что на ведущее место при этом выходят проблемы, связанные с нанесением тяжкого, и не только, вреда здоровью при ДТП — прямой ущерб человеческой жизнивсё-таки остаётся гораздо более волнующей темой в российском обществе, нежели материальные убытки от правонарушений.

Итак, произошло дорожно-транспортное происшествие, и его виновник (водитель) установлен. Он должен за это ответить по закону. А закон определяет, что мера ответственности зависит от тяжести последствий правонарушения, или, по иной терминологии, степени причинённого вреда.

Если в результате ДТП пострадал автомобиль потерпевшего, а сам он при этом остался цел и невредим, нанесенный вред ограничивается только порчей имущества, а для виновника происшествия наступает гражданско-правовая ответственность, предусматривающая возмещение ущерба в денежной или имущественной форме.

Вред здоровью трактуется как его расстройство и утрата потерпевшим, в связи с этим, трудоспособности.

Ответственность в этом случае будет либо административной, либо уголовной, опять-таки в зависимости от тяжести последствий.

Виды вреда здоровью при ДТП и суммы штрафов

Российские законодатели предусмотрели три категории вреда здоровью и, соответственно, три вида наказания за его причинение.

Обратим внимание на особенности каждого из них.

Лёгкий

Если здоровье человека и его способность трудиться ухудшились на короткий срок (лечение, амбулаторное или стационарное, продолжалось не более трёх полных недель), то мы вправе говорить о нанесении здоровью лёгкого вреда.

Без медицинских документов, коими являются амбулаторная карта и/или история болезни, этот юридический факт не будет считаться доказанным.

Выходом для виновника из этой ситуации станет штраф от 2,5 до 5 тысяч рублей, альтернативой или дополнением которому может быть лишение прав на годовое или полуторагодовое вождение автомашины.

Средний

А вот когда пострадавшему пешеходу (другому водителю, пассажиру) пришлось лечиться больше трёх недель (пусть даже 22 дня), то вред будет признан уже не лёгким, а средним, поскольку такое нарушение здоровья считается длительным, хотя и не опасным для жизни.

И утрата трудоспособности в такой ситуации расценивается как стойкая, хотя и не дотягивающая до 1/3.

Срок, на который в срединном варианте могут лишить водительских прав, возрастает до интервала от полутора до 2 лет. Заменой или снова-таки дополнением, может послужить штраф также в большем интервале — от 10 до 25 тысяч рублей.

Тяжкий

Определённая медиками опасность для жизни автоматически узаконивает нанесённый вред здоровью в качестве тяжкого.

Но и без этого признака причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП признаётся таковым, если будет юридически установлено, что очень тяжёлыми оказались для пострадавшего человека последствия полученных повреждений.

И здесь речь уже пойдёт не о денежном штрафе, а об уголовной санкции в виде лишения свободы и водительских прав.

Как определить тяжкий вред при ДТП

Для того чтобы чётко зафиксировать, лёгкий, средний или тяжкий вред здоровью должен фигурировать в деле о наказании и возмещении ущерба, нужно руководствоваться критериями его определения.

В самом общем виде об этих критериях относительно тяжкого вреда было сказано выше. Помимо опасности для жизни потерпевшего более конкретно на тяжесть нарушений здоровья указывают следующие последствия:

  1. Потеря слуха, зрения или способности говорить.
  2. Утрата органа или потеря его функциональности.
  3. Появление на лице неустранимых обезображивающих его черт.
  4. Превышение порога в 1/3 утраты общей трудоспособности.
  5. 100%-я утрата имевшейся трудоспособности к профессии.
  6. Выкидыш у беременной женщины.
  7. Появление, как последствия травмы, заболевания с диагнозом психического, включая наркоманию или токсикоманию.

Ответственность и наказание

Об уровне правовой ответственности (гражданской, административной и уголовной) и соответствующих видах наказания уже упоминалось. Теперь о ней же, но с уточнением некоторых конкретных деталей.

Моральный вред

Прежде чем говорить о возмещении в связи с нанесённым моральным вредом, следует сказать о возмещении материального ущерба, определяемого как совокупность денежных эквивалентов следующих действий (услуг):

  • Лечение (стационарное + амбулаторное + восстановительное), к которому относятся:
  • Физиотерапия.
  • Массаж.
  • Анализы, включая рентгеновское и ультразвуковое исследования.
  • Уколы, включая капельницы.
  • Гипсование, в том числе стоимость материала.
  • Аренда костылей или иных вспомогательных средств для передвижения.
  • Лекарства.
  • Транспорт для посещения лечебного учреждения.
  • Услуги косметического хирурга.
  • Дополнительный уход (сиделка).
  • Утерянный заработок (доход).

Документально подтверждённые затраты на те или иныерасходы явятся для суда, в частности, подтверждением подлежащего возмещению и морального вреда.

Под моральным же ущербом, объём которого от тяжкого вреда здоровью при ДТП окончательно устанавливается в судебном порядке, и судебная практика подтверждает реальность такого решения, подразумевается совокупность физических и нравственных страданий, испытанных в результате травмирования на дороге, как самим потерпевшим, так и его родственниками.

Уголовная ответственность

Как уже указывалось, уголовная ответственность наступает именно как следствие тяжкого вреда здоровью.

Сроки лишения свободы и прав на вождение транспортным средством — до 3 лет.

Сроки лишения свободы и прав увеличатся до 4 лет, если будет зафиксирована нетрезвость водителя в момент происшествия.

И ещё, гибель пострадавшего, здоровью которого был нанесён тяжкий ущерб, может повлечь за собой принудительные работы на срок до пяти лет, а время пребывания в местах лишения свободы может продлиться не менее 3-х и не более 9 лет.

И последнее. В случае умышленных действий водителя, приведших к таким тяжелейшим результатам, доказанных, разумеется, в судебном заседании, свободы можно лишиться и на полтора десятка лет.

Компенсация при тяжком вреде здоровью после ДТП

Сосредоточимся сразу на путях выхода из ситуации, когда последствия ДТП оказались самыми тяжёлыми (но не смертельными).

Суд

При причинении тяжкого вреда здоровью судебного решения избежать не удастся, поскольку расследование с последующей передачей дела в судебную инстанцию не зависит от воли потерпевшего.

Другой нюанс, как само дело будет рассматриваться в суде — речь именно о правовой процедуре и её наполнении конкретными доказательствами.

Именно суд определит окончательно:

  1. Действительно ли имеет место тяжкий вред здоровью и в чём он конкретно состоит.
  2. Нарушил ли водитель правила дорожного движения, в том числе, был ли он трезв в момент ДТП.
  3. Не было ли в действиях водителя злого умысла.
  4. Каков размер материального ущерба.
  5. Каков размер морального ущерба, если перед судом поставлен вопрос о его возмещении.
  6. Какова мера ответственности нарушителя.
    В связи с этим хочется выделить два существенных нюанса:
  • Материальный ущерб в виде оплаты за лечение водитель вынужден будет возместить пострадавшему пешеходу, даже если правила дорожного движения автомобилистом не были нарушены.
  • Уголовной ответственности можно избежать, если стороны найдут пути к мирному решению конфликта.

Примирение сторон

Понятно, что к примирению будет стремиться, в первую очередь, виновник происшествия — уход от уголовного наказания вполне достаточная для этого мотивация.

Письменным основанием для того, чтобы был зафиксирован факт примирения сторон, является расписка потерпевшего (она составляется в произвольной форме, но лучше это делать с участием юриста) и ходатайство в суд о примирении.

При этом должны учитываться два момента, при которых суд не сможет прекратить уголовное преследование:

  • Наличие у виновника ДТП полученного ранее уголовного наказания.
  • Потерпевшим оказался сотрудник ГИБДД во время исполнения им служебных обязанностей.

Причинение по неосторожности

О смерти по неосторожности при ДТП мы не говорим — тут речь сразу идёт о лишении свободы, в зависимости от числа погибших и трезвости водителя срок колеблется до отметки в 9 лет.

Что касается тяжкого вреда, не повлекшего гибели человека, то рассматриваются два основных варианта:

  1. Когда причиной ДТП стала техническая неисправность автотранспортного средства, то факт не признаётся преступлением, уголовная ответственность не наступает, и дело ограничивается возмещением затрат на лечение пострадавшего;
  2. Когда тяжкий вред по неосторожности нанесён с нарушением дорожных правил, то это может повлечь за собой:
  • ограничение свободы (до 3 лет);
  • принудительные работы (до 2 лет) с одновременным запретом (или без него) занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (до 3 лет);
  • такой же запрет (или без него) при лишении свободы на 2 года;
  • наконец, арест до полугода.

Всё это при условии, что водитель не был пьян, и, как уже говорилось, ни один человек не погиб.

Не нарушайте правила езды по автодорогам и не садитесь за руль после употребления алкоголя — и у вас прекрасные шансы не стать виновником ДТП с причинением вреда человеческому здоровью.

Источник: https://urists.site/dtp/tyazhkij-vred-zdorovyu-pri-dtp.html

Ответственность водителя

Какова ответственность за ДТП, при котором нанесен вред здоровью?

К ответственности привлекается любой, нарушивший Правила, будь то водитель, пешеход или даже пассажир. Нарушение умышленное или по неосторожности – роли не играет. Вид ответственности зависит от последствий нарушения. Cуществуют три вида ответственности:

  • Гражданская ответственность (включает в себя все вопросы, касающиеся возмещения материального вреда пострадавшему)
  • Административная ответственность (нарушение или Правил эксплуатации транспортного средства или дорожного движения, в результате которого, было причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека).
  • Уголовная ответственность (установлена за нарушение правил, повлекшее в результате смерть человека или тяжкий вред здоровью человека).

Разберем подробнее все виды ответственности.

Гражданская ответственность – это возмещение материального ущерба.И происходит тогда, когда один гражданин причинил ущерб (вред) другому. Согласно действующему Гражданскому кодексу, тот, кто причинил вред, тот его и возмещает.

Если все участники ДТП имеют страховой полис гражданской ответственности и согласны в оценке случившегося, тогда ущерб пострадавшему оплачивает страховая компания. Если мнения участников различны, тогда только суд определяет кто кому и сколько должен!

Когда Вы заключаете полис обязательного автострахования (ОСАГО), то вы страхуете гражданско-правовую ответственность: свою собственную и тех, кто указан в полисе в качестве допущенных к управлению.

Это значит, что страховая компания в случае причинения убытка кому-то или вреда его здоровью возмещает расходы до определенного предела.

Если сумма убытка больше установленного предела, виновник ДТП будет возмещать разницу из своего кармана.

Эксплуатация транспортного средства без полиса ОСАГО ЗАПРЕЩЕНА! Что означает: садиться за руль без страховки нельзя. Если водитель не имеет полиса ОСАГО или он просрочен, но ездит на автомобиле, за такой проступок его ждет запрещение эксплуатации транспортного средства (т.е. снимают гос. номера) и штраф в сумме от 500 до 800 руб.

Гражданин освобождается от возмещения вреда, если у человека угнали его машину, и угонщики стали виновниками ДТП. Ответственность за причиненный вред в таких случаях несут угонщики. Но владелец, конечно, должен доказать что он к ДТП не причастен, в том числе, и косвенно. Иначе ему не избежать наказания.

Есть еще ситуация, когда водитель не возмещает ущерб. Это случай, когда причиной вреда стало действие «непреодолимой силы» (провал грунта, теракт, землетрясение или цунами).

Водитель освобождается от возмещения ущерба, если будет доказано, что вред причинен в результате умысла потерпевшего.

Например, имитируется ДТП с целью получить деньги со страховой компании, или наличными «на месте». А вот факт «подставы» доказывать придётся.

Отлично, если события зафиксированы какой-нибудь видеокамерой, тогда, удастся доказать, что вред нанесён вследствие умысла потерпевшего.

В ДТП могут быть виновны не только водители. Дорожные службы старательно выкопали яму на дороге, а предупреждающие знаки выставить забыли или регулировщик на перекрестке, кого-нибудь ввел в заблуждение и т.д. Поэтому водителю придется и это доказывать.

С административной ответственностью водитель знакомится прямо на дороге, когда его останавливают за нарушение Правил эксплуатации транспортного средства или (ПДД) Правил дорожного движения. А также административное наказание последует за причинение легких телесных повреждений либо повреждений средней тяжести пострадавшему.

При всяком нарушении действует Кодекс Административных Правонарушений (КоАП), в котором прописано, как именно следует наказывать водителя за то или иное нарушение.

Наказание за нарушение административного законодательства включает в себя:

  • Административный арест
  • Лишение водительского удостоверения
  • Конфискация транспортного средства
  • Штраф
  • Предупреждение

Предупреждение – выносится в письменной форме. Устного предупреждения не существует.

Пример: превышение скорости менее чем на 10 км/ч. Это же нарушение ПДД? Да. А предусмотрено в КоАП наказание за это нарушение? Нет. В этом случае инспектор может сделать устное замечание.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях. Это наказание самое распространенное. Оплатить его надо в течение 30 суток. А если в срок не оплатили, то оплачивается двойной размер штрафа, а если нет денег, то административный арест до 15 суток.

Конфискация орудия совершения правонарушения. Орудие у водителя одно – это его транспортное средство и то, что на нем он устанавливает.

Пример: Водитель устанавливает на крышу своего автомобиля маячок синего цвета. Но в один прекрасный момент его останавливает инспектор, чтобы убедиться в высоком статусе владельца. И если разрешения нет, то «мигалочку» – то и конфискуют. То есть, отбирают навсегда, и выписывают немалый штраф.

Лишение права управления – применяется в ситуациях грубейших нарушений (опьянение за рулём, движение через переезд при закрытом шлагбауме, выезд на «встречку», и т.п.)

Пример: Если водителя застукали за обгон в нарушение ПДД, дальнейшие события будут развиваться следующим образом. Инспектор заберёт у водителя постоянное водительское удостоверение, составляет протокол, но выдаст временное (сроком на 1 месяц). В назначенный день водитель придет в мировой суд, и там будет решение его дальнейшей судьбы.

Если в результате судебного разбирательства водитель будет оправдан, то ему вернут постоянное удостоверение. Если водителя всё же лишат права управления, тогда он получит своё постоянное удостоверение после истечения срока наказания. В обоих случаях водитель сдает временное разрешение.

Но после постановления суда еще 10 дней есть на обжалование в вышестоящий суд.

Следовательно, водительское удостоверение сразу же изымается при выявлении и пресечении нарушения. В случае уклонения водителем, совершившим правонарушение, от сдачи водительского удостоверения срок лишения считается с момента изъятия удостоверения.

Есть случаи и такие что срок лишения водительского удостоверения суммируются. То есть, лишили права управления – совершил правонарушение, не имея на руках удостоверения водителя – снова лишили: срок второго лишения начнется со дня окончания первого срока лишения прав.

Следует отличать просто освидетельствование от медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Просто освидетельствование осуществляет инспектор с помощью алкотестера. Если водитель отказывается от простого освидетельствования (дуть в трубочку) или не верит показаниям, то инспектор направляет его на медицинское освидетельствование (там водителю сделают анализы крови и мочи).

В ситуации, когда алкотестер не показал наличие алкоголя, но инспектор предполагает, что водитель пьян, он также предлагает водителю пройти медицинское освидетельствование. В число признаков, дающих «основания полагать», входят, такие как: алкогольный запах изо рта, нарушение речи, неустойчивая поза и т.д.

Надо помнить, что освидетельствование является прямым доказательством состояния опьянения только в то случае, если водитель сам согласен с его результатами.

Но если водителя направили на медицинское освидетельствование, а он отказался его проходить, то это означает автоматическое привлечение водителя к ответственности, которое ведет к лишению права управления продолжительностью от 1,5 до 2 лет. А значит от медицинского освидетельствования отказываться нельзя!

Административный арест сроком до пятнадцати суток. Административный арест может быть назначен судьей и лишь в редких случаях за некоторые виды административных правонарушений.

Но арест нельзя применить к женщинам с любым сроком беременности, имеющим детей до 14 лет; к детям до 18 лет; к людям, имеющим инвалидность I и II группы; к гражданам, призванным на военные сборы; к военнослужащим; к сотрудникам ОВД (со специальными званиями), гос.

противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, органов контроля оборота наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

При некоторых административных правонарушениях кроме различных видов наказаний может произойти задержание транспортного средства. Задержание ТС – это прекращение процесса перевозки людей и грузов.

При задержании транспортное средство либо увозят на штрафстоянку (не подлежат оплате первые 24 часа), либо на одно из колёс устанавливают блокирующее устройство.

Для задержания ТС множество причин – от эксплуатации ТС с неисправными тормозами до управления ТС в состоянии опьянения.

Например, требуется предъявить документы инспектору, а вы обнаруживаете, что они, скорее всего дома. Конечно, автомобиль будет задержан. Но если жена быстро привезёт документы, то инспектор не может дольше задерживать ваш автомобиль. Следовательно, если совершено административное нарушение, то транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

Уголовная ответственность для водителей наступает в случае смерти, или быть может тяжкого вреда здоровью человека.

Тяжкий вред здоровью – это когда есть угроза для жизни человека или потеря возможности видеть, говорить, слышать, какого-нибудь органа, или утрата органом его функций, выкидыш при беременности, расстройство психики, или непоправимое обезображивании лица и т.д. И, конечно же, уголовное наказание последует только по решению суда!

Доказывать чью-либо вину должны соответствующие государственные органы. В вопросах, относящихся к гражданскому законодательству, свою невиновность должен доказывать собственник (владелец) транспортного средства.

Иногда нарушителя подвергают сразу двум видами ответственности. Если ДТП с материальным ущербом: потерпевший привлечет виновника к гражданской ответственности, а государство – к административной.

Напомним, что если в ДТП кому-то причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека – это административная ответственность. А если последствия серьезные, то виновника привлекают: потерпевший – к гражданской ответственности, а государство – к уголовной.

Источник: http://www.avtoshkola-driver.ru/otvetstvennost-voditelya

Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести

Какова ответственность за ДТП, при котором нанесен вред здоровью?

От дорожно-транспортных происшествий не застрахованы даже самые осторожные и ответственные водители. В ночное время существует риск не заметить пешехода, идущего по проезжей части без фликера.

Отдельные автомобилисты носятся по городу с огромной скоростью, не утруждая себя включением поворотников. А ответственность за ДТП с пострадавшими – это серьёзные санкции вплоть до направления в места не столь отдалённые.

Водителю лучше заранее знать, с чем он может столкнуться, чтобы правильно вести себя в случае аварии.

Жертвы после ДТП: что делать водителю

Для начала нужно включить кнопку аварийной сигнализации, выйти из автомобиля и поставить предупреждающий знак на расстоянии 15-30 метров от машины. Это предупредит новое ДТП.

Первое, что необходимо проверить – состояние здоровья: собственное и других людей, попавших в аварию. Если жизни водителя ничего не угрожает, он обязан направиться к пострадавшим, при этом не наступать на разлитые жидкости и разбросанные осколки машины, битое стекло. Это опасно.

Далее водитель должен достать людей из машины, если они сами не могут этого сделать. Оказать экстренную медицинскую помощь. Если навыков недостаточно, позвать на помощь прохожих. Вызвать скорую, сообщив точные координаты места происшествия. Затем позвонить в страховую организацию, чтобы сообщить о случившемся.

Если водителю самому требуется экстренная помощь, он может поехать в больницу на машине скорой, а на место ДТП вызвать кого-то из родственников, друзей или знакомых.

Водитель ни в коем случае не должен пытаться улизнуть. Найти его смогут почти со 100% вероятностью: с помощью камер наблюдения, видеорегистраторов, показаний очевидцев. Предусмотрены следующие санкции.

  • лишение ВУ на 1-1,5 года;
  • арест на 15 дней.

Для наступления таких неблагоприятных последствий достаточно самой констатации нарушения и не важно, есть ли раненые.

  • до 80 тысяч рублей штрафных санкций;
  • взыскание зарплаты за полгода;
  • арест на три месяца;
  • исправительные работы (максимум – на год);
  • лишение свободы (максимум – на год).

Водителя не смогут привлечь по этой статье, если он не знал, что другим людям грозит опасность (нарушение не носило заведомый характер). Также для наступления уголовной ответственности у пострадавшего должна была отсутствовать возможность помочь себе самостоятельно по одной из следующих причин:

  • он является маленьким ребёнком или немощным пожилым человеком;
  • болезнь;
  • беспомощность (например, человек потерял сознание или получил тяжёлую травму ноги).

В любом случае рисковать не стоит, чтобы не оказаться виновным в болезни или смерти другого человека, а также преступником с точки зрения уголовного закона. От порядка действий водителя зависит то, какая ответственность наступит для него в дальнейшем.

Ещё один важный шаг – позвонить в ГИБДД и сообщить об аварии. Существует множество телефонных номеров, по которым можно вызвать дорожных сотрудников, в частности:

  • 112 – номер экстренной службы, по которому обратившегося перенаправят в ГИБДД;
  • 002 – телефон ГИБДД для абонентов Билайна;
  • 020 – номер для абонентов МТС, Мегафон, Теле2.

До момента прибытия сотрудников ГИБДД трудно сохранять хладнокровие. Если жертвы ДТП находятся в сознании, скорее всего, водителю не удастся избежать конфликта. Однако нужно держать себя в руках и по возможности выполнить следующие действия:

  • найти свидетелей аварии, договориться с ними о даче показаний, попросить контактные данные (фамилию, имя, отчество, адрес проживания и номер телефона);
  • сфотографировать обстановку: машины, дорогу, разметку, знаки, разбросанные предметы, участников ДТП;
  • успокоить потерпевших.

Как проводится расследование ДТП с пострадавшими: действия и сроки

На место аварии прибывают сотрудники ГИБДД, криминалист и следователь. Водитель должен честно отвечать на вопросы должностного лица и не говорить ничего лишнего. Не отказываться от медицинского освидетельствования на определение алкогольного опьянения, иначе в дальнейшем этот факт могут признать априори установленным.

Водителю полезно следить за ходом составления протокола осмотра. Это основной документ, который впоследствии расследуется судом в случае возбуждения административного или уголовного производства.

Перед тем, как подписывать протокол, нужно внимательно ознакомиться с его содержанием.

В случае обнаружения каких-либо неточностей или неполного изложения информации, это нужно указать в письменной форме и не подписывать документ.

За этот период опрашиваются свидетели аварии, исследуется место происшествия, проводятся проверки и экспертизы (медицинская, техническая). Если должностным лицам удаётся найти виновника причинения лёгких или средних телесных повреждений, материалы передаются в судебный орган. Возбуждается производство об административном правонарушении, срок рассмотрения которого составляет 2 месяца.

Установление в ходе расследования водителя, виновного в причинении тяжёлых повреждений или гибели человека, влечёт возбуждение уголовного дела. Тут уже сроки рассмотрения растягиваются на многие месяцы. Сначала проводятся проверка (до 30 дней) и предварительное следствие (2 месяца), а потом материалы направляются в суд.

Виды ответственности

За причинение вреда здоровью хоть одному участнику аварии законодатель предусмотрел три вида юридической ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

При этом для наступления первого вида ответственности должностным лицам даже не нужно доказывать вину нарушителя.

После ДТП здоровье человека может пострадать. Степень тяжести определяют судмедэксперты. Тут возможен один из трёх вариантов:

  1. Лёгкая степень. Человек получил несильную травму и пробыл на больничном не дольше 3 недель. Сюда относятся порезы, ушибы, растяжения, из-за которых больной не может ходить на работу, временное расстройство какой-либо системы (например, зрения).
  2. Средняя степень. Пострадавший долго (более 3 недель) не может ходить на работу из-за серьёзных проблем со здоровьем. Или на это время какой-либо орган утрачивает функции. Но последствия аварии всё же не угрожают жизни человека. Примеры вреда средней степени: переломы и трещины костей, потеря пальца на руке.
  3. Тяжёлая степень. Возникшая проблема представляет опасность для человека или ведёт к другим тяжёлым для него последствиям: ухудшает качество жизни, лишает возможности полноценно работать, обезображивает внешность.

Примеры тяжёлой степени:

  • прерывание беременности;
  • сильное ранение головы, груди, живота;
  • острая гипоксия;
  • утрата зрения, слуха;
  • оторванная конечность;
  • большие шрамы, рубцы, следы от ожогов на лице, которые невозможно вылечить.

Гражданско-правовая ответственность

Носит компенсационный характер и предусматривает выплату денег для того, чтобы пострадавший мог восстановить здоровье и вернуться к полноценной работе.

Поскольку страхование гражданско-правовой ответственности владельца автомобиля носит обязательный характер (ОСАГО), то обязанность по выплате денег пострадавшему в результате аварии берёт на себя не водитель, а его страховая организация. Управление машиной без оформления ОСАГО запрещено.

Если водитель без страховки (с просроченным полисом) совершит наезд на пешехода или столкнётся с машиной, причинив людям травмы, возмещать вред будет он. Плюс заплатит 800 рублей суммы штрафа по части 2 статьи 12.37 КоАП.

Лимит выплат по ОСАГО составляет 500 000 рублей. Страховая организация выплатит эти деньги. Если реальная сумма окажется больше, то оставшуюся часть будет возмещать водитель автомобиля.

Что включается в денежный эквивалент вреда, причинённого здоровью?

  • платное лечение в медицинском учреждении: пребывание в палате, лечебные и реабилитационные процедуры, сдача анализов, хирургические операции, инъекции;
  • лекарства;
  • приобретение специального оборудования для лечения и восстановления (костыли, инвалидная коляска, тренажёры, предметы ЛФК);
  • косметические процедуры по восстановлению прежней внешности;
  • расходы на проезд до медицинского учреждения, в том числе на временный переезд в другую страну для лечения;
  • услуги сиделки;
  • временная нетрудоспособность (неполученный заработок за время вынужденного пребывания на больничном);
  • расходы на переобучение другой специальности, если по состоянию здоровья работать на прежней работе не получается.

Также в судебном порядке потерпевший может потребовать компенсацию морального вреда, ссылаясь на то, что он столкнулся с сильными психическими страданиями и физической болью. Всё перечисленное выльется для водителя в кругленькую сумму.

Административная ответственность

Основание для этого вида ответственности – статья 12.24 КоАП. Суровость санкции зависит от того, какой вред причинён человеку: лёгкой или средней степени.

Варианты наказаний при лёгкой степени:

  • штраф 2,5-5 тысяч рублей;
  • лишение ВУ на 1-1,5 года.

Варианты наказаний при средней степени:

  • штраф 10-25 тысяч рублей;
  • лишение ВУ на 1-1,5 года.

Откуда такая разбежка в цифрах? И как понять, какое решение примет суд? Представитель власти учитывает обстоятельства конкретного дела, степень вины водителя и потерпевшего, личностный портрет правонарушителя, его содействие должностным лицам в расследовании ДТП. Обычно суд назначает невысокий штраф, если водитель быстро признал свою вину, оказал помощь потерпевшим, активно участвовал в установлении обстоятельств аварии.

Источник: https://dk-kupavna.com/otvetstvennost-za-dtp-s-postradavshimi-sredney-tyazhesti/

ВС: попавший в ДТП пассажир может получить выплаты с двух водителей

Какова ответственность за ДТП, при котором нанесен вред здоровью?

Контекст

Суды должны проверять наличие автомобилей-двойников по делам о ДТП — ВСОСАГО не распространяется на ДТП за рубежом – ВС РФ

Попавший в ДТП пассажир имеет право получить двойные компенсации: он может требовать страховые выплаты не только с виновника аварии, но и со второго участника происшествия, разъяснил Верховный суд РФ.

Высшая инстанция указала, что автомобиль относится к источнику повышенной опасности и ответственность за попадание в ДТП наступает у обоих водителей, даже если один из них в столкновении не виноват. Таким образом, при аварии имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО, поясняет ВС РФ.

Суть дела

До Верховного суда РФ дошла жалоба жительницы Нижегородской области, просившей обязать ОАО «Росгосстрах» выплатить ей страховку.

Согласно материалам дела, в декабре 2016 года истица в качестве пассажира попала в аварию на 450 км автодороги Дзержинск — Нижний Новгород. Виновником столкновения с машиной Лада, в которой находилась истица, оказался водитель МАЗ, выехавший на полосу встречного движения. В результате аварии заявительница получила опасные для жизни тяжкие телесные повреждения.

На момент ДТП ответственность обоих водителей была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах». Однако компания выплатила пострадавшей компенсацию в 187 тысяч 750 рублей только за виновника ДТП — водителя МАЗа. А в компенсации по договору страхования ответственности второго водителя, в машине которого ехала истица, Росгосстрах отказал, не признав этот случай страховым.

Такой отказ заявительница посчитала незаконным и обратилась за защитой своих интересов в Дзержинский суд Нижегородской области, но районный суд, а позднее и апелляционная инстанция областного суда в удовлетворении исковых требований пассажирке отказали.

Суды исходили из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ с таким выводом не согласилась.

Позиция ВС

Верховный суд отмечает, что страховая ответственность в подобных случаях наступает у обоих водителей, невзирая на то, что один из них в ДТП не виноват.

Он ссылается на статью 1079 Гражданского кодекса, согласно которой юридические лица и граждане, использующие источник повышенной опасности для окружающих, обязаны возместить причинённый ими вред. К таким источникам закон относит и транспортные средства.

При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причинённый в результате их взаимодействия, например, в ходе столкновения транспортных средств (пункт 3 статьи 1079).

«Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности», — отмечает ВС РФ.

Он также приводит нормы статьи 1 закона от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела», которыми зафиксировано, что страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

«Таким образом, поскольку страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, то при причинении вреда третьим лицам взаимодействием транспортных средств, когда в силу пункта 3 статьи 1079 Гражданского кодекса наступает ответственность для каждого из владельцев транспортных средств, имеет место не один страховой случай, а страховой случай для каждого договора ОСАГО», — говорится в постановлении.

Высшая инстанция напоминает, что аналогичная позиция изложена в утверждённом 10 октября 2012 года президиумом ВС РФ обзоре судебной практики за второй квартал.

В частности, в ответе на первый вопрос дано разъяснение о том, что «при причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном законом об ОСАГО, производится одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств, в том числе и в случае, если вина одного из владельцев в причинении вреда отсутствует».

В пункте 47 постановления пленума ВС РФ 26 декабря 2017 года № 58 также разъяснено, что страховое возмещение вреда из-за ДТП производится каждым страховщиком, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств. Единственная оговорка касается суммы компенсаций: она не должна превышать 500 тысяч рублей по каждому договору (подпункт «а» статьи 7 Закона об ОСАГО).

Если же у пострадавшего в ДТП третьего лица возникли дополнительные расходы в виде конкретных материальных убытков, то они возмещаются солидарно.

«То обстоятельство, что ответственность владельцев транспортных средств застрахована в одной страховой компании, правого значения для определения размера страхового возмещения по каждому из договоров ОСАГО не имеет», — поясняет ВС РФ.

Он указывает, что все эти нормы и разъяснения нижегородские суды не учли. Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ находит, что судебные инстанции допустили существенные нарушения норм материального права.

Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, ВС РФ решил отменить апелляционное определение по делу и направить материалы на новое рассмотрение в областной суд.

Добровольные компенсации

Эксперты надеются, что решение Верховного суда РФ повлияет на страховые компании и они не будут доводить решение вопросов о компенсации пассажирам до суда.

«Радует, что спор, дошедший до высшей судебной инстанции, произошел именно со страховой компанией «Росгосстрах». Эта компания одна из самых крупных на страховом рынке. Однако эта же компания лидирует по числу безосновательных отказов в страховом возмещении.

Возможно, данное решение Верховного суда отнимет желание у страховых компаний доводить подобные споры до суда, а нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел будут значительно чаще принимать во внимание правовую позицию своих старших коллег», — отмечает член Ассоциации юристов России, председатель общества защиты прав автомобилистов «Оса» Алексей Румянцев.

Он указал, что этим решением Верховный суд закрепил свою правовую позицию по аналогичным спорам, изложенную им ранее в постановлениях пленума и в обзоре судебной практики.

Поскольку в данном случае вред здоровью был причинен третьему лицу при взаимодействии источников повышенной опасности (транспортными средствами), то в соответствии с пунктом 3 статьи 1079 ГК РФ владельцы транспортных средств обязаны нести солидарную ответственность перед потерпевшей независимо от их вины, напоминает эксперт.

Причинение вреда третьему лицу в результате взаимодействия источников повышенной опасности для каждого владельца этих источников влечёт наступление страхового случая в рамках договора обязательного страхования, а размер причинённого каждым из них вреда находится в пределах страховой суммы, добавил Румянцев.

«Взыскание денежных средств одновременно с двух страховщиков в случае, если вина одного из владельцев источника повышенной опасности отсутствует, законно и обосновано.

Солидарный должник, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого из должников», — отметил член АЮР.

Алиса Фокс

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20180903/286969716.html

Прав-помощь
Добавить комментарий