Какую ставку педагога психолога может взять на себя учитель?

Что изменили в порядке обучения дошкольников — Частное образовательное учреждение «Сибирская Региональная Школа (колледж) Анны Муратовой»

Какую ставку педагога психолога может взять на себя учитель?

В апреле вступили в силу поправки, которые Минпросвещения внесло в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования. Поправки в основном касаются обучения детей с ОВЗ. Наша рекомендация поможет проверить, что нужно поменять в работе детского сада, чтобы соответствовать новым требованиям.

Обязанности родителей

Проинформируйте родителей, что по новым правилам они должны уведомлять органы местного самоуправления, если выбрали семейную форму обучения для своего ребенка (п. 4 Порядка обучения). Раньше такое правило действовало только для школ.

Убедитесь, что в заявлении о зачислении родители выбрали язык обучения и родной язык. Вы можете обучать детей на иностранном языке, если это предусматривает ваша образовательная программа и локальные акты (п. 11 Порядка обучения).

Режим работы групп детского сада

Детский сад самостоятельно выбирает, в режиме пятидневной или шестидневной недели он будет работать. В каком режиме должны функционировать группы, смотрите в таблице.

ГруппаРежим работы
Кратковременного пребыванияДо 5 часов в день
Сокращенного дня8–10 часов в день
Полного дня10,5–12 часов в день
Продленного дня13–14 часов в день
Круглосуточно24 часа

По новым правилам реализовывать образовательную программу можно только в тех группах, которые работают от 3 часов в день (п. 14 Порядка обучения).

Условия обучения детей с ОВЗ и инвалидов

Чтобы обучать детей с ОВЗ, разработайте адаптированные образовательные программы и создайте специальные условия обучения. Какие условия создать для детей с ОВЗ – смотрите в заключении психолого-медико-педагогической комиссии. Для детей-инвалидов содержание образования и условия обучения определяют в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (п. 16 Порядка обучения).

Наполняемость групп компенсирующей направленности

Установили, сколько детей может быть в группе компенсирующей направленности. Это зависит от возраста и особенностей развития детей.

Дети с ОВЗВозраст детейКоличество детейв группе
Тяжелые нарушения речиДо 3 лет6
Старше 3 лет10
Фонетико-фонематические нарушения речиСтарше 3 лет12
ГлухиеЛюбого возраста6
СлабослышащиеДо 3 лет6
Старше 3 лет8
СлепыеЛюбого возраста6
СлабовидящиеДо 3 лет6
Старше 3 лет10
Амблиопия, косоглазиеДо 3 лет6
Старше 3 лет10
Нарушения опорно-двигательного аппаратаДо 3 лет6
Старше 3 лет8
Задержка психоречевого развитияДо 3 лет6
Задержка психического развитияСтарше 3 лет10
Умственная отсталость легкой степениСтарше 3 лет10
Умственная отсталость умеренной, тяжелой степениСтарше 3 лет8
Сложные дефекты, тяжелые и множественные нарушения развитияЛюбого возраста5

Можно комплектовать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности. Максимальная наполняемость для групп от двух месяцев до трех лет – 6 человек, а для групп от трех лет и старше – 12 человек. Для этого нужно, чтобы режим дня соответствовал анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной категории (п. 20 Порядка обучения).

Наполняемость групп комбинированной направленности

Установили максимальное количество детей в группах комбинированной направленности.

Количество детей с ОВЗ в группеВозраст детейВсего детей в группе
Не более 3До 3 лет10
Не более 3 детей: глухих, слепых, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, с расстройствами аутистического спектра, со сложным дефектомСтарше 3 лет10
Не более 4 детей: слабовидящих, с амблиопией или косоглазием, слабослышащих, с тяжелыми нарушения речи, с умственной отсталостью легкой степениСтарше 3 лет15
Не более 5 детей: с задержкой психического развития или с фонетико-фонематическими нарушениями речиСтарше 3 лет17

Когда комплектуете группы комбинированной направленности, не смешивайте более трех категорий детей с ОВЗ. Если объединяете детей с разными нарушениями в развитии, учитывайте направленность адаптированных образовательных программ и возможности их одновременной реализации в одной группе (п. 20 Порядка обучения).

Работники групп компенсирующей направленности

Если у вас есть группы компенсирующей направленности, возьмите в штат: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, тьютора, ассистента. Каких специалистов нанять и на какую ставку, зависит от того, какие особенности развития у детей в группе.

Дети с ОВЗСпециалистШтатная единица, ставка
Нарушения слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)Учитель-дефектолог (сурдопедагог)1
Педагог-психолог0,5
Нарушения зрения (слепые, слабовидящие, с амблиопией и косоглазием)Учитель-дефектолог (тифлопедагог)1
Учитель-логопед0,5
Педагог-психолог0,5
Тьютор1
Тяжелые нарушения речиУчитель-логопед1
Педагог-психолог0,5
Нарушения опорно-двигательного аппаратаУчитель-дефектолог и (или) педагог-психолог1
Учитель-логопед0,5
Ассистент (помощник)0,5
Расстройства аутистического спектраУчитель-дефектолог (олигофренопедагог) и (или) педагог-психолог0,5
Учитель-логопед0,5
Тьютор1
Задержка психического развитияУчитель-дефектолог (олигофренопедагог) и (или) педагог-психолог1
Учитель-логопед0,5
Умственная отсталостьУчитель-дефектолог (олигофренопедагог)1
Учитель-логопед0,5
Педагог-психолог1
Тьютор1
Сложные дефекты (тяжелые и множественные нарушения развития)Учитель-дефектолог (олигофренопедагог) и (или) педагог-психолог1
Учитель-логопед0,5
Ассистент (помощник)1

Работники групп комбинированной направленности

Если у вас есть группы комбинированной направленности, возьмите в штат: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, тьютора, ассистента. Каких специалистов нанять, зависит от количества детей с ОВЗ в группе.

СпециалистШтатная единица, ставкаКоличество детей с ОВЗ в группе
Учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог)15–12
Учитель-логопед1
Педагог-психолог120
Тьютор11–5
Ассистент (помощник)1
  • Если детскому саду не хватает собственных средств, чтобы нанять новых специалистов, вы можете обратиться к учредителю за дополнительным финансированием или:
  • расширить обязанности работников, которые уже есть в штате: учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога;
  • на помощника воспитателя и младшего воспитателя с их согласия возложить функции ассистента;
  • использовать ресурсы других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
  •  выбрать ООО «ИНТехнО» и начать обучение дистанционно!

Поступайте в ИНТехнО! Обеспечьте себе личностный рост. Пусть ваши профессиональные компетенции соответствуют самым высоким требованиям! Посмотреть все программы  факультетов:

-Факультет педагогики и методики дошкольного образования

Приятный бонус,читаем статью:

Подготовка тьюторов для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ

© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru

Источник: http://anna-muratova-school.ru/news/chto-izmenili-v-poryadke-obucheniya-doshkolnikov/

Письмо в газету

Какую ставку педагога психолога может взять на себя учитель?

В нашем Киришском районе 13 школ (9 в городе и 4 на селе) и 23 детских сада (19 городских и 4 сельских). Мы можем похвастаться, что почти в каждом образовательном учреждении у нас есть педагог-психолог. Еще мы называем себя командой, потому что с момента создания методического объединения в 1991 году действуем сообща.

В этом году два больших семинара мы провели совместно с добрыми соседями — волховчанами: обменялись визитами, делаем совместный проект. В этих начинаниях нас активно поддерживал методкабинет Комитета образования Киришского района. Однако положение психологов нестабильное: два года назад грозились ставки закрыть, психологов сократить.

После июньского 2006 года семинара-совещания в Москве «Проблемы развития психологической службы в условиях системных изменений профессионального образования России» и публикации его итоговых документов забрезжила надежда. Сейчас опять на уровне области повторяется та же история.

Руководители образовательных учреждений пытаются защитить кадры и доказать их дееспособность.

Проект Положения «О Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации», напротив, предполагает увеличение количества психологов за счет численности детей в школах из расчета 1 педагог-психолог на каждые 250 обучающихся (по старым меркам — 450–500 учащихся). Хорошо.

А вот как быть с детскими садами? Старые мерки мы знаем: 1 ставка на 12 (!) групп. У нас очень большие детсады (их два), каждый насчитывает 11 групп.

К примеру, музыкальный руководитель детского сада на одну ставку работает с четырьмя группами воспитанников, при этом имеет стаж по выслуге лет, в отличие от педагогов-психологов.

Зачастую на образовательное учреждение не выделяется целая ставка педагога-психолога, хотя работы очень много. Психолог, чтобы не потерять стаж к пенсии, берется за работу еще где-то по совместительству. А чтобы всюду успевать, нужен ресурс времени.

Согласитесь, что работа педагога-психолога схожа с работой учителя-логопеда. Последним повезло. У них существует научная организация труда. Над этим немало потрудились, выверив четкий ресурс. Их работа, к счастью, строго регламентирована.

Они знают, во-первых, сколько детей надо взять на одну ставку — двадцать (у психологов — весь детский сад или вся школа). Во-вторых, существует определенное количество занятий в каждой возрастной группе.

В-третьих, регламентированы виды работ, и, в-четвертых, они знают, сколько длится индивидуальное, сколько — фронтальное занятие.

Такой взвешенный подход не помешал бы и в нашей работе. Хорошая организация труда логопедов предотвращает эмоциональное выгорание, обеспечивая полную отдачу на рабочем месте.

Сравнение с логопедами явно не в нашу пользу: у тех и время пребывания в ОУ короче, и отпуск больше, и, в отличие от психологов, есть право на выслугу лет.

Нам известен приказ Министерства образования и науки от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». Пункт 8.1 посвящен работе педагогов-психологов:

«Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с учетом:

— выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

— подготовки к индивидуальной и групповой работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в ОУ, так и за его пределами».

«Эта норма, — пишет в статье «От слов к делам» в газете «Школьный психолог» № 18 за сентябрь 2006 г. Т.Ю. Федотова, специалист Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей, ответственная за психологическую службу, — существовала и раньше, теперь она узаконена».

Позвольте не согласиться. К этому приказу отлично подходит народная поговорка: «Закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло». Это о второй части приказа, назовем ее методической.

Психолог последнее предложение читает так: «Выполнение указанной (методической) работы может осуществляться за пределами ОУ», а руководитель читает по-своему: «Выполнение указанной работы может осуществляться непосредственно в ОУ». И виной всему в приказе глагол «может».

Психологи по всей России мучаются, имея такой несовершенный приказ: кто-то пишет план на неделю и заверяет у руководителя учреждения, кто-то составляет с руководителем учреждения особый трудовой договор и т.д. Короче говоря, работать в соответствии с этим приказом без договоренности педагога-психолога с руководителем учреждения невозможно.

Психологи своей работой давно доказали, что им можно доверять. Станет больше доверия, будет больше творчества, больше будет отдача.

Неверна и первая часть приказа. Там указан только один вид работы — консультативная. Если б так было! Кроме консультативной, мы ведем еще следующие виды работ: диагностическую, методическую, профилактическую, развивающую, коррекционную, в отдельных случаях психотерапевтическую.

Работа психолога многогранна и тяжела. Как правило, такой специалист, если он имеется, один на всё учреждение.

Кроме индивидуальной и групповой работы с участниками образовательного процесса, он занимается и другими неотложными делами, помогает решить проблемы, которые подчас бывают очень сложными: развод в семье, смерть близких, плохие отношения с коллегами, дезадаптация, ЗПР ребенка и пр.

Используя специальные методики и техники, психолог должен работать и над собой. Перенапряжение и постоянное утомление ведут к профессиональному выгоранию такого специалиста.

В свете новых веяний, заложенных в послании Президента России и последующих постановлений Правительства РФ, перед психологами возникают новые сложные и ответственные задачи сопровождения семьи.

Психологу в образовательных учреждениях предстоит сопровождать направления, которые определены сегодня как приоритетные.

Это развитие системы предшкольного образования, профильное и предпрофильное обучение, другие инновационные педагогические проекты.

У нас сократилась единица психолога на муниципальном уровне, закрыт ППМС-центр. Мы поддерживаем проект Положения в части увеличения количества психологов в школах — на каждые 250 учащихся один педагог-психолог.

Обязанностей у психологов много, прав, напротив, мало. Мы просим:

1. Создать благоприятный режим:

18 часов непосредственной работы с участниками образовательного процесса в образовательном учреждении;

18 методических часов — вне образовательного учреждения.

2. Предусмотреть пенсии по выслуге лет для педагогов-психологов всех образовательных учреждений.

3. Выделить финансирование для систематического повышения квалификации в виде выездных семинаров-тренингов, супервизорства и др.

4. Предусмотреть полную штатную единицу педагога-психолога на каждое ОУ.

5. Разобраться с нагрузкой педагога-психолога в ОУ.

От имени педагогов-психологов Киришского района Ленинградской области

А. ИВАШОВА

Источник: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200702105

Есть разница. Школьный психолог

Какую ставку педагога психолога может взять на себя учитель?
График работы Наш официальный график — 5/2. По идее, как у человека, который трудится в школе, у меня должна быть шестидневная рабочая неделя. Суббота — вроде как методическая: нужно сохранить 56 отпускных дней, поэтому с прошлого года её добавили как рабочий день.

Но он ни в каких документах не проходит и никак не оплачивается. Просто если нам по-каким-то причинам нужно быть в школе, то мы приходим, но это не всегда необходимо. Сейчас я работаю всего четыре дня в неделю — договорилась с руководством о перераспределили часов, и теперь могу подрабатывать в другом месте.

Обычно у психолога 36-часовая рабочая неделя, но все по-разному распределяют своё время. По одному из старых положений, которое было издано департаментом образования, психолог обязан отрабатывать 18 практических и 18 методических часов, как и учитель.

В том документе было прописано, что практические часы мы должны выполнять на рабочем месте, а методические, при наличии кабинета и нужного оборудования, по согласованию с администрацией.

Три года назад я устраивалась именно на таких условиях.

Я клинический психолог и никогда не хотела работать в школе, но меня заманила такая свобода. Потом у нас поменялось начальство, но я постаралась сохранить те условия, на которых пришла. Для меня это важно — мне кажется, что 36-часовая или 40-часовая рабочая неделя не всегда бывает эффективной.

Иногда свою работу можно выполнять за меньшее количество времени, но более интенсивно. У меня, например, нет времени для того, чтобы распивать чаи, болтать с учителями о жизни или заказывать новые комплекты белья для спальни. (смеётся)

Я просто прихожу, делаю свою работу, веду занятия и ухожу. В итоге работаю где-то 22 практических часа. Но так, конечно, не у всех — мои коллеги из других корпусов отсиживают на работе все 36 часов. Благодаря тому, что я клинический психолог и, помимо прочего, закончила несколько больших курсов переподготовки, я могу предложить много крутых штук для того, чтобы заинтересовать руководство и быть полезной в школе.

Реорганизация и зарплаты

До реорганизации моя зарплата была 45 тысяч рублей — школа так решила. Потом, когда наши школы объединили в учебные комплексы, зарплата психологов оказалась 31 тысяча без вычета налогов. По каким-то причинам новый директор решил, что сорок пять — многовато для психолога. На протяжении прошлого года я получала 31 тысячу. В этом году наше руководство полностью поменялось, и я приходила к ним, много говорила о том, что, на мой взгляд, это чрезвычайно низкая зарплата — на эти деньги человеку в Москве тяжело прожить разумно. И это в то время, когда в соседнем детском саду воспитательница получает 40 тысяч рублей, хотя наш уровень знаний и наша подготовка не стоят на равных. Зарплату в итоге повысили всем психологам — подняли базовую ставку с 31 тысячи до 37. Но мне всё ещё кажется, что это не очень справедливо: психолог должен получать хотя бы наравне с остальными педагогами. Даже просто потому, что в обозначении нашей должности написано: «педагог-психолог». Конечно, мы не ведём больших занятий каждый день, но, тем не менее, у нас тоже много групповых тренингов. И все часы, которые нам положены, мы тоже отрабатываем, а иногда — и перерабатываем. Зарплата рядового педагога в нашей школе с реорганизацией не изменилась, осталась где-то на уровне 45 тысяч. А вот всем специалистам дополнительного профиля её решили понизить. Со времени реорганизации премий у нас почти не было. Один раз в год, в августе, выдают по несколько тысяч рублей. В прошлом году мы получили по 10 тысяч. Для этого мы заполняли кучу бумаг, и нам платили по каким-то коэффициентам за заслуги. Для специалистов дополнительного профиля такая анкета оценивания плохо разработана. В основном там ориентируются на классных руководителей и на учителей-предметников. Некоторые вопросы звучали так: «сколько у вас отличников?», «сколько получили 100 баллов за ЕГЭ?». И как я, психолог, должна выполнить этот «тест»? Тут нам сразу идёт минус, и я ничего не получаю. При этом до реорганизации у нас были регулярные и хорошие выплаты по триместрам. Когда сама школа получала финансирование, она сама и распределяла бюджет, то есть мы жили гораздо лучше, как это ни странно. В принтер всегда была заправлена краска, всегда была бумага, например. Если нужны были какие-то канцелярские вещи для занятия, можно было прийти к директору или завхозу и сказать: «мне вот нужно, у меня закончилось», и это быстро добывалось. С тех пор, как нас реорганизовали, полгода никого просто не волновало, есть ли у нас всё необходимое. А уж про бумагу вообще забудьте. В прошлом году мне понадобился клей-карандаш для одного занятия. Директор сказал: «А почему вам нужен клей для занятий? Это не соответствует вашим должностным обязанностям. Напишите мне заявление с объяснением». Сейчас мне очень нравятся люди, которые пришли к нам на руководящие должности. Но всё равно пока очень сложно наладить всю систему и общий быт внутри школы за те полгода, которые мы вместе работаем. Но вообще, конечно, это утопия — на полгода вперёд заказывать материалы, предугадывать то, что тебе будет нужно. От этого страдают все государственные учреждения.

Контроль

Раньше нас не так сильно контролировали через бюрократию. Сейчас с меня периодически требуют протоколы бесед. Я их не показываю, но нужно, чтоб я их заполняла. Хотя, по моим сведениям, в официальную документацию это не входит. Выглядит это так: у меня есть простые листы А4, в которые я пишу, когда разговариваю с человеком. Теперь с меня просят, чтобы я на официальный бланк переписывала всё еще раз.

Наш куратор (должность директора школы в учебном комплексе — прим. ред.) очень адекватно относится к сотрудникам. Эти документы обычно спрашивает какая-нибудь комиссия по делам несовершеннолетних.

Бывает, комиссия приходит и требует план проверки, например, план по профилактике. Они говорят: «Где отчёт? Где документ, подтверждающий, что всё это было?». И им нужно предоставить какой-то протокол. Или же, например, проведена была беседа с ребёнком. «Где протокол?».

Не докажешь же, говорила ты с кем-нибудь или нет, делала что-то по плану или нет.

Всё готовится для того, кто приходит с проверкой. И это ужасно. Это съедает много твоего времени, а проверку не волнует качество твоей работы или то, как ты её сделала. Их волнует просто наличие планов, отчётов, протоколов… Тогда ты крутой, тогда ты молодец. Вот, общем-то, и всё. А если у тебя бумажек нет, никто не спрашивает детей. Никто не приходит и не смотрит на то, что ты с ними делаешь, как ты с ними работаешь. А ведь можно любые бумаги написать.

О работе

Я работаю со всеми участниками образовательного процесса, включая детей, родителей и сотрудников школы. Я долго боролась со своей профессией после поступления в институт. На самом-то деле я мечтала быть артисткой, восемь лет училась в театральной студии. Но потом, на 4 курсе, я полюбила свою специальность. После 4 курса я начала преподавать в государственном медицинском центре, вела развивающие занятия для малышей и актёрское мастерство. Театр очень близок к психологии. Актёрские тренинги направлены на развитие таких способностей, как память, внимание, мышление, речь, фантазия. Это всё то, что делает психология в развивающих занятиях. Просто акцент чуть-чуть смещён, а упражнения одни и те же. Чем больше тебя видят дети, тем больше упрощается твоя работа. Тут, наверное, помогает молодость — мне не всё равно и я стараюсь делать вещи, которые мне интересны. В нашей системе образования достаточно много педагогов, которые уже почти на пенсии и которым бывает безразлично, будет у ребёнка пять, три, два или десять. Они просто проводят свои уроки и уходят домой. Я стараюсь не дружить ни с какими учителями — в бытовом смысле. Наверное, если бы я работала здесь десять лет, то какие-то связи бы завязались, но моя позиция в том, что школьный психолог не должен быть включён в личностные взаимоотношения с теми людьми, с которыми работает. Иногда мне приходится брать на себя роль эксперта, когда я должна прийти и, например, проанализировать то, как учитель ведёт урок. Если я буду дружить с кем-нибудь из них, то могу быть необъективна. В моей практике самый проблемный возраст — 7−8 классы. Они уже вливаются в подростковую тусовку и подвержены разным влияниям. У меня в школе, например, много детей, которые режут себе руки, много думают и говорят о смерти, сидят в тематических группах в социальных сетях. Везде, конечно, свои проблемы. Но для меня это самые острые классы. У меня, как у психолога, работают принципы конфиденциальности. До того момента, как только мне ребёнок или взрослый не расскажет о чём-то, что может угрожать либо его жизни, либо жизни других. Если речь идет о чём-то незаконном, я обязана буду сообщить сначала его родителям, а потом поставить в известность администрацию. Я всегда предупреждаю об этом детей: «да, мы с тобой разговариваем и я ни о чём не расскажу учителям или классному руководителю, пока не возникнут два этих случая». Всё остальное — это правда конфиденциальная информация. Всё-таки я не дружу с учителями, я не иду и не докладываю им. Но, безусловно, если какие то дети начинают меня волновать, то я немного говорю об этом с педагогом. Но никогда не пересказываю всё содержание беседы. Мой актёрский опыт помогает мне в работе. Благодаря этому, кстати, я сделала интересный проект — марафон психологической подготовки к экзаменам. В течение двух недель после пятой перемены у нас было двадцать минут. Девятиклассники и одиннадцатиклассники приходили в специальный кабинет, где есть только ковёр — там у нас можно побеситься. Мы с ними делали разные упражнения и игры, которые, на мой взгляд, помогали снимать стресс, напряжение, учили быстро концентрироваться и расслабляться. Мы формировали какую-то команду, группу поддержки — там можно было поговорить о своих переживаниях. Или наоборот перестать говорить об экзаменах и о чём-нибудь другом подумать. Там мы рисовали, делали асаны из йоги (когда ты просто лежишь и расслабляешь тело). Мне кажется, это был интересный контакт: мы просто пятнадцать минут лежали на полу и слушали музыку.

В начале и в конце я давала детям возможность оценить по нескольким параметрам своё самочувствие, но пока ещё не успела обработать результаты. Я хочу написать статью про этот марафон и посмотреть, был ли там какой-то сдвиг. Но одиннадцатиклассники сначала походили-походили, а потом немножко забросили. Они вообще такие занятые, на кривой козе к ним не подъедешь. (смеётся)

О перспективах в школе

Перспектив нет. Меня это очень расстраивает. Думаю, это мой последний год работы. Я пока не знаю, куда пойду. Я просто устала от государственной системы. Иногда бывает очень сложно, хотелось бы большей гибкости. Несмотря на то, что я всеми своими силами добилась той свободы, которая мне нужна, мне, тем не менее, не хватает роста. Мне кажется, что в свои 24 года я неплохо работаю, и мне бы хотелось разворачиваться куда-то вверх, вырастать. Пока что на моей должности я не очень это ощущаю.

Источник: https://www.rusmirror.ru/psychologist

Врачебно-учительская тайна. Как повышают зарплату бюджетникам

Какую ставку педагога психолога может взять на себя учитель?

Во время прямой линии президент Путин в очередной раз говорил о повышении зарплат медикам. Ответственность возложена на регионы.

Учителя тем временем горько посмеиваются: власти территорий второй год повышают им зарплаты и гордо об этом отчитываются — так что теперь любой обыватель уверен, что школьные педагоги гребут деньги лопатой.

На самом деле картина всеобщего учительского благоденствия больше похожа на потемкинскую деревню. Скорее всего, с медиками будет то же самое

Во время прямой линии президент Путин в очередной раз говорил о повышении зарплат медикам. Ответственность возложена на регионы.

Учителя тем временем горько посмеиваются: власти территорий второй год повышают им зарплаты и гордо об этом отчитываются — так что теперь любой обыватель уверен, что школьные педагоги гребут деньги лопатой.

На самом деле картина всеобщего учительского благоденствия больше похожа на потемкинскую деревню. Скорее всего, с медиками будет то же самое.

Фото РИА Новости

Больше работы — больше денег

Президентский указ № 597 от 7 мая 2012 года поставил задачу: средняя зарплата учителей должна быть не ниже средней по экономике региона. Там же намечена «дорожная карта» — сроки повышения зарплат в разных бюджетных областях.

В указе не конкретизировано, какую именно среднюю зарплату надо поднять; из контекста понятно, что по региону. В Москве средняя зарплата — около 50 тысяч в месяц; значит, зарплата московских учителей должна быть не ниже этой цифры.

Поэтому департамент образования Москвы обязывает школы ее повысить до нужного уровня, а провинившихся директоров вызывает на ковер.

Речь при этом идет о повышении именно зарплаты — общей суммы получаемых учителем денег за все, что он делает. Чем больше работы он берет — тем выше зарплата.

Учительская зарплата складывается из нескольких частей: это оклад, специальные доплаты (классное руководство, категория, проверка тетрадей, заведование кабинетом и прочее) и стимулирующие выплаты (за олимпиадников, высокобалльников ЕГЭ и прочих). Учительская ставка — это 18 часов.

На учителей приходится еще примерно столько же, а то и больше, дополнительной работы: подготовки к урокам, проверки тетрадей, дополнительных занятий с отстающими, посещения педсоветов и методсоветов. Все это при 18 часах уроков в неделю обеспечивает полноценную занятость. Рабочая неделя учителя по ст.

333 Трудового кодекса — сокращенная, не более 36 часов, — это и 18 часов уроков, и внеурочная нагрузка.

В московских школах учитель без категории, давая 18 уроков в неделю, может зарабатывать от 22—26 тысяч рублей. При нормативно-подушевом финансировании это зависит еще и от количества учеников в школе и классе: чем больше школа, тем больше денег.

Поэтому учителя обычно берут нагрузку гораздо больше ставки. В разных регионах страны они работают на 1,3—1,6 (в больших городах), а то и на 2 ставки, то есть дают не 18, а до 36 уроков в неделю.

Так что рабочая неделя может быть и 48 часов, и 72 часа (то есть работа по 10 часов в день без выходных). Это сильно превышает 40-часовую норму рабочего времени, закрепленную в Трудовом кодексе.

А есть еще классное руководство, кружки, продленка — некоторые домой приходят только ночевать.

Фактически повышение средней зарплаты до среднего уровня по экономике достигается за счет того, что учителя делают полторы-две работы за одну зарплату.

Министерство труда, однако, в своем письме № 14-1/10/1-4013 от 2 сентября 2013 года, объясняясь по поводу продолжительности учительской рабочей недели у учителей, берущих больше одной ставки, с очаровательным цинизмом заявляет: «При этом в пределах продолжительности рабочего времени 36 часов, увеличение преподавательской (педагогической) работы осуществляется с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы (с дополнительной оплатой, соответственно, получаемой ставки заработной платы в одинарном размере) за счет уменьшения ненормированной части рабочего времени». В переводе на русский язык это означает, что даже при полутора ставках учителя, которые сами выбрали такую нагрузку, все равно работают не больше 36 часов в неделю: они просто меньше готовятся к урокам.

Отстающие

Среди школ-двоечниц, не повышающих учителям зарплату, как велит департамент образования, есть несколько топовых учебных заведений из московского рейтинга.

Причины их аутсайдерства чаще всего в том, что в них сравнительно немного учеников и много учителей, а классы разбиваются на группы по профилям и уровням; отсюда индивидуальное внимание к детям.

Учителя далеко не всегда горят желанием брать полторы-две ставки: не хотят ограничиваться школой, ведут научные исследования, занимаются другой работой и тому  подобное.

В таких школах средняя нагрузка на учителя может быть и меньше ставки; в них много уроков ведут совместители: молодежь, аспиранты, ученые — те, для кого работа с детьми — не единственная профессия и не способ заработка. Средние зарплаты в таких школах могут быть вдвое меньше, чем в среднем по Москве. Многие педагоги категорически возражают против попыток принудительно поднять им зарплату за счет увеличения групп и повышения нагрузки: это превращает штучную работу в конвейер, а значит, падает ее качество.

Еще 23 декабря прошлого, 2013 года министр образования Дмитрий Ливанов говорил на заседании Госсовета: «Иногда мы, к сожалению, сталкиваемся с ситуациями, когда это повышение происходит за счёт повышения учебной нагрузки. Такое повышение зарплаты не только профанация указов, но и работает, по существу, во вред настроениям учителей и качеству образования».

Источник: https://novayagazeta.ru/society/63451.html

Можно ли уволить учителя и на каких основаниях? Причины увольнения учителя

Какую ставку педагога психолога может взять на себя учитель?

Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку.

Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст.

336 ТК РФ):

  • нарушение устава образовательного учреждения;
  • применение насильственных действий к учащимся;
  • достижение педагогом определенного возраста;
  • неизбрание педагога на должность по конкурсу.

Рассмотрим каждое нарушение отдельно.

Нарушение положений устава

Чтобы уволить учителя по этому основанию. Необходимо соблюдение следующих условий:

  • совершение грубого нарушения;
  • несколько нарушений в течение учебного года.

Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:

  • соблюдение локальных актов;
  • добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
  • корректное поведение педагога по отношению к ученикам.

Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.

Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.

Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений.

Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор.

Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.

Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины, нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.

Читайте вопрос и ответ Сделали выговор, лишили оплаты за классное руководство. Правомерно ли это?

Применение учителем к учащимся насильственных действий

В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:

  • Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
  • Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
  • Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
  • Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий.

Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда.

Суд выносит свое решение после проведения следственных действий, и наличия доказательств вины педагога.

Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства, согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.

Достижение учителем определенного возраста

Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений.

По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы.

Но перевод не может быть осуществлен без письменного согласия руководителя.

Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается. Уточняйте законодательство РФ на текущий момент, это положение может быть изменено.

Педагога не избрали на конкурсную должность

Это основание также применяется к директорам школ и их заместителям. Если директор школы не был выбран на эту должность или сам отказался участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается.

Другие снования увольнения учителя

В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:

  • инициатива самого работника;
  • соглашение обеих сторон;
  • инициатива работодателя.

Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:

  • прогул;
  • сокращение численности штата школы или должностей;
  • ликвидация школы или ее реорганизация;
  • несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
  • появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

Советы учителю

В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:

  • корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;
  • не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;
  • при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;
  • если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель, также как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий.

Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона.

Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.

Об авторе: Елена Михайлова, юрист.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/kadry/6291_kak_i_za_chto_uvolit_uchitelya

Прав-помощь
Добавить комментарий