Каверы авторское право

Кавер-версия и авторские права: проблемные моменты

Каверы авторское право

Сегодня вопрос исполнений чужих песен (кавер-версий) стоит очень остро: так, на видеохостинге огромное количество кавер-версий популярных композиций. Исполнители каверов зачастую монетизируют свои видео и, следовательно, получают доход с этих исполнений, хотя авторами песен не являются, каких-либо лицензионных договоров с реальными правообладателями не заключали.

Как квалифицировать эти и другие моменты, связанные с каверами, с точки зрения интеллектуального права? Обратим внимание на эти моменты в статье.

Кавер-версия: что это с точки зрения закона

В Гражданском кодексе РФ такого термина нет,  произошел он от английского слова cover. Суть кавера в том, что лицо исполняет чужое произведение (чаще всего это песня). Таким образом, в идеале кавер-версия должна представлять собой объект смежных прав (исполнение), а исполнитель, соответственно, должен обладать смежными правами.

Однако в статье мы преимущественно остановимся на проблемах авторского права. Обратим внимание, что каверы могут быть двух видов: когда музыкант использует собственные инструменты для проигрывания определенной последовательности нот; либо когда он берет уже готовую фонограмму и под нее играет на инструменте или поет (например, караоке).

Во втором случае о нарушении могут заявить еще и организации, являющиеся обладателями исключительных прав на фонограммы (зачастую в качестве них выступают студии звукозаписи).

Так происходит потому, что эти организации в силу закона (ст.

1324 ГК РФ) наделены смежными правами на такие объекты, и, когда фонограмма проигрывается без соответствующего разрешения, нарушаются права и законные интересы организаций-правообладателей.

Если же исполнитель не используют уже записанную комбинацию звуков (фонограмму), а создает ее самостоятельно на основании готовой нотной партии, то очевидно, что здесь интересы студий звукозаписи не могут быть затронуты.

Обратим внимание, что возможно два вариант исполнения песни: законное и незаконное. В первом случае у исполнителя возникнут смежные права в силу статьи 1313 ГК РФ, а во втором он будет являться нарушителем, и правообладатель может взыскать с него компенсацию. Рассмотрим оба варианта.

Законные исполнения песни

  1. Получение согласия правообладателя

Конечно, это был бы идеальный вариант. Исполнителю нужно получить разрешение на использование музыкального произведения у правообладателя, заключив с ним лицензионный договор. Правообладатель по закону может передать право исполнять песню как бесплатно, так и платно, поэтому можно попробовать договориться с ним на первый вариант.

  1. Использование в специально предусмотренных законом случаях

Такие случаи перечислены в статьях 1273-1278 Гражданского кодекса РФ. В частности, сюда относятся ситуации, когда произведение используется только в культурных, информационных целях и т.д.

Кроме того, есть и особенности: так, например, в силу подп. 6 п. 1 ст.

1274 ГК РФ допускается публичное исполнение без согласия правообладателя, но только в образовательных, медицинских и некоторых иных организациях.

В личных целях (например, у себя дома) музыкант может спокойно играть песню, не нарушая ничьих исключительных прав (ст. 1273 ГК РФ).

Во всех случаях должна отсутствовать коммерческая цель. Следовательно, теоретически видеозапись с кавер-версией, загруженная на таком канале , который не монетизирован, не будет нарушать исключительные права. Но попытки получить доход с объекта авторского права могут обернуться абсолютно законными претензиями со стороны правообладателя.

Незаконные исполнения

Во всех остальных случаях музыканты будут нарушать исключительные права. Следует также помнить, что использование в кавер-версии фонограммы, как мы уже разобрали, может повысить степень опасности нарушения. При этом использование минусовки или ремикса не освободит от ответственности исполнителя.

При исполнении чужих произведений не следует забывать и о соблюдении личных неимущественных прав авторов. Так, желательно, играя чужую песню, доводить до сведения третьих лиц, кто является автором произведения. Запрещается искажать песню, иначе автор может заявить о том, что нарушен творческий замысел, т.е.

право на неприкосновенность произведения.

Итак, подытожим все вышесказанное. Чтобы не нарушать авторские права, нужно одно из трех:

  1. Договориться с правообладателем;
  2. Использовать произведение в некоммерческих целях в одном из случаев, предусмотренных статьями 1273-1278 ГК РФ;
  3. Соблюдать личные неимущественные права.

Впрочем, не стоит забывать, что у произведения, которое исполняется, может истечь срок охраны исключительного права, т.е. могло пройти семьдесят лет со смерти автора. Так, исполнение классики уже давно вполне законно.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/kaver-versiya-osobennosti-rezhima-intellektualnyx-prav/

Как работает авторское право: семплирование, каверы и микстейпы

Каверы авторское право

Вероятно вы видели слова «Все права защищены», содержащиеся в примечаниях компакт-дисков или в соглашении о покупке iTunes. Какие права дают эти слова их владельцу?

  • музыка и запись защищены авторским правом
  • автор оставляет за собой право копировать, распространять и продавать музыку
  • позволяет другим оплачивать ее использование и запрещает создавать несанкционированные копии

Но какие элементы точно защищаются? Почему вы слышите песни обработанные известными артистами, в то время как другие получают за это судебные иски? Как сделать коммерческий бесплатный кавер или микстейп?

Эта статья призвана дать более четкое представление о защите, и о том, как юридически использовать материалы, защищенные авторским правом, с разрешением или без разрешения.

Композиция против основной записи

Давайте определим различия между музыкальными композициями и музыкальными записями и как закон их по-разному трактует.

Композиция, которую иначе можно назвать песней — это музыкальное произведение, которое существует в ее концептуальной форме.

С 1976 года больше не требуется записывать ее для регистрации в Бюро по защите авторских прав США.

В отсутствии письменной работы, лучшим определением является количество элементов, включая мелодию, лирику, ритм и гармонию, в которых мелодия и тексты являются наиболее защищенными.

См. также: Spotify в беде: судебные разбирательства на 1,6 млрд. долларов

Запись музыки, также называемая «основной записью», определяется как стереофоническая запись звука в ее освоенном/сведенном формате, предназначенная для коммерческого выпуска.

Как использовать защищенный материал

Закон трактует музыкальные композиции и мастер-записи по-разному.

Музыкальная композиция рассматривается в глазах закона как равная всем остальным произведениям; все они получают равную компенсацию по ставке, установленной правительством.

Например, если вы записываете группу друга на свой альбом, этот друг имеет право на такую же компенсацию, как если бы вы пригласили Кэти Перри, Нелли Фуртадо или Тейлор Свифт.

Музыкальные композиции не требуют разрешения для их воспроизведения.

Однако, если вы решите использовать чужую работу в коммерческих целях, вы должны за нее заплатить (сумма может варьироваться, в зависимости от артиста/лейбла/группы).

Помимо этого, требуется механическая лицензия, которая обуславливает, чтобы вы заплатили 9,1 цента (по правам США, в России может отличаться минимальная ставка) за проданную копию, заплаченную владельцу авторских прав.

Если вы проводите работу с потоковыми сервисами передачи музыки, механический сбор более сложный, но до тех пор, пока вы отдаете должное составителю, когда выгружаете работу. Служба сделает расчет за вас.

С противоположной стороны, основные записи регулируются другим набором законов. Чтобы использовать запись в коммерческих целях, владелец этой записи (обычно это звукозаписывающая компания) должен предоставить разрешение на лицензию.

Стоимость лицензии не определяется правительством, а основывается на соглашении между владельцем авторских прав и лицом, лицензирующим запись. Другими словами, владелец может взимать всё, что захочет, за использование записи, включая выборку или использование записанной музыки в фильмах или телешоу.

Семплирование

Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются композиторы, происходит из-за несанкционированного использования материалов, защищенных авторскими правами. В начале 90-х готов прошла целая серия судебных исков по семплам хип-хоп стиля.

С того времени никакие записи не могут быть использованы в коммерческих целях, если владелец авторского права не дает разрешения (включая использование семплов в танцевальных стилях и дальнейшей их продажи на Beatport.

Именно по этим законам лейблы требуют только уникальные звуки, не касающиеся третьих лиц).

Если музыкант семплирует запись и не может за это заплатить, семпл должен быть вырезан из мелодии. Знаменитые записи могут стоить даже 50 000 долларов и более за одну штуку. В случае некоммерческого использования и обращения истца в рекорд-лейбл, продавец должен изъять запись из продажи, и возместить ущерб со всеми роялти.

Если вы и ваш продюсер используете несанкционированный образец, то попадаете на крючок за нарушение авторских прав, независимо от того, знаете вы, что он защищен, или нет. Поэтому будьте мудрыми: проверьте перед использованием, а лучше — создавайте свои мелодии!

Интерполирование

Когда композитор или продюсер не могут получить разрешение на использование или у них недостаточно денег — они могут перезаписать элементы, такие как мелодия или лирика, для создания эффекта семплирования без использования основной записи.

Это называется интерполяцией и может быть более дешевой альтернативой.

Да, это по прежнему требует приобретения механической лицензии и возмещения средств автору, но это почти всегда дешевле, чем переговоры о внесении платы за запись, поскольку все они компенсируются в соответствии с законом.

Добросовестное использование

Справедливое использование — это набор исключений в законодательстве США об авторском праве, которое позволяет частично копировать произведения, защищенные авторским правом в образовательных целях, в новостных сообщениях и в другом информационном контексте без оплаты и разрешения (к слову, применимо и к правилам ).

Если композиция трансформируется в совершенно новую работу, такую как песня-пародия, то она освобождается от авторского права. Но по принципам добросовестного использования заимствованная работа не должна отбирать прибыль первоначальной работы и не может служить ее заменой.

Например, кавер «Weird Al» Yankovic может квалифицироваться как справедливое использование, но все же он (Yankovic) получил письменное разрешение на пародию. Процесс подачи иска за нарушение прав может занять много времени и обойтись в большую сумму, даже если суд его отклонит.

Некоторые люди считают, что пиратское семплирование в хип-хопе является добросовестным, поскольку альбом нигде не продается. Это не верно. Если вы бесплатно распространяете копии чужих записей, то есть потенциал снижения прибыли оригинальной работы. Поэтому артисты микстейпа не могут оправдываться стилевыми принадлежностями или историческими фактами.

Музыкальные авторские права защищают записи иначе, чем музыка, содержащаяся в самой записи. Слова, мелодия, ритм и гармония могут использоваться без разрешения, но всё равно должны быть отмечены и оплачены. На всё операции требуется письменное разрешение автора исходника.

Владелец авторского права может взимать все, что захочет, за использование записи, защищенной авторским правом. Существуют некоторые исключения, позволяющие законное использование произведений, защищенных авторским правом, без оплаты или разрешения. Но эти исключения редко могут защитить новые творческие работы коммерческих художников, даже если они используются в некоммерческих целях.

Если вы создали уникальное произведение и не хотите его несанкционированного распространения в просторах интернета, заказывайте сведение и мастеринг музыки в нашей студии. Мы бережно относимся к интеллектуальной собственности и гарантируем выполнение работы без участия третьих лиц.

Источник: https://arefyevstudio.com/2018/03/26/kak-rabotaet-avtorskoe-pravo-semplirovanie-kavery-i-mikstejpy/

Чем является кавер-версия песни с точки зрения авторского права?

Каверы авторское право

25 октября 2017 в 10:59 Статья № 38

Чем является кавер-версия песни с точки зрения авторского права?

Кавер-версия или просто кавер (от англ. “cover version”) – это исполнение и/или запись (иногда в оригинальной переработке) ранее обнародованного музыкального произведения кем-то иным, чем оригинальный исполнитель. 

Использование кавер-версий выгодно, поскольку исполнитель получает в свои руки 100% хит, проверенный временем и полюбившийся публике. Иногда незначительная переработка композиции дает «второе дыхание» песне. Случается, также, что переработка становится популярнее оригинала, принося своим исполнителям мировую известность.

В это сложно поверить, но такие мировые хиты как «I will always love you» в исполнении Уитни Хъюстон, рок-н-рольная «Blue Suede Shoes» в исполнении Элвиса Прэсли, “Twist and Shout” в исполнении The Beatles, «Nothing Compares to You» в исполнении Шинед О`Коннор, “Cometogether” в исполнении Aerosmith (этот список можно продолжать) – ни что иное как каверы ранее исполненных хитов.

Так что же такое кавер версия с точки зрения авторского права?

Кавер может на слух отличаться от оригинала либо полностью его повторять. Но и в том, и в другом случае в основе остается одна и та же мелодия. Именно поэтому, с точки зрения авторского права, кавер-версию нельзя назвать самостоятельным произведением.

Если был изменен ритм и/или гармония мелодии либо произведена аранжировка (оркестровка) музыкального произведения – речь идет о производном произведении. Согласно определениям Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», производное произведение – это произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без нанесения вреда его охране.

Важно отметить, что у лица, осуществившего переработку песни, возникают авторские права на переработанную песню (кавер). Но это законно только лишь в том случае, если перед переработкой песни было получено соответствующее разрешения у автора (правообладателя).

Песня – это музыкальное произведение, состоящее из музыки и слов. Авторские права возникают отдельно и на музыку, и на слова. К тому же, и у музыки, и у слов могут быть разные авторы или даже несколько авторов. Для легального использования песни, в том числе для создания на ее основе кавер-версии, необходимо получить разрешения от каждого лица, которому принадлежат авторские права.

Иная сложность заключается в том, что в кавер-версии не всегда привносится что-либо новое. Например, в ситуации, когда исполнитель взял фонограмму (“минусовку”) оригинального произведения и “перепел” текст. 

Без оригинальной переработки у кавер-артиста возникают только смежные права на исполнение. 

Действующим законодательством Украины не предусмотрено определение понятия «кавер-версия», поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к подготовке лицензионных договоров. В лицензионном договоре рекомендуется четко указывать, что подразумевается под кавер-версией, способы использования оригинального произведения и границы такого использования.

Плюсы от лицензионного использования оригинала песни однозначны как для автора, так и для кавер-исполнителя. Например, Долли Партон – автор песни «I Will Always Love You» еще в 1992 году заработала на авторских отчислениях от исполнения песни Уитни Хьюстон не менее шести миллионов долларов.

В то же время, организаторы кавер и трибъют концертов (от англ. tribute — дань, дар; концерты, в которых кавер-артисты используют песни только одного исполнителя/группы) охотнее будут сотрудничать с артистами, которые побеспокоились об «очистке» авторских прав. Нередко правообладатели предъявляют претензии не к кавер-группам, а непосредственно к организаторам выступлений.

Если вы хотите создать и использовать кавер-версию:

– получите разрешение у автора(ов) либо правообладателя(ей), если ваш случай не предусматривает возможность свободного использования произведения;

– закрепите разрешение в лицензионном договоре;

– внимательно проверьте существенные условия договора, обращайте особое внимание на определение понятия «кавер-версия», а также детальное описание способов использования произведения.

– если вы не можете найти правообладателя, это не дает вам автоматическое право использовать произведение. В таком случае, обратитесь за консультацией к специалисту либо в организацию коллективного управления авторскими правами.

Помните:

– лицензия, выданная в одной стране, может не распространяться на другую страну;

– если вы автор и дали разрешение на создание и использование кавер-версии, вы, вероятнее всего, в последующем не сможете запретить использование его использование, так как у автора кавер-версии возникают авторские права на кавер.

—-

Анна Успенская

Photo by Derek Truninger on Unsplash.

Источник: https://brightadvise.com/blogs/38

Кавер-версия и авторское право. Интервью с экспертом

Каверы авторское право

Термин «Кавер-версия», «кавер» берет свое начало от английского «cover», что в переводе означает «покрытие». Кавером принято называть авторское музыкальное произведение, получившее новую интерпретацию и исполненное иным музыкантом. Соответственно, музыкальный коллектив, который специализируется на исполнении каверов – кавер-группа.

Исполнение кавер-версий довольно широко распространено на современной сцене. Кавер группа это прекрасный выбор для заказчиков и устроителей торжества — в репертуар исполнителя попадают проверенные временем музыкальные композиции, занимающие лидирующие положения в чартах.

А иногда случается и так, что песни, получившие «вторую жизнь» в кавер-версии, становятся популярными именно в таком, переосмысленном виде. К таковым, например, можно отнести всемирно известные и признанные хиты Уитни Хьюстон («I will always love you»), The Beatles («Twist and Shout») и многие другие.

Сегодня мало кто это знает, но факт остается фактом: все эти песни являются каверами ранее известных композиций.

Что же послужило стимулом для такого повального распространения кавер-групп и исполнения каверов? Безусловно, тем, что живая музыка на вечеринке, корпоративе, свадьбе – это модный и современный тренд. Подобные события стали благоприятной почвой для профессионального развития в этом русле исполнителей, получивших возможность воспроизводить на сцене полюбившиеся публике хиты.

Казалось бы, куда проще? Нанял музыкантов, дал им в руки известные хиты – и кавер-группа готова.

Тогда отчего же рынок рунета явно не перенасыщен предложениями кавер-коллективов, а действительно профессиональных групп, работающих на рынке много лет, вообще единицы.

Наверное, есть и подводные камни? Да, есть. Айсберги, на которых можно потопить очень много денег – правовое урегулирование этого вида деятельности.

Рассказать подробнее о непростом рынке услуг кавер-групп и о его юридических особенностях мы попросим Владимира Хоменко, финансового директора компании GiveMeMusic – агенства, которое работает уже 6 лет и самостоятельно создало и продюсирует не одну, а целых три кавер-группы.

Владимир Хоменко, финансовый директор компании GiveMeMusic

Итак! Владимир, здравствуйте!

В.Х.: Добрый день!

Законно ли использование чужой песни?

В.Х.: Правильней будет сказать так: для того, чтобы исполнение песни было законным, нужно произвести ряд действий.

Среди многих музыкантов распространено убеждение: дабы не нарушать авторские права, перед исполнением песни нужно назвать имя автора (или исполнителя). Однако, это не так.

Использование авторской композиции возможно только при наличии соответствующего разрешения от правообладателя, или по истечении периода правовой охраны произведения.

Стоит заметить, что во многих странах существует свой подход к авторским правам. Так, например, в некоторых государствах срок действия авторских прав заканчивается спустя 70 лет после ухода правообладателя из жизни. В некоторых – 50. В такой ситуации для получения права на использование музыкальной композиции нужно обращаться за разрешением к наследникам автора.

Встречаются и случаи передачи/продажи авторских прав другому лицу. Для этого процесса составляется договор отчуждения авторских прав.

По истечении заявленного срока песня причисляется к общественному достоянию, то есть появляется возможность ее свободного использования любым лицом без ограничений.

Важно отметить, что сроки перехода произведений в общественное достояние в разных странах могут отличаться.

Например, в России произведение может числиться в списке общественного достояния, а, к примеру, во Франции на него будет действовать авторское право.

Привлечение таких песен в свое творчество очень выгодно и для исполнителей и для заказчиков: во-первых, потому что не нужно платить денежную компенсацию за использование авторских прав (роялти); а во-вторых, исполнители автоматически приобретают авторские права на созданный ими кавер, а у заказчика торжества гарантированно нет проблем с правообладателями.

Существует и практика использования авторских сочинений с привлечением лицензии creative commons, которая дает возможность авторам максимально упростить процесс предоставления разрешения на использование их композиций по всему миру. Но с определенными условиями.

Все другие случаи подразумевают обязательное обращение к законному правообладателю. Как показывает статистика, зачастую сложно определить, кто именно является владельцем авторских прав.

Именно поэтому функцию сбора роялти берут на себя специализированные организации, занимающиеся вопросами авторских прав, а хлопоты по урегулированию авторских прав — пряма забота менеджмента выступающих артистов.

Кавер-группа сквозь призму авторского права

В.Х.:При прослушивании кавер-версии не трудно выявить степень переосмысления исполнителем авторского сочинения: или это композиция, ощутимо отличающаяся от оригинала, или практически полное его повторение. Но при этом произведение будет узнаваемо, потому что его «ядро» составляет одна мелодия.

Именно по этой причине кавер-версия с точки зрения авторского права не является автономным произведением. Однако существует несколько любопытных моментов.

Если в авторской композиции изменениям подверглись ритмическая или гармоническая сторона, сделана оригинальная аранжировка, то оно будет считаться творческой переработкой (музыкальной транскрипцией), не затрагивающей авторские права.

В этой ситуации музыкант, сделавший транскрипцию, приобретает авторские права на данную кавер-версию. Опять таки, приобретение законно если изначально дано разрешение от правообладателя.

В случае с переработкой песни возникает более сложная ситуация. Эта музыкальная композиция объединяет в себе две составляющие: музыку и поэтический текст.

Здесь стоит говорить уже об авторских правах как на слова, так и на музыку. Возможен и вариант, когда текст принадлежит нескольким авторам.

Для законного создания кавер-версии в этом случае нужно иметь разрешение от всех владельцев авторских прав.

Иногда случается и так, что каверы не создают новую интерпретацию. Кто-то предпочитает перепеть всем известную композицию по-своему, а кто-то исполняет ее практически один в один. В последнем случае кавер-версия может отличаться от оригинала незначительным варьированием инструментальной партии. В этом случае можно говорить только о смежных правах на исполнение.

Собираясь на гастроли в другой город, и уж тем более, в другую страну, менеджеру кавер-группы нужно очень ответственно подойти к вопросам оформления лицензионных договоров, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Во-первых, не в каждой стране в действующем законодательстве можно найти расшифровку определения «кавер-версия».

Например, в законодательстве Украины нет такого понятия. Когда Вы заказываете кавер-группу, в договоре уделите внимание терминологии, расшифруйте как можно шире это понятие, а также найдите подробные указание, каким образом они используют авторское сочинение.

Во-вторых, серьезные и ответственные организаторы мероприятий предпочитают сотрудничать с артистами, которые позаботились о «чистоте» в использовании авторских прав.

Какие могут быть неприятные последствия при несоблюдении кавер-группой авторских прав?

В.Х.:Проблемы с лицензионным урегулированием очень больно бьют по карману. Штрафы за всего один прозвучащий незаконно хит могут достигать шести, а то и семизначных цифр.

Для заказчика есть и еще один неприятный момент. Правоприменительная практика в России и СНГ такова, что ответственность за нарушение лицензий чаще несет не исполнитель, а заказчик.

Это не совсем верно с точки зрения здравого смысла, но это так.

Кавер-версия и авторское право — не тот вопрос, которым можно пренебречь. «Забывчивость» может очень больно ударить по карману и репутации

Объясню на понятном языке. Проведя масштабный корпоратив для Вашей компании, Вы через какое-то время, вдруг с удивлением узнаёте, что компания-правообладатель выдвинула иск за незаконное исполнения песен, права на которые принадлежат ей.

Артисты, которых Вы наняли, просто не имели права исполнять их, и на Вашем мероприятии произошло то, что юридически называется «публичное исполнение без соответствующего разрешения».

Итог — в Вашем почтовом ящике – неприятное письмо, а на пороге кабинета  – еще более неприятные люди с безвыразительными лицами. Это юристы истца.

зачастую ответственность за нарушение последних ложится на плечи организаторов мероприятий, а не на исполнителей

Причем здесь Вы? Все просто. Кавер-группа, которую Вы наняли, при первых признаках бури, попросту растворилась в воздухе: сайт выключен, а музыканты разошлись в разные стороны.

Напомню, что подобные иски могут быть предъявлены только юридическому лицу – коллективу (именно он указан в договоре), а отдельным музыкантам и администраторам ничего предъявить нельзя. Преследовать одно физлицо —  певца, гитариста, пианиста — с сомнительными шансами на успех никто не станет.

Слишком велики издержки. Гораздо проще «прижать» Вас – солидную крупную фирму, которая не броситься в бега. А значит, заплатит.

Де-юре, Вы – добросовестный приобретатель и ничего не должны, де-факто – платите за чужие грехи.

Не может быть, чтобы все было так плохо?

В.Х.: Я могу Вам сходу озвучить несколько названий компаний, которые попали в такие прецеденты: компания вынуждена была оплачивать лицензионные издержки благодаря недобросовестной кавер-группе, которая исполнила на их мероприятии произведения, на которые она не имела прав.

По букве закона, Вы — добросовестный приобретатель, и не несете никакой отвественности за действия третьих лиц. На деле — отдуваетесь за юридическую нечистоплотность нанятой кавер-группы

Еще раз повторю, кавер-группа и авторское право — не тот вопрос, которым можно пренебрегать. Если Вас уверяют, что «никто не узнает», знайте, что Вас осознанно обманывают.

У правообладателей масса способов получить информацию о нарушениях их прав.

Я знаю пример, когда против компании был выдвинут иск после того, как один из сотрудников просто выложил в сети видео со своего смартфона с прошедшего праздника.

Можно забаррикадировать двери и отнять у всех сотрудников сотовые телефоны. А можно просто нанять профессионалов, которые соблюдают все нормы законности.

Как с юридическими правами обстоят дела на рынке? Многие ли кавер-группы работают «по-белому»?

В.Х.: К сожалению, нет. Большинство кавер-групп, которые Вы найдете в интернете, это «однодневки», и никаких лицензий на исполняемые песни они не имеют. Они просто лукавят с заказчиком. Красивые сайты и много слов — всего лишь вывеска

Не может быть. Они существуют долго, по нескольку лет

В.Х.: Вы, наверное, хотите сказать, их названия существуют несколько лет. Названия есть, под ними – бесконечная чехарда менеджеров, продюсеров и составов. При первых проблемах – все в рассыпную.

Даже если они и вправду выступают по 5-7 лет вместе, это никак не гарантирует юридической чистоты проекта. Рецепт простой: требуйте документы! Запросите подтвержденную лицензионную документацию – и увидите, как они исчезнут с Ваших радаров.

Требуйте документы, подтверждающие права на исполнение кавера! Документы — это лакмусовая бумажка

А на GiveMeMusic все в порядке с лицензиями?

В.Х.: Что за вопрос! С самого создания компании GiveMeMusic в основы заложено железное правило: только законная деятельность и неукоснительное соблюдение авторского законодательства.

Кто-нибудь еще работает «по-белому»?

В.Х.: Мы на рынке 6 лет, и я могу назвать еще, наверное, 2-3 коллектива, помимо наших, которые работают прозрачно и с соблюдением всех законодательных норм. Притом, что это – отдельные коллективы. Продакшен-агенство, которое само создает и промотирует свое кавер-группы без посредников – это только мы.

Резюмируем:

Кавер-версия и авторское право — вопрос тонкий. Если Вы решили ангажировать кавер-группу, то этой группе необходимо:

  • выявить законного правообладателя, если таковой имеется, получить его разрешение на свободное использование музыкальной композиции;
  • составить лицензионный договор и зафиксировать в нем данное разрешение;
  • Вам — тщательно проверить все условия договора. Подробно расписать трактовку термина «кавер-версия» и способы использования вами оригинала;
  • обязательно требуйте подтверждения прав на исполнение!
  • если информация об урегулировании отношений нанимаемых артистов с правообладателями Вам недоступна, не стоит надеяться на безнаказанное использование материала. Проконсультируйтесь по этому вопросу у юриста или в организации коллективного управления авторскими правами, но лучше всего не сотрудничать с коллективами, которые темнят с законом.

Имейте в виду, что

  • действие лицензии может ограничиваться исключительно территорией страны, и если кавер-группа имеет лицензию на исполнения кавера в Украине, это еще не значит, что она имет права на кавер в России;
  • у того, кто с согласия автора создает кавер, появляются авторские права на кавер. Впоследствии автор никак не может повлиять на сценическую судьбу кавер-версии и запретить ее использование.

Все права защищены. Любые перепечатки только с разрешения авторов и с указанием активной ссылки

Источник: http://givememusic.ru/kaver-versija-s-tochki-zreniya-avtorskogo-prava

О кавер версиях песен с точки зрения авторского права. статья анны успенской для веб-журнала о праве eli5

Каверы авторское право

ELI5 (explain I'm five)* – новый веб-журнал о праве опубликовал статью юриста ЮФ Гелон Анны Успенской о кавер-версиях с точки зрения авторского права. 

О кавер-версиях песен с точки зрения авторского права

Кавер-версия или просто кавер (от англ. “cover version”) – это исполнение либо запись (иногда в оригинальной переработке) ранее обнародованной музыкальной композиции кем-то иным, чем оригинальный исполнитель (автор). Если говорить проще, это «перепевка» известной песни другим исполнителем.

Использование кавер-версий выгодно, поскольку исполнитель получает в свои руки 100% хит, проверенный временем и полюбившийся публике. Иногда незначительная переработка композиции дает «второе дыхание» песне. Случается, также, что переработка становится популярнее оригинала, принося своим исполнителям мировую известность.

В это сложно поверить, но такие мировые хиты как «I will always love you» в исполнении Уитни Хъюстон, рок-н-рольная «Blue Suede Shoes» в исполнении Элвиса Прэсли, “Twist and Shout” в исполнении The Beatles, «Nothing Compares to You» в исполнении Шинед О`Коннор, “Cometogether” в исполнении Aerosmith (этот список можно продолжать) – ни что иное как каверы ранее исполненных хитов.

В Украине в последнее время начался настоящий бум на кавер-группы и исполнение каверов. Рынок нестабилен, участились отмены концертов зарубежными звездами – по неофициальным данным только за половину 2014 года было отменено более 500 культурных мероприятий. В таких условиях местные артисты, исполняющие, к тому же, любимые песни, популярны у зрителя как никогда.

Source: imcreator.com “Getting ready for a show” by Ryan McGuire. 

Creative commons license (Free for commercial use, attribution to the creator is required).

Законно ли использовать чужую песню?

Бытует мнение, что, если перед исполнением песни указать имя автора и/или исполнителя, а также ее название, авторские права не будут нарушены. На самом деле, использование песни возможно только в случае получения разрешения от правообладателя либо тогда, когда закончился срок правовой охраны произведения.

Напомним, что в Украине авторские права на песню действуют на протяжении жизни автора, а также 70 лет после его смерти. Соответственно, чтобы получить права на использование песни, автор которой умер, необходимо получить разрешение у наследников автора. Бывают также случаи, когда права на песню были переданы (проданы) автором при жизни по договору отчуждения авторских прав.

По окончанию указанного срока песня становится «общественным достоянием» (публичной собственностью) и может быть свободно использована любым лицом. Песни, перешедшие в разряд общественного достояния можно назвать настоящей находкой для кавер-исполнителей, поскольку у них возникают авторские права на кавер, и при этом нет необходимости платить роялти.

Другим исключением может служить использование песен по лицензии creative commons – лицензии, разработанные одноименной неприбыльной организацией, которые позволяют авторам в упрощенном порядке предоставлять разрешения на свободное использование своего творчества на территории всего мира на определенных условиях.

Следует добавить, что указанное «исключение» для Украины достаточно условно, так как нашим законодательством установлены требования к форме лицензионного договора – он должен быть оформлен письменно. С другой стороны, маловероятно ожидать претензию от автора, распространяющего произведения в сети интернет по лицензии creative commons.

Во всех иных случаях, необходимо обращаться за разрешением к правообладателю. На практике бывает сложно определить лицо, которому принадлежат имущественные авторские права. Поэтому сбором отчислений (роялти) за использование песен занимаются также отдельные организации – коллективные организации управления авторскими правами. Можно обратиться в одну из таких организаций для «очистки прав».

Чем же является кавер-версия с точки зрения авторского права?

Кавер может на слух отличаться от оригинала либо полностью его повторять. Но и в том, и в другом случае в основе остается одна и та же мелодия. Именно поэтому, с точки зрения авторского права кавер-версию нельзя назвать самостоятельным произведением.

Если был изменен ритм и/или гармония мелодии либо произведена аранжировка (оркестровка) музыкального произведения – речь идет о производном произведении. Согласно определениям Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», производное произведение – это произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без нанесения вреда его охране.

Важно отметить, что у лица, осуществившего переработку песни, возникают авторские права на переработанную песню (кавер). Но это законно только лишь в том случае, если перед переработкой песни было получено соответствующее разрешения у автора (правообладателя).

Песня – это музыкальное произведение, состоящее из музыки и слов. Авторские права возникают отдельно и на музыку, и на слова. К тому же, и у музыки, и у слов могут быть разные авторы или даже несколько авторов. Для легального использования песни, в том числе для создания на ее основе кавер-версии, необходимо получить разрешения от каждого лица, которому принадлежат авторские права.

Иная сложность заключается в том, что в каверы не всегда привносится что-либо новое. Без оригинальной переработки у кавер-артиста возникают только смежные права на исполнение.

Действующим законодательством Украины не предусмотрено определение понятия «кавер-версия», поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к подготовке лицензионных договоров. В лицензионном договоре рекомендуется четко указывать, что подразумевается под кавер-версией, способы использования оригинального произведения и границы такого использования.

Плюсы от лицензионного использования оригинала песни однозначны как для автора, так и для кавер-исполнителя. Например, Долли Партон – автор песни «I Will Always Love You» еще в 1992 году заработала на авторских отчислениях от исполнения песни Уитни Хьюстон не менее шести миллионов долларов.

В то же время, организаторы трибъют концертов (концерты, в которых используются исключительно кавер-версии) охотнее будут сотрудничать с артистами, которые побеспокоились об «очистке» авторских прав. Нередко правообладатели предъявляют претензии не к кавер-группам, а непосредственно к организаторам выступлений.

О кавер-версиях на You Tube

Большую популярность имеет создание видео с исполнением каверов с последующим их размещением на You Tube. Некоторые пользователи услуг этого сервиса считают, что поскольку администраторы не удаляют их контент, такое размещение легально. Другие стремятся разместить ссылки на автора либо правообладателя, тем самым якобы снимая с себя ответственность.

Безусловно, You Tube не может физически отследить все правонарушения, но с каждым годом это все активнее делают правообладатели. Выявив нарушение, правообладатель может либо «монетизировать» Ваш ролик по отдельному соглашению с You Tube, либо же потребовать удаление контента, размещенного с нарушением авторских прав.

С точки зрения пользования сервисом You Tube, жалоба правообладателя грозит нарушителю удалением аккаунта. Но этим ответственность за нарушение авторских прав не ограничивается, так как не исключена возможность предъявление иска к правонарушителю в судебном порядке. Особенно если ролик успешен коммерчески.

Не стоит наивно полагать, что компания You Tube будет привлечена соответчиком по делу. В условиях использования сервиса прописаны правила, в соответствии с которыми каждый пользователь несет персональную ответственность за размещенный контент и гарантирует You Tube наличие прав на его размещение.

О механической лицензии и распространенных заблуждениях размещения роликов на You Tube

В следствии развитой музыкальной индустрии в США, кавер-исполнители нередко выбирают для создания каверов популярные песни артистов из этой страны. При этом, продвинутые пользователи стараются найти максимально легкий и дешевый способ получить лицензию.

Одной из таких возможностей является получение так называемой «механической лицензии» (mechanical license), которые достаточно распространены в США. Получить их можно онлайн на сайтах специализированных компаний, например, Harry Fox Agency.

Механическая лицензия позволяет воспроизводить и распространять защищенные авторским правом музыкальные композиции (песни) на компакт-дисках, пластинках, кассетах, в качестве рингтонов, делать их доступными для скачивания в цифровом формате и прослушивания онлайн на специальных сервисах (iTunes, и т.д.). Подходит механическая лицензия и для создания и распространения записи кавер-версии, если основная мелодия и текст оригинального произведения существенно не изменяется.

Плата за получение механической лицензии, как правило, небольшая и может зависеть от предполагаемого количества загрузок кавера, длины выбранной песни, вида сервиса, где планируется размещение кавера и прочих подобных условий.

Тем не менее, не смотря на всю привлекательность данного типа лицензии, пользователи You Tube нередко заблуждаются относительно полных условий использования, передаваемых по механической лицензии.

К примеру, получив лицензию, важно разобраться на какую территорию распространяется ее действие. Игнорирование этого правила является типичной ошибкой лицензиата, получившего механическую лицензию. Механические лицензии могут быть предоставлены только на песни, которые были созданы и распространяются в США и только на использование таких песен на территории США.

Это означает, что нерезидент США может использовать приобретенную механическую лицензию только на территории США, включая продвижение на территории США через сеть Интернет. При этом, не имеет значения где физически находится компьютер либо сервер передачи цифровых данных лицензиата.

В правилах использования You Tube указано, что стороной, которая предоставляет услуги на данном сервисе является LLC You Tube. Согласно правилам, LLC You Tube зарегистрирована и ведет основную деятельность в штате Калифорния, США. You Tube работает по правилам материального права штата Калифорнии без учета его положений коллизионного права.

Именно поэтому, в сети Интернет можно найти информацию о том, что механическая лицензия идеально подходит для размещения видео с кавер версией на этом сервисе. И это второе популярное заблуждение, так как механическая лицензия не предоставляет лицензиату права на создание видеоряда с использованием песни, на которую получены права.

По американскому законодательству, для создания видеоролика, у пользователя должно быть 2 лицензии – механическая лицензия, а также лицензия на синхронизацию (synchronization license), которая предоставляет право использовать песню при создании таких аудиовизуальных произведений, как видеоролики, фильмы, телевизионные передачи, контент для вебсайта, а также в компьютерных и прочих играх.

И, безусловно, третьим распространенным заблуждением можно считать убеждение пользователя о возможности использовать песню американского артиста для последующего создания и распространения кавера на территории Украины либо иных стран без соответствующего разрешения.

Вместо выводов

Если Вы хотите создать и использовать кавер-версию:

– получите разрешение у автора(ов) либо правообладателя(ей), если Ваш случай не предусматривает возможность свободного использования произведения;

– закрепите разрешение в лицензионном договоре;

– внимательно проверьте существенные условия договора, обращайте особое внимание на определение понятия «кавер-версия», а также детальное описание способов использования произведения.

–  если Вы не можете найти правообладателя, это не дает Вам автоматическое право использовать произведение. В таком случае, обратитесь за консультацией к специалисту либо в организацию коллективного управления авторскими правами.

Помните:

– лицензия, выданная в одной стране, может не распространяться на другую страну;

– если вы автор и дали разрешение на создание и использование кавер-версии, вы, вероятнее всего, в последующем не сможете запретить использование его использование, так как у автора кавер-версии возникают авторские права на кавер. 

Специально для ELI5 

юрист, специалист по защите прав

интеллектуальной собственности

Успенская Анна

 юридическая фирма «Гелон» 

gelon.com.ua

*ELI5 – веб-журнал о праве с особенной концепцией. Девиз журнала – explain I'm five (years old) говорит сам за себя. Журналисты и эксперты веб-проекта стремятся максимально просто писать о сложных правовых категориях. Подобный подход позволяет приоткрыть мир юриспруденции каждому, кому это инетерсно. Больше о проекте здесь: http://elifive.info/

Источник: http://www.gelon.com.ua/index.php?id=238

Прав-помощь
Добавить комментарий