Кто несет ответственность за товар, утерянный транспортной компанией?

Повреждение или потеря груза транспортной компанией: как компенсировать ущерб?

Кто несет ответственность за товар, утерянный транспортной компанией?

Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей.

Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций.

Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде.

В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.

Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.

Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком

При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов.

Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора.

В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.

Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК.

В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.

Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.

Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции.

Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.

Ответственность грузоперевозчика

Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам.

Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами.

Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.

Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:

  1. Если ТК потеряла груз в полном или частичном объёме, исполнитель должен компенсировать потребителю стоимость утраченного товара, согласно прописанной в документах суммы.
  2. Если компания повредила товар в процессе транспортировки, сумма компенсации может варьироваться в зависимости от условия, поддаётся возобновлению груз или его восстановить невозможно. В первом случае суд может обязать исполнителя выплатить разницу, на которую понизилась ценность товара, во второй ситуации, когда товар не подлежит восстановлению, компенсируется стоимость в полном объёме.
  3. Компенсации подлежит стоимость затрат потребителя за оплату услуг компании по перевозке груза.

Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.

Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза

Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения.

Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица.

При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.

Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза.

Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.

Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации

Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю.

При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.

Когда грузоперевозчик не несёт ответственности

Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент.

Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента.

В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче.

Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи.

Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз.

Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины.

Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.

Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена.

Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия.

Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность.

В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию.

Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия.

 Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Как вернуть деньги за потерянный груз через суд

На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок.

Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме.

Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.

Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.

Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:

  1. Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
  2. Сопроводительные документы на груз.
  3. Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
  4. Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.

В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда.

Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора.

По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.

Подведём итоги

Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты.

 Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам.

Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.

Источник: https://econom-trans.ru/useful/transportnaya-kompaniya-isportila-poteryala-gruz.html

Ответственность транспортной компании за груз

Кто несет ответственность за товар, утерянный транспортной компанией?

Даже если вы грамотно выбрали транспортную компанию, от несчастных случаев никто не застрахован. В процессе перевозки груз может получить повреждения, а серьезное ДТП может его вообще уничтожить.

В большинстве случаев перевозчик несет полную ответственность за целостность и сохранность груза. Впрочем, возможны спорные ситуации, и если дело доходит до суда, разбирательства могут закончиться не в пользу заказчика.

В этой статье мы рассмотрим, какова ответственность транспортной компании за груз и как поступать в спорных случаях.

Законодательство

Основной документ, в котором заказчик и перевозчик оговаривают зоны ответственности, – договор перевозки. Взаимоотношения между сторонами регулируются в Гражданском кодексе РФ – точнее, в главе 40 («Перевозка»).

Стоит отметить: как нередко случается в российском законодательстве, ГК дает лишь очень общее представление об ответственности транспортной компании за груз. Положения кодекса применяются ко всем перевозкам, в том числе пассажирским.

Согласно кодексу, перевозчик принимает ответственность за сохранность после того, как фактически получил груз от заказчика. Ответственность транспортной компании за груз распространяется на весь период перевозки – то есть до момента, когда грузополучатель принимает товар.

Еще один важный момент: презумпция невиновности в спорах между поставщиками и перевозчиками не работает. Напротив, чтобы избавиться от ответственности за груз, транспортная компания должна доказать, что груз получил повреждения или прибыл заказчику не полностью в силу обстоятельств, которые она не могла предусмотреть и предотвратить.

Когда транспортная компания не несет ответственность за груз?

Есть несколько причин, по которым ответственность компании за груз снимается. Чаще всего это:

  • обстоятельства, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя;
  • недостатки или повреждения упаковки или тары, которые участники перевозки не заметили при первичном осмотре груза;
  • особенности груза, не указанные в договоре перевозки;
  • ошибки в оформлении документов, некорректно возлагающие ответственность на транспортную компанию.

Для разных видов транспорта существуют собственные исключения. Так, согласно статье 95 Устава железнодорожного транспорта РФ, при транспортировке поездом перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз получил повреждения из-за его особых естественных свойств;
  • влажность груза превышает норму.

Кроме того, в статье 118 УЖТ РФ говорится, что перевозчик освобождается от ответственности, если:

  • груз прибыл в исправном опломбированном вагоне или контейнере без перегрузок в пути;
  • груз получил повреждения в силу естественных причин при перевозке в открытом подвижном составе;
  • представитель отправителя (или получателя) сопровождал груз.

Для морских перевозок в статье 166 Кодекса торгового мореплавания РФ указан целый ряд причин. В частности, это:

  • стихийные бедствия и непредвиденные ситуации (например, если судно село на мель, не обозначенную в лоции);
  • спасение людей и имущества;
  • пожар, возникший не по вине перевозчика;
  • действия властей (арест, карантин и так далее);
  • военные действия, забастовки и народные волнения;
  • недостаточность или неясность марок;
  • навигационная ошибка экипажа судна (статья 167 КТМ РФ).

Стоит отметить, что для освобождения от ответственности перевозчику недостаточно просто сослаться на одно из вышеперечисленных обстоятельств. Повторимся: транспортная компания должна доказать, что груз не удалось доставить в целости и сохранности именно по причине, которая снимает с нее ответственность.

Освобождается ли перевозчик от ответственности в результате ДТП?

Ответственность сторон при автомобильных перевозках – отдельный вопрос. Чаще всего спорные ситуации между грузоотправителем и перевозчиком возникают, если водитель попал в ДТП по вине третьего лица.

В судебной практики есть и случаи, когда транпортная компания несла ответственность за груз после аварии, и обратные. Обычно арбитражный суд не считает ДТП, произошедшие не из-за перевозчика, обстоятельством непреодолимой силы.

Чтобы снять ответственность с транспортной компании за груз, нужно не только доказать виновность третьего лица, но и подтвердить, что водитель соблюдал ПДД и действовал с максимальной осмотрительностью, но не смог предотвратить ДТП.

В любом случае, чтобы обезопасить себя от рисков, связанных с автомобильными перевозками, рекомендуется страховать грузы. Кроме того, суды признают страхование одной из мер предотвращения ДТП и их последствий.

Составляя договор перевозки, важно четко разграничить ответственность за груз между транспортной компанией, отправителем и получателем. Нельзя допустить, чтобы в перевозки были «прогалы» – периоды, когда за груз никто не отвечает.

Чаще всего границы ответственности транспортной компании за груз регламентируются так:

  • моментом приёмки груза к перевозке считается подписание первого торгово-сопроводительного документа;
  • ответственность за груз переходит от транспортной компании к грузополучателю, как только водитель получил документ с отметкой о приемке.

Помимо этого важно уточнить, вид ответсвенности за груз:

  • попалетная;
  • покоробочная;
  • поштучная;
  • артикульно-покоробочная (когда помимо количества коробов грузополучатель сверяет артикулы).

К примеру, если водителю выдали 8 палет товара, он обязан передать эти 8 палет грузополучателю. Если на этих палетах оказалось меньше товара, чем ожидал грузополучатель (но упаковка груза при этом не нарушена), транспортная компания за это ответственности не несет.

Если водитель заметил недостачу или брак при приемке к грузоперевозке (до того, как транспортная компания приняла ответственность за груз), ситуацию лучше исправить на месте: привести предъявляемое к перевозке количество груза в соответствие с документами или заменить поврежденный товар. Если это невозможно, нужно составить акт о приемке груза с пометкой о том, что водитель принял заведомо неправильный объем груза или заведомо бракованный товар.

В точке выгрузки нужно убедиться, что грузополучатель корректно оформил торгово-сопроводительные документы. Если он обнаружил недостачу, брак или повреждение груза, необходимо составить акт по форме ТОРГ-2 до того, как водитель получил документы о приемке груза грузополучателем. Иначе заказчик перевозки не сможет выставить транспортной компании претензию.

Практика

Рассмотрим несколько ситуаций, в которых между грузополучателем и перевозчиком может возникнуть спор.

Ситуация первая: водитель привез груз в целости и сохранности с исправной пломбой. На выгрузке грузополучатель потерял одну из коробок. Водитель эту ситуацию не проконтролировал. В итоге ответственность за груз несет транспортная компания, так как водитель не еще не подписал документы о приемке (если зоны ответственности корректно прописаны в договоре перевозки).

Ситуация вторая: во время выгрузки грузополучатель обнаружил недостачу. Однако водитель уже получил документы и уехал. Акт по форме ТОРГ-2 пришлось составлять без его участия.

Доказать ответственность транспортной компании за груз будет практически невозможно, так как грузополучатель заметил недостачу слишком поздно.

Чтобы обезопасить себя от претензий, которые вы потом не сможете выставить на транспортную компанию, укажите в договоре с грузополучателем, что компания-заказчик не принимает претензии, если документы на груз составлены неправильно (то есть в акте нет подписи водителя, а на экземплярах водителя нет отметки о составлении акта).

Как транспортная компания возмещает ущерб?

Согласно ГК РФ, существует три варианта компенсации ущерба:

  • если груз прибыл не полностью, перевозчик компенсирует стоимость утерянных единиц;
  • если груз получил небольшие повреждения, транспортная компания возмещает сумму, на которая понизилась его стоимость;
  • если у груза есть объявленная стоимость, перевозчик компенсирует ее долю, которая соответствует утерянной или поврежденной доле груза, – или объявленную стоимость полностью, если груз утерян полностью или получил повреждения, после которых его невозможно восстановить.

Поэтому при составлении иска к транспортной компании нужно обозначить соответствующие цифры в соответствии с договором перевозки.

Чтобы отслеживать груз на каждом этапе транспортировки, компании-производителю нужна качественная система управления перевозками. TMS Artlogic удобна тем, что данные о грузе хранятся в облаке, поэтому все участники цепочки поставок могут оперативно реагировать на экстренные ситуации, минимизируя последствия.

Источник: https://www.artlogics.ru/blog/otvetstvennost-transportnoj-kompanii-za-gruz/

Причины и методы решения утраты груза

Кто несет ответственность за товар, утерянный транспортной компанией?

Практически все участники бизнеса работают с транспортными компаниями, которые обязуются доставить груз в место назначения без повреждений и потерь.

Однако во время перевозки по разным причинам груз может быть утерян или сильно поврежден. Это приводит к убыткам, которые терпит, как грузоотправитель, так и перевозчик.

Когда такая ситуация возникла, необходимо знать, как юридически правильно действовать при различных обстоятельствах.

Причины полной или частичной утраты груза

Риски грузоперевозчика довольно велики, ведь в процессе транспортировки груз может потеряться по многим причинам. Ими бывают:

  • дорожно-транспортное происшествие;
  • пожар или стихийное бедствие;
  • хищение товара;
  • не отлаженная процедура хранения, перевозки и передачи груза;
  • халатное отношение персонала, приводящее к отправке груза не по назначению или ошибочной его выдаче без возможности возврата;
  • другие непредвиденные обстоятельства.

Какой бы ни была причина — груз не доходит к получателю вовсе или доходит в ненадлежащем виде.

Когда и кто несет ответственность за потерянный груз

Ответственность за потерю груза несет перевозчик и все претензии должны направляться ему.

Мера ответственности четко определена международными конвенциями, положениями национального транспортного законодательства и договором, заключенным между грузоотправителем и транспортировщиком.

Для железнодорожного и автомобильного транспорта действую еще и свои уставы, в которых устанавливаются виды ответственности, вплоть до штрафных санкций. Однако есть случаи, когда осуществляющая перевозку груза компания освобождается от возмещения понесенных убытков.

Согласно существующему законодательству, перевозчик освобождается от ответственности, если не доказана его вина. К таким основаниям можно отнести форс-мажорные причины, нарушения, произошедшие при погрузке или разгрузке, другие обстоятельства, предотвратить или избегнуть которые грузоперевозчику не удалось.

На основании ГК РФ можно утверждать, что каждый случай индивидуален и единой практики вынесение судебных решений нет. Например, перевозчику не удается избежать ответственности, если даже не он был виновником ДТП.

Если груз был похищен третьим лицом, следует также доказать, что предотвратить кражу было невозможно. Не снимается ответственность с перевозчика и в том случае, если транспортное средство, на котором осуществлялись перевозки, имело дефекты.

Поэтому компании необходимо самой доказать и обосновывать, что перевозимые ею материальные ценности были утеряны при независящих от нее обстоятельствах.

Что делать, если транспортная компания потеряла груз

Взыскать ущерб, который понес отправитель груза, можно только при юридически правильном составлении всех документов. Сразу же после выяснения факта утери необходимо составить акт.

При составлении такого документа присутствует грузополучатель и представитель транспортной компании. Бывает, что грузоперевозчик не считает себя виновным в утере материальных ценностей и отказывается подписать документ.

Поэтому грузополучатель оформляет акт в одностороннем порядке и извещает об этом участвующую в конфликте транспортную компанию.

Можно также решить конфликт сторон мирным путем, предъявив утратившему груз перевозчику претензию. В ней грузополучатель может потребовать предоставить ему такой же товар или возместить его стоимость. Если утеря груза привела еще и к дополнительному материальному ущербу, можно указать это в документе.

Когда урегулировать спор мирным путем не удается, следует обратиться в суд по месту расположения перевозчика. В исковом заявлении указываются обстоятельства, при каких материальные ценности были утеряны, и ссылаются на акт, подтверждающий утрату груза. Также указывается обоснованная величина нанесенного ущерба.

К судебному иску необходимо приложить:

  • копии договора, заключенного с перевозчиком;
  • сопровождающие перевозимый груз документы;
  • вовремя составленный акт, где зафиксирован случай потери  имущества;
  • копию предъявленной грузоперевозчику претензии и полученный на нее ответ;
  • предварительный расчет нанесенного ущерба

Чтобы решение суда было правильным и полностью удовлетворяло обе стороны, желательно заранее узнать о своих правах у юриста. В ходе консультации юрист не только изучит представленные документы, но и подскажет, как правильно клиенту действовать.

Как обезопасить (перестраховать) себя от утраты груза

Наилучшим способом минимизировать или свести к нулю возможные риски, а значит, и избежать конфликтов — это заранее позаботиться о страховании перевозимого груза.

Оно позволит защитить имущественные интересы лиц, если наступили определенные страховые случаи.

Условия страхования грузов оговорены в существующих международных стандартах, а величина выплаченной суммы страховки обычно устанавливается в размере 110% стоимости утраченного товара.

Величина страховки будет зависеть от следующих факторов:

  • действительной стоимости перевозимого товара;
  • вида транспорта, участвующего при перевозке;
  • расстояния, на которое перевозка осуществляется;
  • перечня подходящих страховых рисков.

Грузовладелец должен тщательно изучить перечень случаев, подходящих к страхованию. А так как от них будет зависеть стоимость полиса, то стоит выбрать только те, что действительно необходимы.

Стоит ознакомиться и с рядом исключений, которые также указываются в страховке.

Кроме форс-мажорных обстоятельств в полисе отдельно оговариваются и специальные случаи, например, военные действия в зоне движения транспорта.

Выбор подходящей страховой компании всегда остается за клиентом. Но удобнее сотрудничать с теми, которые уже были проверены на практике или географически расположены ближе к дому. Главное быть уверенным, что при возникновении имущественного конфликта вас действительно защитят.

Источник: https://www.wtransports.com/2017/07/09/prichiny-i-metody-resheniya-utraty-gruza/

Ответственность экспедитора за груз: без вины виновен

Кто несет ответственность за товар, утерянный транспортной компанией?

Грузоотправитель, доверяя имущество транспортной компании, рассчитывает на ее профессионализм и способность обеспечить сохранность груза.

Законодательство предусматривает юридическую ответственность перевозчика, который допустил утерю, повреждение, порчу груза в процессе перевозки. Правда, при условии  наличия вины перевозчика.

Последний фактор клиент чаще всего игнорирует и считает, что за утерю или порчу его имущества, в любом случае, должна заплатить транспортная компания – перевозчик или даже экспедитор.

Нет вины – нет ответственности

Статьей 924 ГК Украины и ст.314 ХК Украины определены правовые основания ответственности перевозчика за груз:

«Перевозчик несет ответственность за сохранность груза, багажа, почты с момента принятия их к перевозке и до выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза, багажа, почты произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело».

Аналогичные правовые нормы, в части автомобильных перевозок, относительно ответственности за утрату груза или его повреждение, оснований освобождения от ответственности предусмотрены Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки грузов (КДПГ).

Лицом, на которое возлагается ответственность, является перевозчик.

При этом договор перевозки подтверждается составлением грузовой накладной, которая является первичным доказательством заключения договора перевозки, условий этого договора и принятия груза перевозчиком (статьи 4, 9 КДПГ). 

Вина перевозчика, в случае необеспечения сохранности груза, презюмируется. Именно перевозчик должен доказать наличие обстоятельств, исключающих его вину, а не наоборот (см., например, постановление ВСУ от 23.03.2016 года №6-2086цс15).

Ответственность экспедитора: законы рынка

Таким образом, законом определен субъект, на которого возлагается обязанность по обеспечению сохранности груза на пути следования транспортного средства, и который несет юридическую ответственность.

Таким субъектом является перевозчик, который принял груз к перевозке, так как именно он может контролировать технологические и другие параметры, от которых зависит целостность имущества в транспортном средстве, отсутствие возможности несанкционированного доступа к грузу третьих лиц и т.д.   

Заказчики услуг перевозки часто находят транспорт через экспедитора, который на рынке фактически выполняет функцию посредника и нередко ограничивается только поиском и привлечением перевозчика для доставки груза своего клиента.

«Кто платит, тот и заказываем музыку» – это правило действует и в сфере оказания транспортно-экспедиторских услуг. Зная, что повреждение или утеря груза – распространенное явление при его транспортировке, заказчики стараются юридически защитить себя.

И если единственный субъект, с которым заказчик взаимодействует по вопросу доставки грузов – это транспортно-экспедиторская компания, то с нее и спросят за любые происшествия с грузом.

Подчеркиваем, за любые! Клиентов не интересуют обстоятельства утери или повреждения имущества, наличие или отсутствие вины транспортной компании, ведь у них есть своего рода гарант – экспедитор.

Практически в любом договоре транспортного экспедирования вы найдете следующие условия:

– экспедитор несет ответственность за сохранность груза и обязуется возместить клиенту стоимость утраченного (поврежденного) груза;

– экспедитор несет ответственность за действия и недосмотр третьих лиц.

Суды – на стороне клиентов

В практике хозяйственных судов встречаются как решения о взыскании с экспедитора ущерба за груз, так и решения в пользу экспедиторов.

Решений первой категории по количеству намного больше. Причем в подавляющем большинстве из них судьи ссылаются на пункты договора клиента с экспедитором, которыми последний принял на себя ответственность за груз. Примеров таких судебных решений много, одно из них – постановление ВХСУ от 28.10.2015 г. №909/215/15.

Противоположная позиция, которая иногда фигурирует в судебных решениях, в своей основе содержит принцип ответственности при наличии состава правонарушения, а также разделение обязательств по организации перевозки грузов (обязанности экспедитора) и собственно перевозки (доставки).

В частности, суды в обоснование отказа во взыскании с экспедитора средств указывают, что для применения такой меры ответственности как взыскание убытков необходимо наличие всех элементов состава гражданского правонарушения: убытков, противоправного поведения, причинной связи между противоправным поведением и ущербом, а также вины.

В качестве примера судебного решения в пользу экспедитора приведем постановление ВХСУ от 11.06.2013 г. №48/644-31/269-16/263-2012.

Суды всех инстанций отказали истцу во взыскании средств с экспедитора на том основании, что убытки от уничтожения груза возникли из правоотношений перевозки груза, а не из отношений транспортного экспедирования, а заключенный сторонами договор не предусматривал возложение на ответчика функций перевозчика, доставки груза в пункт назначения и выдачи его получателю, а только организацию перевозки. Важной особенностью данного спора было то, что договор транспортного экспедирования не предусматривал ответственность экспедитора за сохранность груза.

Как экспедитору избежать ответственности за груз?

Экспедитору, который не хочет возмещать ущерб за утерянный или поврежденный перевозчиком груз, необходимо серьезно подойти к составлению договора с клиентом.

Во-первых, договор перевозки и договор транспортного экспедирования – разные виды договоров со своим предметом, объемом обязанностей и ответственностью.

В подавляющем большинстве случаев экспедиторы и их клиенты не отличают эти договоры, в результате чего их договор транспортного экспедирования  ничем, кроме названия, не отличается от договоров перевозки грузов.

Рекомендуем экспедиторам формулировать предмет договора и определять перечень своих обязанностей с учетом принципа свободы договора и положений статьи 929 ГК Украины. Во-вторых, рекомендуем экспедиторам при составлении договора прямо разграничивать свою ответственность и ответственность перевозчика или, как минимум, упускать в договоре этот вопрос.

О том, как заключить договор транспортного экспедирования – видеофрагмент семинара КЦПРБ для транспортных компаний.

Источник: https://news.dtkt.ua/ru/law/liability/38483

Транспортная компания потеряла груз: что делать

Кто несет ответственность за товар, утерянный транспортной компанией?

Деятельность грузоперевозчиков характеризуется большим количеством факторов риска, которые могут стать причиной существенных убытков как для транспортной компании, так и для ее клиента. С перевозимым имуществом в пути может произойти большое количество негативных ситуаций, наиболее опасной среди которых является его потеря.

Если потеряли груз в транспортной компании, то это, как правило, приводит к длительным и убыточным судебным разбирательствам.

Специфика таких дел обусловлена особенностями самой сферы грузоперевозок: транспортируемое имущество зачастую имеет высокую изначальную стоимость и объемы, поэтому сумма требуемой клиентом компенсации в определенных ситуациях способна обанкротить компанию-перевозчика.

Поэтому необходимо знать, какие действия предпринимать при потере груза, как определяется и выплачивается сумма компенсации, а также другие важные нюансы. Первое же, что необходимо предпринять транспортной компании, – обратиться к квалифицированным юристам, специализирующимся именно на транспортной отрасли российского Законодательства.

Как быть, если транспортная компания потеряла груз?

Утрата груза или его части в процессе перевозки наносит его отправителю, владельцу и получателю материальный ущерб, и они имеют законное право требовать его компенсацию. Для этого должны быть правильно и своевременно составлены определенные документы.

Прежде всего, это соответствующий акт, который оформляется сразу же, как только выявляется факт утраты перевозимого имущества. При этом должны присутствовать представители получателя груза и компании-перевозчика, которые визируют акт своими подписями после его составления.

Если представитель транспортной компании не согласен с предъявляемой претензией, то он имеет право не подписывать документ. Однако он приобретает юридическую силу и при наличии подписи только получателя.

Во многих случаях грузоперевозчику выгоднее урегулировать конфликт мирным путем. Это обусловлено спецификой всей транспортной отрасли:

  • судебные разбирательства способны нанести серьезный удар по репутации компании, что скажется на ее доходности;
  • закон в большинстве случаев встает на сторону клиента, поэтому выплаты компенсации при отсутствии особых обстоятельств и квалифицированной юридической помощи избежать практически невозможно;
  • расходы на судебный процесс дополнительно бьют по бюджету компании, кроме того, клиент, выигравший дело, имеет право требовать компенсации не только стоимости утраченного груза, но и судебных издержек.

При невозможности мирного решения грузополучатель имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.

Основными документами здесь будут описание обстоятельств утраты груза, акт, составленный при выявлении данного факта, а также аргументированное обоснование величины понесенного ущерба.

Для того, чтобы максимально защитить свои права в ходе судебного разбирательства, грузоперевозчику следует заблаговременно позаботиться о квалифицированной юридической защите.

Услуга Что получаете Цена
Консультация автоюриста За 30 минут своего времени вы получите подробную бесплатную консультацию, правовой анализ вашей ситуации, оценку рисков и перспективности вашего дела, разработанный алгоритм действий. Бесплатно
Транспортная компания потеряла груз: что делать Окажем профессиональную помощь участникам конфликта и поможем найти оптимальный путь выхода из сложившейся ситуации. от 10 000 рублей
Кража груза при перевозке Вы получите юридически грамотно составленную и оформленную претензию, которая может выступать доказательством факта кражи либо непричастности к ней представителей компании-перевозчика. от 5 000 рублей
Решение конфликтных ситуаций по перевозке грузов Мы проанализируем и составим договор, сформируем доказательную базу, составим претензию и иск, будем представлять Ваши интересы в суде. от 11 000 рублей
Перевозка опасных грузов Мы учтем нюансы законодательной базы и поможем выполнить доставку без хлопот, штрафов и уголовной ответственности. от 11 000 рублей

Юридические основы для решений споров

Процесс и особенности разрешения споров, когда транспортная компания потеряла груз, закреплены в различных законодательных актах. Основополагающее значение здесь имеет ст. 796 Гражданского кодекса России. В ней законодатель однозначно определяет, что ответственность за сохранность перевозимого груза несет перевозчик либо сотрудник отправителя, выполняющий задачи экспедитора.

Здесь же говорится, что исполнитель грузоперевозки обязан в полном размере компенсировать клиенту материальный ущерб, возникший в результате полной либо частичной утраты перевозимого имущества. Ответственность же экспедиторов, как показывает юридическая практика, может быть лишь частичной. Другими словами, с грузоперевозчика в любом случае будет взыскана компенсация.

Дополнительно обязанность возмещать клиенту понесенный в результате потери груза ущерб закреплена ст.223-224 ГК РФ. Их положения устанавливают полную ответственность исполнителя с момента передачи ему имущества и составления соответствующей документации до факта получения перевозимого груза получателем, что также фиксируется документально.

Таким образом, грузоперевозчик при потере либо повреждении доверенного ему груза попадает под действие презумпции виновности.

Это означает, что если отправитель, получатель или другое заинтересованное лицо направит в суд исковое заявление по поводу утраты перевозимого имущества, то транспортная компания по умолчанию признается виновной, если она не сможет собрать и предоставить неопровержимые доказательства непричастности и невиновности.

Основным документом, без которого возбуждение разбирательства невозможно, в данной ситуации является акт приемки груза отправителя транспортной компанией, завизированный подписями ее представителей.

Также в пользу перевозчика играет то, что сроки подачи исков по поводу утраты или порчи перевозимого имущества законодательно ограничены и индивидуально определяются для разных способов и условий транспортировки.

Какие документы регламентируют ответственность транспортной компании

Документальная база, регламентирующая ответственность перевозчика при утрате либо повреждении груза, зависит от различных условий, среди которых:

  • способ транспортировки;
  • география маршрута.

Основополагающее значение имеет Гражданский кодекс – его нормы распространяются на все виды транспортных услуг и имеют первостепенное значение. Основные положения, определяющие характер отношений перевозчиков и клиентов, зафиксированы в ст. 796-797 ГК РФ.

Для сферы автомобильных грузоперевозок также главенствующее значение имеют положения «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», утвержденного ФЗ №259. В гл.2 данного документа приводится исчерпывающая информация о правилах оформления и осуществления грузоперевозок.

При международных грузоперевозках определяющее значение имеет «Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом». Ее нормы действуют на территории 55 стран, при этом необязательно, чтобы и пункт отправления, и пункт прибытия находились на их территории. Достаточно, только один из них размещался в стране-участнице Конвенции.

Юридической силой также обладают договора и соглашения, заключаемые между транспортной компанией и отправителем груза. В них могут быть зафиксированы индивидуальные условия ответственности сторон при повреждении либо утрате груза.

Для того, чтобы минимизировать свои риски в данном случае, настоятельно рекомендуется пользоваться квалифицированной юридической помощью.

Специалисты «Общества защиты прав автомобилистов» проведут экспертизу имеющихся договоров и разработают проекты новых соглашений, что позволит минимизировать риски перевозчика.

Порядок действий, если утерянный груз застрахован

В ситуации, когда транспортная компания потеряла застрахованный груз, действия перевозчика и его клиента будут иметь иной характер. Основной целью страхования является как раз защита от непредвиденных материальных потерь. Наиболее часто страхуются грузы с высокой ценностью, утрата или повреждение которых способны нанести существенный ущерб.

При наступлении страхового случая обязанность компенсировать понесенный ущерб возлагается на компанию-страховщика. Для этого страхователь должен обратиться в офис своей СК с полученным ранее полисом и пакетом документов, подтверждающих факт получения ущерба.

Страховщик же, в свою очередь, имеет законное право требовать возмещения своих убытков с виновника, которым в большинстве случаев выступает перевозчик.

В данном случае доказать свою невиновность транспортной компании становится существенно сложнее – все страховщики имеют в штате высококвалифицированных юристов, а также финансовую возможность привлекать лучших правозащитников.

Поэтому ответчику потребуется профессиональная юридическая помощь, которой нужно заручиться как можно раньше. Только в этом случае спор со страховой компанией может оказаться успешным.

Как возместить ущерб за потерянный груз?

Здесь следует действовать в следующем порядке:

  • Попытаться решить возникшую проблему в досудебном порядке. Это сэкономит вам время и деньги. Однако нужно помнить, что и мирное урегулирование конфликта должно подкрепляться соответствующими документами.
  • Обратиться в суд, если предыдущий шаг не принес требуемого результата. Необходимо подготовить соответствующий иск и направить его в судебную инстанцию по месту расположения компании-перевозчика. Заявление необходимо подкрепить пакетом определенных документов: копией договора с перевозчиком, сопроводительной документацией на груз, актом, подтверждающим утерю либо повреждение груза, копии направленной в транспортную компанию претензии и ответа на нее.

При составлении искового заявления необходимо максимально точно и подробно описать возникшую ситуацию, обосновать сумму понесенного ущерба и прочих трат, связанных с искомым прецедентом.

«Общество защиты прав автомобилистов» – мы поможем вам восстановить справедливость

Юристы нашей компании окажут профессиональную помощь участникам конфликта и помогут найти оптимальный путь выхода из сложившейся ситуации.

В своей работе мы строго соблюдаем принцип объективности и преследуем цель восстановить справедливость.

Поэтому нашими клиентами являются как транспортные компании, которым необходима помощь в доказательстве своей невиновности, так и их клиенты, чей груз был утерян либо поврежден в процессе перевозки.

Узкопрофильные специалисты

Не даем пустых обещаний

Более 10 лет на защите прав автомобилистов

Нашей основной сферой интересов является транспортная отрасль российского Законодательства, что обеспечивает обширный объем теоретических знаний, внушительный практический опыт разрешения споров различного уровня сложности и специфики. Каждый наш юрист – это полноценный профессионал своего дела, действующий исключительно в интересах клиента и в рамках закона. С нашей поддержкой вы сможете восстановить свои права и добиться справедливости!

Источник: https://autopravo.spb.ru/services/208-transportnaja-kompanija-poterjala-gruz.html

Прав-помощь
Добавить комментарий