Квота на обучение и обязательства по отработке, которые не указаны в договоре

Как получить целевое направление для поступления в вуз?

Квота на обучение и обязательства по отработке, которые не указаны в договоре

Далеко не все абитуриенты понимают, что такое целевой прием в вузы, как можно им воспользоваться. В нашем материале мы опишем особенности такого вида обучения, а также расскажем, где и как можно получить целевое направление в вуз.

статьи

Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки Где получить целевое направление в вуз Как получить целевое: пошаговая инструкция

Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки

Целевой прием – это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если ваше обучение оплачивает предприятие, то вы обязуетесь отработать у него в течение установленного в договоре срока. Если вы получаете направление от государственного органа, то отрабатывать будете по госраспределению.

Основные преимущества целевого направления:

  • бесплатное обучение;
  • гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
  • отдельный конкурс “для целевиков”;
  • зачисление происходит до начала первой волны, если вы не прошли, сможете участвовать в основном конкурсе;
  • некоторые предприятия предоставляют возможность работать во время учебы по гибкому графику;
  • социальная поддержка от будущего работодателя: стипендия, общежитие, оплата проезда и т. д. (оговаривается в договоре);
  • помощь работодателя в учебном процессе (например, сбор нужной информации для курсовых, рефератов, научных статей и дипломной работы).

Самый главный и существенный недостаток такого обучения – обязательство, которое вы несете перед работодателем.

Даже если во время обучения вы решите, что не хотите связывать свою судьбу с выбранной профессией, все равно придется отработать срок, указанный в целевом договоре.

В противном случае придется возмещать средства, потраченные на ваше обучение, иногда в двух- и трехкратном размере.

Целевой набор 2018: какие изменения возможны

В 2018 году в правительстве планируют принять новый закон, который ужесточит условия целевого приема. Ожидается, что минимальный срок обязательной отработки на предприятии после обучения сделают не менее 3 лет.

В договоре между абитуриентом и работодателем появится новый участник – вуз. Он будет ответственным за наличие в документе всех обязательств для обеих сторон. Также планируется ужесточить ответственность по неисполнению этих обязательств.

В популярных вузах страны высокий конкурс на целевые места

Где получить целевое направление в вуз

Как найти организацию, которая выступит заказчиком вашего обучения в вузе? Здесь есть несколько вариантов:

  • Если вы хотите поступать в какой-то конкретный вуз, обратитесь в его приемную комиссию и узнайте, с какими организациями он заключил договоры о целевом приеме. Некоторые вузы указывают такую информацию на своих сайтах.

Доступно изложена информация о целевых направлениях у МГТУ им Н. Э. Баумана, МАИ, МФТИ. Например, МИИТ активно сотрудничает с ОАО «РЖД» и «Московский метрополитен», РУДН набирает целевиков через «Мосэнерго» и «Гидроспецпроект». В топовые вузы МГТУ им. Н. Э. Баумана, ВШЭ, СПбПУ можно попасть через «Газпром».

  • Вы можете получить направление в государственных органах. Например, если хотите поступать в медицинский вуз, обращайтесь в Департамент здравоохранения своего региона.
  • В органах местного самоуправления (например, в администрации города) можно получить информацию о том, какие работодатели оставляли заявки на заключение целевого договора. Там же вы сможете написать заявление о получении целевого направления, указав желаемую специальность.
  • Можно найти организацию самостоятельно. Определитесь с направлением, выберите крупные организации в этой отрасли. После чего посетите их лично или зайдите на сайты, узнайте, возможно ли от них получить направление в вуз.

В медицинский вуз можно получить целевое направление через Департамент здравоохранения или конкретное лечебное учреждение

Как получить целевое направление в вуз: пошаговая инструкция

Начинайте подготовку к поступлению на целевое обучение заранее, где-то за полгода.

Приведем общий алгоритм действий:

  1. Определитесь с направлением, на которое хотите поступать.
  2. Найдите организацию, которая оплатит ваше обучение, и/или обратитесь в государственный орган.
  3. Соберите необходимые документы.
  4. Заключите целевой договор с заказчиком (работодателем или государственным органом).
  5. Подайте документы в вуз вместе с копией целевого договора.

Вы можете получить только одно целевое направление в один вуз. Многие крупные предприятия проводят конкурсный отбор среди учеников, которые к ним обратились. Они посмотрят на вашу школьную успеваемость и личные достижения, проведут собеседование. Дополнительным бонусом для вас могут стать призовые места на крупных олимпиадах, близких к направлению организации.

Если вы получаете целевое направление от государственного органа управления, успейте вовремя подать заявление. Информацию о дате можно найти на сайте учреждения. Чаще всего подавать документы можно с марта.

«Газпром» проводит серьезный отбор среди целевиков, вплоть до их тестирования

Какие документы нужны для получения целевого направления

Вам понадобится:

  • если вы обучаетесь в школе – выписка об успеваемости за первое полугодие выпускного класса, заверенная печатью директора школы;
  • аттестат об образовании, если вы выпускник прошлых лет;
  • диплом о среднем специальном образовании, если вы поступаете после техникума или колледжа;
  • копия паспорта;
  • характеристика с места учебы (если требуется);
  • документы, подтверждающие особые достижения (грамоты, медали и т. д.).

Источник: https://propostuplenie.ru/article/all-about-the-target-admission-to-universities/

Официальный сайт МГТУ ГА

Квота на обучение и обязательства по отработке, которые не указаны в договоре

Желающим поступить в МГТУ ГА на обучение

по образовательным программам бакалавриата

и специиалитета в 2020/21 учебном году в рамках

КВОТЫ ПРИЕМА НА ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ

 Уважаемые поступающие!

 Приемная комиссия МГТУ ГА обращает внимание желающих поступить в МГТУ ГА на обучение по образовательным программам бакалавриата  и  специиалитета  в  2020/21  учебном  году  в  рамках квоты приема на целевое обучение на следующие обстоятельства.

Возможность поступления на целевое обучение в рамках соответствующей квоты призвана мотивировать поступающих к заблаговременному выбору будущего места работы. Одновременно с этим, благодаря целевому обучению, усиливается ответственность работодателей за отбор потенциальных сотрудников и восполняется дефицит кадров по наиболее востребованным в регионах профессиям.

По окончанию вуза выпускнику, прошедшему целевое обучение, гарантировано трудоустройство, связанное с обязательной отработкой (не менее трех лет) на предприятии заказчика по полученной специальности. 

С 1 января 2019 года право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах установленной квоты имеют граждане, которые заключили соответствующие договоры с организациями – заказчиками целевого обучения.

В соответствии с требованиями статьи 71.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» заказчиками целевого обучения могут выступать:

1) федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

2) государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;

3) государственные корпорации;

4) государственные компании;

5) организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;

6) хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

7) акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

8) дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пунктах 4, 6 и 7 настоящего перечня;

9) организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях. 

Перечень организаций – заказчиков приема

на целевое обучение в МГТУ ГА в 2016 – 2019 г.г. 

1. Госкорпорация по ОрВД.

2. ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии».

3. АО «Авиакомпания Россия».

4. АО «Авиакомпания Аврора».

5. ОАО «Псковавиа».

6. АО «Комиавиатранс».

7. КГУП «Хабаровские авиалинии».

8. ГП ЧАО «ЧукотАВИА».

9. РКП «Тыва Авиа».

10. ГУП РК «Универсал-Авиа».

11. АО «АТК Ямал».

12. ОАО «Вологодское АП».

13. «Камчатское АП».

14. «АК АЛРОСА».

15. АО «Международный аэропорт «Калуга».

16. «Аэропорт «Петрозаводск».

17. АО «Аэропорт Сургут».

18. ГУП «Аэропорт Орск».

19. «Аэропорты Чукотки».

20. ПАО НПК «Иркут».

21. Минпрофобразования Республики Саха 

Желающим поступить на целевое обучение в пределах установленной квоты при заключении договоров с заказчиками целевого обучения важно знать, что к существенным условиям договора о целевом обучении для допуска к конкурсу относятся:

1) соответствие заказчика целевого обучения требованиям статьи 71.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) явно указанное в договоре о целевом обучении право гражданина поступать на целевое обучение в пределах установленной квоты приема;

3) явное указание в договоре о целевом обучении обязательств заказчика целевого обучения по предоставлению гражданину в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

4) явное указание в договоре о целевом обучении обязательств заказчика целевого обучения по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с квалификацией, полученной в результате освоения образовательной программы

5) явное указание в договоре о целевом обучении обязательств гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении;

6) явное указание в договоре о целевом обучении обязательств гражданина по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее 3 лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором о целевом обучении. 

Для участия в конкурсе в пределах установленной квоты приема на целевое обучение поступающий, наряду с прочими документами, обязан представить в приемную комиссию Университета договор о целевом обучении (копию договора о целевом обучении, заверенную заказчиком целевого обучения, или незаверенную копию договора о целевом обучении с одновременным предоставлением его оригинала для заверения копии в приемной комиссии).

Несоответствие договора о целевом обучении его типовой форме влечет отказ поступающему в приеме заявления об участии в конкурсе на места в пределах установленной квоты приема на целевое обучение. 

Несовершеннолетние поступающие наряду с договором о целевом обучении также предоставляют в приемную комиссию Университета согласие законного представителя (родителя, усыновителя, попечителя) на заключения договора, оформленное в письменной форме. 

Анализ предоставляемых поступающими в приемную комиссию Университета договоров о целевом обучении для участия в конкурсе в пределах установленной квоты приема на целевое обучение исчерпывается проверкой существенных условий договора и условий освоения образовательной программы.

Проверка соответствия договора о целевом обучении требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 302 в целом является обязанностью его подписантов – поступающего и заказчика целевого обучения. 

Сроки проверки Университетом предоставляемых поступающими договоров о целевом обучении не превышают, как правило, трех рабочих дней. 

Места, выделенные для квот приема на целевое обучение, оставшиеся вакантными после зачисления в пределах указанных квот, передаются в общий конкурс. 

Нормативные правовые акты,

регулирующие вопросы приема на целевое обучение 

1. Федеральный закон от3 августа 2018 года № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076».

3. Типовая форма договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 302).

4. Перечень специальностей, направлений подготовки, по которым проводится прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования в пределах установленной квоты (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2019 г. № 186-р)

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. № 979-р об установлении квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год. 

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОСТУПЛЕНИЯ

В ПРЕДЕЛАХ УСТАНОВЛЕННЫХ КВОТ!

Источник: http://www.mstuca.ru/abitur/priyem/postuplenie-v-ramkakh-kvoty-priema-na-tso-2020.php

Целевой набор в медвузы ужесточат

Квота на обучение и обязательства по отработке, которые не указаны в договоре

Целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием введена постановлением Правительства № 942 от 19 сентября 1995 года. Де-факто она была призвана заместить существовавшую в советское время систему распределения.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2013 года, введена новая модель целевого обучения и целевого приема по образовательным программам высшего образования.

Человек, который учится по такому договору, заключает контракт с заказчиками целевого приема – органом власти или организацией, перечень которых установлен федеральным законом.

В законе оговаривается: договор о целевом обучении должен предусматривать меры социальной поддержки обучающегося, обязательства по организации практики, его трудоустройству, а также основания освобождения от исполнения обязательства по трудоустройству и может быть заключен на любом этапе обучения гражданина.

За неисполнение обязательств по трудоустройству в рамках договора о целевом обучении гражданин должен возместить заказчику целевого приема в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере 

В соответствии с законодательством за неисполнение обязательств по трудоустройству в рамках договора о целевом обучении гражданин должен возместить заказчику целевого приема в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Однако, как показывает жизнь, даже если договор заключается, регион не всегда поддерживает «своего» студента. А тот соответственно нередко стремится использовать данные государством преференции без отработки.

В 2015-2016 учебном году в российских вузах обучались 168 тыс. студентов, поступивших на условиях целевого приема. Из них заключили договоры о целевом обучении, но поступали на общих основаниях 84 тыс. человек.

В подведомственных Минздраву вузах в 2015 году квота целевого приема составила 54% от общего количества мест, выделенных для обучения за счет средств федерального бюджета. Это 12 220 человек. Из них было зачислено – 11 216 абитуриентов.

Данные за 2016 год ведомством пока не представлены.

Места не для всех

Но, как констатируют эксперты, система не работает эффективно. Не так, как хотелось бы. Средний балл по единому государственному экзамену у целевиков был 62,3. Это ниже среднероссийского на четыре единицы. Конкурс в среднем по стране составлял восемь человек на место.

В то время как на каждое целевое место претендовал только один абитуриент. То есть, по сути, конкурса не было.

Как рассказал «МВ», подводя итоги приемной кампании этого года в начале сентября, ректор МГМСУ Олег Янушевич, общий конкурс по отдельным специальностям в этом вузе доходил до 50 человек на место. А в рамках целевого набора конкурс был щадящим, вплоть до полного его отсутствия.

«В итоге эти места приходилось передавать в общий конкурс. Могу только высказать пожелание, чтобы региональные министерства, которые готовят заявки на подготовку специалистов, более серьезно относились к заполнению целевых мест», – констатировал Олег Янушевич.

По его оценкам, оптимально, если целевой набор занимает в вузе не более 50-60% мест. Однако в медицинских вузах, начиная с 2011 года, количество мест, выделенных для целевого приема, неуклонно растет.

По прошлогодним данным, в ряде учебных заведений этот показатель уже достиг максимальных значений: в Астраханском государственном медицинском университете 78%, в Ставропольском государственном медицинском университете 67%, в Алтайском государственном медицинском университет 66%.

А в ряде вузов, в том числе в МГМСУ, по отдельным специальностям он уже достигает 80%.

Квоты на обучение в медицинских вузах не выбрали полностью 53 субъекта РФ, причем в их числе регионы, где наблюдается серьезный дефицит врачей

В феврале этого года наличие сложности с организацией целевого приема в медвузах подтвердил ОНФ. По данным проведенного организацией мониторинга, в 2015 году квоты на обучение в медицинских вузах не выбрали полностью 53 субъекта.

Причем больше всего квот не использовали регионы, где наблюдается серьезный дефицит врачей. Получается, что часть квот, выделяемых регионам на целевую подготовку врачей, попросту «сгорает». В 2015 году, например, невостребованными остались 517 мест.

Больше всего сгорело квот в Мордовии – 37%, Волгоградской области – 31%, Сахалинской области – 29%, Мурманской области – 18%, Калмыкии – 17%, Вологодской области – 16%, Карачаево-Черкесии – 14,8%.

Как сказал тогда президент Национальной медицинской палаты (НМП) Леонид Рошаль, нужно разработать механизм перераспределения квот между субъектами РФ. Чтобы в том случае, если регион не набрал студентов, эти места можно было передать другому.

Скоро дембель?

Есть проблемы и с исполнением обязательств теми, кто уже прошел обучение. По данным, представленным НМП, до 50% выпускников медвузов по разным причинам уклоняются от обязательств, взятых в рамках участия в программе целевого набора.

Как считают в правительстве, проблема – в наполнении самих договоров. Приблизительно в половине из них для молодого специалиста не предусмотрены меры социальной поддержки. А в большинстве случаев в таких соглашениях вообще не указан срок, который выпускник обязан отработать на предприятии.

«То есть это, по сути, профанация. Получается, что трудоустройство вообще не предполагается или можно отработать фиктивно, хоть один день.

В результате бюджетные деньги потрачены, а та или иная государственная структура, школа или больница так и не дождались молодого специалиста», – констатировал глава Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Заказчики целевого обучения – как правило, региональные и муниципальные власти.

В то время как непосредственный работодатель, то есть та же школа, больница, предприятие,  органы государственного управления, которые должны быть заинтересованы в трудоустройстве выпускника, зачастую вообще не участвуют в подготовке и подписании этого соглашения.

Сейчас законодательство практически не позволяет подвергнуть отказавшегося от исполнения договора выпускника каким-либо санкциям, чтобы вернуть государству потраченные на его обучение деньги. То есть механизм есть, но он юридически неэффективен.

«Мы связываем это с рядом причин – с отсутствием у регионов средств для оказания мер социальной поддержки, с очень низкой заинтересованностью самих работодателей», – пояснила глава Министерства образования РФ Ольга Васильева.

Сильная ответственность

В целях повышения эффективности целевого приема и обучения сейчас разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”».

В нем оговаривается заключение трехстороннего договора о целевом обучении с указанием минимального срока трудовой деятельности по окончании обучения (не менее трех лет в организации, указанной в договоре, на прописанных в нем условиях). Договор заключается  между образовательной организаций, заказчиком и абитуриентом до начала приемной кампании.

Причем последней стороной, подписывающей договор и отвечающей за наличие в нем взаимных обязательств абитуриента и заказчика, является вуз. Образовательное учреждение оценивает качество договора и в случае отсутствия в нем четко прописанных обязательств и ответственности сторон должно отказаться от его подписания и не принимать данного абитуриента в пределах квоты целевого приема.

Есть и еще несколько предложений по повышению эффективности процесса. Например, организация конкурсов в пределах квоты целевого приема. А также внесение в него критериев успешности освоения образовательной программы студентом.

Сами субъекты РФ, считают, что контролируют процесс, ссылаясь на высокий показатель «целевых» студентов, которые вернулись и отработали свои обязательства

Впрочем, сами субъекты РФ считают, что контролируют процесс. В Хабаровском крае, например, показатель «целевых» студентов, которые вернулись и отработали свои обязательства, составляет 70%. В отделе государственной службы и кадров Минздрава Рязанской области «МВ» рассказали, что в их регионе показатель вернувшихся домой «целевиков» медицинских специальностей составляет 94%.

В 2015 году из 31 специалиста, получившего диплом о высшем медицинском образовании, устроились на работу 29 человек, в 2016 году – 43 из 46. Правда, тех, кто получает дипломы, в принципе меньше, чем на старте. Ежегодно в рамках целевого приема от региона поступают в медицинские вузы примерно 70 человек.

Часть «теряется» по пути, кого-то отчисляют за неуспеваемость, кто-то уходит в академический отпуск.

В Департаменте правового и кадрового обеспечения Министерства здравоохранения  Самарской области «МВ» сообщили, что показатель возврата «целевых» выпускников в их регионе составляет 80-85%. «Ежегодно в рамках целевого приема регион обучает 300 человек.

Со всеми заключен двухсторонний договор об обучении с медицинской организацией, в котором оговорены штрафные санкции и меры социальной поддержки. Мы считаем, что у нас хорошие показатели. Каждый главный врач отслеживает своих выпускников и отвечает перед региональным Минздравом, чтобы тот отработал.

Университет информирует нас, куда планируют трудоустроиться молодые специалисты, а мы потом по единой системе отслеживаем появление их фамилий в единой базе данных.

Если человек не появляется через определенное время, мы связываемся с медучреждением или само учреждение нас ставит в известность, что потенциальный сотрудник сбежал», – рассказал руководитель Департамента правового и кадрового обеспечения Минздрава Самарской области Денис Бутолин.

С тех же, кто отрабатывать отказался, регион взыскивает деньги через суд. Такая практика начата в прошлом году, и уже набралось полтора десятка решений судов в пользу субъекта.

В Пензенской области по итогам прошлого года штрафные санкции применили к 10 специалистам. Еще пятеро в ходе досудебного разбирательства в итоге пошли работать в систему здравоохранения. В Хабаровском крае за последнее время из восьми человек, которые не пришли, двое вернули сами деньги, а шестеро – по суду.

В Тверской области возврат выпускников-медиков составляет примерно 70%. «С 2014 года мы начали практику ежегодных выплат целевикам на региональном уровне в размере 24 тысяч рублей ежегодно.

Таким образом, появился реальный юридический механизм влияния на них, так как необходимость возвращения этих сумма указана в договоре. Конечно, есть и те, кто не доучивается, есть те, кто уходит, просто поняв, что это не их специальность.

Да, часть выпускников уезжают, как правило, в Московскую область. Естественно, мы судимся, но пока без особых успехов.

Причина в отсутствии мер социальной поддержки в отношении тех, кто поступал до 2014 года, конституционное право на высшее образование», – сообщил «МВ» начальник управления организационно-правового и кадрового обеспечения Министерства здравоохранения Тверской области Владимир Карп.

С кнутом и пряником

Юристы трактуют такие дела неоднозначно. «Как правило, отказ гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству влечет взыскание стоимости обучения в судебном порядке. Однако положительное решение суда еще не дает гарантий фактического возврата государству потраченных бюджетных средств.

Ведь процедура исполнения судебного акта может оказаться длительной и трудозатратной. Необходимо работать не над повышением эффективности механизма возврата денежных средств, а на предупреждение таких ситуаций.

На практике государство может идти на увеличение штрафных санкций для граждан в случае их отказа от поступления на работу», – считает юрист VEGAS LEX Анастасия Чередова.

В Курской области показатель возвращения выпускников в медучреждения региона для отработки в 2014 году составлял 94%. В 2016 году после интернатуры трудоустроились 85,4%, после ординатуры 81,8% выпускников соответственно.

«Есть поручение Правительства РФ о внесении изменений в закон об образовании, где будет предусмотрено заключение трехстороннего договора между образовательной организацией, организацией-заказчиком и обучающимся.

Это гарантирует усиление ответственности в плане возвращения денежных средств, если гражданин не исполнил обязательства по трудоустройству. То есть эти штрафы, неустойки он будет возвращать. В некоторых регионах такой формат договора уже действует.

Поэтому и показатели такие хорошие», – рассказала начальник управления организационной, правовой и кадровой работы Комитета здравоохранения Курской области Алла Сусликова.

Как сообщила недавно глава Минздрава РФ Вероника Скворцова, 54% выпускников будущего года – выпускники целевой подготовки. Это те специалисты, которые могут сразу после окончания вуза работать в первичном звене.

По словам министра, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» проводил расчеты, из которых следует, что через два-три года дефицит врачей в первичном звене будет ликвидирован во всех регионах.

В 2015 году, по данным ОНФ, дефицит специалистов–медиков в стране оценивался в 40 тысяч.

Источник: https://medvestnik.ru/content/articles/Celevoi-nabor-v-medvuzy-ujestochat.html

Медведев утвердил перечень специальностей для обучения в вузах по квоте

Квота на обучение и обязательства по отработке, которые не указаны в договоре

Более 500 специальностей вошли в перечень направлений, по которым будет проводиться прием на целевое обучение в высшие учебные заведения.

В прошлом году законодательство в сфере образования было дополнено для совершенствования системы целевого обучения. В частности, через квоты на прием абитуриентов по специальностям, необходимым для экономики страны. Перечень направлений определяет правительство, и  премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил о подписании соответствующего распоряжения.

Ольга Васильева призвала не подрывать авторитет школьного учителя

Проблема квалифицированных кадров в масштабе страны привела к тому, что в последние годы все чаще можно слышать воспоминания о действовавшей в советские годы системе распределения, когда выпускники вузов направлялись на отработку в разные города.

“С принятием нового механизма мы не только обеспечиваем конкурентные условия отбора подготовленных абитуриентов, которые будут поступать на конкурсных условиях, но и будем готовить профессионалов, которые по окончании высшего учебного заведения пойдут работать по специальности в тот регион, где на них есть спрос”, – считает Медведев.

Если выпускник, пройдя обучение по целевому набору, не устраивается на работу, то он сам или компания, которая подписывала соответствующий договор, должны будут компенсировать бюджетные средства, потраченные на образование.

Целевой прием в вузы существовал и раньше, но это было отдано на усмотрение образовательных учреждений, которые могли заключать соответствующие соглашения с регионами.

Теперь же квоты устанавливает правительство, но аналогичные полномочия, подчеркнула вице-премьер Татьяна Голикова, предоставлены регионам и муниципалитетам, в ведение которых есть вузы.

“Законом предоставлено право заключать договоры о целевом обучении за счет соответствующих бюджетов в зависимости от того, в чьей компетенции находится высшее учебное заведение”, – рассказала она.

Государство вправе рассчитывать, что специалисты по окончании высшего учебного заведения займут правильное место в экономике

В перечень специальностей вошло 500 профессий.

Теперь правительству предстоит установить квоты по конкретным направлениям подготовки с указанием регионов, на территории которых может быть впоследствии трудоустроен выпускник, а также правила и сроки установления квот целевого обучения за счет федерального бюджета и типовую форму договора о целевом обучении. По словам Голиковой, документы должны быть готовы в течение февраля.

– Будем надеется, что новый механизм заработает в полную силу, потому что, когда речь идет о выделении государственных денег и бюджетных мест, государство вправе рассчитывать, что специалисты по окончании высшего учебного заведения займут правильное место в экономике, не останутся без работы, поедут в тот регион, который нуждается в этих специалистах, – заявил Дмитрий Медведев.

Минпросвещения отправило на дополнительную экспертизу почти 500 учебников

Максимальный эффект от помощи бюджетными средствами правительство ждет везде без исключения, особенно если оно готово увеличивать свою долю участия в том или ином проекте.

Еще три года назад правительство решило через Фонд содействия реформированию ЖКХ содействовать модернизации коммунальных систем в городах и селах с населением не выше 250 тысяч человек.

Поддержка предоставлялась для реализации проектов по модернизации систем тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами. За 2015-2017 годы при участии фонда, через который вложили 4,5 миллиарда рублей, реализовали 32 проекта.

Сейчас кабинет министров запускает новую аналогичную программу, при этом в целях большей эффективности использования средств фонда премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил особенности выделения такой помощи в 2019 году.

“В первую очередь финансовую поддержку из фонда должны получить проекты, которые находятся в высокой степени готовности. Это модернизация водо- и теплоснабжения”, – подчеркнул глава кабмина. До конца года правительство приостанавливает финансирование проектов на стадии подготовки. Расширяется круг получателей средств – на города, где проживают до 500 тысяч жителей.

Увеличивается доля софинансирования федеральных средств – с 10 до 60 процентов. Вице-премьер Виталий Мутко добавил, что остальные деньги пополам должны предоставить муниципалитет и частный инвестор.

Всего правительство намерено выделить на модернизацию коммунальной инфраструктуры 13,2 миллиарда рублей. С учетом остальных вложений общий объем программы достигнет 22 миллиардов. Уже получено восемь заявок на средства фонда.

“Контролируйте, потому что все-таки доля софинансирования существенно увеличилась”, – поручил премьер следить за эффективностью бюджетной помощи.

Источник: https://rg.ru/2019/02/11/medvedev-utverdil-perechen-specialnostej-dlia-obucheniia-v-vuzah-po-kvote.html

Поступление по квоте

Квота на обучение и обязательства по отработке, которые не указаны в договоре

В этой статье мы поговорим о непосредственном назначении использования квоты. По сути ее функция заключается в предоставлении возможности  бесплатного поступления в вуз, преодолев более низкий проходной порог вступительных испытаний (ЕГЭ и ДВИ).

В рамках бюджетных мест выделяются:

– особая квота приема на обучение

* детей-инвалидов,

* инвалидов I и II групп,

* инвалидов с детства,

* инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях,

* детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

* ветеранов боевых действий;

– квота целевого приема на обучение.

Особая квота устанавливается приемной комиссией в размере не менее чем 10 % от объема контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований по каждой образовательной программе.

Абитуриенты, обладающие особым правом, должны предоставить подтверждающие документы. Опять же возможность поступления гарантирована тем, кто имеет более высокие баллы.

Ограничения по минимальным баллам, установленные для поступающих, распространяются и на категории лиц, перечисленных выше.

Подробнее остановимся на условиях поступления по целевому направлению.

Первым шагом является поиск компании, которая готова финансировать ваше обучение для удовлетворения нужд в квалифицированных кадрах. Основные варианты:

* на сайте вуза размещены списки организаций, заявки от которых принимает данное образовательное учреждение;

* попросите членов семьи, работающих на крупных предприятиях, узнать в отделе кадров о возможности получения квоты на обучение;

* обратитесь непосредственно в компанию, где вы хотели бы работать .

Договориться о получении целевого направления необходимо как можно раньше, лучше всего в сентябре-октяюре, поскольку количество мест, предоставляемых фирмой ограничено, а также некоторые вузы принимают заявления от работодателей лишь до 1 апреля. Фирма предоставляет целевое направление только для одного, выбранного вами вуза, при подаче документов в другие учебные заведения ваша льгота недействительна.

Следующий этап сопровождает множество бюрократических проволочек. Вы должны предоставить требуемые компанией документы такие, как:

*копия паспорта

*выписка из домовой книги

* медицинские справки и прочее.

Также нужно пройти собеседование, психологические и интеллектуальные тесты, сдать физические нормативы. Это уже зависит от политики организации, с которой вы намерены сотрудничать, некоторые не предъявляют подобных требований.

Конкурс на места в пределах целевой квоты проводится отдельно от основного набора бюджетников, но требования для поступающих одинаковы. Подобно остальным абитуриентам необходимо сдать ЕГЭ и внутренний экзамен (если вуз проводит ДВИ). При недостатке баллов в некоторых случаях квота может сгореть.

В среднем баллы для категорий лиц, имеющих квоту, ниже основного набора на 20-30. То есть если вуз определяет допустимым для поступления на бюджет 371 бал, для квотников пределом будет отметка в 340.

В большинстве случаев, если вы получили баллы достаточные для получения бюджетного места, можно отказаться от квоты, убрав с себя обязательства по отработке в будущем.

Целевики наравне с другими студентами, обучающимися за счёт бюджетных средств, могут получать государственную академическую стипендию. Однако случаи бывают разные, поэтому нужно внимательно ознакомиться с условиями договора.

* Гарантированное трудоустройство выпускников университета

* Возможность совмещения обучения в университете и работы по специальности

* Дополнительные меры социальной поддержки за счет предприятия-работодателя при обучении в вузе

* Прохождение практик, стажировок, дипломного проектирования на будущем месте работы

Недостатки

* Отработка в течение трёх лет(однако ее может и не быть, либо ваши обязательства могут варьироваться в зависимости от компании). Условия работы после окончания вуза должны быть прописаны в договоре, который вы заключаете, будучи абитуриентом

* Не получится бросить учебу, так как одним из возможных последствий является выплата компенсации денежных средств, потраченных на ваше обучение, в троекратном размере. Вряд ли вам захочется расстаться с такой большой суммой.

* Также хочу обратить ваше внимание, что результаты ЕГЭ часто непредсказуемы. Многолетний труд может пойти насмарку из-за пары нерешенных заданий. Подобный исход будет огромным ударом, и поступление в желаемый вуз так и останется мечтой.

Если вы рады получить гарантированное трудоустройство и профессиональный опыт, то целевое направление – отличная возможность не упустить свой шанс. Но безусловно внимательно читайте договор, чтобы по прошествии четырёх лет условия вашей работы не стали для вас неожиданностью.

Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/postuplenie-po-kvote

Студентов-целевиков обяжут не менее трёх лет отработать по договору

Квота на обучение и обязательства по отработке, которые не указаны в договоре

Учащийся Новосибирского промышленно-энергетического колледжа в лаборатории электроизмерений и метрологии. Евгений Курсков/ТАСС

Абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение.

И то и другое теперь будет караться серьёзными штрафами.

Целевое обучение, согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 4 августа, станет регулироваться трёхсторонним договором между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения.

Государство тратит деньги, а специалистов нет

Принятые в весеннюю сессию парламентом поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточают механизм целевого обучения. Решение подготовить изменения в кабмине приняли ещё два года назад, по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии.

Существующую систему целевого обучения председатель Правительства назвал профанацией: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

Читайте по теме

Действительно условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов. Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу.

Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят. После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.

«Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной», — подчеркнула глава Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Зинаида Драгункина.

Нужные профессии определит Правительство

С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения будет Правительство в соответствии с потребностями экономики. Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.

Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной.

Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами.

Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения.

Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций. 

«Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

Таким образом, национальная экономика получит дополнительные возможности», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв. Читайте по теме

Кроме того, участниками договора о целевом обучении станут не две стороны (абитуриент — будущий работодатель), как раньше, а три. Ей станет вуз, в чьи обязанности входит проверка договора, организация конкурса в пределах квоты целевого приёма и создание условий для успешной подготовки молодого специалиста.

За отчисление штраф, за отказ работать по договору — неустойка

Студентам, обучающимся по договору целевого обучения, новый закон даёт возможность учиться за счёт бюджета и вместе с тем получать социальную поддержку от будущего работодателя. Однако при неисполнении условий контракта платить ему также придётся «по двум счетам».

Вот как эта норма будет реализована на практике. По закону, «целевик» обязуется успешно осваивать образовательную программу. Как он с этим справляется, решит сам заказчик, который теперь имеет право запрашивать данные об успеваемости своего подопечного.

Так что прогул лекций и несданная сессия могут рассматриваться как нарушение контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае отчисления из вуза студент должен будет самостоятельно восстановиться в институте и учиться там уже за свои деньги.

В противном случае ему также грозит штраф.

Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

После окончания обучения выпускник обязан не менее трёх лет отработать в организации заказчика. В случае неисполнения этого пункта он должен в полном объёме возместить расходы, понесённые заказчиком на социальную поддержку студента.

А вот возмещать средства за получение образования придётся третьей стороне — вузу, который вернёт эти деньги в бюджет.

Дело в том, что закон предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании, причём не только друг перед другом, но и перед бюджетом.

Читайте по теме Ответственность, как уточняет член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова, в том числе предусмотрена и для работодателей, которые нередко не выполняют своих обязательств перед выпускниками.

С 2019 года заказчик не сможет отказать целевику в трудоустройстве или устроить его на более низкую, чем указано в договоре, должность. «Речь идёт о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству», — поясняет Аршинова.

Причём неустойку предприятие будет платить в размере, равном трёхкратной величине среднемесячной зарплаты в субъекте, на территории которого должен быть трудоустроен гражданин.

Абитуриентов 2018 года все эти изменения не коснутся. Но уже в следующем году, как предполагают депутаты и сенаторы, целевое обучение перестанет рассматриваться исключительно как способ хорошо пристроить детей с невысокими знаниями, а в вузах наконец появится конкурс «целевиков», что позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами.

Источник: https://www.pnp.ru/social/studentov-celevikov-obyazhut-ne-menee-tryokh-let-otrabotat-po-dogovoru.html

Прав-помощь
Добавить комментарий