Магистратура не по профилю бакалавриата

С точки зрения закона является ли магистратура вторым высшим образованием?

Магистратура не по профилю бакалавриата

 Переход российской образовательной системы на «болонскую платформу» преследовал высокие цели:

  • обеспечить отечественным студентам возможность трудоустроиться на равных правах;
  • упростить оценку уровня подготовки РФ;
  • интегрироваться в мировую систему обучения.

Результаты можно назвать удовлетворительными с оговоркой: как любой период серьезных реформ, переход создал путаницу. Проблема коснулась условно новой ступени обучения – магистратуры.

Последняя доступна российскому студенту на всех уровнях, это определено 273-ФЗ в редакции от 03.07.2016г. На магистрат можно поступать специалистам, магистрам, бакалаврам. Единственная проблема – определиться, считается ли магистратура вторым высшим образованием. Зачем?

  1. Работодатели в последние 3 года переосмыслили ценность подготовки кадров, II образование ценится выше.
  2. Бесплатное обучение доступно только по первому образованию, II всегда оплачивается.

Воспринимают ли на практике диплом магистра как 2 высшее образование?

Логика (суть магистрата, описанная законом) подсказывает следующее: магистр – носитель профиля/специальности, владеющий навыками исследовательской деятельности. Магистратура включена в образовательную систему, являясь ее 2-м уровнем.

Отсюда распространенное мнение: магистрат становится 2-м образованием только при смене специальности (что не совсем верно – азов профессии здесь не изучают), получении очередного диплома магистра (при наличии первого диплома магистра). Для работодателя, если верить итогам исследования ВЦИОМ, ситуация иная:

  • магистрат в 80% случаев рассматривается, как программа получения двух профессий (так работал специалитет до перехода);
  • полноценным 2-м высшим российские наниматели его не считают: направление, изучаемое магистратами, тесно сопряжено с основной спецификацией.

Зарубежный рынок труда подходит к вопросу, является ли магистратура вторым высшим образованием, проще. Для него специалитета не существует, а магистрат остается второй ступень первой подготовки бакалавра.

Особенности получения второго диплома магистра

Опуская сухую юридическую терминологию, но основываясь на статьях 273-ФЗ, регламентирующих работу магистрата в России, подытожим:

  • первая практика магистрата – первое высшее (после прохождения первой ступени подготовки, на текущий момент это бакалавриат);
  • освоение смежной профессии магистром на магистратуре – 2-е высшее;
  • специалитет работает по отдельным правилам: для носителей дипломов старого образца («дипломированный специалист», выдавались до 2013 г.) действуют те же правила, что для бакалавров (магистратура – часть программы непрерывного обучения, первая профессиональная подготовка). Специалисты «образца» после 2010–2013 гг. заканчивают магистрат по программе 2-го высшего.

Разница между магистратурой после бакалавриата и специалитета

На выходе все магистранты получают 2 диплома: магистр + магистр, специалист + магистр, бакалавр + магистр. Вторым образованием это будет только в первых двух случаях. В этом (опуская вторую магистратуру) и есть ключевая разница магистрата для бакалавров и специалистов.

Бакалариват пространства для сомнений не оставляет. Для него 2-я ступень – первое образование. Для специалистов только диплом определяет, магистратура после специалитета второе высшее или нет.

  1. Государство (ст. 108 закона) предоставляет возможность бесплатного (первого) получения магистерского диплома тем, кто имел на него право до перехода на «Болонью». В их документе значится квалификация «дипломированный специалист». Условие бесплатного обучения – выбор той же/смежной специальности.
  2. Специалитет, оконченный с дипломом «специалиста» за 5–5,5 лет предполагает подготовку магистранта, потому для него следующий этап магистрата – второе высшее.

Коррективы могут внести в приемной комиссии конкретного вуза.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

E-mail: avasilev@synergy.ru

График работы приёмной комиссии:Пн – Пт: 08:30 – 22:10;

Сб – Вс: 10:00 – 17:00;

Источник: https://synergy.ru/about/education_articles/magistratura/yavlyaetsya_li_magistratura_vtorym_vysshim_obrazovaniem

Магистратура по другой специальности: кому подходит и что нужно знать

Магистратура не по профилю бакалавриата

Бывает, что после получения диплома студент понимает, что профессия, которую он получил, ему неинтересна, и работать по ней он, скорее всего, не будет. Что делать в этом случае? Возможно ли поступить в магистратуру по другой специальности? О магистратуре и правилах поступления на нее следует знать больше.

Что такое магистратура

Образовательная сфера не стоит на месте и система образования постоянно развивается. В 2011 году Россия перешла на болонскую систему образования.

Теперь в российских вузах можно получить не только квалификацию специалиста (5 лет обучения), но еще бакалавра (4 года) и магистра (2 года). Магистратура – это второй этап в получении высшего образования, следующий после бакалавриата ( или специалитета).

Степень магистра получали еще в Российской империи при Александре I (с 17 века). В 1753 году магистерская квалификация впервые была присвоена ученикам М.В. Ломоносова в области философии. Она прочно заняла середину между кандидатом и доктором наук. Обладая званием магистра можно было быть титулярным советником.

Магистратура может быть использована в качестве:

  • повышения квалификации специалиста;
  • продолжения обучения бакалавра и углубления знаний по своей специальности;
  • освоения новой профессии.

В магистратуре можно обучаться как платно, так и за счет государственного бюджета и также получать стипендию, если учиться без троек. Важно знать, что только те, кто окончил специалитет до перехода России на двухуровневую систему образования, могут обучаться в магистратуре бесплатно.

Обучение в магистратуре подходит людям, которые чувствуют себя комфортно в научной деятельности и хотят дальше развиваться в этой сфере. После получения диплома магистра можно поступать в аспирантуру и преподавать.

Учиться в магистратуре придется 2 года (дневная форма) и 2,5 года (вечерняя или заочная форма). Проводят занятия высококвалифицированные преподаватели: доценты, кандидаты и доктора наук, профессоры. В конце учебы студент пишет магистерскую диссертацию, защищает ее и получает заветный диплом.

Студенты магистратуры имеют те же привилегии, что и бакалавры:

  • стипендия;
  • всевозможные льготы по студенческому билету;
  • проживание в общежитии;
  • участие в жизни университета.

Разница между магистратурой и бакалавриатом/специалитетом — высокий уровень самостоятельности магистрантов: очень много информации предлагается для самообразования по специальности.

Магистрант учится самостоятельно больше, чем бакалавр

Процесс обучения максимально нацелен на практику. У студентов чаще проводят практические занятия и семинары люди, работающие в области той профессии, которую осваивают магистры.

Таким образом, можно выявить следующие преимущества магистратуры:

  • дает возможность занимать руководящие должности в различных компаниях;
  • позволяет продлить студенчество еще на 2 года;
  • интересная программа обучения;
  • позволяет углубить знания по своей специальности или освоить новую;
  • дает возможность проявить себя в качестве ученого;
  • после окончания магистратуры можно поступать в аспирантуру;
  • можно пройти практику в качестве преподавателя;
  • диплом магистра позволяет повысить уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.

Принимая решение получать магистерскую степень, необходимо понимать, что магистранты не учат основы профессиональной деятельности, они:

  • ведут исследовательские проекты;
  • приобретают аналитические умения;
  • осваивают первичную базу навыков педагога (в рамках выбранного направления).

Степень магистра относится больше к научным кадрам и предполагает более широкое изучение области. Но не стоит забывать, что к поступлению в магистратуру нужно готовиться так же, как и к поступлению в бакалавриат или специалитет.

Если есть желание, время и возможность, можно поступать в магистратуру на другую специальность. Но для этого нужно посвятить много времени на освоение профессиональных дисциплин и вникание в специализацию.

Можно ли поступить в магистратуру на другую специальность

Все российские вузы предлагают желающим поступить в магистратуру на множество направлений обучения различного профиля. Стать магистром можно в тех же областях, что и  бакалавром — экономической, технической, гуманитарной, юридической, психолого-педагогической, творческой.

Для специальностей медицинских университетов магистратуры нет, так как студенты-медики могут получить только квалификацию специалиста. Необязательно использовать магистратуру в качестве продолжения совершенствования знаний по специальности, полученной в бакалавриате.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/magistratura-po-drugoj-spetsialnosti.html

5 наивных вопросов о бакалавриате и магистратуре – Психологос

Магистратура не по профилю бакалавриата

В 2010 учебном году на двухуровневую систему обучения должны перейти все российские вузы. В чем ее смысл?

Кто придумал двухуровневую систему?

Именно по такой схеме – сначала бакалавриат, а потом, по желанию, либо магистратура, либо трудоустройство – уже давно учатся студенты в западных вузах.

Когда речь зашла о том, что Россия будет вступать в Болонский процесс (а надо это для того, чтобы дипломы наших вузов признавали по всему миру), заговорили о необходимости того, чтобы и наши учебные заведения перевести на двухуровневое образование.

Эту систему депутаты Госдумы узаконили еще в конце 2007-гo. С каждым годом на нее переходит всё больше вузов.

Сколько лет надо сидеть за партой?

Программа подготовки бакалавра рассчитана на 4 года. Бакалавриат – это полноценное высшее образование.

В дипломе такого выпускника будет написано: «присвоена квалификация (степень) бакалавра по такому-то направлению». Магистратура – это еще два года в институте.

Она предусмотрена для тех, кто хочет пойти в науку или стать преподавателем. То есть максимально углубить знания в своей области.

Тем не менее в некоторых вузах сохранят традиционную пятилетку, или специалитет. Дипломы специалистов будут выдавать там, где есть «специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства». Это, к примеру, военные и инженерные учебные заведения. Свою особую систему подготовки специалистов сохранят и медицинские вузы.

Кстати, помимо такого расклада (11 классов школы – бакалавриат – магистратура), есть и другие. Например, юноша или девушка может после 9-го класса сначала поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра потом придется учиться не четыре, а всего три года. Если в вузе молодой человек продолжит обучение по тому же профилю, что и в колледже.

Всем ли хватит мест в магистратуре?

Чтобы поступить в магистратуру, придется сдавать экзамены. Понятно, что бюджетных мест там будет меньше, чем в бакалавриате.

К примеру, в одном из крупнейших российских вузов – Финансовой академии при правительстве РФ (ФА при правительстве РФ), рассказал на недавней онлайн-конференции в «КП» ее ректор Михаил Эскиндаров, в этом году предусмотрено 570 бюджетных мест в бакалавриате (на очном отделении) и только 100 – в магистратуре.

Так или иначе, количество мест для магистров во всех вузах будет разным. Это зависит от качества подготовки, кадровых и материальных возможностей учебного заведения.

Самые талантливые молодые люди смогут учиться в магистратуре бесплатно.

Тех, кто сдаст экзамены похуже, если, конечно, хватит мест, зачислят на платное обучение. Вполне возможно продолжить учебу в магистратуре и тем, кто отучился в вузе 5 лет. Но им за это удовольствие придется платить, так как считается, что для выпускника-специалиста это уже высшее образование второго уровня.

А это нормальное образование?

У двухуровневой системы образования много противников. Некоторые уверены: бакалавры – это все равно что недоучившиеся студенты.

Представители ведущих вузов, которые перешли на новую систему подготовки не дожидаясь появление закона, с этим не согласны. Среди передовиков – и Московский государственный технический университет им. Н.Э.

Баумана (МГТУ имени Баумана), и Российский университет дружбы народов (РУДН), и Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).

Профессор, научный руководитель факультета психологии Высшей школы экономики Владимир Шадриков в интервью «КП» отметил, что двухуровневое образование позволяет внедрять более гибкие курсы.

К примеру, на факультете психологии «вышки» на одну бакалаврскую программу приходятся три узкоспециализированные магистерские.

Плюс и в том, что система «бакалавриат – магистратура» позволяет нынешним студентам гораздо раньше задуматься о карьере.

Причем без ущерба для учебы. Подтверждает это и международный опыт: почти 80 процентов выпускников американских вузов выходят из стен альма-матер с дипломом бакалавра.

Что думают работодатели?

Многие папы и мамы нынешних абитуриентов сомневаются, стоит ли отдавать любимое чадо в бакалавриат. Найдет ли потом молодой человек с таким образованием престижную работу? Директор по маркетингу и PR-группы компаний HeadHunter считает по-другому:

– Для работодателя важно прежде всего высшее образование как таковое. Публикуя вакансию, мало кто указывает: «требуются магистры» или «требуются бакалавры». В то же время соискатели в резюме и на собеседовании часто избегают слова «бакалавр», делая акцент на высшем образовании.

– В этих случаях они руководствуются соображением о том, что степень бакалавра подразумевает возможность получить степень магистра, которая, может показаться будущему начальнику, была упущена. Поэтому острых вопросов от hr-менеджера стремятся избежать.

Компании ценят знания и опыт сотрудника, которого они принимают на работу. И порой строчка «магистратура» может сыграть решающую роль в выборе одного из двух претендентов.

Нельзя также отрицать, что для многих профессиональных областей (в особенности для сферы маркетинга и журналистики) важнее два года практического опыта, чем два года, проведенных на лекциях.

Едва ли эта ситуация изменится в ближайшее время.

Хотя для сфер деятельности, где необходимы фундаментальные знания – экономики, юриспруденции, фармацевтики, психологии, – приоритетной должна стать степень магистра.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/5-naivnyh-voprosov-o-bakalavriate-i-magistrature

5 причин пойти в магистратуру в другой вуз (не туда, где учились до этого)

Магистратура не по профилю бакалавриата

Вот отучился четыре года, стал бакалавром юриспруденциии, потому что папа хотел, а потом — что? Как вариант — пойти в магистратуру. Главное, поступить в совершенно другой вуз. Во-первых, потому что так можно.

Во-вторых, это лучший способ перезапустить жизнь, если юрфак — ну совсем не твоё. Александра Борисова объясняет, что сегодня даёт магистратура и какой смысл (а он есть!) в двухступенчатой Болонской системе образования.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

С 1999 года в Европе, а с 2003 года и в России началась реформа высшего образования, известная как Болонский процесс. Наша высшая школа разделилась на две самостоятельные ступени — бакалавриат и магистратуру.

Надо сказать, что процесс называется Болонским по городу, где страны подписали соглашение, и никакого отношения к итальянской образовательной системе не имеет.

В Италии высшее образование существовало, как и в России, в форме диплома специалиста (он назывался laurea, учиться нужно было 4-5 лет).

Ступенчатая система была не привычна и для Германии, и для всех стран немецкого академического мира (куда входит и Россия — наша система пришла оттуда) — там университеты всегда выдавали дипломы. Да ещё какие: немецкие инженерные дипломы были знаком качества и гарантией трудоустройства по всему миру.

«Родными» две ступени высшего образования были в основном для Великобритании. А в остальной Европе они внедрялись (и продолжают) с боем. Немцы вздыхают по своему фирменному инженерному специалитету, а в итальянских СМИ до сих пор можно встретить эмоциональные заголовки типа «Университеты: провал реформы «3+2».

Так какой всё-таки смысл в двухступенчатой системе и почему после бакалавриата стоит обязательно сменить вуз?

1. Это тренировка жизни (учёбы/работы) в разных условиях и местах

Сменить вуз нужно хотя бы потому, что теперь такая возможность есть. Более того, можно сказать, что ради неё всё это и затевалось.

Болонский процесс внутри Европы должен унифицировать образовательные стандарты в странах-участницах, чтобы люди свободно переезжали из страны в страну и у них не было проблем при трудоустройстве из-за (не)признания дипломов (хотя слово «диплом» здесь теперь не вполне корректно).

Кроме того, единым должно стать и образовательное пространство — после бакалавриата в одной стране можно пойти в магистратуру в другой или даже поучиться за рубежом всего один семестр (программа Erasmus). Всё это стало возможным благодаря European Credit Transfer System (ECTS) — системе переносимости баллов.

Для получения степени, бакалаврской или магистерской, студенту нужно собрать определённое количество баллов (credits) после того, как он пройдёт курсы из списка своей специальности — некоторые из них обязательны, остальные по выбору.

Это так называемая модульная система: есть список дисциплин, есть требование по баллам, а где географически ты их набрал — дело десятое. Кроме стимулирования европейских интеграционных процессов, такой подход служит интересам студента.

Скорость накопления знаний растёт, области специализации сужаются, навык работать самостоятельно и учиться всю жизнь, причём в разных условиях, выходит на первый план. Уже не приходится надеяться на то самое идеальное и единственное образование, которое получил в лучшем вузе и которого хватит на всю жизнь.

Доучиваться и приспосабливаться всё равно придётся. Поэтому возможность сменить вуз после бакалавриата — хорошая тренировка будущей меняющейся профессиональной жизни.

В 2012 году 39% немецких бакалавров поехали за магистерской степенью в другой вуз — несмотря на ностальгию по пятилетнему инженерному диплому. Это много. Остаться на знакомом месте и продолжить бакалаврскую работу, конечно, проще, но в учёбе действует принцип «чем хуже, тем лучше». Тяжело в учении — легко в бою, да?

2. Новый вуз может помочь найти работу мечты (или просто трудоустроиться)

Часто бакалавриат выбирают по принципу «куда взяли» или «надо же куда-то пойти». Многие абитуриенты точно не знают, где вообще хотят работать. К моменту поступления в магистратуру есть вероятность, что туман рассеется. И тогда выбор магистратуры может подсказать выбор работодателя: у многих вузов, особенно инженерных (МАИ, МИФИ), есть целевые наборы.

Ведут целевой набор через свои кафедры госкорпорации — например, Росатом и Роснано. Поступление по целевому набору избавит вас от головной боли, где взять деньги на учёбу, и поможет плавно перейти от учёбы к работе. Поступить по целевому набору можно и в бакалавриат, но в 18 лет такая определённость может ограничить будущую свободу. В 22 года с планами определиться всё-таки немного легче.

И магистратура даёт ещё один шанс.

3. Шанс перейти в вуз покруче (и стать выпускником этого вуза)

Особенно эта мотивация характерна для англичан и американцев, которые продолжают учиться в магистратуре. Образование там платное — и очень дорогое, поэтому многие останавливаются на бакалавриате.

Для похода в магистратуру нужны веские причины, например, выгода для будущей карьеры (иначе чем возвращать тысячи долларов образовательного кредита), а в случае Оксфорда или Гарварда название вуза при трудоустройстве имеет огромное значение.

И если не получилось в бакалавриате, приобщиться к «Хогвартсу» можно и в магистратуре (выпускниками Оксфорда, например, считаются даже защитившиеся там аспиранты — они же были student, хоть и PhD).

В России тоже есть вузы с сильными брендами — в основном это вузы проекта 5-100 во главе с МФТИ, ВШЭ, ИТМО, ТГУ и МГУ. Окончите там магистратуру — будете их гордыми выпускниками, даже если бакалавриат у вас в вузе попроще.

Повысить класс образования можно и не в самом громком вузе — всё зависит от ваших интересов и дотошности поисков. Иногда новые программы магистратуры строятся одним-двумя приглашёнными зарубежными профессорами.

Могут быть и двойные дипломы с иностранным вузом. Кстати, программы с двойными дипломами — ещё одно ключевое слово.

Обучение за рубежом или ообучение на английском языке даст вам дополнительный козырь в любой профессии.

4. Вы можете поступить в магистратуру за рубежом

По системе ECTS вы можете выучиться в магистратуре в Европе, нужно только набрать нужное количество баллов.

И если в Великобритании обучение стоит очень недёшево, то в государственных вузах Германии (а их большинство) обучение бесплатное, в том числе для иностранцев. Для обучения в Великобритании есть стипендии.

Понадобится, конечно, освоить язык и сдать экзамен, но зато и уровень challenge в личном и учебном смысле будет принципиально другим. А дальше — смотри первый пункт.

5. Магистратура в другом вузе — это возможность вообще перезапустить жизнь

Самое главное. Проблема неосознанного (под давлением родителей, школьных учителей, по примеру друзей — нужное подчеркнуть) выбора университета сразу после школы типична для России. «Нет ничего страшного в смене специализации после бакалавриата», успокаивает раздел «Образование» газеты The Guardian.

По разным оценкам, в России от 30 до 70% выпускников вузов работают не по специальности. Отчасти это связано с устаревшей и оторванной от рынка труда структурой «образовательного портфеля»: выпускают одних, а нанять готовы других. Но очень много людей просто ненавидят специальность, по которой получили диплом.

У всех наверняка есть друг Коля, сын доктора и доктора, который в десять лет знал, что будет доктором.

Но у большинства из нас всё было несколько сложнее. В системе пятилетнего диплома из этого угла не было выхода, кроме болезненного для студента (и родителей) варианта бросить вуз и начать заново. Для молодых людей это ещё и означало потерю брони от армии, поэтому выхода на самом деле не было совсем.

Магистратура в этом смысле спасает жизни. Наберитесь смелости и выберите в ней ту специальность, которая вам действительно нравится. Перейти из физиков в лирики будет непросто, возможно, придётся попотеть, сдать дополнительные курсы и нагонять потерянное ночами. Но, поверьте, оно того стоит.

Нет ничего ужаснее провести жизнь запертым в офисе один на один с нелюбимым делом.

Иллюстрации: Shutterstock (Sapunkele)

Источник: https://mel.fm/magistratura/8329750-magistracy

Магистратура – это второе высшее образование или нет – в 2019 году, закон, после бакалавриата, поступление, разница

Магистратура не по профилю бакалавриата

На сегодняшний день многие люди беспокоятся о наличии у них высшего образования, стараясь обеспечить себе конкурентное преимущество в процессе поиска какой-нибудь должности.

В наше время для устройства практически на любую работу человек должен предоставить потенциальному руководителю документы, подтверждающие наличие у него высшего образования.

Некоторые в 2019 году стараются получить максимально высокую квалификацию, в связи с чем задумываются: магистратура – это второе высшее образование или нет.

Ориентация на закон и системы

Для того чтобы понять, является ли магистратура вторым высшим образованием, следует более подробно разобраться в нормативно-правовой базе, которой регламентируется этот вопрос.

Ключевой нормальный акт, который регулирует данный вопрос – это Закон «Об образовании», в статье 10 которого говорится о том, что магистратура представляет собой профессиональное образование.

Бакалавриат в соответствии с этим нормативным актом выделен в отдельный пункт и рассматривается как нижестоящий уровень.

В статье 12 закона говорится о том, что образовательные программы высшего профессионального образования включают в себя магистратуру, специалитет, магистратуру и прочие уровни.

В статье 23 оговаривается, что все программы высшего образования могут быть реализованы исключительно в соответствующих образовательных учреждениях. Более подробно вопрос получения высшего образования прописан в статье 69 этого закона, которая полностью посвящена этой теме.

В частности, там указывается, что получить высшее образование по программе специалитета и бакалавриата может только тот человек, у которого есть аттестат о получении среднего образования, в то время как поступить в магистратуру имеет право только гражданин, имеющий высшее образование любого образования.

Главные положения

Для того, чтобы понять актуальность магистратуры, следует более подробно разобраться в том, что она представляет собой в соответствии с действующим законодательством и как регулируется процедура получения такого образования.

Магистратура – это следующая ступень высшего образования, которая идет за бакалавриатом. Магистры получают возможность получения всей необходимой информации, относящейся к выбранной ими специальности, а, помимо этого, они получают специализированный уровень в научно-исследовательской среде.

Поступить в магистратуру человек может как на платной, так и на бюджетной основе. При этом стоит отметить тот факт, что с течением времени общее количество бюджетных мест постоянно уменьшается, в то время как платное обучение дорожает.

После того, как человек получает титул «бакалавра», он может подать документы для поступления на магистратуру или на выбранную ранее специальность, или на ту, которая непосредственно связана с его профессией бакалавра. При этом получать образование можно как на дневной, так и на заочной форме.

Особенности второго высшего образования

Стать магистром может человек, который в процессе своей профессиональной деятельности понял, что решил реализовать свои навыки в какой-то другой сфере. Для того, чтобы поступить в магистратуру, у гражданина в обязательном порядке должно быть первое высшее образование, причем в процессе вторичного поступления отсутствует возможность поступления на бюджетные места.

Длительность получения образования в данном случае составляет от двух с половиной до трех с половиной лет.

Если второе высшее образование имеет непосредственную связь с уже имеющейся у человека профессией, длительность обучения существенно сократиться, в то время как при отсутствии схожестей в специальностях обучение будет проводиться три с половиной года.

Поступление на второе высшее образование осуществляется через прохождение собеседования или специализированного профильного теста.

Бакалавриат представляет собой более фундаментальную теоретическую подготовку по сравнению с магистратурой, так как здесь новая профессия изучается буквально «с нуля». Именно поэтому этот вариант используется чаще всего теми, кто принял решение о кардинальной смене сферы деятельности.

Магистратура – это альтернативный вариант, который ориентируется больше на практику, в первую очередь, принимая во внимание пожелания потенциальных работодателей и возможность получения новой профессии, которая будет востребована на рынке труда.

В процессе прохождения обучения в магистратуре человек может получить полноценное второе высшее образование даже в том случае, если первое не имеет какого-то отношения с выбранной специализацией.

Стоит их разграничивать или нет

После окончания магистратуры человек получает сразу два диплома:

  • два диплома магистра;
  • диплом специалиста и магистра;
  • диплом бакалавра и магистра.

Такое обучение можно назвать вторым образованием только в первых двух случаях, что и является основной разницей данной системы для специалистов и бакалавров.

В то же время бакалавриат не оставляет каких-либо сомнений в своей актуальности, так как в данном случае первое высшее образование является второй ступенью. Для специалистов только диплом устанавливает, является ли вторым высшим образованием магистратура после специалитета.

В соответствии с нормами, указанными в статье 108 Закона «Об образовании», государство предоставляет всем гражданам России возможность бесплатно получить диплом магистра всем людям, имеющим право на его получение до того, как произошел переход на «Болонью». В документах таких людей стоит соответствующая отметка о классификации дипломированного специалиста.

Ключевым условием для получения бесплатного образования в данном случае является выбор этой же или предельно смежной специальности.

Специалитет, который человек закончил с получением соответствующего диплома на протяжении более пяти лет, предусматривает подготовку магистранта, в связи с чем следующий этап для него является вторым высшим образованием.

Куда лучше поступать

Если человек решил посвятить жизнь постоянному развитию и хочет охватить сразу ряд профильных специальностей, то в таком случае после получения звания магистра повторное поступление в магистратуру может быть вполне оправданным решением.

Стоит подготовиться к ряду возможных трудностей, таких как:

  • сложность при получении образования по специальности, которая ранее не изучалась;
  • необходимость оплаты обучения;
  • довольно сложные вступительные экзамены.

В то же время, если человек при наличии звания магистра поступает в магистратуру, это будет для него полноценным вторым высшим образованием. Именно поэтому люди, которые преследуют цель его получения, могут воспользоваться данным вариантом для того, чтобы добиться этого результата всего за два года.

Плюсы и минусы

Бакалавриат представляет собой систематизированную подготовку граждан, принявших решение получить другую профессию, которая существенно отличается от полученного ими ранее образования. Таким образом, к примеру, человек может развиваться в экономической сфере, после чего внезапно решить перейти в нефтедобывающую область или же стать профессиональным программистом.

Получив обучение на протяжении трех или четырех лет, человек действительно может подробно изучить основы и особенности нужной ему специальности, чтобы в дальнейшем построить в ней карьеру.

Ключевым недостатком магистратуры можно назвать только короткий промежуток обучения, так как на протяжении этого промежутка времени не так просто получить фундаментальную подготовку. Несмотря на ее относительно небольшую длительность и стоимость, магистратура является не самым оптимальным вариантом для специалистов, которые решили поменять свою деятельность.

Это идеальный вариант для граждан, которые приняли решение о повышении собственной конкурентоспособности на рынке труда, так как за счет этого можно будет получить массу новых навыков и знаний, которые в дальнейшем могут пригодиться в процессе карьерного роста.

Таким образом, магистратура представляет собой довольно актуальный вариант получения второго высшего образования, но воспользоваться им могут далеко не все. Для начала следует разобраться во всех особенностях получения этого образования, а также убедиться в том, что соблюдаются все условия, предусмотренные установленными правилами.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://jurjur24.ru/magistratura-jeto-vtoroe-vysshee-obrazovanie-ili-net/

7 вопросов о Магистратуре

Магистратура не по профилю бакалавриата
08.07.2016 23:08

В рубрике «7 вопросов» мы обсуждаем важные феномены, тренды и волнующие многих вопросы с экспертом в этой области. На вопросы о магистратуре ответил проректор НИУ ВШЭ Сергей Юрьевич Рощин

1. Какие перспективы представляются после окончания магистратуры и почему недостаточно бакалавриата по этой же тематике? 

Никто не говорит, что бакалавриата недостаточно. Не существует абсолютных ответов на этот вопрос, они всегда относительно зависят от того, как человек планирует свою дальнейшую, в первую очередь, профессиональную трудовую траекторию.

Очевидно, что бакалавриат в условиях многоуровневого образования, которое в настоящий момент реализуется в Российской Федерации – это та ступень образования, которая даёт сравнительно общие компетенции в рамках той или иной предметной области.

Причем подчёркиваю, предметной, а не профессиональной, потому что когда мы говорим о бакалавриате, мы говорим об образовании, относящемся к широкой предметной области.

Если мы говорим о дальнейшей профессиональной деятельности, то она, как правило, всегда уже, чем предметная область, по которой формируется то или иное образование.

И с этой точки зрения можно остаться на уровне бакалавриата, но, как правило, бакалавриат будет связан в большей степени с теми компетенциями, умениями, навыками, знаниями, которые формируют достаточно простые исполнительские позиции при дальнейшей трудовой карьере. У каждого человека свой выбор, поэтому никто не говорит, что это необходимо.

Если есть желание быть нацеленным на продвижение своей профессиональной, трудовой деятельности, то магистратура в этом отношении выглядит предпочтительнее

Магистратура может углублять бакалаврский уровень образования, поскольку он достаточно общий, может углублять знания с точки зрения инструментов, профессиональной деятельности, аналитической деятельности и так далее.

Она может расширять его, потому что бакалавриат опять-таки общий, а магистратура реализуется по определённой предметной области, нишевой и секторальной, уже связанной с конкретной профессиональной деятельностью на базе того же самого бакалавриата с точки зрения предметного пространства.

Кроме того, магистратура может предоставлять ещё и третью возможность. Это возможность переключения, когда бакалавриат делается по одному направлению, а магистратура по другому.

С этой точки зрения она выступает как возможность сформировать комплиментарные компетенции, умения, знания и навыки по отношению к некоторым базовым, которые были получены.

Магистратура даёт углублённые дополнительные или расширенные знания, что должно увеличить человеческий капитал и повысить капитализацию выпускника на рынке труда, а также позволяет занимать более высокие позиции или делать соответствующую карьеру. Это подтверждается и на практике. Действительно, мы видим, что, как выражаются экономисты, специалисты по образованию, магистерский уровень образования даёт определённую зарплатную премию по отношению к тем, кто оканчивает бакалавриат.

2. Как реализованы льготные программы для поступления? Какие льготы даёт переход в магистратуру после бакалавриата? 

Таких льгот нет. Все должны пройти вступительное испытание при поступлении в магистратуру и выдержать конкурс для зачисления на магистерские программы. Вступительные процедуры могут быть устроены разным образом.

Это может быть вступительное испытание, или же поступление через участие в олимпиаде, проводящейся для студентов-выпускников, и победителям которой предоставляется возможность зачисления.

Олимпиаду тоже можно считать определённым конкурсным испытанием.

Существует технология вступительных испытаний, которую активно развивает Высшая школа экономики, а именно – предоставление так называемого портфолио. Таким образом, надо накопить определённые результаты, которые делают ваше портфолио при поступлении более выигрышным. В таком случае вступительное испытание – это конкурс портфолио. Но от этого никто не освобождается.

3. Насколько высока интенсивность занятий? Есть ли возможность совмещения с работой?

Откуда такой императив, что обязательно надо совмещать учёбу с работой? В этом отношении выбор всегда индивидуальный с точки зрения способностей, возможностей, сил человека на то, чтобы успешно учиться и одновременно приобретать какой-то профессиональный опыт.

Модель магистерской программы Высшей школы экономики выстроилась уже сравнительно давно. Если мы говорим об аудиторной нагрузке, то она находится, как правило, в пределах шестнадцати аудиторных часов в неделю.

Но это не означает, что мы сводим трудоёмкость освоения образовательной программы исключительно к тому, когда студент должен присутствовать в аудитории.

Магистратура предполагает гораздо большую включённость в освоение той или иной деятельности

С этой точки зрения много времени посвящается подготовке магистерской диссертации — исследовательской, аналитической или профессиональной. В таком случае магистерская программа требует достаточно существенных трудозатрат. К этому надо относиться соответственно.

К тому же, в магистратуре есть такой формат занятий как научно-исследовательский семинар, который является частью любой магистерской программы, или, если речь идёт о программах, имеющих профессиональную направленность, проектный семинар. С аудиторной точки зрения он занимает не так много времени, не более четырёх часов в неделю.

Но, безусловно, он предполагает определённую подготовку, выполнение тех или иных проектов, исследовательской деятельности, и так далее. Можно ли при такой нагрузке совмещать учёбу с работой? Да, можно, очень многие совмещают, это правда.

Но в любом случае это всегда индивидуальный выбор, индивидуальное решение, индивидуальные возможности.

4. Есть ли практика и на всех ли программах она реализуется? 

Конечно, у магистров есть так называемая преддипломная практика. Но многие магистры, как правило, уже встроены в различные проекты по профессиональной деятельности внутри университета, или же за пределами университета, как мы уже говорили, многие нередко совмещают учёбу с работой, нередко уже в той или иной профессиональной сфере.

Это тоже, безусловно, работает на освоение ими профессиональных компетенций и дополняет то, что они получают в виде образовательной программы. Программ очень много, поэтому очень много разного опыта того, как это выстраивается.

В Высшей школе экономике в настоящий момент порядка 130 программ, поэтому здесь очень-очень разные практики того, как выстраиваются практики.

5. Котируется ли диплом магистра за рубежом? 

Этот вопрос не имеет общего варианта ответа. Диплом об образовании сообщает работодателю о том, что соискатель владеет определёнными компетенциями, знаниями, умениями, которые так или иначе могут способствовать той или иной профессиональной деятельности.

Но прежде всего любая профессиональная деятельность всегда уже, чем любая образовательная программа. Редко бывает, что образовательная программа абсолютно точно соответствует узкой профессиональной деятельности.

Поэтому на рынке труда в рамках тех или иных профессиональных сообществ, пространств, существуют различные процедуры сертификации, подтверждения тех или иных компетенций, и никакой диплом не освобождает от того, чтобы их предъявить.

В этом как раз заключается всё то, что называется профессиональными стандартами. Это первое. В этом отношении слово «котируется», если можно так выразиться, ни о чём.

Существует ли жизнь с дипломом высшей школы экономики за рубежом? Да, существует

По-разному для разных программ. Многие продолжают дальнейшую академическую карьеру, поступают на PhD-программы.

Работают ли люди с магистерскими дипломами по миру? Да, работают, активно, в разных сферах.

Означает ли это, что во всём мире, когда открывают диплом с надписью «магистратура Высшей школы экономики», сразу говорят: «Вау»? Конечно же, нет. Потому что не об этом речь, и так и не должно быть.

6. Есть ли магистерские программы, проводящиеся совместно с иностранными вузами и предполагающие обучение за границей? 

В Высшей школе экономики очень много разных программ. У нас больше двадцати мастерских нерусскоязычных программ в очень разных сферах образования и на разных направлениях. Они полностью англоязычные. Они разные, некоторые из них выстроены в партнёрстве с другими университетами, некоторые без всяких партнёрств.

На некоторые поступают в основном российские граждане, на некоторые поступают со всего мира.  Если мы берём различные русскоязычные магистерские программы, то многие из них включены также в широкую сеть партнерств, когда есть возможность получить два диплома, провести часть времени обучения, от полугода до года, в другом университете.

Здесь учитывается много разных вариантов с точностью до программы и направления.

7. Возможны ли какие-либо рекомендации по подготовке к поступлению для студентов в этом году?

Первое – постараться пораньше понять, чего вам хочется, попробовать себя в разных сферах, чтобы разобраться. Помните, как в «Винни Пухе», когда Тигра пытался понять, что он любит, пробовал чертополох, мёд, до тех пор, пока не попробовал рыбий жир и не понял, что это то, что нужно. Он ещё не знал себя. А узнать себя важнее всего.

Потому что магистратура действительно предоставляет много возможностей с точки зрения переключения образовательного направления, формирования комплиментарных компетенций.

Когда человек поступает в 17 лет в бакалавриат, как бы ответственно он к этому не относился, сколько бы ни узнавал ,сколько бы ему ни рассказывали его друзья, родители и все другие про какую-то свою деятельность, он ещё недостаточно хорошо знает, что он сам из себя представляет, что нравится Тигре.

Может быть так, что сначала человеку нравится писать, или считать, как это было в конце школы. А потом выясняется, что это ещё не всё, и существует масса других уточняющих особенностей. Поэтому задача – понять, что же нужно для тебя, нужно определиться и уже в связи с этим строить свои планы.

Если строить свои планы, то надо накапливать умения, компетенции, которые будут полезны на соответствующей магистерской программе. Потому что задача же не только поступить. Задача – успешно обучиться и потом уйти в какую-то профессиональную деятельность. И с этой точки зрения последовательное, содержательное накопление компетенций – это всегда самое важное.

Ведь для человека обучение – это очень увлекательный процесс. Конечно, ему помогают окружающие, преподаватели и другие, но во многом он ещё и сам себе скульптор.

Он из себя такого, непонятно какого пока, вырезает своего рода «Давида» Микеланджело, соответствующего определённому профилю человеческого капитала, складывающегося из компетенций, умений и всего остального. Вот, чем лучше с собой обращаться с самого начала, тем более осознанно потом складывается с магистратурой.

Потому что магистратура – это очень осознанная инвестиция человеческого времени. В бакалавриате можно, в большей степени, катиться по рельсам. После школы… общее образование, ещё общее развитие, общая социализация. Магистратура – это тот период жизни, когда общие  издержки получения образования достаточно высоки. Ну, действительно, 23-25 лет.

Можно ведь уже работать и зарабатывать, а тут ещё для чего-то учатся, и важно понять, для чего же. Это и есть главная моя рекомендация – понять для чего. Для себя конкретно. И в соответствии с этим выбирать и двигаться вперёд.

Источник: https://thevyshka.ru/9735-master-degree/

Прав-помощь
Добавить комментарий