Могу ли я без пед образования работать воспитателем на 0,5 ставки?

Продолжительность рабочего времени и учебная нагрузка педагогов: новый порядок

Могу ли я без пед образования работать воспитателем на 0,5 ставки?

Приказом Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.

Регистрационный № 36204) установлена продолжительность  рабочего  времени  (нормы   часов педагогической  работы  за  ставку  заработной  платы)     педагогических работников и утвержден  Порядок определения  учебной  нагрузки   педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Приказ).

Приказ подготовлен с учетом  положений нового Закона об образовании и изменений, внесенных в ТК РФ, и  вступил  в силу  10 марта 2015 года. С этого времени приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010 г. N 2075  (зарегистрирован Минюстом РФ 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709)  утратил силу.

О работе с документом

Настоящий Приказ наряду с статьей  333 РФТК РФ имеет очень важное значение для обеспечения стабильности правового регулирования вопросов,  связанных с рабочим временем педагогических работников,  с распределением их учебной нагрузки, с основаниями ее изменения по инициативе работодателя, со случаями установления верхних пределов учебной нагрузки и др.

Уважаемые педагоги! Советуем внимательно изучить документ. Продолжительность рабочего времени, учебная нагрузка и заработная плата тесно  взаимосвязаны между собой. Знание положений документа и исполнение его будут способствовать минимизации конфликтных ситуаций. Не даром  говорят: «информирован – значит вооружен».

Уважаемые руководители! Советуем привести в соответствие с настоящим документом локальные акты организации (коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.).

Напоминаем, что мы не комментируем документы, а только информируем о них.   По вопросам трудовых правоотношений советуем обращаться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт Минобрнауки РФ, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ «Ответы на вопросы».

Обзор документа

О продолжительности рабочего времени педагогических работников

Как отмечается в документе продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы 36, 30, 25, 24, 20 и 18 часов в неделю.

Например, у старших воспитателей  ДОУ,  педагогов-психологов,  социальных педагогов,       педагогов-организаторов,   старших вожатых,   инструкторов по труду,  педагогов-библиотекарей, преподавателей-организаторов ОБЖ  она составляет  36  часов   в   неделю; у музыкальных руководителей и   концертмейстеров — 24 часа в неделю  за   ставку заработной платы;  у учителей-дефектологов и  учителей-логопедов — 20 часов в неделю за   ставку заработной платы.

Учителям школ, педагогам  и   старшим     педагогам дополнительного образования, логопедам  медицинских  организаций  и   организаций     социального обслуживания, учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций устанавливается норма часов учебной  (преподавательской) работы  18  часов  в неделю за ставку заработной платы.

За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников принимается норма часов  учебной   (преподавательской) работы  являющаяся нормируемой частью их педагогической работы.

О рабочем времени педагога

Согласно документу в   рабочее время педагогических работников в  зависимости  от  занимаемой  должности  включается учебная (преподавательская) работа – нормируемая часть, а также  воспитательная, индивидуальная работа  с  обучающимися,   научная, творческая и исследовательская работа,  другая   педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями  и   (или) индивидуальным планом:  методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа,   предусмотренная планами   воспитательных,   физкультурно-оздоровительных,     спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися .

https://www.youtube.com/watch?v=rLs9lCFtBAY

Нормы часов педагогической работы  за  ставку  заработной   платы педагогических работников, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской)  работы  устанавливаются в астрономических  часах,  включая   короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

Учебная нагрузка больше или меньше ставки только с согласия педагога

В соответствии с документом педагогическая или учебная (преподавательская) работа  сверх установленной  нормы  часов  либо ниже установленной нормы за  ставку  заработной  платы  выполняется работником только с его  письменного согласия.

Зачем нужно устанавливать указанные нормы

Как отмечается в документе нормы часов педагогической работы за  ставку  заработной   платы и нормы   часов учебной  (преподавательской)  работы являются  расчетными  величинами  для   исчисления педагогическим  работникам  заработной  платы   за   месяц     с   учетом установленного объема работы  в неделю (в год).

В документе  впервые прописан порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления   верхнего предела учебной нагрузки педработников в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда. Об этом читайте в материале « Учебная нагрузка педагогов и основания ее изменения: новый порядок».

Источник: ГАРАНТ.РУ:

http://www.garant.ru/hotlaw/federal/609999/#ixzz3TbUJ43Xw

Продолжительность рабочего времени и учебная нагрузка педагогов: новый порядок

Источник: https://eduinspector.ru/2015/03/12/prodolzhitelnost-rabochego-vremeni-i-uchebnaya-nagruzka-pedagogov-novyj-poryadok/

Работа педагога по совместительству

Могу ли я без пед образования работать воспитателем на 0,5 ставки?

Трудовой кодекс РФ устанавливает, что каждый гражданин в свободное от основного места труда время вправе выполнять у того же, либо другого работодателя иные регулярные обязанности за дополнительную плату (внутреннее или внешнее совместительство).

Но федеральное законодательство вводит и другие нормы, конкретизирующие особенности совместительства для определенных категорий специалистов, и обязательные к исполнению как нанимателями, так и наемными работниками. К таким категориям относятся фармацевты, медики, сотрудники учреждений культуры и образования. На специфике работы по совместительству педагогических работников и будет акцентировано внимание в настоящей статье.

Тк рф

Основные нормы совместительства отражены в Трудовом кодексе в ст. 60, 282—288.

Они регулируют взаимоотношения между работодателем и работником, возникающие при выполнении последним функционала, возложенного на него сверх тех, что определяет трудовое соглашение по уже занимаемой должности.

Но преподавательский состав относится к той профессиональной касте, для которого в ст. 282 сделана оговорка о том, что для него возможность совместительства или совмещения может иметь свои особенности, устанавливаемыми отдельными правительственными актами.

Основной нормативной базой для регулирования трудовых обязательств, выполняемых педагогами сверх основных, являются закон «Об образовании» № 273-ФЗ и Постановление Минтруда РФ № 41.

В последнем даются наиболее четкие разъяснения, на каких должностях педагогические работники могут осуществлять подработку, в каких объемах и какой продолжительности.

Там же определяются основные критерии разграничения совместительства и совмещения учителей, воспитателей и преподавателей.

Работа педагогов по совместительству и совмещению

Основная разница между этими понятиями состоит в том, что в случае совместительства педагогический работник выполняет другой функционал у иного работодателя, а в совмещении – берет на себя часть дополнительных обязанностей либо расширяет объемы уже выполняемой работы по главному месту труда по той же должности.

Совместительство обязательно должно быть оформлено отдельным соглашением, а при совмещении расширение функционала и оплата за его выполнение оговариваются в дополнении к уже существующему договору.

Что является работой по совместительству педагогических работников?

Преподавательская работа может в себя включать учебную, воспитательную, а также другие виды педагогической деятельности, предусматриваемые квалификацией по соответствующей должности. Это касается как должностных обязанностей преподавателя по основному месту труда, так и тех, что он может исполнять сверх этого.

При этом согласно Постановлению N 41 совместительством для педагогов не могут считаться:

  • научная, литературная или другая деятельность творческого характера, которой не отведена дополнительная вакансия по штату;
  • проведение специальных экспертиз за разовую плату;
  • преподавание или консультирование с почасовой оплатой (здесь закон устанавливает годовое ограничение в 300 ч.);
  • преподавание в том же учреждении образования, а также руководство аспирантами, докторантами, заведование кафедрой или факультетом, руководство классом, председательство в различных комиссиях, производственных обучениях и практиках, заведование кабинетами, лабораториями, проведение экскурсий и др;
  • преподавание в том же учреждении сверх часовой нормы за отдельную ставку.

Все вышеперечисленные виды обязанностей могут возлагаться на педагога в порядке совмещения за отдельную плату.

Допустимое количество часов в неделю

Постановление № 41 устанавливает недельные часовые нормы по совмещаемым должностям для работников образовательной сферы. Согласно ему продолжительность труда в течение месяца по каждому дополнительному трудовому договору не должна превышать 50% месячной нормы, а для тех педагогов, у которых этот показатель составляет менее 16 ч. в неделю, – еженедельных 16 часов.

Ч. 1 ст. 333 Тк рф для работников образования устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени – в общем случае она не может быть более 36 ч. в неделю. Отсюда следует, что длительность подработки и совмещения для таких сотрудников не может превышать 18 ч.

Недельные нормы часов за одну ставку заработной платы педагогов различных квалификаций и специальностей устанавливаются приказом Минобразования N 1601, и могут сильно различаться.

Так, например, учителям иностранного языка в организациях дошкольного обучения устанавливается недельная часовая норма продолжительностью 18 ч., а инструкторам по физкультуре – 30 ч.

Эти нюансы обязательно должны учитываться при установлении длительности рабочего дня педработникам по совмещаемым обязанностям.

Трудовой договор по совместительству с учителем

Если педагог берет подработку в том же учреждении образования, что и главное место труда, то она не считается совместительством и не требует оформления самостоятельного трудового договора. Сотруднику будет достаточно внести изменения в основной договор (то есть оформить факт совмещения соглашением).

Если же человек работает в нескольких организациях, то обязательно заключение трудового соглашения в каждой из них.

Неотъемлемым пунктом при оформлении договора по совместительству является часовая норма рабочего дня педагога и описание его функционала.

Документ должен отражать все условия и особенности взаимоотношения сторон, включая их права и обязанности. Отдельно оговаривается размер и порядок оплаты труда сотрудника.

Образец трудового договора учителя-совместителя.

Работа по совместительству для воспитателей

Для воспитателей действующим российским законодательством установлена недельная часовая норма продолжительностью 36 часов. Если воспитатель работает сверх нее по своей же должности в том же учреждении, то такие обязанности нужно оформить на условиях совмещения. Трудоустройство к стороннему работодателю требует заключения обособленного трудового соглашения.

Подработка воспитателя не может еженедельно превышать 18 часов, а количество мест труда не ограничивается. Так, если сотрудник готов нести нагрузку 72 часа в неделю, то из них 36 часов будут работой по главному месту труда, а два других трудовых договора будут описывать функционал по дополнительно занимаемым должностям. По каждому из них недельная норма не может быть более 18 ч.

Оплата работы

Все сотрудники, берущие на себя выполнение расширенного функционала, не определенного основным трудовым соглашением, должны получать за труд оплату в размере пропорционально отработанному времени.

Если работником образовательной сферы выполняются нормированные задания, то оплата осуществляется за выполненный объем работ.

При этом не имеет значения, оформлена ли подработка в качестве совместительства либо совмещения.

В расчет среднего заработка при исчислении различных компенсаций педработникам, работающим на нескольких местах работы, включается зарплата по всем видам совместительства.

Аттестация по совместительству

Педагоги-работники государственных учреждений имеют законодательно закрепленное право пройти аттестацию на любую категорию как по главному, так и по дополнительному месту труда.

Отпуск

Отпуск совместителю предоставляется одновременно с отпуском по основной должности.

Практически весь преподавательский состав имеет право на удлиненный отпуск – их длительность определена Постановлением Правительства РФ № 466.

  Продолжительность отпуска педагогических работников может варьировать от 42 до 56 дней в зависимости от вида образовательного учреждения-работодателя и занимаемой в нем должности.

В случае, когда отпуск по совместительству меньше по длительности отпуска по главному месту труда, то эти дни оформляются как отпуск без сохранения заработной платы.

Нарушением трудового законодательства будет считаться отказ в предоставлении отпуска совместителю по его требованию в период отпуска по главному месту труда.

Стаж педагогического работника по совместительству

Согласно Постановлению Правительства РФ № 781 педагогический стаж дает право сотруднику досрочно выйти на пенсию, но лишь при выполнении законодательно установленных нормативов времени труда в учреждениях образования. Льготная пенсия назначается в случае, если человек отработал в них не менее 25 лет. При этом место труда учителя должно числиться в государственном спецреестре.

Дополнительные часы совместителям будут засчитаны в льготный педагогический стаж для исчисления досрочной пенсии лишь при условии работы на втором месте на полной штатной ставке. Подтвердить такой стаж можно на основании справок работодателя, выданных в соответствии с требованиями закона и имеющих в своем составе все установленные законодательством реквизиты.

В педстаж засчитывается выполнение педагогических, руководящих и методических обязанностей в учреждениях образования.

Нюансы

Работа по совместительству педагогам не запрещена, но имеет свою специфику. Не все виды педагогической деятельности признаются совместительством, некоторые из них сотрудник может выполнять за дополнительную плату, но без оформления совмещения. Трудовой договор на совместителей-педагогов заключается лишь при трудоустройстве у другого работодателя.

Для учителей-совместителей действительны все льготы и компенсации, предоставляемые Тк рф. Педстаж сотрудника образовательного учреждения для получения пенсионных льгот исчисляется только при занятии им полной ставки педагога как на основной, так и на дополнительной работе. Часовые нормы на одну ставку по каждой должности устанавливаются Правительством РФ.

Источник: http://rabotnik-info.ru/sovmestitelstvo/pedagogicheskih-rabotnikov/

«Оклад был 370 рублей, а стал 150 рублей. Благо, что своих детей кормить не надо — большие уже, сами зарабатывают», — рассказывает Марина, которая работает воспитателем уже 24 года и получает 450 рублей. Злата Соколовская ушла из детского сада через два года работы — не выдержала постоянных переработок.

«Приходишь домой к восьми вечера, а к семи опять на работу. Попросту не восстанавливаешься», — рассказывает девушка. После побега трех малышей из детсада в Светлогорске и последующего увольнения специалиста, которая недосмотрела за ними, FINANCE.TUT.

BY поговорил c воспитателями об условиях труда, зарплатах и конфликтах с родителями.

Фото носит иллюстративный характер. Вадим Замировский, TUT.BY

«Оклад уменьшился в три раза»

Марина (имя изменено по просьбе героя) работает воспитателем в Минске с 1992 года. Вначале она трудилась в детском саду при МТЗ — он считался ведомственным, так как принадлежал предприятию. Потом сад стал государственным, и оклад уменьшился почти в три раза: «Был 370 рублей «новыми», стал 150. Благо детей кормить не надо — большие уже, сами зарабатывают.

— Раньше зарплата была хорошая, особенно если наработаю много часов. А так как у нас воспитателей не хватало, трудились много. К окладу добавлялась «прогрессивка» в 25% и доплата за стаж 25%, все-таки 24-й год работы пошел. Бывало и шесть-семь миллионов старыми, а бывало и больше. А сейчас у меня оклад 150 рублей, и в целом получается 450 рублей.

Там много всяких надбавок, я и сама не могу понять, как все насчитывается. Раньше было несколько пунктов, четко знали — за что дают, за что снимают. Помню только, что 4 рубля дается на литературу, мы же выписываем газеты, — рассказывает женщина.

Когда в садике поменялся наниматель, Марина подумывала уйти.

— Хотела поменять работу, кардинально изменить профессию. Устаешь психологически от одного и того же. Причин много — зарплата, взаимоотношения с родителями, сами дети. Все-таки новое поколение пришло, — объясняет она.

Марина работает в первую и вторую смену по семь часов. Дополнительные хозработы наподобие покраски окон и стен женщину не пугают. «Каждое лето воспитатели занимаются этим, а что поделать. Мне ж надо подготовиться к учебному году, правильно? Иногда просим родителей, кто-то приходит, — поясняет Марина и подмечает, что «в принципе, красить не так сложно».

«Многие держатся, потому что там идет выработка, на пенсию выходишь раньше»

Минчанка Злата Соколовская по образованию религиовед. Ее специальность не связана с дошкольным воспитанием, но девушке все же удалось устроиться на работу в садик — помогла запись «педагог» в дипломе. Однако через два года Злата ушла, не выдержав плотного графика.

— Когда другой воспитатель болеет или уходит в отпуск, тебя ставят на замену. А это 12-часовой рабочий день. Приходишь домой к восьми вечера, а к семи опять на работу. Попросту не восстанавливаешься, — рассказывает девушка.

Фото носит иллюстративный характер. Вадим Замировский, TUT.BY

Дополнительные часы оплачивались не полностью, максимум, который компенсировали, — полторы ставки. «Не бросишь же, не уйдешь. Правильно? Уже как могли, так и выкручивались. Заведующая, если была возможность, давала премии. Когда не было, просила: «Девочки, поработайте, найдем вам скоро замену», — говорит Злата. Девушка вспоминает, что такой режим длился примерно полгода.

— Никто не учитывал огромнейшей психологической нагрузки, не отслеживал момент выгорания. 12 часов с детьми — это чрезвычайно тяжело. Я просто спала на ходу, — вспоминает Злата. — Уже после увольнения мне звонили, просили вернуться, но я сказала «нет».

Злата вспоминает, что помимо переработок, нередко поручали дополнительные задания.

—  Например, я с мужем покрывала полы лаком, красила стены, штукатурила веранды, полола траву в саду и поливала ее, подметала веранды. Иногда родители помогали, но чаще все ложилось на наши плечи. Естественно, за это не доплачивали.

Когда я спрашивала, в какое время я вообще должна делать ту или иную работу, мне говорили одно — это издержки профессии. Если надо стенгазету — значит, надо стенгазету.

Муж приходит в шесть вечера, а я сижу вся в красках и рисую, — рассказывает девушка.

По словам девушки, в детском саду очень много бумажной работы. В первую очередь, это составление ежедневных планов. «Расписываешь все, от основного занятия, например, аппликации или конструирования, до прогулки», — отмечает Злата. Сейчас это делается в электронном виде, но еще пару лет назад планы писали от руки.

— Составляя план, ты должен опираться на литературу, которую рекомендует министерство. Лично я человек творческий и могу придумать занятие самостоятельно. Однако должна пользоваться чужими наработками. Но самое главное, что всю литературу, как правило, покупают воспитатели, — рассказывает девушка.

На этом затраты работников не заканчиваются: «На моей памяти никто нас не снабжал ни бумагой для рисования или распечаток, ни канцтоварами. Даже журналы групп, где отмечают присутствие и отсутствие детей, тоже покупали самостоятельно».

Нормированный рабочий день в детском саду — четыре дня по семь часов, один день — 12 часов. За такой график сейчас платят примерно 400 рублей. Поскольку Злата уже не работает в саду, она ориентируется на зарплаты бывших коллег и знакомых.

— 500 или 600 будет у людей с категориями, у тех, кто ведет кружки. Плюс доплаты за переработки, но они того не стоят, — признается Злата. — Вообще, если реально выполнять всю работу, то это недостойная зарплата.

У меня перед глазами были люди, которые отдали профессии много лет. И такого уровня педагогам столько платить? Многие держатся, потому что там идет выработка, на пенсию выходишь раньше. У каждого свои причины.

Также Злата жалуется, что условия труда — не единственная проблема. Отношение родителей к воспитателям также оставляет желать лучшего.

— Даже из-за полной ерунды можешь «получить по голове». Например, на прогулке ребенок сел на траву и решил поползать. У него загрязнились штанишки, и к тебе сразу много претензий — почему не забрала домой, не постирала, не отутюжила и не отдала маме чистые.

Я объясняю родителю: это ваш ребенок, и то, что он сел на траву, я не могла предвидеть. Однако потом меня вызывает заведующая, которой позвонила мама.

А ведь у меня самой пять детей, все ходили в сад, и лично я никогда не жаловалась из-за грязных штанов, — рассуждает Злата.

Тут же она приводит другой пример.

— Одна женщина перевела к нам дочку из платного детского садика. Ушли оттуда, потому что приходилось далеко ездить, а наш сад прямо во дворе находится. Она рассказывала, что там родители сами проявляют инициативу и посильно помогают воспитателям. Надо принести вату для опытов или мыльные пузыри для экспериментов? На следующий день все есть.

А у нас было так: один принес, второй принес, остальные проигнорировали. Или те же игрушки. Мы говорим: «Надо сформировать уголок строителя. Принесите, пожалуйста, у кого что есть». А нам в ответ: «Почему мы должны это делать? Если вы государственный сад, пускай вас государство и обеспечивает». Кажется, родители не думают, что их ребенок находится в саду больше, чем дома.

В той среде, которую мы для него создаем.

«Кажется, зарплата всегда на одном уровне»

«У меня были маленькие дети, которых некому было смотреть. Поэтому пошла в сад и стала помощником воспитателя», — рассказывает Лариса Рогожинская. Она работает в одном из столичных детских садов уже 22 года.

— Однажды даже писала заявление на увольнение, но все-таки не ушла, — смеется женщина. —  То место, которое мне предложили, занял другой человек. У меня первое образование техническое, политехнический техникум, и я всегда хотела немножко поработать по этой специальности. А уже потом окончила Минский педагогический колледж.

Рабочий день у Ларисы длится с 7.00 до 14.00. Переработок, по словам женщины, у нее «почти нет».

— Но иногда приходится остаться. Кто-то в отпусках, кто-то на сессии — всякое случается. Но это редко бывает — может быть, два раза в месяц. Пока график работы меня полностью устраивает.

К тому же есть смежные часы, когда работаю не одна, а вместе с воспитателем, — рассказывает Лариса. — Всю дополнительную работу, особенно ту, что возникает летом и перед осенью, делают родители. Они очень помогают.

Даже больше мы им помогаем, чем они нам.

Лариса поясняет, что зарплаты в детском саду зависят от многих факторов: образования, стажа, специфики работы. Поэтому один воспитатель получает 300 рублей, а второй — в два раза больше. Свою зарплату женщина не называет, но многозначительно подмечает, что «кажется, она всегда на одном уровне».

— Но ничего, живем. Если бы было больше, я бы не отказалась. А кто может сейчас сказать, что у него достаточная зарплата? По-моему, нет такого человека, который скажет: «Мне хватит».

Источник: https://finance.tut.by/news576003.html

Правовой статус педагогического работника

Могу ли я без пед образования работать воспитателем на 0,5 ставки?

 Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.

Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Что такое правовой статус педагогического работника

Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кто относится к педагогическим работникам

Согласно закону об образовании «педагогический работник —  это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д.

Основные требования

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как видим, наряду с известными требованиями для педработника должны быть установлены профстандарты, которым он тоже должен соответствовать.

Академические права и свободы

Для педагогогических работников (далее — педработники) сохранены имеющиеся у них в настоящее время права и свободы, в том числе свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, право доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности; на участие в управлении образовательной организацией; на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др.

Подчеркнуто, что академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод  других участников образовательных отношений.

Трудовые права и социальные гарантии

Сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, в т.ч.

такие как право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам  вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Сохранены льготы и для сельских педработников. Педработники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

За субъектами Российской Федерации  законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки  выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,  привлекаемых к педагогической деятельности (молодым специалистам).

Рабочее время

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Соотношения частей работы (учебной и другой) определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Режим рабочего времени и отдыха определяется трудовым договором, локальными нормативными актами, графиками работы и расписанием занятий.

Участие в ЕГЭ

Законодательно закреплены и трудовые права педработников, привлекаемых для проведения ЕГЭ. За работу по подготовке и проведению ЕГЭ  им выплачивается денежная компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Повышене квалификации

Теперь педработники  имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (повышение квалификации)  за счет средств  работодателя значительно чаще — раз в три года, а не раз в 5 лет, как было раньше.

Обязанности

Педработник, обладая определенными правами,  несет и определенные обязанности, в т.ч.

он должен   осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,  обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы,  развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

При этом он обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;  учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Педработник также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности,  медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда,  соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации.

Педработнику запрещается:

  • оказывать платные образовательные услуги обучающимся образовательной организации, в которой он работает,  если это приводит к конфликту интересов педагогического работника;
  • использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Ответственность

Неисполнение или ненадлежащее исполнение педработниками своих должностных обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.

К сведению. Согласно закону об образовании в оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленный по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Правовой статус педагогического работника

Источник: https://eduinspector.ru/2013/01/24/pravovoj-status-pedagogicheskogo-rabotnika/

Сколько часов воспитатель детсада может заменять своего коллегу

Могу ли я без пед образования работать воспитателем на 0,5 ставки?

Законодательством в сфере образования предусмотрено ограничение по объему работы по основному месту только в части, являющейся меньше нормы на ставку. В частности, ст. 30 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г.

№ 2628-III (далее — Закон № 2628) установлено, что педагогическая нагрузка педагогического работника дошкольного учебного заведения независимо от подчиненности, типа и формы собственности объемом менее тарифной ставки устанавливается только с его письменного согласия в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Отметим, что при отсутствии педагога или другого работника заведения образования руководитель обязан срочно принять меры по его замене другим педагогом или работником (п.

 22 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Мин­образования от 20.12.93 г.

№ 455, далее — Типовые правила № 455)ср. 025069200 .

Важно!Объем учебной и другой педагогической работы, которую может выполнять педагогический работник по основному месту работы, предельными размерами не ограничивается.

Об этом идет речь в п. 63 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102). В то же время п.

 64 этой Инструкции установлено: за часы педагогической работы, выполненной сверх установленной нормы, осуществляется дополнительная оплата в соответствии с получаемой ставкой заработной платы в одинарном размере. Согласно п.

 73 Инструкции № 102 за часы замещения педагогическими работниками временно отсутствующих в связи с болезнью или по другим причинам других педагогических работников, которое продолжалось не более двух месяцев, оплата труда осуществляется исходя из почасового расчета.

Если замена продолжалась более двух месяцев, то оплата труда осуществляется в порядке, предусмотренном п. 68 Инструкции № 102, т. е. по тарификации.

Напомним, что норма часов на ставку заработной платы воспитателей дошкольных учебных заведений составляет 30 часов в неделю (ст. 30 Закона № 2628).

Тогда средняя дневная норма рабочего времени определяется путем деления фактического объема недельной нагрузки на 5, если дошкольное учебное заведение работает на условиях пятидневной рабочей недели, или на 6 — при шестидневной рабочей неделе.

Пунктом 21 Типовых правил№ 455 предусмотрено: для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего распорядка или графиками сменности, которые утверждает руководитель заведения образования по согласованию с профсоюзным комитетом заведения с соблюдением продолжительности рабочей недели.

По согласованию с профсоюзным комитетом некоторым структурным подразделениям и отдельным группам работников может устанавливаться иное время начала и окончания работы.

Работникам непрерывно действующих заведений образования и тех, в которых по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или недельная продолжительность рабочего времени, допускается по согласованию с профсоюзным комитетом заведения установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормальное число рабочих часов (п. 23 Типовых правил № 455).

Работа работников при суммированном учете рабочего времени регулируется графиками работы (сменности), которые разрабатываются работодателем и согласовываются с выборным органом первичной профсоюзной организации. Учетный период устанавливается в коллективном договоре.

Ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная графиком, может колебаться в течение учетного периода, но общая сумма часов работы за учетный период должна равняться норме рабочего времени в учетном периоде. Учетным периодом при суммированном учете рабочего времени является месяц, квартал, полугодие, год и т. п.

(Методические рекомендации по применению суммированного учета рабочего времени, утвержденные приказом Минтруда от 19.04.2006 г. № 138).

При этом правила внутреннего трудового распорядка утверждает руководитель дошкольного учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом (п. 44 Положения о дошкольном учебном заведении, утвержденного постановлением КМУ от 12.03.2003 г. № 305).

Отметим, что нужно отличать замену временно отсутствующего работника и работу по совместительству. Именно при совместительстве установлены ограничения по продолжительности работы.

Так, продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день и полный рабочий день в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (п.

 2 постановления КМУ «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.93 г. № 245).

Также следует учитывать нормы Положения об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденного совместным приказом Минтруда, Минюста и Минфина от 28.06.93 г. № 43. В приложении к этому Положению приведен Перечень работ, не являющихся совместительством.

Важно!Педагогическая работа в том же дошкольном учебном заведении не считается совместительством (п. 8 указанного Перечня).

Источник: https://i.factor.ua/journals/ot/2015/january/issue-2/article-5000.html

Прав-помощь
Добавить комментарий