Могу ли я поступить в этот же ВУЗ на следующий год?

Год не насмарку: Что делать, если ребенок не поступил в вуз

Могу ли я поступить в этот же ВУЗ на следующий год?

Скоро в Украине объявят результаты приемной кампании — дети и их родители узнают, в какой университет они поступили. Но что если нет? Что если ваш ребенок не поступил в тот вуз, который хотел? Отчаяться, рвать на себе волосы и идти туда, где баллов оказалось достаточно? Как быть — советы дают ученый и писатель Владимир Спиваковский и практикующий психолог Вера Романова.

Вера Романова, кандидат психологических наук, практический психолог

У человека должны быть разные переживания, и отказываться от негативных эмоций, от того, что так случилось, не надо. Дать себе вволю попереживать, поплакать — нужно, и потом подумать, чем эта ситуация полезна для вашей жизни.

Я в свое время поступила везде, где угодно, кроме той специальности, на которую хотела поступить — я мечтала попасть в таможню. В итоге я решила год не терять и пошла на психологию, английский и литературу.

И после первой сессии я поняла, что попала туда, куда было нужно.

Конечно, мы живем в мире оценок. И когда происходит такая ситуация с поступлением в вуз, первая мысль: «А что будут говорить мои друзья, одноклассники, учителя? Что я — неудачник!». И естественно, что найдутся люди, которые так и скажут. Внешняя оценка удручает эту ситуацию, и по сути, это главное переживание, с которым сталкивается ребенок и его родители. Исходя из этого:

1. Важно понимать, как я сам себя оцениваю, зафиксировать свою собственную точку переживания: «То, что со мной происходит, я действительно чувствую? Или это не совсем зависит от меня, просто в такие обстоятельства я попал? А действительно ли, когда я готовился к экзаменам, я реализовывал свою мечту, а не родителей, например?»

2. Сложившуюся ситуацию можно воспринять как способ начать все с нуля, заново. Нужно уточнить свою мечту и спросить себя: а каким человеком я мечтаю стать, кем в жизни я себя вижу?

3. А затем принять решение, что делать дальше. Например:

— мы будем восстанавливать утерянное, чтобы дальше все было так, как принято в обществе (будем готовиться еще год, ходить к репетиторам, снова сдавать документы);

— мы можем пойти за помощью (например, сам я не могу ничего, но мне могут подсказать, на какие курсы пойти, чтобы поступить; куда устроиться на работу, если мы приняли решение работать);

— мы можем искать альтернативные варианты (записаться на курсы Сoursera, например, найти программу для обучения в иностранном вузе. Но родителям нужно понимать, что если ваш ребенок уехал из этой страны учиться в Европу, например, то он уехал отсюда навсегда, потому что очень тяжело ему будет с проевропейским мышлением возвращаться и жить здесь дальше).

4. Свою жизнь можно строить не только по принципу «воплотить мечту в реальность», а создать настоящий проект своей жизни. Сделайте следующее упражнение вместе со своими детьми, ответьте на 4 вопроса:

— что я хочу изменить/сделать в своей жизни?

— что я не хочу?

— кто мне в этом будет помогать?

— и кто мне в этом будет мешать?

Ответив на вопрос «Что я не хочу?», отметайте эти идеи из своей головы сразу. Сфокусируйтесь на ответе на вопрос: «Что я хочу изменить?».

Критерий успешности проекта — это степень его реализуемости: а смогу ли я при наличии тех возможностей, что есть у меня, взять и реализовать его либо же я нафантазировал? Мы можем надеяться на судьбу, на родственников, на систему образования, а можем только на себя.

Если вы говорите, что вы можете сделать это, значит, ваш проект вполне реализуем, а остальное дело заключается в поиске ресурсов. Подсказка: ваш ресурс скрывается в ответе на третий вопрос.

Владимир Спиваковский, ученый, писатель, бизнесмен, президент корпорации Гранд

Что делать, если ребенок никуда не поступил? Вариантов несколько.

Первый. Расстроиться, впасть в депрессию, обвинять всех вокруг, проклинать судьбу и разочароваться в людях и в мире.

Второй. Принять к сведению эту неприятность и рассмотреть несколько выходов из создавшегося положения. Может, даже окажется, что не все так плохо. Миллионы людей не поступили в первый год и они не ощутили впоследствии особых потерь.

Третий. Учесть, что (как бы это сказать помягче), наше отечественное образование в целом очень слабое, и проучившись 5-6 лет, вы ничего не будете знать и уметь, да и работы не будет. Поэтому…

Вариант четвертый. Если есть мозги и характер, или хотя бы одно из этих двух, то стоит устремиться в какой-нибудь европейский вуз, польский, чешский или немецкий. Там много денег не надо, а перспективы гораздо более радужные. Тысячи уехали и не жалеют.

Пятый. Пойти по пути моды и пользы. Поступить в какой-нибудь университет онлайн, дистанционно, желательно западный, их сейчас много. Если есть проблемы с английским языком, то тут надо решить для себя принципиальную вещь: зачем вам вообще высшее образование, если у вас не будет свободного английского? В наше время это уже просто обязательно. Так что вперед, в онлайн.

Шестой. Пойти работать. С моей точки зрения, это самый крутой выход, так как понимание «работы» сейчас ценится гораздо выше, чем любой диплом. Поэтому если будете выбирать, где работать, то выберите компанию своей мечты и идите туда на любую должность, хоть самую мизерную. Потому что ротация кадров сейчас настолько быстрая, что вы сможете даже продвинуться по службе.

Седьмой. Сесть на шею папе с мамой и целый год делать им нервы.

А вообще, не вешайте носа, ребята. Раньше даже на эту тему песенка была такая: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Университет, в который вас не приняли, это и есть та невеста… Из каждой неудачи сумейте извлечь удачу.

Источник: https://womo.ua/god-ne-nasmarku-chto-delat-esli-rebenok-ne-postupil-v-vuz/

Поступать нельзя отдыхать

Могу ли я поступить в этот же ВУЗ на следующий год?
07.12.

2016 20:36

Было ли у вас после окончания школы желание отдохнуть, забыть на время об учебе? Может, вы смотрели американские фильмы и завидовали подростками, которые брали так называемый на Западе gap year? Мы пообщались с людьми, которые решили взять год перерыва перед поступлением в университет, и узнали, тяжело ли им это далось, с какими трудностями они столкнулись, как на их решение отреагировали окружающие и как этот год повлиял на их дальнейшую жизнь

Анастасия Панарина, Дизайн, 2 курс

В конце 11 класса я плохо сдала экзамен по математике и не поступила в тот университет, в который планировала, – архитектурный у нас в Туле.

И я решила не поступать на коммерцию, а год пропустить и на следующий пересдать ЕГЭ. Однажды я наткнулась на информацию о Высшей Школе Экономики, факультете Дизайна, и решила сдавать литературу, чтобы поступать сюда.

Это же Вышка, здесь необыкновенно классно и дизайн преподают совсем по-другому.

Весь год я рисовала, но это было просто для себя, работать я не пошла – мне этого совершенно не хотелось, и не было такой необходимости. Первые полгода я очень жалела, думала, что полная неудачница, не поступила никуда. Но потом я привыкла и поняла, что ничего страшного от того, что я пропускаю год, – он же всего один.

Когда ты свыкаешься с этой мыслью, то начинаешь наслаждаться своей свободой. Вообще, это очень весело, ты можешь делать, что хочешь: читать книги, смотреть фильмы, гулять…

Родители отнеслись к этому спокойно: «Не поступила – ну ладно, что теперь поделаешь?» А вот многие друзья уехали в Москву, и общение полностью прекратилось. Непонимание происходит из-за устоявшегося мнения о том, что после школы каждый человек должен сразу пойти в университет, а ты выбиваешься из системы, и в сознании людей происходит «бах!», они начинают думать, что с тобой не так.

Этот год очень сильно изменил мои мысли. Раньше я думала, что учеба – самое важное в жизни и раз я не поступила, то очень глупая. А сейчас я просто легче отношусь к этому.

Я думаю, что нет ничего такого в том, чтобы год отдохнуть. Вдруг за этот год найдется какой-то новый университет, в который захочется поступить, как это было у меня.

Екатерина Инькова, Филология (Нижний Новгород), 2 курс

С 8 класса я грезила журналистикой. Закончила специальные курсы, работала на телеканале, была уверена, что буду поступать на журфак. Не сложилось. В 11 классе поймала себя на мысли, что мне нужен год перерыва, что я устала от всего, запуталась и нужно время, чтобы во всем разобраться.

После проваленных вступительных на журфак, поняла, что такую специальность я получать не хочу. Нет, не струсила. Она показалась мне узкой. Ну, не стоит это все 4 лет моей жизни. Тогда решила закинуть документы на филологию и лингвистику. Мне не хватило 2 баллов до бюджета, а на платное не хотела.

Я подумала, что это судьба, и решила годик переждать, все обдумать.

Родители отнеслись к этому совершенно спокойно, они всегда меня поддерживают. Мама предложила забавы ради подать документы на заочку. Я выбрала нижегородский ин.яз. и отучилась 1 курс. Параллельно я подрабатывала и готовилась к пересдаче ЕГЭ. Так, мне удалось улучшить результаты экзаменов на 22 балла.

После того, как поступила в Вышку на филологию, на бюджет, снова на 1 курс, многие спрашивали, чем занималась весь год и вообще к чему все это. А я не понимала и не понимаю до сих пор, зачем сразу после школы, если ты ТОЧНО не определился со специальностью, идти «хоть на кого-нибудь», лишь бы корочку получить.

Зачем тратить время на то, что не приносит тебе радости? Зачем тебе это все, если не собираешься работать по специальности или хотя бы в смежной области? У вас что, есть лишние 4 года? У меня их нет.

Я считаю, что нормально брать такой год перерыва, чтобы прислушаться к себе, к своим желаниям, определиться с вектором движения. У тебя есть время, чтобы понять, чего ты действительно хочешь.

Например, я за этот год успела поработать в офисе и понять, что это жуть, я так больше не хочу, а вот работа с детьми мне приносит гораздо больше удовольствия.

Не бойтесь бросать то, что вам не нравится, не бойтесь искать себя в других сферах.

А если вдруг с экзаменами все плохо, то помните, пожалуйста, что это не конец. Вокруг столько всего хорошего и прекрасного, что это одно из последних, на чем нужно зацикливаться.

Сейчас я учусь на филологии, участвую в конференциях, семинарах и летних школах. По возможности работаю вожатой в детских лагерях. Пока мне это интересно, я буду продолжать развиваться в этих сферах, а что будет потом, то будет потом. Для меня важно делать то, что приносит мне удовольствие, то к чему душа лежит.

Екатерина Слесарева, Реклама и Связи с общественностью, 1 курс

За 3 месяца до окончания 11 класса я поняла, что не очень хорошо сдам ЕГЭ, поговорила с мамой и решила, что буду поступать в следующем году. Еще одним фактором было то, что я спортсменка, и я решила это время посвятить полностью парусному спорту, так как этот год был моим последним в спортивной карьере: ездила на различные соревнования, путешествовала.

Есть такая фишка: в России большинство ребят боятся не угнаться за сверстниками («Как это так? Все мои друзья закончат вуз, а я все еще буду учиться!»).

Люди всегда думают, что мы должны сделать определенные вещи к определенному возрасту: поступить в вуз до 18, родить до 25… Мне не нравится эта тенденция, тем более gap year – это распространенная практика на Западе, и я подумала: «Почему бы и нет?» Я заручилась поддержкой родителей и рада, что все получилось.

Сначала я хотела поступать на рекламу, но потом, в течение года, когда отдыхала, начала анализировать тренды рынка и думать, что будет востребовано через 10 лет. Так начала готовиться к математике и информатике, чтобы поступать на техническое направление.

Но через полгода я поняла, что лучше слушать свое сердце и отталкиваться от личных интересов при выборе будущей профессии, и решила все-таки поступать на рекламу.

Это случилось буквально в один момент: я просто скинула со стола все книги по математике, подошла к маме и сказала, что это не мое. Родители поддержали меня и сказали, что если будет хватать баллов на платное в следующем году на рекламу, то я не должна буду ничего пересдавать и смогу просто учиться там.

В этот год, несмотря на то, что ты чем-то занимаешься, времени все равно остается очень много. Поэтому, если кто-то собирается брать gap year, я бы определенно посоветовала идти работать.

Первые полгода я посвятила спорту, а вторые – сидела дома. И это было ужасно. Пока твои одноклассники и сверстники учатся в университете, ты просто ничего не делаешь.

Встретиться с ними тоже не получается, потому что уже у них нет времени.

Мой главный совет – не сидеть дома, иначе это становится невыносимым. Готовьтесь, работайте, делайте что угодно, но не просиживайте штаны просто так.

Меня очень выручало то, что все равно в меня верили окружающие. Они знали, что я иду к своей цели, что раз я решила, то буду учиться в Москве, что этот год перерыва пойдет только на пользу.

Я знаю, что многие боятся рассказать родителям о том, что они не поступают или поступают только на платное, у некоторых семей нет такой финансовой возможности.

Но мне повезло в этом плане: родители поняли меня, поддержали и дали такой шанс, за что я им очень благодарна.

Определенно, я очень много переосмыслила за этот год, поэтому я бы была рада распространению такой практики в России.

Я абсолютно не жалею, что взяла gap year, ведь мне удалось познакомиться со многими людьми и потратить это время на себя, на спорт, плюс я читала много книг по своей будущей профессии, занималась самообразованием.

За этот год произошел огромный скачок и внутри просто что-то перевернулось, возможно, даже поменялось мировоззрение.

Получилось, что я поступала уже более подготовленной, ведь за этот год я узнала много о вузе, о своем направлении, возможностях дальнейшего трудоустройства, а если бы я поступала сразу после 11 класса, то была бы в замешательстве, как, в принципе, многие мои однокурсники, потому что они не представляют, где потом работать, как искать информацию, а я за этот год все изучила, что определенно пошло на пользу.

Алина Быкова, Востоковедение, 1 курс

Я из Владивостока и изначально просто мечтала поехать в Питер, очень долго уговаривала родителей, и речь была о том, что я буду учиться там на бюджете. Но к ЕГЭ я не готовилась, потому что занималась волонтерством, путешествовала (я жила в семье в Японии весной), а еще почему-то думала, что ЕГЭ сам магически сдастся без моего участия.

Поэтому для гуманитарных предметов у меня было недостаточное количество баллов. Тогда я уломала родителей, чтобы они отправили меня учиться туда хоть в какую-нибудь шарагу. Конечно, все было более драматично, потому что сначала я хотела просто пропустить год и пойти работать.

Но родители были категорически против, они сказали, что надо сразу начинать учебу – такого же мнения были и учителя, с которыми советовалась моя мама.

Одноклассникам было откровенно пофиг, потому что многие из них поехали учиться за границу на год. Они спокойно отнеслись к этому, так как сами пропускали целый год в другой стране.

Я поступила сначала на экономику, проучилась 2 недели и поняла, что это совсем не мое.

Но родители сказали, что раз я поступила, то должна учиться, а мама посоветовала попробовать себя в изучении иностранных языков, так как знала, что мне они интересны и легко даются. Тогда я перевелась внутри университета на лингвистику.

Но там мне тоже не понравилось, по большей части из-за университета, конечно. И я решила, что вообще не буду учиться, сдала сессию на отлично и забрала документы.

После этого я записалась на пересдачу ЕГЭ и решила пожить это время для себя: занималась йогой, ходила по барам с друзьями… Я завела очень много знакомых в Петербурге, путешествовала по разным местам, начала учить китайский и безумно полюбила этот язык.

У меня еще был мальчик-иностранец, и я к нему летала, так как из Питера это гораздо проще и дешевле, чем из Владивостока.

За этот год я поняла, что мои амбиции не позволяют мне учиться в средненьком университете и что я не хочу делать то, что мне навязывают, а хочу заниматься тем, что мне нравится. Поэтому, когда я пересдала ЕГЭ, я поступила в московский кампус Высшей Школы Экономики на востоковедение.

Когда я поступила сюда, то увидела, что ребята на курсе целенаправленно после школы поступали в Вышку, готовились к поступлению чуть ли не полжизни, участвовали в олимпиадах. Я подумала, что делаю в жизни что-то не так.

Но о том, что пропустила год, я не жалею, потому что за это время я очень сильно повзрослела, научилась самостоятельно справляться с разными жизненными ситуациями, так как год жила в другом городе одна без родителей, познакомилась с кучей очень приятных людей, у меня появились настоящие друзья, я поняла, чем на самом деле хочу заниматься в жизни, да и вообще, я просто круто провела время.

Ксения Тихонова, Реклама и Связи с общественностью , 3 курс

После колледжа я хотела поступать в консерваторию, но меня даже не допустили до экзаменов. Тогда я подала документы в педагогический и оказалась среди поступивших, но желания учиться в педе у меня не было, поэтому я отказалась от места.

Мои друзья знали о несправедливости во время вступительных экзаменов в консерваторию, поэтому отнеслись с пониманием и поддерживали меня в течение года.

А вот родителей расстроило, что я вместо учебы предпочла заниматься «непонятно чем», и посоветовали мне хотя бы пойти на подготовительные курсы в Россотрудничество для поступления в вузы России (прим. – Ксения из Ташкента).

На курсы меня не взяли, тогда я решила заниматься самостоятельно, нашла нового педагога по своей специальности и стала готовиться уже к поступлению в Российские музыкальные учреждения.

Параллельно я нашла работу в музыкальной школе, где устроилась преподавателем классической гитары. В качестве учителя я преуспела, мой ученик участвовал в конкурсе, выиграть ему не удалось, но судьи отдельно выделили его игру.

В течении всего года я готовила с преподавателями разные программы и выступала либо в дуэте, либо как приглашенный гость. Также я выступала в дуэте с виолончелистом на малых мероприятиях. И вдобавок посещала все концерты, где знакомилась с преподавателями консерватории, музыкантами и композиторами.

Весной грант на обучение в России мне не удалось выиграть, тогда я попробовала подать документы в другие вузы, не связанные с моей специальностью. О Вышке я слышала очень много хороших отзывов, а реклама показалась достаточно творческой профессией, к тому же я люблю создавать рекламу, организовывать мероприятия.

В ВШЭ как иностранке мне нужно было лишь пройти собеседование, поэтому я и решила попробовать свои силы. Но все равно я решила попытать вновь своей счастье и подала документы в консерваторию. На этот раз мне сказали сразу, что мест на мою специальность нет, и я подала документы на композитора, так как оказалось, что я достаточно хорошо сочиняю музыку.

В итоге я оказалась первая в списке на зачисление на бюджет.

Было удивительно, что год назад у меня не было ни одного нормального варианта, а в этом году сразу два и оба бесплатных. Было трудно выбрать и забрать документы из консерватории – они долго не хотели отдавать их, чуть ли не до моего самолета.

Сейчас могу сказать, что в каком-то смысле я жалею. Улучшив свою музыкальную карьеру за год, построив новую жизнь и просто отказавшись от этого, всегда будешь немного жалеть. Здесь труднее, потому что нужно начинать все с нуля, и обучение дается совсем не легко. На сегодня мне кажется, что это еще не конец, и я планирую продолжить себя искать в чем-то другом.

Екатерина Елисеева
 Елена Долговых

Источник: https://thevyshka.ru/11009-gap_year/

Чем полезен годовой перерыв перед поступлением

Могу ли я поступить в этот же ВУЗ на следующий год?

Для выпускников поступление в вуз всегда связано с серьёзным стрессом. В европейских странах и США принято брать «gap year» (год перерыва) для того, чтобы отдохнуть после экзаменов, посмотреть мир и только потом уже спокойно решить, с какой профессией связывать жизнь. Анна Рыжкова разбиралась, в чём плюсы и минусы этой системы и почему она не прижилась в России.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Многие выпускники западных школ после сдачи экзаменов вовсе не становятся абитуриентами и не бегут сломя голову подавать документы в вузы.

Часто они становятся так называемыми «gappies» — то есть теми, кто перед началом учёбы в университете решил ещё год пожить так, как нравится.

Некоторые отправляются в путешествие на несколько месяцев, кто-то записывается на курсы по дисциплинам, которых не было в школьной программе, кто-то сразу начинает работать.

Пожить один год без экзаменов — это не привилегия, а осознанный выбор

На Западе для тех, кто решил повременить с поступлением, есть множество программ, которые помогают с пользой провести свободный год и в то же время не потратить много денег.

Такие программы весьма тщательно планируют за бывших школьников все финансовые расходы.

Например, если американским студентам предлагают отправиться в Россию, то для них сразу подбирают волонтёрские программы с жильём или работу, которой хватит, чтобы оплатить недорогую гостиницу.

Почти все gappies в России — приезжие из других стран. Наши выпускники боятся не поступить в вуз сразу после школы и отстать от сверстников.

Школьный психолог Виктория Амелина специально для «Мела» провела опрос среди двух выпускных классов (в каждом по 30 человек).

Так вот, большинство старшеклассников даже не слышали о том, что в некоторых странах считается нормой поступать через год после выпуска. При этом только 2-3 человека в классе вообще позволили бы себе такой отдых.

Что вы думаете о gap year?

45% — ничего об этом не знал

38% — где-то раньше слышал

14% — мне это неинтересно

3% — воспользовался бы такой возможностью

Сделать перерыв — значит потратить время. Так в России склонны думать и ученики, и родители. Хотя за год, например, можно спокойно подготовиться к ЕГЭ по любому предмету и творческим экзаменам, всё равно в нашей психологии это именно «потерянный» год.

Родители боятся, что их ребёнок попадёт в плохую компанию и больше вообще не захочет учиться. Ученики тоже находят довольно много отрицательных сторон. Среди аргументов против перерыва есть и два чисто гендерных: могут забрать в армию / могут позвать замуж.

Почему вы бы не стали брать перерыв?

53% — это потеря времени

24% — заберут в армию

14% — пропадёт интерес к профессии

9% — выйду замуж

Опасения взрослых нельзя считать безосновательными. Новая социальная среда предъявляет свои требования, и подростку приходится нести ответственность за поступки.

Но чувство ответственности — качество приобретённое, и, скорее всего, выпускнику придётся несколько раз поступить неправильно, прежде чем он научится заранее предвидеть последствия своих действий. Вопрос лишь в границах неправильного.

Поэтому родителям удобнее, если их дети ощутят вкус свободы всё-таки в стенах университета.

Игорь Григорьев, психолог, специалист по возрастной психологии и психологии образования

Когда пропуски занятий приводят к неприятным последствиям — это метод проб и ошибок в чистом виде. С «косяками» или без, но метод воспитывает ответственность за собственные решения. Считается, что отправившиеся в путешествие на год «тусовщики» зачастую начинают злоупотреблять алкоголем и наркотиками. Но ровно то же может произойти и во время учёбы в университете.

На западе год перерыва чаще всего воспринимают как возможность «услышать себя». Тильда Линандер, gappy из Швеции, считает, что нет никакого смысла торопиться поступать в университет сразу после окончания школы. Она сдала выпускные экзамены и только осенью записалась на курсы по истории искусства, чтобы сфокусироваться на этой дисциплине и уж точно поступить.

Тильда Линандер, студентка

Мне было просто необходимо время, чтобы побыть с самой собой, восполнить энергию и решить, чего я хочу. Я совсем не понимала, какое направление выбрать. Тебе только 18-19 лет, когда ты выпускаешься. Откуда тебе знать, чем заниматься, если почти всю свою жизнь ты провёл в школе?

Тильда Линандер

Считается, что gap year — это самое лучшее время для того, чтобы попробовать себя в разных профессиональных сферах или, наоборот, окунуться с головой во что-то одно. В старших классах к ученикам часто приходят сотрудники центров занятости и проводят тест на профориентацию.

Хотя такие тесты иногда довольно успешно определяют возможные профессиональные склонности человека, ни один из них не покажет, что именно из топ-листа самых подходящих профессий действительно подойдёт. Поэтому пока что тестам на профориентацию выпускники придают такое же значение, как, скажем, онлайн-тестам по соционике.

Сегодня ты Достоевский, завтра Есенин, но в целом — творческий.

Игорь Григорьев

Ребятам очень часто просто негде «пощупать”профессию, понять что она из себя представляет. Разговор не о профориентации, когда подросток получает советы о том, куда ему лучше пойти, а о профессиональных пробах. В России они почти не распространены, но могли бы очень сильно помочь подросткам.

Однако говорить о том, что ученик не готов выбрать профессию в 17 лет, тоже нельзя. Это вопрос не взросления, а заинтересованности в какой-то определённой сфере.

Ещё в седьмом классе может зародиться такой интерес в физике, что после череды олимпиад ребёнок наверняка отнесёт документы в пять лучших технических вузов города и нисколько не будет сомневаться.

Но всякий стимул может пропасть из-за стресса и постоянного страха не оправдать ожиданий.

Игорь Григорьев

«Внутренний компас» ребёнка сбивается из-за потери мотивации, вызванной тяжёлой усталостью. Натаскивание на результат заменяет глубокое изучение предмета, когда возможны разные взгляды, подходы, существует не единственный «верный ответ».

Подготовка экзаменам всегда очень интенсивна. Ребята устают, а ожидания окружающих (родителей, учителей) сильно давят и приводят к серьёзному стрессу. Интерес к любой учёбе падает, а социальная значимость поступления в университет приводит к тому, что подросток готов поступить абы куда — лишь бы от него отстали.

Из-за нежелания терять время и рисковать своей репутацией среди сверстников, оценить преимущества перерыва могут только те, кто пропустил год не по собственной воле. Елена Кочур хотела стать ресторатором, но как только поступила, её факультет объединили с другим, переделали программу.

Когда стало ясно, что перевестись до первой сессии в другое место не получится, Елена оставила свой вуз, устроилась на работу в городской суд и начала готовиться к ЕГЭ для поступления уже на другой факультет. И именно в это время ей пришла мысль поменять свой профиль и вместо ресторатора идти на юриста или историка.

Елена Кочур, студентка

Хотя работу было сложно найти, она помогла мне повзрослеть и научиться ценить время. Я бы точно повторила всё, если бы сейчас у меня снова был выбор. Мне этот год перерыва был необходим. Не всегда молодой человек может понять, чего он хочет. Бывает, что я и сейчас не понимаю, но тот опыт был для меня полезным.

Важно также понимать, что западная система образования позволяет студентам подавать документы в вуз в любое время года. То есть наутро после выпускного никто не садится в поезд и не едет поступать. Мы, наоборот, строим планы на летний отдых, учитывая конкретные даты дополнительных экзаменов, и заранее знаем, в какой день нужно будет ждать у монитора заветные списки.

Если вдруг не получится пройти в вуз мечты, надо успеть быстро отнести оригиналы в другое место. И это уже причины, почему год перерыва, скорее всего, не сможет в полной мере защитить русских выпускников от стресса.

Елена Кочур

Если подходить к вопросу рационально, то было бы очень полезно иметь в запасе ещё один шанс успешно сдать ЕГЭ и точно поступить в приоритетный вуз. Особенно если это не считается отклонением от нормы. Но такую возможность будет сложно реализовать, пока всё, что мы знаем о gap year, сводится к «сказке» о потерянном времени.

Игорь Григорьев

Психологические исследования о gap year говорят о повышении уровня мотивации. Любое изменение социальной ситуации полезно для подростка и способствует его взрослению. Кроме психологических аспектов сложно найти что-то безусловно позитивное: пока у нас действительно мало возможностей сделать так, чтобы gap year пошёл на пользу.

Если за рубежом ребята могу сначала поступить, а потом университет/колледж будет «ждать», пока пройдёт этот свободный год, то у нас такое представить сложно. Поэтому ребята поступают в любой вуз, лишь бы получилось поступить.

Должны ли школьники работать. Рассуждают хедхантер, директор школы и выпускник

Как проходит день в американской школе

4 исторических места Москвы, которые нужно показать детям

Источник: https://mel.fm/budushchemu_studentu/9104825-timeout

Как поступить в ВУЗ в Германии

Могу ли я поступить в этот же ВУЗ на следующий год?

Как попасть в ВУЗ в Германии. Необходимый уровень образования. Требования к студентам, список документов.

  • Требования к студенту
  • Условия поступления
  • Стоимость обучения
  • Виза
  • Документы

Шанс начать обучение и в дальнейшем получить диплом одного из 500 государственных и частных высших учебных заведений Германии имеет практически каждый школьник и студент. Мифы, что это дорого, сложно, невыполнимо и доступно избранным давно в прошлом.

Основное требование – знание немецкого языка на уверенном уровне и хорошая успеваемость в школе или институте. Не отличная, а просто хорошая. Требования по уровню знания языка варьируются от В2 и выше. Уточнять необходимо непосредственно на сайте учебного заведения, в котором иностранный студент планирует учиться.

Обучение на английском языке в государственном ВУЗе практически не встречается и в основном речь о магистратуре. В частных учреждениях преподавание на английском не редкость, но диплом такого института в Германии могут не признать.

Будущему студенту немецкого высшего учебного заведения для начала придётся предъявить документы, доказывающие требуемый уровень образования.

Немцам для получения высшего образования требуется окончить гимназию и получить Abitur – минимальный набор знаний, требуемый для поступления. Не каждая школьная программа ведёт к получения абитура.

Иностранцу в тонкости немецкой образовательной системы вдаваться необязательно. Но придётся предъявить документ, подтверждающий сравнимый уровень. Аттестата о среднем образовании хватает не всегда.

Немцы смотрят не на уровень полученных за годы обучения знаний, а на количество лет, проведённых в образовательных учреждениях.

Российский аттестат, полученный до 2015, аналогичен немецкому Realschuleabschluss – образованию без абитура. Такой уровень позволяет начать делать Abitur, либо получать специальность в профессиональном училище.

Начиная с 2015 россиянам засчитывается 1 год абитура, что также не позволяет напрямую поступить в немецкий ВУЗ.

К полному абитуру немцы приравнивают уровень российских студентов, окончивших минимум два курса высшего учебного заведения на Родине очно, либо три курса на вечернем отделении, либо четыре заочно, если речь идёт об окончивших школу до 2015. Окончание школы в 2015 и позже отнимает год от всех лимитов.

Ориентируйтесь на фактическое количество лет в школе.

Аттестат и возможность поступления в немецкий ВУЗ Годы в школе Условия поступления
8-9Нет шансов
102 года ВУЗа в своей стране
111 год в ВУЗе на Родине

Диплом средне-специального заведения, например, техникума приравнивается к школьной десятилетке.

Второй из старейших ВУЗов Германии университет Лейпцига выглядит футуристично. Основан в 1409.

Полный расклад по возможностям поступления указан в базе anabin.

Недостающий до абитура уровень можно набрать в Германии. Студенту придётся поступить в Studienkolleg при университете и пройти курс обучения. В штудиенколлег россиян, белорусов и казахов с аттестатом выданным в 2015 принимают напрямую. Украинцев берут сразу после школы с 2012.

Условия поступления в ВУЗ в Германии

Наличие абитура – не гарантия поступления в немецкий университет. В Германии при поступлении в ВУЗ на престижные специальности действует Numerus Clausus – ограничительная квота.

Существует минимальный уровень среднего балла, который необходимо набрать оценками в абитуре. Например, для психологов средний балл 1.0 – только отличные оценки. Для иностранцев порог, как правило, ниже, чем у немцев.

В основном Numerus Clausus касается юридических, медицинских, архитектурных специальностей. Подробную информацию дают ВУЗы.

Существуют в Германии и вступительные экзамены в отношении к иностранным студентам. Знания языка проверяют собеседованием или по предъявлению сертификата. Уровень немецкого требуется не ниже B1 для Studienkolleg и С1 для ВУЗа, но у каждого учебного заведения правила поступления свои. Часто параллельно надо подтвердить сертификатом TOEFL отличные знания английского.

Некоторые ВУЗы проверяют математические способности, умение заключать логические выводы, общий уровень эрудиции, готовность и мотивацию к получению новых знаний. Проверка происходит в виде теста или короткого собеседования.

Университет Лейбница в Ганновере предлагает обучение по 90 направлениям.

Если экзаменов нет, всё решает средний балл абитура и очерёдность подачи заявления. Нужно заранее узнавать о правилах приёма в ВУЗ и целенаправленно готовиться к поступлению.

В каждом немецком учебном заведении собственные правила, список документов, требования к оформлению заявки. Даже пункты приёма заявлений на приём в ВУЗ различны. Иногда бумаги подаются напрямую, иногда процесс идёт через другие образовательные организации, а будущие медики и фармацевты отправляют документы через фонд “Stiftung fur Hochschulzulassung”.

Немцы в вопросе рассмотрения заявок чрезвычайно педантичны. За формальную небрежность в оформлении документов или за просрочку подачи запросто отказывают в приёме.

Важно заранее узнать, какие требования предъявляются к иностранцам поступающим в данное учебное заведение для обучения по конкретной программе.

Куда подавать документы, до какого срока, какие именно бумаги требуются, в каком виде – узнавайте в ВУЗе напрямую.

Юный университет в Бремене основан в 1971. Входит в 11 современнейших немецких ВУЗов.

Необходимую информацию дают в секретариате учебного заведения или в отделе по приёму иностранцев Akademisches Auslandsamt. Требования к поступлению немцев и иностранцев отличаются.

Стоимость обучения в немецких ВУЗах

Обучение в ВУЗах Германии преимущественно бесплатное. Цену на учёбу для иностранцев определяет земельное правительство. В Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфаллия семестр стоит 1500€ за первое высшее и 650€ за второе. В других землях стоимость варьируется от 0 до 500€.

Проживание в общежитии стоит 200-250€ в месяц. Частное жильё минимальной площади обойдётся в среднем 350€ в месяц. Еда в студенческих кампусах дешёвая по сравнению с “внешним миром” и на 10-15€ в день протянуть можно. Остаётся одежда, транспорт, бытовые расходы. Для студентов-иностранцев обязательно наличие медицинской страховки на время обучения.

Немецкие власти требуют, чтобы на первый год обучения студент имел 853€ в месяц или 10236€ в год. Деньги должны лежать на блокированном счёте – Sperrkonto – в немецком банке, с которого можно снимать только определённую сумму в месяц. Сложности добавляет требование завести счёт до поездки в Германию.

Сервис Fintiba предоставляет полный пакет услуг по открытию блокированного счёта для студента вместе со студенческой медицинской страховкой. Процесс открытия счета и регистрации медстраховки происходит удалённо по интернету и занимает 3-5 рабочих дней.

Посольство Германии рекомендует открывать счёт через Fintiba.

Компания Fintiba предоставляет быстрое и удобное решение для открытия Sperrkonto и получения медицинской страховки

Альтернативно при получении визы в посольстве разрешают указать иные источники дохода, например, зарплату родителей, гарантии финансирования жителя Германии, стипендию фонда. Порой гарантии на финансирование обучения предоставляются государством. Но блокированный счёт – самый верный способ избежать дополнительных проблем на этапе подачи документов.

Полноценно зарабатывать на жизнь самостоятельно студенту на первых курсах сложно. Время работы студентов в Германии строго регламентировано. Учащимся разрешается трудиться максимум 120 полных дней в году или 240 неполных.

Получение визы на обучение

Если немецкий ВУЗ соглашается принять на обучение иностранного студента, высылается соответствующее уведомление. Бумага гарантирует получение национальной визы на 3 месяца. Нельзя въезжать в Германию по туристической визе. Получить вид на жительство по шенгену невозможно, закон не предусматривает выдачу ВНЖ туристам. Придётся ехать обратно домой и получать национальную визу для учёбы.

После въезда по национальной визе студент должен найти жильё, зарегистрироваться по месту жительства в Германии, доказать наличие медицинской страховки для студентов, а также открыть расчётный счёт в немецком банке.

Затем явиться в указанное время в ВУЗ и получить студенческий билет. После чего остаётся обратиться в ведомство по делам иностранцев для получения студенческого вида на жительство. ВНЖ выдаётся максимум на 2 года, обычно на год.

Ежегодно разрешение на пребывание продлевается, если студент продолжает учёбу.

Если виза необходима до прихода подтверждения о принятии на учёбу, предполагается получение визы для подающих документы на обучение в Германии. В посольстве нужно предъявить доказательства контактов с немецким ВУЗом на предмет зачисления и, например, приглашение на тестирование языка или прохождение экзамена.

Документы для получения студенческой визы

Студенту потребуется:

  • Заграничный паспорт.
  • Свидетельство о рождении.
  • Фотографии паспортного формата.
  • Документ, подтверждающий текущий уровень образования.
  • Подтверждение знания языка.
  • Уведомление о зачислении в немецкий ВУЗ или о подаче документов на зачисление.
  • Подтверждение финансирования обучения.
  • Подтверждение наличия медицинской страховки.
  • Мотивационное письмо.
  • Биография.

Справки, аттестат и прочие бумаги надо перевести на немецкий заверенным переводом.

Также нужно взять деньги. Средства понадобятся в первое время на обустройство быта. Например, если жить в общежитии не получится, придётся снять в Германии квартиру. Это означает оплату залога в сумме двух-трёх месячных платежей, который нужно уплатить сразу по заключению контракта. Зачастую немецкие квартиры сдаются без мебели, следовательно понадобятся как минимум кровать, стол и стул.

03-07-2012, Степан Бабкин

Источник: https://www.tupa-germania.ru/obrazovanie/kak-postupit-v-nemetskij-vuz.html

Университет после школы — больше не данность. Четыре истории бишкекчанок про их gap year

Могу ли я поступить в этот же ВУЗ на следующий год?

На постсоветском пространстве принято сразу после школы идти в университет.

Даже сама система сдачи экзаменов рассчитана на то, что выпускники сразу будут поступать в вуз — от всех 11-классников ожидают успешной сдачи Общереспубликанского тестирования (ОРТ), которое нужно именно для этого. Но поступить по результатам теста можно только в год его проведения.

Поступление в вуз для многих семей — показатель того, что их ребенок — не неудачник, что у него будет высшее образование, которое позволит ему получить высокооплачиваемую работу.

При этом нередко семьям не так уж важно, где и на кого будет учиться вчерашний школьник и знает ли он сам, какое образование хочет получить — лишь бы был диплом «как у всех».

Но есть и другой путь. В русском языке для него нет даже специального названия, а в английском есть — gap year. Так называют перерыв (обычно годовой) после школы, в течение которого выпускник нигде не учится, а набирается жизненного опыта и решает, куда поступать.

Для большинства кыргызских юношей такой вариант практически невозможен: если они не поступают в университет, то им придется отправиться в армию без каких-либо отсрочек.

Девушкам же с этим гораздо проще. «Клооп» нашел четырех бишкекчанок (нынешних и бывших), которые, вопреки общепринятым нормам, взяли после школы перерыв, и нисколько не жалеют об этом сегодня. Они рассказали нам свои истории.

Сейчас я не знаю, на кого я хочу поступать, и мне кажется, что это трудное решение, для принятия которого нужно больше внимания и времени. Поэтому я и взяла gap year.

Мне показалось неправильным, что после окончания школы ты сразу должен поступать в университет или колледж. Потому что если ты не знаешь, на кого хочешь поступить, то какой смысл идти в университет?

Мне кажется, что это трата времени и лучше подождать один год и подумать — поступить осознанно — чем спешить и поступить на того, на кого ты не хочешь, а в будущем жалеть об этом.

Я встречала людей, которые уже учились в университете и жалели о том, куда поступили. Некоторые после первого курса бросали учебу, другие — меняли специализацию. Третьи даже жалели о том, что отучились все четыре года.

Часто случается так, что люди подают документы куда-нибудь, просто чтобы поступить в университет, просто потому что так принято. Они не сильно думают о том, чем они на самом деле хотят заниматься.

Университет — это не место, которое ты просто посещаешь, а оружие, которое тебе нужно, чтобы чего-то достичь.

У меня были переживания о том, смогу ли я после такого перерыва поступить, и буду ли я вообще заниматься чем-то полезным в это время.

Родители тоже переживали на этот счет — так ведь не принято. Они не знали, как на это реагировать, потому что хотели, чтобы я сразу поступила и начала учиться. Но когда я им объяснила, почему я хочу взять перерыв, они меня поняли и приняли мое решение.

Мне кажется, что не в этом суть университета — просто поставить галочку, что, мол, вот, я побывал в университете, потратил на него четыре года своей жизни.

Университет — это не место, которое ты просто посещаешь, а оружие, которое тебе нужно, чтобы чего-то достичь.

В течение этого года я хотела бы волонтерить, помогать разным организациям и, возможно, запустить свои собственные проекты. Скорее всего, у меня будет больше свободного времени, и я буду уделять его своим хобби, буду стараться улучшить себя, искать подходящие мне университет и специальность.

Я бы хотела попутешествовать и навестить своих друзей за границей. Потому что мне кажется, что жизнь коротка, и не стоит просто бегать — нужно еще и иметь какие-то перерывы между фазами своей жизни, чтобы успевать отдохнуть и подготовиться к новому этапу.

Я стала представлять себе свою дальнейшую жизнь: буду учиться, потом стану встречаться с каким-нибудь парнем из того же универа, выйду замуж к 20 годам, не закончив учёбу, рожу трех детей и останусь навсегда жить в Кыргызстане, так и не увидев мир.

Моей мечтой было учиться во Франции, но я боялась и думать об этом, так как моя семья не могла себе этого позволить.

Немного подумав и заручившись поддержкой мамы, я все же решила поступать во Францию. У меня был уровень B2 французского языка, который я сдала еще в школе. Он помогал поступить в любой государственный вуз Франции.

Я всегда хотела учиться политике и международным отношениям — даже хороший уровень французского был бы для этого недостаточен. Поэтому я решила сначала просто поехать во Францию — пожить, подтянуть язык и уже потом поступать.

Я поступила на инфак в Кыргызский национальный университет на переводчика французского языка, но толком на уроки не ходила, потому что там все учились французскому с нуля.

Все это время я искала возможность уехать во Францию и нашла программу Au-Pair, по которой уехала в январе 2014 года. Первое полугодие моего gap year прошло в поисках приемной семьи, подготовке документов для поступления в вуз и в сомнениях о правильности моего выбора.

Именно этот период закалил мой характер и научил держаться своего мнения и делать так, как будет лучше для меня.

Я подвергалась критике со стороны тех, кто не понимал, как я могла отказаться от скидки в АУЦА и поступить на инфак?! Я очень боялась, что у меня ничего не получится и я буду неудачницей, отказавшейся от такого шанса.

Я жила в стрессовой ситуации, но никому не показывала своих сомнений. Наверное, именно этот период закалил мой характер и научил держаться своего мнения и делать так, как будет лучше для меня.

А начиная с января, я уже жила во Франции и работала нянечкой в моей прекрасной приемной семье, которая оплачивала мне курсы французского языка и давала немного денег на мелкие расходы. Также я успела поработать в одном тайном парижском отеле для знаменитостей, немного попутешествовать и влюбиться во Францию.

Вторая половина моего gap year подготовила меня ко взрослой жизни в далекой стране и к тому, что мне придется работать, чтобы выжить.Я подала документы в Университет Тулуза 1 Капитоль на специальность «Право и политические науки» и была успешно принята. Сейчас я закончила свой бакалавриат по этой специальности и не жалею.

Город Тулуза я выбирала из различных соображений: на юге теплее, Капитоль — один из самых лучших университетов Франции, это небольшой студенческий городок, а мой любимый писатель Бернар Вербер родом из этого города.Сейчас я очень рада, что не поплелась за потоком и переждала.

Мария Калинченко

Мои gap years были частыми и вынужденными. Школу я закончила девятым классом — так и не выдержала буллинга со стороны одноклассников.

Прогуливала уроки в детских районных библиотеках или на стадионе с книжками. Весь девятый класс я сама выбирала себе предметы, которые хочу изучать.

Я не появлялась в школе месяцами, и никто этого не замечал. Быть незаметной для меня означало быть в безопасности.

Ближе к экзаменам меня стали искать и пугать. Запугали так, что я сдала экзамены и забрала документы. Меня никто не выгонял, и я могла доучиться, но мне никто не сказал об этом.

Потом были полгода в кулинарном колледже, но оттуда я сбежала сразу. А позже доучилась уже в Бишкекском архитектурно-строительном техникуме, получив среднеспециальное образование за один год вместо двух. Пожив два года в Москве и накопив денег, я смогла вернуться в Бишкек и поступить на контракт в университет.

Помню, что на приемной комиссии я сомневалась между дизайном и архитектурой, и спросила совета у женщины, принимающей документы. Она ответила, что архитектура — это для мужчин. Понятно, что я тут же выбрала архитектуру.

Доучиться не удалось из-за нехватки денег. На помощь близких я не могла рассчитывать, так как я в этот период сделала каминг-аут и встречалась с девушкой, что дало повод «наказать» меня, отказав в помощи. В третий раз поступать на архитектуру у меня больше не было сил, хотя это направление мне всегда нравилось.

Учеба на архитектурном занимает все твое время. Ты не можешь быстренько накопипастить рефератов и сдать так зачеты, тебе нужно сделать ручками — склеить, начертить, нарисовать. Ты не можешь совмещать учебу с работой.

В университете все так строго не потому, что это порядок — это подавление твоей свободы мыслить и действовать.

Затем был перерыв в пять лет. Я уже не планировала продолжать учебу. Со мной случился активизм. Вместе с подругой мы основали феминистскую организацию.

Я была слишком занята и счастлива тем, чем занималась. Но вокруг были либо студентки, либо выпускницы различных вузов, и у них были перспективы, которых у меня никогда не будет.

И я задумалась об учебе, которую можно будет совместить с работой.

Я выбрала Аграрный университет из-за очень мягких условий поступления и процесса учебы.

Из-за значительной разницы в возрасте со своими сокурсниками, я видела процесс учебы совсем по-другому. Я наблюдала за тем, как и что преподают в университете и иногда была в ужасе от этого.

Например, меня поразили мысли преподавателя о бездомных людях как бесполезных существах, которых надо уничтожать, или разговоров о ГМО-технологиях. Откровенный сексизм и сравнивание нас с существами для производства здорового потомства.

Студенты не могут и не умеют спорить с преподавателями, даже если те откровенно неправы. Там все так строго не потому, что это порядок — это подавление твоей свободы мыслить и действовать. Студенчество учит выкручиваться и взаимодействовать с властью. Университет — это маленький мир власти, которая доминирует в стране.

Зачем я пошла доучиваться? Чтобы легитимизировать свою интеллектуальную зрелость. Зачем мы регистрируем браки или место жительства? Чтобы иметь больший доступ к ресурсам, иметь больше привилегий. А иногда нам это просто нравится.

Любые знания, каким бы они способом ни были получены, служат нам и находят применение. Но может случиться такой момент, когда сталкиваются два мира между «могу, знаю, умею» и «покажи диплом».

Когда я заканчивала школу, я была убеждена, что единственный путь дальше — это университет. Весь класс так думал. После долгих раздумий я остановилась на двух специальностях: историк и журналист.

Мама не поддержала идею идти в историки. Я пошла на журналиста. Ну, как пошла — я не поступила. И это было для меня трагедией. Я слишком серьезно к этому относилась.

Я приехала домой в слезах и легла в кровать. Не помню, сколько точно, но несколько дней я не вставала с постели вообще. Обеспокоенный брат носил мне воду и даже какую-то еду (он поступил в аграрный, хотя продолжать учебу не хотел).

Через несколько дней я встала и надела юбку, которая лежала на полу. Я застегнула пуговицу, а моя юбка скатилась по моему телу вниз. Я сильно похудела от переживаний.

Пока я лежала в страданиях, время бюджетных поступлений закончилось. Теперь можно было поступить только на контракт. Я поступила на факультет немецкой филологии. Отучилась полсеместра, а когда пришло время платить — ушла.

Я не зарабатывала и подумала, что это нечестно по отношению к маме — годовая оплата за обучение была равна ее годовой зарплате. Я стала давать частные уроки немецкого языка школьникам, работала официанткой в кафе, подрабатывала няней. Этот год был для меня очень важным. Я много думала.

У моих детей не будет стоять выбор того, в какой университет идти. У них будет выбор, идти ли в университет.

На следующий год я пошла поступать на немецкую филологию (на бюджетное отделение) и снова не поступила. Но теперь таких слез, как в первый раз, уже не было. Теперь я понимала, что это не конец света.

Тогда я стала изучать все специальности, которые были, внимательнее. Но, опять же, ключевым оставался финансовый вопрос. Поэтому я смотрела только те специальности, где цена за обучение была самой низкой.

Изучая этот список, я нашла специальность «искусствоведение». Я была в легком шоке. Даже не знала о существовании такой специальности и была в восторге от перечня предметов: история в полной мере, предметы по развитию навыков письма, еще и учили рисовать! В еще больший восторг я пришла, когда узнала, что есть бюджетные места.

Я поступила на бюджет. И все пять лет училась от рассвета до заката. Год вне вуза мне очень помог с выбором специальности и с более осознанным подходом к процессу обучения.

Мои дети недавно спросили: «Мама, а что после школы? Мы пойдем в университет?», на что я ответила: «Нет. Вы можете, но можете и не идти. Есть много других форм обучения и познания себя. Можно пойти в техникум, можно пойти работать, можно уехать на дачу и выращивать там какие-то необычные или обычные овощи, например».

В ответ были долгие рассказы детей о том, что им нравится делать — и ни один из них не лежал в области университетских знаний.

Образование важно, но оно не обязательно должно лежать в плоскости университетского образования. У моих детей не будет стоять выбор того, в какой университет идти. У них будет выбор, идти ли в университет.

Источник: https://kloop.kg/blog/2018/07/20/universitet-posle-shkoly-bolshe-ne-dannost-chetyre-istorii-bishkekchanok-pro-ih-gap-year/

Прав-помощь
Добавить комментарий