Могу ли я вернуть деньги по окончанию учебы в автошколе?

Налоговый вычет за обучение в автошколе

Могу ли я вернуть деньги по окончанию учебы в автошколе?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, каким образом получить налоговый вычет за обучение в автошколе.

Далеко не каждый кандидат в водители знает, что он частично может возместить сумму, потраченную на обучение в автошколе, за счет НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Причем вернуть деньги можно не только за собственное обучение, но и за обучение близких родственников.

Вы узнаете:

Для начала хочу обратить Ваше внимание, что вернуть деньги могут только граждане, которые уплачивают налог на доходы (13% от заработной платы). Например, индивидуальные предприниматели подобный налог не уплачивают, поэтому ИП не может получить вычет за обучение в автошколе.

Еще один важный момент. В этой статье будет рассматриваться вычет за обучение в автошколе, однако налоговые вычеты можно получить и за обучение в других образовательных организациях. Все документы при этом оформляются по аналогии.

Приступим.

Как получить налоговый вычет за обучение в автошколе?

Статья 219 налогового кодекса Российской Федерации:

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих социальных налоговых вычетов:…

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, – в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, – в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях….

Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется также на налогоплательщика – брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях;

Итак, налоговый вычет можно получить:

  • за собственное обучение;
  • за обучение детей до 24 лет;
  • за обучение подопечных до 24 лет по очной форме обучения;
  • за обучение брата/сестры до 24 лет по очной форме обучения.

Поскольку обучение в автошколе в любом случае является очной формой обучения, то возместить деньги можно не только за свое обучение, но и за обучение детей, подопечных и братьев/сестер в возрасте до 24 лет.

С собственным обучением вопросов обычно не возникает. А вот при получении вычета за другого человека следует обратить внимание на заключение договора с автошколой. Этот договор должен быть заключен на имя человека, который впоследствии будет получать вычет.

Например, Вы хотите получить вычет за обучение в автошколе своего ребенка в возрасте 19 лет. В этом случае Вы должны заключить договор с автошколой. В тексте договора должно быть указано, что в автошколе будет учиться ребенок. С подобными договорами проблемы в автошколах обычно не возникают, т.к. данный вычет пользуется популярностью.

Так что о получении социального вычета следует задуматься еще до заключения договора с автошколой.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Все официальные автошколы имеют соответствующую лицензию и при необходимости могут сделать копию этого документа.

Обратите внимание, существуют особенности получения вычета, которые не относятся к обучению в автошколе. Однако при получении вычетов за другие виды обучения их нужно учитывать:

Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;

Максимальная сумма налога для возврата

Законодательство устанавливает ограничения на максимальную сумму, налоги с которой можно вернуть (пункт 2 статьи 219 НК РФ):

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 2 – 6 пункта 1 настоящей статьи (за исключением вычетов в размере расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей за налоговый период.

Вернуть налог можно с суммы, не превышающей 120 000 рублей. В эту сумму кроме затрат на обучение входят также затраты на медицинские услуги, на пенсионные взносы, на независимую оценку квалификации.

Например, если за 2016 года Иванов И.И. прошел обучение в автошколе на сумму 35 000 рублей, а также потратил на свое лечение 100 000 рублей, то налоговый вычет он сможет получить только со 120 000 рублей.

Еще одно ограничение, это максимальная сумма, которую можно потратить на обучение детей и подопечных – 50 000 рублей на каждого ребенка в сумме на обоих родителей.

Указанной суммы обычно хватает, чтобы покрыть стоимость обучения в автошколе. А вот если речь идет об обучении в высшем учебном заведении, то пятидесяти тысяч рублей в год может оказаться недостаточно, т.е.

налог удастся вернуть не со всей стоимости обучения.

Итак, максимальный размер НДФЛ, который можно вернуть:

За собственное обучение120 000 * 0,13 = 15 600 рублей
За обучение каждого ребенка50 000 * 0,13 = 6 500 рублей

Указанная сумма стоит того, чтобы заполнить декларацию 3-НДФЛ и отнести ее в налоговую инспекцию.

Если на обучение в автошколе кандидат в водители затратил 40 000 рублей, то он сможет вернуть в налоговой НДФЛ в размере 5 200 рублей.

Обратите внимание, максимальные суммы вычета за себя и за обучение детей не пересекаются.

Например, если Вы потратили на собственное обучение 120 000 рублей, а на обучение каждого из двух детей по 50 000 рублей, то налог можно вернуть с 220 000 рублей.

Документы для налогового вычета в 2019 году

Документы, которые необходимы для получения вычета за обучение в автошколе:

  • Договор с автошколой.
  • Лицензия автошколы.
  • Документы, подтверждающие оплату обучения (чеки, платежные поручения).
  • Документ, подтверждающий родственные связи (свидетельство о рождении, при получении вычета за ребенка).
  • Справка 2-НДФЛ (ее следует получить на работе).
  • Декларация 3-НДФЛ (о ее заполнении речь пойдет ниже).
  • Заявление на возврат НДФЛ (рассмотрено ниже).

Заполнение декларации 3 НДФЛ на вычет за обучение

Заполнение налоговой декларации подробно рассмотрено в отдельной статье. Ниже подробно будут рассмотрены только те вкладки программы, которые нужно заполнять при получении вычета за обучение.

Инструкция по заполнению декларации

1. Установите программу “Декларация”.

2. Заполните вкладки “Задание условий” и “Сведения о декларанте”.

3. На вкладке “Доходы, полученные в РФ”, следует ввести информацию о заработной плате в соответствии со справкой 2-НДФЛ.

Сначала нужно добавить данные об организации, в которой Вы работаете. Для этого нужно нажать на зеленый плюс в верхней части окна:

В открывшемся окне следует заполнить поля в соответствии со справкой 2-НДФЛ, после чего нажать на кнопку “Да”.

После этого нужно добавить сведения о всех выплатах за предшествующий год. Для этого нужно нажать на зеленый плюс в нижней части окна:

Все поля заполняются в соответствии со справкой 2-НДФЛ. Операцию следует повторить для всех доходов (заработной платы за каждый месяц, отпускных, больничных и других выплат).

Если Вы хотите получить вычет за собственное обучение в автошколе, то следует заполнить поле “свое обучение”. В это поле нужно внести полную сумму, потраченную на учебу, даже если она превышает 120 000 рублей. При формировании декларации цифра будет автоматически приведена к нужному виду.

Если Вы хотите получить вычет за обучение ребенка в автошколе, то нужно нажать на зеленый плюс в правой части окна и ввести стоимость обучения в открывшемся окне. Здесь также нужно вводить полную стоимость обучения, даже если она превышает лимит в 50 000 рублей.

В примере выше на собственное обучение в автошколе было потрачено 35 000 рублей, а на обучение ребенка в автошколе – 50 000 рублей.

5. Сохраните декларацию (кнопка “Сохранить” в верхней части экрана), после чего распечатайте ее. Ниже Вы можете скачать образец декларации по форме 3-НДФЛ для получения налогового вычета за обучение:

Источник: https://pddmaster.ru/autoschools/vychet-za-obuchenie.html

Как получить налоговый вычет 13% за учебу

Могу ли я вернуть деньги по окончанию учебы в автошколе?

Законодательство Российской Федерации позволяет получить возврат 13 процентов за обучение тем людям, которые имеют официальную работу и получают заработную плату, а также платят за учебу в институте или колледже.

При этом оплата может быть как за свою учебу, так и за обучение детей и ближайших родственников.

В этой статье мы рассмотрим вопросы о том

  • откуда берутся деньги на возврат;
  • кто может воспользоваться правом социального вычета;
  • где нужно учиться;
  • какую сумму денег можно вернуть;
  • сколько раз и за сколько лет можно получить повторный возврат;
  • что нужно для получения вычета.

Что такое возврат 13% за учебу

От всех денег, получаемых работающим гражданином, государство забирает часть в виде налога. Эта сумма составляет 13% от общего дохода. Как правило, бухгалтерия предприятия удерживает подоходный налог самостоятельно, то есть человек этих денег на руки не получает.

Социальный вычет дает возможность вернуть часть уплаченных денег в виде подоходного налога. Получается, что человек может получить часть того, что уже заплатил ранее. Соответственно, если гражданин не имеет официального трудоустройства или не платит НДФЛ, то возвращать ему просто нечего.

Кто может вернуть деньги

По законодательству имеют право на возврат 13% за уже оплаченное обучение:

  • граждане РФ, которые самостоятельно оплачивают свое образование;
  • родители, братья, сестры или опекуны, оплачивающие в различных учебных заведениях очное образование детей, возраст которых не превышает 24-х лет.

При этом каждый человек из этой категории должен иметь работу, на которой ему платят заработную плату и, соответственно, удерживают подоходный налог.

Вы можете посмотреть этот видеоурок или продолжить чтение статьи.

Что делать, если учится муж или жена

Если свое образование муж или жена оплачивают самостоятельно, и при этом имеют официальный источник дохода, то в этом случае можно получить вычет за себя на общих основаниях.

А вот если муж оплачивает обучение жены или наоборот, то в этом случае получить возврат не получится. В законодательстве не прописана такая возможность.

Если оба супруга работают, а учится только один из них, то обязательно нужно оформлять и договор на обучение, и квитанции по оплате именно на него. Муж может выдавать деньги на образование жены или оплачивать ее обучение, но в квитанциях должна быть указана фамилия жены.

Где можно обучаться

Важным условием для возврата НДФЛ является статус учебного заведения. У него обязательно должны быть:

  • лицензия о праве вести образовательную деятельность;
  • подписанный договор с учащимся об оказании образовательных услуг.

Какие же образовательные организации сюда относятся:

  • платные школы и высшие учебные заведения;
  • образовательные курсы для взрослых (обучение иностранным языкам, автошколы, курсы повышения квалификации);
  • дополнительное образование для детей (спортивные секции, музыкальные и художественные школы и кружки).

Налоговый вычет можно получить не только в государственных учебных заведениях, но и в частных. Также есть возможность вернуть деньги при получении образования за рубежом.

Сколько денег можно вернуть за обучение

Самое важное при возврате денег – определение их количества.

Источник: https://nalog-prosto.ru/vozvrat-13-protsentov-za-obuchenie/

Как вернуть уплаченные автошколе за откровенную халтуру деньги?

Могу ли я вернуть деньги по окончанию учебы в автошколе?

Данный пост — есть обращение к юристам и юридически грамотным гражданам за советом.

Краткая суть проблемы — нижеплинтусное качество обучения в столичной автошколе и окончательно сформировавшееся в результате твёрдое намерение получить с администрации автошколы обратно уплаченные за так называемое обучение деньги.

Теперь подробности.

Начало стандартное: у прекрасной половины семьи возникла необходимость в водительских правах (и наличии соответствующих навыков, естественно). Визит в автошколу, знакомство с регламентом и расценками, заключение договора.

При чтении последнего сразу же смутило расположение учебной площадки, но администратор посоветовала не обращать внимание на этот пункт, со словами, что обучение будет вестись неподалёку, а место обучения в договоре указано «для галочки».

Срок обучения согласно договору составляет полгода, и это был второй момент, который смутил, и снова администратор посоветовала не обращать на это внимания — с той же оговоркой.

Часть 1: теория. Здесь, можно сказать, всё сравнительно приемлемо — преподавание велось, хотя и не без множества нюансов, ну ладно, внутренний экзамен сдан на «отлично». С теорией всё.

Часть 2: практика. А вот тут начинается самое главное и интересное.

Обучение действительно началось неподалёку, но договариваться о времени и расписании занятий приходилось каждый раз непосредственно с инструкторами, а не с автошколой — администратор в процесс прохождения практики не вмешивается, и судя по всему, вообще не в курсе, как идут занятия и каковы успехи у учеников.

Занятия же у инструкторов между тем, как выяснилось, занимают гораздо меньший временной диапазон, нежели было обещано (на словах!) администратором автошколы, и соответственно изыскать возможность заниматься (рано утром и по вечерам) значительно сложнее.

Плюс каждый инструктор самостоятельно определяет, как ведётся запись на занятия: одному надо звонить, второй рассматривает заявки только через WhatsApp и так далее. Не успел, нет нужного приложения, пропустил сигнал диалога — твои проблемы.

На сайте автошколы, естественно, никакого инструментария для записи на занятия и для контроля за их ходом не предусмотрено, висит на одной из страниц какой-то кривой слаборазличимый скан расписания двухлетней давности, и всё.

Но это ещё полбеды. Обучение выглядит так: теория сдана, время идёт, а практика не начинается. Прошло около месяца. На все вопросы — «не волнуйтесь, инструктор за вами закреплен, ждите». Пришлось обратиться к руководству автошколы.

После этого якобы закрепленный за ученицей инструктор, по словам администратора, якобы отказался от её обучения (ещё до начала этого самого обучения).

Следующий инструктор сорвал назначенную встречу, заявив по телефону за пять минут до начала занятия «я ещё не решил, буду ли продолжать сотрудничество с автошколой».

Третий провёл чуть меньше десятка занятий, как вдруг вместо очередного, огорошил заявлением, что заниматься не будет, пока автошкола не выплатит ему положенные деньги (с какой стати он вмешивает в это дело учеников, я так и не понял — всерьёз полагает, что учащиеся начнут давить на автошколу, чтобы та занялась погашением долгов перед инструкторами?).

Ну и собственно, на этом обучение благополучно заглохло. Единственный инструктор, который занимается в обещанные администратором часы, занятия с учениками не проводит якобы из-за невыплат ему денег автошколой.

Нами деньги автошколе за обучение уплачены, а вмешиваться во внутренние взаимоотношения автошколы с инструкторами — немного как бы не наша с прекрасной половиной профессия. Когда разрешится ситуация — неизвестно.

А между тем экзамен в ГИБДД уже не за горами, но ни о какой сдаче при нынешнем уровне навыков и речи быть не может (не говоря уже о реальном, самостоятельном вождении по городу).

Часть 3. Ну и собственно вопросы к знатокам. Каковы шансы получения от автошколы полной суммы, уплаченной за обучение? Либо какие претензии следует выдвинуть? Как их сформулировать, не писать же в Роспотребнадзор «выпускают водителей-камикадзе на улицы»? Некачественный уровень оказания услуг — красиво, но слишком неконкретно.

Формально всё чисто: удалённость площадки от автошколы в законе не регламентирована, допустимые промежутки между занятиями в законе не прописаны, и пока автошкола проспит окончание срока договора со своими внутренними разборками — куча времени будет потеряна, а сроки поджимают, у нас с супругой вождение — не блажь, а крайняя необходимость.

Заранее спасибо за советы и замечания.

Источник: https://pikabu.ru/story/kak_vernut_uplachennyie_avtoshkole_za_otkrovennuyu_khalturu_dengi_5635362

Учеба в автошколах. Законность работы, цены, условия

Могу ли я вернуть деньги по окончанию учебы в автошколе?

11.08.2019 | 14344 просмотра

Получение водительских прав — словно новый этап в жизни каждого человека, открывающий ранее недоступные возможности. А для молодых людей своего рода аттестат зрелости.

Чтобы его получить, надо лишь включить мозги и активировать другие функции организма — для впитывания ПДД и освоения их на практике. Но перед этим нужно подобрать учебное заведение.

О том, как это сделать, мы и постараемся рассказать.

Кто помнит, первые постсоветские автошколы представляли собой дикий симбиоз рынка и эсэсэсэровской системы образования. В частных заведениях сдавать экзамены можно было экстерном, вовсе не посещая занятий.

Инструкторы по вождению в них гоняли на учебных машинах по своим делам, принимали оплату на руки и постоянно клянчили на бензин.

А в РОСТО (бывшее и нынешнее ДОСААФ) бесплатное обучение компенсировали разного рода отработкой — в классе убраться, траву на полигоне скосить. Постепенно автошколы как-то эволюционировали. Но, видимо, недостаточно быстро.

Во всяком случае, и в их работе тоже увидели причину большого количества ДТП на дорогах. И взялись за реформацию всерьез. Сначала в 2013-м отменили экстернатуру и ввели новые категории в правах. В 2014 году провели еще более масштабную работу.

Тогда увеличили курс обучения. К школам стали предъявлять определенные и повышенные требования.

Например, начали регламентировать набор наглядных пособий, включающий, скажем, медицинский манекен для изучения оказания первой помощи.

Должны были иметься автомобили как с «механикой», так и с «автоматом» и оборудованные видеорегистраторами. Главное, что каждую автошколу обязали иметь свой автополигончик размером не менее 0,24 га. К чему все это привело?

Так, курс теории, разросшийся со 104 до 140 часов (вместе с внутренним экзаменом и в ГИБДД), теперь включает совершенно ненужную обывателю информацию — о правилах перевозки грузов и пассажиров, о работе в такси, об организации международных перевозок. Один из разделов называется «Психофизиологические основы деятельности водителя» и предлагает к рассмотрению, например, «мотивацию в жизни и на дороге» и «влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя». Что это, зачем?

Хорошо, что лекции по оказанию первой помощи теперь зачитывают медсотрудники.

Но почему курс практики увеличили с 50 всего до 54 и 56 часов в зависимости от типа трансмиссии? Разве не именно за рулем будущий водитель должен учиться управлять? И не зря различные ассоциации автошкол выступали за то, чтобы поделить-таки всех водителей на любителей и профессионалов, снизив нагрузку по теории на первых раза в полтора.

Что еще важнее, ГИБДД обязали аттестовать автошколы на соответствие учебных программ и материальной базы.

Законность обучения: проверяйте документы

Не сбрасывая со счетов стоимость обучения, удобство расположения и т. д., в первую очередь необходимо поинтересоваться легитимностью деятельности автошколы. Один из документов, ее подтверждающий и оставшийся еще с «дореформенных» времен, — лицензия.

Второй — заключение ГИБДД. Выдается не на автошколы в целом, а на конкретные классы/полигон и именно за их соответствие установленным требованиям.

Состояние лицензии можно проверить на сайте Рособрнадзора. Работает он кривовато, к тому же пугает необходимостью ввода неизвестной обывателю информации.

На самом деле достаточно ввести ИНН, который можно взять на сайте ГИБДД, где последняя цифра — код региона. Там после нажатия графы автошколы появляется таблица учреждений, в которой есть идентификационные номера.

Вводим и получаем результат.

На указанной же странице сайта ГИБДД нужно обязательно проверить то самое заключение. Результат бывает четырех видов: «получено», «проверка не завершена», «не получено» и «истек срок».

Наличие заключения ГИБДД принципиально! Без него автошкола, по сути, теперь не может вести образовательную деятельность. Студенты, обучавшиеся в такой, не будут допущены до экзаменов в госавтоинспекции.

Более того, если это вдруг произойдет (например, при оформлении свидетельства об окончании автошколы задним числом), экзамен сдан и права получены, есть риск, что их потом отберут. По крайней мере, подобные случаи имелись. И хотя относительно массово это происходило в 2015–16 гг.

(а с тех пор из 11 500 автошкол осталось чуть больше половины), не проверить заключение может оказаться себе дороже.

Однако не спешите верить ГИБДД, если видите «не завершена» и «не получено». Встречаются ситуации, когда в каком-нибудь небольшом городе из десятка автошкол, судя по официальной информации, ни одна не имеет заключения.

Что делать? Мотаться на учебу в соседний краевой/областной центр? Но начинаешь выяснять, и оказывается, что проверка пройдена, заключение есть. Просто ГИБДД не спешит размещать результаты аттестаций — месяц, два, несколько.

Вместе с тем в некоторых заведениях на вопрос о наличии заключения нам отвечали, что «не знаем, о чем вы говорите». Так что до поступления в школу, то есть до оплаты, нужно вживую удостовериться в наличии разрешающих документов.

Стоимость: ищите скидки

Даже несмотря на то, что половина школ в ходе реформы прекратила свою деятельность, выбор учебных заведений остался богатым. А конкуренция, как известно, благоприятно влияет на цены. В нашем случае вообще наблюдается поразительный консенсус.

Если не принимать во внимание разные VIP-программы — индивидуальное либо ускоренное обучение и курсы практики на недешевых внедорожниках/кроссоверах — стоимость на категорию B в разных уголках страны очень близка.

25–35 тысяч рублей! В Москве и Санкт-Петербурге она в среднем повыше, но и там можно найти школы, обучение в которых не дороже, чем в Сибири или Приморье.

Стоимость можно дополнительно снизить. Многие организации предлагают скидки, приуроченные к разным праздникам. Для студентов и школьников (напомним, что обучаться сейчас можно с 16 лет, сдавать экзамен с 17, но управлять — только с совершеннолетия) нередко существует демпинг по акциям.

Можно оформить налоговый вычет, привести в счет небольшой компенсации друзей-знакомых, получить учебную литературу в подарок и скидку за запись online. Кстати, интернет-обучение всегда несколько дешевле обычного. И, само собой, удобнее. Получаешь курс видеолекций, сдаешь по каждой теме зачеты. Практику, разумеется, проходишь на «живых» автомобилях.

Все лучше, чем быть привязанным еще и к конкретному адресу/времени уроков по теории.

Выложить за учебу больше? Такие варианты тоже имеются. Как говорилось выше, в Москве есть автошколы, где обучение проходят на всяких X5 и Touareg.

Бывает, что подобную услугу предлагают в виде исключения — имеется среди Solaris и Polo один кроссовер или седан бизнес-класса. Стоимость — заметно выше.

Один час практики может обойтись и в 1000 рублей, и в 1500 (в то время как обычно он оценивается в районе 500–550), а весь курс — в 50 000–60 000 рублей.

За отдельную стоимость на занятиях по вождению предлагается отработка конкретных маршрутов. Например, дом — работа или тех, что обычно используются инспекторами ГИБДД на экзамене. Есть факультативы для обладателей прав, не садившихся за руль с момента их получения. Индивидуальные курсы, когда преподаватель по теории занимается только с вами.

Прохождение медкомиссии прямо в классе (3000–3500 рублей, тогда как в поликлинике — 1000–1500). Все это, конечно, можно охарактеризовать народным «с жиру бесятся». Что-то вообще выглядит как констатация школами собственной невозможности выпустить нормальных водителей. Да и существует подобная блажь в городах крупных и богатых.

Все-таки чаще рядовой потребитель сталкивается с обещаниями сэкономить. В ряде случаев к ним надо относиться осторожно.

Обманы и неудобства

При большой конкуренции автошколы вынуждены идти на разные уловки, одна из которых — ускоренные программы. Теоретический курс в таких сокращается до 90–100 часов. Практика — до 20–40 часов. В результате учеба якобы занимает 1,5 месяца вместо 2,5–3, а стоимость оказывается ниже процентов на 30.

Заманчиво! Ну а как же обязательная программа? Как к такой вольной ее трактовке отнесутся в ГИБДД? Впрочем, как правило, автошколы до этого не доводят. Валят на внутренних экзаменах и заставляют добирать практические занятия. Получаются те же 54–56 часов или даже больше. Хотя происходит такое и после полного практического курса.

Экзамены

На теоретическом экзамене в ГИБДД надо ответить на 20 вопросов: по пять вопросов в четырех разделах. Допускается совершить две ошибки, но они должны относиться к разным разделам. За каждую придется ответить на пять дополнительных вопросов, и уже без ошибок.

Экзамен на площадке — это выполнение шести упражнений: горка, параллельная парковка задним ходом, заезд в гараж задним ходом, разворот в ограниченном пространстве, «змейка» и поворот под прямым углом. На экзамен в городе отводится 20 минут.

На что еще жалуются студенты?

  • Неудобное расположение автодрома — далеко от маршрутов общественного транспорта.
  • Платный (100 рублей) въезд на автодром. Эти деньги не входят в стоимость часа практики.
  • «Пробки» на автодроме. Долго ожидаешь своей очереди перед тем, как отработать упражнение.
  • Трудно записаться на вождение. Из-за этого между занятиями образуется большой перерыв.
  • Вместо положенных двух, трех или четырех часов практики откатывают 1,5; 2,5 либо 3,5 часа.
  • Инструкторы часто делают перекуры, используют автомобиль в собственных целях. Упрощают обучение. На автодроме заставляют заучивать движения. В городе выбирают простые участки — прямые, с минимумом светофоров-перекрестков и без напряженного трафика.
  • Инструкторы бывают: безразличными, агрессивными, истеричными, некомпетентными.

Характеристика инструкторов в ряде случаев однозначно субъективна. Кому-то хочется пожестче, для кого-то важны «предварительные ласки».

А вот все остальные претензии трудно списать на собственную предвзятость. Как сделать так, чтобы их не возникло?

  • Смотреть отзывы. Есть на Дроме даже касающиеся небольших городов. К сожалению, в большинстве своем явно накрученные. Крайне сомнительно, что фразы вроде «автошкола самая клевая; инструктор просто божество; инструктор — конкретный ас за рулем», могут писать ученики. Разве что на эмоциях после сданного экзамена. Но подобных отзывов очень много! Остается высматривать среди них такие мнения, в которых помимо «соплей» было бы рациональное зерно — объективные плюсы и минусы. Подобные все же попадаются.
  • Расположение автодрома, трафик на нем.
  • Что считается в автошколе часом — 60 или 45 минут?
  • Сколько часов длится каждое практическое занятие? Можно ли менять инструктора в процессе обучения?
  • Поинтересоваться, сколько часов практики придется брать при неудаче на внутреннем экзамене? Сколько — при провале экзамена в ГИБДД?
  • Из-за чего могут отчислить (пропуск лекций, несколько раз не сдал внутренний экзамен)? Сколько стоит восстановление? И сколько часов теории и практики после этого придется посетить?
  • Есть ли какие-то дополнительные платы?
  • Удостовериться, что в договоре прописаны все суммы оплаты.

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/69799.html

Как обманывают в автошколах – МК

Могу ли я вернуть деньги по окончанию учебы в автошколе?

Корреспондент «МК» прошел «обучение» на автокурсах, которые по всем законам и правилам не должны предлагать свои услуги желающим получить права

Необходимость реформы системы обучения (а новые правила подготовки водителей вступили в силу 12 августа) в автошколах — лишь следствие того, что зачастую будущих водителей готовят из рук вон плохо, с нарушением всех норм и требований.

Чтобы понять, что происходит «за кулисами» автошкол, особенно тех, что противятся реформе, ваш корреспондент отправился на обучение в одно из этих учебных заведений, считающееся едва ли не самым популярным в Москве.

И убедился: с подобной подготовкой начинающие водители далеко не уедут.

«Центральная автошкола»: без окон и дверей

Судя по информации на официальном сайте, «Центральная автошкола» (ЦА) — одно из старейших (работает с 1990 года) и популярнейших учебных заведений столицы по подготовке водителей.

К услугам учеников — целых 23 филиала по всему городу, профессиональные инструктора, учеба, начинающаяся заново каждую неделю, и свободный график посещения занятий.

Чтобы проверить, как на деле готовят водителей в «Центральной автошколе», я решил отправиться на обучение в ближайший к своему дому филиал на улице Константинова, дом 11А (Алексеевский р-н, СВАО).

Первое, что меня удивило, — найти это учебное заведение в небольшом пятиэтажном здании оказалось весьма непросто: никаких вывесок или указателей на нем попросту не было. Обойдя дом три раза и опросив прохожих, я наконец выяснил, что входят в «потайную» автошколу через подвал, скрытый под пластиковым козырьком. Там у двери висит звонок, рядом с которым красным фломастером написано «автошкола»: звоню, мне открывают, и я поднимаюсь на пятый этаж.

К чему такая секретность столь популярному учебному заведению — не вполне понятно, но я отбрасываю сомнения и смело иду в учебный класс на организационное собрание, где уже сидят шестеро будущих водителей. Вскоре к нам выходит женщина средних лет (очевидно, администратор) и начинает рассказывать о том, как здесь устроено обучение.

Первая часть — теоретический курс; по правилам он должен длиться около 106 часов. Однако меня и других учеников сразу же «успокаивают»: все пройдет гораздо быстрее. Вся учеба в классе продлится лишь четыре дня — по два полуторачасовых занятия в каждом, т.е. всего 16 академических часов (здесь это называется «ускоренный курс»).

Но куда же делись остальные положенные по закону 90 часов? Администратор отчасти объясняет их исчезновение: дело в том, что такие учебные дисциплины, как первая помощь, устройство и эксплуатация автомобиля, вынесены в факультативные занятия.

Длятся они по 4 часа, а стоят от 500 до 950 рублей, при этом учить или не учить, к примеру, первую помощь каждый ученик решает сам — мол, дело это добровольное (на самом деле они должны входить в курс обучения обязательно). Что до оставшегося «урезанного» курса теории ПДД и ОБД (организации и безопасности движения), то стоит он 8 тысяч рублей.

Мне как молодому 25-летнему ученику положена скидка в 30% — и я должен отдать за все теоретическое обучение всего 5600 рублей. На этой оптимистической ноте консультация заканчивается, и тем, кто решил учиться в «Центральной автошколе», предлагают перейти к оформлению документов. Все сидящие в классе соглашаются — и я присоединяюсь к ним.

«Серые» схемы, спрятанные в документах

В соседней с учебным классом комнатушке бабушка-кассир резво собирает с учеников деньги и выписывает им чеки. Собственно, все первоначальное оформление и сводится к оплате теории и заключению договора на учебу.

Будущие водители в этот документ предпочитают не вчитываться — однако дьявол, как известно, кроется в деталях. В договоре прописано, что автошкола «обязуется провести консультации по ПДД и ОБД и ознакомить гражданина с условиями обучения в автошколах города Москвы».

То же слово «консультации» фигурирует и в качестве назначения платежа в квитанции.

Этот на первый взгляд незначительный нюанс на самом деле очень важен, поскольку означает, что ученики «Центральной автошколы» никакого обучения в ней не проходят; в противном случае им пришлось бы посетить все положенные по закону 106 учебных часов.

А вот что такое «консультации по ПДД и ОБД», ни в одном регламентирующем документе не прописано, что не удивительно, ведь обучением они по факту и не являются.

Как следствие, мало того, что будущие водители в «Центральной автошколе» физически не смогут усвоить необходимый им теоретический курс — так еще и в случае какого-либо ДТП с их участием ЦА не понесет за их крайне слабую подготовку никакой ответственности.

С точки зрения закона все в порядке — консультации, повторимся, это не обучение, и никакого контроля их качества попросту не предусмотрено.

По сравнению с полноценным учебным курсом по теории, который в столичных автошколах в среднем стоит от 12 до 15 тысяч рублей, те 8 тысяч, которые за свои консультации берут в «Центральной автошколе», для будущих водителей, не понимающих, как их обманывают, выглядят крайне привлекательно.

Но администрация этого заведения нашла прекрасный способ, как забрать у своих учеников деньги, которые те, казалось бы, сэкономили на курсе теории. В каждой автошколе взимается небольшая комиссия за организацию сдачи экзамена в ГИБДД, в среднем — 400–500 рублей.

По сути, эти деньги идут на доставку документов ученика дорожным полицейским и предоставление для сдачи практического экзамена в ГИБДД учебной машины от автошколы. Однако в «Центральной автошколе» эта услуга почему-то стоит в 14(!!) раз больше — 7 тысяч рублей.

Эти деньги ученики отдают, оформив необходимую медицинскую справку формы 083/у, сделав фото на документы и отсканировав паспорт. От многих из тех, кто учился вместе со мной, я слышал удивленные вопросы в духе «А семь тысяч-то отдавать за что?!».

Однако уклончивые ответы администраторов про якобы дорогостоящую организацию экзаменов в ГИБДД учеников всякий раз быстро успокаивали. А ведь наведи они справки про ценовую политику московских автошкол — и так легко «разводить» их на большие деньги персонал «Центральной автошколы» уже не смог бы.

Как одного ученика две автошколы поделили

Очередной «сюрприз» поджидал меня, когда я, окончив теоретический «недокурс», решил приступить к занятиям по вождению. 1,5 часа езды с инструктором стоят в «Центральной автошколе» 800 рублей — обычная цена для Москвы.

В среднем будущий водитель должен «откатать» 25 занятий, но, как заверил меня администратор, если я буду делать успехи, все пройдет гораздо быстрее. Первые четыре урока мне пришлось оплатить авансом — из расчета тысяча рублей за одно занятие.

На вопрос, зачем мне сразу отдавать 4 тысячи рублей и переплачивать, таким образом, 800 рублей, администратор объяснил, что это необходимо для подбора инструктора. Но неужели в этом учебном заведении с ними так плохо? Как оказалось, все гораздо проще — своих инструкторов здесь…

попросту нет, и тут начинает действовать очередная «серая» схема, которая называется «автошкола-партнер».

На практике это выглядит следующим образом: филиал «Центральной автошколы» дает консультации по теории, после чего отдает своих учеников в распоряжение других учебных заведений для «откатки» и выдачи документов.

Так, «партнером» для филиала на улице Константинова, где я проходил учебу, служит автошкола Электромеханического колледжа №55 на Михалковской улице (р-ны Коптево и Головинский, САО). Что это означает для учеников? Учиться они пришли именно в «Центральную автошколу», привлеченные ее популярностью и многообещающими посулами с сайта.

Однако после сдачи внутренних экзаменов в свидетельстве об окончании учебного заведения будет значиться не она, а автошкола-партнер.

Что тут можно сказать? Парадоксальная ситуация: учебная организация именует себя автошколой, размещает на сайте лицензию, а вместо обучения в соответствии с лицензионными требованиями и выполнения программ обучения проводит короткие курсы под видом консультаций, после которых учащиеся не могут обратиться в ГАИ для сдачи экзаменов, потому что после таких курсов свидетельство об окончании автошколы не выдается, а сдача экзаменов экстерном запрещена. Но при этом все ученики выходят на экзамен в ГИБДД со свидетельствами об окончании других автошкол. Вот вам и «серая» схема в действии!

Таким образом, едва ли не главная автошкола столицы в принципе учебным заведением не является: практических занятий не проводит, а теоретические уроки на деле оказываются «консультациями». При этом некоторые ученики наивно полагают, что, отправившись в «Центральную автошколу», они смогут сэкономить деньги и побыстрее получить права.

Но чудес не бывает — учат здесь по времени столько же, как и в других автошколах (по состоянию на август 2014 года — около трех месяцев), а любую экономию сводят на нет внушительные поборы вроде 7 тысяч рублей за сдачу экзаменов в ГИБДД (за которые, как выяснилось, просто выписываются свидетельства автошкол-партнеров) вместо обычных 400 или 500 рублей.

Но одними «серыми» схемами минусы «Центральной автошколы» не ограничиваются: никакой ответственности за своих учеников это заведение не несет в принципе, поскольку, как уже говорилось, его следов не будет в свидетельстве об окончании, выдаваемом будущим водителям.

И сколько бы раз они ни попадали в крупные ДТП и сколько бы громких уголовных дел ни возникало из-за этого, «Центральная автошкола» формально ничего общего с ними не имеет.

Закон бизнесу не помеха

После того как 12 августа вступили в силу новые, более строгие правила подготовки водителей и большинство автошкол приостановило деятельность до получения всех согласований с ГИБДД, «Центральная автошкола» как ни в чем не бывало продолжила свою бурную деятельность, не имея при этом необходимых документов, включая специальный акт от ГИБДД.

Этот документ подтверждает, что оборудование автошколы и ее учебные программы соответствуют всем новым правилам. Все автошколы, прошедшие необходимые согласования, размещены на сайте www.gibdd.ru в разделе «Проверка автошкол».

И ЦА в этом списке нет! Несмотря на это, оператор ее «горячей линии» спокойно сообщил мне о том, что условия обучения прежние и набор учащихся идет полным ходом. Как же такое возможно?

За ответами я решил обратиться в центральный филиал ЦА. По понедельникам здесь традиционно устраиваются оргсобрания. Вместе со мной в классе — 10 человек, и девушка-администратор, заметно нервничая, объявляет нам следующее:

— Вы можете уже сейчас проходить теоретические занятия и вождение, но когда у вас будет экзамен в ГИБДД, я сказать не могу. Может, до Нового года, а может — после. Дело в том, что у нас нет акта от дорожных полицейских, и поэтому регистрировать учеников в ГИБДД мы пока не можем. Поэтому несите документы, учитесь. Но когда вы будете сдавать на права, никому не известно…

На этом моменте несколько человек — очевидно, смекнувших, что к чему, — вышли из класса, но большая часть осталась и послушно оплатила теоретический «недокурс».

Хотя девушка-администратор фактически прямо заявила о том, что, во-первых, «Центральная автошкола» прямо нарушает закон: обучать будущих водителей без акта от ГИБДД нельзя, это нарушение лицензионных требований, которое карается крупным штрафом или приостановкой деятельности.

Во-вторых, нет никакой гарантии, что ЦА вообще получит добро на работу от дорожных полицейских — а в этом случае ее ученики попросту останутся ни с чем, лишившись денег и не получив водительские удостоверения.

Однако мало кто из будущих водителей понимает такие тонкости — и «Центральная автошкола» продолжает делать на них деньги в обход всех законов и правил. И, как выяснилось, нарушать закон ЦА не привыкать. В 2013 году Департамент образования Москвы своим приказом приостанавливал действие ее лицензии на полгода.

В 2014 году тот же департамент по итогам плановой проверки выдал ЦА предписание на устранение очередных выявленных нарушений. Весьма вероятно, что после того, как ГИБДД и другие надзорные органы, включая прокуратуру, узнают больше о работе этого учебного заведения, оно все же закроется насовсем. И кто знает — может быть, из-за того, что она и подобные ей конторы больше не будут готовить водителей, наши дороги со временем станут безопаснее.

Источник: https://www.mk.ru/social/2014/11/19/kak-obmanyvayut-v-avtoshkolakh.html

Прав-помощь
Добавить комментарий