Могут ли уволить специалиста по учебно методической работе, если он не имеет высшего образования?

Аттестация педагогических работников: продолжаем изучать новые требования

Могут ли уволить специалиста по учебно методической работе, если он не имеет высшего образования?

01.03.12

Каковы особенности применения п. 3.22 Типового положения?

С целью социальной защиты педагогических работников, которые продолжительное время работали на педагогических должностях, достигли высокого уровня профессионализма и перешли работать на другие педагогические должности, в Типовое положение введена норма (п. 3.

22), согласно которой при переходе педагогических работников из одного учебного заведения в другое, а также при переходе на другие педагогические должности в этом же учебном заведении, квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания, присвоенные им по результатам предыдущей аттестации, сохраняются до следующей аттестации. Также сохраняются присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории за педагогическими работниками, переходящими на должности методистов, воспитателей-методистов, а также при переходе педагогического работника из методического учреждения на педагогические должности в учебное заведение.

Лишение работника квалификационной категории, которую он достиг в течение многих лет работы на педагогических должностях, и установление ему низшей квалификационной категории «специалист» противоречат общепризнанным нормам трудового законодательства.

Пункт 3.

22 Типового положения распространяется, в частности, на случаи перехода педагогического работника с педагогической должности в общеобразовательном учебном заведении на должность в дошкольном учебном заведении, при переходе из заведения профтехобразования в школу и наоборот, с должности преподавателя высшего учебного заведения I — II уровней аккредитации в профессионально-техническое училище или в общеобразовательное учебное заведение и т. п. Единственными требованиями для сохранения квалификационной категории при этом должно быть то, что переход осуществляется с одной педагогической должности на другую педагогическую должность, а также наличие у работника соответствующего образования, необходимого для его зачисления на эту должность.

Вопросы, связанные с определением размера оплаты труда при приеме на работу работников, регулируются КЗоТ и другими нормативно-правовыми актами. В частности, ст. 96 КЗоТ установлено, что должностные оклады служащим устанавливает собственник или уполномоченный им орган в соответствии с должностью и квалификацией работника.

По результатам аттестации собственник или уполномоченный им орган имеет право изменять должностные оклады служащим в пределах утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных размеров окладов на соответствующей должности. Такая же норма содержится в п.

4 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

То есть определить размер оплаты труда при приеме на работу педагогического работника или при догрузке его часами на другой должности должен собственник или уполномоченный им орган. При этом главным критерием, по которому определяется тарифный разряд такому работнику, является уровень его квалификации.

При этом не следует допускать при приеме на педагогические должности установление низшего тарифного разряда специалистам, имеющим высокую квалификацию, большой опыт научной или преподавательской работы. Собственник или уполномоченный им орган при приеме на работу специалистов с большим опытом работы должен решать вопросы размера оплаты труда с учетом уровня квалификации таких работников.

При аттестации таких работников следует руководствоваться п. 4.

9 Типового положения, которым, в частности, определено, что специалисты, перешедшие на должности педагогических работников в профессионально-технические и высшие учебные заведения I — II уровней аккредитации с производства или сферы услуг, а также научно-педагогические работники высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, перешедшие на педагогические должности, аттестуются на присвоение квалификационной категории «специалист второй категории» при наличии не менее двух лет стажа работы на производстве, в сфере услуг или стажа научно-педагогической деятельности; «специалист первой категории» — не менее пяти лет; «специалист высшей категории» — не менее восьми лет.

Не может быть установлен низший тарифный разряд научно-педагогическим работникам высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, принятым на должности учителей или преподавателей общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, лицам, имеющим ученые степени и приглашенным для преподавания учебных дисциплин, по которым они являются специалистами, в общеобразовательные или другие учебные заведения системы общего среднего образования, специалистам с производства или сферы услуг с большим опытом работы.

Например, в случае принятия на педагогическую должность в профессионально-техническое учебное заведение специалиста с производства или сферы услуг, имеющего стаж работы по специальности пять лет, при первой аттестации на педагогические должности он может аттестоваться на присвоение квалификационной категории «специалист первой категории». Впрочем, при приеме на работу такого специалиста оплата его труда существляется по тарифному разряду, установленному собственником или уполномоченным им органом.

При приеме на работу в общеобразовательное учебное заведение специалиста, который до этого работал преподавателем аналогичной учебной дисциплины в высшем учебном заведении III — IV уровня аккредитации и который имеет ученую степень, руководитель учебного заведения (органа управления образования) имеет право установить ему наивысший тарифный разряд, предусмотренный на этой должности. При аттестации на педагогической должности ему может быть присвоена любая квалификационная категория, в том числе и квалификационная категория «специалист высшей категории», как это предусмотрено п. 4.7 Типового положения.

Когда должна проводиться аттестация работников, прервавших работу на педагогической должности?

Следует отметить, что отныне п. 3.

17 Типового положения установлено, что за работниками, прервавшими работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняются присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания. Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после принятия их на работу. Подчеркнем: это касается лиц, с момента последней аттестации которых прошло более пяти лет.

Если с момента последней аттестации работника, прервавшего работу на педагогической должности, не прошло пяти лет, его очередная аттестация должна осуществляться в пятилетний срок со дня последней аттестации.

Каков порядок аттестации работников, совмещающих педагогические должности?

Пункт 3.

18 Типового положения дополнен новой нормой, которой установлено, что при совмещении работниками педагогических должностей в одном учебном заведении их аттестация осуществляется по каждой из занимаемых должностей.

Педагогический работник, который в год очередной аттестации совмещает педагогические должности, а именно наряду со своей основной работой выполняет дополнительную работу по другой педагогической должности, проходит аттестацию по каждой из занимаемых должностей.

Типовым положением предусмотрено также, что по заявлению работника или по представлению руководителя либо педагогического совета учебного заведения может проводиться внеочередная аттестация.

То есть аттестация работника, совмещающего педагогические должности, может проводиться как одновременно, так и в разные сроки.

Целесообразно синхронизировать аттестационные процедуры работника, занимающего две или более должности в одном учебном заведении, проводя их одновременно.

Следует учитывать, что на педагогических работников, совмещающих педагогические должности, аттестационные листы оформляются отдельно на соответствие каждой из занимаемых должностей.

Пунктом 3.1 Типового положения определено, что работники, включенные в списки лиц, подлежащих очередной аттестации, имеют право подавать в аттестационную комиссию заявление о присвоении более высокой квалификационной категории (тарифного разряда). Когда нужно подать такое заявление?

С целью недопущения ухудшения прав педагогических работников на присвоение квалификационных категорий в текущем учебном году педагогические работники, включенные в список лиц для прохождения очередной аттестации, которые претендуют на присвоение более высокой квалификационной категории, могут подать в аттестационные комиссии заявления о присвоении следующей квалификационной категории (тарифного разряда).

В связи с этим педагогическому работнику необходимо помнить, что заявления о присвоении более высокой квалификационной категории, тарифного разряда, а также о внеочередной аттестации, переносе срока аттестации необходимо подавать в аттестационную комиссию до 10 октября.

Каков порядок аттестации выпускников высших учебных заведений?

Порядок аттестации выпускников высших учебных заведений определен п. 4.3 Типового положения. В частности, предусмотрено, что выпускникам высших учебных заведений, получившим полное высшее образование, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист».

Полное высшее педагогическое образование дает право выпускникам высших учебных заведений на получение квалификационной категории «специалист» как получившим квалификацию, достаточную для осуществления профессиональной деятельности. Указанная квалификационная категория присваивается им одновременно с приемом на работу.

Источник: https://buhgalter.com.ua/articles/trudovi-vidnosini/205387/

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Могут ли уволить специалиста по учебно методической работе, если он не имеет высшего образования?

Задача прекращения трудовых отношений волнует не только работника. Его-то как раз Трудовой кодекс защищает: написал заявление об увольнении, отработал две недели – и можешь больше не выходить на работу.

Работодателю в этом смысле не так повезло: даже несмотря на его нежелание увольнять работника, он обязан это сделать по истечении двухнедельного срока предупреждения.

А что делать, если работодатель хочет расстаться с работником без отсутствия желания последнего? Какие средства может использовать работодатель? Об этом поговорим в статье.

Для начала нелишним будет отметить, что при возникновении споров необходимо руководствоваться п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.

2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2), разъяснившим, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Мы не будем рассматривать случаи увольнения работника при наличии его желания на расторжение трудового договора – по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) и т.д.

Не будем останавливаться и на вариантах прекращения трудового договора по основаниям, не предусматривающим ничью инициативу, например, в связи с истечением срока трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, ст.

79 ТК РФ), а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, например, призыв работника на действительную военную службу (п. 10 ч. 1 ст. 77, ст. 83 ТК РФ). Не коснемся и отношений с гражданскими служащими.

Рассмотрим подробнее иные возможные варианты, в каждом из которых остановимся на законодательном аспекте, случаях применения, спорных моментах, которые могут привести к восстановлению уволенного сотрудника на работе, и алгоритме применения основания увольнения.

1. Увольнение в связи с неудовлетворительным результатом испытания

Возможность увольнения при неудовлетворительном результате испытания предусмотрена ст. 71 ТК РФ.

В этом случае работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за три дня, с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. По данному основанию расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Случаи применения

Только в период действия испытательного срока при отсутствии законодательного запрета на его установление.

Спорные моменты

  • наличие прямого запрета на установление испытательного срока;
  • неустановление испытательного срока в трудовом договоре;
  • несоблюдение процедуры увольнения по данному основанию;
  • необоснованное применение основания увольнения;
  • фактическое окончание испытания и продолжение сотрудником работы.

Алгоритм правильного применения

  1. Установить испытательный срок в трудовом договоре, в том числе:
    а) соблюсти запреты в отношении испытательного срока. Так, согласно ст.

    70 ТК РФ испытание при приеме на работу не устанавливается для:

    • лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
    • беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
    • лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;
    • лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;
    • лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
    • лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
    • лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев, и др. лиц;

    б) соблюсти ограничительный срок испытания. Так, он не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом. При заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель (ст. 70 ТК РФ).

  2. Обязать непосредственного руководителя сотрудника составлять во время его испытания служебные (докладные) записки о его работе, а также иные документы, свидетельствующие о том, что работник испытание не выдерживает.
  3. Составить письменное решение о том, что сотрудник испытание не выдержал.
  4. Правильно рассчитать срок для предупреждения работника о неудовлетворительном результате испытания. При этом следует иметь в виду, что в срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности сотрудника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе (ст. 70 ТК РФ).
  5. Письменно предупредить работника о неудовлетворительном результате испытания в срок не позднее чем за три дня с указанием причин (ч. 1 ст. 71 ТК РФ).
  6. Уволить по истечении срока предупреждения по ст. 71 ТК РФ в установленном порядке (ст. 84.1 и 140 ТК РФ). Возможно и увольнение работника по собственному желанию, если он примет такое решение после получения уведомления, указанного в п. 5. Ведь ст. 71 ТК РФ также говорит о том, что если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

Сложившаяся практика

Статья 71 ТК РФ устанавливает, что решение работодателя сотрудник может обжаловать в суде. Практика показывает, что при наличии хотя бы одного спорного момента по рассматриваемому основанию уволенные работники обращаются в суд. Более того, применение данного основания фактически означает начало спора между работником и работодателем.

Ведь в большинстве случаев подобная ситуация разрешается мирным путем: работнику доводится до сведения, что он не подошел для выполнения работы по той должности, на которую принят, т.е. не прошел испытательный срок. Он понимает это и увольняется по собственному желанию.

Конфликт исчерпан: и работодатель достиг своей цели, и работник не имеет «нехорошей» записи в трудовой книжке.

Пример 1

Показать

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=10580

Правовой статус педагогического работника

Могут ли уволить специалиста по учебно методической работе, если он не имеет высшего образования?

 Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.

Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Что такое правовой статус педагогического работника

Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кто относится к педагогическим работникам

Согласно закону об образовании «педагогический работник —  это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д.

Основные требования

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как видим, наряду с известными требованиями для педработника должны быть установлены профстандарты, которым он тоже должен соответствовать.

Академические права и свободы

Для педагогогических работников (далее — педработники) сохранены имеющиеся у них в настоящее время права и свободы, в том числе свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, право доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности; на участие в управлении образовательной организацией; на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др.

Подчеркнуто, что академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод  других участников образовательных отношений.

Трудовые права и социальные гарантии

Сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, в т.ч.

такие как право на сокращенную рабочую неделю, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на предоставление педагогическим работникам  вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Сохранены льготы и для сельских педработников. Педработники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

За субъектами Российской Федерации  законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки  выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования,  привлекаемых к педагогической деятельности (молодым специалистам).

Рабочее время

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Соотношения частей работы (учебной и другой) определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Режим рабочего времени и отдыха определяется трудовым договором, локальными нормативными актами, графиками работы и расписанием занятий.

Участие в ЕГЭ

Законодательно закреплены и трудовые права педработников, привлекаемых для проведения ЕГЭ. За работу по подготовке и проведению ЕГЭ  им выплачивается денежная компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливаются субъектом Российской Федерации.

Повышене квалификации

Теперь педработники  имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (повышение квалификации)  за счет средств  работодателя значительно чаще — раз в три года, а не раз в 5 лет, как было раньше.

Обязанности

Педработник, обладая определенными правами,  несет и определенные обязанности, в т.ч.

он должен   осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,  обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы,  развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

При этом он обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;  учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Педработник также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности,  медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда,  соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации.

Педработнику запрещается:

  • оказывать платные образовательные услуги обучающимся образовательной организации, в которой он работает,  если это приводит к конфликту интересов педагогического работника;
  • использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

Ответственность

Неисполнение или ненадлежащее исполнение педработниками своих должностных обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации.

Педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ.

К сведению. Согласно закону об образовании в оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленный по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Правовой статус педагогического работника

Источник: https://eduinspector.ru/2013/01/24/pravovoj-status-pedagogicheskogo-rabotnika/

Прав-помощь
Добавить комментарий