Можно ли получить должность инженера, не имея высшего образования?

Как стать главным инженером?

Можно ли получить должность инженера, не имея высшего образования?

Быть главным инженером – для кого-то несбыточная мечта, но для кого-то и реальность. Как стать главным инженером и какое образование должно быть у кандидата, чтобы им стать? Давайте узнаем!

В первую очередь, нужно сразу же понять, что стать главным инженером нельзя лишь отучившись в вузе.

Этой профессии не учат ни в одном учебном заведении страны, нет никаких специализированных предприятий и курсов, где можно было бы получить знания с нуля и отучиться на диплом главного инженера.

Как же стать главным инженером?

Для того чтобы стать главным инженером, нужно иметь соответствующий уровень профессиональной подготовки.

В большинстве предприятий в перечень основных требований к уровню подготовки кандидата входят:

  • Знание трудового законодательства, нормативов по охране труда и отраслевых законов;
  • Умение дать характеристику технологическому процессу и деятельности предприятия в целом;
  • Наличие организаторских способностей, которые обеспечат сотрудничество всех подразделений;
  • Умение организовать эффективную и безопасную эксплуатацию производственного оборудования;
  • Знание отечественного и зарубежного опыта;
  • Способность организовать учебную, воспитательную и методическую работу со всеми работниками предприятия;
  • Умение составлять отчетность и своевременно подавать ее в контролирующие органы.

Говоря простым языком, чтобы стать главным инженером, нужно обладать десятками профессиональных навыков, отличаться харизмой и умело сочетать в себе технические, гуманитарные и экономические навыки.

Чтобы стать главным инженером нужно быть умнее и быстрее коллег и понимать основные функции должности.

Согласно обязанностям, главный инженер – это руководитель, который отвечает за каждую единицу персонала и ведет предприятие к успеху.

Он не просто управленец, он составитель стратегии развития организации и от его управления зависит успешность каждого отдела и каждого сотрудника.

В конечном счете, только грамотный и отличающийся харизмой руководитель сможет сформировать мощную команду и спасти предприятие от банкротства, не допустить падения производства, найти средства на развитие и сделать из непримечательного завода, процветающий холдинг.

Чтобы стать главным инженером, нужно обладать знаниями на уровне профессионала, понимать специфику отрасли и организации изнутри, знать, как исправить то, что не может исправить никто, как найти новые рынки и где именно усилить свое влияние, чтобы грамотно управлять сотнями, а часто и десятками тысяч человек.

Одним словом, это топ-менеджер и визитная карточка любого технического предприятия и только от него зависит, успешно оно или нет.

И, конечно, недостаточно лишь захотеть и стать главным инженером. Важно иметь опыт и должный уровень образования.

Какое образование должно быть у главного инженера?

Конечно же, невозможно быть главным инженером без высшего образования или получить навыки, отучившись в училище.

Минимальное образование, которое должно быть у главного инженера – это диплом вуза по технической специальности.

Какой будет специализация, по сути, все равно, – инженер-проектировщик, сметчик, инженер-программист, металлург. Шансы на то, чтобы состояться как личность и профессионал есть в любой отрасли.

Минимальный стаж, чтобы стать главным инженером – 3-5 лет. Но это не значит, что спустя 5 лет после получения диплом можно достичь должности. Для начала нужно получить опыт и стаж по профилю, далее достичь менее руководящей должности и не менее 5 лет трудиться на предприятии.

Спустя 5 лет, если кандидата отметят руководители предприятия, можно попробовать стать главным инженером. К сожалению так бывает достаточно редко, поэтому, помимо основного, нелишним будет получить дополнительное экономическое образование и заручиться поддержкой руководства.

Несмотря на то, что требования к образованию главного инженера не обязывают его иметь диплом юриста, юридическое образование будет также весьма кстати. Главный инженер обязан знать законодательство страны.

Таким образом, чтобы стать главным инженером, придется постараться. Потребуется иметь стаж, опыт руководства и как минимум, высшее образование.

Чтобы усилить свои шансы, нелишним будет получить еще и знания в области экономики и юриспруденции, развивать в себе лидерские качества и харизму.

Специалист, который знает процессы производства изнутри, является грамотным предпринимателем, понимает экономические характеристики предприятия и наделен знаниями гражданского, трудового, уголовного и налогового законодательства имеет большие шансы на повышение в должности.

Но чтобы стать главным инженером, потребуется еще и посвятить себя работе целиком, повышать квалификацию и буквально жить работой. Наградой станет – высокая заработная плата, цена за которую – высокая ответственность.

Источник: https://medcollege5.ru/professii/kak-stat-glavnym-inzhenerom.html

Существуют ли критерии по образованию на должность инженера?

Можно ли получить должность инженера, не имея высшего образования?

Да, можно.

Требования к квалификации Установлены в квалификационном справочнике должностей, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 и носят рекомендательный характер.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух Кадры

Справочники: Карточки должностей

Инженер

 Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (с изменениями на 12 февраля 2014 года)

ИНЖЕНЕР

Должностные обязанности. Выполняет с использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи работы в области научно-технической деятельности по проектированию, строительству, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю и т.п.

Разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ.

Проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ (услуг), содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием и т.п.

Участвует в работах по исследованию, разработке проектов и программ предприятия (подразделений предприятия), в проведении мероприятий, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы. Изучает и анализирует информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современную электронно – вычислительную технику. Составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы, другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в определенные сроки. Оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров. Осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования. Следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов. Организует работу по повышению научно-технических знаний работников. Способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу предприятия.

Должен знать: директивные и распорядительные документы, методические и нормативные материалы по вопросам выполняемой работы; перспективы технического развития и особенности деятельности предприятия (подразделений предприятия); принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства; современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; методы исследования, правила и условия выполнения работ; основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям; действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по составлению и оформлению технической документации; методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок; достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в соответствующей области деятельности; основы экономики, организации труда и управления; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.

Инженер I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера II категории не менее 3 лет.

Инженер II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Инженер: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Сергеем Гранаткиным,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/12-sushchestvuyut-li-kriterii-po-obrazovaniyu-na-doljnost-injenera

За и против: нужно ли получать высшее образование

Можно ли получить должность инженера, не имея высшего образования?

Почти у 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет есть высшее образование. С другой стороны, примерно столько же считают, что значимость диплома вуза сильно преувеличена.

Анна Докучаева

следила за дискуссией

Мы попросили высказаться читателей Т—Ж и собрали разные аргументы. Почему многие недооценивают колледжи, как диплом может помочь потенциальным эмигрантам, для кого кроме врачей и учителей высшее образование принципиально и действительно ли корочка открывает все двери — в новом выпуске рубрики «За и против».

Начал учиться на химика-технолога, но уже на втором курсе стал работать системным администратором. Понял, что химия не мое, и ушел из вуза на третьем курсе. Успешно рос как специалист, росла и зарплата.

Потом жена убедила получить диплом, и в 22 года я снова пошел учиться. Поступил на платную заочку по специальности, сразу на третий курс: обучение в предыдущем заведении зачлось.

Заочка все равно требовала много времени, так что пришлось сменить работу. Зарплата стала меньше, а я на три года увяз в болоте — в работе, где нет развития.

Сейчас мне 28, с женой развелись, диплом пылится на полке, а я все еще системный администратор с зарплатой выше среднего по рынку. Уверен, что могло быть еще больше.

Итого: ранние браки ненадежны, а если вы уже работаете и не ощущаете, что обучение в вузе будет полезно, то не слушайте никого и не тратьте время.

Пока учился на заочном отделении, работал системным администратором на протяжении почти 10 лет. В это время я с трудом сводил концы с концами и учился экономить. При устройстве на работу у меня не требовали диплом, но с ним на той же должности моя зарплата была бы значительно выше.

За три года с дипломом зарплата выросла в четыре раза — сейчас финансовых трудностей нет. Там почти все тройки, но на оценки не смотрят.

Благодаря диплому работаю в большой и успешной ИТ-компании. Каждые два месяца командировки в Европу, вся работа без стрессов, а платят существенно больше, чем коллегам на такой же должности, но без диплома, хотя они не знают об этом.

Когда я сам нанимаю человека и вижу, что у него есть высшее образование, я понимаю, что он может довести дело до конца.

Училась в одном из лучших вузов своего города-миллионника на бюджете — непонятно зачем пять лет ксерила бесконечные рефераты.

Процесс был устроен максимально неэффективно. Предметы между собой никак не связаны, преподаватели или не могут толком выразить мысль, или диктуют по учебнику, или просят от руки переписывать их конспекты.

Благо я решила параллельно самостоятельно освоить другую профессию. Учебу не бросила только потому, что родители были сильно против, — так и дотянула, зато красный диплом. Но при приеме на работу его ни разу не спросили.

В 19 лет я попробовала устроиться на работу делопроизводителем, диплома у меня не было. Тогда на этой должности можно было получать 23 000 рублей на начальных этапах, но без высшего образования не брали.

Я подходила по всем параметрам, кроме диплома, и в итоге мне предложили работу секретарем за 17 000 рублей.

Это был важный момент, когда я осознала, что любая корочка в России ценится выше, чем навыки, молодость и энтузиазм.

Меня не раз спрашивали о наличии диплома, и порой эйчар не скрывал пренебрежения после того, как я отвечала «нет». В итоге я решила говорить, что планирую поступать в будущем году, и на меня стали смотреть доброжелательней. С того времени я два раза поступала в колледжи — и оба раза бросила. Сейчас же поняла, что именно мне нужно, и уже поступила в вуз.

96% населения высшее образование не нужно, особенно такого низкого уровня, как у нас. А вот среднее профессиональное очень нужно всем. Высшее образование должно быть для науки, а не чтобы Вася или Петя пошли с дипломом вуза класть кирпичи и пилить доски.

Многие пилоты не имеют высшего образования. Существуют аэроклубы, в основном коммерческие, которые предоставляют курсы пилотирования и часы полетов. В них действует ступенчатая система обучения.

Первая ступень — сертификат пилота-любителя, с которым вы уже можете летать, но вряд ли сможете найти работу.

Вторая ступень — пилот коммерческого характера. Этот сертификат можно получить, только если вы прошли предыдущий этап обучения. В этом случае вы уже имеете право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на воздушных средствах с одним двигателем. Таких пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании для полетов на короткие расстояния.

Третья ступень — линейные пилоты. На эту категорию можно претендовать, только если вы прошли предыдущие этапы обучения или самостоятельно получили диплом пилота в вузе.

Такие специалисты имеют право водить любой самолет, летных часов у них в десять раз больше, чем у выпускника вуза. Именно таких пилотов и ищут авиакомпании-работодатели. И не просто ищут, а в буквальном смысле отслеживают и ждут.

Так что, когда вы летите в самолете, им, скорее всего, управляют пилоты без высшего образования.

Я инженер систем теплогазоснабжения и вентиляции. В такую сферу без диплома на работу не берут, поэтому зарабатываю, конечно, больше, чем получал бы без образования. Теоретически, конечно, могут взять и без диплома, но нужно доказать делом, что ты умеешь работать. Хотя все мои коллеги так или иначе с профильным образованием.

Без образования я мог бы пойти на стройку монтировать эти самые системы. Труд тяжелый, условия проживания чаще всего отвратительные. Особенно если работать не в своем городе, что часто бывает у монтажников в частных фирмах. Все зависит от того, где компания выиграет тендер.

Хорошее техническое образование, на мой взгляд, даже полезнее, чем другие направления, потому что после учебы ты так или иначе найдешь работу по специальности, а не пойдешь раздавать листовки.

Творческим профессиям проще обучиться в свободное время на курсах или читая книги, а после подтверждать свой профессионализм через портфолио.

В технической среде диплом — это минимальная гарантия того, что вы что-то знаете и умеете, понимаете логику работы.

У меня есть среднее специальное библиотечное образование и высшее библиотечное образование. Оба — полный пшик, пустышка, дно.

В Екатеринбурге средняя зарплата библиотекаря — 15 000 рублей в месяц. Я работаю в библиотечной сфере, но не в бюджетном учреждении, так что моя зарплата выше — 35 000 рублей.

Но самое смешное — то, чему нас учили пять лет, вообще не пригодилось. А вот трехдневные курсы по работе в каталогизаторе «ИРБИС» очень помогли.

Если вы попытаетесь эмигрировать, поступая на бакалавриат в иностранный вуз, придется сдавать местный аналог ЕГЭ.

У местных школьников в этом случае будет большое преимущество, потому что они готовились к этому с детства и идеально знают язык, на котором проходит экзамен.

В магистратуру же обычно принимают по результатам конкурса портфолио. Нужно будет сдать только языковой экзамен, но он общий для всего мира и его можно сдавать на родине.

При эмиграции по работе диплом тоже является существенным преимуществом, а иногда и обязательным условием.

В общем, если хочется уехать из России, но нет жены-иностранки, миллионного бизнеса и не везет в лотерее на грин-карту — или не хочется в США, — то диплом будет огромным плюсом.

Родители отправили меня на химический факультет, который я бросил через полтора года. Через некоторое время попал в интересующую меня сферу — провайдерство.

Тогда решил отучиться на соответствующую специальность хотя бы заочно. И не узнал ничего нового за время учебы! Более того, как практику, мне иногда очень хотелось поспорить с преподавателями-теоретиками.

В итоге я получил диплом скорее для родителей, воспользовался двумя лишними учебными отпусками в год в течение шести лет — все довольны, но реального толку нет. Бумажка эта мне за 10 лет ни разу не пригодилась.

И, честно говоря, жалею, что был хорошистом в школе: это не помогло моей коммуникабельности и решительности. Если бы больше времени проводил в обществе, а не уроки учил, может, сейчас лучше бы понимал людей.

Я поступил на философский факультет УрФУ. К третьему курсу начал включаться во всяческие конференции и получать стипендии.

Полтора года магистратуры буржуазно прожил отдельно от родителей на гранты, которые смог для себя выбить из различных фондов.

Чтобы как-то устроить себя в жизни, в это же время я погружался в интернет-маркетинг через различные курсы, книги и тысячи статей. Где-то подрабатывал для практики.

В конце магистратуры выдался шанс поехать учиться в Копенгагенский университет.

Там я прошел курс по Digital Strategic Communication, где закрепил все, что уже успел изучить до этого, и узнал кое-что новое.

Пока находился в Копенгагене, прошел собеседование и получил оффер от екатеринбургского диджитал-агентства. Через неделю после приезда уже вышел на работу с зарплатой выше средней по городу.

Эта история не может служить ни для кого инструкцией, но я уверен, что она со мной случилась именно благодаря моему образованию, которое сформировало у меня определенный подход к жизни и образ мышления.

Высшее образование формирует целостный взгляд на тот мир, что существовал еще до вашего появления в нем. Через обсуждение сложных тем вы развиваете гибкость и глубину мышления. Вопрос в том, чего вы сами хотите: просто зарабатывать деньги или еще и понимать, что происходило и происходит вокруг вас.

Необязательно идти в университет сразу же после школы, так как 98% фрешменов вообще не понимают, чего они хотят от жизни. Но высшее образование я все же считаю необходимым. Главное — найти нормальный вуз и правильно потреблять это образование, а не просто ходить на пары с айфончиком посидеть.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/education-prons-cons/

Кем работают и сколько зарабатывают люди без высшего образования

Можно ли получить должность инженера, не имея высшего образования?

Не так давно мы спросили читателей Т—Ж, что они думают о высшем образовании.

Катя Прокудина

читала истории

По итогам дискуссии мы выбрали несколько историй: как решиться бросить бессмысленную учебу в университете, как диплом в ИТ-сфере влияет на доход и правда ли программисты могут научиться всему за домашним компьютером.

На кого учился: переводчик с китайского

Кем работает: звукорежиссер и саундпродюсер

Доход: 150 тысяч рублей в месяц

Меня с детства программировали на то, что высшее образование крайне необходимо для успеха.

Но сделать осмысленный выбор после выпускного сложно: в жизни я видел еще совсем немного, как и мои родители, поэтому просто плыл по течению.

Многие друзья поехали поступать в Томский государственный университет, мама тогда тоже жила в Томске — вообще, я из маленького города Юрги Кемеровской области, — вот я и решил, что это хорошая идея.

Поскольку в школе мне очень нравились иностранные языки, решил поступать на специальность «Перевод и переводоведение». Хотел изучать английский, но плохо подготовился к вступительному и не набрал достаточного количества баллов. Зато прошел на китайский — и в очередной раз дал себя убедить, что это перспективно, хорошие деньги в будущем и так далее.

Проучился там до второго курса. Я не мог понять, зачем будущему переводчику с китайского постоянно пересдавать зачет по античной культуре и мифологии Древней Греции или как успеваемость по физкультуре может повлиять на дальнейшую карьеру.

Это довольно быстро убило во мне желание учиться, несмотря на то что язык оказался интересным.

Меня все сильнее затягивало мое хобби — музыка. Образовательный кредит рос, и я решил, что хватит тратить время и деньги на то, что не приносит удовольствия. Так и отчислился.

Само собой, мое увлечение не сразу стало работой со стабильным доходом. Поэтому, пока жил в Томске, я работал и на лесопилке, и на стройке, и промоутером в МТС, но адекватных денег там не было. Помогала мама, пока музыка не начала приносить какой-то заработок.

Я переехал в Москву, обзавелся семьей и ощутил совсем другие масштабы трат. Мой нестабильный месячный доход от музыки — 15–30 тысяч рублей — совсем не позволял тут жить. Пришлось на первое время устроиться через аутсорсинговую фирму кассиром в «Ашане», это была самая высокооплачиваемая вакансия из тех, что позволяли работать в любом удобном мне графике.

Я начинал с того, что нарабатывал портфолио и оттачивал навыки на своей музыкальной группе, потом разместил объявление о сведении песен на тематическом форуме. Откликнулся один человек.

Стали работать с ним. Его работы услышал другой, обратился ко мне — и так по цепочке. Процесс был небыстрый, но самый честный, я считаю.

За 8 лет я пока ни разу не использовал никакие маркетинговые инструменты.

Если спрос вырастает, у меня есть выбор: либо работать больше, либо уравновесить его, подняв цены, и получать больше при меньшем объеме работы. Наемные сотрудники такого, как правило, лишены.

К тому же сейчас у меня нет потолка заработка и четкого графика.

Если сравнивать с вакансиями преподавателей и переводчиков с китайского, то я получаю в полтора-два раза больше.

Я думаю, с такой специальностью хорошо зарабатывать можно только на репетиторстве. Но тогда вдобавок к знанию языка нужен еще педагогический навык.

Конечно, где-то зарплаты выше, но для них нужны и опыт, и удача, и много чего еще.

Я слежу за тем, что нового происходит в моей сфере, смотрю или посещаю наши и зарубежные мастер-классы и пытаюсь применить то, что узнаю. Если бы я сейчас пошел учиться, то не столько ради знаний, сколько ради связей.

По-моему, это одно из неоспоримых преимуществ высшего образования над самообразованием: ты общаешься с людьми из своей отрасли, обзаводишься знакомствами, которые в будущем могут тебе помочь. Возможно, я еще буду учиться, но в другой стране.

Например, моей нынешней специальности хорошо учат в США. Но это дорого.

На кого училась: химик, экономист и педагог

Кем работает: менеджер ИТ-проектов

Доход: 120–150 тысяч рублей в месяц

В школе я была отличницей, книжным ребенком, но что такое профессия и как ее выбирать в 16 лет — понятия не имела.

Из всех уроков химия казалась мне самой интересной, поэтому поступила на химический факультет в ННГУ имени Лобачевского в Нижнем Новгороде. Училась на вечернем и работала.

Работа была интересной, а учеба — нет, так что я все чаще вечером оставалась на работе, пока вообще не перестала ходить в университет. Отучилась меньше трех лет.

Второй раз поступила на заочное отделение чего-то экономического уже в Муроме. Хватило, кажется, на год. Я окончательно поняла, что высиживать часами разную скукоту в течение пяти лет ради корочки — не мое.

В третий раз я решила попробовать по-настоящему: нереализованный педагог во мне рвался наружу. Я переехала в Москву и поступила в педагогический вуз.

Но, увы, интересная работа, от которой я получала деньги, пусть маленькие, и отдачу прямо сейчас, снова постепенно свела на нет скучную учебу. Об этом я, пожалуй, жалею: условия на работе позволяли высидеть пять лет учебы без особых проблем.

Но, видимо, не хватало мотивации: педагогическое образование у нас скорее мертво, а диплом для меня мотивация все-таки недостаточная.

Оказывается, выезжать на отличных коммуникационных скилах и общей эрудиции можно только до определенного момента.

Это повергло меня в ужасную тоску, потому что становиться технарем я категорически не хотела, мне всегда казалось, что лучший мой талант — умение балансировать между технарями и бизнесом. В этом состоянии экзистенциального кризиса меня нашел мой нынешний работодатель.

Теперь у меня идеальная работа: с одной стороны, знакомый и родной мне мир ИТ, с другой стороны — мне не надо прикидываться тем, кем я пока не могу быть.

Работать в крупную ИТ-компанию меня позвал давний друг, директор одного из подразделений, которое занимается заказной разработкой и внедрениями.

Любой директор на подобной работе рано или поздно обнаруживает, что в основном занимается зарабатыванием денег, немного успевает присматривать за текущими клиентскими проектами и вообще не успевает выстраивать и налаживать какие-то процессы внутри.

Внутренняя инфраструктура дряхлеет, регламенты морально устаревают, никто уже толком не помнит, почему в 2008 году решили считать вот этот показатель так, а не иначе, все ноют, всем все неудобно.

Нужна отдельная голова, которую не будут отвлекать клиентские — априори более важные — задачи, но очень мало где такая есть. У нас этим занимаюсь я. Формально моя должность называется «заместитель директора», но, по сути, я менеджер внутренних проектов.

Что делать, чтобы росла зарплата

Мой доход сейчас где-то в районе 120–150 тысяч и дальше должен расти. Если бы у меня было техническое образование — не просто диплом! — и я была бы технически подкованным менеджером проектов, то и зарплата была бы больше.

Я могла бы уже сейчас зарабатывать от 200 тысяч и больше: рынок в этой сфере щедр.

Все самое сложное, перспективное и высокооплачиваемое программирование сейчас связано с математикой: анализ данных, нейросети, роботы, искусственный интеллект и так далее.

При этом программирование, в смысле кодинг, — штука прикладная, ей можно научиться за домашним компьютером. А вот освоить дома математику на уровне, на котором ее преподают где-нибудь вроде ВМК МГУ, — это сложно, да и с какого-то момента чисто технически перестанет хватать мощностей.

И получается, если вам нужен программист, чтобы писать код, вы берете опытного, адекватного и не смотрите, где он учился и учился ли.

А если нужна звезда, чтобы двигать вас куда-то в сторону переднего края современных технологий, — то вы отсеиваете кандидатов по весьма короткому списку вузов и факультетов.

На кого учился: ИТ-специалист

Кем работает: программист

Доход: 175 тысяч рублей в месяц

Примерно до 10 класса я думал, что буду поступать на экономиста, так как у меня в семье многие работали в финансовой сфере. Я активно готовился сдавать математику, у меня был опытный преподаватель. Он посоветовал пойти в ИТ, так как, имея образование в области информатики и математики, можно найти себе применение в любой сфере.

Выбирали вуз, учитывая не только историю и значимость, но еще современные тенденции в образовании, сотрудничество с крупными компаниями вроде Яндекса или «Мэйл-ру».

Рассматривали Плехановку, МЭСИ и РАНХиГС, но в приоритете была Вышка — в итоге поступил на бюджет в МИЭМ НИУ ВШЭ на факультет прикладной информатики.

Но учился я не очень ответственно, много прогуливал, и после первого курса меня отчислили за неуспеваемость.

Несмотря на это, ИТ-сфера мне очень нравилась, и я изучал верстку сайтов по разным туториалам в интернете.

Потом перепоступил в РЭУ имени Плеханова на факультет математической экономики, статистики и информатики (ФМЭСИ). Учился неплохо, на втором курсе начал подрабатывать.

Сначала на «Авито» нашел человека, которому нужно было поддерживать интернет-магазин и верстать новые. Проработал с ним примерно три месяца: отношения не заладились, так как он стал платить меньше той суммы, которую мы обсуждали, а работали мы без договоров, на честном слове.

После двух курсов в Плехановке я решил переехать в Краснодар: там жила моя девушка, сейчас уже жена. Близкие поддержали меня, и я перевелся в Кубанский государственный университет на факультет компьютерных технологий и прикладной математики на 3 курс. Для этого нужно было досдать 17 дисциплин.

Продолжал работать удаленно с теми же ребятами и, конечно, не переставал повышать свои навыки: уже изучал программирование на джаваскрипте.

Я решил, что при приеме на работу важны технические навыки, а образование играет не такую большую роль, и бросил университет, чтобы сосредоточиться на практике и создании репутации в ИТ-сфере.

Хотя решение далось нелегко.

Все сверстники продолжали учиться, давило мнение окружающих.

С тех пор работал еще в нескольких местах. Например, в немецком стартапе в сфере гастрономии и доставки еды. Зарплаты в иностранных компаниях намного выше.

При этом им тоже выгодно работать с нами: в Европе разработчик среднего уровня получает примерно 18 евро в час, а мне платили 10 евро, это 115–120 тысяч в месяц, что очень неплохо для разработчика среднего уровня в России.

О высшем образовании меня там не спрашивали: их интересовали проекты, которые я делал, и мой опыт работы в команде.

Теперь я переезжаю в Москву, буду работать в компании «Ай-теко» на позиции «старший разработчик на джаваскрипте». Там моя зарплата будет 175 тысяч рублей. Это в несколько раз больше, чем у сверстников, которые получили диплом.

Многие сверстники сейчас учатся в магистратуре и зарабатывают 40–50 тысяч рублей.

Но если бы мне предложили вернуться в 2013 год, я бы все равно пошел в университет. Во-первых, подготовка к ЕГЭ и стремление поступить закаляют. Во-вторых, только там я понял, как работает образование, в чем его главная проблема и почему я могу достичь большего без него и за более короткий срок.

Мне пришлось не только освоить определенную сферу самостоятельно, но и научиться учиться. В основном я изучал все по видеоурокам, так как их много и они бесплатны. Правда, фильтровать хорошие уроки сложно, было очень много дилетантов.

уроки я подкреплял статьями с «Хабрахабра» и «Медиума», просто гуглил вопросы, которые требовали ответов. И, конечно, нужно стараться как можно быстрее, любыми способами находить работу, потому что очень сложно давать самому себе задания.

А реальные проекты требуют качественного выполнения, при этом в команде всегда помогут и подскажут. Но главное — возможность увидеть результат работы в реальной жизни и быстро набить портфолио.

Переехав в Москву, планирую восстановиться в Плехановке и закончить обучение, если будет возможно совмещать с работой. Сложно сказать, почему хочу это сделать. Конечно, немного соскучился по учебе в университете.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/no-diploma-cash/

Новый трудовой ресурс – рабочий с дипломом вуза

Можно ли получить должность инженера, не имея высшего образования?

Варвара Гранкова

Каждый пятый работник умственного труда готов пойти в рабочие, если будет гарантия трудоустройства, показал опрос 10 642 специалистов с высшим образованием. Опрос проводила служба исследований HeadHunter.

Самые популярные у белых воротничков рабочие специальности – кондитер, пекарь или повар. За ними следуют специальности автомеханика или автослесаря, швеи и электрика.

В десятку самых привлекательных для работников с высшим образованием профессий входят столяры-краснодеревщики, наладчики, операторы конвейера и механики.

Лишь 18% респондентов – белых воротничков твердо ответили, что не собираются менять род деятельности. «Ведомости» выясняли, что это за новый трудовой ресурс, насколько он многочислен и способен ли решить проблему дефицита рабочих кадров в России.

В России сейчас примерно 50% экономически активного населения имеет высшее образование, по данным Росстата.

Высшее образование в России сегодня стало социальной нормой, говорится в докладе Boston Consulting Group (BCG) «Россия 2025 – от кадров к талантам».

Например, 14% российских продавцов и охранников имеют высшее образование. Но трудовая функция большинства занятых не требует высшего образования.

По данным опроса, белые воротнички хотят освоить рабочие специальности ради профессионального роста и увеличения дохода (51% респондентов). Они думают, что, став рабочими, смогут заработать больше, нежели в офисе. 32% респондентов говорят, что идут в рабочие, чтобы заниматься любимым делом.

Хороший автослесарь, монтажник, фрезеровщик, крановщик в Москве может получать в районе 60 000–80 000 руб. в месяц (в регионах на 15–20% ниже), а начинающий юрист – 20 000 руб. в месяц, говорит Илья Ильин, коммерческий директор кадрового агентства Kelly Services.

Дмитрий Трудовой в 2002 г. окончил Российскую правовую академию и получил диплом юриста. Он пробовал устроиться помощником адвоката, но никто не хотел брать выпускника без опыта, один адвокат даже предложил Трудовому доплачивать по 5000 руб.

в месяц за то, чтобы ему позволили работать с клиентами и защищать их права в суде, рассказывает Трудовой. Он возмутился и устроился слесарем на завод «Фольксваген» в Калуге на зарплату 10 000 руб. в месяц. Поработав слесарем, стал контролером качества.

Знания законов пригодились Трудовому, когда рабочие завода стали требовать улучшения условий коллективного трудового договора. С 2009 г. он занялся созданием первичной ячейки профсоюза МПРА, возглавил несколько акций протеста, стал председателем профкома.

Сейчас Трудовой возглавляет территориальное отделение МПРА в Калуге, в этот профсоюз входят комитеты «Фольксвагена», «Бентелера», «Пежо-Ситроена» и других калужских автозаводов.

Старт карьеры на крупном промышленном предприятии с рабочих позиций дает определенные преимущества – глубокие знания производственного процесса, говорит Светлана Николашина, руководитель департамента управления персоналом Объединенной металлургической компании.

Продвижение по карьерной лестнице у сотрудника с высшим образованием идет быстрее. Нередки случаи, когда рабочий вырастает до топ-менеджера, отмечает она.

Людям с высшим образованием нужно меньше времени, чтобы зарекомендовать себя и получить повышение, убеждена Николашина.

Александр Шевелев, нынешний генеральный директор «Северсталь менеджмента», по образованию инженер-механик. В 1997 г. он устроился на Череповецкий металлургический комбинат слесарем-ремонтником ремонтно-инструментального цеха.

Потом работал ведущим экономистом отдела стратегического планирования, исполнял обязанности заместителя начальника отдела стратегического планирования, начальника отдела развития производства. В 2002 г.

стал директором по техническому обеспечению Череповецкого сталепрокатного завода (позднее переименован в «Северсталь-метиз»), а в 2016 г. возглавил «Северсталь менеджмент».

Люди с высшим образованием более амбициозны, чем выпускники ПТУ, и, нанявшись рабочими, трудятся лучше, чтобы продвинуться по службе и получить должность инженера, говорит представитель нефтехимической группы «Сибур».

При найме на рабочие специальности «Сибур» предпочитает кандидатов с высшим образованием, потому что у компании сложное производство и оборудование, требуется соблюдение правил промышленной безопасности. Следующим шагом в карьере может быть должность инженера или переход в другие подразделения компании.

С позиции рабочего до инженерно-технической должности можно вырасти за 2–4 года при наличии высшего образования, говорит представитель «Сибура».

Сейчас «Сибур» строит «Запсибнефтехим» – нефтехимический завод под Тобольском, запуск которого планируется в 2020 г. И уже сейчас набирает персонал. Из 1950 кандидатов, претендовавших на рабочие позиции на «Запсибнефтехиме», 1400 имеют дипломы вузов.

Устроиться на завод по рабочей специальности легко. Если у кандидата нет необходимой профессии, с ним заключается ученический договор, рассказывает представитель «Северстали». Во время обучения компания выплачивает стипендию. Длительность обучения варьируется от одного до шести месяцев. Сейчас в «Северстали» около 15% рабочих имеют высшее образование, в том числе 5% – непрофильное.

Кандидаты с высшим техническим образованием сразу получают четвертый разряд из шести возможных, объясняет представитель компании.

Многие белые воротнички получают рабочую профессию с помощью службы занятости. По данным центра занятости населения Москвы, в прошлом году обучение рабочим специальностям прошли 1700 человек, из них 27% имели высшее образование.

Белые воротнички чаще всего учились на оператора ЭВМ со знанием «1С: Предприятие», на делопроизводителя, парикмахера, флориста, слесаря-сантехника, электрогазосварщика и повара. В 2017 г.

служба занятости Москвы трудоустроила 5500 человек с высшим образованием на позиции рабочих (14% от всех трудоустроенных граждан с высшим образованием).

занимаемых образованными сотрудниками, не требуют высшего образования, по данным доклада ВШЭ «Где и кем работают высокообразованные россияне» (февраль 2017 г.)

Работодатели Москвы в прошлом году заявили 215 000 вакансий по рабочим профессиям, в том числе 2700 – с требованием высшего образования (по профессиям телефонист, продавец-консультант, няня, контролер качества).

Фарид Мухаметзянов, директор по персоналу завода «Салют» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха»), говорит, что рабочие с высшим образованием часто бросают производство и возвращаются к первоначальной профессии, если чем-то недовольны, потому что у них завышена самооценка. Но их можно удержать, заинтересовав горизонтальной карьерой и новой профессией, отмечает Мухаметзянов. На заводе «Салют» 700 рабочих, из них 200 – с высшим образованием. Их заработок начинается от 50 000 руб. в месяц.

Заместитель управляющего директора по производству Московского машиностроительного предприятия им. Чернышева Алексей Шатилов знает много случаев, когда люди с высшим образованием так и не находили себя на производстве, но есть и обратные примеры.

Шатилов привел в пример сотрудника, пришедшего на завод из Сбербанка и самостоятельно освоившего программирование станков с числовым программным управлением.

«Именно благодаря ему мы реанимировали участок с оборудованием, которое долгие годы простаивало, на нем держится освоение производства деталей для новых типов двигателей», – говорит Шатилов. Однако таких случаев все же единицы, отмечает он.

Обычно в рабочие идут сотрудники с дипломами вузов, которые не видят карьерных и зарплатных перспектив на своем рабочем месте, например бухгалтеры или юристы на младших должностях.

Ведь чтобы преуспеть, нужен не только диплом, но и определенные социальные качества – инициативность, ответственность, общительность, умение работать в команде, готовность учиться и переучиваться, говорит директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.

В России наблюдается нехватка квалифицированных производственных специалистов, но белые воротнички, переучившиеся на рабочие специальности, проблемы не решат, полагает Оксана Олексюк, руководитель направления по развитию бизнеса компании «Интеркомп».

Это объясняется тем, что лучшие кадры все равно предпочитают делать карьеру по основной специальности и смогут в перспективе зарабатывать больше, нежели на рабочих должностях. К примеру, средняя заработная плата юрисконсульта доходит до 165 000 руб.

, в то же время самые квалифицированные электромонтеры вряд ли будут получать больше 55 000 руб., говорит эксперт.

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2018/02/08/750291-novii-trudovoi-resurs

Прав-помощь
Добавить комментарий