Можно ли записывать на камеру или диктофон крики и угрозы учителя на уроке?

Школа шпионов: родитель из Серебряных Прудов отправил сыновей на войну с учителями

Можно ли записывать на камеру или диктофон крики и угрозы учителя на уроке?

Уже несколько лет педагогический коллектив школы им. Чуйкова в подмосковных Серебряных Прудах живет и работает в боевой обстановке. Один из родителей Роман Романовский объявил учебному заведению войну, в которой главным оружием сделал сыновей-пятиклассников.

Ребята фиксируют на камеры и диктофоны все происходящее в альма-матер, а их отец, используя полученную информацию, буквально изводит учителей, которые, по его мнению, неуважительно ведут себя с учениками.

В подробностях скандальной истории разбирался корреспондент «Подмосковье сегодня».

Отвергнутый дед мороз

Отношения у Романа Романовского со школой им. Чуйкова не сложились как-то сразу. Уж неизвестно, чего ожидал отец, отдавая сыновей-погодок в первый класс, но разочарования последовали одно за другим.

– Мой Артем занял второе место на соревнованиях по лыжам, – вспоминает Романовский. – И я узнал, что победителю было девять лет, в то время как в группе детям старше семи участвовать было запрещено. Это грубое нарушение регламента. Но наш учитель физкультуры не стал добиваться справедливости и даже не сообщил в школе, что Артем занял призовое место.

Потом Роман предложил свою кандидатуру на роль Деда Мороза на новогодний праздник. Его проигнорировали. Не разрешили выступить сыновьям с песенным номером. Не вступились, когда одноклассник начал их задирать. Не оказали первую помощь, когда один из мальчиков сломал палец на уроке физкультуры. Список обид рос с каждым днем.

– А тут еще случайно услышал, каким тоном учитель разговаривает на уроке, – возмущается родитель. – Это был шок. Грубость, крик, угрозы. Разве так можно с детьми?

Председатель родительского комитета россии

С того дня Романовский отпускал мальчиков в школу не иначе, как с телефонами, оборудованными камерами и диктофонами. Дети начали фиксировать все происходящее на уроках и переменах. Отец по вечерам смотрел, слушал и приходил в негодование.

– Я предъявлял педагогам записи их криков, а они оправдывались, что, мол, повышать голос – это нормально, – акцентирует Роман. – Я стал вести статистику и вечерами отправлять учительнице сообщения на электронную почту, что сегодня она кричала пять раз, вчера – семь раз. Но ситуация не менялась.

Романовский принялся жаловаться. Сначала директору, потом в городское управление образования, в прокуратуру, в администрацию, в приемную президента РФ. Как-то раз пришел на общешкольное родительское собрание со звукоусилительной аппаратурой (мужчина подрабатывает пением в электричках) и попытался воззвать к общественности. Дело кончилось вызовом полиции.

Разочаровавшись в официальных родительских комитетах, Романовский создал свой, городской родительский комитет. А потом – родительский комитет России и назначил себя его председателем. На этой практически маршальской должности он объявил непримиримую войну школе.

Импичмент для учителя

– Тем учителям, которые неуважительно себя ведут, я объявляю предупреждение, – поясняет Романовский. – Потом общественное порицание через сеть Интернет. И если они не меняют своего поведения – общественное недоверие, фактически импичмент.

Пока что «под санкции» отца-воителя попали трое: одна из учительниц – Светлана Животнева, начальник Управления по образованию администрации городского округа Светлана Егорова и директор школы Ирина Пащенко.

– Мы с Романовским много раз разговаривали, созывали комиссии по примирению, – вздыхает Пащенко. – Но он не слышит никого, кроме себя, вообще не способен к диалогу.

Ежечасная фиксация на диктофон и камеры нервирует педагогов, они чувствуют себя персонами фантасмагорического реалити-шоу. Но, по словам директора, она консультировалась с юристами – диктофоны в школе не запрещены.

– Пришлось привыкать, – горько улыбается Пащенко. – Учителя знают, что ведется запись, они предельно любезны. Хотя на психику, конечно, это давит.

– Значит, хоть какое-то положительное действие эскапада Романовского принесла: педагоги стали более вежливыми?

– Ну как, вы же понимаете, что учитель повышает голос для привлечения внимания, – объясняет директор. – Без этого в школе не обойтись.

Уязвимы дети

Начальник Управления по образованию Серебряных Прудов Светлана Егорова сейчас в отпуске, но скандальная ситуация затронула все ведомство.

– Романовский замучил нас обращениями, – качает головой заместитель начальника управления Елена Животнева. – Он считает, что на детей нельзя повышать голос. Ну, может, и действительно нельзя, но в учебном процессе чего только не бывает. Мы стремимся разрешить конфликт миром, но вот уже сколько лет прошло, а он все не разрешается.

Педагоги уже обращались и в прокуратуру, и в полицию с жалобами на травлю. Сотрудники органов разводят руками, мол, дело не в их компетенции, обращайтесь в суд. Одна учительница – та самая, из «санкционного списка» – уже подала иск. Даже глава городского округа в курсе ситуации.

– Я встречался с Романом Романовским. Понял, что разговоры бессмысленны, – говорит глава администрации Серебряных Прудов Олег Павлихин. – Поэтому мы решаем конфликт в правовом поле. Когда одна из учительниц, которую он просклонял в соцсетях, подала на него в суд, он тут же удалил все оскорбления в ее адрес. Вскоре в суд будут подавать и директор школы, и родители, которые обеспокоены ситуацией. Уверен, что только таким способом конфликт будет исчерпан.

Другие родители сначала поддерживали Романовского в его борьбе за права учеников на вежливое обращение, но с течением времени разочаровались в его методах и дружной стеной всем городом встали на защиту педагогов.

– Романовский всех уже достал! – говорит член родительского комитета школы Галина Конюшихина. – Своим поведением обозлил всех родителей, а теперь и детей против своих детей.

Учительница Светлана Животнева, которую он поливает, – прекрасный педагог, классный руководитель моей дочери. Он ее довел до больницы, она слегла с гипертоническим кризом.

И у меня были конфликты с некоторыми учителями, но я приходила и разговаривала, именно так надо решать проблемы, а не пихать детям диктофоны.

В школе родители даже создали инициативную группу по защите педагогов, ее возглавила мама первоклассницы Алина Овчарова.

– Он просто клевещет на учителей, – говорит она. – Да, педагог сказала: «Прибила бы», но он расценил это как реальную угрозу жизни своему ребенку, а на самом деле сказано это было в шутку. От него только жуткие оскорбления, травля и никакого конструктива. Я подала на него заявление в полицию.

В этой ситуации в самом уязвимом положении оказались сыновья Романа. Хоть он и утверждает, что мальчиков в школе считают «крутыми», реальность показывает обратное.

Уже было несколько инцидентов, когда на ребят нападали одноклассники. Романовский убежден, что обидчиков подговаривали педагоги, однако сами учителя не только это отрицают, но и сильно встревожены.

Говорят, что ситуация рано или поздно может выйти из-под контроля.

– К сожалению, мы все чаще сталкиваемся со случаями, когда жертвами травли в школе становятся не дети, а педагоги, – констатирует уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова. – Психологическое давление, которое зачастую оказывают родители на преподавателей, вредит и учебному процессу, и авторитету учителя, и морально-нравственному воспитанию детей. Безусловно, нужно отрабатывать каждый сигнал о некорректном поведении учителей с детьми, разбирать его индивидуально и пытаться урегулировать ситуацию мирным путем. Однако в данном случае затянувшийся конфликт можно решить лишь в судебном порядке: педагоги имеют полное право подать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Источник: https://mosregtoday.ru/muni/shkola-shpionov-roditel-iz-serebryanyh-prudov-otpravil-synovey-na-voynu-s-uchitelyami/

Учитель оскорбляет учеников – что можно сделать?

Можно ли записывать на камеру или диктофон крики и угрозы учителя на уроке?

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя? 

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст.

45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.

Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действий и оскорбительных высказываний.

Дополнительно читайте по этму вопросу – Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде. 

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым — попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса — очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается – родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Нематериальные блага

1.

Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ

Источник: https://usperm.ru/content/uchitel-unizhaet-uchenikov

«Он лежал на полу, ему было больно»: школа насилия

Можно ли записывать на камеру или диктофон крики и угрозы учителя на уроке?

В конце апреля в сети появился ролик, на котором учитель истории пытается насильно усадить за парту нарушившего дисциплину ученика одной из мурманских шко, держа его за плечи и шею. Параллельно мужчина пытался стыдить мальчика за то, что он бегал по коридору во время урока. Даже несмотря на просьбу его одноклассников, учитель отказался отпускать ребенка.

Следственный комитет Мурманской области проверит действия преподавателя. В том числе следователи опросят потерпевшего, его родителей, а также руководство школы. Будут назначены необходимые медицинские обследования, и дана уголовно-правовая оценка.

Выпускница школы, в которой произошел инцидент, заявила, что школьник ранее угрожал учителю ножом, а также говорил, что «убьет его и вырежет всю его семью».

Она также выразила сочувствие педагогу, поскольку тому приходится взаимодействовать с «социально опасными детьми», которых «нельзя выпускать из кабинета», потому что «без наблюдения учителей он совершал акты вандализма» вроде вырывания труб в туалете, натягивания лески, а также нанесения малоприличных граффити на стенах.

О самом педагоге, преподающем историю и обществознание 16 лет, бывшие ученики отзываются положительно, называя того «сдержанным и приличным», «практически не поднимавшим голоса». Ученики считают, что насильно усаженный ребенок «специально спровоцировал педагога».

Еще один инцидент произошел 9 апреля в Советском районе республики Марий Эл. Там преподаватель наступил на ногу 12-летнего мальчика после того, как тот упал на пол. «Он лежал на полу, ему было больно. В это время учитель подошел к ребенку и всем своим весом наступил на его ногу. При этом учитель сказал: «теперь тебе больно».

После этого он схватил его за руку и потащил в свой кабинет. Закрыл дверь, толкнул моего брата, он ударился спиной об стол и снова упал. В это же время учитель обзывал его нецензурными словами.

После того, как он поднялся, учитель ударил его кулаком в лицо, продолжая кричать матом на моего братика», — рассказала старшая сестра школьника местному изданию «Pro Город».

Впоследствии родственники мальчика сняли побои и написали заявление в полицию. По информации сестры пострадавшего, другие преподаватели просят учеников никому не рассказывать об инциденте. Она отметила, что руководство школы хочет выдать произошедшее за несчастный случай.

Впрочем, коллеги педагога называют его «положительным со всех сторон» человеком. Он «не пьющий и не курящий, ведущий здоровый образ жизни, любящий детей. Прекрасный семьянин, отец двух взрослых детей», — рассказал житель Советского района.

19 февраля мать 14-летнего ученика школы Верхневилюйского района республики Якутия рассказала следователям о еще одном случае насилия. Ее ребенка во время занятия избил учитель физкультуры.

«Согласно материалам проверки, в ходе возникшей во время урока физкультуры ссоры между учителем и учеником педагог ударил несовершеннолетнего в область головы, затем, втащив ребенка в раздевалку, несколько раз ударил его по различным частям тела, причинив ему физическую боль», — сообщили в СК.

По результатам проверки следователи возбудили уголовное дело по статье «Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником». По этой статье может быть назначен штраф в размере до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы, а также лишение свободы на срок до трех лет.

В том же месяце следователи начали расследовать избиение ученика учителем школы города Всеволожск Ленинградской области. Мать 12-летнего мальчика обратилась к медикам после того, как ее сын вернулся из школы с головной болью.

Впоследствии ребенок рассказал ей, что во время перемены один из учителей взял его за шею и ударил о стену.

Сотрудники МВД возбудили против 70-летнего учителя уголовное дело по статье «Причинение легкого вреда здоровью». Дело было передано в следственный отдел Всеволожска.

Как позже установили следователи, 6 февраля около 10:00 преподаватель в коридоре школы «на почве неприязненных отношений схватил за горло малолетнего мальчика и ударил не менее трех раз головой о стену, причинив малолетнему потерпевшему телесные повреждения в виде ушиба мягких тканей».

31 января прокуратура Ивановской области потребовала возбудить уголовное дело в отношении учительницы русского языка и литературы школы города Пучеж, которая, по словам учеников, избивала их во время уроков, в том числе деревянной указкой. «В ходе проведенной проверки установлено, что учитель неоднократно наносила удары учащимся по различным частям тела, причиняя им физическую боль, психические и нравственные страдания», — заявила районный прокурор Валентина Кручинина.

Родители потребовали уволить педагога и возбудить уголовное дело по статьям «ненадлежащее исполнение обязанностей педагогическим работником» и «жестокое обращением с несовершеннолетним». Учительнице может грозить до трех лет лишения свободы.

Хоть матерись, хоть подзатыльники раздавай

Адвокат Виктория Данильченко заявила «Газете.Ru», что педагоги, применившие насилие к школьникам, привлекаются к ответственности далеко не всегда. Она также отметила, что определить, с какого момента поведение учителя становится нарушающим закон, довольно сложно:

«Если преподаватель одернул, схватил ребенка за руку, встряхнул — это одна история, а если причинил телесные повреждения — совсем другая. Да и подзатыльник подзатыльнику рознь. Есть такой юридический казус, описанный в учебниках по уголовному праву.

Один человек дал подзатыльник идущему навстречу прохожему, а того была врожденная аномалия — незаросший родничок. Полученный подзатыльник стал причиной смерти прохожего. Понятно, что смерть причинена по неосторожности, но, тем не менее, исход печален».

Данильченко подчеркнула, что подзатыльник может перерасти из воспитательной меры в нечто, грозящее уголовной ответственностью, если в итоге из-за него был причинен средний или тяжелый вред здоровью.

Юрист также заметила, что в России не предусмотрено наказание за вербальное насилие. То есть родители не смогут привлечь к уголовной ответственности педагога, нецензурно выражающегося на уроке либо постоянно обзывающего и словесно унижающего детей.

«Нецензурная брань в общественном месте попадает под действие статьи мелкое хулиганство. Если учитель ругается матом в школе, вряд ли это повод для возбуждения уголовного дела.

Скорее здесь должны быть применены меры дисциплинарного характера. Имеет смысл записать нецензурную брань преподавателя на диктофон и передать руководству школы.

Такого учителя можно будет уволить за несоответствие занимаемой должности, ТК РФ позволяет это сделать», — объяснила Данильченко.

Если же ребенок рассказал о телесном насилии со стороны учителя, то адвокат советует предпринять следующие действия.

«Если на теле ребенка обнаружились следы от ударов, родителям необходимо отвезти его в травмпункт для снятия побоев. В травмпунке выдадут справку, свидетельствующую о том, что, по словам ребенка, такой-то педагог нанес ему побои. Далее родители пишут заявление в полицейском участке, после чего возбуждается уголовное дело», — рассказала Данильченко.

Юрист отметила, что родители также могут написать заявление на имя директора школы, попросить привлечь педагога к дисциплинарной ответственности и провести служебную проверку.

Данильченко считает, что после возбуждения уголовного дела, а также прикрепления к нему свидетельских показаний и записей с камер видеонаблюдения руководству школы будет крайне сложно утаить противоправные действия своего сотрудника.

Однако, подчеркнула юрист, дети могут обманывать свои родителей, обвиняя учителя в насилии. «Бывают ситуации, когда ребенок, повздорив с учителем, решает с ним расправиться и клевещет на него.

Поэтому, если ребенок говорит, что учитель его стукнул, но никаких следов от удара у него не осталось, и никто при этом не присутствовал, да и сам учитель отпирается, имеет смысл по данному факту обратиться с заявлением к директору школы и попросить провести служебную проверку», — подытожила Данильченко.

Ученики-провокаторы

Опрос, проведенный профсоюзом работников образования России, показал, что более 46% педагогов испытывали насилие со стороны родителей своих учеников, еще почти 35% столкнулись с насильственными действиями самих школьников.

Кроме того, 70% российских педагогов регулярно сталкиваются с различными формами травли со стороны учеников, а 50% учителей получают угрозы физической расправы.

При этом люди узнают лишь о самых резонансных случаях. Так, 27 февраля 2012 года в одной из томских школ учащийся 11-го класса школы №41 избил женщину-педагога и завуча учебного учреждения.

Школьника доставили в отделение полиции. Впоследствии он заявил: «Я даже не понял, как это произошло. Не помню, зачем стал бить учителей».

По словам его одноклассников, аналогичный приступ ярости происходил у молодого человека два года назад.

Грубость, угрозы, написание доносов и жалоб — это обыкновенная школьная практика, считает сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий. «В последние годы это заметно усиливается.

В обществе устоялось представление об учителе как о жалком несчастном существе, на которого можно свалить все, что угодно — вплоть до результатов выборов.

Родители окончательно поняли, что у учителей очень мало механизмов для защиты, соответственно, любые возникающие проблемы они решают немедленными доносами», — рассказал Луховицкий «Газете.Ru».

Он добавил, что руководство учебного заведения принимает меры по любой жалобе родителей. «Кроме того, я знаю много случаев, когда травлю учителей организовывали сама школьная администрация. А лучший способ запустить процесс — это натравить на педагога родителей», — заявил общественник.

Важен школьный климат

По подсчетам экспертов профсоюза преподавателей России, с начала 2017 года в России зафиксировали 15 различных случаев агрессии к педагогам со стороны школьников.

Один из них произошел 3 октября 2017 года в поселковой школе Иркутской области. Во время одного из уроков 16-летний ученик старших классов зашел не в свой класс. Учитель попросил его выйти из кабинета, подросток начал хамить, а затем схватил стул и бросил им в пожилого педагога. В результате он получил сотрясение мозга и потерял сознание.

Впоследствии выяснилось, что сам молодой человек вырос в неблагополучной семье — кроме того, на момент инцидента он уже имел судимость за кражу — ему назначили год и 2 месяца в Ангарской колонии, однако юношу выпустили по УДО.

После случая с избиением преподавателя комиссия по делам несовершеннолетних добивается отмены условно-досрочного освобождения.

Научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения НИУ ВШЭ Мария Новикова рассказала «Газете.Ru», что статистика нападений со стороны школьников, в том числе в США, говорит о том, что

более 70% нападавших были жертвами травли со стороны одноклассников. Кроме того, 80% из них в прошлом имели депрессивные эпизоды или асоциальные намерения и попытки.

«Здесь стоит вопрос доступности профессиональной психологической и психиатрической диагностики ребенка. По данным на 2015-2016 учебные годы, в российских школах в среднем на одного психолога приходилось 880 учеников. Работа с «трудными» детьми — отдельный раздел профессиональных знаний и навыков, с которым порой не сталкиваются даже при учебе в престижных вузах», — сообщила психолог.

Не менее важен, по мнению специалиста, школьный климат — то, какие ценности транслируются в рамках школы, в общении учителей с детьми и между собой. «Дети и взрослые в современной школе находятся в ситуации жесткого давления и перегрузок.

Часто у учителя нет времени и возможности, чтобы побольше узнать о жизни детей из класса, понять, что для них важно.

Исследования показывают, что в школах, в которых учитель «доступен» для ребенка, если у того возникает потребность обсудить какие-то свои темы, где учитель хвалит ребят за удачи и достижения, наблюдается значительно меньше травли и агрессии», — отметила Новикова.

Эксперт добавила, что зачастую педагоги не обладают достаточными знаниями и навыками для того, чтобы своевременно реагировать на ситуации травли. «Это очень важная сфера, в которой необходимо проводить повышение квалификации для педагогов. Почувствовав себя более уверенным, учитель и сам гораздо реже будет вести себя враждебно по отношению к ученикам», — резюмировала Новикова.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2018/05/04/11740111.shtml

Родители пожаловались в прокуратуру на учительницу, которая называла малышей безмозглыми балбесами

Можно ли записывать на камеру или диктофон крики и угрозы учителя на уроке?
В распоряжении “КП” оказалась аудиозапись, которую тайно сделали третьеклашки.

– Ты в первый раз пришла на урок? Почему из-за таких балбесов страдают хорошие ученики!? Из-за таких, как ты, ты, ты… Вы действительно балбесы! Натуральные балбесы!

Это аудиозапись с урока. Ее приложили к заявлению в прокуратуру родители учеников 3 “А” класса гимназии № 70.

ДЕТИ ВОЗВРАЩАЛИСЬ В СЛЕЗАХ

Школа, где разгорелся скандал, считается одной из лучших в городе. Что только ни делают родители, чтобы отдать своего ребенка учиться именно в эту гимназию с углубленным изучением английского языка.

Даже специально покупают квартиры рядом со школой, чтобы по прописке усадить отпрыска за парту в заветном образовательном учреждении.

Поговаривают, что жители окрестных домов наладили особый бизнес: прописывают желающих за 50 тысяч рублей.

И вдруг в одну из лучших городских школ нагрянула прокурорская проверка. Родители утверждают, что педагог Маргарита Игоревна Арефьева, преподаватель первой категории, издевается над их детьми! У Маргариты Игоревны – 40-летний опыт работы с детьми. И не в колонии для малолетних преступников, а в гимназии № 70, в начальной школе.

– Я давно замечала, что моя дочь очень мало рассказывает о том, что происходит в школе, — рассказывает Анна Агапитова, мама одной из учениц Маргариты Игоревны. — Учится она хорошо, занимается спортом. Но я чувствую, что ребенок напряжен.

И когда она в очередной раз прибежала из школы в слезах, я уговорила ее все рассказать.

Дочка, плача, выложила, что классная руководительница оскорбляет, унижает ее и других детей, а после берет с ребенка слово ничего не рассказывать родителям!

Анна в тот же день отправилась в школу, чтобы поговорить с учительницей. Но та все отрицала. А на следующий день Арефьева отчитала девочку перед классом, заявив, что она стукачка, которая все рассказывает маме. Анна позвонила другим родителям. Оказалось, что некоторые из них уже в курсе того, что происходит в классе.

Другие же просто не могли поверить в происходящее и не верят до сих пор. Родители до последнего не хотели доводить дело до скандала, боясь испортить отношения с учительницей, а то и потерять место в школе. Подходили к Маргарите Игоревне, просили ее быть сдержаннее. Но малыши продолжали возвращаться из школы в слезах.

ПОЛОЖИЛИ В ШКОЛЬНЫЕ РЮКЗАКИ ДИКТОФОНЫ

Тогда несколько родителей положили в школьные рюкзачки своих детей диктофоны. Услышав, как заслуженный педагог костерит третьеклашек, папы и мамы побежали директору и потребовали уволить Арефьеву.

Но та продолжала работать в школе. Более того, родители в классе раскололись на два лагеря. У Маргариты Игоревны были любимые ученики, на которых она не срывалась.

Их родители и встали на защиту педагога.

Сама Маргарита Ивановна попыталась наладить отношения с детьми. Правда, сделала это в своей обычной манере. А родители уже не решались отправлять детей на ее уроки без диктофона. И ужасались, слыша очередную запись:

– Разговор не для передачи родителям, — кричит на третьеклашек Арефьева. — Ты меня боишься? А ты? Ты?!

Дальше слышно, как одна из девочек громко плачет.

“БАЛБЕС — СЛОВО НАРОДНОЕ”

Маргарита Игоревна Арефьева.Фото из архива учеников

Родители написали заявление в прокуратуру, в Управление образования Екатеринбурга, в аппарат уполномоченного по правам ребенка области. После этого Арефьева ушла на больничный. Мы связались с Маргаритой Игоревной по телефону, когда она как раз находилась на приеме в поликлинике.

– Меня оклеветали, — заявила она “КП”. — Да, я крикнула несколько раз на детей. Но слово “балбес” — оно народное. Я не оскорбляла детей систематически, у меня с ними хорошие отношения.

Я думаю, что администрация начальной школы в лице завуча Натальи Воробьевой решила избавиться от меня как от пенсионерки.

Я буду четвертой учительницей за три года, уволенной по жалобам родителей, которым потакает администрация.

Руководство гимназии от комментариев отказалось. Не удалось получить комментарии и в городском Управлении образования, там попросили записаться на прием.

Кстати, сама Арефьева призналась нам, что ей уже предложили в школе место в группе продленного дня все в той же начальной школе. Но так просто уходить она не намерена.

– Я буду защищаться. А тем родителям 3 “А”, которые пишут на меня заявления, хочу сказать, что им нужно заниматься воспитанием своих детей, а не перекладывать это на других. Они должны мне быть благодарны за то, что я столько сделала для их детей. А они пишут на меня заявления!

– Я не собираюсь отступать, эта учительница несколько раз ударила мою дочь по голове, — говорит возмущенная мама третьеклассницы Ольга Селянина. — Доказательств у меня нет, но своему ребенку я верю. Если прокуратура Ленинского района не найдет в поведении педагога причин для ее увольнения, мы пойдем по другим инстанциям.

Во вторник родителям устроили внеплановое собрание в школе. Корреспондент “КП” также присутствовал на нем.

Чего мы там только ни услышали! Одни мамы кричали, что Арефьеву надо срочно гнать из школы, другие заступались: она опытнейший педагог! Школьный психолог призывала во всем разобраться: мол, срывы у всех бывают. А завучи просили пойти на компромисс и дать педагогу доработать учебный год.

Возмущенные родители согласиться на это не готовы. Договорились, что будут дожидаться окончания проверки прокуратуры, ответ из которой ждут 19 апреля.

Тем временем другие ведомства также занялись скандалом в гимназии.

Так, например, по словам сотрудницы аппарата уполномоченного по правам ребенка Свердловской области Елены Алексеевой, уже установлено, что госпожа Арефьева как минимум нарушила должностную инструкцию учителя.

Вот ее формальные промахи: “удаление учащихся с уроков, отвлечение обучающихся во время учебного процесса на иные, не связанные с учебным процессом мероприятия”.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

– Кричать, срываться на детей недопустимо. Дети есть дети, правила взаимоотношения с ними должен устанавливать взрослый, — комментирует ситуацию психоаналитик Светлана Катырева.

— Так что здесь почти все зависит от личности педагога. Есть учителя, которые никогда не кричат, а дети их прекрасно слушают.

Видимо, этот педагог изначально поставила себя с детьми так, что все вопросы с ними она может решать только криком.

Источник: https://www.amic.ru/news/214916/

Можно ли уволить учителя и на каких основаниях? Причины увольнения учителя

Можно ли записывать на камеру или диктофон крики и угрозы учителя на уроке?

Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку.

Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст.

336 ТК РФ):

  • нарушение устава образовательного учреждения;
  • применение насильственных действий к учащимся;
  • достижение педагогом определенного возраста;
  • неизбрание педагога на должность по конкурсу.

Рассмотрим каждое нарушение отдельно.

Нарушение положений устава

Чтобы уволить учителя по этому основанию. Необходимо соблюдение следующих условий:

  • совершение грубого нарушения;
  • несколько нарушений в течение учебного года.

Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:

  • соблюдение локальных актов;
  • добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
  • корректное поведение педагога по отношению к ученикам.

Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.

Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.

Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений.

Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор.

Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.

Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины, нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.

Читайте вопрос и ответ Сделали выговор, лишили оплаты за классное руководство. Правомерно ли это?

Применение учителем к учащимся насильственных действий

В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:

  • Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
  • Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
  • Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
  • Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.

Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий.

Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда.

Суд выносит свое решение после проведения следственных действий, и наличия доказательств вины педагога.

Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства, согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.

Достижение учителем определенного возраста

Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений.

По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы.

Но перевод не может быть осуществлен без письменного согласия руководителя.

Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается. Уточняйте законодательство РФ на текущий момент, это положение может быть изменено.

Педагога не избрали на конкурсную должность

Это основание также применяется к директорам школ и их заместителям. Если директор школы не был выбран на эту должность или сам отказался участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается.

Другие снования увольнения учителя

В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:

  • инициатива самого работника;
  • соглашение обеих сторон;
  • инициатива работодателя.

Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:

  • прогул;
  • сокращение численности штата школы или должностей;
  • ликвидация школы или ее реорганизация;
  • несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
  • появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
  • совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.

Советы учителю

В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:

  • корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;
  • не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;
  • при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;
  • если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.

Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель, также как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий.

Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона.

Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.

https://www.youtube.com/watch?v=17MXlGr0i3k

Об авторе: Елена Михайлова, юрист.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/kadry/6291_kak_i_za_chto_uvolit_uchitelya

Прав-помощь
Добавить комментарий