На основании чего задолженность, указанная у судебных приставов, может увеличиться?

Прокуратура разъясняет

На основании чего задолженность, указанная у судебных приставов, может увеличиться?

Согласно положениям Федерального закона от 02.10.

2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. В г.

Москве это Управление Федеральной службы судебных приставов, расположенное по адресу: г. Москва, Бутырский вал, д.5, а также его структурные подразделения в районных отделах судебных приставов и отделах судебных приставов в административных округах г. Москвы.

Для возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства по взысканию алиментов необходимо представить исполнительный документ (исполнительный лист, выданный судом, установившим размер алиментов, или судебный приказ или нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов), а также заявление взыскателя, то есть лица, которому будут перечисляться алименты на содержание ребенка.

Указанные документы подаются в отдел судебных приставов по месту жительства должника, месту его пребывания или местонахождению его имущества.

Судебный пристав-исполнитель в течение 3 дней со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно требованиям действующего законодательства копии вышеуказанных постановлений не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются взыскателю, а также в суд или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Устранение обстоятельств, послуживших основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю.

В соответствии с положениями ст.

64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать взыскателя и должника; запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций  и органов, получать от них объяснения, информацию, справки: проводить проверку, в том числе финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, ему имущества самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел: устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации и.т.д.

При повышении установленного законом минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Это решение судебного пристава-исполнителя, также как и остальные решения, принимаемые в ходе исполнения требований исполнительных документов, оформляется в виде постановления.

Также постановлением оформляется и размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника.

В случае, если определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы взыскателя или должника, они вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности (ч.4 ст.

102 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В случае злостного уклонения от уплаты алиментов должник может быть привлечен к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ.

Все действия (бездействие), а также постановления должностных лиц службы судебных приставов могут быть обжалованы в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта бездействия. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие)  судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу-исполнителю, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя подается главному судебному приставу по субъекту Российской Федерации. В г. Москве им является Юсупов Ф.И., аппарат которого находится по вышеуказанному адресу.

Жалоба может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются. Форма и содержание жалобы установлены ст.124 данного закона.

Поданная жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня ее поступления. По результатам ее рассмотрения должностное лицо службы судебных приставов выносит постановление либо об отказе в удовлетворении жалобы, либо о признании полностью или частично обоснованной.

Копия постановления не позднее 3 дней со дня принятия указанного постановления направляется лицу, обратившемуся с жалобой.

Статьей 128 предусмотрена возможность оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляется органами прокуратуры Российской Федерации.

В этой связи жалобы на действия (бездействие) и постановления судебных приставов-исполнителей могут быть поданы и в прокуратуру.

Согласно указанию Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.

2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» в тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, направляются в их адрес с контролем результатов рассмотрения.

Источник: https://www.mosproc.ru/m/about/prokuratura-razjasnjaet/?EID=1852

Без приставов с должников можно будет взыскать до 100 тыс. руб

На основании чего задолженность, указанная у судебных приставов, может увеличиться?

Новая Адвокатская Газета

Законопроект создает возможность более оперативного взыскания.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

№ 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительный документ о взыскании периодических платежей, денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб.

, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем. 

Таким образом, на сегодняшний день взыскатель по своему желанию может обратиться напрямую к лицам, перечисленным в ст. 9 Закона об исполнительном производстве, минуя службу судебных приставов, только если размер взыскания по исполнительному документу не превышает обозначенного законом предела. 

Министерством юстиции РФ был разработан проект федерального закона “О внесении изменений в статью 9 Федерального закона “Об исполнительном производстве”” (далее – законопроект), предусматривающий повышение суммы взыскания по исполнительному документу с 25 до 100 тыс. руб.

Основной причиной предложенных изменений в Закон об исполнительном производстве, согласно пояснительной записке к законопроекту, является необходимость снижения нагрузки службы судебных приставов, поскольку по указанной категории исполнительных производств с размером взыскиваемой суммы менее 100 тыс. руб. трудозатраты госслужащих представляются неоправданными.

Таким образом, законопроект призван снизить нагрузку судебных приставов, а также сэкономить бюджетные средства. 

Для взыскателей плюсы направления исполнительного документа напрямую по месту работы должника, в учебное заведение или Пенсионный фонд РФ очевидны – данный способ представляется наиболее оперативным. 

Законопроект Министерства юстиции РФ 27 июля 2018 г. внесен Правительством РФ в Государственную Думу и зарегистрирован под номером 519890-7. 

Представляется, что с повышением взыскиваемой суммы до 100 тыс. руб. круг вопросов, рассматриваемых судами, кардинальным образом не изменится, так как диспозиция правовой нормы не меняется, увеличивается лишь пороговое денежное значение. Суть споров останется прежней, только в решениях судов будут фигурировать совершенно другие числа. 

На сегодняшний день судебные споры, связанные с осуществлением взыскания посредством направления исполнительного документа в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, можно разбить на следующие группы: 

1. Оспаривание должником принятия исполнительного документа организацией, выплачивающей должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи. 

2. Оспаривание должником взыскания посредством удержания денежных средств из заработной платы или иных платежей без обращения взыскателя в службу судебных приставов. 

3. Оспаривание должником взыскания задолженности в размере, превышающем предельно возможные процентные удержания. 

4. Оспаривание должником процента удержания в связи с ухудшением материального положения. 

Анализ имеющейся правоприменительной практики позволяет сформулировать следующие правила. 

Исполнительный документ должен быть принят организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, только в случае, если сумма взыскания не превышает порогового значения. 

Взыскателю было отказано в признании незаконным отказа Пенсионного фонда РФ в принятии исполнительного документа, так как сумма взыскания, указанная в исполнительном документе, превышала 25 тыс. руб.

Самостоятельно определять сумму, подлежащую взысканию посредством ее произвольного уменьшения до 25 тыс. руб., если общая сумма задолженности превышает это значение, запрещается (решение Ленинского районного суда г.

Кирова от 3 августа 2015 г. по делу № 2-4664/2015). 

Отсутствие исполнительного производства при списании кредитной организацией денежных средств с зарплатной карты должника на основании исполнительного документа, поданного в кредитную организацию взыскателем, не нарушает права должника. 

Списание денежных средств банком без распоряжения должника – владельца счета и при отсутствии исполнительного производства, возбужденного в отношении такого должника, не нарушает его права как потребителя и не дает ему право на возмещение убытков вследствие оказания услуг ненадлежащего качества только на том основании, что кредитная организация на основании ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве приняла к исполнению исполнительный документ напрямую от взыскателя. Возбуждение исполнительного производства в отношении должника в данном случае не требуется. Взыскатель не лишается права обратиться в службу судебных приставов при невозможности исполнения требований исполнительного документа должником при содействии кредитной организации (решение Ангарского городского суда Иркутской области от 14 января 2015 г. по делу № 11-1/2015). 

При наличии нескольких исполнительных документов от разных взыскателей на практике возможно взыскание всей заработной платы должника. 

В отношении должника были поданы два исполнительных документа, на основании которых из заработной платы должника, поступающей на его счет в кредитной организации, взыскивалось в пользу каждого из взыскателей по 50%.

Размер удержаний из заработной платы должника превысил установленные законом 50%, однако суд отказал должнику в возврате излишне уплаченных денежных средств в связи с тем, что у кредитной организации отсутствовали законные основания для прекращения исполнения исполнительного документа.

Должник мог обратиться к взыскателям с требованием направить исполнительные листы в службу судебных приставов для ведения сводного исполнительного производства (решение Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 30 мая 2017 г. по делу № 2-276/2017). 

По заявлению должника суд может снизить размер удержаний из пенсии при наличии задолженности в пользу Пенсионного фонда РФ. 

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

№ 400-ФЗ “О страховых пенсиях” удержание на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производится в размере, не превышающем 20% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В случае ухудшения материального положения должника размер удержаний может быть снижен судом (решение Кировского районного суда г. Астрахани от 7 мая 2014 г. № М-2245/2014). 

Щербакова Иоанна 

Источник: https://minjust.ru/ru/smi-o-nas/bez-pristavov-s-dolzhnikov-mozhno-budet-vzyskat-do-100-tys-rub

Из-за долга более 10 тыс. руб. не выпустят из России

На основании чего задолженность, указанная у судебных приставов, может увеличиться?

Об ограничении на выезд из страны должник может узнать в аэропорту. Но немедленное погашение задолженности уже не спасет загранпоездку. И даже заблаговременная уплата долга не всегда приводит к снятию запрета

Запрет может быть применен только в отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такие ограничения не могут наложить на участников и должностных лиц компании из-за ее долгов, а также на иностранных граждан.

Запретить выезд могут за наличие любой задолженности в установленных законом размерах: за долги по алиментам, кредиту, коммунальным платежам, налогам, штрафам ГИБДД и т. д.

1. Запрет на выезд может наложить пристав-исполнитель, издав постановление на основании заявления взыскателя.

В этом случае события развиваются, как правило, так: 1) кредитор обращается с иском в суд; 2) суд выносит решение о взыскании долга; 3) кредитор получает в этом же суде исполнительный лист или приказ; 4) потом он пишет заявление о возбуждении дела о взыскании долга в службу судебных приставов и прикладывает к нему исполнительный лист или приказ; 5) затем кредитор пишет и подает приставу заявление о запрете на выезд должнику из России; 6) пристав при наличии оснований принимает решение о таком запрете.

2. Пристав-исполнитель может сам обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из страны.

Это происходит, когда исполнительный документ, который дает право приставу взыскивать долг, не является судебным актом и выдан не на его основании. Таким документом может быть, например, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов.

Запрет в этом случае устанавливает суд, а пристав на его основании выносит постановление об ограничении на выезд из страны.

3. Пристав-исполнитель может по собственной инициативе установить такое ограничение, если должник не платит уже после получения от него постановления о возбуждении производства о взыскании долга.

Выезд запретят, если размер задолженности превысил 10 тыс. руб. и она не была погашена в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства. Обычно на это дается 5 рабочих дней.

В данном случае с ограничением столкнутся граждане, которые не погасили долг по алиментам; не возместили вред в связи со смертью кормильца или причиненный здоровью, имущественный ущерб или моральный вред, причиненный преступлением.

В остальных случаях человек не сможет выехать из страны, если задолженность превысила 10 тыс. руб. и при этом прошло два месяца с того момента, как истек срок для ее добровольного погашения, либо если долг составляет больше 30 тыс. руб.

Например, с гражданина-неплательщика взыскали задолженность по коммунальным платежам на сумму более 30 тыс. руб.

Он ее не погашал, а через некоторое время получил постановление о возбуждении в отношении него приставом производства по взысканию долга. В таком постановлении всегда предлагается добровольно уплатить долг в течение 5 рабочих дней.

Однако должник гасить долг и в этот раз не стал. После этого пристав может принять постановление об ограничении на выезд из страны.

Указанные суммы учитываются не по каждому долгу в отдельности, а в совокупности по всем долгам человека. Например, когда водитель накопил штрафы ГИБДД на сумму, превышающую 10 тыс. руб.

Запрет будет установлен и для должника, который игнорирует требования неимущественного характера – например, не чинить препятствия в пользовании жилищем или, наоборот, требование о выселении.

Недавно в Госдуме рассматривался законопроект, в котором предлагалось увеличить в два раза суммы задолженностей, превышение которых позволяет налагать запрет на выезд из России. Однако законопроект отклонили. Было сделано предположение, что изменения приведут к увеличению количества должников-неплательщиков.

Ограничение может устанавливаться на срок не более 6 месяцев. В случае непогашения долга этот срок продлевается. Копии постановлений об ограничении на выезд из России и о его снятии судебный пристав-исполнитель направляет должнику не позднее чем через день после их вынесения.

Должник о наличии у него долга, по которому пристав-исполнитель возбудил производство, узнает из постановления. Копия этого постановления не позднее чем на следующий день после его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в суд, орган или должностному лицу, которое выдало исполнительный документ.

Должнику постановление направляется почтой. После получения документа он считается уведомленным о необходимости погасить долг.

В постановлении указываются сумма задолженности, срок для ее добровольного погашения и банковские реквизиты, по которым нужно произвести платеж. После уплаты долга через банк должнику необходимо предоставить приставу, возбудившему исполнительное производство, платежный документ (квитанцию об оплате, платежное поручение).

Не позднее следующего дня после возбуждения исполнительного производства судебный пристав направляет информацию о должнике и его долге в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Сведения о погашении задолженности в тот же день либо на следующий день, если поручение о платеже поступило после 21:00, банк направляет в ГИС ГМП.

После размещения в ГИС ГМП информации об уплате задолженности пристав специального структурного подразделения центрального аппарата ФССП не позднее чем через день выносит постановление о снятии ограничения на выезд должника из страны. Его экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю, ограничившему выезд.

Обмен информацией между ФССП России и Пограничной службой ФСБ России осуществляется в электронном виде с использованием государственной системы миграционного и регистрационного учета («МИР») и Автоматизированной информационной системы Федеральной службы судебных приставов (АИС ФССП). Через день после снятия запрета на выезд пристав-исполнитель регистрирует постановление об этом в АИС ФССП. Оттуда эта информация передается в систему «МИР».

В целом информацию о погашении долга судебный пристав-исполнитель направляет в Департамент пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России в пределах двух рабочих дней.

Это может произойти в следующих случаях:

  • пристав-исполнитель не совершил необходимых действий. Его бездействие при отсутствии допустимых оснований является незаконным;
  • пристав-исполнитель внес некорректные сведения о должнике в ГИС ГМП. Пограничная служба их не приняла и сообщила об этом приставу. Однако он не устранил ошибку;
  • информации о погашении долга нет в ГИС ГМП.

Возможна такая ситуация: должник перечислил денежные средства кредитору, но не проинформировал пристава-исполнителя. Потому сведения об этом не были внесены в ГИС ГМП, АИС ФССП. А значит, не было оснований для отмены запрета на выезд из России;

  • постановление пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства было отменено.

В течение трех лет постановление может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя. Такое может произойти, когда должник должен периодически совершать определенные платежи, например уплачивать алименты.

В отношении него было возбуждено исполнительное производство, он погасил задолженность, и производство было окончено, но позже должник снова перестал платить алименты.

В таком случае старший судебный пристав-исполнитель и его заместитель вправе отменить постановление об окончании исполнительного производства с указанием на необходимость взыскания долга и применения мер принудительного исполнения к должнику.

При этом исполнительное производство не возбуждается заново, а считается продолжающимся. И при наличии оснований пристав может снова принять постановление об ограничении на выезд из России, которое он направляет должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

Кроме того, постановление об окончании исполнительного производства может быть отменено из-за того, что взыскатель обжаловал его в суде;

  • проблемы технического характера (сбой в информационной базе или системе).

Предъявление на границе постановления пристава-исполнителя о снятии запрета на выезд из страны или квитанций об уплате долга для пограничной службы не будет иметь значения, если в ГИС ГМП будет установлен запрет.

  • Получите у пограничной службы максимум информации о причинах неснятия ограничения.
  • Постановление о снятии запрета на выезд из страны, которое должен был направить пристав, нужно проверить на наличие ошибок и несоответствий, например опечаток в ФИО.
  • Соотнесите реквизиты в постановлении о возбуждении исполнительного производства с теми, по которым производилась уплата.
  • Следует иметь в виду: если постановление о снятии ограничения на выезд не было получено, то есть вероятность, что оно не было принято.
  • Во всех случаях оперативно свяжитесь с приставом, который вел исполнительное производство, объясните ситуацию и выясните у него возможные причины неснятия запрета на выезд. Узнайте о наличии иных исполнительных производств, долг по которым не погашен.
  • Если пристав недоступен, следует обращаться к руководителю отдела ФССП, где ведется производство. Если же и это не удалось, обращайтесь в региональное управление ФССП.
  • Проверьте наличие иных задолженностей по открытым базам (сервисы ФССП, ГИБДД, налоговой службы, портал госуслуг).
  • Заранее проверьте на сервисах ФССП, ГИБДД, налоговой службы, на портале госуслуг наличие задолженности и открытого исполнительного производства.
  • При наличии возбужденного исполнительного производства свяжитесь с подразделением ФССП. Узнайте о сумме задолженности и наличии запрета на выезд из страны.
  • Погасите долг, если он превышает 10 тыс. руб. В платежном поручении следует указать реквизиты ФССП России.
  • Документы, подтверждающие погашение долга, следует направить приставу, вынесшему постановление о запрете на выезд из страны.
  • После уплаты долга еще раз свяжитесь с судебным приставом и уточните статус задолженности.
  • Можно в пограничной службе запросить информацию о наличии запрета на выезд. Это самый надежный способ проверки. Но помните: срок ответа – 30 дней.

Если запрет на выезд не сняли, хотя задолженность была погашена, необходимо разбираться в причинах произошедшего. В случае если это вина государственных органов, а не должника, он имеет право на возмещение причиненных ему убытков. Для этого необходимо обратиться в суд. Обязательное досудебное урегулирование спора в данном случае не предусмотрено.

К иску необходимо приложить документы, подтверждающие:

  • незаконность и виновность действий пристава-исполнителя – например, решение суда, которым были признаны незаконными действия или бездействие пристава по наложению или неснятию запрета на выезд из страны;
  • понесенные должником расходы (убытки) и их размер – туристическая путевка, билеты, документы, подтверждающие оплату номера в отеле, и т. д.

При этом очень важно доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями или бездействием пристава и понесенными убытками.

Иск может быть удовлетворен только при одновременном наличии вреда у истца, противоправности действий пристава, причинно-следственной связи между такими действиями и возникновением вреда.

Гражданину должны компенсировать:

  • расходы на билеты, проживание, страховку либо на путевку;
  • расходы на билеты, если они приобретались на другой рейс на более позднюю дату;
  • затраты на визу, если она оформлялась для несостоявшейся поездки;
  • иные затраты, которые гражданин понес в связи с невозможностью выехать за границу.

Гражданин может рассчитывать на возмещение убытков в полном объеме. То есть он сможет полностью вернуть денежные средства, затраченные им на путевку или услуги, которые были нужны для совершения поездки.

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/iz-za-dolga-bolee-10-tys-rub-ne-vypustyat-iz-rossii/

Обзоры практики

На основании чего задолженность, указанная у судебных приставов, может увеличиться?

Обзоры юридической практики >

Д.В. Желудков – Начальник отдела

организации исполнительного производства

 Управления Федеральной службы судебных приставов

по Иркутской области, советник юстиции 3-го класса

М.В. ТрофимоваЗаместитель начальника

отдела организации исполнительного производства

 Управления Федеральной службы судебных приставов

по Иркутской области, советник юстиции 3-го класса

Корчагина Н.П. – Заместитель начальника

отдела правового обеспечения

Управления Федеральной службы судебных приставов

по Иркутской области, советник юстиции 3-го класса

ОБЗОР по результатам обобщения судебной практики обжалования действий (бездействия)

судебных приставов-исполнителей Иркутской области в порядке закона «Об исполнительном производстве»

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон) на Федеральную службу судебных приставов возложены задачи по правильному, своевременному и в полном объеме исполнению требований судебных актов, актов иных органов и должностных лиц (ст. 2 Закона).

Исполнение требований исполнительных документов, выданных на основании судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, являясь стадией гражданского и арбитражного процессов, имеет цель восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций и государства.

При этом деятельность Федеральной службы судебных приставов связана с постоянным влиянием на различные права граждан и организаций, в том числе конституционные права. И в целях защиты своих прав участники исполнительного производства, а также иные лица обращаются в судебные инстанции.

Мотивы обращений сторон исполнительного производства в судебные инстанции различны.

Условно их можно разделить на 3 вида: 1) совершение судебным приставом незаконных действий (бездействий); 2) неправильное понимание закона лицом, подавшим жалобу; 3) злоупотребление правом, выраженное в желании усложнить исполнение исполнительного документа, либо уклониться от его исполнения.

В последние годы отмечается постоянное увеличение обращений в судебные инстанции Иркутской области участников исполнительного производства с жалобами на действия и бездействия должностных лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее – Управление).

Настоящий обзор подготовлен с целью выявления основных причин, способствовавших увеличению количества предъявленных заявлений об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц Управления, фактических оснований, побудивших заявителей к обращению в суды с соответствующими заявлениями, мотивов, которыми руководствовались суды при принятии судебных актов.

Согласно данным ведомственной статистической отчетности в 2010 году судами Иркутской области рассмотрено 812 заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Управления. Из них обоснованными признано 58 заявлений, что составляет 7,1% от общего числа рассмотренных заявлений.

Для сравнения в аналогичном периоде 2009 года судами Иркутской области рассмотрено 598 заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов – исполнителей. Из них обоснованными признано 50 заявлений, что составляет 8,4% от общего числа.

В 2008 году судами Иркутской области рассмотрено 486 заявлений, из них признано обоснованными 46 заявлений, или 9,5% от общего числа рассмотренных заявлений.

Как видно из приведенных статистических данных, несмотря на постоянное  увеличение поступающих в суды заявлений на действия (бездействия) должностных лиц Управления, доля удовлетворенных заявлений сокращается.

Анализ сложившейся судебной практики

 (по предмету оспаривания)

Анализ сложившейся судебной практики свидетельствует о следующем.

Из 787 заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия)  судебных приставов-исполнителей, рассмотренных судами Иркутской области в течение 2010 года, основные категории поданных заявлений распределились в следующим образом:

134 (17% от общего числа рассмотренных судами заявлений) заявления об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора;

123 (15,6%) заявления об оспаривании бездействия судебных приставов-исполнителей;

93 (11,8%) заявления об оспаривании постановлений о возбуждении исполнительного производства;

75 (9,5%) заявлений об оспаривании действий по аресту имущества;

38 (4,8%) заявлений по окончанию исполнительного производства;

40 (5%) заявлений по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов;

31 (3,9%) заявление по наложению штрафных санкций;

21 (2,6%) заявление по обращению взыскания на денежные средства;

12 (1,5%) заявлений по исполнению исполнительных документов неимущественного характера (в том числе о вселении или выселении);

8 (1%) заявлений по ограничению права выезда за пределы РФ.

Однако количество удовлетворенных заявлений по категориям в процентном отношении к общему количеству распределилось несколько иначе. Так, из  58 удовлетворенных судами заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей можно выделить следующие:

1 (50% от заявлений данной категории) – заявление об оспаривании действий, постановлений судебных приставов-исполнителей по хранению имущества;

3 (37,5%) – заявления об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей по ограничению права выезда за пределы РФ;

6 (19,3%) – заявления об оспаривании постановлений о наложении штрафа;

11 (8,9%) – заявления об оспаривании бездействия судебных приставов-исполнителей;

6 (4,4%) – заявления об оспаривании постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора;

6 (10,5%) – заявление по окончанию исполнительных производств;

3 (14,2%) – заявления по обращению взыскания на денежные средства;

3 (7,5%) – заявления по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов;

1 (8,3%) – заявление по исполнению исполнительных документов неимущественного характера (в том числе о вселении или выселении).

Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, связанных с возбуждением (отказом в возбуждении) исполнительного производства

Источник: http://clinic.lawinstitut.ru/ru/practice/10/2.html

Прав-помощь
Добавить комментарий