Наезд на пешехода,перебегавшего дорогу на красный свет для пешеходов

Что будет если… сбить пешехода

Наезд на пешехода,перебегавшего дорогу на красный свет для пешеходов

В сегодняшней статье мы рассмотрим примеры опасных ситуаций при которых может произойти столкновение с пешеходом, дадим совет как избежать таких ситуаций, а также расскажем что же все таки делать, если такое ДТП произошло.

Каждый день на дорогах Украины под колесами автомобилей погибают в среднем от 5 до 18 человек. Это одна из самых худших статистик в мире. И ответ на вопрос «почему так?» довольно прост – культура как водителей так и пешеходов очень далека от идеала в нашей стране.

Права водителей и пешеходов

Важно запомнить одно очень важное правило: сбив пешехода, в первую очередь крайним является водитель! И не важно, нарушил ли пешеход ПДД или в каком он был состоянии.

Поэтому водителю необходимо учитывать абсолютно все возможные сценарии и быть к ним готовым.

Обращаясь к правилам дорожного движения для пешеходов важно знать пункт 4.15 в котором говорится, что пешеход имеет право выходить на проезжую часть только если убедится в отсутствии опасности для себя и других участников дорожного движения.

То есть, каждый человек выходящий на дорогу (не важно, регулируемый это переход или нет) обязан повернуть голову сначала налево, а затем направо.

Необходимо убедиться, что водители всех транспортных средств, которые находятся на дороге, и потенциально опасны для пешехода, способны его увидеть и вовремя остановиться, чтобы пропустить.

Прежде чем переходить дорогу пешеход должен убедиться в отсутствии опасности для себя и других участников движения

Поэтому, наш совет для пешеходов: если вы видите, что на дороге, которую вы собрались переходить, несется автомобиль, лучше остановиться и пропустить его. Лишние три секунды не стоят того, чтобы рисковать, руководствуясь своим преимуществом на дороге.

Водители помимо банальной невнимательности могут попасть в неприятную ситуацию с пешеходом из-за своей излишней вежливости.

Часто, встречаются ситуации когда пешеход собравшись переходить дорогу в неположенном месте или на красный свет, получает поддержку со стороны водителя, который останавливается, чтобы пропустить пешехода.

Но многие забывают, что другие участники дорожного движения могут не учесть внезапно появившегося человека в неположенном для перехода месте.

Опасные ситуации на дороге

Есть несколько моментов, которые водителю транспортного средства обязательно нужно учитывать, чтобы снизить риск наезда на пешехода.

Остановки общественного транспорта
Пассажиры, выскакивая из автобуса или троллейбуса пытаются быстро проскочить перед ним, совершенно забывая, что на дороге могут оказаться и другие транспортные средства. Стоит сказать и про водителей маршруток, которые высаживают пассажиров прямо перед пешеходным переходом, тем самым закрывая его.

Пассажиры, выскакивая из общественного транспорта забывают, что на дороге могут оказаться и другие транспортные средства

В такой ситуации водитель автомобиля не видит пешехода до самого последнего момента. И если этот момент не учитывать, может произойти авария с довольно таки тяжелыми последствиями.

Совет для пешеходов: Не забывайте о том, что все транспортные средства, кроме трамвая, необходимо переходить сзади, убедившись, что все автомобили, едущие по дороге видят вас и готовы пропустить.

Совет для водителей: Остановка общественного транспорта, это место повышенной опасности. Поэтому будьте готовы к тому, что в любой момент на дорогу могут выбежать люди. Сбросьте скорость и проезжайте такие места держа ногу на педали тормоза.

Ограничение видимости при движении
Ограничение видимости не редко бывает причиной аварий с участием пешехода. Причин для ухудшения видимости может быть масса. Это и погодные условия, и естественные преграды, и соседний транспорт и многое другое. Поэтому такие ситуации требуют особого внимания.  

Ограничение видимости не редко бывает причиной аварий с участием пешехода

Совет для пешеходов: в пункте 4.

4 Правил сказано: «В темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы, которые двигаются проезжей частью или обочиной, должны выделить себя, а  по  возможности  иметь  на  верхней одежде  светоотражающие элементы, для своевременного их выявления другими участниками дорожного движения». Сказано вполне понятно. Остается лишь добавить, что если вы видите что видимость неважная, то, во избежание неприятностей, лучше использовать регулируемые или подземные переходы.

Совет для водителей: в случае ограниченной видимости очень важно соблюдать безопасный скоростной режим, особенно в местах, не регулируемых пешеходных переходов. Помните, при аварии плохая видимость может стать смягчающим обстоятельством, но никак не оправдательным.

Жилые зоны
Дворы – очень опасные места для передвижения на машине. Во-первых, почти всегда в них очень ограничена видимость из-за кустов, мусорных баков, развешенного белья и т. п.

Во-вторых, это зона, где пешеход имеет преимущество над транспортом и поэтому ведет себя менее внимательно.

И, в-третьих, активность людей в таких местах, как правило, выше даже в темное время суток, и возможность их появления на дороге в несколько раз выше.

В жилой зоне следует двигаться максимально внимательно, всегда быть готовым к экстренному торможению

Совет для пешеходов: самая главная группа риска здесь это дети, поэтому с ними нужно постоянно проводить разъяснительную работу. Они должны хорошо усвоить, что бросаться под колеса за укатившимся мячом или игрушкой нельзя, а при звуке подъезжающей машины должны уйти с проезжей части и дождаться пока машина проедет или убедиться в том, что ничего не угрожает.

В такой же степени это касается велосипедистов, роллеров и самокатов. Объясните им, как они должны себя вести при появлении машины. Если дети не освоили свое транспортное средство в совершенстве, то постарайтесь сделать так, чтобы они катались в местах не доступных для автомобилей. Это может быть баскетбольная или футбольная площадка или двор, закрытый от проезда машин.

И сами будьте внимательны.

Совет для водителей: не забывайте, что согласно ПДД в жилой зоне скорость ограничена 20 км/ч. Двигаться нужно максимально внимательно, всегда будьте готовы к экстренному торможению. Ни в коем случае не сигнальте близко стоящему прохожему, который вас не видит.

Испугав его, вы можете нарваться на взрыв негодования, в котором легко может пострадать не только ваш автомобиль, но и вы сами. Перед движением задним ходом обязательно осмотрите пространство, куда вы собираетесь сдавать или попросите кого-нибудь, чтобы он не допустил в зону маневра случайных прохожих или детей.

Помните, чтобы не случилось в жилой зоне, вы сразу и безапелляционно будете виноваты на все 100 %.

Провокация аварии

Пешеходы пользуясь высокой ответственностью водителей за ДТП специально бросаются под колеса автомобиля

Бывает и такое, что пешеходы пользуясь тем, что водители несут очень высокую ответственность за ДТП с человеком специально бросаются под колеса уже остановившегося транспорта. Делается это с целью выманивания денег с водителя под предлогом не доводить дело до суда. В итоге обеспокоенный водитель платит «пострадавшему», у которого наверняка еще будут и свои «свидетели ДТП».

Выход из такой ситуации, если все же водитель в нее попал, один: при наличии видеорегистратора, уличных камер наблюдения и собственно свидетелей, готовых подтвердить, что все было подстроено, обращаться в суд. Но если автомобиль остался невредим после такого «ДТП», достаточно будет припугнуть мошенника судом и ситуация с большой вероятностью разрешится.

Что делать если все же ДТП с участием пешехода произошло

Первое что нужно сделать при наезде на пешехода, это остановиться и включить знак аварийной остановки. Ни в коем случае не покидайте место ДТП! В таком случае риск получить уголовное наказание увеличивается в разы.

Главное предоставить любую необходимою помощь пострадавшему пешеходу

Второе, самое главное, предоставить любую необходимую помощь пострадавшему. Параллельно, вызвать скорую. Это нужно сделать в самую первую очередь! Невыполнение этих условий влечет за собой уголовную ответственность в случае ухудшения здоровья или смерти пострадавшего.

Следующим действием вызываете ГАИ и страхового агента на место ДТП. А также, советуем вызвать адвоката, который поможет Вам справиться в стрессовой ситуации.

Поскольку дело с наездом на пешехода достаточно щепетильное, помощь адвоката является чуть ли не обязательной, особенно, если в аварии виновны не вы.

Адвокат Вадим Володарский (http://vvlaw.com.ua/) так комментирует такие ДТП:

«ДТП с пешеходом – это, пожалуй, одна из наибольших неприятностей для водителя.

И не только потому, что в большинстве случаев пешеход получает телесные повреждения, что чревато возбуждением уголовного дела, но и потому, что именно по этой категории дел максимальная предвзятость следствия и суда, обвинительный уклон в отношении водителей. Так сложилось, что именно пешеходов у нас “защищают” даже в случае их явной виновности в ДТП.

Большинство наездов происходит на проезжей части вне пешеходного перехода, то есть при нарушении ПДД именно пешеходом, при создании именно им аварийной ситуации. В такой ситуации водителя пытаются обвинить, как правило, в том, что он нарушил требования п.12.

3 ПДД, то есть имел возможность остановиться, но тем не менее допустил наезд. Следует сказать, что сама такая постановка вопроса смещает акценты и фактически переносит ответственность с лица, создавшего аварийную ситуацию, на того, кто был в неё втянут неожиданно и помимо своей воли. Несправедливость тут очевидная.

Причём она носит системный характер в масштабах всей страны…

Для того, чтобы воспрепятствовать такому развитию событий, водителю нужно знать, что определяется возможность избежать ДТП только экспертизой.

А потому в первичных и последующих показаниях нужно избегать давать точные цифры, например, касающиеся расстояния выявления пешехода или выбегания его на дорогу перед транспортным средством. Именно эти цифры потом закладываются в исходные данные для экспертизы.

Как правило, они бывают неточными, потому что определить расстояние в метрах на глаз, да в стрессовой обстановке, невозможно. Лучше выявлять эти расстояния потом в ходе воспроизведения обстановки и обстоятельств ДТП (следственного эксперимента).

Что касается методик проведения экспертиз, тут тоже есть много нюансов. Как правило, их знают сами эксперты-автотехники, следователи и те адвокаты, которые специализируются на делах о ДТП.

С этой точки зрения участие адвоката может оказаться полезным на как можно более ранней стадии, начиная с оформления ДТП на месте происшествия. Уже на этом этапе можно выстраивать свою позицию по защите.

И самое главное – не признавать себя виновным сразу же только из самого факта наезда на пешехода.

Кстати, не всегда следует считать виновным водителя и при наезде на пешеходном переходе. На регулируемых переходах часто бывает, что пешеходы идут на запрещающий сигнал светофора. В этом случае помочь могут не только показания свидетелей, но и видеорегистратор или съёмки камер наблюдения.

Кроме того, даже на нерегулируемый переход пешеходу запрещено внезапно выбегать или выходить, не убедившись в безопасности. Если нарушение этих требований п.4.

14 ПДД со стороны пешехода имело место, то и в этом случае у водителя есть позиция для защиты.

Хотя, разумеется, всё это самые общие подходы, и конкретные меры по защите зависят от ситуации по конкретному ДТП и от специфики конкретного дела.»

На последок следует отметить один важный момент. Даже если водитель не виновен в ДТП с пешеходом, он все равно может получить наказание из-за того, что у него была возможность избежать аварии, а он ничего не предпринял.

Поэтому, всегда учитывайте, что автомобиль, это средство повышенной опасности, поэтому водитель никогда не будет находиться в равных правовых условиях с пешеходом. Любое подобное ДТП будет изначально расцениваться как ошибка водителя, а доказать обратное, в случае невиновности последнего к сожалению не всегда получается.

Источник: http://autoportal.ua/articles/avtosovety/24608.html

Дтп с участием пешехода. что делать водителю?

Наезд на пешехода,перебегавшего дорогу на красный свет для пешеходов

Внимание водителя на дороге – основная мера безопасности пассажиров, а также самого водителя. При этом, конечно, никто из нас не застрахован от инцидентов на дороге, столкновений и неприятных происшествий.

Однако, если вы всегда будете внимательны в пути, то процент вероятности неприятной ситуации будет значительно снижен.

Но что делать, если водитель сбил пешехода и должен понести ответственность за ДТП? Стечение обстоятельств, нелепый случай, зазевавшийся пешеход, – кого винить и что делать, если автомобиль сбил человека, когда вы находились за рулем?

Порядок действий при ДТП с пострадавшим пешеходом

  1. Не убирайте авто с места ДТП ни при каких обстоятельствах. Даже если вы отъедете, чтобы освободить дорогу, за нарушение п. 2.5 ПДД на вас составят админпротокол, на основании которого суд может лишить вас права управления на 1,5-2 года.
  2. Обязательно оцените общее состояние пострадавшего.
  3. Поиск свидетелей. Обязательно запишите фамилии свидетелей ДТП и их контактные данные. Даже в том случае, если их показания будут говорить не в вашу пользу, не поленитесь, – запишите всю необходимую информацию, потому что с развитием ситуации ваши действия будут расценены как помощь следствию. Кроме того имейте в виду, что при отсутствии свидетелей обстоятельства ДТП, как правило, говорят не в пользу водителя.
  4. Перед приездом сотрудников ГИБДД обязательно осмотрите дорогу в месте ДТП. Если есть следы торможения, вы должны выставить аварийный знак в начале следов юза. Этот шаг поможет эксперту верно рассчитать скорость авто перед началом торможения, а также станет доказательством того, чтобы приняли меры к предотвращению еще одного ДТП.
  5. Если на дороге есть осколки стекла, пластика и краски (с вашего авто) – зафиксируйте их положение. Это понадобится экспертам для определения точного места столкновения вашего автомобиля и пешехода. Также обратите внимание на наличие дорожных знаков, уклона и состояние дороги.
  6. Обязательно сфотографируйте место ДТП, зафиксировав ближайшие дорожные знаки, расположение пострадавшего относительно автомобиля, повреждения вашего транспортного средства, если они есть.
  7. Во время составления протокола находитесь рядом с сотрудниками ГИБДД, чтобы проверять правильность цифр замеров. Перед тем, как подписывать протокол и схему, прочитайте их и убедитесь, что они соответствуют действительности. Если вы не согласны с каким-то положением протокола или схемы, требуйте внести в протокол свои замечания. Желательно присутствие на месте ДТП во время его осмотра вашего адвоката (для этого у него должна быть доверенность, иначе он не сможет участвовать в осмотре места происшествия).
  8. С сотрудниками ГИБДД ведите себя спокойно и уверенно. Спокойно требуйте зафиксировать все материальные следы на месте аварии – в противном случае будет вы не сможете доказать то, чего нет на схеме и в протоколе осмотра.

Какова ответственность при ДТП с пострадавшими

Вред, который может быть причинен человеку в результате инцидента, согласно закону, классифицируется следующим образом:

  • Легкая степень
  • Средняя степень
  • Тяжкая степень

Что касается последнего пункта, самую высокую степень вреда определяет только судебно-медицинская экспертиза. Обычно, когда пострадавший проходит лечение и выздоравливает менее, чем через три недели, это значит, что ему был нанесен легкий вред. Если более трех недель – вред средней тяжести.

А теперь о более конкретных предупреждениях для автомобилистов.

  1. Причинение легкого вреда будет стоить вам до 2000 рублей штрафа, либо вас ждет лишение прав на срок от шести месяцев до года. Либо, как вариант, арест на 15 суток (статья 12.24 КоАП).
  2. По статистике последних лет, жертвы ДТП с каждым годом все чаще обращаются с исками в судебные органы. Результатом исков часто являются выплаты пострадавшим, – на полноценное лечение и за причиненный моральный вред. При этом размер физического вреда определяет проведенная медицинская экспертиза, а размер морального вреда – российский суд. На юридическом языке обычно это называется взысканием гражданско-правовой ответственности водителя.
  3. Сторона, которая находилась за рулем в момент столкновения, несет ответственность в любом случае, вне зависимости от того, кто был виноват в произошедшем.
  4. Если водитель нарушил ПДД, что стало причиной тяжкого или средней тяжести вреда, нанесенного пешеходу, или, что еще хуже, сбил человека на пешеходном переходе, то, в обоих случаях, ДТП является основанием для возбуждения уголовного дела, и на смену административной ответственности приходит Уголовный Кодекс.
  5. Нынешней буквой закона, после внесенных правок и дополнений, водителю, сбившему человека и скрывшемуся с места происшествия, оставив пострадавшего в опасности, грозит уголовная ответственность. Однако, на деле доказать состав преступления в таком случае очень непросто, что обычно осложняет ход расследования ДТП.

Что делать, если вы сбили человека насмерть

Следующий список действий любой водитель должен выучить наизусть, чтобы не растеряться в подобной ситуации самому или помочь сохранить самообладание другому водителю.

Если вы сбили пешехода:

  1. Немедленно остановитесь, включите «аварийку» и выставьте знак аварийной остановки.
  2. Выйдите из автомобиля и подойдите к сбитому человеку. Если он не подает признаков жизни, пощупайте пульс на сонной артерии. Если есть возможность, окажите ему первую медицинскую помощь.
  3. Вызовите «скорую» и милицию по телефону 112.
  4. Позвоните автоадвокату и вызовите его на место ДТП. Если у вас нет никого на примете, обзвоните друзей, родственников, знакомых, которые помогут вам вызвать адвоката. Это нужно сделать обязательно!
  5. Если вы сбили человека насмерть, до приезда адвоката не давайте никаких показаний, ни о чем не рассказывайте. Говорите, что на любые вопросы вы будете отвечать только в присутствии адвоката, который уже едет на место ДТП. Запомните, лишнее слово в такой ситуации, тем более в состоянии шока, может стоить вам свободы.

Ход дела

Что происходит после ДТП, каковы последствия в случае нанесенного вреда человеку:

  1. Информация о ДТП поступает в орган дознания ГИБДД, который решает, будет по факту наезда возбуждено уголовное дело или нет (статья 109 УК.РФ). Орган дознания обязан принять решение по материалам ДТП в течение 10 суток.
  2. Решение принимает следователь, в руках которого оказывается материалы по ДТП. И здесь основополагающую роль имеет описание места происшествия о состоянии дорожного покрытия. К примеру, если в записях указано то, что линия разметки находится под сплошным слоем грязи (льда, снега) и была не видна водителю или не было обнаружено знака «пешеходный переход», – то эта информация значительно облегчает дело. Если же служитель закона по какой-либо причине не указал подробности, не изучил место происшествия и не записал об этом в протоколе, то все это может существенно осложнить понимание ситуации.
  3. Рекомендуется найти свидетелей ДТП, которые могут описать события, – так как в подобных обстоятельствах, без свидетелей дело, как правило, не обходится.
  4. Важным моментом являются технические возможности автомобиля. То есть, если вы можете доказать возникновение в момент столкновения каких-либо особых условий или неисправность каких-либо деталей, – всего того, что будет свидетельствовать о том, что в момент ДТП вы были не способны физически остановить движение автомашины, – в этом случае водитель обычно признается невиновным. На первый взгляд, кажется, что закон защищает только пешехода. Однако, это не совсем так. Есть несколько важных пунктов, которые рекомендованы к сведению тех, кто за рулем.

Если в случившемся ДТП виноват пешеход

  1. Если в случившемся ДТП виноват пешеход, который не только не пострадал, но и попытался скрыться с места происшествия, задержите его и ведите в суд. Так как в данном случае законом предусмотрена ответственность пешехода за происшедшее, особенно если в результате его действий пострадала ваша машина.
  2. Если в результате расследования выяснится, что вы не превысили разрешенную скорость, а тормозного пути не хватило для предотвращения ДТП, будьте уверены, – закон на вашей стороне и вы невиновны и за случившееся понесет ответственность пешеход.
  3. Если пешеход перебегал или переходил дорогу в неположенном месте, то есть там, где нет пешеходного перехода, и был сбит, – в этом случае в ДТП виноват сам пешеход, оказавшийся на проезжей части, нарушивший ПДД и букву закона.

Совесть – тысяча свидетелей

Когда происходит ДТП, вопрос «кто виноват» на поверку оказывается далеко не самым важным. Потому что нет ничего важней и ценней человеческой жизни. И если столкновение все-таки произошло, помогите пострадавшему, позвоните в скорую помощь, отвезите его в больницу.

И ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не скрывайтесь с места происшествия, бросив пострадавшего на произвол судьбы. Ваше малодушие и желание спастись от проблем может стоить чьей-то жизни.

И потом, когда вы предстанете перед судом (так как, вас, с большой вероятностью, все-таки найдут и предъявят обвинение в наезде и сокрытии с места ДТП), – ваш поступок будет сильным отягчающим обстоятельством в деле.

Как избежать наезда на пешехода?

Как мы знаем, наиболее непредсказуемое поведение на дороге – у детей и женщин. Поэтому, риск, связанный с ними, на порядок выше: помните это знакомое чувство, рефлексивное повышение внимания, – когда вы находитесь за рулем, а на обочине те самые пешеходы, которые находятся в особой зоне риска в статистике ДТП?

Когда пешеход появляется внезапно на дороге или ожидает чего-то и вдруг бросается бежать через дорогу на красный свет светофора, наперерез несущимся автомобилям, – в этих ситуациях решать и реагировать приходится водителю. Обычно выбор невелик: кювет или ДТП.

И здесь уже хочется предупредить пешехода: уж если вы оказались–таки в силу обстоятельств на дороге среди ревущих машин, – не паникуйте и не пытайтесь перебежать дорогу, – просто остановитесь, замрите, – и машина вас объедет: неподвижный объект объехать гораздо проще, так как он предсказуем и статичен.

По результатам протокола, – если в момент ДТП пешеход стоял на дороге, проводится экспертиза, определяющая видимость для водителя, то есть во что был одет пешеход и каков был цвет дорожного покрытия, а также расстояние, с которого водитель должен был или мог увидеть пешехода.

Затем определяют остановочный путь автомобиля. Скорость для расчёта определяют либо по тормозному пути, либо по показаниям водителя. Тот факт, если рассчитанный остановочный путь меньше расстояния, с которого водитель увидел пешехода, – означает, что водитель был физически не способен предотвратить ДТП и происшедшее – это не его вина.

Источник: http://xn--90aaefavsx0al6m.xn--p1ai/propaganda/rekomendaczii-uchastnikam-dorozhnogo-dvizheniya/3361-dtp-s-uchastiem-peshexoda-chto-delat-voditelyu

Шустрые и мертвые: Как следует трактовать решение Верховного суда об ответственности виновных в ДТП пешеходов

Наезд на пешехода,перебегавшего дорогу на красный свет для пешеходов

Шустрые и мертвые: Как следует трактовать решение Верховного суда об ответственности виновных в ДТП пешеходов

112.ua

Недавно Верховный суд Украины поставил точку в вопросе противоречия некоторых норм Гражданского кодекса, которые, как утверждают юристы, чиновники нередко применяли в пользу виновных в ДТП пешеходов.

Несправедливость ситуации заключается в том, что водителям почти всегда приходилось самостоятельно покрывать убытки за нанесенный собственному автомобилю ущерб, даже если виновником ДТП стал пешеход.

Отныне материальную ответственность в таких ситуациях обязан нести главный нарушитель, решила коллегия высшего органа правосудия: пешеходы являются полноценными участниками дорожного движения и тоже должны отвечать за создание аварийных ситуаций на дорогах “по полной программе”, на общих основаниях.

Впрочем, служители фемиды и раньше выносили подобные судебные решения, обязуя виноватых в ДТП пешеходов выплачивать материальную компенсацию за понесенные собственником авто убытки. “Недавнее решение ВСУ – это не экстраординарный случай в судебной практике.

Это дело тянется еще с 2016 года, когда суд первой инстанции в Житомире постановил, что пешеход, который на запрещающий знак светофора перебегал дорогу и спровоцировал наезд на себя, обязан заплатить за ремонт пострадавшего во время ДТП автомобиля – Toyota Land Cruiser 200.

Только виновник ДТП с этим не согласился и начал обжаловать судебный вердикт, дойдя аж до Верховного суда, который в итоге оставил решение в силе.

Но в целом это уже давно существующая практика, и проблема не в этом, а в том, что чаще всего патрульные полицейские не оформляют должным образом административные протоколы, потому что им “некогда” заниматься пешеходами: их основная цель – водители”, – рассказал адвокат Денис Конушко.

Так, по его словам, как правило, водителям хочется побыстрее избавиться от неприятной истории с ДТП, а если из-за столкновения с автомобилем перебегающий пешеход покалечился, то им не позволяет совесть взыскивать еще за материальный ущерб: мол, телесные повреждения уже должны стать наукой на будущее. Кроме того, в таких ситуациях без вины виноватый водитель еще соглашается оплатить лечение пешеходу, который пострадал по собственной неосторожности.

Такая устоявшаяся практика возмущает многих автомобилистов: 1187-я статья Гражданского кодекса гласит, что “ущерб, причиненный источником повышенной опасности, возмещается его владельцем”, а источником повышенной опасности среди прочего считается и вождение авто.

“Согласно этой норме, водитель почему-то должен компенсировать ущерб жизни и здоровью пешехода, который сам по своей глупости попадает под колеса. Но водителя пытаются сделать еще дополнительно виноватым: во время следствия выясняют, была ли техническая возможность предотвратить наезд на пешехода и, резко затормозив, избежать столкновения.

По моим наблюдениям, не менее половины наездов вне положенного перехода совершается по вине самого пешехода. На трассе Киев – Харьков был случай: бабушка в неположенном месте переходила дорогу. Водитель, чтобы избежать столкновения, свернул на встречную полосу.

Как итог: три трупа, а бабушку к ответственности никто не привлек, хотя она осталась стоять на месте”, – с возмущением вспоминает автоюрист Вадим Володарский.

Обоюдный фол

По словам экспертов, судебная практика по взысканию ущерба с пешеходов существует, но остается достаточно неразвитой. Во-первых, обремененному делами водителю не хочется заниматься судебной волокитой и наседать на и без того травмированного пешехода.

Во-вторых, добровольную страховку КАСКО имеет мизерная часть автовладельцев, но даже при ней страховым компаниям иногда выгоднее не подавать иск на пешехода в порядке регресса.

В-третьих, до зала судебных заседаний пешеходы часто не доходят (в прямом и переносном смысле): если телесных повреждений не было, они сбегают с “места преступления”, а если они все-таки остались дожидаться приезда патрульной полиции, то патруль, как правило, ограничивается только открытием уголовного производства на имя водителя, которое потом закрывается ввиду отсутствия состава преступления.

“В подобных ДТП могут возникнуть сразу три вида правовой ответственности, причем с обеих сторон: административная, гражданская и уголовная. Патрульная полиция должна составить протокол об административном правонарушении со стороны пешехода, который нарушил правила дорожного движения.

Если пешеход получил средние и тяжкие телесные повреждения, на водителя открывается уголовное производство. Следствие должно установить, по чьей вине произошло столкновение и имел ли возможность водитель предотвратить несчастный случай.

Также открывается дело и по Гражданскому кодексу: с одной стороны, водитель, как владелец источника средства повышенной опасности, должен понести материальную ответственность за ущерб жизни и здоровью пешехода, даже если сам он не виноват. Это, как правило, делается в рамках страхового полиса ОСАГО.

Но и пешеход несет встречные обязательства по компенсации убытков, если своими противоправными действиями повредил автомобиль. Однако для этого нужно, чтобы водитель подал соответствующий иск в суд, а до этого, как я уже говорил, дело доходит не всегда.

В среднем материальный ущерб транспортному средству от столкновения с пешеходом можно оценить в пределах одной-двух тысяч долларов: это может быть поврежденный бампер, лобовое стекло, капот.

Водителю, который оформил добровольное страхование авто и получил полис КАСКО, убытки за ремонт возместит сама страховая компания, но такую страховку у нас в Украине имеет не более 5% авто.

Страховая компания при этом смотрит, что из себя представляет пешеход и способен ли он возместить ущерб. Если это пенсионер или сельский пьяница, то взыскивать с них нечего, и страховая компания потратит больше на судовой сбор и заработную плату юристам, чем получит в итоге.

При этом материальная ответственность в случае смерти пешехода, который нарушил правила дорожного движения, переходит на его родственников-наследников. Но сумма взыскания не может превышать стоимость его размера наследства. В общем, по моим наблюдениям, не так уж и много появляется регрессивных исков по делам такого рода.

У нас в стране, как правило, пешеходу тяжело найти деньги для компенсации материального убытка в полном размере. Но тут его могла бы спасти давно распространенная в Европе практика, которая у нас остается большой редкостью, – полис страхования общей гражданской ответственности.

Его оформление предполагает, что страховая компания сама будет нести материальную ответственность по гражданским делам.

Если кто-то случайно разбил пузырьки дорогих духов в магазине, мячом разбил окно соседу или спровоцировал ДТП, то страховая покрывает все убытки сама”, – рассказывает гендиректор ассоциации “Страховой бизнес” Вячеслав Черняховский.

Но больше всего негодования у автомобилистов вызывает даже не тот факт, что из-за чужой безответственности страдает их любимый железный конь, а то, что виновного во всем этом пешехода чиновники стараются выгородить.

“Знаете, мне кажется, дело в том, что у наших людей в головах все еще живут остатки советского мышления. Точно как в песне Высоцкого: “Он мне не друг и не родственник, а он мне заклятый враг, очкастый частный собственник в зеленых, серых, белых жигулях”.

Такое чувство, что водителей наказывают за то, что они как-то разбогатели и получили возможность купить себе дорогую иномарку.

Потому что, когда приезжает патрульная полиция и открывает уголовное производство, следствие долго выясняет, была ли у водителя техническая возможность избежать наезда на пешехода в неустановленном для перехода месте.

И если такая возможность была, но он не успел сориентироваться и все-таки наехал, он будет виноват”, – полагает Вадим Володарский.

Но и это не последняя законодательная уловка, которая всю ответственность за аварийную ситуацию переносит на водителя: если следственными действиями будет установлено, что он превысил скорость, то это могут засчитать как причину тяжкого преступления.

“Нужно разъяснить еще один очень распространенный случай: если водитель, чтобы избежать наезда, начал маневрировать, не справился с управлением авто и выехал на обочину, в кювет, в столб или дерево, то он этим нарушил правила дорожного движения – пункт 12.3.

Согласно нему, водитель должен предпринять все возможные меры для резкого и безопасного торможения, чтобы не наехать на пешехода, а не съезжать куда-то с траектории, провоцируя потенциально новые аварии.

Если водитель, пытаясь спасти пешехода, врезался в столб, то взыскать за это с пешехода не получится”, – объясняет юрист Павел Семенченко.

Вместе с тем те же правила дорожного движения устанавливают возможность их нарушения, если “другими средствами невозможно предотвратить собственную гибель или увечье граждан”.

И, что немаловажно, в подобных случаях, когда речь идет о спасении чужой жизни, понесенный водителем материальный ущерб, согласно статье 1161 Гражданского кодекса, должно возместить само государство.

Но о таких случаях адвокаты еще не слышали…. 

Островок опасности

Водители шутят: “Большинство пешеходов переходят дорогу по правилу: зеленый свет – иди, красный свет – беги”.

Но несмотря на то, что пешие участники дорожного движения нарушают правила перехода повсеместно, ДТП по вине пешеходов, по данным Нацполиции, происходят не так уж и часто: в прошлом году количество потерпевших в таких авариях составило 3,07% от общего числа, а за 11 месяцев нынешнего года – 2,8%.

Эти показатели примерно совпадают с количеством ДТП по причине нетрезвого вождения, но при этом смертность среди беспечных пешеходов выше.

Категории пострадавших в ДТП2018Январь – ноябрь 2019
Всего пострадавших в ДТП24 29423 439
Всего погибших в ДТП33503080
Количество пострадавших в ДТП по вине пешехода/количество погибших747/110673/92
Количество пострадавших в ДТП по вине водителя/количество погибших12 073/105812 431/1095
Количество пострадавших в ДТП по причине вождения в нетрезвом состоянии/количество погибших968/871114/93

Но истории, когда неосмотрительность одного человека по воле случая забирает чужие жизни, не имея за это никакого существенного наказания для предотвращения подобных ситуаций, запоминаются надолго.

Найти сбежавшего с места ДТП виноватого пешехода должны полицейские, но, как говорят юристы-практики, на деле здесь можно ставить крест: преступление, скорее всего, останется безнаказанным.

Так, в прошлом году в Киеве возле станции метро “Сырец” произошло масштабное происшествие с участием четырех автомобилей.

Как рассказали тогда очевидцы, 50-летний седой мужчина в неустановленном месте перебежал дорогу, хотя до перехода оставалось не более 20 метров.

Водитель “Шкоды” пытался избежать наезда, но не справился с управлением и въехал в три припаркованных рядом авто. Хозяин одного из них тем временем усаживал в автокресло “Хюндая” своего трехлетнего сына, чтобы отправиться по делам.

Но судьба подготовила другой исход: на эту машину пришелся основной удар “Шкоды”, и отец семейства скончался в карете скорой помощи. А пешеход просто скрылся с места событий, даже не оказав первую помощь, что предусмотрено законом.

 

В таких ситуациях вопросы о возмещении материального ущерба за разбитые фары и капот сами собой уходят на второй план, а взаимная озлобленность водителей и пешеходов друг на друга только усиливается.

Наконец в этом многолетнем противостоянии Верховный суд напомнил “правила игры”: пешеходу не должно все сходить с рук. В ситуациях, когда он становится сбитым в неположенном месте, он должен нести полноценную ответственность наряду с водителем, несмотря на то, что последний имеет страховой полис, а пешеходу платить будет тяжелее.

При таких обстоятельствах следует ссылаться на статью 1166 Гражданского кодекса, которая устанавливает, что за причиненный имущественный вред наступает ответственность на общих основаниях и “возмещается в полном объеме лицом, причинившим вред”.

Ксения Цивирко

Источник: https://112.ua/statji/shustrye-i-mertvye-kak-sleduet-traktovat-reshenie-verhovnogo-suda-ob-otvetstvennosti-vinovnyh-v-dtp-peshehodov-519826.html

Пдд для бывалых: когда пешеход мёртв, но прав

Наезд на пешехода,перебегавшего дорогу на красный свет для пешеходов

По счастливой случайности, ребёнок в этом ДТП не пострадал

ГИБДД

ПДД несимметричны для пешеходов и автомобилистов в том смысле, что у последних и обязанностей больше, и ответственность жёстче. В проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем часто забываемые пункты правил, и сегодня — разбор технологии пропуска пешеходов. В конце вас ждёт традиционный тест.

Как именно пропускать пешехода? Дилеммой для водителя являются широкие проезжие части, где пешеход может находиться в десятках метров от автомобиля. Нужно ли уступать, если он идёт с противоположного края дороги?

ПДД оставляют пространство для споров. Так, пункт 14.

1 ПДД гласит: водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. Аналогичный пункт для перекрёстков обязывает уступать пешеходам при повороте направо или налево, причём вне зависимости от того, идут ли они по переходу.

Классическая ситуация: при повороте водитель уступил дорогу ближним пешеходам, но не дальним: инспектор ДПС оформил штраф. Суды такую практику поддерживают

Но сам термин «уступить дорогу» вроде бы предполагает, что если пешеход далеко и своим манёвром мы не вынуждаем его изменить скорость или направление, проехать можно. Так ли это?

— Сложившаяся практика по таким делам однозначна и не допускает никаких двойных трактовок: пропускать нужно любого пешехода, пересекающего проезжую часть по переходу, а при поворотах на перекрёстках — даже вне перехода, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Этот вопрос поднимался много раз, и Верховный суд поставил точку в спорах.

Эксперт отмечает, что даже при наличии разделительной полосы уступать нужно пешеходам, которые находятся ещё на противоположной стороне дороги.

— Иногда в таких ситуациях удается оспорить постановление, но в целом практика такова, что пешеходам, которые уже вступили на проезжую часть, нужно уступать безотносительно того, какое расстояние вас разделяет, — говорит он. — Но если пешеход ещё идёт по тротуару и не ступил на проезжую часть, обязанности пропускать его нет.

Правда, нужно учитывать пункт 10.1 ПДД. Если водитель видит мчащегося по тротуару ребенка, который вот-вот выскочит на проезжую часть, тормозить в пол нужно безотносительно того, есть ли переход.

А вот ещё одна неоднозначная ситуация: вы проезжаете широченный перекрёсток, и по пути загорается красный. Пешеходам в этот момент включается зелёный. Пункт 13.7 ПДД даёт вам возможность завершить манёвр, но как быть с пешеходами?

Маршрутка проскочила на жёлтый — в отдельных случаях правила допускают такой маневр. Но школьник, дожидаясь зелёного, не смотрел по сторонам и рванул сразу после включения. Кто виноват в ДТП?

В правилах есть пункт 13.8 ПДД, который предписывает водителям перед стартом на зелёный пропускать тех, кто завершает пересечение перекрёстка. Но к пешеходам подобных требований нет. Даже пункт 4.5 ПДД, который обязывает их убеждаться в безопасности (этот пункт обожают цитировать водители) распространяется на нерегулируемые переходы. 

— С точки зрения судебной практики здесь тоже всё однозначно: в описанной ситуации пропускать обязаны водители, — поясняет Лев Воропаев. — Формально пешеходы должны убеждаться в безопасности маневра, но даже если они переходят на красный, не говоря о зелёном сигнале, водители должны соблюдать пункт 10.1 ПДД.

О пункте 10.1 ПДД мы уже писали — чаще всего именно он отправляет водителей в колонии. Проезжая перекрёсток при включении красного, водитель должен ожидать, что появится опасность — пешеходы в капюшонах и с наушниками. А потому нужно быть готовым тормозить и уступать.

Редкий случай, когда пешехода признали виновным безотносительно действий водителя. Здесь налицо умышленные действия сбитого

Российское законодательство ставит пешехода в приоритет: например, статья 1079 ГК РФ обязывает водителей, даже невиновных в ДТП, компенсировать вред пострадавшим в них пешеходам и пассажирам.

Исключением являются обстоятельства непреодолимой силы или умысел потерпевшего (например, попытка самоубийства или автоподставы). Что ещё интереснее, пострадавший может взыскать ущерб и с виновного, и с невиновного водителя одновременно.

 С точки зрения законов пешеход является священной коровой.

Поддерживаете ли вы, что при наездах на пешеходов на водителя ложится большая часть ответственности?

Впрочем, пешеходам не стоит воспринимать этот посыл, как некую «лицензию на нарушение». Законы чаще всего на их стороне, но вот грубая физика — нет. И если водителей наказывают штрафами, а иногда — колонией, то для пешехода всё заканчивается травмами или смертью.

Выдержки из ПДД

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу , обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

14.4. Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

А теперь — небольшой тест.

Перед переходом автомобиль в соседней полосе начал тормозить и включил правый поворотник, потому что дальше — съезд во двор. Нужно ли в этом случае сбавлять скорость?

Источник: https://59.ru/text/auto/66062467/

Прав-помощь
Добавить комментарий