Обязанности заказчика транспортной компании и штрафы за отказ от поставки машины

Пени и штрафы по хоздоговорам: бухучет и налогообложение у получателя

Обязанности заказчика транспортной компании и штрафы за отказ от поставки машины

Согласно ст. 330 ГК РФ неустойка (штраф, пеня, иные санкции за нарушение договорных обязательств) это установленная в договоре или определенная законом сумма, которую сторона договора (должник), допустившая нарушение условий договора, не исполнившая договор или исполнившая его ненадлежащим образом, например, просрочившая исполнение, обязана уплатить другой стороне договора (кредитору).

Соглашение о неустойке должно быть оформлено в письменной форме, несоблюдение этого правила влечет недействительность неустойки.

Одним из распространенных вариантов неустойки по договорам являются пени. Как правило, размер пеней по договору устанавливается в процентах за день просрочки платежа (например, 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки).

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров в бухгалтерском учете относятся к прочим доходам, признаются в бухгалтерском учете в суммах, признанных должником или присужденных судом (п. 8, п.10.2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Санкции признаются доходом в учете у получающей стороны в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение или они признаны должником.

Согласно п. 10.2 и п. 16 ПБУ 9/99 указанные штрафные санкции принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником в том отчетном периоде, в котором они признаны должником или судом вынесено решение об их взыскании.

Иными словами, суммы предъявленных претензий, не признанные должником, к учету не принимаются.

Это согласуется с требованием пункта 6 ПБУ 1/2008 к учетной политике организации — обеспечивать «большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности)».

Пунктом 76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер отчетности (Приказ Минфина РФ от 29.07.

1998 N 34н) штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации и до их уплаты отражаются в бухгалтерском балансе плательщика по статьям кредиторов (Письмо Минфина России от 23.08.2013 N 07-01-06/34558).

Пример. Договором предусмотрено начисление пеней за несвоевременное погашение задолженности. Контрагент-покупатель допустил просрочку оплаты.

Организация-поставщик выставила претензию на сумму пеней. Контрагент-покупатель признал претензию организации, предоставил гарантийное письмо — согласие на уплату суммы пеней, через месяц уплатил пени.

Данные операции отражаются в учете следующим образом:

  • На дату выставления претензии записи в бухучете не производятся.
  • Бухгалтерские проводки по учету пеней на дату признания должником претензии (дату гарантийного письма):

Дебет 76, субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»

— сумма предъявленных контрагенту пеней признана в составе прочих доходов и до момента ее уплаты отражена в составе дебиторской задолженности контрагента-покупателя.

Дебет 51 Кредит 76, субсчет «Расчеты по претензиям»

  • — дебиторская задолженность по пеням контрагента-покупателя погашена.
  • Для целей исчисления налога на прибыль санкции за нарушение договорных обязательств, признанные должником добровольно или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, учитываются в составе внереализационных доходов организации (п. 3 ст. 250 НК РФ).

    На основании ст. 317 НК РФ, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, при методе начисления дата получения дохода в виде санкций за нарушение договорных обязательств является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

    Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина РФ от 25.08.2017 N 03-03-07/54554.

    Другими словами, если судом принято решение о выплате организации неустойки, то у налогоплательщика обязанность по начислению внереализационного дохода в части установленной судом суммы неустойки возникает на дату вступления в силу решения суда.

    По присужденным судом пеням, точная сумма которых еще не понятна (т.е. пени, которые ответчику исчисляются со дня принятия решения судом до момента исполнения решения) правила признания в пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ не установлены.

    Для этой ситуации Минфин РФ разъяснил, что такие доходы признаются по общим принципам признания доходов при методе начисления.

    То есть, доходы в виде суммы пеней со дня принятия судом решения до момента фактического погашения долга, подлежащие уплате на основании данного решения суда, учитываются для целей налогообложения прибыли на конец соответствующего отчетного периода (налогового периода) или на дату фактического погашения долга — в зависимости от того, какое событие произошло ранее (смотрите письмо Минфина РФ от 15.01.2018 N 03-03-06/1/1026).

    Если же должник готов признать санкции по хоздоговору без обращения в суд, то дата признания внереализационного дохода у получающей стороны определяется по дате документа, свидетельствующего о согласии уплатить сумму санкций. Форма такого документа произвольна.

    К ним можно отнести, например, двусторонний акт, подписанный сторонами, соглашение о расторжении договора, акт сверки, письмо должника, подтверждающее факт признания должником нарушения обязательства и позволяющий определить размер признанной суммы (смотрите, например, пункт 3 письма Минфина РФ от 10.11.2017 г. N 03-03-06/2/74188).

    Кроме того, обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить пени, является также фактическая уплата их кредитору (письмо Минфина РФ от 19.02.2016 N 03-03-06/1/9336).

    Если при невыполнении контрагентом договорных обязательств организация не предпринимала мер по истребованию предусмотренной договором неустойки, а контрагент не совершает никаких действий по ее признанию, то внереализационный доход не возникает.

    Наступление определенных договором обязательств, являющихся основанием для предъявления должнику претензии или подачи иска в суд, само по себе не приводит к образованию дохода, учитываемого на основании пункта 3 ст. 250 НК РФ (письмо Минфина РФ от 16.08.2010 N 03-07-11/356).

    Если для налога на прибыль все санкции, которые признал должник или присудил суд организация обязана включить в налоговую базу по строке внереализационные доходы, то для целей исчисления налоговой базы по НДС, есть санкции, которые не признаются объектом налогообложения НДС.

    С учетом этого можно выделить два основных типа санкций:

    • санкции, уплаченные покупателю продавцом за нарушение условий договора.
    • санкции, уплаченные продавцу покупателем за нарушение условий договора

    С первым типом санкций все более или менее однозначно: денежные средства, полученные покупателем от продавца за ненадлежащее исполнение продавцом договорных обязательств, НДС не облагаются, так как не связаны с реализацией (см. письмо Минфина России от 12.04.2013 N 03-07-11/12363).

    Санкции в виде выплаты компенсации продавцу за досрочное расторжения договора также не облагаются НДС (Письмо Минфина РФ от 19.10.2016 N 03-07-11/60859).

    Аналогичные разъяснения даны Минфином РФ в отношении включения в налоговую базу по НДС денежных средств, полученных продавцом товаров от их покупателя в качестве компенсации убытков, понесенных продавцом из-за отказа покупателя принимать и оплачивать товары.

    Такие суммы также не облагаются НДС, так как не связаны с оплатой реализованных товаров, работ услуг (Письмо Минфина РФ от 28.07.2010 N 03-07-11/315).

    В отношение налоговой базы по НДС по второму типу санкций (когда продавец получает выплату санкций от покупателя) не все так однозначно.

    На сегодняшний день позиция официальных органов сводится к тому, что суммы полученные продавцом товаров, работ, услуг в виде штрафных санкций по договорам не подлежат обложению НДС при условии, что такие санкции по факту не являются элементами ценообразования предусматривающему оплату товаров (работ, услуг).

    Если полученные продавцом от покупателя суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, как суммы связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

    Эта точка зрения изложена в письме Минфина РФ от 04.03.2013 N 03-07-15/6333, это письмо доведено до нижестоящих налоговых органов и размещено на сайте www.nalog.

    ru в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

    Таким образом, чтобы исключить риски доначисления НДС по штрафным санкциям, налогоплательщику нужно отличать «просто санкции» от «элементов ценообразования», оформленных как штрафные санкции.

    Неустойка за просрочку оплаты — это обеспечение своевременности платежей по договору, не затрагивающая ценообразование.

    Пример неустойки, обеспечивающей исполнение обязательств:

    •  неустойка за просрочку исполнения обязательств, полученная продавцом от покупателя по договору. Вывод, что такие суммы не связаны с оплатой товаров (работ, услуг) в понимании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, а потому не подлежат включению в налоговую базу по НДС, основан на постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07, данное мнение поддержали Минфин и ФНС.

    Пример неустойки как элемента ценообразования:

    •  суммы штрафа за простой, сверхнормативную погрузку или разгрузку, транспортного средства, полученные налогоплательщиком, оказывающим услуги по перевозке грузов. Такое мнение выражено Минфином РФ от 01.04.2014 N 03-08-05/14440 «О включении суммы штрафа за простой, предусмотренный условиями договора, в налоговую базу по НДС».

    Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/peni-i-shtrafy-po-hozdogovoram-buhuchet-i-nalogooblozhenie-u-poluchatelya/

    Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

    Обязанности заказчика транспортной компании и штрафы за отказ от поставки машины

    Статья актуальна на 1 июля 2019

    Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

    В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

    • по соглашению сторон, 
    • по инициативе заказчика, 
    • по инициативе поставщика,
    • по решению суда.

    Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

    Условия 

    Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

    • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
    • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
    • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции и т.д.). 

    Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

    • реквизиты сторон,
    • причины расторжения, 
    • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
    • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
    • отсутствие претензий. 

    Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

    Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

    В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

    Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

    В 2018 году по соглашению сторон расторгли 441,7тыс. госконтрактов. Это 98% от числа всех расторгнутых контрактов (данные мониторинга Минфина).

    Риски 

    Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

    Условия

    Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

    Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

    • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
    • обстоятельства непреодолимой силы.

    Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

    Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

    Прекращение или изменение договора автомобильной грузоперевозки: права и обязанности грузополучателя и водителя

    Обязанности заказчика транспортной компании и штрафы за отказ от поставки машины
    18 апреля 2018 473 0 0 6 мин

    Прекращение договора автомобильной грузоперевозки наступает после выполнения сторонами транспортной сделки своих обязательств — передачи товара грузополучателю и оплаты транспортировки.

    Но существует масса юридических тонкостей, связанных с расторжением (досрочным прекращением договора), изменением маршрута, дорожными повреждениями, хищениями груза в дороге.

    Большинство рейсов украинских автоперевозчиков заканчиваются благополучно, но задержки, аварии, повреждения груза случаются. Небольшим компаниям автоперевозчиков и заказчикам грузоперевозок не всегда известны пути решения сложных вопросов.

    Незнание своих прав и обязанностей зачастую приводит к материальным потерям.  В лучшем положении находятся большие транспортные компании, у которых есть юридические отделы, знакомые с подобными ситуациями.

    Юридические основания для расторжения, изменения договора грузоперевозки

    Для автомобильных грузоперевозок по Украине главными условиями расторжения договора признано некачественное исполнение услуг грузоперевозчиком или возникновение форс-мажорных обстоятельств. Оба понятия сформулированы расплывчато, что доказывают многочисленные толкования и комментарии юристов.
    Основные правила при решении транспортных споров достаточно просты:

    1. Во время перевозки грузов автомобилем ответственность за груз в пути несет водитель грузовика.
    2. У грузополучателя есть право не принимать груз. Это правило касается товаров, которые стали непригодными для использования.
    3. Не принимается груз с недостачей, несоответствием названий, маркировок товаров.
    4. Грузополучатель может не принять груз, испортившийся из-за нарушения сроков доставки.
    5. Все отказы оформляются документально.
    6. Материальные претензии удовлетворяются по решению арбитражного суда.
    7. Основания для применения обстоятельств форс-мажора определяет суд.

    Понятия форс-мажорных обстоятельств могут быть различны. К ним непререкаемо относятся стихийные бедствия и военные действия. В украинских условиях это могут быть сходы лавин, наводнения, дорожные оползни, повреждающие грузовые авто и груз.

    Дорожные аварии, ремонт или перекрытие дорог, внезапная болезнь водителя, поломка грузовика не считаются форс-мажорными обстоятельствами. Они могут быть основанием для изменения условий договора по срокам доставки, маршруту (если он оговорен в договоре).

    В таких случаях компания-грузоперевозчик должна принять меры по замене транспортного средства, водителя грузовика, перегрузке товара.
    Преимущественное право расторгнуть договор предоставляется заказчику грузоперевозки.

    Как правило, именно заказчик является владельцем груза, несет материальные потери от повреждения товаров, невыполнения собственных договоров поставки или купли-продажи товара.

     
    Автоперевозчик может преждевременно расторгнуть договор, если ему предлагают к перевозке груз, не соответствующий документам (товарно-транспортной накладной, оформленной заказчиком). Если в договоре предусмотрены авансовые платежи (предоплата), не поступившие до приемки груза на счет перевозчика, это тоже может послужить основанием для расторжения договора, отказа от грузоперевозки.   

    Документы для решения юридических споров

    Для арбитражного суда основным документом становится правильно оформленный договор грузоперевозки, в котором отражены обязанности, права сторон, форс-мажорные обстоятельства, штрафные санкции за задержки транспортировки, повреждения груза.

    В ряде случаев арбитражный суд принимает к производству претензии, основанные на товарно-транспортных накладных, которые обязательны для украинских автомобильных грузоперевозок.

    По украинским правилам (утверждены приказом и Минтранса Украины №363) именно товарно-транспортная накладная становится единым юридическим документом для оприходования, складского учета, списания товара. Это же положение действительно для расчетов по оплате транспортировки груза.

    При прекращении (расторжении) договора автомобильной грузоперевозки для судебных споров важен еще один документ — коммерческий акт, отражающий обстоятельства происшествия и мнения сторон конфликта.

    Коммерческий акт составляется при любой конфликтной ситуации.

    В нем подробно излагаются причины отказа от приемки товара (расторжения договора), обстоятельства порчи груза. Без коммерческого акта суд может отказаться от решения дела.
    Изложенные в коммерческом акте факты порчи груза не могут основываться только на мнениях перевозчика и грузополучателя (заказчика перевозки).

    Для определения материальной стоимости ущерба назначается экспертиза. Эксперта могут вызвать как заказчик грузоперевозки, так и автоперевозчик. При экспертизе должны присутствовать представители обеих сторон конфликта. Оплачивает экспертизу инициатор вызова эксперта, по решению суда эти расходы компенсируются виновной стороной.  

    Практические случаи решения транспортных споров

    Расторжение транспортного договора, предъявление претензий одинаково неприятны для заказчика и грузоперевозчика. Поиск надежных грузоперевозчиков обеспечивает транспортно-информационный сервис «Transportica».

    Так, компании и частные перевозчики, нарушившие условия устного договора, отказавшиеся от выполнения транспортировки — удаляются из списков клиентов сервиса.  
    В конфликтах с расторжением транспортного договора есть масса неоднозначных ситуаций. Так, юристы по-разному толкуют факт утери и возвращения груза.

    Например, из магистральной фуры похищено несколько ящиков с ценным товаром. После заявления водителя в полицию похищенное имущество найдено и частный перевозчик доставил его заказчику. Но ящики вскрыты и перевозчик не может доказать полное наличие товара.

    Формально заказчик может расторгнуть договор, не оплачивать перевозку, возложить на перевозчика ответственность за недостачу груза.  
    В таких случаях правильное составление коммерческого акта, заключение эксперта, передача дела в арбитражный суд могут уменьшить материальный ущерб для перевозчика.

    В идеальном варианте суд признает транспортный договор выполненным.
    Задержки в пути из-за аварий, закрытых (оползнями, наводнениями, снегопадами) дорог могут служить основанием для изменения условий договора, которые касаются маршрута доставки и связанных с ним сроков.

          

    При дорожной аварии транспортная компания или частный грузоперевозчик обязаны обеспечить сбор рассыпанного груза, его хранение (охрану). После этого нужно организовать перегрузку товара (включая и поврежденный груз) на другое транспортное средство и дальнейшую транспортировку.

    Если груз не поврежден, транспортный договор будет считаться выполненным. При нарушении сроков доставки могут быть применены штрафные санкции только по этому пункту. При повреждении груза составляется коммерческий акт, сопровождаемый заключением экспертизы.
    Внезапная болезнь водителя тоже не становится основанием для расторжения договора.

    В этом случае транспортная компания или частный грузоперевозчик могут (обязаны) найти другого водителя, выдать ему доверенность на исполнение договора, продолжить грузоперевозку. Это связано с непредвиденными расходами для грузоперевозчика, но они гораздо меньше, чем убытки от расторжения транспортного договора и штрафных санкций.

         
    Важным моментом, помогающим избежать дальнейших конфликтов, становится начальная приемка груза перевозчиком. С этой точки зрения лучшим грузом становятся международные контейнеры. Водителю нужно только проверить целостность пломб и транспортных запоров, проследить за их сохранностью в пути. В этом случае грузополучатель не имеет права проверять состояние груза, его вес, количество грузовых мест.
    При приемке остальных категорий грузов водитель должен быть предельно внимательным:

    • проверять целостность тары (ящиков, картонных паков);
    • сверять маркировку грузов со спецификациями к договору;
    • проверять санитарные паспорта (при перевозке скоропортящихся продуктов);
    • присутствовать при взвешивании мешков, биг-бэгов, разнокалиберных ящиков.

    Обнаружив повреждения тары, расхождения с товарно-транспортной накладной по наименованиям товаров, весу, количеству, водитель должен приостановить погрузку, сообщить об этом заказчику, потребовать изменения состава груза или товарно-транспортной накладной.

    Если эти условия не выполнены, перевозчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке, составив об этом коммерческий акт.  

    Сообщение заказчику грузоперевозки о незначительных задержках, минимальных изменениях маршрута (небольших объездах), не вносится в транспортный договор как обязательное условие.

    Но такие сообщения считаются хорошим тоном деловой этики, поддерживают репутацию перевозчика. При помощи мобильного приложения транспортно-информационного сервиса «Transportica» водитель грузовика отмечает любые изменения, касающиеся перевозки, а заказчик получает возможность отслеживать груз в пути постоянно.

             
    При возникновении споров и претензий со стороны заказчика автотранспортная компания или частный грузоперевозчик не должны спешить немедленно удовлетворять материальные требования владельца груза. Точно так же, заказчик не имеет права самостоятельно требовать выплаты определенных сумм.

    Если участники транспортной сделки не пришли к добровольному соглашению, сумму материальных потерь от расторжения договора грузоперевозки, компенсаций, возмещения дополнительных расходов может определить только арбитражный суд.

    Другие полезные статьи, которые Вы можете прочесть на нашем блоге:

    Договор экспедиции и транспортной перевозки грузов: что лучше для перевозчика и заказчика
    Как водитель автотранспорта должен правильно передавать груз: простые и сложные способы приемки
    Мониторинг передвижения грузового автотранспорта, контроль расхода топлива при помощи GPS оборудования

    00

    Источник: https://ua.transportica.com/blog/osnovaniya-prekrashcheniya-dogovora-perevozki-gruza/

    Прав-помощь
    Добавить комментарий