Обжалование решения городской прокуратуры

Куда можно пожаловаться на незаконные действия или бездействие сотрудников прокуратуры

Обжалование решения городской прокуратуры

Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 26 апреля 2018. Время чтения 8 мин.

Полномочия и обязанности прокурора. Основания для подачи жалобы на прокурора. Порядок и обжалование бездействия органов прокуратуры с учётом подведомственности.

Большинство граждан России по любому поводу пишут жалобы в прокуратуру, поскольку считают, что это единственный государственный орган, защищающий их права.

Что же делать в том случае, если прокурор не реагирует на сообщение, жалоба осталась без ответа? Бездействие прокурора тоже можно обжаловать, если знать некоторые особенности.

Нормативная база

При нарушении прав и законных интересов граждан, вызванных неправомерными действиями либо бездействием работников органов прокуратуры, жалоба рассматривается вышестоящим органом в порядке подведомственности.

Куда жаловатьсяОснованиеПримечание
Прокурор (районная или городская прокуратура)Бездействие (незаконные действия) работников прокуратуры.  П. 5.8 Приказа Генерального прокурора № 45
Областная прокуратураЖалоба на отсутствие рассмотрения жалобы в отношении сотрудника районной или городской прокуратуры либо отказ в удовлетворении жалобы.
Генеральная прокуратураЖалоба на результат рассмотрения прокурором обращения.
Следственный комитетРассматривает заявления о преступлениях должностных лиц.Ст. 42 Закона о прокуратуре
Президент РФЖалоба на генерального прокурора.Конституция РФ
СудЖалоба на действия прокурора при принятии им решения о возбуждении или прекращении уголовного дела. Жалоба на бездействие прокурора при обращении в порядке ст. 10 Закона о прокуратуре.Ст.125 УПК РФ Глава 22 КАС РФ

Обязанности прокурора

Прокуратура занимается охраной прав и интересов граждан в соответствии с Законом о прокуратуре.

Законом о прокуратуре установлены основные обязанности сотрудников органов прокуратуры, напрямую связанные с надлежащим исполнением возложенных на них полномочий:

  • осуществление надзора за соблюдением и исполнением требований законов органами исполнительной власти, правоохранительными органами и юридическими лицами (ст. 21, 29);
  • осуществление надзора за соблюдением прав и свобод гражданина, в том числе право на защиту законных интересов при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 27);
  • рассмотрение жалоб, обращений и заявлений граждан по нарушению их прав и законных интересов, в том числе при проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий (ст. 10).

Рисунок 2. Прокуратура – надзорный орган. Источник: сайт «АСТВ.ру»

Статьёй 40.2 Закона о прокуратуре установлено, что на прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции, а также обязанности, установленные статьями 17, 18, 20, 20.1 Закона о государственной гражданской службе.

Прокурорским работникам запрещается:

  • давать и получать взятки, денежное вознаграждение от граждан и юридических лиц;
  • злоупотреблять служебным положением и полномочиями;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • представительствовать от имени третьих лиц в госоргане, в котором замещают должность;
  • разглашать конфиденциальные сведения или служебную информацию;
  • открывать счета и вклады в банках за пределами РФ;
  • заниматься оплачиваемой деятельностью без разрешения руководителя (в том числе научной и преподавательской).

Как государственные служащие, прокурорские сотрудники обязаны:

  • добросовестно исполнять служебные обязанности;
  • не совершать порочащие честь и достоинство поступки;
  • проявлять уважение и корректность ко всем гражданам;
  • не допускать конфликта интересов.

За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 41.7 Закона о прокуратуре.

Полномочия прокурора

В рамках возложенных полномочий прокурор осуществляет надзор:

  1. За исполнением законодательства (осуществляет проверку исполнения законодательства на основании поступившей информации, возбуждает дело об административном правонарушении и освобождает от ответственности, обжалует правовые акты, противоречащие закону).
  2. За соблюдением прав и свобод человека и гражданина (рассматривает заявления о нарушениях, разъясняет порядок защиты пострадавшим, возбуждает дела об административном правонарушении или уголовном преступлении, представляет интересы гражданина в суде).
  3. За исполнением законов правоохранительными органами (рассматривает заявления и жалобы граждан на действия (бездействия) правоохранительных органов, осуществляет проверку таких действий на соответствие требованиям уголовно-процессуального законодательства).
  4. За исполнением законов в сфере исполнения наказаний.

Также в соответствии с требованиями Конституции РФ, Закона о прокуратуре и УПК РФ прокурор:

  • участвует в судебных заседаниях в качестве обвинителя (в уголовных делах) и представителя граждан, чьи права были нарушены;
  • может ходатайствовать об изменении меры пресечения или сроке ареста;
  • отменяет постановления органов полиции и иных правоохранительных структур в случае выявления нарушений и противоречий головному законодательству;
  • отстраняет должностных лиц от исполнения обязанностей в области расследования;
  • истребует материалы уголовного или административного дела для проведения проверки.

Основания для обжалования

Основными причинами обжалования действий или бездействия надзорного органа обычно являются:

  • невыполнение прокурором возложенных на него задач в сфере производства по уголовным делам, в том числе отсутствие контроля за деятельностью следственных органов;
  • непринятие мер по поступившей жалобе;
  • нарушение срока рассмотрения жалобы прокурором;
  • отсутствие ответа на обращение;
  • вымогательство;
  • злоупотребление полномочиями и служебным положением.

Порядок обжалования

Порядок подачи жалоб на прокуроров и сотрудников регулируется приказом Генпрокурора № 45 от 30 января 2013 года.

Инструкцией о порядке обращения граждан в органы прокуратуры предусмотрен обязательный порядок рассмотрения жалоб нижестоящими органами до подачи  жалобы в Генеральную прокуратуру.

При этом обращения граждан, которые не рассматривались руководителями нижестоящих прокуратур, направляются им в 7-дневный срок для проверки и составления ответа гражданам.

Обращение не рассматривается в случае, если:

  • в тексте сообщения содержится нецензурная лексика, оскорбление, угроза жизни и здоровью;
  • текст не читаем, не разбит на предложения;
  • текст жалобы написан с использованием латинских или заглавных букв;
  • указан недостоверный адрес;
  • отсутствует информация о заявителе.

Рисунок 3. Генеральная прокуратура. Источник: сайт «Царь Град»

Куда жаловаться

Прокуратура является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан, а также за исполнением российских законов правоохранительными органами, исполнительной властью, юридическими лицами.

Важно! Обжалование бездействия и незаконных действий работников прокуратуры возможно только вышестоящему органу на подчиненного работника (прокурора) и в судебном порядке.

Прокурор

Районный (городской) прокурор рассматривает жалобы на своих сотрудников.

В жалобе необходимо указать ФИО должностного лица, сообщить, какие неправомерные (незаконные) действия или бездействие проводились, в чем выражено нарушение прав и законных интересов граждан, указать просьбу (провести проверку или устранить нарушения прав гражданина).

Подать жалобу можно лично руководителю, записавшись на приём, направив почтой или электронной почтой.

Прокуратура субъекта РФ

В случае отказа прокурором района или города в удовлетворении жалобы либо в случае несогласия с результатом рассмотрения своего обращения, гражданин вправе обжаловать результат рассмотрения вышестоящему прокурору.

Скачать образец жалобы на прокурора вышестоящему прокурору

Для удобства граждан на сайте Генеральной прокуратуры РФ http://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/ при обращении в интернет-приёмную можно попасть на сайт прокуратуры субъекта РФ, выбрав её в соответствующем окошке.

На сайте предусмотрены обращения:

  • по общим вопросам;
  • по вопросам борьбы с коррупцией;
  • по вопросам борьбы с экстремизмом.

При переходе на любую из ссылок указывается порядок рассмотрения и можно выбрать, в какой форме получить ответ (по электронной почте в форме электронного документа или письменной форме).

При заполнении электронной формы предусмотрено прикрепление файлов (копий, отсканированных страниц или фото документов).

Направить жалобу также можно по электронной почте или заказным письмом с уведомлением, либо обратившись лично в приёмное время.

Генеральная прокуратура

Жалобу на бездействие прокурора можно подать лично, отправить заказным письмо по почте, либо заполнив электронную форму обращения на сайте Генпрокуратуры РФ.

При заполнении электронной формы заявления через интернет-приёмную можно выбрать вид обращения и приложить отсканированные документы.

Обращаться в Генпрокуратуру следует после рассмотрения обращения всеми нижестоящими прокуратурами, о чём необходимо уведомить с приложением копий ответов.

Следственный комитет

Следственный комитет РФ рассматривает заявления о совершении преступлений прокурорскими работниками.

В компетенцию Следственного комитета входит:

  • проверка информации, изложенной в жалобе;
  • в случае выявления признаков преступления − возбуждение уголовного дела;
  • проведение предварительного расследования и передача дела в суд.

Подать жалобу в СК РФ можно:

  • лично, записавшись на приём;
  • по телефону доверия;
  • через интернет-приёмную (заполнив форму электронного обращения);
  • по телефону прямой линии председателя СК РФ.

Президент РФ

Президент РФ рассматривает жалобы на неправомерные действия или бездействие Генерального прокурора. Жалобу можно направить по почте либо в виде электронного обращения.

Обратите внимание! Все письма, поступающие Президенту РФ, принимаются и рассматриваются Управлением по работе с обращениями граждан.

Суд

Незаконные действия (бездействие) прокурора в рамках уголовного судопроизводства, в том числе постановления прокурора об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела, уголовного преследования могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии со статьями 125–125.1 УПК РФ.

Суд не позднее, чем через 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит постановление:

  • об отказе в удовлетворении заявления;
  • о признании постановлений прокурора незаконными и нарушающими права и интересы граждан.

Бездействие прокурора также может быть рассмотрено судом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства в срок не позднее одного месяца с момента поступления иска в суд.

Скачать образец иска на бездействие должностного лица.

Срок рассмотрения жалобы

Жалобы граждан на бездействие прокурора рассматриваются в течение 30 дней (ст. 12 Закона о рассмотрении обращений граждан № 59-ФЗ).

Срок рассмотрения письменных обращений может быть в исключительных случаях увеличен еще на 30 дней.

При этом при поступлении обращения  в вышестоящий орган прокуратуры без соблюдения подведомственности срок увеличивается на 7 дней с учётом времени на отправку в нижестоящий орган.

В случае необходимости проведения проверки по материалам уголовного дела необходимые документы могут быть истребованы и представлены нижестоящим органом в 15-дневный срок.

Форма и содержание жалобы

Жалоба на бездействие прокурора подаётся в письменном виде.

В ней обязательно должны быть указаны ФИО руководителя, наименование прокуратуры, информация о заявителе (адрес, контакты, ФИО).

В основной части следует описать сложившуюся ситуацию, сообщить, какие именно нарушения были совершены неправомерными действиями или бездействием, в чём выразилось нарушение права и законных интересов гражданина со ссылками на соответствующие нормы права.

В жалобе необходимо изложить свои требования и указать перечень прилагаемых документов, обязательно уточнить дату подачи и подпись заявителя.

Дополнительная информация в видео

Источник: https://yakapitalist.ru/zhaloba/zhaloba-na-prokurora/

Интернет-приемная :: Прокуратура Красноярского края

Обжалование решения городской прокуратуры

Рассмотрение обращений, личный прием граждан, эффективная реализация поставленных перед органами прокуратуры задач при разрешении письменных и устных заявлений и жалоб занимает значительное место в общем объеме работы прокуратуры края и является одним из основных направлений ее правозащитной деятельности.

Большое число обращений  связано с процессами, происходящими в обществе, повышением эффективности работы с обращениями на всех этапах их рассмотрения, регулярными выступлениями работников прокуратуры в средствах массовой информации, оказанием действенной помощи в защите прав граждан в суде, приемом обращений по электронной почте, а также свидетельствует о наличии  негативных явлений в деятельности различных органов и их должностных лиц.

Заявления, жалобы и иные обращения позволяют прокурорам получить информацию о нарушениях прав и законных интересов граждан, правонарушениях, о состоянии законности в деятельности органов власти, хозяйствующих субъектов и должностных лиц и использовать их в планировании надзорной деятельности органов прокуратуры.

Проведенный сравнительный анализ статистических данных показывает значительное число поступающих в органы прокуратуры края обращений. Всего поступило 46 847  жалоб и заявлений граждан, в том числе  с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 5155.

Единым порталом государственных услуг (ЕПГУ) воспользовались 133 граждан. В своих обращениях граждане сообщали  о невыплате заработной платы, нарушениях жилищного законодательства, в сфере ЖКХ, обжаловали действия и решения полиции.

В другие ведомства, в полномочия которых входило разрешение поставленного заявителем вопроса (в различные органы контроля и надзора, органы власти),  направлено свыше 13 тыс. заявлений и жалоб граждан.

Большое количества обращений, направленных на рассмотрение  в другие ведомства по-прежнему обусловлено тем, что  граждане, минуя возможность обращения непосредственно в орган контроля той или иной сферы деятельности, непосредственно обращаются  в органы прокуратуры края.

По-прежнему значительное количество обращений направлено в службу судебных приставов в связи с длительным неисполнением решений судов,  бездействием судебных приставов по исполнительным производства, в Службу строительного надзора и жилищного контроля по вопросам  обжалования бездействия управляющих компаний, технического состояния  общего имущества и инженерного оборудования. 

Непосредственно разрешено  23  тыс. обращений граждан и юридических лиц.

Особое внимание прокурорами уделялось повышению эффективности рассмотрения обращений, выявлению нарушений, их оперативному устранению и предупреждению. Прокурорами принимались меры, направленные на защиту прав человека и гражданина, охрану интересов  общества и государства.

Всего удовлетворено более  6 тыс. заявлений и жалоб обращений, то есть каждый третий-четвертый обратившийся восстановил свои права.

Особое внимание было обращено на последовательную реализацию правозащитной функции.

По результатам рассмотрения обращений выявлено  10 564 нарушения  закона, в связи с чем приняты следующие меры прокурорского реагирования:  принесено 223  протеста, внесено 1667  представлений, направлено в суд более 4 тыс.

исков (заявлений), предостережено 54 должностных лица, возбуждено 638 дел об административных правонарушениях, приняты иные меры прокурорского реагирования.

Стабильно высок показатель  обоснованных жалоб на нарушения трудового законодательства (72%), на нарушения жилищного законодательства (27%), на нарушения в сфере ЖКХ (26%), в области окружающей среды и природопользования (28%), по вопросам нарушения прав несовершеннолетних  (41%), на нарушения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (18%),  земельного законодательства (15%).

Важность получения информации, содержащейся в обращениях граждан, для прокуратуры обусловлена и тем, что именно прокуратура уполномочена осуществлять надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан другими государственными органами, а также органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов. При выявлении фактов нарушении порядка, сроков рассмотрения и разрешения обращений органами власти прокуратура принимает меры по устранению этих нарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, восстановлению нарушенных прав.

Во многих случаях ненадлежащее реагирование на обращение граждан, непринятие мер по восстановлению законных прав и интересов заявителей приводило их в органы  прокуратуры края за защитой и справедливостью.

Нарушения выявлялись как в деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, учреждений, выполняющих публичные функции, так и в работе территориальных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Неудовлетворительная  работа указанных органов с обращениями граждан является одной из причин ежегодно увеличивающегося числа поступающих в органы прокуратуры жалоб граждан о нарушении их прав в течение длительного времени.

В связи с этим по фактам нарушений законодательства об обращениях прокурорами  принимался комплекс мер прокурорского реагирования, направленных как на их устранение, так и на привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Количество жалоб, связанных с  нарушением органами власти, местного самоуправления порядка рассмотрения  обращений граждан составило 1157.

В ходе проверок указанных обращений, в части соблюдения сроков и порядка разрешения жалоб граждан  в органах государственной власти и администрациях городов  и районов края, выявлено 376 нарушений.

По постановлениям  прокуроров в отношении глав администраций городов и районов, других должностных лиц,  допустивших волокиту при рассмотрении обращений, возбуждались административные производства по ст.5.

59 КоАП РФ, в связи с чем  29 должностных лиц привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 146 тыс. руб.. По результатам проверок по 142 представлениям к дисциплинарной ответственности привлечено 117  человек.

В анализируемом периоде прокуроры использовали различные формы и методы работы с обращениями  граждан и организаций приема: горячие линии, видеообращения, личный прием в режиме видео-конференц – связи, встречи с населением  в отдаленных населенных пунктах и других площадках, межведомственные рабочие группы с привлечением  ответственных лиц, выезды в конкретные сельские поселения для решения вопросов, указанных в обращениях граждан, проведение  руководителями выездных личных приемов, в том числе по поручению Президента Российской Федерации личных приемов заявителей. Осуществлялись тематические приемы  в трудовых коллективах по актуальным вопросам, в том числе о невыплате заработной платы; прием граждан, пострадавших от последствий стихийных бедствий-пожаров. В отдаленных и труднодоступных населенных пунктах организовывалась работа совместных общественных приемных с участием представителей правоохранительных органов края. Регулярно освещались в СМИ примеры реальной помощи в восстановлении нарушенных прав граждан.

 Всего работниками прокуратур принято почти 11 тыс. граждан, в том числе  лично прокурорами и их заместителями  более 3 тыс.

Работы по рассмотрению обращений  и приему граждан  продолжается.

Личный прием граждан прокурором Красноярского края, его заместителями, иными должностными лицами аппарата прокуратуры края осуществляется не реже  одного раза в неделю по предварительной записи в соответствии с графиком личного приема граждан, утверждаемым прокурором края, в  рабочих кабинетах по адресу: город Красноярск, пр. Мира, 32.

Запись граждан на личный прием к прокурору края, его заместителям, при наличии оснований, осуществляется старшим помощником прокурора края по рассмотрению обращений и приему  граждан в соответствии с утвержденным прокурором края графиком приема путем подачи гражданином письменного ходатайства или по телефону (8 (391) 2274248), с учетом  содержания обращения и компетенции должностных лиц прокуратуры  края.

                     Прием осуществляется:

– прокурором  края Савчиным  Михаилом  Михайловичем по понедельникам с 14  до 17 часов;

– первым заместителем прокурора края  Блошкиным Александром Геннадьевичем по  вторникам с 10 до 12 часов;

– заместителем прокурора края Белогуровым Сергеем Викторовичем по вторникам с 14 до 18 часов;

– заместителем прокурора края Афанасьевым Алексеем Евгеньевичем по средам с 10 до 12 часов;

– заместителем прокурора края Карапетяном Сергеем Эдуардовичем по средам с 16 до 18 часов;

– заместителем прокурора края Нарковским Олегом Дмитриевичем по четвергам с 16 до 18 часов.

Руководителями структурных подразделений аппарата прокуратуры края  принимаются граждане ежедневно в рабочих  кабинетах.

Дежурные прокуроры принимают граждан в соответствии с приказом прокурора края от 19.09.

2013 № 537 «Об утверждении Положения об организации дежурства в органах прокуратуры Красноярского края», в административном здании прокуратуры края, в   специально отведенном помещении на 1 этаже ежедневно в рабочие дни с 9 до 18 часов (пятница с 9 до 16:45), в выходные и праздничные дни   с 10.00  до 12.00 часов.

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации личного приема граждан

в аппарате прокуратуры  Красноярского края

1. Общие положения

Источник: http://www.krasproc.ru/reception

Порядок обжалования в прокуратуру процессуальных решений и действий (бездействия) должностных лиц органов внутренних дел

Обжалование решения городской прокуратуры

Разъясняет начальник управления по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции прокуратуры г. Москвы Сергей Александрович Столяров

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г.

№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает единый порядок рассмотрения обращений для граждан, иностранцев и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерацией или федеральным законом, а также гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением.

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Следует знать, что с 12 августа 2012 г. вступил в силу приказ МВД России от 1 марта 2012 г.

№ 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», который определяет сроки, последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по приему, регистрации и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

В соответствии с данным Регламентом обратиться в территориальный орган имеет право любое лицо независимо от того, является ли оно гражданином Российской Федерации либо другого государства, либо вообще не имеет гражданства.

Подать заявление человек может в любом удобном для себя виде: – письменно или устно, по телефону, в электронном виде по информационным системам общего пользования, в дежурной части или на приеме у руководства территориального подразделения органа внутренних дел.

При индивидуальном устном (по телефону или лично) информировании о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии уполномоченный сотрудник органов внутренних дел должен назвать свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность.

В вежливой форме, корректно, используя официально-деловой стиль речи, проинформировать обратившееся лицо о порядке и (или) ходе предоставления государственной услуги, предварительно предложив ему назвать свою фамилию, имя, отчество.

В случае отказа или некорректных высказываний – прекратить разговор.

Срок ожидания в очереди при личной подаче заявления о преступлении, об административном правонарушении и происшествии в дежурную часть территориального органа не должен превышать 30 минут.

Прием и регистрация заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях осуществляются круглосуточно. Сроки разрешения заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях регламентируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если заявление о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии поступило в территориальный орган МВД России при личном обращении заявителя, то одновременно с их регистрацией в книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях в дежурной части территориального органа оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю.

По результатам рассмотрения заявления о преступлении органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

  1. О возбуждении уголовного дела.
  2. Об отказе в возбуждении уголовного дела.
  3. О передаче по подследственности или по подсудности в суд по делам частного обвинения.

По результатам рассмотрения заявления об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

  1. О возбуждении дела об административном правонарушении.
  2. О вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
  3. О передаче материалов на рассмотрение по подведомственности.

Если по результатам рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии признаки преступления, административного правонарушения не установлены, то сотрудником органов внутренних дел составляется рапорт на имя руководителя территориального органа о результатах проведенной проверки. Руководитель территориального органа принимает решение о приобщении материалов проверки в специальное номенклатурное дело.

Чтобы исключить случаи укрытия преступлений от приема, регистрации, ненадлежащего рассмотрения заявлений (сообщений) о преступлении руководством органов внутренних дел осуществляется контроль за исполнением Административного регламента, а прокуратурой надзор за соблюдением законов при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, происшествиях и другой информации.

Обжалование процессуальных решений и действий (бездействия) должностных лиц органов внутренних дел по заявлениям (сообщениям) о преступлении и об административном правонарушении осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель может обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения должностного лица, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления государственной услуги, устно или письменно (по почте, по факсимильной связи либо в форме электронного документа). Согласно положениям Федерального закона от 17 января 1992 г.

№ 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Единый порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45.

Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день

Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.

По итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений:

  • «удовлетворено» – приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
  • «удовлетворено повторное обращение» – принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;
  • «отклонено» – требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
  • «разъяснено» – разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;
  • «принято иное решение» – оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;
  • «направлено» – направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.

Заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

https://www.youtube.com/watch?v=8oYpvn1WCRc

Кроме того, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 1 ноября 2011 г.

№ 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» прокурорам надлежит при рассмотрении жалоб обеспечивать всестороннюю и полную проверку изложенных в них доводов в срок до 3 суток со дня поступления в прокуратуру. Использовать для этого все средства, предоставленные прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, продлевать срок проверки до 10 суток.

По результатам рассмотрения жалобы в соответствии со ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителей, их анализ и мотивы принятого решения.

При удовлетворении жалобы безотлагательно принимать исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений и организаций, на что указывать в резолютивной части постановления.

В случае удовлетворения жалобы на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования указывать в постановлении процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу, и сроки их осуществления.

Постановление направлять начальнику органа дознания для исполнения, копию приобщать к надзорному производству. Признавая обоснованными доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, направлять требование руководителю следственного органа об устранении выявленных нарушений.

В случае полного удовлетворения жалобы уведомление заявителю незамедлительно направляет прокурор, рассмотревший данное обращение, при частичном удовлетворении жалобы либо отказе – с разъяснением порядка обжалования вынесенного постановления вышестоящему прокурору или в суд. В соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации заявителям предоставляется право, по их просьбе, ознакомиться с материалами проверки в части, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

Источник: https://www.mosproc.ru/prokuratura-razjasnjaet/porjadok-obzhalovanija-v-prokuraturu.php?special_version=Y

Оскарження дій прокуратури

Обжалование решения городской прокуратуры

                                                          
СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА УКРАИНЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11.12.2002

Обжалование действий прокуратуры Публикация носит неофициальный характер
Действия органов прокуратуры могут быть обжалованы как в

порядке, предусмотренном УПК Украины ( 1001-05, 1002-05,
1003-05 ), так и в порядке, установленном статьей 55 Конституции
( 254к/96-ВР ). Суд не имеет права отказать лицу в принятии и рассмотрении жалобы только на том основании, что его требования не могут быть рассмотрены в порядке, установленном ГПК Украины

( 1501-06, 1502-06, 1503-06 )

Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Мамонтова Александра Васильевича к Генеральной прокуратуре Украины, Государственной налоговой администрации Украины о защите прав и свобод,

гарантированных Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ), признании

действий незаконными и обязании совершить действие, установила следующее.

В феврале 2001 года Мамонтов А. В. обратился в суд с иском к

Генеральной прокуратуре Украины, Государственной налоговой администрации Украины о защите конституционных прав и свобод, признании действий незаконными и обязании совершить действие, ссылаясь на то, что состоит в трудовых отношениях с ООО “Предприятие “Бизон”. 25 января 2000 года заместителем прокурора Сумской области по признакам преступления, предусмотренного

статьей 86-1 УК Украины ( 2341-14 ), против должностных лиц ООО

“Предприятие “Бизон” возбуждено уголовное дело. 11 февраля 2000 года постановлением следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины возбуждено уголовное дело против должностных лиц АО “Бур текс”, ООО “Предприятие “Бизон”, ООО “Предприятие “Силия”, ООО “Предприятие “Альфа-продукт”, ООО “Предприятие “Герро”, ООО “Предприятие “Дора”, ООО “Предприятие “Норд”, ООО “Предприятие “Лютня” и корпорации “Группа “B.L.C.” по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 148; статьей 172;

частями 1, 2 статьи 194 УК Украины ( 2341-14 ). Указанные

уголовные дела возбуждены и объединены в одно производство безосновательно, чем нарушены его конституционные права и свободы.

Решением Шевченковского районного суда г. Киева от 21 марта

2001 года иск Мамонтова А.В. удовлетворен: решено признать обжалуемые действия заместителя прокурора Сумской области и следователя по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины неправомерными и нарушающими конституционные права и свободы Мамонтова А.В., признать незаконными постановления о возбуждении указанных уголовных дел.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Киевского

городского суда от 13 июня 2001 года решение суда первой инстанции отменено, а производство по делу закрыто.

На указанное определение поступила кассационная жалоба

Менюка О.А. – представителя Мамонтова А.В., в которой поднимался вопрос об отмене утвержденного в деле постановления на основании нарушения судебной коллегией норм материального и процессуального

права и норм Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и оставления без

изменений решения местного суда.

Кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению на

следующих основаниях.

Отменяя решение местного суда и закрывая производство по

делу, апелляционный суд исходил из того, что полномочия по контролю за возбуждением следственными органами уголовных дел относятся к компетенции органов прокуратуры, рассмотрение судом жалоб на постановления следственных органов о возбуждении

уголовных дел действующим УПК ( 1001-05, 1002-05, 1003-05 ) и ГПК

Украины ( 1501-06, 1502-06, 1503-06 ) не предусмотрено,
Конституцией Украины ( 254к/96-ВР ) полномочия по контролю за возбуждением следственными органами уголовных дел судам не предоставлены, а потому производство по делу подлежит закрытию в

соответствии с пунктом 1 статьи 227 ГПК Украины ( 1502-06 ).

Указанный вывод апелляционного суда не соответствует нормам
Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) и решениям Конституционного
Суда Украины по делу N 1-17/2001 ( v006p710-01 ) от 23 мая 2001 года.

Согласно статье 124 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ),

юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве.

Анализ содержания статьи 124 Конституции Украины

( 254к/96-ВР ) в связи с положениями статьи 55 Конституции, которой гарантирована защита прав и свобод человека и гражданина судом, дает основания сделать вывод, что суду подведомственны любые обращения физического лица относительно защиты своих прав и свобод. Поэтому суд не может отказать в правосудии, если гражданин Украины, иностранец, лицо без гражданства считают, что их права и свободы нарушены или нарушаются, либо созданы или создаются препятствия для их реализации, либо имеет место другое ущемление прав и свобод.

Учитывая указанное, вывод суда апелляционной инстанции о том,

что производство по делу подлежит закрытию на основаниях,

предусмотренных пунктом 1 статьи 227 ГПК Украины ( 1502-06 ) в

связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в судах, поскольку вопрос о законности постановления о возбуждении уголовного дела отнесен к компетенции органов прокуратуры (статьи 234-236 УПК

Украины ( 1003-05 ), является ошибочным.

При этом следует иметь в виду, что исходя из положений
статей 55, 64, 124 Конституции ( 254к/96-ВР ) предусмотренное сооветствующими законами Украины право граждан на внесудебное обжалование актов, действий или бездеятельности должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры (в порядке подчиненности) не лишает граждан возможности обратиться непосредственно к суду, как и не исключает их права на другие законные средства защиты своих прав и свобод, в том числе на внесудебное обжалование.

Учитывая то, что действия органов прокуратуры могут быть

обжалованы как в порядке, предусмотренном УПК Украины ( 1001-05,
1002-05, 1003-05 ), так и в порядке, установленном статьей 55
Конституции ( 254к/96-ВР ), суд не имеет права отказать лицу в принятии и рассмотрении жалобы только на том основании, что его требования не могут быть рассмотрены в порядке, установленном ГПК

Украины ( 1501-06, 1502-06, 1503-06 ).

Поскольку постановление судебной коллегии по гражданским делам Киевского городского суда о закрытии производства по делу по жалобе Мамонтова А.В. не согласуется с требованиями Конституции

Украины ( 254к/96-ВР ), других Законов Украины, оно подлежит

отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела следует на основании действующего

законодательства и с учетом решения Конституционного Суда Украины

по делу N 1-17/2001 ( v006p710-01 ) от 23 мая 2001 года

постановить соответствующее решение.

Руководствуясь статьей 336 ГПК Украины ( 1503-06 ), Судебная

палата П О С Т А Н О В И Л А:
кассационную жалобу Менюка О.А., представителя Мамонтова А.В., удовлетворить частично. Постановление судебной коллегии по гражданским делам Киевского городского суда от 13 июня 2001 года отменить, а дело направить на новое апелляционное рассмотрение.

Постановление обжалованию не подлежит.

Председательствующий Шевчук П.И.
Судья-докладчик Самсин И.Л.
“Юридическая практика”, N 22 (284), 3 июня 2003 года

Источник: https://zakon.rada.gov.ua/go/n0072700-02

Прав-помощь
Добавить комментарий