Осуществление предпринимательской деятельности

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходима лицензия, возникает с момента получения такой лицензии или с указанного в ней срока и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Указанная форма незаконного предпринимательства может иметь место как при наличии государственной регистрации, так и без таковой.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию1.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определен в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Действие Закона не распространяется на лицензирование таких видов деятельности, как деятельность кредитных организаций, деятельность, связанная с защитой государственной тайны и деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, биржевой деятельности и другие виды деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 1 Закона[1] [2].

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, когда она обязательна, как форма незаконного предпринимательства может выражаться: а) в занятии лицензируемым видом предпринимательской деятельности без обращения в лицензионные органы и получения лицензии; б) занятии лицензируемым видом деятельности после подачи документов на лицензирование, но до получения решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии; в) занятии предпринимательской деятельностью после получения решения об отказе в выдаче лицензии; г) занятии такой деятельностью в случае приостановления лицензии или ее аннулировании; д) занятии такой деятельностью после истечения срока лицензии; е) ведении предпринимательской деятельности по лицензии, выданной на другой вид деятельности или другому юридическому или физическому лицу и т.п.

Осуществление предпринимательской деятельности на законном основании и при наличии лицензии, но на территории, не указанной в лицензии, не образует состав преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ1.

Нормативными актами установлено, что лицензия действительна на всей территории РФ.

Здесь можно говорить о нарушении корпоративного права, так как лицензия должна быть зарегистрирована органами исполнительной власти субъекта.

Состав преступления сформулирован законодателем как формально- материальный.

Закон устанавливает два самостоятельных обстоятельства, при наличии которых анализируемое преступление признается оконченным:

  • 1) причинение крупного ущерба гражданам в результате незаконного предпринимательства;
  • 2) извлечение в результате совершения этого деяния дохода в крупном размере.

Крупный ущерб и крупный размер дохода от незаконного предпринимательства определены в примечании к ст. 170[3] [4] УК РФ.

Материальный состав имеет место, когда причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Речь в данном случае идет о материальном ущербе, который может быть как в виде реального ущерба, так и в виде упущенной выгоды. Величина крупного ущерба должна в стоимостном выражении, превышать 2 млн 250 тыс. руб.

Между действиями виновного и наступлением крупного ущерба должна быть установлена причинная связь. Понимание крупного ущерба как неуплаты лицензионного сбора вызывает возражение, поскольку в цивилистике с понятием ущерба связывают негативные изменения в смысле ст. 15 ГК РФ, а не плату за неоказанные услуги по лицензированию той или иной деятельности[4].

Формальный состав незаконного предпринимательства имеет место в том случае, если оно сопряжено с извлечением дохода в крупном размере — это доход, превышающий 2 млн 250 тыс. руб.

Доход — это финансовые поступления от всех видов деятельности предпринимателя. В доход включается выручка от реализации продукции, оказания услуг, дивиденды, рента и т.д.[6] Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.

2004 № 23, под доходом в ст.

171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности[7].

Научный и практический интерес представляет вопрос о возможности квалификации деяния как покушения в том случае, если доход в указанном размере не был извлечен, при том, что такая возможность улица имелась. Такая практика есть, но встречается крайне редко[8] [9].

Противники квалификации незаконного предпринимательства с применением ст. 30 УК РФ указывают, что размер дохода является показателем общественной опасности преступления, следовательно, если уголовнозначимый размер дохода не был получен, содеянное еще не обладает необходимыми признаками, характеризующими его как преступление.

Поэтому применяться должна ч. 1 или 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется умышленной виной в форме как прямого, так и косвенного умысла.

Занимаясь предпринимательской деятельностью незаконно, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба и желает его причинения либо не желает, но сознательно допускает, либо относится к нему безразлично.

Незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, может быть совершено только с прямым умыслом.

Мотив и цель данного преступления могут быть самыми разнообразными, но, как правило, преобладают корыстный мотив и корыстная цель.

Субъектом преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, который обязан зарегистрироваться как предприниматель или получить лицензию. Рядовые работники предприятий не могут быть субъектами данного преступления.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.

2004 № 23 определяет, что субъектом преступления может быть лицо, на которое в силу его служебного положения постоянно, временно или по специальному полномочию были возложены обязанности по руководству организацией, а также лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации (п. 10). Эта позиция Верховного Суда РФ позволяет привлекать к ответственности лиц, являющихся «теневыми» руководителями, осуществляющих такую деятельность и получающих от нее регулярный доход.

Часть 2 ст. 171 УК РФ установила квалифицирующие признаки незаконного предпринимательства: а) совершение деяния организованной группой; б) извлечение дохода в особо крупном размере.

Понятие организованной группы дано в ч. 3 ст. 35 УК РФ. Применительно к рассматриваемой норме это означает, что все участники этой устойчивой группы должны своими действиями, так или иначе, участвовать в осуществлении предпринимательской деятельности, осознавая при этом, что она незаконна, и стремиться к получению дохода от этой незаконной деятельности1.

Понятие дохода в особо крупном размере дается в примечании к ст. 170[10] [11] УК РФ. Это доход, сумма которого превышает 9 млн руб.

Источник: https://studme.org/102744/pravo/osuschestvlenie_predprinimatelskoy_deyatelnosti_litsenzii

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Осуществление предпринимательской деятельности

Кодексы

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица –

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), –

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

  • Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
      Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
    • Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака
    • Статья 14.11. Незаконное получение кредита
    • Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство
    • Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве
    • Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации
    • Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров
    • Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе
    • Статья 14.17. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта
    • Статья 14.18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
    • Статья 14.19. Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
    • Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена
    • Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле
    • Статья 14.21. Утратила силу
    • Статья 14.22. Утратила силу
    • Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом
    • Статья 14.24. Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле
    • Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
    • Статья 14.26. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения
    • Статья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях
    • Статья 14.28. Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
    • Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета
    • Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе
    • Статья 14.30. Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю
    • Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
    • Статья 14.31.1. Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов
    • Статья 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности
    • Статья 14.33. Недобросовестная конкуренция
    • Статья 14.34. Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках
    • Статья 14.35. Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности
    • Статья 14.36. Непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем
    • Статья 14.37. Нарушения требований к установке рекламной конструкции
    • Статья 14.38. Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах
    • Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил
    • Статья 14.40. Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности
    • Статья 14.41. Нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности…
    • Статья 14.42. Нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности
    • Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
    • Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования
    • Статья 14.7. Обман потребителей
    • Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
    • Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления

Источник: https://www.electorat.info/encyclopedia/3294.html

Глава 3. Право на осуществление предпринимательской деятельности и способы его реализации

Осуществление предпринимательской деятельности

предпринимательскойдеятельности в Российской Федерации

Конституционноезакрепление основ предпринимательскойдеятельности в Российской Федерациинепосредственно связано с наделениемграждан России неотчуждаемыми,признаваемыми от рождения правами,связанными со свободой, равенством инезависимостью. Закрепленные в ОсновномЗаконе конституционные принципы образуютоснову правовой инфраструктурысовременной экономики и способствуютэффективной защите участникамипредпринимательской деятельности своихправ и свобод.

Конституция РФ формируетконцепцию развития социальной рыночнойэкономики, закрепляя такие основныеправа и свободы гражданина, как правона свободное использование своихспособностей и имущества дляпредпринимательской и иной не запрещеннойзаконом экономической деятельности(ст.

34), право частнойсобственности (ст.ст. 35, 36),право свободно распоряжаться своимиспособностями к труду (ст.37), право насвободное передвижение и выбор местажительства (ст.27), на свободноеперемещение товаров, услуг и финансовыхсредств (ст.8), наинтеллектуальную собственность (ст.

44), на возмещениегосударством вреда (ст.53).

Конституционные положения,касающиеся статуса субъектапредпринимательской деятельности,конкретизируются большим количествомзаконодательных актов, в том числе осободетализируются в ГК РФ, получая развитиев общих началах ГК РФ (п.1 ст.

1),закрепляющих равенство форм собственности,свободу перемещения товаров, услуг ифинансовых средств на всей территорииРоссийской Федерации, недопустимостьпроизвольного вмешательства кого-либов частные дела, судебную защиту нарушенныхгражданских прав. В то же время ст.

1 ГК РФ допускаетвозможность ограничения свободыдоговора, а также иные случаи ограничениягражданских прав, перемещения товарови услуг, что является исключением изобщего правила.

Регулируя посредствомгражданского законодательствапредпринимательскую деятельность,федеральный законодатель обязанучитывать, что по смыслу ст.55 КонституцииРФ во взаимосвязи с ее ст.ст.

8, 17,34и 35возможные ограничения федеральнымзаконом прав владения, пользования ираспоряжения имуществом, а также свободыпредпринимательской деятельности исвободы договоров, исходя из общихпринципов права, должны отвечатьтребованиям справедливости, бытьадекватными, пропорциональными,соразмерными и необходимыми для защитыконституционно значимых ценностей, втом числе прав и законных интересовдругих лиц.

Так, допуская возможностьликвидации юридического лица по решениюарбитражного суда, вынесенному по искуналогового органа, Конституционный СудРФ в Постановленииот 18 июля 2003 г. N 14-П “По делу о проверкеконституционности положений ст. 3Федерального закона “Об акционерныхобществах”, ст. ст. 61 и 99 ГК РФ, ст. 31 НКРФ и ст.

14 АПК РФ в связи с жалобамигражданина А.Б. Борисова, ЗАО “Медиа-Мост”и ЗАО “Московская НезависимаяВещательная Корпорация” указал, чтосанкция в виде ликвидации юридическоголица не может применяться лишь по одномуформальному основанию – в связи снеоднократностью нарушений обязательныхдля юридических лиц правовых актов.

Неоднократные нарушения закона всовокупности должны быть стольсущественными, чтобы позволитьарбитражному суду – с учетом всехобстоятельств дела, включая оценкухарактера допущенных нарушений ивызванных им последствий, – принятьрешение о ликвидации юридического лицав качестве меры, необходимой для защитыправ и законных интересов других лиц.

——————————–

СЗ РФ. 2003. N 30. Ст.3102.

В совместном ПостановленииПленума Верховного Суда РФ и ВысшегоАрбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8″О некоторых вопросах, связанных сприменением части первой Гражданскогокодекса Российской Федерации” такжебыло обращено внимание на то, что в силуст.55 КонституцииРФ и ст.

1 ГК РФ ограничениегражданских прав допустимо лишь наосновании закона и только в той мере, вкакой это необходимо в целях защитыоснов конституционного строя,нравственности, здоровья, прав и законныхинтересов других лиц, обеспеченияобороны страны и безопасности государства.

В указанном Постановлении особо отмечено,что иные нормативные правовые акты немогут содержать таких ограничений .

——————————–

Бюллетень ВерховногоСуда РФ. 1996. N 9; 1997. N 5.

Статья55 КонституцииРФ корреспондирует с положениями ст.

1 Протокола N1 к Конвенции о защите прав человека иосновных свобод , в соответствиис которыми право каждого физическогои юридического лица на уважениепринадлежащей ему собственности и еезащиту (и вытекающую из этого свободупользования имуществом, в том числе вцелях осуществления предпринимательскойдеятельности) не умаляет права государстваобеспечивать выполнение таких законов,какие ему представляются необходимымидля осуществления контроля заиспользованием собственности всоответствии с общими интересами.

——————————–

СЗ РФ. 2001. N 2. Ст.163.

В соответствии с ч.3 ст. 62 КонституцииРФ иностранные граждане и лица безгражданства пользуются в РоссийскойФедерации правами и несут обязанностинаравне с российскими гражданами.

Вуказанной статье закреплен традиционныйдля нашего законодательства принципнационального режима. Реализация даннойстатьиКонституции нашла свое закрепление вст.

2 ГК РФ,предусматривающей, что правила,установленные гражданским законодательством,применяются к отношениям с участиеминостранных граждан, лиц без гражданстваи иностранных юридических лиц.

Статья15 КонституцииРФ дословно воспроизводится в ст.7 ГК РФ и ст.5 Федеральногозакона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ “Омеждународных договорах РоссийскойФедерации” .

Конституция РФзакрепляет юридическое верховенствомеждународных договоров РоссийскойФедерации в иерархии нормативныхправовых актов, применяемых в России.Согласно ст.

15 Конституциив случае противоречия положениямеждународного договора внутреннемуроссийскому законодательству, в томчисле положению конституционных законов,применяются правила международногодоговора РФ.

Общепризнанные принципыи нормы международного права занимаюточень важное место в правовой системеРоссийской Федерации. В соответствиисо ст.17 Конституциив Российской Федерации признаются игарантируются права и свободы человекаи гражданина согласно общепризнаннымпринципам и нормам международногоправа.

конституционногоправа на предпринимательскую деятельностьобогащается и дополнительно гарантируетсячерез подключение к внутреннемуконституционному праву положениймеждународного права. При этом иностранныепредприниматели пользуются в РоссийскойФедерации правами и несут обязанностинаравне с гражданами России, кромеслучаев, установленных федеральнымзаконом или международным договоромРоссийской Федерации .

——————————–

СЗ РФ. 1995. N 29. Ст.2757.

Источник: https://studfile.net/preview/6704508/page:16/

Осуществление предпринимательской деятельности в форме юридического лица

Осуществление предпринимательской деятельности

Наиболее распространенной формой юридических лиц является Общество с ограниченной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей (ч. 1 ст. 87 ГК РФ).

Привлекательность ООО, которая превратила этот вид хозяйственного общества в наиболее распространенную форму предпринимательской деятельности, обеспечивается следующими факторами:

  • отсутствие необходимости выпуска и размещения акций;
  • возможность оперативного увеличения уставного капитала за счет «внутренних резервов» участников (простым решением учредителя или собранием учредителей ООО);
  • конфиденциальность осуществления бизнеса в связи с отсутствием необходимости раскрывать информацию о своей деятельности (АО обязаны публиковать отчет о деятельности и привлекать аудиторов);
  • ограничение на вхождение в состав участников посторонних лиц (в отсутствие согласия на вступление в бизнес хотя бы одного из учредителей ООО третье лицо не имеет права вступить в состав, можно определить порядок вступления и выхода из состава участников в Уставе), что предохраняет общество от несанкционированной смены участников;
  • упрощенный порядок управления (в том числе возможностью проведения любого (включая годовое) общего собрания в заочной форме и пр.);
  • диспозитивность правового регулирования (что прямо не запрещено законом, то – разрешено).

ООО – достаточно универсальная и гибкая форма юридического лица.

В данной организационно-правовой форме создаются как предприятия малого и среднего бизнеса, так и крупные индустриальные компании.

Вести бизнес путем создания ООО можно рекомендовать:

  • лицам, единолично владеющим бизнесом или владеющим им с небольшим количеством партнеров, в т.ч. для ведения “семейного” бизнеса, и (или)
  • лицам, не имеющим значительного стартового капитала для начала бизнеса (для регистрации ООО минимальный размер уставного капитала составляет 10 000 рублей. Уставной капитал можно внести денежными средствами, имуществом и ценными бумагами. Например, можно внести в уставной капитал компьютер при этом его стоимость оценивается учредителем ООО и фиксируется в решении (если один участник) или протоколе (если участников несколько) о создании ООО. Например:«…. Решили: создать ООО «Красный зонтик», внести в качестве вклада в уставной капитал общества процессор …. , монитор ….., оценить стоимость вносимого в уставной капитал имущества – в 10 000, 00 рублей»);
  • для бизнеса, в структуру капитала которого не предполагается привлечение внешних инвестиций с фондового рынка;
  • лицам, которые желают (в силу диспозитивности правового регулирования) предусмотреть для своего бизнеса особые корпоративные механизмы (например, дополнительные права; возможность распределять прибыль непропорционально долям в уставном капитале; распределять голоса на общем собрании участников непропорционально владению долями и пр.);
  • лицам, избегающим сложных корпоративных процедур при управлении бизнесом.

Важно помнить, что количество участников ООО не должно превышать пятидесяти. В противном случае ООО подлежит преобразованию в АО в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до пятидесяти (ч. 1 ст. 88 ГК РФ).

Управление ООО осуществляется общим собранием учредителей и единоличным исполнительным органом (директором).

Общее собрание участников ООО является высшим органом управления, каждый участник имеет на общем собрании число , пропорциональное его доле в уставном капитале общества, решения собрания обязательны для исполнения директором (в Уставе можно ограничить полномочия директора, например суммой. То есть, в случае превышения данной суммы, директор, для совершения сделки, должен будет согласовать ее заключение с учредителями ООО).

Особенностью ООО является возможность предусмотреть в уставе при учреждении или установить единогласным решением участников иной порядок определения числа участников общества (п. 1 ст. 32 Закона об ООО) (например, при ании по повестке собрания решающим может быть голос одного из учредителей, при этом его доля в уставном капитале ООО может быть минимальной).

Уставом ООО может быть предусмотрена возможность непропорционального распределения прибыли, например, распределение большей прибыли участнику, имеющему меньшую долю.

Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества либо прекращение или ограничение принадлежащих ему дополнительных прав возможны только по решению общего собрания, принятому большинством не менее двух третей участников общества, и при обязательном согласии с этим самого участника.

С учетом вышеописанных особенностей создание компании в форме ООО можно рекомендовать также в случае, когда по каким-либо соображениям требуется:

  • “уравнивание” в правах миноритарных и мажоритарных участников;
  • распределение прибыли “по справедливости” – в зависимости от фактического вклада участника в деятельность компании, а не в зависимости от процента владения долей в уставном капитале общества, в том числе из-за ее ничтожно малого размера;
  • наделение одного (нескольких) из участников особым “привилегированным” статусом;
  • ограничение возможности контроля общества одним из участников.

Вне зависимости от согласия других участников ООО участник общества вправе выйти из общества, что также привлекает бизнесменов к этой форме предпринимательской деятельности, поскольку фактически означает возможность возврата вложенных инвестиций.

В случае выхода участника общества из общества его доля переходит к обществу либо третьему лицу по договору купли-продажи.

Приобретатель доли обязан выплатить участнику общества действительную стоимость его доли в уставном капитале общества либо выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение трех месяцев со дня возникновения соответствующей обязанности, если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом.

Отчуждение доли в уставном капитале третьим лицам, а также принятия в общество третьих лиц, может быть совершено только в случае, если это разрешено уставом общества, при этом участники ООО имеют преимущественное право приобретения отчуждаемых другими участниками общества принадлежащих им долей по цене, предложенной другим лицам, пропорционально размеру принадлежащих им долей, если уставом общества или соглашением участников не предусмотрен иной порядок реализации этого права.

Акционерным обществом (АО) признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ч. 1 ст. 96 ГК РФ).

С мая 2014 года в законодательства РФ были внесены изменения, исключение деления акционерных обществ на типы – закрытые и открытые акционерные общества и деление их на публичные и непубличные общества с различным правовым статусом.

Эти изменения в определенной степени сближают общества с ограниченной ответственностью и непубличные акционерные общества с позиций привлекательности для ведения бизнеса.

По этой причине многие преимущества ведения бизнеса через ООО теперь могут быть применимы и к непубличным акционерным обществам.

Привлекательность публичного АО для ведения предпринимательской деятельности заключается в следующем:

  • возможности привлечения в капитал внешних инвестиций с фондового рынка;
  • возможности свободного отчуждения акций акционером;
  • возможности выпуска привилегированных акций, которые по общему правилу не предоставляют права на управление АО (право голоса на общем собрании акционеров), но с фиксированным размером дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, что является достаточно важным фактором для краткосрочных нестратегических инвестиций в ценные бумаги.

Ведение бизнеса посредством создания акционерного общества влечет следующие обязанности:

  • обязанность осуществлять раскрытие информации о деятельности общества (для публичных АО);
  • обязанность создавать коллегиальный орган управления (для публичных АО);
  • обязанность создавать ревизионную комиссию (для публичных обществ) и назначать аудитора (для всех АО);
  • обязанность вести реестр акционеров через специализированную лицензированную организацию – регистратора (для всех АО).

АО является наиболее приемлемой формой ведения предпринимательской деятельности в случае необходимости привлечения в бизнес дополнительного финансирования с фондового рынка, но при этом наиболее сложной формой по отношению к другим организационно-правовым формам, кроме того оперативное решение вопросов по управлению бизнеса в АО не представляется возможным в связи с необходимостью соблюдения процедур согласования решений с акционерами.

Кроме того, в АО доступно вхождение в состав акционеров третьих лиц без ограничений.

Вместе с тем, возможность простого отчуждения и приобретения акций способствует привлечению капиталов широкого круга лиц.

Выбытие акционера из состава участников акционерного общества возможно только посредством отчуждения, принадлежащих ему акций, но не выдела принадлежащей доли имущества или выплаты ее денежного эквивалента.

Возможность держать в неприкосновенности первоначально сформированный капитал и увеличивать его без риска распределения между участниками является существенным преимуществом акционерного общества.

В форме акционерных обществ, как правило, создаются крупные компании, публично размещающие акции и другие ценные бумаги.

С учетом положений ч. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ минимальный уставный капитал публичных АО должен составлять не менее 100 тысяч рублей, а непубличных не менее 10 тысяч рублей.

Государственная регистрация юридического лица.

Источник: http://mert.tatarstan.ru/rus/osushchestvlenie-biznesa-v-forme-yuridicheskogo.htm

Порядок осуществления предпринимательской деятельности

Осуществление предпринимательской деятельности

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО “Акса” Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Вернуться назад на Предпринимательская деятельность

Предпринимательская деятельность в РФ, осуществляемая без регистрации в соответствующих государственных органах, считается незаконной.

Тем не менее, административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации отсутствовала из-за пробелов в правовой базе и отсутствия самого сформулированного принципа и правил по регистрации.

Однако это правовая база появилась сразу же после введения Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) и ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”.

Ст.1.

Закона дает определение государственной регистрации юридических лиц – это “акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах”. Названный закон и ст.51 ГК РФ исходят из необходимости государственной регистрации как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц.

Целями госрегистрации субъектов предпринимательской деятельности при этом являются:

1. Осуществление государственного контроля хозяйственной деятельности юридических лиц (в том числе борьба с незаконным предпринимательством и налогообложением); 2. Получение сведений статистического учета для реализации мер регулирования экономики; 3. Предоставление информации о зарегистрированных юридических лицах всем участникам гражданского оборота. С момента введения ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а также важнейшим условием его существования, вступившим в законную силу. Таким образом, предпринимательская деятельность без государственной регистрации становится незаконный, и административная ответственность предусматривается и наступает по ст. 51 Гражданского кодекса РФ, и ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ. Так, в случае отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица наступает ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 20 минимального размера оплаты труда (далее МРОТ). Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет за собой наказание: для граждан – штраф в размере от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц – от 300 до 500 МРОТ. Законом “О государственной регистрации юридических лиц” предусматривается единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы предпринимательства. Тем же законом регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией при образовании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также при внесении изменений в их учредительные документы и при введении единого государственного реестра. Особый порядок государственной регистрации ряда юридических лиц, таких как торгово-промышленные палаты, общественные объединения, кредитные организации, установлен нормативными актами, регламентирующими деятельность данных субъектов, с учетом изменений и дополнений, внесенных в акты ФЗ №31-ФЗ «О приведении законных актов» в соответствие с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». В настоящий момент порядок регистрации упрощен до вполне разумных пределов. Сама регистрация производится в Межрайонных инспекциях Федеральной налоговой службы по принципу «одного окна». Законом установлен срок государственной регистрации – не более 5-ти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Теперь норма о регистрации подкреплена возможностью привлечения должностных лиц регистрирующих органов к административной ответственности за несвоевременное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). П.1.ст.14.25. КоАП РФ за указанное правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В этой же статье предусмотрены такие составы правонарушений, как незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений лицам, заинтересованным в получении такой информации.

На сегодняшний день действуют статьи Налогового кодекса РФ и КоАП РФ, где дублируются аналогичные составы правонарушений. Это ст. 116 НК РФ – “Нарушение срока постановки на учет в налоговые органы”; ст. 117 НК РФ – “Уклонение от постановки на учет в налоговом органе” и ст.15.3.КоАП РФ “Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе”.

Необходимо отметить порядок регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица – среди субъектов предпринимательской деятельности им принадлежит важная роль. В настоящее время регистрация индивидуального предпринимателя возложена на Федеральную налоговую службу РФ в лице территориальных инспекций. Как привлечь к ответственности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица: по нормам НК РФ или КоАП РФ? В данной ситуации нужно исходить из того, что в ст.15.3.КоАП РФ (в примечании) прямо говорится, что административная ответственность, предусмотренная в отношении должностных лиц за налоговые правонарушения, не может быть применена по аналогии к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Следовательно, применять ответственность к предпринимателям за совершение правонарушений в области налогов и сборов необходимо только по НК РФ.

В ст. 108 НК РФ отмечено, что: “никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения”. П.5.ст.4.1.

КоАП РФ гласит: “Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение”.

Поэтому при применении ответственности по НК РФ и по КоАП РФ будет нарушен принцип однократности наказания.

Хотелось бы также отметить, что абсолютно новым явлением стало возложение ответственности за нарушения при создании юридического лица не только на его учредителей, но и на лицо, подавшее заявление о государственной регистрации (заявителя). Заявитель несет ответственность за правильность данных, представленных в регистрирующий орган. Согласно п.4.ст.14.25.КоАП РФ представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, влечет либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ, либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1.КоАП РФ, на основании ст.23.1.КоАП РФ рассматривают судьи, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – судьи арбитражных судов. В соответствии с п.2.ст.28.3.

КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1.

КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (налоговые органы).

Дополнительные сведения

Продолжительность процедуры регистрации установлена Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и составляет не более 5 рабочих дней. На практике «не более 5 рабочих дней» означают ровно 5 рабочих дней, т.е. неделю. Регистрирующий орган полностью использует отведенный законом срок, руководствуясь Письмом ФНС РФ N ШТ-6-09/432@ «О недопустимости сокращения сроков» в связи с большим количеством ошибок сотрудников регистрирующего органа при регистрации.

Документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации предпринимателя:

– подписанное будущим предпринимателем заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя по установленной форме (подпись заявителя заверяется у нотариуса); – копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если заявитель лично подает документы – простая копия, если документы направляются по почте или подаются через доверенное лицо – нотариально заверенная копия); – документ об уплате государственной пошлины (оригинал).

Иностранные граждане и лица без гражданства дополнительно представляют:

– нотариально оформленный перевод паспорта на русский язык; – нотариально заверенную копию документа, подтверждающего право заявителя временно или постоянно проживать на территории РФ. В случае, если в представленных документах в связи с плохим техническим исполнением нечетко прописана информация о месте регистрации (например, слишком бледный штамп, не позволяющий определить город), в регистрирующий орган дополнительно представляется справка о месте регистрации. Это может быть выписка из домовой книги.

В настоящее время есть два способа регистрации индивидуального предпринимателя:

Индивидуальный предприниматель лично (или его представитель по доверенности) приходит в регистрирующий орган с полным комплектом документов.

При приеме ему выдается расписка в получении и назначается день выдачи. Строго в назначенный день следует прийти и получить документы.

В противном случае, зарегистрированные документы будут отправлены по почте на домашний индивидуального предпринимателя;

Полный комплект документов отправляется по почте ценным письмом с описью вложения на адрес регистрирующего органа. Зарегистрированные документы будут отправлены по почте на домашний адрес индивидуального предпринимателя. Учитывая качество и сроки доставки корреспонденции в РФ, а также участившиеся случаи опечаток и ошибок, допускаемых сотрудниками налогового ведомства, мы не рекомендуем без особой необходимости отправлять документы по почте.

Документы, выдаваемые регистрирующим органом

По истечении установленного законом срока, регистрирующий орган выдает либо мотивированный отказ, либо комплект документов, подтверждающих регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

Документ о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) – Свидетельство или Уведомление (если Свидетельство было выдано ранее);

Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Оригиналы этих документов надо бережно хранить. В любые учреждения представлять простые или нотариально заверенные копии. Восстановление регистрационных документов в случае их потери потребует от предпринимателя дополнительных временных и денежных затрат.

Организационная структура

Упрощенная система налогообложения
Бизнес с нуля. Часть 2 – арендный бизнес
С чего начать свой бизнес
Порядок ликвидации юридического лица, пакет документов
Самостоятельная регистрация индивидуального предпринимателя (ПБОЮЛ)

Назад | | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/ip/Osushestvlenie-predprinimatelskoi-deyatelnosti.php

Ограничения права гражданина на осуществление предпринимательской деятельности

Осуществление предпринимательской деятельности

Кроме того, в п. 2 ст.

11 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» закреплена обязанность государственного служащего передать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом (в настоящее время такой закон не принят).Доверительное управление ценными бумагами осуществляется на основании договора о доверительном управлении, распространенного на фондовом рынке и заключаемого для управления крупными накоплениями физических лиц.

ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»- *( источник № 155) внесены изменения в более чем 20 законов, которые предусматривали возможность приостановления деятельности предпринимателей на основе акта ненормативного характера (предписания). В КоАП РФ введена новая мера ответственности — административное приостановление деятельности.Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и проч.Дела об административных правонарушениях, влекущих приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.

Ограничения свободы предпринимательства

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном порядке. В связи с тем что гражданин может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя только по месту постоянной регистрации, регистрирующий орган обязан следить за реализацией ограничения на занятие предпринимательской деятельностью.
Применительно к юридическим лицам аналогичных запретов закон не устанавливает.Новеллой административного законодательства является установление дисквалификации — вида наказания, предусмотренного ст.

Запреты и ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности

Если лицо является государственным служащим, то в силу указанных выше причин его право на занятие предпринимательской деятельностью ограничено, хотя до этого он обладал абстрактной возможностью на осуществление предпринимательской деятельности, но не реализовал ее. По этой же причине субъекту предпринимательской деятельности запрещено приобретать статус государственного служащего.Федеральный закон от 26 октября 2002 г.

» О несостоятельности (банкротстве)» в качестве последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом запрещает в течение одного года с момента признания его банкротом осуществлять государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 216). В соответствии со ст. 22.3 Федерального закона от 23 июня 2003 г.

Вы точно человек?

Важно

Следовательно, пока не будут внесены изменения в учредительный договор, товарищество совершает только те сделки, занимается теми видами деятельности, которые соответствуют указаниям на этот счет, содержащимся в учредительном договоре.

Все остальные виды деятельности для товарищества им же самим ограничены; 3) установленными в процессе правоприменения органом исполнительной власти (например, приостановление лицензии федеральным органом исполнительной власти в области связи означает для предпринимателя запрет заниматься лицензируемым видом деятельности на период приостановления действия лицензии (до 6 месяцев) или решением суда.

Следует отметить, что высокий уровень коррупции в органах исполнительной власти, в том числе в процессе осуществляемого ими контроля за предпринимательской деятельностью; — экономические.

Ограничение права предпринимательской деятельности

КоАП.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается исключительно судьей.Ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью может применяться и к лицам, привлеченным к уголовной ответственности, в качестве основного или дополнительного наказания.

В приговоре должны быть указаны виды предпринимательской деятельности, которыми осужденному запрещается заниматься в течение определенного судом срока.

Источник: https://advokat144.com/ogranicheniya-prava-grazhdanina-na-osuschestvlenie-predprinimatelskoy-deyatelnosti/

Прав-помощь
Добавить комментарий