Перевод осужденного в колонию поселение

Комментарий к СТ 78 УИК РФ

Перевод осужденного в колонию поселение

Статья 78 УИК РФ. Изменение вида исправительного учреждения

Комментарий к статье 78 УИК РФ:

1. В основу исполнения наказания в виде лишения свободы заложена прогрессивная система исполнения наказаний.

Сущность этой системы заключается в том, что в период отбывания наказания правовое положение осужденного, условия отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного, его отношения к труду, учебе, воспитательной работе и иных факторов может изменяться.

При этом изменения возможны как в лучшую (расширение круга прав, предоставление льгот, улучшение условий отбывания наказания), так и в худшую сторону (дальнейшее ограничение в правах, более строгие условия отбывания наказания).

Реализация такой системы обусловлена целями исполнения наказания, важнейшей из которых является исправление осужденного, т.е. позитивное изменение его личности, мировоззрения, формирование социально полезных установок и т.д., результатом которых должно стать правопослушное поведение после освобождения от наказания.

Для достижения этой цели используются различные средства и методы.

К их числу можно отнести и стимулирование социально полезного поведения осужденного в форме предоставления возможности улучшить свое положение, условия отбывания наказания путем перевода в исправительное учреждение с менее строгими условиями отбывания наказания. Подобная возможность и регламентируется нормами комментируемой статьи. Одновременно нормами этой статьи предусмотрена возможность и ухудшения положения осужденного в случае отрицательного поведения. Таким образом, помимо стимулирования поведения правопослушного, дается негативная оценка поведению, направленному на нарушение порядка и условий отбывания наказания.

2. Кроме того, изменение вида исправительного учреждения в определенной мере решает также и задачу дифференциации исполнения наказания, обеспечивая возможность распределения по исправительным учреждениям разных видов осужденных с различным поведением и степенью социальной опасности личности.

3. В период отбывания наказания именно поведение осужденного служит основным критерием оценки его личности, поэтому изменение вида исправительного учреждения закон соотносит в первую очередь с поведением. В то же время изменение вида исправительного учреждения связано и с отбытием осужденным определенной части срока наказания, назначенного судом.

Таким образом, применение рассматриваемой статьи обусловлено двумя критериями: материальным (поведение в период отбывания наказания) и формальным (отбытие установленной законом части срока наказания).

При этом наличие формального критерия необходимо только в случае изменения вида исправительного учреждения на учреждение с более мягкими условиями отбывания наказания.

4. Поведение осужденного подлежит оценке со стороны администрации исправительного учреждения и суда.

Принимаются во внимание все показатели, характеризующие поведение осужденного: наличие поощрений и взысканий, отношение к труду и выполнение норм выработки, стремление приобрести профессию, повысить квалификацию, отношение к учебе, участие в работе самодеятельных организаций и т.п.

Здесь следует отметить, что отношение к труду не может устанавливаться только на основании факта выполнения или невыполнения осужденным норм выработки.

Это обусловлено тем, что в настоящее время значительное число осужденных не обеспечиваются работой или обеспечиваются на условиях неполной занятости, что также должно приниматься во внимание. Но об отношении к труду можно судить и по отношению осужденного к выполнению бесплатных работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Комплексная оценка многих критериев, характеризующих личность осужденного, необходима потому, что какие-либо отдельные критерии не могут привести к объективной оценке.

В связи с этим оценка личности осужденного осуществляется и с учетом его характера, жизненной позиции. Так, осужденный может не принимать активного участия в работе самодеятельных организаций из нежелания быть на виду, отсутствия черт лидера.

Другой осужденный, напротив, стремится показать свое желание исправиться, активно участвует во всех мероприятиях колонии, но эта активность является проявлением приспособленчества при сохранении осужденным антиобщественных установок.

Поэтому только совокупность многих факторов с наибольшей степенью достоверности может свидетельствовать о действительной жизненной позиции осужденного.

5. Установление в законе формального критерия изменения вида исправительного учреждения также связано с решением задачи оценки личности осужденного.

Ведь, для того чтобы изучить личность, необходимо достаточно продолжительное время, соответственно, администрация исправительного учреждения, а в дальнейшем суд могут составить верное мнение о личности осужденного, лишь основываясь на данных о его поведении за достаточный период времени.

Но, кроме того, установление возможности изменения вида исправительного учреждения на учреждение с более мягкими условиями отбывания наказания только после отбытия определенной части наказания обусловлено еще и требованием справедливости наказания, строгость которого определяется с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и других обстоятельств дела. Поэтому отбытие достаточно большой части наказания в условиях, установленных законом и вытекающих из приговора суда, необходимо и в целях восстановления социальной справедливости.

6. Изменение вида исправительного учреждения на учреждение с более мягким режимом не относится к числу объективных прав осужденного. В ч. 1 ст. 78 УИК РФ говорится, что осужденный может быть переведен в учреждение с другим видом режима.

Решение этого вопроса, хотя во многом зависит от самого осужденного, связано также с позицией других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Так, вопрос об изменении вида исправительного учреждения рассматривается на комиссии этого учреждения.

При его положительном решении администрация исправительного учреждения готовит в суд представление, а также другие необходимые документы.

Но суд может и не согласиться с позицией администрации, поэтому отсутствие взысканий, отбытие установленного законом срока, наличие представления еще не являются гарантией положительного решения вопроса об изменении вида исправительного учреждения.

7.

В зависимости от вида исправительного учреждения, где осужденные отбывают наказание, положительно характеризующиеся могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение с более мягкими условиями содержания по отбытии не менее одной четверти, одной трети, половины или не менее двух третей срока, назначенного по приговору суда. Указанные сроки отбывания наказания, определяемые для изменения вида исправительного учреждения, исчисляются со дня заключения осужденного под стражу.

8. Наряду с установлением возможности для основной массы осужденных улучшить свое правовое положение путем перевода в исправительное учреждение другого вида, в том числе в колонию-поселение, закон в отношении отдельных групп осужденных содержит запрет на перевод в колонию-поселение.

Основанием такого запрета является то, что в колониях-поселениях предусмотрен полусвободный режим отбывания наказания, в них осужденные не находятся под охраной, в пределах дислокации колонии обладают правом свободного передвижения, контактируют со свободными гражданами.

Поэтому переводить в колонию-поселение осужденных, совершивших опасные преступления, представляющих угрозу для общества, явно нецелесообразно и это может повлечь за собой серьезные негативные последствия.

9. К числу осужденных, не подлежащих переводу в колонию-поселение, закон относит прежде всего осужденных при особо опасном рецидиве преступлений.

Наличие особо опасного рецидива уже само по себе свидетельствует о повышенной общественной опасности личности осужденного, который, несмотря на применяемое к нему ранее исправительное воздействие, вновь совершил преступление, которое к тому же относится к категории тяжкого или особого тяжкого.

Исходя из степени общественной опасности личности осужденного запрещается переводить в колонию-поселение осужденных к пожизненному лишению свободы, которым этот вид наказания в порядке помилования заменен лишением свободы на определенный срок. Этот запрет распространяется по тем же основаниям на осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.

Не могут быть переведены в колонию-поселение и осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа. Установление запрета на перевод в отношении этой категории осужденных обусловлен несколькими факторами.

Во-первых, перевод больных осужденных в условия, при которых они широко общаются с населением, может привести к заражению здоровых лиц. Особенно это относится к больным открытой формой туберкулеза. Во-вторых, осужденные, требующие лечения, как правило, не могут быть трудоустроены, а следовательно, и обеспечить себя материально.

Между тем одним из основных условий отбывания наказания в колонии-поселении является обеспечение своих нужд за счет труда.

И наконец, не могут быть переведены в колонию-поселение осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод. Запрет на перевод осужденных в колонию-поселение без их согласия вытекает из обязанности государства по соблюдению и защите прав и законных интересов осужденных.

Дело в том, что несмотря на достаточно льготные условия отбывания лишения свободы в колонии-поселении, перевод в учреждение этого вида может быть связан и с отдельными негативными факторами.

В частности, колонии-поселения нередко дислоцируются в северных районах, отдаленных местностях (например, так называемые лесные колонии), труд в колониях-поселениях достаточно тяжел, а заработки могут быть невелики (примером могут служить сельскохозяйственные колонии).

Далее, перевод в колонию-поселение нередко означает перевод на территорию другого субъекта Федерации, отрыв от родственников, семьи. Кроме того, следует иметь в виду и то обстоятельство, что сроки и основания перевода осужденных в колонию-поселение и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания практически идентичны.

Поэтому для осужденного более целесообразно быть условно-досрочно освобожденным. Исходя из вышеперечисленных факторов, не для всех осужденных перевод в колонию-поселение является желательной мерой улучшения своего правового положения. Поэтому законом и установлено требование о согласии осужденного на перевод.

10. Как отмечалось выше, изменение вида исправительного учреждения может влечь за собой не только улучшение правового положения осужденного, но и его ухудшение.

11. Подобное изменение возможно в отношении осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Понятие злостного нарушения раскрывается в ст. 116 УИК РФ.

Злостность нарушения определяется с учетом характера нарушения (употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения и т.д.), повторностью нарушения и видом примененного взыскания.

Признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания осуществляется постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.

12. Вопрос об изменении вида исправительного учреждения инициируется администрацией исправительного учреждения, которая вносит в суд представление о предлагаемом изменении вида учреждения. В представлении должны быть указаны основания изменения вида учреждения, данные о личности осужденного (возраст, число судимостей, состояние здоровья и др.

), о совершенном преступлении, о назначенном и отбытом сроке наказания. В содержание представления в обязательном порядке включаются данные о поведении осужденного в период отбывания наказания, данные о поощрениях и взысканиях. Помимо представления в суд направляется личное дело осужденного.

Вопрос об изменении вида исправительного учреждения решается судом по месту отбывания наказания.

Источник: http://uikod.ru/osobennaya-chast/razdel-4/glava-11/st-78-uik-rf/kommentarii

Зона Права

Перевод осужденного в колонию поселение

Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность изменения вида исправительного учреждения (ИУ), в котором осужденный отбывает назначенное ему по приговору суда наказание.

При решении данного вопроса следует руководствоваться положениями ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает 2 варианта развития событий:

  1. Перевод осужденного в ИУ с более мягким режимом;
  2. Изменение вида ИУ в сторону усиления режима.

В первом случае районным судом по месту фактического отбывания наказания после принесения представления администрацией ИУ или подачи соответстующего ходатайства самим осужденным или его адвокатом при вынесении соответствующего постановления (порядок определен Главой 47 УПК РФ) учитываются следующие характеристики осужденного и его поведения:

  • отбытие осужденным в соответствии с ч. 2 ст. 78 УИК РФ части срока наказания;
  • его поведение;
  • отношение к учебе и труду;
  • отношение к совершенному деянию;
  • частичное или полное возмещение причиненного ущерба или заглаживание вреда, причиненного преступлением, иным образом.

Решение по вопросу об изменении вида ИУ должно быть законным, обоснованным и мотивированным, содержать обоснование выводов, к которым суд пришел в результате рассмотрения соответствующего представления (ходатайства). Суды не вправе отказать в изменении вида ИУ по основаниям, не указанным в законе (например, тяжесть совершенного преступления, наличие прежней судимости, мягкость назначенного наказания).

При разрешении данного вопроса суду следует иметь в виду мнение представителя ИУ и прокурора о возможности изменения вида ИУ.

Говоря о части срока, по отбытии которой у осужденного появляется возможность ходатайствовать перед судом об изменении вида ИУ, следует обратиться к положениям ч. 2 ст. 78 УИК РФ, где отмечено:

«2. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

 б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима — по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;

г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений — по отбытии не менее двух третей срока наказания».

В правоприменительной практике сложилась двойственное понимание положений п. «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ в части возможности изменения вида ИУ тем положительно характеризующимся осужденным, которым по приговору суда за совершение особо тяжкого преступления был определен строгий режим ИУ, а они ходатайствуют об изменении его на колонию-поселение.

Если внимательно прочитать данный пункт, опираясь на правила построения предложений в русском языке, то можно заметить, что речь в нем идет о 2-х категориях осужденных (с подгруппами):

1) вообще все осужденные;

2) ранее условно-досрочно освобождавшиеся, но:

а) совершившие в период неотбытой части наказания новое преступление;

б) также совершившие новое преступление, но относящееся к категории «особо тяжкое».

Зачастую вопросы возникают у тех осужденных, кто впервые осужден за совершение особо тяжкого преступления и отбыл больше 1/3, но меньше 2/3 срока наказания.

В этом случае суды, как правило, отказывают в принятии ходатайства такого осужденного со ссылкой на то, что он должен отбыть на менее 2/3 срока, и только тогда у него возникнет право заявить такое ходатайство.

По нормам русского языка это не так, и большинство экспертов-лингвистов настаивают на этом.

Однако своим Постановлением от от 29.05.

2014 года № 9 «О практике назначения наказания и изменения судами видов исправительных учреждений» Пленум Верховного Суда РФ установил: «По смыслу пункта „г“ части 2 статьи 78 УИК РФ, в отношении положительно характеризующихся осужденных, признанных виновными в совершении особо тяжких преступлений, решения о переводе их для дальнейшего отбывания наказания из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение следует принимать по отбытии лицом не менее двух третей срока наказания» (см. пункт 31 Постановления).

Таким образом, суды повсеместно отказывают в принятии ходатайств такой категории осужденных без учета того, что ранее лицо либо не привлекалось к уголвоной ответственности вообще, либо к нему не применялась ст. 79 УК РФ (УДО).

Если же говорить о возможности ухудшения положения осужденного в виде перевода на более строгие условия отбывания наказания, то нужно обратиться к ч. 4 ст. 78 УИК РФ:

4. Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

в) из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

Более подробно процедура рассмотрения судами дел об изменении вида ИУ описана в пунктах 20-33 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2014 года № 9 «О практике назначения наказания и изменения судами видов исправительных учреждений».

Источник: http://zonaprava.com/info/instructions/1683/

Об участии защитника в деле об изменении вида исправительного учреждения осужденного

Перевод осужденного в колонию поселение

В начале декабря 2017 г. ко мне за юридической помощью обратилась доверительница, поскольку должно было слушаться дело о переводе ее мужа – осужденного из колонии-поселения в исправительную колонию строгого режима.

Как пояснила доверительница, ее супруг был осужден за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, и приговорен к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 

После 6 лет отбывания наказания в названной колонии при добросовестном отношении к труду и примерном поведении осужденный поставил вопрос об изменении вида исправительного учреждения с исправительной колонии строгого режима на колонию-поселение.

При этом администрация исправительного учреждения поддержала ходатайство осужденного об изменении вида исправительного учреждения, так как он характеризовался положительно, твердо встал на путь исправления, а суд удовлетворил это ходатайство и вынес постановление об изменении вида исправительного учреждения с колонии строгого режима на колонию-поселение. 

Осужденный был этапирован для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение Рязанской области.

Ранее, во время этапирования в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области, при личном досмотре у осужденного в ручной клади инспектором были обнаружены три сим-карты, что было отражено в рапорте.

Сразу после обнаружения запрещенных предметов осужденный собственноручно написал объяснение, в котором выразил чистосердечное раскаяние.

Администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области было вынесено постановление о водворении осужденного в штрафной изолятор сроком на 15 суток.

Кроме того, осужденного дополнительно ожидало еще одно, более суровое наказание.

Начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области было вынесено постановление о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Считаю указанное решение несправедливым, излишне жестоким, поскольку осужденный на протяжении 6 лет добросовестно отбывал наказание, получил 17 поощрений, овладел четырьмя специальностями. 

После прибытия в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области в колонию-поселение осужденный незамедлительно был помещен в штрафной изолятор, из которого был освобожден спустя лишь два месяца.

Начальником ФКУ ИК-5 России по Рязанской области в Скопинский районный суд Рязанской области было направлено представление об изменении вида исправительного учреждения, о переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы из колонии-поселения в исправительную колонию строгого режима.

В этой ситуации оказание мной по просьбе доверительницы юридической помощи осужденному в форме участие в судебном заседании об изменении режима содержания представлялось мне малоэффективным и, более того, заведомо проигрышным вариантом, что подтверждала судебная практика.

Приступив к оказанию юридической помощи, я поставил первоочередную задачу – подать административное исковое заявление в Железнодорожный районный суд г.

Рязани об оспаривании действий администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области, о признании незаконным полностью и отмене постановления о применении к осужденному меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор и о признании незаконным и отмене полностью постановления о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, возбуждении административного дела и назначении судебного заседания.

Основанием для подачи искового заявления явилось незаконное и необоснованное применение к осужденному меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор и признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

При этом стороной защиты было указано, что администрацией СИЗО-1 в нарушение ч. 1 ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы не учтены обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. 

Определение Железнодорожного районного суда г.

Рязани о принятии административного дела к производству суда и назначение судебного заседания дали возможность подать в Скопинский районный суд Рязанской области ходатайство об отложении назначенного судебного заседания об изменении вида исправительного учреждения, так как предмет рассмотрения представления начальника ФКУ ИК-5 вытекал из оспариваемых действий администрации СИЗО-1.

Одновременно были поданы многочисленные жалобы, в том числе в прокуратуру Рязанской области на незаконные действия администрации исправительных учреждений.

В ходе изучения материала о привлечении осужденного к дисциплинарной ответственности были выявлены существенные нарушения уголовно-исполнительного законодательства РФ, Приказа об утверждении Единого положения о комиссии исправительного учреждения УФСИН России по Рязанской области, ответственной за применение мер взыскания к осужденным к лишению свободы. В нарушение установленного порядка наложения взыскания должностными лицами ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области, участвующими в заседании дисциплинарной комиссии и правомочными влиять на назначение дисциплинарного наказания осужденному, составлены справки, искажающие суть проведенной проверки (заседание комиссии проводилось в отсутствие осужденного, объяснения от него получены не были). Указанные обстоятельства свидетельствовали о нарушении прав осужденного при привлечении его к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, заключения должностных лиц ФКУ СИЗО-1 о том, что осужденный вину не признал и должных выводов для себя не сделал, не соответствовали действительности и свидетельствовали о том, что они формально отнеслись к проведению проверки и профилактических бесед с осужденным не проводили. 

В результате были вынесены незаконное постановление о водворении осужденного в штрафной изолятор сроком на 15 суток и постановление о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Хотелось бы отметить, что в период рассмотрения материалов в Железнодорожном районном суде Рязанской области и в Скопинском районном суде Рязанской области к осужденному были применены новые меры наказания.

Постановлением начальника ФКУ ИК-5 на моего доверителя было наложено еще четыре взыскания в виде водворения в штрафной изолятор (осужденный незаконно провел там около двух месяцев). Наложенные взыскания также предстояло оспорить в судебном порядке.

Я не испытывал иллюзий, что с окончанием срока очередного взыскания осужденного выпустят на участок колонии-поселения. Оказание юридической помощи доверителю напоминало борьбу с «ветряными мельницами». 

В то же время прокуратурой Рязанской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях было вынесено постановление, которым постановления начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Рязанской области о применении к осужденному меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток, а также постановление о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания были отменены как незаконные и необоснованные.

Кроме того, в дальнейшем в ходе проверки в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области прокуратурой Рязанской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях были изучены материалы о наложении взысканий на осужденного. По результатам все четыре постановления начальника исправительного учреждения ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области о водворении осужденного в штрафной изолятор были отменены как незаконные и необоснованные.

21 августа 2018 г. состоялось рассмотрение Скопинским районным судом Рязанской области ходатайства адвоката, действующего в интересах осужденного, об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания.

В ходе судебного заседания суд исследовал и оценил в совокупности все материалы дела, учел поведение осужденного, характеристику, его отношение к труду в период отбывания наказания, наличие поощрений, отсутствие непогашенных взысканий и пришел к выводу, что у осужденного сформировалось уважительное отношение к обществу, к труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и выработалась законопослушное поведение, что в силу ст. 9 УИК РФ свидетельствует об исправлении осужденного, ввиду чего он не нуждается в дальнейшем отбытии назначенного ему наказания. В результате суд удовлетворил ходатайство адвоката, действующего в интересах осужденного, об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/ob-uchastii-zashchitnika-v-dele-ob-izmenenii-vida-ispravitelnogo-uchrezhdeniya-osuzhdennogo/

Разъяснения, касающиеся изменения вида исправительного учреждения осужденному

Перевод осужденного в колонию поселение

Разъяснения, касающиеся изменения вида исправительного учреждения осужденному

Изменение вида исправительного учреждения направлено на стимулирование правопослушного поведения осужденных, дает осужденному возможность в зависимости от поведения и отношения к труду улучшить свое положение во время пребывания в исправительном учреждении.

По решению администрации исправительного учреждения условия содержания осужденных могут быть изменены путем перевода из одних условий отбывания наказания в другие, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания, не прибегая к судебной процедуре. Также осужденный может быть переведен в другое исправительное учреждение, как с более легким режимом, так и с более строгим.

При принятии решения об изменении условий отбывания наказания, прежде всего, учитывается поведение осужденного во время отбывания наказания, его отношение к труду и обучению.

Формальным признаком для перевода в исправительное учреждение более мягкого режима является отбытие осужденным установленной законом части срока наказания. Данный срок необходим для исправления осужденного, а также для изучения его поведения, указывающего на готовность к исправлению.

Осужденному необходимо отбыть не менее половины назначенного судом срока наказания для перевода из тюрьмы в исправительную колонию и из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима.

Из исправительной колонии строгого режима осужденный, отбывший не менее одной трети назначенного срока наказания, может быть переведен в колонию-поселение, при этом не требуется, чтобы осужденный находился в облегченных условиях отбывания наказания.

Лица, отбывающие наказание в колониях строгого режима, которые осуждены за совершение особо тяжких преступлений, для перевода в колонии-поселения должны фактически отбыть не менее двух третей назначенного по приговору срока наказания, а осужденные, ранее условно-досрочно освобождавшиеся от отбывания лишения свободы и совершившие новые преступления в период оставшейся не отбытой части наказания, – не менее половины срока наказания.

Не менее одной четверти срока наказания должно быть в обязательном порядке отбыто осужденным при переводе его из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение, при этом необходимо, чтобы осужденный находился в исправительной колонии общего режима в облегченных условиях отбывания наказания.

Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

Перевод осужденного из тюрьмы в исправительную колонию не распространяется на осужденных, которые были переведены в тюрьму за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания. В отношении данных лиц суд не назначает нового наказания, а лишь определяет, какую его часть осужденный будет отбывать в тюрьме.

Существуют определенные категории осужденных, которые не могут быть переведены в колонию-поселение, которых объединяет высокая степень общественной опасности.

Так, не могут быть переведены в колонию поселение осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы (при замене этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок), осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа.

Помимо перевода в облегченные условия отбытия наказания законодательством предусмотрена возможность перевода осужденного в исправительное учреждение с более строгими правоограничениями.

Такой перевод стимулирует правомерное поведение осужденных, исключая отрицательное воздействие злостных нарушителей на основную часть осужденных, и применяется, как правило, в отношении лиц, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Правила признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания определены статьей 116 УИК РФ.

Данная категория осужденных может быть переведена из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом и где они ранее отбывали наказание; из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима; из исправительной колонии общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму.

Не подлежат переводу в тюрьму также осужденные к пожизненному лишению свободы и осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.

Данная норма введена пунктом «в» части 4 статьи 78 УИК РФ  в связи с нецелесообразностью подобных переводов, так как условия отбывания наказания в исправительной колонии особого режима (для указанной категории осужденных) и условия отбывания наказания в тюрьме различаются несущественно.

В соответствии с частью 5 статьи 78 УИК РФ изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом по месту отбывания наказания.

Администрация исправительного учреждения указывает в представлении в суд данные о судимости осужденного, о назначенном и отбытом сроке лишения свободы, поведении в исправительной учреждении и дает заключение о целесообразности изменения вида исправительного учреждения, направляет в суд личное дело осужденного. Суд с учетом всех обстоятельств принимает решение о переводе.

Разъяснения подготовлены и.о. старшего помощника прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний  Басалаевым В.Е.

Дата: 23.11.2015

Возврат к списку

Источник: https://prokvologda.ru/pda/q/6571/

Статья 78. Изменение вида исправительного учреждения

Перевод осужденного в колонию поселение

СТ 78 УИК РФ

1. В зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.

2. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию – по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда, за исключением осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.

1, 205.3, частью первой статьи 205.4, статьей 205.

5, частями второй – четвертой статьи 206, статьей 208, частями второй – четвертой статьи 211, статьями 277 – 279, 281, 317, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима – по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;

г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, – по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее двух третей срока наказания.

2.1. Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

2.2. Осужденный, которому может быть изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения.

Ходатайство об изменении вида исправительного учреждения осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором он отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса.

Администрация такого учреждения или органа не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об изменении вида исправительного учреждения направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного.

В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления.

В характеристике на лицо, которое на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы признано страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, должны также содержаться данные о примененных к осужденному принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с ходатайством такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.

2.3. Администрация учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, в соответствии с частью второй настоящей статьи вносит в суд представление об изменении вида исправительного учреждения в отношении положительно характеризующегося осужденного.

В представлении об изменении вида исправительного учреждения должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В представлении об изменении вида исправительного учреждения на лицо, которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и признано на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, должны также содержаться данные о примененных к нему принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с представлением на такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.

2.4.

В случае перевода осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое администрация исправительного учреждения, в которое переведен осужденный, незамедлительно уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя, если в личном деле осужденного имеется копия определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

3. Не подлежат переводу в колонию-поселение:

а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

4. Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

в) из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

4.1. Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившимся от получения предписания, предусмотренного частью первой статьи 75.1 настоящего Кодекса, или не прибывшим к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима.

5. Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом.

Источник: http://uikod.ru/osobennaya-chast/razdel-4/glava-11/st-78-uik-rf

Прав-помощь
Добавить комментарий