Почему мы должны сдавать деньги на покупку водонагревателя?

6 вещей, за которые не должны платить родители в детском саду

Почему мы должны сдавать деньги на покупку водонагревателя?

Одна из главных страшилок для неопытных родителей — бесконечные сборы денег «на нужды сада» и списки «не сдавших», которые активные члены родительских комитетов вывешивают в раздевалке. Мы разобрались, за что по закону должен платить сад и за что — всё-таки родители.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Если строго подходить к закону, то единственное (!), что должны оплатить родители ребёнка в детсаду, — это ежемесячная квитанция. В законе «Об образовании» говорится, что стоимость сада устанавливается муниципальными правовыми актами.

Уточнить стоимость можно в бухгалтерии сада ещё до начала учебного года. В 2017/2018 году по России она была не выше 3500 рублей в месяц. Кстати, даже если у родителей накопился долг по оплате — ребёнок всё равно может ходить в сад.

Образовательная организация не имеет права отчислить ребёнка до 15 лет.

Многие родители не знают, что у нас, помимо прочего, есть постановление, в котором прописано, что уже входит в родительскую оплату детсада: «услуги связи, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества… увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребёнка». По идее такой перечень исчерпывает все нужды, но на деле выделяемых из бюджета денег часто бывает недостаточно.

За что могут заплатить родители (добровольно!)

1. Дополнительные платные занятия

В детских садах могут быть платные занятия, но все они регулируются законом. Во-первых, их список со стоимостью должен быть опубликован на сайте учреждения. Во-вторых, повышать цену после заключения договора сад не имеет права.

Заставлять родителей брать какие-то дополнительные занятия тоже незаконно, это прямо прописано в«Правилах оказания платных образовательных услуг»: «Отказ заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг не может быть причиной изменения объёма и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг».

2. Учебники или развивающие книжки

Опять же, все пособия, которые не входят в образовательные стандарты, оплачиваются «в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность».

При этом образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что ребёнок уже обеспечен всем необходимым для полноценного развития. То есть никто не может заставить вас купить дополнительные пособия.

А если они нужны для занятия, то администрация сада должна придумать, как их приобрести без вашей помощи.

3. Охрана детского сада

В идеальном мире статья 28 всё того же закона «Об образовании» утверждает, что образовательная организация обязана «создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации». Если переводить всё это на русский язык — обеспечивать охрану территории. На практике детским садам часто не хватает на это бюджетных денег, поэтому они могут сотрудничать с охранным предприятием. С согласия родительского комитета, конечно.

За что родители точно не должны платить

4. Ремонт и уборка

Самый популярный и любимый пункт — покрасить стены, купить парты, повесить новые шторы. Да, всё это должен делать детский сад, а не вы по выходным.

Так, статья 28 закона «Об образовании» делает детский сад (и не только) ответственным за «материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями».

При этом статья 65 прямо запрещает «включение расходов на содержание недвижимого имущества в родительскую плату». То есть никаких моющих средств и тряпочек вы покупать тоже не обязаны.

5. Учебники для дошкольников и еда

Все учебники и учебные пособия из списка, одобренного ФГОС, должен бесплатно выдавать детский сад. В его же обязанности входит кормить детей.

6. Подарки на Новый год и праздничный стол

Часто по инициативе родителей собирают деньги на книги или игрушки (приносить еду в детские сады строго запрещено) перед праздниками. На самом деле, воспитатель должен пресекать такие идеи, потому что они нарушают закон о закупках для бюджетных организаций. Купить подарки для детей можно через заведующую, а шоколадки, принесённые из дома, придётся вручать малышам за территорией сада.

А ещё родители дошкольников имеют право…

Не делать «благотворительных» взносов. Ещё раз скажем, что все платные занятия в государственном детском саду — необязательные. А если ваш ребёнок на них не ходит, то это всё равно не повод для исключения.

То же самое касается «благотворительных» взносов, которые иногда преподносятся в качестве обязательного пункта зачисления в сад.

Такие взносы могут быть только добровольными и должны оформляться целевым назначением (то есть вы прописываете, на что конкретно жертвуете деньги) через бухгалтерию.

Узнать, на что ушли все деньги (ваши и бюджетные). Вы можете узнать, на что в саду потратили средства. Если через благотворительный взнос закупалась мебель, тетради, даже шариковые ручки, всё это должно быть отражено в документах. Да, вы тоже вправе их изучить, это законно.

Получить бесплатную консультацию.

Даже если ваш ребёнок не ходит в сад, а, например, числится на семейном обучении, то закон даёт вам «право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры». Всегда можете обратиться.

Что ещё стоит прочитать родителям, которые собираются отдать ребёнка в детский сад:

Источник: https://mel.fm/dengi/542971-kindergarten_money

Закон о поборах в школе в 2020 году

Почему мы должны сдавать деньги на покупку водонагревателя?

Государство гарантирует всем жителям страны бесплатное среднее образование. Однако родители учеников часто сталкиваются с необходимостью сдавать деньги на нужды образовательного учреждения. В каких случаях это будет считаться незаконным, устанавливает закон о поборах в школе в 2020 году.

Федеральный закон о поборах: официальный текст

Действия руководства учебного заведения регламентирует ФЗ 273 «Об образовании в РФ». Депутаты Госдумы одобрили законопроект в 2013 году. В проекте указано, что из бюджетов разных уровней выделяются средства на:

  • выплаты заработных плат учителям, воспитателям детских садов;
  • приобретение учебных пособий, учебников, средств обучения;
  • игрушки (для дошкольных учреждений).

Местные власти обязаны выделять деньги на ремонтные работы, на содержание спортивных и игровых зон при учебных и дошкольных учреждениях, а также на благоустройство прилегающей территории. То есть, родители не должны платить за ремонт класса или группы в детском саду, за покупку деревьев для высадки.

Согласно закону, каждое образовательное учреждение публикует список бесплатных и платных услуг, которые предоставляет. Он должен находиться в свободном доступе на сайте. К незаконным действиям относят установление платных услуг, если они должны быть бесплатными согласно действующим законодательным нормам.

Тем не менее руководство некоторых школ пользуется безграмотностью родителей в вопросах образования. Чтобы избежать недоразумений и знать, за что не имеют права брать деньги в учебном учреждении, предлагаем скачать закон о поборах в школах.

За что с родителей не имеют права брать деньги

Официальный текст закона определяет перечень образовательных услуг, которые должны предоставляться бесплатно. В школах не могут требовать от родителей деньги на:

  • покупку учебников;
  • ремонт в помещениях;
  • приобретение учебной мебели, инвентаря;
  • благоустройство территории (сюда относится покупка саженцев);
  • уроки, входящие в список стандартных;
  • заработную плату уборщиц или охранников.

Родители не должны оплачивать занятия, если только они не входят в список дополнительных программ обучения. Стандартные уроки, предусмотренные федеральным законом, предоставляются бесплатно. Не оплачиваются подготовительные к контрольным либо экзаменам.

Школа обязана самостоятельно оплачивать услуги уборщиц и охраны, приобретать учебники и методические пособия. Есть исключение из этого правила. Например, если учащийся занимается по дополнительным программам, не предусмотренным федеральными стандартами, учебники родители приобретают за свой счет.

Читать так же:  Отстранение от работы

Общеобразовательное учреждение самостоятельно оплачивает приобретение любого инвентаря или оборудования, которое используется на занятиях. Сюда относится спортивный инвентарь, компьютеры и пр. Ремонт и закупка мебели в классы также осуществляется за счет учебного заведения.

Платные услуги

Законом предусмотрены не только бесплатные, но и платные услуги в школе. За предоставление дополнительных видов учебного сервиса общеобразовательные учреждения могут назначать отдельную плату. В список входят следующие услуги:

  • преподавание по дополнительным образовательным дисциплинам. Оплачивается отдельно, если курс не предусмотрен в стандартной школьной программе;
  • занятия с учениками по углубленному изучению дисциплин. Сюда можно отнести также репетиторство. Плата за обучение устанавливается по договоренности с родителями, либо ее регламентирует школьный устав, если дополнительные уроки учитель проводит на основании договора с работодателем. Может осуществляться с одним или с двумя учащимися одновременно, на занятиях обеспечен индивидуальный подход. Дополнительные уроки позволяют более слабым ученикам понять курс школьных предметов или лучше подготовиться к предстоящим вступительным экзаменам;
  • в школах могут предоставляться услуги по преподаванию дисциплин для специального развития детей. К примеру, родители могут оплачивать дополнительные уроки рисования или музыки, если считают, что у ребенка есть к этому расположенность;
  • предоставляются прочие услуги, которые не входят в перечень стандартов, установленных государством.

Каждое учебное учреждение имеет право сформировать полный перечень платных услуг, однако список должен находиться в свободном доступе, а вся информация по дополнительным дисциплинам должна быть прозрачной.

Куда жаловаться на поборы в школе

Если в школе, которую посещает ваш ребенок, поборы – обычное дело, а другие родители предпочитают мириться с ситуацией, необходимо отстаивать права на бесплатное образование.

В первую очередь следует обратиться к руководству учебного учреждения с требованием разъяснить, на основании чего происходит сбор средств. Обязательно просите письменный ответ. Он вам пригодится, если дело дойдет до вышестоящих инстанций.

В некоторых случаях руководство предпочитает разобраться с конфликтом мирно и перестает вымогать деньги (по крайней мере, с того родителя, который платить не хочет). Но иногда требуется обращение в профильные структуры. Если директор проигнорировал ваш запрос и поборы остались прежними, необходимо обратиться в одно из следующих ведомств:

  • муниципальный комитет образования (или региональный);
  • администрация;
  • полиция;
  • отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  • прокуратура;
  • министерство образования.

В некоторых случаях родители опасаются, что после оформления жалобы может пострадать их ребенок. В такой ситуации в заявлении следует указать требование о неразглашении данных.

Читать так же:  Суррогатное материнство в 2020 году

Наказание за вымогательство денег

Законодательством предусмотрены штрафы за поборы в школах. Для сотрудников образовательных учреждений предусмотрены следующие санкции:

  • ограничение свободы либо принудительные работы сроком до четырех лет;
  • арест на полгода;
  • денежное взыскание (максимальная сумма 80 тыс. руб.).

Представители власти неоднократно заявляли о том, что родителям не следует закрывать глаза на поборы. Если эта проблема есть в учреждении, которое посещает ваш ребенок, не нужно бояться.

Следует обратиться в один из органов, уполномоченных наказать руководство школы.

Помните о праве каждого ребенка на бесплатное среднее образование и заявляйте о нарушениях, чтобы в будущем исключить факты поборов в школах.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-o-poborah-v-shkole.html

Школьные поборы незаконны!

Почему мы должны сдавать деньги на покупку водонагревателя?

Нередко родители жалуются на то, что первое школьное собрание проходит по принципу: «Вход бесплатен, выход сотня!» Сколько бы раз не повторяли чиновники, что среднее образование в Латвии полностью бесплатное, каждая мама знает, что после родительского собрания ее кошелек стремительно похудеет. «МК-Латвия» выяснила, как поступать родителю, если учитель просит сдать деньги на:

■ дополнительные учебные материалы,

■ копирование,

■ ремонт школы или класса,

■ кулер с водой,

■ продленку,

■ экскурсии.

Наша собеседница – глава школьного отдела Департамента образования, культуры и спорта Рижской думы Анита Петеркопа.

Так говорит закон

– На какие цели в школе разрешено собирать деньги?

– Закон об образовании говорит, что среднее образование в Латвии бесплатно. Поэтому у школы и учителей нет никакого законного обоснования собирать деньги с родителей учеников. Однако у родительского комитета это право имеется.

Я очень прошу делать различия между родительским комитетом, который собирает деньги на цели, имеющие отношение к школе, и самой школой. В родительский комитет работник школы не входит и перечисление средств в родительский комитет – дело добровольное.

То есть отказ сдавать деньги на что бы то ни было не должен повлечь никаких последствий.

А если нужен ремонт?

– Хотелось бы уточнить, может ли учитель просить родителей собрать деньги, скажем, на ремонт актового зала школы или на покраску стен класса?

– Какой бы ни была цель, учитель не имеет права ни предлагать сбор средств, ни собирать деньги.

Однако к родительскому комитету такой запрет не относится, поэтому его представители могут предложить родителям других учеников своего класса «сброситься», к примеру, на ремонт или сообщить номер счета, на который можно перечислить деньги.

Если в школе есть школьный фонд, то учитель имеет право рассказать о нем родителям, объяснить, с какой целью он создан и дать номер счета этого фонда. Но учитель не имеет права призывать сдавать туда деньги и уж тем более учителю запрещено говорить: «Каждый месяц каждый ученик должен сдать в фонд школы 5 евро».

Если родитель слышит такие слова от учителя или любого другого представителя школы, очень просим сообщить об этом самоуправлению (в Риге телефон для жалоб – 267026816, электронная почта iksd@riga.lv). Сообщение может быть анонимным, главное – рассказать, кто именно просил сдать деньги и на что. Мы обязательно примем меры!

– Во многих школах уже в начале сентября собирают деньги на кулер с водой и на туалетную бумагу. Учитель говорит, что выделяемых школе средств не хватает на туалетную бумагу, ну а на кулер с водой школа вообще не получает ни цента от властей!

– Снова повторю, учитель не имеет права призывать родителей сдавать деньги. Да, школе не выделяют деньги на покупку кулера с водой, но питьевая вода в неограниченном количестве есть в школьной столовой.

Что мешает учителю поставить в класс графин с водой, чтобы ученики могли им воспользоваться, и по мере надобности наполнять этот графин? Но, конечно, если родительский комитет желает, чтобы в классе стоял именно кулер с водой, мы не можем это запретить.

Теперь по поводу туалетной бумаги. Средствами на приобретение санитарных принадлежностей и туалетной бумаги в том числе школу обеспечивает самоуправление.

Если вдруг случается ситуация, что в школе закончились деньги на приобретение туалетной бумаги, директор должен сообщить об этом нам.

Мы проверим, на что были потрачены выделенные школе деньги, и почему школа осталась без туалетной бумаги.

– Это все хорошо, но что делать родителям, которые хотят, чтобы дети соблюдали гигиену и в школьном туалете имелась туалетная бумага?

– Независимо от результатов проверки работы директора, мы обеспечим школу деньгами на приобретение нужного количества туалетной бумаги. И это правило касается абсолютно всего, что необходимо детям, кроме индивидуальных вещей, необходимых для учебы, например канцтоваров, спортивной формы, портфеля и т. д.

Школам выделяют деньги в зависимости от числа детей, которые ходят в школу. Но мы заметили, что при одинаковом финансировании одним школам всегда хватает выделенных денег, а другим всегда не хватает. Значит, руководство последних школ работает недостаточно эффективно. Но как бы то ни было, если школе на что-то не хватает денег, то этот вопрос должен быть решен без привлечения родителей.

Об учебных пособиях

– Имеет ли право учитель, например, математики заявить родителям: «Мне не нравятся учебники, по которым должны заниматься ученики пятого класса. Поэтому я предлагаю купить другие учебники или сдать деньги на эти цели».

– Учителя категорически не имеют права на такие заявления! Школа реализует учебную программу и ее нельзя менять по желанию учителя. Если учителю не нравятся, например, учебник по математике для пятого класса, то он должен доложить об этом директору.

Будет созвано собрание учителей математики и принято решение, по каким учебникам будут заниматься пятиклассники этой школы. Если учителю удастся убедить коллег, что другие учебники более эффективны, то школа закупит их для всех учеников пятых классов и родителям не придется ничего покупать.

Но подобная замена учебников разрешена только раз в три года.

– Многие учителя просят родителей купить детям рабочие тетради или сдать на эти цели деньги. Разрешена ли такая просьба?

– Нет! В рамках реализации учебной программы школа закупает не только учебники, но и рабочие тетради, деньги на это выделяет как государство, так и самоуправление. Если учитель предлагает родителям приобрести учебники или рабочую тетрадь, надо сообщить об этом нам. Мы решим вопрос, и родителям не придется покупать эти товары.

– Может ли учитель предложить купить родителям дополнительный учебный материал к тем учебникам, которые детям выдала школа?

– Нет! Учитель во время урока может использовать дополнительные материалы, но ему запрещено просить средства на их приобретение у родителей.

– Когда мэром Риги был Нил Ушаков, он пообещал, что те предметы, которые будут проходить на латышском языке в русских школах, потом будут объяснены ученикам на дополнительных занятиях после уроков. Если на этих занятиях понадобятся учебники на русском языке, может ли школа просить родителей купить их?

– На эту цель (организацию дополнительных занятий) финансирование не было выделено. Соответственно, родителям не придется покупать учебники на русском языке.

Дополнительные занятия

– Поговорим о факультативах, которые организует школа и оплачивает самоуправление. Может ли учитель просить родителей сдать деньги на приобретение учебных материалов, которые будут использоваться на факультативах?

– Нет, так как это входит в противоречие со стандартами обучения. Любые материалы, которые используют ученики на дополнительных факультативных занятиях, должны быть розданы детям из фонда школьной библиотеки.

– Острый вопрос об услуге копирования. Надо ли за нее платить?

– Ни школьный учитель, ни школьный библиотекарь не имеет права брать деньги за услугу копирования. Школе выделяются средства на все необходимое, в том числе на чернила для копировального автомата и на бумагу.

Если директор поставлен в известность, что все это закончилось, а денег на приобретение необходимого у школы уже нет, то он должен написать нам заявление и мы выделим средства.

Поэтому, если школа просит сдать деньги на услугу копирования, сообщите об этом нам!

О продленке

– Поговорим о продленке. В одних школах она бесплатная, в других – платная. Отчего такая несправедливость?

– Скорее всего речь идет о группе продленного дня для учеников третьих и четвертых классов. По решению Рижской думы школа имеет право организовывать такую платную услугу, как группа продленного дня, но только для учеников третьих и четвертых классов.

Продленку для первого и второго класса оплачивает самоуправление, соответственно, для этих учеников продленка бесплатна. Отвечу на вопрос, почему в одной школе есть платная продленка, а в другой нет. Как я уже сказала, деньги следуют за учеником.

Если в школе учится много детей, значит, ей выделяется большое финансирование и она может потратить часть средств на организацию группы продленного дня для учеников третьих и четвертых классов. Если у школы мало учеников, то у нее мало денег.

Поэтому ей может не хватить средств на оплату работы учителя, который будет вести продленку для детей третьего и четвертого класса. Но обычно школам все-таки хватает финансирования для организации продленки для учеников первых-четвертых классов.

– Могут ли учителя просить родителей сдать деньги на организацию досуга детей в продленке?

– Если продленка бесплатная, то все, чем дети пользуются в продленке (в том числе для организации их досуга) должно быть бесплатным.

Едем на экскурсию!

– В каких случаях родители должны оплачивать школьные экскурсии и автобус, который повезет детей на эти экскурсии?

– Есть экскурсии, которые самоуправление оплачивает, и есть экскурсии, которые самоуправление не оплачивает. Самоуправление оплачивает учебные экскурсии, которые считаются одним из методов усвоения содержания изучаемого предмета. Такие экскурсии проводятся в пределах Риги, а рижским школьникам проезд в общественном транспорте бесплатен.

Значит, родителям не надо собирать деньги ни на экскурсию, ни на школьный автобус. Но бывают ситуации, когда школьный автобус все-таки нужен. В этом случае можно воспользоваться проектом под названием «Латвийская школьная сумка». В рамках этого проекта на каждого ребенка предусмотрена определенная сумма, ее можно потратить на оплату автобуса, который довезет до места экскурсии.

(Подробности надо узнать у классного руководителя. – Авт.).

Другое дело – экскурсии развлекательного характера, цель которых сплотить коллектив класса. Такие экскурсии самоуправление не оплачивает и средства на них должен собрать родительский комитет. А еще родители должны самостоятельно решить вопрос, каким образом дети будут доставлены к месту экскурсии и сколько это будет стоить для каждого ребенка.

Учитель и репетитор

– Имеет ли право учитель после уроков организовать в школе дополнительное платное занятие?

– Если учитель зарегистрировался в Службе госдоходов как самозанятое лицо, договорился с директором школы об аренде помещения для занятий, то его деятельность разрешена. Но платные занятия могут быть проведены только по окончании уроков. В середину расписания их вставлять нельзя.

Хочу заметить, что вот уже третий год в Риге работает европейский проект по уменьшению числа неуспевающих учеников. В рамках этого проекта дети, которым учеба дается с трудом и которые имеют низкие оценки по какому-либо предмету (ниже четырех баллов), могут получить индивидуальные уроки за европейские деньги, а не за деньги своих родителей.

– Что надо делать, чтобы получить эти индивидуальные уроки?

– Если учитель или классный руководитель ребенка видит, что у ученика снизилась успеваемость по предмету, то должен информировать об этом директора школы.

Директор школы вместе с родителем неуспевающего ученика должен решить, нужны ли ребенку дополнительные занятия, сможет ли эта мера улучшить его знания по предмету. Если родитель дает добро на занятия, то ребенок начинает их посещать.

Занятия будут организованы в помещении той школы, в которую ходит ребенок.

– Кто будет проводить эти занятия: учитель ребенка или чужой учитель?

– Если у ребенка хорошие отношения со своим учителем, то мы можем пригласить учителя для этой работы. Если отношения плохие, то заниматься с отстающим учеником будет другой учитель, например из параллельного класса или даже из другой школы.

– По каким предметам будут проводиться индивидуальные занятия?

– По любому предмету, который ученик не понимает. Если знания ученика хромают сразу по нескольким предметам, школа обеспечит его индивидуальными занятыми по разным предметам. Однако количество дополнительных индивидуальных занятий в неделю не может быть больше трех.

– Как долго ребенок может заниматься с учителем индивидуально и за европейские деньги?

– До того момента, как его оценки и знания начнут улучшаться.

– На каком языке учитель в рамках этого проекта будет объяснять свой предмет: на русском или латышском?

– На том языке, на котором предмет преподается в школе, в конкретном классе.

Если, скажем, математика в пятом классе русскоязычной школы преподается на русском языке, то и на дополнительных занятиях учитель будет объяснять ее на русском языке.

Если физика в 12-м классе преподается на латышском языке, то в ходе дополнительного индивидуального урока учитель будет объяснять свой предмет на латышском языке.

– Как узнать, участвует ли в этом проекте школа, в которой учится твой ребенок?

– Если школа участвует в проекте, то на ее домашней страничке стоит информация об этом.

Хочу заметить, что проект реализуется не только по Риге, но и по всей Латвии и мы видим, какие замечательные результаты он дает.

Например, один мальчик вообще не понимал химию, а после индивидуальных занятий по химии стал лучшим учеником в классе по этому предмету. В Риге почти 80 школ участвует в этом проекте.

Поговорим о жалобах

– На какие школы вам чаще всего приходят жалобы?

– Я не могу назвать конкретные школы, но судя по полученным телефонным звонкам и письменным жалобам родители, чьи дети учатся в русскоязычных школах, жалуются на сбор денег чаще остальных.

– Может быть, русскоязычные школы получают меньшее финансирование?

– Это не так! Деньги идут вслед за ребенком и не важно, в какой школе он учится, сумма от этого не меняется.

– Вы рассказали, что родителям не надо сдавать деньги ни на какие цели. Но директор школы наверняка знает, что стены класса подведомственной ему школы родители красят за свой счет. Почему он допускает этот ремонт, если школа в нем не нуждается?

– По определенным нормам школа действительно может не нуждаться в ремонте. Но родители учеников имеют право обновить покраску стен, пола. Как можно запретить родителям улучшать место, где их дети будут проводить половину дня? Но собирать средства на ремонт представитель школы не имеет права! И повторю: сдача денег на ремонт должна быть добровольным решением.

Ольга ВАХТИНА,
olga.vahtina@mk-lat.lv

Источник: https://rus.timeline.lv/raksts/novosti/406-shkolnye-pobory-nezakonny

Как установить водонагреватель – установка бойлера своими руками

Почему мы должны сдавать деньги на покупку водонагревателя?

Преимущество электрического бойлера перед другими водонагревательными аппаратами — универсальность. Накопительный бак подойдет для любой квартиры и частного дома, поскольку потребляет всего 1.

5…3 кВт электроэнергии. Разрешение на установку не требуется, ради экономии монтаж выполняется самостоятельно.

Как установить водонагреватель и подключить к водопроводу своими руками, мы расскажем в данной инструкции.

Выбираем бойлер – сколько литров понадобится

Мы решили затронуть эту тему, поскольку от объема водонагревателя зависит нормальное обеспечение дома горячим водоснабжением (сокращенно – ГВС). Покупать бак с большим запасом воды тоже бессмысленно:

  • возрастает время нагрева до комфортной температуры;
  • цена оборудования повышается;
  • усложняется установка накопительного водонагревателя из-за большого веса аппарата + приличный объем воды.

Совет. Если нагреватель нужен только для мытья посуды, лучше купить электрическую проточную модель малой мощности, которая ставится под раковину на кухне либо вместо смесителя. Как правильно выбрать электроводонагреватель для дачи, читайте в отдельной публикации.

Вместительность накопительного резервуара подбирается по расходу смешанной (теплой) воды на 1 жильца в сутки – 20 л для гигиенических нужд, еще 12 л – для хозяйственных. Бойлер на сколько литров нужен в итоге:

  • при экономном потреблении семье из 2 человек достаточно 50 л, комфортном – 80 л;
  • 3 чел. – 80…100 л;
  • 4 члена семьи – 100…120 литров;
  • 5 и более жильцов, активно пользующихся горячей водой – 120…150 л.

Кратко о принципе работы накопителя

Для правильного монтажа и подключения водонагревателя к инженерным сетям нужно знать устройство и принцип действия аппарата. Конструкция и схема работы выглядит так:

  1. Основная емкость – нержавеющая либо стальная эмалированная – заполняется холодной водой через патрубок, выходящий в нижнюю зону бака.
  2. При заполнении воздух полностью вытесняется в систему ГВС через заборную трубку горячей воды, расположенную в верхней зоне резервуара.
  3. После включения бойлера вода греется трубчатым электронагревателем (сокращенно – ТЭН), встроенным в дно бака.
  4. На одной площадке с ТЭНом установлен блок автоматики – погружной температурный датчик и термостат. Когда температура емкости достигает заданного порога, автоматика обесточивает ТЭН. После охлаждения воды на 3—5 °C термостат снова включает нагрев.

    Схема электронагревательного бака в разрезе

  5. На входе из водопровода ставится группа безопасности бойлера. Деталь состоит из предохранительного и обратного клапана, функции – сбрасывать лишнее давление от расширения нагретой жидкости и не давать воде уходить из резервуара назад в трубу.
  6. Рядом с ТЭНом располагается магниевый анод, предохраняющий металл бака от электрохимической коррозии. Снаружи емкость изолирована слоем полиуретана, потом закрыта декоративным кожухом, как показано на схеме в разрезе.

Справка. Мощность ТЭНа составляет 1.5…3 кВт в зависимости от объема резервуара. Некоторые плоские модели накопительных бойлеров оснащаются двумя электронагревателями.

Устройство бойлеров вертикального и горизонтального типа идентично — заборная трубка находится вверху, подающая — внизу. Отсюда возникает главная проблема обслуживания любого накопительного водонагревателя – слить воду через кран невозможно. Вопрос решается разными способами в зависимости от схемы обвязки, которые мы рассмотрим далее.

Инструкция по установке водонагревателя

Перед монтажом, а лучше – на стадии покупки определяем месторасположение бойлера. Ограничений нет – аппарат можно устанавливать хоть на чердаке или в подвале загородного дома. Указанные варианты не исключаются, но мы рекомендуем придерживаться следующих правил:

  1. Оптимальный вариант для квартиры — закрепить горизонтальный аппарат над ванной. В случае аварии не затопите соседей. Вешать вертикальную модель водонагревателя здесь не стоит, во время мытья можете удариться о бак головой.
  2. Еще одно место в квартире – туалет, бойлер ставится в нише над унитазом. Позитивный момент – экономия места, минус – неудобство обслуживания. Если возникнет протечка, рискуете подтопить соседей, нужно делать гидроизоляцию пола.

    Справа на фото – водонагреватель над унитазом, слева – вертикальная модель бойлера над ванной

  3. В частном коттедже нагреватель можно размещать в любом нежилом помещении. Главное условие – поближе к точкам водопотребления, чтобы при открытии крана не пришлось сливать много остывшей воды из труб. Подходящие комнаты: кухня, санузел, постирочная или котельная.
  4. Обеспечьте доступ для обслуживания бытового прибора. Со стороны патрубков (снизу или сбоку) оставляйте не менее 50 см свободного пространства, чтоб можно было подключить шланг, подставить ведро, извлечь магниевый стержень или ТЭН в процессе ремонта.
  5. От водонагревателя до ближайших стен и потолка делайте отступы 50…100 мм. Причина: на корпусе (особенно вверху) скапливается пыль, ее нужно как-то вытирать.

Информация к размышлению. В паспорте водонагревателя Termex (Термекс) производитель указывает: если пользователь решит установить аппарат в труднодоступном месте, то вынужден будет оплатить гарантийное обслуживание. В случае замены нагреватель демонтируется самостоятельно либо за свой счет.

Горизонтальную версию бойлера нельзя ставить вертикально и наоборот. Существуют универсальные модели, работающие в обоих положениях, но на практике водонагреватель редко приходится переставлять. Разве что при замене или переносе в другое место.

При монтаже бака соблюдайте расстояния, указанные на чертеже

Способы крепления к стене

Один из недостатков накопительных агрегатов – большая масса. Например, бачок «Аристон» настенного монтажа (50 литров) весит 18 кг без воды, брутто – почти 70 кг. Вес 100-литрового водонагревателя нетто – 30 кг, полная масса запросто достигает 130 кг.

Крепить тяжеловесные бойлерные емкости приходится к разным стенам:

  • из плотных материалов – бетона, кирпича, деревянного бруса, бревна;
  • из пористых стройматериалов – газобетона, пеноблоков;
  • к перегородкам каркасного типа, обшитых гипсокартоном, фанерой OSB.

Установка водонагревателя своими руками на бетонную стену производится с помощью распорных анкеров, оснащенных гайками. Технология проста: размечаем точки крепления по штатной скобе бака, сверлим отверстия, вставляем анкерные болты и прикручиваем бойлер гайками. Глубина отверстия и длина крепежа – минимум 7 см.

Анкерный болт держится в бетоне за счет расширения конца металлической трубки конусной гайкой

Примечание. Небольшие аппараты 30…50 л с одним подвесным кронштейном могут крепиться на пластмассовые дюбели и крюки (или болты). Водонагреватели с двумя скобами вешать на крюки нельзя – вы не угадаете точное положение отверстий, чтобы нагрузка распределилась на 4 точки равномерно.

В бревенчатых и брусовых домах задача решается еще проще – болт или крюк Ø8—10 мм вкручивается в подготовленное отверстие идентичного диаметра. Чтобы повесить бойлер на газобетон либо пористый кирпич, применяются такие способы:

  1. Легкие водонагреватели объемом 30—50 литров прикрепляются с помощью пластиковых дюбелей, предназначенных для пенобетона (показаны ниже на фото).
  2. Тяжелые баки более 80 л подвешиваются на специальные металлические дюбели, куда закручиваются болты с обычной метрической резьбой.

    Слева изображен дюбель из металла, справа – из пластика

  3. В материалах с большими порами и воздушными прослойками (например, керамические блоки) бойлер удержат химические анкеры.
  4. Если агрегат размещается в котельной или другом подсобном помещении, где внешний вид не играет роли, сваривается круглая подпорка из полосы и 2 стальных труб. К стене резервуар фиксируется простыми дюбелями.

Сложнее всего устанавливать водонагреватель на гипсокартонные конструкции, особенно после ремонта квартиры, когда стены ванной уже облицованы плиткой.  Хотя листы ГКЛ толщиной 12.5 мм способны выдерживать довольно тяжелые предметы, монтировать бойлер напрямую к гипсокартону нельзя, крепеж может вырваться в любой момент.

Какими приемами пользуются мастера при установке водонагревателя на гипсокартонную основу:

  1. Самый надежный способ – применить закладные детали из дерева. Брус вставляется внутрь 2 вертикальных профилей каркаса, между ними на требуемой высоте ставится горизонтальная перемычка – деревянная доска 30…50 мм толщиной. После обшивки к ней прикручивается бойлер.
  2. Готовую гипсокартонную отделку обшиваем дополнительным листом ГКЛ на участке стены, где планируется вешать водогрейную емкость. Для крепления к двухслойной конструкции применяем дюбель «Хартмут» от бренда Knauff, выдерживающий нагрузку 50 кг в 1 точке.
  3. Изготавливаем металлическую пластину с крюками для бойлера, прикручиваем к профилям каркаса в 6—8 точках. Если деревянные закладные не были установлены, то агрегат свыше 50 л крепить на профили нельзя.
  4. На облицованной плиткой стене можно применить складывающиеся металлические анкеры типа «молли». Здесь важно четко подобрать длину крепежного элемента, как это делает мастер на видео:

Подключение бойлера к водопроводу – 2 проверенных схемы

Производители водонагревателей рекомендуют подключать аппарат к трубам системы водоснабжения по прямой схеме. То есть, между предохранительным клапаном и штуцером холодной воды нет никакой арматуры и фитингов. Как сделать рекомендованную обвязку бойлера:

  1. Подвешиваете агрегат на стену в нужном положении. Напрямую к патрубку холодной воды прикручиваете группу безопасности, резьбу, естественно, уплотняете льном либо нитью (ФУМ-лента – не лучший вариант).
  2. Перед клапаном устанавливаете запорный шаровой кран диаметром ½“ ( Ду15).
  3. К резьбе крана и штуцеру горячей воды присоединяете трубы. Стыки делаются разъемными – нужно применять фитинги с накидной гайкой (американки). Допускается использование гибких подводок – готовых шлангов с оплеткой.
  4. На вывод сбросного клапана надеваете гибкую трубку, конец опускаете в канализацию, а лучше – в прозрачную пластиковую бутылку. Тогда сможете вовремя заметить неисправность элемента или проблемы с давлением в системе.
  5. Чтобы проверить герметичность стыков, заполните емкость – откройте горячий кран на смесителе и водопроводе. Дождитесь, пока вода потечет из смесителя.

Схема обвязки бойлерной емкости, рекомендованная производителями. Бак вертикального монтажа подключается аналогично, только без поворота трубы

Уточнение. При обвязке водонагревателя горизонтального монтажа (с боковыми патрубками) на входном штуцере сначала устанавливается колено 90°, потом клапан. Сливной носик элемента должен быть направлен вниз.

Недостаток схемы – сложность опорожнения резервуара, для слива надо откручивать трубы. Если бойлер ставится на даче или в загородном доме с периодическим отоплением, стоит применить обвязку со сливным краном, изображенную на картинке.

Между обратным клапаном и штуцером появляется тройник с боковым вентилем, который служит для быстрого опорожнения бака. Отсекающий кран на горячей линии ставится в одном случае – когда водонагреватель подсоединен к трубам централизованной системы ГВС.

Второй отсекающий кран на линии горячей воды ставить не обязательно

Совет. Для подключения аппарата к водоснабжению старайтесь не применять гибкие шланги, лучше подойти к штуцерам трубами – металлопластиком PEX–AL–PEX, полипропиленом PPR. Подводки служат недолго и начинают протекать среди ночи, когда давление в сети поднимается до максимума.

Как подать электропитание

Накопительный бойлер относится к бытовым электроприборам повышенной мощности. Аппарат должен питаться от отдельной кабельной линии, идущей от общего распределительного щитка. Как правильно подключить водонагреватель к электросети квартиры или частного дома:

  1. Для подачи напряжения от щитка к бойлеру применяйте трехжильный медный кабель типа ВВГ. Сечение проводов подбирайте по мощности агрегата, пользуясь таблицей.

    В таблице указана максимальная мощность, поэтому кабель надо брать с запасом. Для большинства нагревателей подойдет провод 2.5 мм кв.

  2. Для защиты питающей линии установите дифференциальный двухполюсный автомат с током срабатывания 30 мА, как показано на схеме.
  3. Подключение заземляющей жилы – обязательное требование правил безопасности.
  4. Чтобы подсоединить провода к контактам ТЭНа, снимите защитную пластмассовую крышку (обычно держится на 2—3 саморезах).
  5. Ставить розетку для водонагревателя необязательно. Но если прибор снабжен заводской вилкой, то розетку можно аккуратно разместить сбоку от бака.

Важный момент. Не монтируйте розетку прямо под водонагревателем, где ее может залить водой в случае аварии. Весь процесс обвязки и подключения накопителя показан на видео:

Заключение

Нет смысла нанимать мастеров и платить деньги, если вы способны установить и подключить водонагреватель самостоятельно. Процедура довольно простая, кроме одной операции – подвешивания тяжелого бака на стену, здесь лучше позвать помощника. К тому же профессиональная установка не всегда бывает таковой, зачастую монтажники выполняют все правильно, но неаккуратно.

Источник: https://otivent.com/kak-ustanovit-elektricheskij-bojler

Прав-помощь
Добавить комментарий