Правомерна ли аттестация по совместительству?

Аттестация работников в современных условиях

Правомерна ли аттестация по совместительству?

А. НУРТДИНОВА——————————–

Статья подготовлена при информационнойподдержке компании “”./”Хозяйство иправо”, 2005, N 9/А. Нуртдинова, докторюридических наук.

Аттестация в самомшироком значении этого слова обозначаетопределение квалификации; оценку знаний,способностей, достижений, успехов в работе,учебе, проведенную должностными лицами (от латинского attestatio – свидетельство).

Этоттермин охватывает и проверку знанийшкольников, студентов, специалистов впроцессе получения и по завершении общего,профессионального или специального(повышение квалификации) образования(промежуточная и итоговая аттестация), ипроверку деловых качеств работников. ——————————–

Комлев Н.Г. Словарьиностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 40.

В трудовом праве под аттестацией принятопонимать проверку профессиональнойподготовки работника и его деловых качествв целях определения уровня егоквалификации (установленияквалификационного разряда) и/илисоответствия занимаемой должности(выполняемой работе) . Такая проверкаорганизуется и проводится работодателем.

——————————–

Надо признать,что легального определения аттестации нет,а специалисты в сфере трудового правапредлагают самые разные определения, в томчисле весьма спорные. В этой статьеделается попытка сконцентрироватьвнимание на практической стороне вопроса,подчеркнуть сущность аттестации, неуглубляясь в теоретические дискуссии.

Аттестация в условиях динамичноразвивающейся экономики совершеннонеобходима. Она имеет большое значение какдля работодателя, так и для работника.

Дляработодателя важно оптимизироватьиспользование трудовых ресурсов,сформировать кадровый резерв, создатьдополнительные стимулы к повышениюквалификации работников, усилениюответственности и исполнительскойдисциплины, обеспечить возможностьрасторжения трудового договора сработниками, не соответствующимипредъявляемым требованиям.

Работники,проходя аттестацию, имеют возможностьзарекомендовать себя какквалифицированных, инициативныхсотрудников, обеспечить повышение оплатытруда, продвинуться по служебнойлестнице. Аттестация как особый способпроверки характеризуется прежде всегоколлегиальностью.

Рассмотрение и оценкапрофессиональных качеств работникаосуществляются специально созданнойкомиссией, в состав которой включаютсяавторитетные специалисты, руководителиданной организации, представителипрофсоюзной организации. Некоторыенормативные правовые акты предусматриваютвключение в состав аттестационной комиссииспециалистов других организаций.

Коллегиальность обеспечивает всестороннееи объективное рассмотрение документов,отражающих трудовую деятельностьработника, непредвзятую оценку уровня егоквалификации, возможностейпрофессионального роста и т.п.

Коллегиальное принятие решения осоответствии (несоответствии) работниказанимаемой должности (выполняемой работе)обусловливается усложнением характера исодержания труда (а следовательноусложнением критериев и самого процессаоценки), необходимостью внимательногоотношения к каждому сотруднику (достижениясоциальной эффективности управленияперсоналом) и отражает демократическиеначала в трудовом праве. Оценка уровняквалификации работника и его соответствиязанимаемой должности производится наоснове заранее определенных объективныхкритериев. Недопустима дискриминация припроведении аттестации, то естьустановление предпочтений или ограничений,не связанных с деловыми качествамиработника и результатами его труда (ст. 3 ТКРФ). Объективность решения аттестационнойкомиссии обеспечивается в том числестандартизацией обсуждаемых вопросов,использованием тестов, учетом мнениянепосредственного руководителя работникао его работе, предоставлением работникувозможности высказать свое мнение опредставленном на рассмотрение комиссииотзыве и т.п. В ходе аттестацииопределяется степень соответствияработника занимаемой должности(выполняемой работе); выявляютсяперспективы использования потенциальныхвозможностей работника, происходитстимулирование роста его профессиональнойкомпетентности, определение степенинеобходимости повышения квалификации,профессиональной подготовки илипереподготовки. Выводы аттестационнойкомиссии могут служить предпосылкойперевода на другую работу (должность) илипрекращения трудового договора, основаниемнаправления работника на курсы повышенияквалификации, применения поощрения,повышения оплаты труда и др. Наосновании действующего законодательства,регламентирующего порядок проведенияаттестации, можно провести классификацию ивыделить несколько видов аттестации.Главным критерием классификации служит еепериодичность. Для большинстваспециалистов аттестация проводитсяпериодически, как правило, через равныепромежутки времени – раз в три-пять лет. Периодической аттестации подлежатпрактически все руководители,инженерно-технические работники испециалисты. Рабочие за исключениемслучаев, прямо предусмотренныхзаконодательством, периодическуюаттестацию не проходят. Существует ивнеочередная аттестация, котораяпроводится либо по инициативе работника,подлежащего периодической аттестации, дляприсвоения более высокого разряда (класса,квалификационной категории), либо порешению аттестационной комиссии. Надовыделить и “разовую” (единовременную)аттестацию, которая проводится поинициативе работодателя для решениявопроса об увольнении работника по подп. “б”п. 3 ст. 81 ТК РФ. Аттестация для решениявопроса об увольнении проводитсянезависимо от того, подлежит работникпериодической аттестации или нет. Этоправило введено для того, чтобы признаниеработника не соответствующим занимаемойдолжности (выполняемой работе) происходилоболее демократично и объективно. Вчастности, чтобы решение о несоответствиипринималось не единолично руководителем, аспециальной комиссией, в которую включеныдолжностные лица организации, специалистысоответствующего профиля, представителипрофессиональной организации.

Действующее законодательство, к сожалению,не только не содержит легальногоопределения аттестации, но и не уделяетдостаточного внимания ее правовому режиму:определению основных принципов еепроведения, установлению гарантий правработников, проходящих аттестацию,правовых последствий аттестации и т.п. Внастоящее время существует большоеколичество нормативных правовых актов,устанавливающих правила аттестации дляотдельных категорий работников. К нимотносятся, например, педагогические ируководящие работники государственных имуниципальных образовательных учреждений; руководители федеральныхгосударственных унитарных предприятий ;лица, занимающие должности исполнительныхруководителей и специалистов организаций иих подразделений, осуществляющих перевозкупассажиров и грузов , и др. Помимофедеральных нормативных правовых актов повопросам аттестации принято значительноеколичество актов субъектов РФ и органовместного самоуправления. Во многихрегионах действуют нормативные правовыеакты, определяющие порядок проведенияаттестации руководителей государственныхунитарных предприятий, находящихся всобственности субъекта РФ, руководителеймуниципальных предприятий,профессиональных спасателей, бухгалтеров. ——————————–

См.:Положение о порядке аттестациипедагогических и руководящих работниковгосударственных и муниципальныхобразовательных учреждений, утв. ПриказомМинистерства образования РФ от 26 июня 2000года N 1908 // Бюллетень нормативных актовфедеральных органов исполнительной власти,2000. N 32.
См.: Положение о проведенииаттестации руководителей федеральныхгосударственных унитарных предприятий,утв. Постановлением Правительства РФ от 16марта 2000 года N 234 // Собраниезаконодательства РФ. 2000. N 13. Ст. 1373.
См.: Положение о порядке аттестации лиц,занимающих должности исполнительныхруководителей и специалистов организаций иих подразделений, осуществляющих перевозкупассажиров и грузов, утв. ПриказомМинистерства транспорта РФ и Минтруда РФ от11 марта 1994 года N 13/11 (в ред. ПриказовМинтранса РФ N 89, Минтруда РФ N 50 от 27 октября1995 года; Минтранса РФ N 49, Минтруда РФ N 126 от 11мая 2000 года).
См., например: Положениеоб аттестации аварийно-спасательных служб,аварийно-спасательных формирований испасателей на территории Мурманскойобласти, утв. Постановлением ПравительстваМурманской области от 27 февраля 2004 года N54-ПП // Мурманский вестник. 2004. N 41. С. 3;решение районного собрания Шекснинскогомуниципального района от 28 января 2004 года N 6″Об утверждении порядка проведенияаттестации руководителей муниципальныхунитарных предприятий Шекснинскогомуниципального района” // СПС “:РегиональноеЗаконодательство”.Указанные работники проходят аттестацию всоответствии с утвержденными положениями.В них определены круг работников,подлежащих аттестации, ее периодичность,порядок формирования аттестационнойкомиссии и т.п.

Для других работниковприходится применять Постановление СоветаМинистров СССР от 26 июля 1973 года N 531 “Овведении аттестации руководящих,инженерно-технических работников и другихспециалистов предприятий и организацийпромышленности, строительства, сельскогохозяйства, транспорта и связи” иПоложение о порядке проведения аттестациируководящих, инженерно-техническихработников и других специалистовпредприятий и организаций промышленности,строительства, сельского хозяйства,транспорта и связи, утв. ПостановлениемГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5 октября 1973года N 470/267 (с изм. и доп. от 22 октября 1979 годаи 14 ноября 1986 года (далее – Положение от 5октября 1973 года)) . ——————————–

СП СССР. 1973. N 18. Ст. 103.
Бюллетеньнормативных актов министерств и ведомствСССР. 1980. N 8.Указанные нормативныеправовые акты действуют в части, непротиворечащей Трудовому кодексу РФ, ииспользуются для проведения аттестациибольшинства специалистов организаций всехформ собственности. Они предусматриваютпроведение периодической аттестацииследующих категорий работников: начальники (заведующие) баз, бюро, групп,инспекций, кабинетов, камер, касс, контор,лабораторий, мастерских, отделений,отделов, парков, питомников, площадок,производств, пунктов, резервов, секторов,складов, служб, станций, участков, филиалов,хозяйств, хранилищ, экспедиций; заведующие архивами, грузовыми дворами,канцеляриями, кладовыми, комнатами,обстановками, пакгаузами, платформами,секциями; управляющие отделениями,участками; руководители групп,полетов; десятники, мастера,производители работ, техническиеруководители, бригадиры животноводческих ирастениеводческих бригад и другиеруководители. Типовой переченьвключает практически все категориируководителей структурных подразделений, втом числе обособленных, а такжеруководителей среднего звена – мастеров ит.п. Помимо этого аттестации подлежатглавные и старшие (на правах главных)специалисты всех наименований испециалисты. В примечании к Типовомуперечню указано, что аттестацию проходятвсе работники, должности которых в немперечислены, а также работники, занимающиедолжности, образованные от указанныхбазовых наименований: заместители ипомощники руководителей, ведущие, старшие,сменные дежурные, групповые, районныеспециалисты, а также специалисты различныхквалификационных категорий (I, II, III, высшейкатегории). Перечень должностейработников, подлежащих аттестации,разрешалось расширять с учетом спецификиотраслей народного хозяйства.Соответствующее право предоставлялосьминистерствам и ведомствам. Такимобразом, Типовой перечень определил кругработников, подлежащих аттестации(руководители структурных подразделений,руководители среднего звена и специалисты),и допустил расширение перечня должностей врамках названных категорий. Всовременных условиях применение Типовогоперечня должно основываться на том, чтокатегории работников, которые проходятпериодическую аттестацию, не могут бытьизменены без прямого указания закона илииного нормативного правового акта.Например, нельзя вводить периодическуюаттестацию для работников физическоготруда, поскольку они не могут быть отнесенык категориям руководителей илиспециалистов. Вместе с тем не возбраняетсяопределить дополнительно к Типовомуперечню должности руководителей испециалистов, замещение которых связано спрохождением аттестации. Определяякруг работников, подлежащих аттестации,необходимо учитывать специальные гарантии,установленные для работников. Эти гарантиинаправлены на защиту работника отнеобоснованных решений. В частности, п. 4Положения от 5 октября 1973 годапредусматривает, что очередную аттестациюне проходят: лица, проработавшие взанимаемой должности менее года; молодые специалисты в период срокаобязательной работы по назначению послеокончания учебных заведений; беременные женщины; женщины, имеющиедетей в возрасте до одного года.

Идеяосвобождения от аттестации работниковнекоторых категорий в целях установлениядля них повышенной защиты получила своевоплощение и в нормативных правовых актахболее позднего периода. Например, Положениео порядке проведения аттестации врачей,специалистов с высшим немедицинскимобразованием, допущенных к врачебнойдеятельности, а также биологов, зоологов,энтомологов учреждений Государственнойсанитарно-эпидемиологической службыРоссийской Федерации, утв. ПриказомГоскомсанэпиднадзора РФ от 2 сентября 1992года N 74 (п. 2.3), предусматривает, чтоочередной переаттестации по должности неподлежат беременные женщины и матери,имеющие детей в возрасте до 3 лет инаходящиеся в отпуске по уходу за ними . Непроходят очередную аттестацию работники,проработавшие в занимаемой должности менееодного года, беременные женщины, работающиев учреждениях и организациях,подведомственных Минприроды России.Женщины, находящиеся в отпуске по уходу заребенком, подлежат очередной аттестации неранее чем через год после выхода их наработу в указанные организации (п. 1.4Положения о порядке аттестациируководителей и специалистовтерриториальных органов, учреждений иорганизаций, подведомственныхМинистерству охраны окружающей среды иприродных ресурсов Российской Федерации,утв. Приказом Минприроды России от 11 апреля1995 года N 145) . ——————————–

См.: СПС .
См.: СПС .
В связи с тем чтоПоложение от 5 октября 1973 года сохраняетсвое действие в части, не противоречащейТрудовому кодексу РФ (ст. 423), гарантии,установленные для лиц, отработавших взанимаемой должности менее одного года,беременных женщин и работников,

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/8879

Все по одной теме Совместительство и совмещение Автор Аналитическая редакция АПС «Бизнес-Инфо»

Правомерна ли аттестация по совместительству?

В период кризиса прием на работу на условиях совместительства и совмещения – явление распространенное.

Совместительство – это форма вторичной занятости, при которой в свободное от основной работы время работник выполняет другую регулярную оплачиваемую работу.

Совмещение – выполнение работником у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) или обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены) (ст.67 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).

Трудовое законодательство определяет два вида совместительства – внутреннее и внешнее. При внутреннем совместительстве работник заключает еще один трудовой договор с тем же работодателем, при внешнем совместительстве – с другим работодателем (часть первая ст.343 ТК).

И совместительство, и совмещение обеспечивают рациональное использование рабочего времени, полнейшую загрузку оборудования, позволяют эффективно использовать кадры, повышают их квалификацию. А все перечисленные преимущества увеличивают эффективность работы без привлечения дополнительных трудовых ресурсов.

В подборке «Совместительство и совмещение» рассмотрены все особенности, сходства и, главное, отличия данных вторичных форм занятости.

1. Совместительство

Внутренний совместитель – это работник, состоящий в трудовых отношениях с нанимателем на основе трудового договора и желающий заключить еще один (или более) трудовой договор с этим же нанимателем для выполнения работы по определенной специальности, профессии, должности, квалификации в свободное время.

Внешний совместитель – это работник, состоящий в трудовых отношениях на основе трудового договора с одним нанимателем и желающий заключить еще один (или более) трудовой договор с другим нанимателем для выполнения работы по определенной специальности, профессии, должности, квалификации в свободное время.

Под свободным временем понимается время, оставшееся за рамками существующей у работника основной занятости.

Ключевые признаки совместительства согласно нормам законодательства, которые отличают данную категорию от совмещения, следующие:

• работа выполняется в свободное от основной работы время (при совмещении – в одно и то же время);

• работа оформляется на основе второго (или более) трудового договора (при совмещении – один трудовой договор);

• работа должна постоянно оплачиваться (не реже одного раза в месяц) в виде заработной платы за отработанное время (объем работы) (за совмещение – производится доплата).

Работы, которые не считаются совместительством, приведены в п.2 перечня видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 № 1092.

Работы, которые не считаются совместительством
авторское вознаграждение
без занятия штатной должности в той же организации (педагогическая деятельность)
проведение всех видов экспертиз с разовой оплатой труда
по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты труда
педагогическая деятельность с почасовой оплатой труда
деятельность во временных научных коллективах
руководство аспирантами, адъюнктами, докторантами и соискателями
обслуживание спортивных соревнований спортивными судьями
проведение консультаций в организациях здравоохранения научными работниками
чтение лекций, консультации, выступления по радио и телевидению, за публикации в периодической печати без оформления трудовых отношений (гонорар)
аудиторские услуги специалистов в области финансов, маркетинга, менеджмента с разовой оплатой труда

Дополнительно по теме:

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=250806

Порядок аттестации ответственного. Новый Приказ

Правомерна ли аттестация по совместительству?
Порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью принят и опубликован.

Теперь мы видим, что аттестовывается только специалист ответственный за БДД. Это следует из самого названия Порядка.

Скачать новый Порядок (Приказ Минтранса №106) можно ниже в конце статьи.

Итак, остался последний шаг: корректировка Приказа Минтранса №13/11 (положение об аттестации). Об этом ниже.

И совсем чуть-чуть об истории проблемы.

Правовой вакуум. Именно так можно назвать промежуток времени между утверждением Приказа Минтранса №287 и Приказом Министерства транспорта РФ от 20 марта 2017 г. № 106 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью».

Действующим законодательством в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта, с момента утверждения Приказа Минтранса №287, не предусмотрена обязанность прохождения аттестации лиц, указанных в перечне должностей Приказа Минтранса №13/11.

Звучит смело и дико одновременно, но такова позиция самих исполнителей Министерства транспорта, которые работали над порядком аттестации ответственного.

  • Внимание!
    У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
  • Подробнее…

Начну с главного.

статья 20 ФЗ-196 «О Безопасности дорожного движения» пункт 4, цитирую:

…4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

…назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

На момент написания статьи установленный порядок аттестации только что принят и через три месяца вступает в силу. Этот документ был в проекте долгое время, шло активное согласование, его возвращали на доработку.

Я 10 августа 2017 года звонил в Министерство транспорта исполнителю — Ошоровой В.В., которая мне пояснила, что на днях этот документ (Порядок аттестации ответственного) выходит в свет и сейчас он в Министерство юстиции на регистрации.

Наконец-то он вышел, но перед его выходом я заглянул на правительственный сайт проектов нормативных документов, и там я прочитал следующее, цитирую:

…В настоящее время специалисты ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения не соответствуют профессиональным и квалификационным требованиям, установленным приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г.

№ 287 поскольку не могут быть аттестованы на право заниматься соответствующей деятельностью, ввиду отсутствия соответствующего порядка.

В связи с тем, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом не могут исполнять требования пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — № 196 ФЗ)…

Интересное было мнение у Министерства транспорта, не правда ли?

То есть «не могут быть аттестованы», а УГАДН все это время аттестовывал без проблем.

Ну это же Российская действительность!

  • К сведению!
    Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100%. Это Пакет Готовых Шаблонов (более 100 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.
  • Подробнее…

По Приказу Минтранса №13/11 у самих УГАДН вопросов нет, у них все четко и как обычно (в рамках всей России) – «кто в лес, кто по дрова», но аттестацию они проводили исправно.

Причем, не поверите, у каждого УГАДН свои правила (я звонил лично в некоторые из них и всегда удивлялся незаконной изобретательности и откровенной отсебятины).

Например, я написал жалобу в Ространснадзор на не законные действия УГДАН г. Москвы, и я получил интересный ответ. Об этом я пишу в отдельной статье. ЗДЕСЬ.

Но не буду отвлекаться.

Итак, когда я отслеживал согласование Порядка аттестации ответственного

Источник: http://trans-co.ru/?p=7393

Прав-помощь
Добавить комментарий