Ребенка не берут в школу (1 класс) без регистрации гражданства РФ

Зачисление в 1 класс следующего учебного года (2020 – 2021)

Ребенка не берут в школу (1 класс) без регистрации гражданства РФ

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) образовательных организаций, а также должностных лиц образовательных организаций в ходе предоставления услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможности обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Жалоба может быть направлена в образовательную организацию или исполнительный орган государственной власти Санкт‑Петербурга, в ведении которого находится образовательная организация.

Жалоба подается в образовательную организацию в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме.

Жалоба может быть направлена по почте, через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ), посредством официального сайта образовательной организации в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», Портала, Федерального Портала, а также может быть принята должностным лицом при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  1. Наименование образовательной организации, должностного лица образовательной организации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  2. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование организации, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона (телефонов), адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  3. Сведения об обжалуемых решениях и(или) действиях (бездействии) образовательной организации, должностного лица образовательной организации;
  4. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) образовательной организации, должностного лица образовательной организации.

Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  1. Оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность;
  2. Копия решения уполномоченного органа (должностного лица) о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

В случае подачи жалобы на личном приеме у должностного лица образовательной организации заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При подаче жалобы в электронном виде необходимые документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба рассматривается образовательной организацией, предоставляющей услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) образовательной организации, ее должностного лица.

В случае если обжалуются решения руководителя образовательной организации, жалоба подается в исполнительный орган государственной власти Санкт‑Петербурга, в ведении которого находится образовательная организация, и рассматривается в установленном порядке.

В случае если в компетенцию образовательной организации не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанная образовательная организация направляет жалобу в исполнительный орган государственной власти Санкт‑Петербурга, в ведении которого находится образовательная организация, и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в исполнительном органе государственной власти Санкт‑Петербурга, в ведении которого находится образовательная организация.

При поступлении жалобы через МФЦ обеспечивает ее передачу в образовательную организацию или исполнительный орган государственной власти Санкт‑Петербурга, в ведении которого находится образовательная организация, не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления услуги МФЦ рассматривается в соответствии с установленным порядком Комитетом по образованию.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете по образованию.

Жалоба на нарушение деятельности МАИС ЭГУ, подсистемой которой является Портал, рассматривается в соответствии с установленным порядком Комитетом по информатизации и связи.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете по информатизации и связи.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  1. Нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении услуги;
  2. Нарушение срока предоставления услуги;
  3. Требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления услуги;
  4. Отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления услуги, у заявителя;
  5. Отказ в предоставлении услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  6. Затребование с заявителя при предоставлении услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  7. Отказ образовательной организации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба, поступившая в образовательную организацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае обжалования отказа образовательной организации, предоставляющей услугу, должностного лица образовательной организации, предоставляющей услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы образовательная организация принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Указанное решение принимается в форме акта образовательной организации.

При удовлетворении жалобы образовательная организация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата предоставления услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  1. Наименование образовательной организации, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  2. Номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  3. Фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  4. Основания для принятия решения по жалобе;
  5. Принятое по жалобе решение;
  6. В случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений;
  7. Сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом образовательной организации.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица образовательной организации, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

Образовательная организация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  1. Наличие вступившего в законную силу решения суда о том же предмете и по тем же основаниям;
  2. Подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  3. Наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с установленными требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (по тем же основаниям);
  4. Неподтверждение фактов, содержащихся в жалобе.

В случае если в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом. О данном решении гражданин, направивший жалобу, уведомляется тем государственным органом или должностным лицом, в адрес которых поступила указанная жалоба.

В случае если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщается гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Решение, принятое образовательной организацией, предоставляющей услугу, по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке либо путем внесудебного обжалования решения при обращении заявителя в исполнительный орган государственной власти Санкт‑Петербурга, в ведении которого находится образовательная организация.

Заявитель имеет право на получение документов и сведений, необходимых для обоснования жалобы.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Источник: https://gu.spb.ru/188357/eservice/

Мимо школы

Ребенка не берут в школу (1 класс) без регистрации гражданства РФ

1 сентября не все живущие в России дети смогут пойти учиться.

Некоторые столичные школы, например, не берут учеников без московской регистрации, а у иностранных граждан просят еще больше документов – разрешение на временное пребывание или вид на жительство.

Но в соседнем учебном заведении эти бумаги могут даже не попросить, поскольку такие требования нарушают Конституцию России и федеральный закон “Об образовании”. В Департаменте образования столицы это понимают, но отказываться от своей позиции не спешат.

28 августа. Заседание в Московском городском суде. Истец – молодая женщина Ирина Ковпан, гражданка Украины, мать двоих детей.

Уже год она судится с Департаментом образования и школой №2065 из-за того, что ее ребенок не может посещать уроки.

Школа отказалась принимать Арсения в первый класс, ссылаясь на то, что родители предоставили неполный пакет документов. Хотя три года назад Ирина без проблем устроила в эту же школу свою старшую дочь.

– Мы приехали в Москву из Одессы летом 2014 года на заработки. Это был плановый переезд, но многие нас воспринимали как беженцев, – вспоминает Ирина Ковпан. – Почти сразу нашли жилье, временную работу. Старшую дочь, Ярославу отдали в школу в Раменском районе.

Потом переехали в город Московский в Новой Москве, Ярославу перевели в школу №2065 (в ноябре 2016 года школе присвоили №2120. – РС). Не было никаких проблем при устройстве, хотя тогда у нас еще не было патента на работу и даже регистрации в Московском. В июне 2016 года, когда Юра (муж Ирины.

– РС) пришел отдавать в первый класс Арсения, у него отказались принимать документы.

Арсений Ковпан. Фотография предоставлена его родителями

В учебной части Юрию сказали, что для оформления ребенка он должен предоставить разрешение на временное проживание или вид на жительство. Ковпан попросил директора школы Наталию Файдюк письменно оформить отказ в приеме документов. Файдюк этого не сделала, добавив, что школа примет ребенка, если родители соберут все необходимые документы.

Требования сотрудников школы Юрий понять не мог. Ведь согласно федеральному закону “Об образовании”, “в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест”.

Необходимость предоставление документов, подтверждающих регистрацию или легитимность пребывания в стране, в законе не прописана. Право на общедоступное образование также закреплено в 43-й статье Конституции России.

Юрий пожаловался на действия школы в Департамент образования Москвы.

Ковпан отправил жалобу в районную прокуратуру, откуда пришел ответ, что действия школы незаконны

Оттуда обращение перенаправили обратно в саму школу.

Директор прислала ответ, в котором она ссылалась на часть 9 приказа №32 Минобрнауки “Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам…”, и настаивала на необходимости предоставить документ, подтверждающий право иностранного гражданина и его ребенка на пребывание в Российской Федерации. Тогда Ковпан отправил жалобу в районную прокуратуру, откуда 8 декабря 2016 года пришел ответ, что действия школы незаконны.

Министерский приказ №32, вышедший в январе 2014 года, регламентирует порядок приема граждан на обучение. Его нормы, в частности, дают ученикам, зарегистрированным по месту жительства рядом со школой, приоритет при записи в это образовательное учреждение. Но с 1 июля прием осуществляется для всех на равных условиях.

Согласно тексту приказа, “прием граждан в ОООД (организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

– РС) осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства”.

Ниже говорится о том, что граждане России дополнительно могут предъявить свидетельство о рождении или регистрацию ребенка по месту жительства и месту пребывания. Иностранные граждане дополнительно предоставляют документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

На практике “дополнительно” трактуется как “обязательно”

Дополнительный характер требования подтверждает и решение Верховного суда от 27 августа 2015 года: отсутствие документов, перечисленных в пункте 9, “не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест”.

Тем не менее на практике “дополнительно” трактуется как “обязательно”, и многие столичные школы требуют московскую регистрацию. А если ее нет, сотрудники образовательных учреждений категорически не хотят оформлять письменный отказ с указанием причины.

Супруги Ковпан вернулись в школу уже в августе, заявление у них приняли, но через неделю пришел ответ, что места в классах уже закончились. Хотя они утверждают со ссылкой на сайт школы, что в одном учебном корпусе места в первом классе еще были. Ирина подала в суд на школу и Департамент образования, обвиняя первых в незаконном отказе принять ребенка, вторых – в бездействии.

В апреле 2017 года дело рассмотрели в Мещанском районном суде. В удовлетворении жалобы Ирине отказали. Она подала апелляцию.

Обращение было устное, а документы просто не брали, писать ничего не хотели

При пересмотре дела судья несколько раз повторял: чтобы доказать ваше обращение в школу в июне, нужно предъявить ваше письменное заявление или письменный отказ образовательного учреждения принимать у вас документы. Ирина пытается объяснить: “Обращение было устное, а документы просто не брали, писать ничего не хотели.

Мы же сразу пожаловались в Департамент образования – вот их ответ”. На это представитель школы в своем выступлении внимания не обращает. “Первое заявление было 28 августа 2016 года. На момент обращения в школе не было мест.

Истец утверждает, что обращался ранее, но штамп о прибытии в Россию у них поставлен 24 августа”, – утверждает он.

Штамп о въезде в Россию у Ковпан действительно датируется 24 августа. Семья выезжала из страны в конце июля на пару недель, после чего вернулась и вновь продлила временную регистрацию. Обо всем этом Ирина рассказывает на суде, но эта информация, а также переписка Ирины со школой в июне – начале июля игнорируется.

Я ведь просто хочу, чтобы мой ребенок учился в школе

Представитель департамента образования Полосин М. В. поддержал позицию представителя школы. Он заявил, что принимать учеников в школы – исключительная компетенция образовательных учреждений. Пока суд уходит на вынесение решения, в зале начинаются переговоры.

– Я ведь просто хочу, чтобы мой ребенок учился в школе, – Ирина не сдерживает слез. – Зачем было доводить все до такой конфронтации?

– Никто не был против того, чтобы принять вашего ребенка, – утверждает представитель школы. – Мы же отказали только потому, что уже не было мест. А теперь мальчику уже восемь лет – в первый класс только до восьми зачисляют.

– Почему тогда вы не сказали, в каких школах места были? Почему Департамент образования не предоставил нам эту информацию, когда мы писали им запросы?

Сотрудник Департамента образования молчит, старается не поднимать головы от своих бумаг. Входят судьи – иск отклонен, решение Мещанского суда остается без изменений. После заседания родители ищут представителя Департамента образования, чтобы спросить совета, что им делать дальше. Но он после оглашение решения суда сразу исчез, в коридоре его не нашли.

Меня просто вынуждают нарушать закон: придется покупать регистрацию

Схожие проблемы при записи в школу возникают не только у иностранных граждан, но и у россиян. Наталья (просит не называть свою фамилию) купила квартиру в новостройке в Новой Москве.

Дом сдали совсем недавно, поэтому семья еще не успела оформить новую прописку – раньше они жили в другом городе.

По закону граждане России могут девяносто дней находиться в любой точке страны без оформления временной регистрации.

– Когда я устраивала дочь в первый класс, у меня никто никакой прописки не спрашивал, – рассказывает Наталья. – Но в Москве это был практически первый документ, который потребовали. Я объясняла, что максимум через два месяца я уже все оформлю официально, но меня даже слушать не хотели.

Предлагали прописать ребенка у друзей, у знакомых, главное – в Москве. А у меня нет такой возможности. Тогда мне стали даже угрожать, что если 1 сентября дочь не пойдет в школу, они сообщат об этом в органы опеки. Меня просто вынуждают нарушать закон: придется покупать регистрацию.

А дочь смотрит на меня и не понимает, почему мама так мечется и нервничает. Она уже в седьмом классе, чувствует, что что-то не так.

Нам даже охранник не давал в учебную часть пройти. Сам говорил, что без московской прописки нас не возьмут

Отсутствие московской регистрации является преградой для зачисления в одних школах, но не представляет никакой проблемы в других. Так гражданка России Жанна Мусаева прописана в Подмосковье. Но ее дочь несколько лет училась в школе в Зеленограде. Проблемы возникли, когда Жанна решила перевести дочь в лицей №1354:

– Несколько лет назад мы переехали из Киргизии в Саратов, там дочь училась в Восточно-Европейском лицее. Позже получили российское гражданство и переехали в Москву.

Дочка пошла в обычную школу, но уровень образования там оказался хуже. Поэтому хотели перевестись в лицей. Но там нам даже охранник не давал в учебную часть пройти.

Сам говорил, что без московской прописки нас не возьмут, – рассказывает она.

Зато в соседней школе №933 регистрацию даже не спросили и девочку записали в восьмой класс. Но она все еще надеется, что в следующем году получится перевестись в лицей.

Сопредседатель профсоюза “Учитель” Всеволод Луховицкий отмечает, что в школе “Интеллектуал”, где он работает, также не берут детей без московской регистрации. Объясняет он это все тем же приказом №32, за выполнением которого строго следит столичный Департамент образования:

Особенно внимательно наличие регистрации проверяют, когда знают, что скоро в школе будут проводить проверку

– Без документа хотя бы о временной регистрации мы просто технически не можем занести ребенка в базу. К сожалению, сейчас все компьютеризовано и всю информацию мы заносим в интернет. У меня есть несколько предположений, как это делают в некоторых образовательных учреждениях. Школы на разном счету у Департамента образования.

И может так быть, что школа, в которую берут без прописки, считается средненькой, тихой, в ней никогда не проходят важные события – департаменту она не интересна. Другой вариант: там принципиальный директор, который борется и защищает права детей. И он берет их на свой страх и риск.

Но, вероятнее всего, родителей все-таки просят в ближайшее время как-нибудь оформить регистрацию. Потому что рано или поздно она потребуется.

Луховицкий отмечает, что особенно внимательно наличие регистрации проверяют, когда знают, что скоро в школе будут проводить проверку. Он согласен с тем, что это нарушение Конституции. Позицию департамента объясняет так: ребенка не лишают права на образование, а лишь настаивают на обучении по месту жительства.

Они стали говорить, что я нарушаю общественный порядок, угрожали, что вызовут полицию

Общение с сотрудниками департамента заставляет предположить, что даже там нет четкой позиции по этому вопросу.

Наталья, например, звонила на горячую линию, где девушка-оператор подтвердила, что для записи в московскую школу нужна московская регистрация.

На тот же вопрос гражданину России Аману Джаманбаеву на горячей линии сказали, что никакой прописки или регистрации при записи в школу предоставлять не нужно.

– Моя сестра Назгуль переехала ко мне из Санкт-Петербурга. Мы хотели устроить ее в школу №1286 с углубленным изучением французского языка, потому что в Питере она учила его в лицее. Но там стали требовать постоянную московскую прописку, которой у Назгуль еще нет. Она пока что гражданка Киргизии, но у нее есть временная регистрация в Питере.

Я объяснял сотрудникам школы, что они нарушают закон, просил в письменном виде указать причину, почему они не принимают документы. Они отказались. Тогда я достал телефон, попросил сказать на камеру. Они стали говорить, что я нарушаю общественный порядок, угрожали, что вызовут полицию, чтобы проверить, кто и на каких основаниях живет со мной в квартире.

Это школа или миграционная служба?

Сотрудники школы все-таки вызвали полицию, которая попросили Джаманбаева выйти из здания. Аман записал сестру в соседнюю школу, где документы приняли, несмотря на питерскую регистрацию.

Только здесь вместо французского языка – английский.

Семья переживает, что девочке будет сложно успевать за одноклассниками, а французский язык придется поддерживать, занимаясь дополнительно с преподавателями.

Школы игнорируют это, тем самым нарушая ряд федеральных и международных законов

Аналитик комитета “Гражданское содействие” Константин Троицкий отмечает, что никогда нельзя предугадать, какой документ попросит директор школы: разрешение на временное проживание, постоянную регистрацию или временную регистрацию на год. Любой вариант, по его словам, незаконный:

– Никакая регистрация не должна касаться вопросов, связанных с образовательным процессом.

Решение Верховного суда, которое это подтверждает, было принято как раз после судебного разбирательства, когда в школу не хотели записывать ребенка из сирийской семьи.

Но школы игнорируют это, тем самым нарушая ряд федеральных и международных законов. Мы собираемся продолжать борьбу против подобной интерпретации приказа №32. Каждый человек имеет право на образование.

Семье Ковпан пришлось перевести Арсения на домашнее обучение. В этом году на праздничную линейку 1 сентября не пойдет и старшая сестра: девочку тоже решили забрать из школы. Дети будут сдавать аттестацию в московском центре качества образования. Ну а в следующем году попробуют пойти в другую московскую школу.

Источник: https://www.svoboda.org/a/28707159.html

В каком случае школа может не принять ребенка

Ребенка не берут в школу (1 класс) без регистрации гражданства РФ

В четверг Верховный суд России признал законным приказ Минобрнауки о порядке принятия детей в школы. Группа истцов пыталась его обжаловать, так как он, по их мнению, запрещает принимать в школы детей без прописки.

Оговорка “по их мнению” в данном случае имеет принципиальное юридическое значение. Ответчики уверяли, а с их доводами согласился и Верховный суд, что приказ на самом деле не закрывает школьные двери перед иногородними детьми.

Документ, вызвавший споры, вышел в январе прошлого года. Заявители отмечают, что при приеме детей в школу теперь прежде всего требуется регистрация по месту жительства или месту пребывания.

Иначе в приеме отказывают, и подобная ситуация, по словам истцов, возникла с 2014 года. Проблема коснулась детей как мигрантов из других стран, так и россиян, переехавших из одного региона в другой. Так рассказывают истцы.

Но, по словам ответчиков, прописку спрашивают только ради информации.

Эксперты, опрошенные “РГ”, подтвердили, что без прописки попасть в школу не так легко. “Не надо далеко ходить, могу рассказать на личном примере, – поведал один из экспертов. – Мы живем в Московской области.

В этом году моя дочь сдала экзамены в математические классы двух московских школ. Прошла и там, и там. Но в обеих школах нам сказали, что для зачисления нужна прописка, хотя бы временная. Честно говоря, я не увидел в этом большой проблемы.

Тем не менее да – без прописки в школы не берут”.

Более 98 процентов школ в РФ готовы к началу учебного года

В числе прочих заявителем по делу выступает Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам “Гражданское содействие”.

Заявители и правозащитники считают, что приказ противоречит Конституции России, Конвенции о правах ребенка и закона об образовании.

Данными нормативными документами гарантировано право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В свою очередь, министерство образования и науки России подчеркивает, что “свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию”.

Иными словами, запрета как такового нет. Но есть разные обстоятельства, которые иногда могут помешать ребенку поступить в ту или иную школу.

Генпрокуратура проверит сомнительные обложки тетрадей

Отказать в приеме ребенка могут лишь в том случае, если в школе нет мест. Иных причин отказа не предусмотрено

“Доступ к общему образованию согласно российскому законодательству предоставляется всем детям без исключения, – уверяют в министерстве образования.

– В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится”.

Если в конкретной школе отсутствуют места, продолжают в ведомстве, то местные власти в случае поступления обращения родителя обязаны рассмотреть заявление и предоставить место в другой школе. По словам экспертов, так или иначе всегда существовала практика, когда в первую очередь в школу принимаются дети, живущие поблизости.

Вчера в ходе заседания истцы на возражения минобрнауки о неверном толковании норм оспариваемого документа ответили, что указанные пункты приказа расширяют компетенцию министерства в части установления оценки статуса иностранного гражданина на территории России.

А это, по их словам, относится к ведению иного органа исполнительной власти.

На Кубани появится сеть спецшкол для одаренных детей

В свою очередь, представители Минобрнауки отметили, что заявителями не указан нормативно-правовой акт, каким-либо образом вступающий по существу в противоречие с положениями оспариваемого приказа, ведь суть спора – в оспаривании так называемой абстрактной нормы.

К тому же ответчик подчеркивает необходимость соблюдения требований приказа, во-первых, с точки зрения закрепления детей за конкретными школами по территориальному признаку, а во вторых, с целью реализации государственной политики в сфере образования.

Ведомством были предусмотрены различные ситуации при приеме детей в школу, все они зафиксированы в оспариваемом документе, и право на образование гарантировано. А свидетельство о регистрации является лишь подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, не выступая причиной для отказа в приеме в образовательную организацию.

К тому же некоторые оспариваемые нормы, как пояснил ответчик, носят информационный характер и призваны оградить директоров школ от административной ответственности.

Источник: https://rg.ru/2015/08/27/shkola.html

Как перевестись из иностранной школы в российскую?

Ребенка не берут в школу (1 класс) без регистрации гражданства РФ

Версия для печати

Что делать, если ребенок получал образование за рубежом, не имеет российского гражданства и хочет продолжить обучение в российской школе? На каких условиях происходит поступление для иностранного гражданина? Какие документы нужно предоставить для поступления в российскую школу учащегося-иностранца? Нужно ли иметь прописку? Как подтвердить уровень образования? 

Иностранные граждане и лица без гражданства (равно как и беженцы) обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

Законодательство гарантирует каждому право на доступное и бесплатное образование.

Куда обращаться по вопросу поступления в школу иностранному гражданину?

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права на получение образования с гражданами России. Для поступления нужно 

  1. выбрать школу (любую вне зависимости от места жительства), 
  2. уточнить есть ли в школе свободные места для поступления в класс соответствующей параллели, 
  3. собрать документы и подать в выбранную школу заявление. 

Школа может отказать в приеме только при отсутствии свободных мест.

Если не получилось найти место в школе самостоятельно, родители могут обратиться в органы управления образования с просьбой помочь решить вопрос о поступлении. Муниципалитет обязан предоставить возможность получения образования всем детям, которые постоянно или временно проживают на его территории. 

Какие документы нужны для поступления?

Перечень документов для поступления не отличается от тех, что подают при поступлении в порядке перевода из школы в школу российские граждане. Обязательными являются документ, удостоверяющий личность, подтверждающий родство с ребенком и свидетельство о рождении.

Для поступления на старшую ступень в 10, 11 классы необходимо иметь аттестат об основном общем образовании.  Также при поступлении в школу в порядке перевода родители должны предоставить выписку из личного дела с последнего места учебы.

  Дополнительно иностранные граждане должны предъявить документ, который подтверждает право находиться на территории Российской Федерации (миграционная карта, удостоверение беженца и т.п.). 

Все документы должны быть на русском языке или должны иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык.

Обратите внимание: отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приёме в школу.

В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приёме в школу, ребёнка могут принять в школу на основании заявления родителя (законного представителя) и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.).

В исключительных случаях (если ребёнок прибыл на территорию России в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребёнка, либо без сопровождения) ребёнка могут принять в школу на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребёнка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребёнка, достигшего возраста 14 лет.

Родители имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребёнка.

В какой класс должны зачислить учащегося при переводе из иностранной школы?

Учащегося зачисляют в класс, который соответствует уровню освоения российской образовательной программы. Подтвердить это можно одним из нескольких способов. 

Зачисление на основании данных из личного дела

Школа может зачислить учащегося в очередной класс на основании данных, которые имеются в его личном деле (справке, ином документе с годовыми отметками).

Это, прежде всего, касается случаев перевода из стран, с которыми у России есть соглашения о взаимном признании документов об образовании.

Для отдельных стран (Армения, Молдова, Украина, Беларусь) есть официальные рекомендации о порядке перевода оценок из 12-балльной системы в 5-балльную. 

См. Письмо директора международного департамента Минобрнауки РФ № 16-11204 от 04.09.2013 “О соответствии оценок”. На основании этих рекомендаций школа может самостоятельно перевести сведения об оценках в 5-балльную систему, занести их в личное дело и зачислить ребенка в очередной класс.

Зачисление на основании аттестации

Личное дело с отметками, которые были получены в иностранной школе не всегда принимается российскими школами. В некоторых случаях школы отказываются доверять справкам из иностранных школ.

Также бывают ситуации, когда родители не могут предоставить официальные справки с прежнего места учебы.

В этом случае школа при приеме имеет право провести промежуточную аттестацию ребенка и на ее основании зачислить ребенка в класс, который по мнению комиссии соответствует уровню освоения образовательной программы с учетом российских требований. 

В случае возникновения сложностей. Можно подать заявление только на прохождение промежуточной аттестации в любую государственную или частную школу, которая имеет аккредитацию. И имея на руках результаты промежуточной аттестации – поступать на очное обучение.

Зачисление на основании промежуточной аттестации и решения комиссии возможно в классы с 1 по 9. Для зачисления в 10 и 11 класс обязательно иметь документ, эквивалентный российскому аттестату. Для этого необходимо пройти процедуру признания иностранного образования. 

Процедура признания иностранного образования

Еще один путь, которым можно воспользоваться – пройти процедуру по признанию образования, которое получено в иностранном государстве. 

В соответствии с частью 13 статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: 

документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации 

Международные договоры признают эквивалентными документы, которые выдаются после окончания 9 класса и 11 класса. Поэтому первым делом нужно уточнить, есть ли со страной, в которой обучался ребенок, международное соглашение. Если договор есть – для поступления в 10 класс достаточно будет приложить иностранный документ об окончании 9 классов с переводом на русский язык.

Смотрите сборник “Международные соглашения по признанию документов об образовании”, 2009 год

Если образование не попадает под действие международного договора о взаимном признании, то необходимо пройти процедуру признания образования.

Процедура признания регламентируется частями 4 – 11 статьи 107 Закона и осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391.

Услуга предоставляется уполномоченным структурным подразделением Рособрнадзора. Результатом предоставления услуги является выдача свидетельства о признании иностранного образования в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня, с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в Российской Федерации. 

Источник: https://usperm.ru/content/postuplenie-v-shkolu-inostrannogo-grazhdanina

В школу можно брать детей и без регистрации, решил верховный суд россии

Ребенка не берут в школу (1 класс) без регистрации гражданства РФ

Суд не отменил приказ Минобрнауки о необходимости регистрации у детей при приеме в российские школы. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Сергей Фадеичев/ТАСС

Верховный суд России в четверг признал законным приказ Министерства образования и науки, по которому в российских школах с 2014 года перестали принимать детей, не имеющих регистрации по месту жительства. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Документ оспаривала благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие». Также истцами выступали гражданка Сирии Нассер Кавтхар и гражданин Узбекистана Нурбек Курбанов.

Семилетнюю дочь Нассер не взяли в первый класс в Москве из-за того, что хозяин съемной квартиры отказался прописывать мать девочки с ребенком. Она переехала в Пушкино, но и там история повторилась.

Сама женщина в прошлом году получила в России временное убежище в связи с тем, что у нее на Родине идет гражданская война. В четверг она лично приехала в суд.

Гражданин Узбекистана, отец четверых детей Нурбек Курбанов из Твери доверил представлять его интересы юристам «Гражданского содействия». Мужчина столкнулся с тем, что в середине учебного года двух его сыновей — 8-классника Нусратуллоха и 10-классника Умара — отчислили из школы после того, как выяснилось, что у детей окончился срок действия разрешения на временное проживание.

Приказ раздора

В обоих случаях директора школы оправдывали отказы пунктом 9 приказа № 32 Министерства образования и науки от 22 января прошлого года.

В нем прописан порядок для приема в общеобразовательные учреждения начального и среднего общего образования.

В документе говорится о необходимости регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, а также о том, что родители-иностранцы должны предъявить документ, подтверждающий право на пребывание в России.

По словам представителей комитета «Гражданского содействия», с начала учебного года к ним обратились порядка 40 семей мигрантов, у которых возникли проблемы с зачислением детей в школу. Аналогичные жалобы стали поступать к ним уже и от граждан России.

Представлявший интересы организации в суде адвокат Михаил Кушпель заявил, что приказ Минобрнауки противоречит статье 43 Конституции РФ, Международной конвенции «О правах ребенка» и федеральному закону РФ «Об образовании», где сказано, что каждый ребенок имеет право на образование вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, места жительства и т.п. Таким образом, по мнению истцов, обжалованный приказ противоречит основному закону страны, а также международным правовым актам.

Кушпель сообщил, что представители «Гражданского содействия» не раз пытались устроить многих детей иностранных граждан в российские школы, но успехом их попытки не увенчались, «везде идет ссылка на данный пункт приказа».

Глава «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина назвала «опасным для общества» принятие документа, который противоречит Конституции. Она отметила: если дети остаются предоставлены сами себе, их аккумулирует криминальная среда.

Ганнушкина считает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы дети иностранцев учились в российских школах. «Они становятся носителями нашей культуры и языка. В противном случае мы теряем это влияние.

Язык и культура — это большее влияние на мировое сообщество, чем политика сегодняшнего дня, которую проводит государство», — сказала правозащитница. Она сообщила, что недавно была на конференции в Туркмении, которая шла по-английски. «Дети ничего не понимают по-русски.

Мы не должны терять этот способ влияния и распространения нашей культуры», — убеждена Ганнушкина.

«Если министерство считает, что дети находятся нелегально на территории РФ — ну что ж, обратитесь в ФМС. Но это не может быть функцией Минобразования — следить за регистрацией детей», — уверена правозащитница.

По ее мнению, оспариваемый пункт приказа Минобразования должен быть, если не отменен, то изменен, или же к нему должны появиться разъяснения. «Проблемы надо решать, а не бороться с ними репрессивными методами», — отметила правозащитница.

Сложности поступления в школу

Сотрудница «Гражданского содействия» Анастасия Денисова рассказала суду, что лично общалась с директорами и юрисконсультами школ, которые отказываются брать детей без регистрации. «Они говорили мне, что не знают, как трактовать приказ, и сами крайне недовольны, что выполняют несвойственные им функции.

Они хотят заниматься учебным процессом, подготовкой 1 сентября, а не выполнять функции ФМС. Люди говорят, что хотят взять детей в школу, но не могут», — отметила Денисова. По ее словам, само слово «регистрация» трактуется директорами школ по-разному.

Некоторые из них просят предъявить у родителей годовую регистрацию на ребенка.

Также Денисова поведала о проблемах при подаче заявления о приеме в школу. По ее словам, в настоящее время оно заполняется в электронной форме на портале госуслуг. В заявлении указана графа «регистрация».

Без нее электронная система заявление просто не пропускает, а директора школ не принимают заявление лично от родителей. «Они говорят, идите в ОСИП (Окружные службы информационной поддержки).

Там объясняют: «Мы — техническая служба, мы только можем помочь вам заполнить заявление, если вы не владеете Интернетом. Мы за вас не можем написать регистрацию», — описывала сложности поступления в школу Денисова.

Представители истцов просили признать оспариваемый пункт приказа Минобрнауки частично недействующим и отменить пункт №9. В свою очередь, представитель Минобрнауки Ольга Федорова заявила, что приказ министерства правомерен и ясен.

По ее мнению, неправильная трактовка приказа не является основанием для признания его незаконным. Она заявила, что в нормативном акте «нет ни одного пункта, в котором бы говорилось отказывать в приеме детей в школы из-за отсутствия регистрации».

«Отказать в приеме ребенка в школу могут только по одной причине — из-за отсутствия в ней свободных мест», — сказала она.

Федорова отметила, что при издании приказа в министерстве учитывали: устраивать детей в школу пойдут граждане, как с регистрацией, так и без нее. «Поэтому было сформулировано два принципа.

Если ребенок проживает на данной территории, и это подтверждено документом, то самый простой способ — это предъявление регистрации по месту жительства или по месту проживания. В этом случае ребенок попадает в первый поток на зачисление», — сказала она.

В случае же если у ребенка отсутствует регистрация, то родитель или его законный представитель должны предъявить свидетельство о рождении ребенка, сообщила Федорова. «Сложно представить родителей или законных представителей ребенка без этого документа», — сказала она.

«Дополнительный» документ

В то же время представитель гражданки Сирии, член «Гражданского содействия» Анастасия Денисова обратила внимание суда на то, что свидетельство о рождении упоминается в приказе министерства лишь как дополнительный документ к свидетельству о регистрации. В ответ Федорова пояснила, что этот документ прилагается дополнительно к заявлению в школу, а вовсе не к свидетельству о регистрации. По ее мнению, это вполне ясно, и «большинство образовательных организаций понимают этот блок приказа правильно».

Федорова отметила, нормы для поступления детей в школу были приняты с учетом миграционной политики. Она заявила, что директора школ «регулярно предоставляют ответы на запросы ФМС», и, если оспариваемый пункт приказа отменить, то учителей начнут привлекать к административной ответственности по статье 18.11 КоАП (Нарушение иммиграционных правил).

Эти слова вызвали недоумение у Светланы Ганнушкиной. Председатель «Гражданского содействия» заметила, что по данной статье лицо можно привлечь к ответу только за непредоставление или несвоевременное представление в орган исполнительной власти информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства.

По ее словам, если в школу придет запрос из ФМС, педагоги и учителя должны ответить, сколько у них учатся детей без регистрации и написать: «Помогите их зарегистрировать». «Кого и за что тут могут осудить? Я не понимаю», — заметила она.

Привлеченный к спору представитель Министерства юстиции выступил на стороне Минобрнауки, как и Генеральная прокуратура. В итоге, выслушав доводы сторон, судья Юрий Иваненко иск отклонил.

Была оглашена лишь вводная часть судебного акта, поэтому неясно, какой именно из аргументов ответчика суд положил в основу своего решения.

Но судя по всему, судья согласился с доводами представителя Минобрнауки о том, что в школы можно брать детей и без регистрации, достаточно лишь заявления и свидетельства о рождении.

Кто в доме хозяин

Светлана Ганнушкина сказала Business FM, что разочарована принятым решением. Она намерена обжаловать его в апелляции. «Все, что проистекает из приказа Минобрнауки, приводит к тому, что детей без регистрации просто не берут в школы.

Ну, напишите так, чтобы людям было понятно, измените формулировку». По словам правозащитницы, она надеялась, что министерство представит в суд соответствующие письменные пояснения. «Этого было бы достаточно, чтобы отозвать нашу жалобу.

Но они просто решили показать, кто в доме хозяин», — заметила председатель «Гражданского содействия».

Стоит отметить, что Нурбек Курбанов в четверг отозвал свой иск. Это было связано с тем, что в июне этого года Заволжский суд Твери уже защитил его права и отменил приказ руководства школы № 34 об отчислении его сыновей из школы. Тогда суд пришел к выводу, что администрации учреждения не следовало брать на себя функции ФМС.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Источник: https://www.bfm.ru/news/301434

Прав-помощь
Добавить комментарий