С какого момента рассчитывается зарплата по новому окладу при переводе на высшую категорию?

Повышение зарплаты бюджетников в 2019 году, последние новости — поднимут ли зарплату бюджетникам 1 янврая 2019?

С какого момента рассчитывается зарплата по новому окладу при переводе на высшую категорию?

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Большинство работников бюджетных учреждений до сих пор получают зарплаты ниже, чем средние по регионам. Хоть большинство из них идет в профессию по призванию, они тоже рассчитывают на достойную оплату своего труда. В 2019 году ожидается увеличение оплаты труда как работникам бюджетной сферы, так и государственным служащим, а также военным.

Работники бюджетной сферы социально слабо защищены, ведь уровень их благосостояния полностью зависит от государства. Поэтому вопрос повышения зарплат бюджетникам – достаточно актуальный.

Регулярное повышение заработной платы разным категориям работников – гарантия того, что их доходы будут расти вслед за ростом цен на основные товары. Однако не всегда и не для всех категорий бюджетников повышение зарплаты производится в соответствии с уровнем инфляции – отклонения могут быть как в сторону более быстрого роста, так и наоборот.

К бюджетникам относят несколько отдельных категорий работников:

  • непосредственно сотрудники бюджетных учреждений – учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.;
  • представители власти – государственные служащие федерального, регионального и муниципального уровней;
  • военнослужащие и сотрудники военизированных и силовых структур (сотрудники полиции, противопожарной службы, национальной гвардии и т.д.).

Уровень оплаты труда для разных категорий работников устанавливается по отдельности и регламентируется разными нормативно-правовыми актами. От этого отличается и непосредственно сам уровень оплаты труда:

Как видно, чиновники и силовики в России получают значительно больше, чем сотрудники непосредственно бюджетных учреждений (многие из которых получают зарплату даже ниже, чем средняя по стране). При этом более высокий уровень оплаты труда научных работников связан с немногочисленностью таких работников (большинство ученых в России работают в сфере образования).

Повышение заработной платы в 2019 году ожидается у представителей всех категорий бюджетников, однако величина этого повышения будет отличаться.

Повышение зарплат работникам бюджетных учреждений

Среди всех категорий работников, которые получают зарплату из бюджета, наименее социально защищены именно работники бюджетных учреждений (что видно из графика). При этом для разных категорий работников бюджетной сферы уровни заработной платы тоже различаются:

Стоит отметить, что повышение зарплат работникам бюджетных учреждений запланировано «Майскими указами» Президента РФ от 2012 года. Согласно ним, для некоторых категорий бюджетников должны существенно улучшиться социальные стандарты. Однако по состоянию на 2017 год большинство индикаторов не выполняются:

ГодКому должны повыситьОриентир для повышенияПланФакт (2017)Процент выполнения
2012Учителя в школахСредняя зарплата по региону391673402786,9
2013Воспитатели в детских садахСредняя зарплата в сфере общего образования340272902785,3
2018Мастера и преподаватели профессионального образования;работники культурыСредняя зарплата по региону3916732212-3246682,2-82,9
2018Преподаватели ВУЗов;научные сотрудники;врачи200% средней зарплаты по региону7833456445-6383172,1-81,5
2018Социальные работники; младший и средний медицинский персоналСредняя зарплата по региону3916721413-3024654,7-77,2

Наследство – «манна небесная» или непосильное бремя?

Как видно, наиболее близко к целевым показателям приближается уровень оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений (но достигнут он должен был еще в 2012 году). Важно, что это данные в целом по России, в некоторых регионах местные власти добились почти полного соответствия фактических показателей целевым значениям.

Стоит также отметить, что зачастую выполнение «Майских указов» проводится путем не фактического повышения зарплаты, а через манипулирование цифрами:

  • сокращение и перевод младшего медицинского персонала в другие категории (например, перевод санитарок в разряд уборщиц) – в этом случае такие работники не попадают под повышение зарплаты. За 5 лет младший медицинский персонал сократился с 1,44 до 1,32 миллиона человек;
  • сокращение персонала в сфере образования (за 5 лет – с 2,32 до 2,17 миллионов человек). Сокращают высокооплачиваемых сотрудников (с научными степенями и званиями), перераспределяя их зарплаты на другие должности. Одновременно сокращают низкооплачиваемые рабочие места;
  • перераспределение обязанностей из-за сокращения персонала. Например, в здравоохранении обязанности сокращенного младшего персонала перенесли на средний медперсонал. Некоторые обязанности передают на аутсорс.

Как результат – при ограниченном фонде оплаты труда бюджетные учреждения смогли выполнить «Майские указы» более, чем на 80%.

Дальнейшее повышение зарплат бюджетников, которых касаются «Майские указы», будет выше, чем для остальных:

Таким образом, серьезное повышение заработной платы коснется только тех категорий бюджетников, которые упоминаются в «Майских указах» Президента от 2012 года. Остальных ждет повышение зарплаты на уровне величины инфляции.

Дополнительно некоторых бюджетников ждет повышение зарплат и по итогам повышения МРОТ. Для некоторых категорий младшего и среднего персонала со средним образованием зарплата устанавливается в зависимости от МРОТ. С 1 января его величина повышается с 11 163 до 11 280 рублей (что составляет всего около 1,05%).

Следовательно, повышение зарплат работникам бюджетной сферы в 2019 году ожидается на уровне от 1,05 до 6%.

Повышение зарплат государственных служащих

Государственные служащие в большинстве ведомств получают заработную плату около средней по региону или выше. При этом кроме оклада такие работники имеют право на дополнительные стимулирующие меры, материальную помощь, дополнительно им компенсируются некоторые расходы.

По состоянию на 2018 год средний уровень оплаты труда госслужащих такой:

Категории служащихВсегоЗаконодательнаяИсполнительнаяСудебная
Работники федеральных государственных органах118,8167,7107,9106,0
Государственные служащие на региональном уровне, в томчисле:45,868,247,335,0
— в федеральных государственных органах41,342,335,6
— в государственных органах субъектов РФ56,468,258,832,5
Муниципальные служащие39,046,638,6

Онлайн касса в 2019 году для ИП

Как видно, существует серьезный разрыв между уровнями оплаты труда в федеральных, региональных и муниципальных органах власти. Стоит при этом учитывать, что федеральные органы власти расположены преимущественно в Москве, где стоимость жизни и средние зарплаты гораздо выше, чем в регионах.

Стоит учитывать, что с 2013 по 2018 год действовал режим «заморозки» окладов государственных служащих. Это было связано с экономическим кризисом и необходимостью сокращения государственных расходов.

В 2019 году запланирована индексация заработной платы государственных служащих на величину планируемой инфляции – на 4,3%. Эта индексация будет осуществлена с 1 октября 2019 года. Однако в регионах органы власти субъектов РФ имеют право поднимать оплату труда госслужащих своего уровня сверх этой цифры, но только за счет бюджета региона.

При этом данная индексация касается непосредственно оплаты труда чиновников, однако они имеют право на другие выплаты поощрительного и компенсационного характера, которые рассчитываются по другим методикам.

Так, в принятый Госдумой федеральный бюджет на 2019 год включены относительно высокие расходы, направляемые на материальную мотивацию чиновников. В основном это касается тех госслужащих, которые работают в приоритетных сферах (в рамках национальных и федеральных проектов).

Как отметил министр финансов России Антон Силуанов, в последние годы сложилась «плачевная» ситуация с оплатой труда государственных служащих, поэтому бюджетом на 2019-2021 годы предлагается повысить оплату труда чиновникам.

Согласно проекту бюджета, на материальную мотивацию государственных служащих планируется потратить:

  • в 2019 году – 138,6 миллиардов рублей;
  • в 2020 году – 208,9 миллиардов рублей;
  • в 2021 году – 284,4 миллиардов рублей.

Также отметим, что, несмотря на «замороженные» оклады чиновников, суммы компенсаций (например, за аренду жилья и на транспорт) и материальной помощи каждый год росли. В дальнейшем следует ожидать, что они тоже будут расти, вместе с инфляцией.

Таким образом, повышение заработной платы государственным служащим в 2019 году будет складываться из нескольких частей: индексации окладов, усиления материальной мотивации, а также роста остальных элементов совокупной оплаты труда чиновников.

Повышение денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов

Вместе с «заморозкой» окладов госслужащих, военным тоже последние 5 лет не проводилась индексация денежного довольствия.

Учитывая, что за 5 лет, когда индексация не проводилась, уровень инфляции составил примерно 50%, реальный уровень социальных стандартов военнослужащих снизился вдвое.

В силу этого к 2018 году доходы военнослужащих с квалификацией и выслугой снизились до уровня работников с низкой квалификацией.

Только с 1 января этого года денежное довольствие было проиндексировано на 4%. Также в 2019-2021 годах, согласно проекту федерального бюджета, ожидается ежегодная индексация довольствия.

С 1 октября 2019 года ожидается индексация денежного довольствия военнослужащих, а также сотрудников МВД, ФСИН, ФСБ, Росгвардии и других военизированных организаций на 4,3%. На эту же величину увеличатся и военные пенсии (поскольку они рассчитываются из сумм денежного довольствия).

Повышение денежного довольствия в 2019 году затронет не только военнослужащих, но также и сотрудников МВД, службы войск национальной гвардии, ФСИН, Государственной противопожарной службы, ФСБ и других военизированных организаций.

Кроме того, следует учитывать, что в Вооруженных силах и других военизированных структурах оплата труда складывается из нескольких частей – оклад за звание, оклад за должность, доплаты за выслугу лет, за выполнение определенных заданий, за результаты службы и т.д. Все эти выплаты планируется повысить с 1 октября 2019 года на 4,3%.

В результате, доходы по разным воинским должностям составят после индексации:

  • стрелок (рядовой) – 24 400 рубль;
  • старший сапер (ефрейтор) – 37 000 рублей;
  • командир отделения (сержант) – 53 300 рубля;
  • командир взвода (старшина) – 71 500 рублей;
  • командир роты (капитан) – 73 994 рубля;
  • командир батальона (подполковник) – 85 345 рублей.

В МВД средняя зарплата после повышения составит примерно 39 000 рублей, в других структурах также ожидается рост.

В дальнейшем денежное довольствие военнослужащих также будет индексироваться – в 2020 году на 3,8%, в 2021 году – на 4%. На повышение денежного довольствия военнослужащих заложили соответствующие суммы в федеральный бюджет: на 2019 год – 22,6 миллиарда рублей, на 2020 год – 41,2 миллиарда.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/povyshenie-zarplat-byudzhetnikam-v-2019-godu-komu-i-na-skolko

С 2020 года зарплата всех педагогов вырастет от 20 до 70 % | юрліга

С какого момента рассчитывается зарплата по новому окладу при переводе на высшую категорию?

Реформа оплаты труда предусматривает увеличение оплаты труда для всех педагогов от 20 до 70 % уже в следующем году, а также поэтапное продолжение повышения зарплаты для них до 2023 года.

Соответствующее постановление было принято на правительственном заседании 10 июля 2019 года.

Особый акцент будет сделан на повышении оплаты труда молодых учителей, дошкольников и мастеров производственного обучения в заведениях профобразования.

По словам Министра образования и науки Лилии Гриневич, было решено сделать привязку для оплаты труда учителей к прожиточному минимуму, который изменяется и отражает экономическую ситуацию в стране.

Размер прожиточного минимума легко можно найти в модуле “Справочники” ИПС ЛІГА:ЗАКОН.

В заключительных положениях Закона “Об образовании” указано, что до 2023 года наименьший должностной оклад педагогов должен вырасти до 4 прожиточных минимумов.

Изменение системы оплаты труда предусматривает погодовой план внедрения с 2020 до 2023 года.

В этом году минимальный должностной оклад составляет 1,73 от прожиточного минимума.

По правилам новой системы оплаты труда педагогов, в 2020 году этот оклад будет составлять 2,5 прожиточных минимумов, в 2021-м будет на уровне 3,0 прожиточных минимумов, 2022-м – 3,5, с января 2023 года – 4,0 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. При этом каждая следующая категория педработников будет расти на 10 %, по сравнению с предыдущей.

Вместо 25 тарифных разрядов все педагоги и ученые будут оплачиваться с учетом того, к какой группе и подгруппе новой системы они относятся. Так, предусмотрены 3 основных категории:

– в категории “предработники” 7 подгрупп;

– в категории “научно-педагогические работники” – 5 подгрупп;

– научные работники – 4 подгруппы.

Реформа касается всех работников сферы образования и науки.

Молодой воспитатель детсада, который сегодня кроме оклада еще имеет надбавку за престижность 10 %, получает в платежке ежемесячно начисленную минимальную заработную плату 4 тыс. 173 грн.

В 2020 году дошкольник, получая только оклад без надбавок, будет получать 6 тыс. 369 грн. То есть рост на 52,6 %. При этом тело должностного оклада вырастет на 68,3%.

Существенно вырастет и зарплата опытного воспитателя детсада (должностной оклад вырастет более чем на 40 %).

Еще одной из наименее оплачиваемых категорий являются молодые учителя. Сейчас такой учитель, если у него есть 10 % за престижность, а также 20 % за проверку тетрадей, получает 5 тыс. 410 грн.

В следующем году, благодаря предлагаемой реформе, месячная зарплата такого учителя, без средств на оздоровление и 13-й зарплаты, будет составлять 7 тыс. 643 грн. Это на 41,3 % больше, чем сейчас.

Заработная плата опытных учителей, получающих надбавку за выслугу лет 30 %, также вырастет.

Сейчас, получая оклад, 30 % надбавки за стаж, 10 % – за престижность и 20 % за проверку тетрадей, ежемесячно такой учитель в платежке получает 8 тыс. 182 грн.

Следовательно, в 2020 году с надбавкой за стаж и тетради учитель высшей категории будет получать 10 тыс. 500 грн. Рост 28,3 %.

Сейчас молодой мастер производственного обучения получает одну из самых низких зарплат – 4 тыс. 540 грн.

В эту сумму входит оклад +10 % за престижность, + 10 % за заведование мастерской. Благодаря новому подходу к оплате труда молодой мастер уже в следующем году получит в месячной платежке 7 тыс. 700 грн.

(оклад + 10 % за заведование мастерской). То есть рост на почти 70 %.

Опытный мастер со стажем 21 год и заведованием мастерской получает в месячной платежке 6 тыс. 974 грн., то есть меньше, чем со следующего года будет получать молодой мастер. В результате изменения системы он будет получать уже 9 тыс. 800 грн., что на 40 % больше, чем сейчас.

Руководитель кружка внешкольного образования также получит увеличение зарплаты уже со следующего года. Сейчас его заработная плата на уровне минимальной, а со следующего года будет на уровне 5781 грн. То есть вырастет на 50,3 %.

Уже с 1 сентября 2020 года эта реформа также коснется работников высшего образования и науки, и у них также зарплаты вырастут от 10 до свыше 60 %.

С 1 сентября 2019 также будет увеличена на 10 % зарплата для тех педагогов, кому соответствующее увеличение не сделали 1 января 2018 года.

По словам Лилии Гриневич, в 2018 году зарплата всех педработников, оплачиваемая из образовательной субвенции, выросла более чем на 20 %. Остальные педагоги получили увеличение только на 10 %. С 1 сентября 2019 года дошкольники, внешколье, профобразование (кроме учителей, оплачиваемые из субвенции) и профессиональное предвысшее получит рост на эти 10 %.

Источник: https://jurliga.ligazakon.net/news/187728_s-2020-goda-zarplata-vsekh-pedagogov-vyrastet-ot-20-do-70-

ЗАВУЧ.инфо – Ольга Васильева объяснила, как изменится зарплата учителей

С какого момента рассчитывается зарплата по новому окладу при переводе на высшую категорию?

Как сообщила глава Минобрнауки России Ольга Васильева, премьер-министр Дмитрий Медведев уже дал соответствующее поручение, передает Интерфакс.

«Мы будем сейчас готовить правовые акты для выхода на 70% базовой зарплаты — это должно касаться всех учреждений образования — и 30 процентов стимулирующих выплат. Еще раз: 70 и 30.

Это уже решенный вопрос», — сказала Ольга Васильева на Всероссийском съезде сельских учителей в Чувашии.

В сегодняшнем интервью ТАСС Ольга Васильева также сообщила, что к 2018 году планируется ввести градации учительских должностей. Существующая сейчас в школах должность учителя будет дополнена позициями «старшего учителя» и «ведущего учителя». Согласно проекту Минобрнауки, новые должности будут отличаться по требуемой компетенции, степени ответственности и сложности выполняемых задач.

Система оплата труда сотрудников вузов и школ изменилась в 2008 году после постановления правительства № 583. Зарплата разделилась на оклад, стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (качество, за непрерывный стаж, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы) и на компенсационные выплаты.

Ранее Дмитрий Медведев уже высказывался по поводу возможного повышения зарплат для учителей.

Во время общения с участниками форума «Территория смыслов» на Клязьме премьер посоветовал учителям, которые недовольны своим достатком, зарабатывать деньги в бизнесе.

Медведев добавил, что современный энергичный педагог способен получать не только ту зарплату, «которая положена ему по должностному расписанию, но как-то, так сказать, еще что-то заработать».

___________________________________________

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! На основе ваших комментариев мы составили обращение к Президенту. Обращение опубликовано ниже

Президенту Российской Федерации 

В.В.Путину 

Уважаемый господин Президент! 

В связи с подготовкой  Правительством Российской Федерации реформы  системы оплаты труда учителей российских школ, введения единой отраслевой системы оплаты труда педагогов, а также с прозвучавшими заявлениями Министра образования и науки Российской Федерации о подготовке правовых актов по поводу разделения заработной платы учителей на базовую и стимулирующую, составляющую в размере 70 и 30 процентов соответственно, мы, учителя школ России, обращаемся к Вам с просьбой обратить внимание на происходящее и взять вопрос о зарплатах педагогического состава под личный контроль. 

Мы внимательно следим за Вашими заявлениями по этому вопросу и согласны с тем, что система должна быть транспарентной, что в современном мире не может быть уравниловки, с тем, что система информирования учителей, начисления заработной платы, должна быть так же прозрачной. Однако, Правительство России собирается провести очередную реформу системы оплаты труда, и первое, о чем слышат учителя, – о разделении заработной платы учителей в соотношении 70 на 30 процентов, как об уже решенном вопросе.

Учителя школ России за последние 30 лет пережили бесчисленное количество реформ. Ни одна из них не обсуждалась с педагогической общественностью настолько, чтобы реформа была проведена с максимальным учетом разных интересов. Они лишь приводили все проблемы учителей и школ к общему знаменателю. Следствием этого является падение качества российского образования. 

Рост зарплат учителей за последние пять лет произошел в основном за счет увеличения их нагрузки – совмещения ставок, классного руководства и т.д.

При этом учитель тратит собственные деньги на приобретение  и распечатку дидактического раздаточного материала для учащихся, организацию внеклассных мероприятий, оформление кабинетов и т.д.

Большинство учителей проходят курсы повышения квалификации за свой счет.

 Нужно обратить особое внимание на то, что большинство работающих учителей – женщины,  имеющие собственных  детей, на воспитание  которых нужны не только средства, но и время и силы. И на этом фоне приглашение Председателя Правительства Российской Федерации открыть учителям еще и бизнес, выглядит, по меньшей мере, цинично.

Во многих регионах до 70% педагогического состава школы – люди пенсионного возраста, а уровень жизни пенсионеров в нашей стране Вам хорошо известен. При этом Правительство всерьез обсуждает возможность ограничения конституционного права работающих пенсионеров на получение пенсии.

Регионам, как правило, дается право понижения стимулирующих ставок, и при отсутствии денег на местном уровне учительские зарплаты одними из первых сокращаются. В результате,  зарплаты по стране разнятся, отличаясь в зависимости от региона и школы.

Нельзя недооценивать и субъективный фактор руководства школ при установлении стимулирующих надбавок: общественный контроль фактически отсутствует, единых прозрачных правил их определения не существует. 

В настоящий момент, когда наша страна испытывает проблемы с наполнением бюджетов, установление базовой ставки заработной платы для учителей в размере 70% без учета как интенсивности работы учителей, так и интенсивности их жизни, как простых людей, приведет к фактическому снижению заработной платы при оставшейся нагрузке, и стимулирующие 30% в абсолютном денежном выражении такими стимулирующими уже не будут выглядеть. Произойдет очередное обнищание учителей и сокращение количества педагогов в школах.

Многие процессы, происходящие в России, сравниваются с тем, что происходит за рубежом. Зарплаты российских учителей не идут ни в какое сравнение.

При этом известно, что в странах с высоким уровнем образования зарплаты учителей существенно выше, сравнимы они и с зарплатами чиновников.

И престиж учителя, и повышение профессионального уровня педагогов – проблемы, которые волнуют сегодня и общественность, и Правительство. Их нельзя не увязывать с уровнем зарплаты, который останется после всех этих реформ. 

Уважаемый господин Президент!

Просим Вас обратить особое внимание на проблемы учителей российских школ в самом широком их спектре, внимательно отнестись к предложениям, которые готовит Правительство России. 

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ ПОДДЕРЖАТЬ ОБРАЩЕНИЕ МОЖНО ЗДЕСЬ 

Источник: https://www.zavuch.ru/news/news_main/670/

Оплата труда при переводе на постоянную нижеоплачиваемую должность: что учесть, как рассчитать

С какого момента рассчитывается зарплата по новому окладу при переводе на высшую категорию?

Прежде чем говорить о трудовых гарантиях в случае перевода работника на постоянную нижеоплачиваемую должность, давайте вспомним, что такое перевод.

Под переводом на другую работу понимается изменение трудовой функции работника.

Так, согласно ст. 21 КЗоТ работник обязан выполнять работу, определенную трудовым договором. В свою очередь работодатель не имеет права требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, т. е. не имеет права выходить за рамки трудового договора, который определяет обязанности работника с учетом специальности, квалификации, должности (ст. 31 КЗоТ).

Под переводом на другую работу понимают такой перевод работника, при котором изменяется выполняемая им работа, обусловленная трудовым договором (контрактом), должность, специализация работника или место работы.

Пунктом 31 постановления № 9 определено, что перевод на другую работу означает поручение работнику работы, не соответствующей специальности, квалификации или должности, определенной трудовым договором.

Заметим, что перевод на другую постоянную работу не является основанием для прекращения трудового договора. Другими словами, трудовой договор, заключенный с работником, продолжает действовать, но происходит изменение трудовой функции работника.

Перевод на другую работу возможен только с согласия работника. Это прямо предусмотрено ч. 1 ст. 32 КЗоТ.

Обратите внимание: следует отличать перевод на другую работу от изменения существенных условий труда, поскольку изменение существенных условий труда допускается при сохранении специальности, квалификации или должности.

Об изменении существенных условий труда работников предупреждают за 2 месяца. А вот насчет перевода законодательством не предусмотрен срок предупреждения работника о таком событии.

Поэтому для постоянного перевода на другую работу работника необходимо получить только его согласие в устной или письменной форме.

Важно! В случае перевода на другую постоянную нижеоплачиваемую работу предупреждать за два месяца не нужно.

Но! Если инициатором перевода на постоянную нижеоплачиваемую должность является работодатель и при этом происходит изменение существенных условий труда, то работнику должно быть сообщено об этом не позднее чем за два месяца.

Несогласие продолжать работу в новых условиях (с измененными существенными условиями труда) является основанием для прекращения трудового договора с работником в соответствии с п. 6 ст.

36 КЗоТ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).

Итак, с основами перевода работника на другую должность (работу) разобрались. Но ч. 1 ст. 114 КЗоТ предусматривает особую гарантию при переводе работника на постоянную нижеоплачиваемую работу.

А именно: при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу за ним сохраняется прежний средний заработок в течение двух недель со дня перевода.

Причем неважно, по чьей инициативе происходит перевод на постоянную нижеоплачиваемую должность: по инициативе работодатели или по инициативе работника. То есть указанная гарантия применяется и в том случае, когда перевод состоялся по инициативе самого работника. Об этом сказано в п.

18 постановления № 13. Это означает, что в течение двух недель с момента перевода работник будет получать не меньше средней зарплаты по прежней работе. Хотя могут быть ситуации, когда на новой нижеоплачиваемой должности заработок окажется выше, например, если работника премируют.

Но как именно выполнить эту трудовую гарантию на практике? Именно с этим вопросом к нам обращаются читатели, поскольку ст. 114 КЗоТ не дает развернутый ответ на него.

Выполняем гарантию о зарплате не ниже «средней» на практике

Итак, в течение двух недель с момента перевода на постоянную нижеоплачиваемую работу работник будет получать заработок не меньше средней зарплаты по предыдущей работе. Для реализации вышеприведенной гарантии нужно выполнить ряд последовательных действий (см. также рис. 1 ниже):

во-первых, определить дневной заработок по новой должности;

во-вторых, рассчитать среднедневную зарплату, которая выплачивалась по предыдущей должности;

в-третьих, сравнить рассчитанные показатели.

Рис. 1. Выполняем гарантию ст. 114 КЗоТ

Если дневной заработок работника на новом месте работы окажется меньше среднедневного, ему осуществляется доплата до среднедневного заработка за каждый рабочий день в течение первых двух недель работы со дня перевода.

Это будет разница между среднедневным и дневным заработком за каждый рабочий день на протяжении первых двух недель со дня перевода.

В результате такой доплаты дневной заработок работника с учетом доплаты в течение двух недель со дня перевода должен равняться среднедневному заработку за этот же период.

Рассчитываем дневной и среднедневной заработок правильно

Дневной заработок. Дневной заработок рассчитываем в месяце, в котором работника перевели на другую постоянную нижеоплачиваемую работу, исходя из условий полностью отработанного месяца. Это имеет значение, если в таком месяце рабочие дни работником отработаны не полностью (например, работник часть месяца находился в отпуске или на больничном).

При исчислении дневного заработка учитывают все элементы (составляющие) заработной платы, которые предусмотрены условиями трудового (коллективного) договора и причитаются работнику в этом месяце.

К ним относятся: оклад, доплаты, надбавки, премии, суммы индексации и т. д. (как и в случае определения дневного заработка при оплате дней командировки).

Обратите внимание: при расчете дневного заработка учитывают также и доплату до минимальной заработной платы.

Дневной заработок (ЗПдн) можно рассчитать по формуле:

ЗПдн = ЗПмес : РДграф,

где ЗПмес — зарплата работника, которая могла бы быть начислена работнику за полностью отработанный месяц после перевода;

РДграф — количество рабочих дней по норме рабочего времени в месяце перевода.

Среднедневная зарплата. Расчет среднедневной заработной платы производим в соответствии с Порядком № 100. Для этого можно использовать алгоритм, приведенный на рис. 2.

Рис. 2. Алгоритм расчета среднедневной зарплаты

В общем случае расчет среднедневной зарплаты производим исходя из выплат за последние два календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа), предшествовавших месяцу, в котором работника перевели на нижеоплачиваемую должность (абз.

3 п. 2 Порядка № 100). Если на протяжении последних двух месяцев работник не работал, среднюю зарплату исчисляйте исходя из выплат за предыдущие два месяца работы.

Если и на протяжении этих месяцев работник не отработал ни одного дня, тогда среднюю зарплату рассчитывайте исходя из должностного оклада (тарифной ставки), установленного ему в трудовом договоре (абз. 3 п. 4 Порядка № 100).

При этом для вновь принятых работников, проработавших менее двух календарных месяцев, среднедневную зарплату исчисляйте исходя из выплат за фактически отработанное время.

Перечень выплат, которые можно включать в расчет среднедневной заработной платы, приведен в п. 3 Порядка № 100. Не участвуют в расчете такого среднего заработка выплаты, перечисленные в п. 4 Порядка № 100. То есть в общем случае в расчет попадут: оклад, надбавки, доплаты, в том числе и доплата до МЗП, индексация, премии и пр.

Важно! Все выплаты включайте в том размере, в котором они были начислены. Но из этого правила есть несколько исключений (абз. 1 и 2 п. 3 Порядка № 100).

Если в расчетном периоде есть квартальные премии, а также премии, начисленные за более длительный промежуток времени, то их включают в заработок не в полной сумме, а лишь в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде1.

Единоразовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет, начисленное в текущем году за предыдущий календарный год, распределяют, прибавляя к заработку каждого месяца расчетного периода 1/12 вознаграждения. При этом заметьте: если единоразовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет было начислено в текущем году за текущий календарный год, то оно вообще не принимает участие в расчете среднедневной зарплаты.

Если количество рабочих дней в расчетном периоде отработано не полностью, то премии (месячные, квартальные и т. д.

), вознаграждения и другие поощрительные выплаты учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде. Но тут будьте внимательны.

Так, если месячные премии выплачивают месяц в месяц и они уже исчислены пропорционально отработанному времени, то их суммы включают в заработок в фактически начисленном размере.

Подробнее о том, как правильно включить в расчет средней зарплаты премии, вознаграждения и другие поощрительные выплаты, мы писали ранее (см. «ОТ», 2012, № 15, с. 19; 2016, № 21, с. 15 и 19, № 22, с. 18; 2017, № 19, с. 12)

Важно! Только премии включают в зарплату того месяца, на который она приходится согласно расчетной ведомости по зарплате. Все остальные выплаты учитывайте в тех месяцах, за которые они начислены (см. письма Минсоцполитики от 06.08.2014 г. № 1126/13/84-14

Источник: https://i.factor.ua/journals/ot/2018/april/issue-7/article-35717.html

Прав-помощь
Добавить комментарий