Социальные связи ребенка и его семьи восьмимесячного ребенка

Социальные связи ребенка и его семьи пример

Социальные связи ребенка и его семьи восьмимесячного ребенка

— Классный руководитель обязан знать, чем и как живут его дети, — считает заместитель начальника управления Мария Светлакова. — Он обязан посетить семью каждого ученика для того, чтобы на ранней стадии выявить неблагополучные семьи. Это проводится в рамках декрета президента №18 от 2006 года.

Лично я не успевала обойти всех своих несовершеннолетних детишек. Выбрала тех, кто относится к группе риска, навещала, оценивала, потом давала соответствующее заключение индивидуально для каждого.

А тех детишек, кто из ну очень благополучных семей, не вызывающих никаких сомнений (таких человек 5 набралось) я просто подзывала и беседовала индивидуально, созванивалась с родителями. Отказать в написании того, что вы нуждаетесь в материальной помощи, Ginger .

думаю, не имели права. А уже окажут-не окажут, не воспитателю решать.

Положительная характеристика на семью: образец

Бывают ситуации в жизни, связанные как с профессиональными, так и с социальными нюансами, когда для получения учреждением или частным лицом требуется характеристика на семью. Это официальный бланк документа, предоставленный с учебного заведения, рабочего места или из социальной организации, в котором охарактеризован отдельный гражданин или вся семья.

  • указать личные данные каждого члена. Например: отец – Сидоро в Александр Константинович, возраст – 39 лет, образование – высшее (экономическое). Мать – Сидорова Наталья Леонидовна, Возраст – 37 лет, образование среднее специальное. Сын – Сидоров Алексей Александрович, возраст – 14 лет, образование – учится в школе;
  • описать структуру (функции защищенности, стабильности, открытая семья или скрытая, духовнаяиморальнаястороначленовсемьи, досуговая и рекреационная функции);
  • следующий пункт – психологический климат и совместимость по психотипу ее членов, т. е. характер, темперамент, положительные и отрицательные стороны каждого члена;
  • определение родительской позиции, в которой должны быть раскрыты цели взрослых членов семьи, проблемы в их достижении (указания способов их решения). Этоэтапсчитаетсяоднимизглавныхвпроцессеформированияхарактеристики;
  • в завершающей части составления важную роль играет поведение и позиция ребенка (детей) в семье. Четко отмечаются его степень доверия к взрослым (родителям), цели и стремления, способы их реализации, его успехи как учащегося и общее психологическое состояние здоровья.

Рекомендуем прочесть:  Закон о наследстве рф 2019 доли наследников

Характеристика семьи

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией.

С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов.

Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Методические рекомендации для работы с неблагополучными семьями

Подготовка к визиту. Необходимо психологически подготовить себя. Важно помнить, что люди, к которым вы идёте, получили в наследство не самую счастливую судьбу.

Как правило, эти родители сами страдали от жестокого и безответственного отношения своих родителей, которое они воспроизводят в собственных семьях.

Такая позиция снижает реакцию гнева, возмущения, неприятия тяжёлой ситуации в неблагополучной семье.

· Семейная история (влияние на жизнь ребёнка в настоящее время истории семьи: кто живёт в доме, как это влияет на ребёнка; изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, семейные ценности и традиции, природа отношений с родственниками и родителей между собой, влияние этих отношений на ребёнка, слабые и сильные стороны семейной структуры, отсутствие одного родителя).

Рекомендуем прочесть:  Работа В Такси Без Лицензии На Своем

Социальная характеристика семьи образец

Проживают по адресу: г.Краснодар, ул. дом. кв. тел. в 1-2-3-комнатной квартире, где ребенку выделена отдельная комната/ребенок делит комнату с членом семьи/ребенок не имеет отдельного места для сна и занятий/и т.д.

Санитарное состояние квартиры, комнаты (порядок, беспорядок, уборка проводится регулярно/не регулярно, захламленность, чистота, отсутствие мебели, требуется косметический ремонт и т.д.).

Обстановка способствует успешному развитию ребенка/не способствует благополучному существованию ребенка.

Семья характеризуется как полная/неполная/многодетная/малодетная с ярко-выраженной патриархальной/матриархальной линией управления.

Семью можно назвать социально-устойчивой/неустойчивой, маргинальной, с алкогольной зависимостью/склонностью к совершению правонарушений/преступлений.

Функции в семье распределены четко/не четко/следующим образом: хозяйственно-бытовая, финансовое обеспечение, эмоционально-терапевтическая, воспитательная и т.д.

06 Июл 2018      piterurist         571      

Источник: https://urpiter.ru/darenie/sotsialnye-svyazi-rebenka-i-ego-semi-primer

Малышу восемь месяцев

Социальные связи ребенка и его семьи восьмимесячного ребенка
  /   Календарь развития ребенка   /   До 1 года   /   Малышу восемь месяцев

  • До 1 года
  • От 1 до 3 лет
  • От 3 до 7 лет
  • От 7 лет и старше

В восемь месяцев малыш начинает проявлять не только положительные, но и негативные эмоции: может выражать недовольство реакцией взрослого, сердиться, если что-то не получается, обижаться, если родитель не дает желаемую игрушку, и т.д. Кроха реагирует недовольством на вводимые взрослыми ограничения его поведения. Он больше не то послушное и податливое существо как раньше. Родителям важно найти правильный баланс между тем, что малышу можно и что нельзя, а, главное, научиться управлять собственными эмоциями.

Время отучать ребенка от сосания соски и бутылочки. Злоупотреблять использованием пустышки не стоит, т.к. ее сосание стимулирует избыточное выделение желудочного сока, которое при отсутствии еды негативно сказывается на состоянии желудочно-кишечного тракта. Постарайтесь заинтересовать ребенка питьем из чашки. Купите ему, например, яркую красивую кружечку.

Физическое развитие ребенка в 8 месяцев

Физическое развитие детей, начиная с полугодовалого возраста и до года, весьма индивидуально. Обычно к концу восьмого месяца вес малыша достигает 8-8,5 кг.

В этом возрасте у ребенка, как правило, 4-6 зубов, что говорит о его готовности пробовать более «взрослую» пищу, чем молоко.

Тем не менее, не волнуйтесь, если физические параметры вашего ребенка несколько отличаются от указанных выше.

Общее количество часов сна в этом возрасте по-прежнему велико и составляет 14-15 часов в сутки.

Держась за опору, ребенок легко встает на широко расставленные ножки и переступает, также придерживаясь за нее руками. Устав, вновь опускается на коленки и пускается ползать. Для безопасности родителям следует держать малыша в поле своего зрения, т.к. он может выбрать в качестве опоры, например, шнур от торшера, неустойчивую табуретку, край цветочного горшка.

Конец восьмого месяца, как правило, выявляет у ребенка следующие навыки и умения:

  • садится и сидит без поддержки в течение нескольких минут (мышцы ребенка еще слабы для более длительной нагрузки);
  • встает на ножки, подтягиваясь за спинку кровати, и, держась, совершает пару самостоятельных шагов;
  • хорошо держит предмет двумя руками, перекладывает его из одной руки в другую, кидает его.

Нормы развития ребенка по данным ВОЗ

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Рост, см66,268,470,672,875,0
Вес, кг6,97,78,69,610,7
Окружность головы, см42,043,344,545,847,0
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Рост, см64,066,468,771,173,5
Вес, кг6,37,07,99,010,2
Окружность головы, см40,742,043,444,746,0

Питание ребенка в 8 месяцев

В зависимости от количества грудного молока, на восьмом месяце жизни ребенка прикладывают к груди два или три раза (обычно утром и вечером плюс одно промежуточное кормление). Совсем отказываться от грудного питания не нужно. Ест малыш каждые 4 часа.

Меню малыша уже достаточно разнообразное: грудное молоко или смесь, овощное, фруктовое, мясное пюре, соки, каши, творог. В этом возрасте также можно попробовать давать малышу рыбу, только следует начинать с минимального ее количества, чтобы вовремя распознать аллергию, если таковая начнется.

В случае возникновения аллергической реакции с введением рыбы следует повременить, пока малыш не подрастет.

Со второй половины восьмого месяца можно начинать постепенный отказ от протертой в аморфную массу пищи. Каши можно делать более густыми, отварные овощи нарезать мелкими кусочками или разминать вилкой. Лучше будет, если при наличии зубов малыш раньше привыкнет к жеванию твердой пищи.

Поведение ребенка в 8 месяцев

В возрасте восьми месяцев происходит важное событие в жизни ребенка: он проходит так называемую «точку отчуждения». Малыш «зацикливается» на самом близком ему человеке (маме, няне, бабушке, т.е.

на одном постоянно заботящемся о нем взрослом), хочет проводить время только с этим человеком и не хочет оставаться ни с кем больше даже на короткое время, не идет ни к кому другому на руки. Родителям стоит проявить терпение и подождать: пройдет совсем немного, и кроха вновь будет с удовольствием общаться с остальными родственниками.

Прохождение «точки отчуждения» – закономерный этап развития психики ребенка. Малышу сначала нужно почувствовать себя в максимальной безопасности, прежде чем начать с доверием относиться к окружающему миру.

С учетом роста своих физических возможностей, малыш всячески стремится узнать, что произойдет в результате разнообразных действий, которые он научился выполнять. Он то ставит предмет, то опрокидывает его, размахивает, постукивает, бросает на пол и следит за падением.

Таким способом кроха постигает причинно-следственные связи между своими действиями и их результатами. Помимо этого, малыш также изучает, как реагирую на его действия родители.

Если ему очень хочется поиграть с каким-нибудь предметом, который взрослые запрещают ему трогать, он может попытаться добиться своего плачем и криками.

И тут родителям важно соблюсти меру: бесконечные запреты и одергивания вредят проявлению познавательной активности ребенка и негативно сказываются на его психике, в то же время, родители должны сохранить свой авторитет перед малышом.

В возрасте восьми месяцев отношение к незнакомым людям у детей выражается в повышенном внимании и настороженности, которая может перейти в робость, а иногда и вызвать яркие отрицательные эмоции. Малыши также не любят оставаться одни, без мамы, и устают от больших компаний людей. Волноваться по поводу подобных реакций не стоит, это нормально в таком возрасте.

Игры и игрушки в 8 месяцев

Восьмимесячные дети любят практиковать игры, подобные следующей: сидя в коляске или за столом, брать игрушку или какой-нибудь другой предмет (ложку, ручку и т.д.) и бросать его на пол, наблюдая за падением и реакцией взрослого.

Подняв вещь и отдав ее малышу, вы можете обнаружить, что он немедленно повторит тот же опыт с бросанием. Не спешите сердиться: так ребенок познает свои собственные возможности, знакомиться со свойствами предметов.

Также подобные действия могут быть расценены как приглашение взрослому принять участие в игре.

Приобретите ребенку игрушки, имитирующие реальные предметы: игрушечный утюг, набор детской игрушечной посуды и т.д. Тем самым, вы сделаете его развитие более увлекательным и продуктивным.

Занятия с ребенком в 8 месяцев

В восемь месяцев малыш хорошо понимает вопросы: «Где папа?», «Где киса?», находит названного человека или предмет глазами и даже может указать на него пальчиком. Также ребенок уже может выполнять простые действия: «Дай», «Положи», «Возьми».

В восемь месяцев с ним можно играть в прятки, например, так: накройте малыша пеленкой на несколько секунд, спросите, где он, и тут же «найдите» его, сняв пеленку и воскликнув: «Вот ты где!». Можно попробовать поставить перед ребенком три-четыре предмета, назвать один из них и попросить малыша дать вам его.

Практикуя подобные игры, вы будете тренировать его память.

Разговаривая с ребенком, используйте простые по форме короткие фразы, периодически повторяя их.

Обращайте внимание малыша на звуки, которые вы с ним слышите, объясняйте, что они значат (стук дождя в окно, лай собаки, звук отъезжающего от дома автомобиля и т.д.).

Маленькие дети часто боятся громких или резких звуков, поэтому если вы знаете, что кто-то должен с минуты на минуту позвонить в дверь, сообщите малышу об этом заранее.

Советы для родителей

Случается, что в возрасте восьми месяцев некоторые дети начинают отказываться сосать грудь. Этот непродолжительный период тоже нужно переждать, пытайтесь продолжать грудное вскармливание. Если же вы по каким-то причинам хотите прекратить кормление грудью, то данный момент самый подходящий.

С восьми месяцев можно начинать приучать ребенка к горшку, если он умеет самостоятельно сидеть и у него регулярный стул. Не следует долго держать малыша на горшке, учите ребенка тужиться, произносите соответствующие моменту звуки.

Однако учтите, что умение проситься на горшок и самостоятельно опорожнять мочевой пузырь и кишечник возникает в период между 2 и 2,5 годами. Так что не надо проявлять излишнее нетерпение и, уж тем более, ругать малыша, если сейчас ничего не получается.

Тем самым, вы только вызовете у него отвращение к горшку.

Режимные рамки у детей этого возраста также формируются индивидуально. Основные нововведения касаются питания.

Красиво сервируйте столик малыша, кладите еду на яркие тарелки, проявляйте фантазию при украшении его блюд.

Так вы будете способствовать не только развитию эстетического вкуса ребенка, но и улучшите его аппетит. Ненавязчиво предлагайте крохе самому есть ложкой. Поощряйте похвалой любые его попытки.

Продолжайте поощрять познавательную активность ребенка. Постарайтесь предоставить малышу максимум свободы в его действиях, создайте для его исследований безопасную среду, минимизируйте, по возможности, количество запретов и ограничений.

В семье малыша взрослым лучше сразу договориться между собой, какие действия ребенка категорически не допустимы. Таких вариантов не должно быть очень много, и запрет на них должен строго поддерживаться всеми членами семьи.

Если вы говорите малышу «нет», то это «нет» не должно превратиться в «да» под воздействием детских истерик. В противном случае, вы учите ребенка манипулированию. Тем не менее, даже запрещая, следует объяснять ребенку, по возможности, доступным языком, почему нельзя делать то или это.

Если вы отбираете у крохи книгу, которую он собирается порвать, дайте ему вместо нее старую газету. Потенциально опасные предметы (ножницы, иголки и проч.), которые могут заинтересовать ребенка, лучше вообще убрать из поля его зрения.

Одна из основных задач ребенка в возрасте восьми месяцев – преодоление боязни окружающего мира, такого огромного и далеко не исследованного. Родители должны помогать малышу на этом этапе, стараясь связать его новые открытия с уже знакомыми вещами.

Так, если кроха боится новой кроватки, положите в нее его старые игрушки и уже знакомое ему одеяльце. Если малыш побаивается заползти в другую комнату, мамино присутствие и ее успокаивающие слова должны дать понять, что она рядом и готова прийти на помощь.

Не стоит оставлять ребенка с незнакомыми ему людьми даже на короткое время, не подвергайте его стрессу.

Полезные статьи о детях

Источник: http://MirMamy.ru/calendar/age/8_mesyatsev/

7 рисков приемной семьи: почему детей возвращают в детские дома | Милосердие.ru

Социальные связи ребенка и его семьи восьмимесячного ребенка

Фото с сайта newstes.ru

К угрозе возврата, как к угрозе суицида, надо относиться серьезно, даже если тебе кажется, что это попытка привлечь внимание к себе, стеб или что-то еще.

За время работы ресурсного центра для приемных семей с особыми детьми в фонде «Здесь и сейчас» туда обращались 23 семьи, истощенные до того, что мысль о возврате ребенка в детский дом стала реальным планом.

Шесть семей в итоге вернули детей, остальным удалось помочь справиться с ситуацией. Конечно, бывают случаи, когда родители уже не готовы принять помощь. Так, одна из семей обратилась с просьбой найти для их приемного ребенка новую семью.

Они обращались уже не в первую организацию и ни к какому другому общению были не готовы.

В любом случае, даже если специалисту кажется, что семья говорит о возврате ребенка в форме «воспитательной угрозы», пытаясь привлечь к себе внимание или даже шутя, к этому, считает руководитель ресурсного центра для приемных детей с особыми детьми Наталья Степина, нужно относиться серьезно. Как и при угрозе суицида, нельзя делать вид, что так и надо и ничего не происходит, – сравнивает она.

Какие проблемы могут побудить приемных родителей отвести ребенка обратно в опеку и подписать отказ, если все они понимают, что это огромный стресс для него и в некотором роде жизненное фиаско для них?

Риск первый: родителям не хватает компетенций

«Нехватка родительских воспитательных компетенций», проще говоря – непонимание, почему ребенок себя так или иначе ведет и как на это реагировать. Например, у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Пока он мал, родители думают, что справляются, но когда он попадает в школу и «ходит там по потолку», добавляется социальный прессинг. Учителя упрекают приемных родителей, что те плохо воспитали ребенка, а они искренне не знают, что с ним делать – не к парте же привязывать. Постоянно сидеть рядом тоже невозможно.

В другом случае ребенок может в 8 или 10 лет хватать все руками, как младенец в три года. «Хватает» – и считает своим, так что его уже называют вором.

«В том и другом случае не работают наказания, работает только помощь», – уверена Наталья Степина. Правда, помощь специалиста будет эффективной только в том случае, если родитель тоже будет потихоньку обрастать знаниями, а с ними и пониманием, что происходит с их ребенком, почему и что нужно делать.

«Если им не до компетенций, мы станем их ресурсом»

Одна семья обратилась в ресурсный центр для приемных семей в феврале и сказала, что в сентябре вернет в детский дом ребенка, усыновленного с 2,5 лет и любимого, который на тот момент учился в первом классе.

Ребенок с прекрасной речью, общительный, но его выход в школу превратила жизнь семьи в ад. Кроме того, младшая кровная дочка в семье имела диагноз ДЦП и постоянно нуждалась в реабилитации.

Дома каждый день школа обсуждалась со слезами и криками, родители начали срываться и могли ударить ребенка, так что им и самим казалось, что у них ему хуже, чем было бы в детском доме.

«Родители просто не знают, что делать, причем уже долго не знают, а также испытывают давление социальных институтов. На фоне нехватки ресурсов у них наступает истощение. Однако это перспективная ситуация, когда можно помочь», – говорит Наталья Степина.

Если приемная семья так истощена, что им не до освоения новых компетенций (в состоянии аффекта учиться почти невозможно), специалисты центра становятся их ресурсом.

Часто бывает нужна социальная помощь – куратор едет в школу и говорит, чтобы теперь за поведение ребенка ругали не маму, а его; психолог центра работает с ребенком и с его приемными родителями, если они на это согласны.

Если нужно, для ребенка найдут другую, более принимающую его особенности школу. Всесторонняя диагностика особенностей ребенка происходит параллельно.

«Постепенно мы начинаем рассказывать и показывать родителям, что можно сделать с их ребенком. Во взаимодействии с ребенком мы видим его поведенческие стратегии и отвечаем на них.

Когда родители видят, что хотя бы у нас ребенок может долго сидеть на одном месте и слушать, и плюс он ничего ни у кого не стащил, они видят свет в конце туннеля, начинают больше доверять нам, и мы можем помочь семье», – говорит Наталья Степина.

Иногда родители, получившие новую стратегию взаимодействия с ребенком, через месяц-другой говорят: «о, мы вам не верили, а оказывается, и от психологов есть польза».

Бывают, впрочем, и люди, не готовые или не способные учиться, им нельзя помочь. Нередко от опеки отказываются бабушки, оформившие ее над внуками после лишения детей родительских прав. Когда дело доходит до подростковых кризисов, бабушки не знают, что делать, и уже не готовы перестраиваться, усваивая новые представления о воспитании.

Риск второй – возрастные кризисы приемного ребенка

С подростками тяжело всегда, даже если с любовью и формированием привязанности у них все нормально.

Это время, когда с ними даже должно быть тяжело: молодой человек формируется с помощью протеста, это «сепарация», отделение детей от родителей. Если подростковый кризис смазан, это значит, что он «догонит» человека в 30 лет.

Кризис может казаться невыносимым, но чем он интенсивнее, тем короче, если это может утешить приемных родителей.

Иногда возрастной кризис ребенка настигает даже опытные приемные семьи, воспитавшие до того других детей.

Родители часто не готовы к подростковым кризисам. Есть прекрасные молодые приемные семьи, которые сначала ездят в детский дом помогать как волонтеры, потом берут под опеку детей, которые всего лет на 10-15 моложе их самих.

У них выстроились детско-родительские отношения, пока ребенок был мал, но он «выскочил» из таких отношений, когда стал подростком.

Подросток, как и все дети, нуждается в зоне свободы (зоне уважения) и в зоне безопасности (нужен сильный взрослый рядом, который не пытается стать для ребенка другом, не возлагает на него ответственности за равноправные отношения).

Кровные родственники как фактор риска

Присутствие в жизни приемного ребенка кровных родственников – тяжелый груз для приемных родителей. В школе приемных родителей все декларируют, что готовы принять ребенка со всем его прошлым. Но на практике получается не у всех.

Кровные родители ребенка могут активизироваться в моменты, когда кто-то из них выходит из тюрьмы; могут появляться на пороге без предупреждения и пьяными. Они могут требовать отчета об условиях, в которых живет ребенок, или настраивать его против приемных родителей.

«Чаще всего в этих ситуациях нет медиатора, хотя теоретически органы опеки должны включаться в интересах ребенка. Другой вопрос, хотят ли и умеют ли они этим заниматься. У сотрудников опеки часто нет навыка медиации», – говорит Наталья Степина.

На ее памяти не хватило сил коллег, чтобы помочь многодетной, почти профессиональной приемной семье сохранить ребенка, которого они принимали в процессе лишения родителей их родительских прав. Ребенка полгода таскали по судам, что отражалось на его эмоциях и поведении, а приемная семья наслушалась о себе столько нелестного, что решила больше не иметь подобных ситуаций в своей жизни.

Несмотря на то, что ситуация не была неожиданной для приемных родителей (их предупреждали), ресурсов семьи не хватило, и они отказались от опеки.

Риск четвертый: меняется структура семьи

Изменение структуры семьи – развод, смерть одного из членов семьи, появление нового ребенка – стресс для любой семьи, в том числе такой, где приемных детей нет. Перестраивается вся система взаимоотношений.

Иногда даже потеря работы кормильцем семьи ведет в кризисных семьях к тому, что отказываются даже от кровных детей.

Бывает, что супруг может понять, что не справляется с приемным ребенком, после смерти второй половинки, либо ребенок сам начнет реагировать на стресс так, словно мечтает оказаться в детском доме.

По наблюдениям специалистов, есть семьи, где в ответ на любую проблему с уже имеющимися детьми берут нового ребенка. Иногда хочется спросить: не хотите ли сначала наладить ситуацию с уже взятыми? В итоге у семьи не хватает ресурса на всех детей.

Кровные дети часто реагируют на такую неугомонность родителей радикальным ухудшением поведения, чем возвращают взрослых, мечтающих об очередном приемном ребенке, на землю.

Например, кровная девочка 12 лет прямо призналась психологу: если бы она стала лучше учиться, у нее вскоре появился бы седьмой братик. С появления в семье предыдущего приемного ребенка к тому времени прошло всего полгода.

Сначала хотя бы появлялись маленькие, которых девочка легко опекала как родных, но в конце появился ее сверстник – ребенок в конкурирующем возрасте.

На глубокий стресс кровной дочери мама не обращала внимания: «как это сделать перерыв в опеке и дать дочке отдохнуть? Пока мы молодые, мы можем спасти из системы еще несколько», – рассуждала она.

Риск пятый: неоправданные ожидания и роли

Пожалуй, очевидно: если приемного ребенка берут, переживая горе по умершему кровному, или возлагая на него некие надежды (не обязательно огромные, ребенок не обязан оправдывать вообще никакие) – это рискованная ситуация. Специалисты школ приемных родителей и опек, по замыслу, должны распознавать такие ситуации «на входе», но получается не всегда.

Например, если ребенка берут взамен умершего, приемный сначала помогает пережить горе, а затем попадает в ситуацию обвинения за то, что он живет, а родного ребенка нет на свете. Даже если речь не идет о замещении умершего ребенка, приемный ребенок с инвалидностью может не оправдать надежд по реабилитации и развитию – и это приведет к риску возврата.

Риск возврата в детский дом любого ребенка, в том числе здорового, также повышается, если ему пытаются усвоить недетскую роль. Если родители, в том числе приемные, относятся к ребенку именно как к ребенку, он может быть слабым, капризным, может ошибаться и т.п., и это не разрушит их картину мира. Ребенок требует защиты, любви, он еще не управляет своими эмоциями – это нормально.

Однако случается то, что называется «партнерским замещением», ребенка берут не как ребенка, а как друга или товарища. Например, сравнительно молодая мама берет в опеку подростка и не ждет, что он станет ей сыном, а хочет стать ему другом.

«Боже упаси вас дружить с ребенком – он не может дружить! – предупреждает Наталья Степина. – Дружба означает равенство и ответственность двух сторон. Он будет вас испытывать, бесконечно провоцировать, устраивать истерики “любишь-не любишь”. Попытка выстроить партнерские отношения обречена на провал».

Бывает «несовпадение языков любви»: ребенок выражает привязанность не теми способами, которых ожидают родители. Был случай, когда мама взяла двухлетнюю девочку (сейчас ей уже 14) и все годы говорила: «Она меня не любит, она холодная, она не дает мне тепла».

При этом у ребенка сформировалась абсолютная привязанность к маме. Но на открытку на английском языке с текстом «Я люблю свою маму» мама реагировала: «Сразу видно, что у тебя двойка по английскому».

Ребенок не знал, как проявить тепло, и вряд ли специалисты в этом случае должны были помогать ребенку, а не маме.

Риск шестой: «в нашей семье такого быть не может»

Бывает, что родители относятся к поступкам ребенка (каким-то словам или, например, воровству) как к разрушающим базовые ценности семьи (сам ребенок ничего разрушить не может, это вопрос отношения – в другой семье те же поступки не вызвали бы такой острой реакции).

Например, в семье трое приемных детей. Старшего забрали из школы на экстернат и не отдали в спорт, хотя ему надо было тратить энергию и получать адреналин, зато поручили забирать из школы двух младших. Сначала дети в школе стали выуживать, что плохо лежит (выудили как минимум семь сотовых телефонов), из дома увели внушительную сумму денег и проиграли их на автоматах.

Когда все это вскрылось, прекрасная, обладавшая значительными ресурсами для воспитания детей семья была в непередаваемом шоке. «Он все в нас растоптал, а мы так его любили и так ему доверяли.

В нашей семье никогда не было воров, разное было – свои мальчики тоже были не ангелы, но никогда и никто среди близких ничего не украл», – плакали они. Мама собрала чемоданы, собралась вести всех троих детей в опеку, но позвонила специалисту из ресурсного центра.

Оперативная реакция психологов позволила не допустить импульсивного заявления в опеке (которое очень трудно вернуть назад), постепенно в семье произошло примирение.

Дело не в воровстве как таковом, а в реакции родителей. Часто возврат происходит в случае сексуализированного поведения ребенка.

Например, ребенок неполных пяти лет, вышедший из семьи, где при нем мама занималась проституцией, не понимая, как окрашены эти действия, занимался публичной мастурбацией уже в первые месяцы после попадания в воцерковленную семью.

Мама не могла этого выносить: говорила, что он делает это специально, чтобы вывести ее из себя, зная, как ей противно и плохо от этого. «Какой он подлый! – говорила она о ребенке в 4,5 года. – Он меня этим оскорбляет как женщину, я все могу простить, а подлости не могу».

К счастью, эта семья часто обращалась к специалистам, и со временем они развернулись лицом к ребенку, полюбили его всей душой, сейчас уже взяли второго ребенка (старшему сейчас семь).

Седьмой риск: родители-травматики

Наталья Степина не сторонник теории, что все приемные родители и помогающие детям специалисты – люди, пережившие детские травмы или «изживающие внутреннее сиротство».

Однако риск, что травматики окажутся среди приемных родителей, не ниже, чем что они окажутся среди любой выборки людей.

В таком случае важно, чтобы помогающие специалисты вовремя распознали родительскую травму и при угрозе возврата в детский дом работали не столько с ребенком, сколько со взрослыми.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/7-riskov-priemnoj-semi-pochemu-detej-vozvrashhayut-v-detskie-doma/

Раннее разлучение ребенка с матерью и его последствия

Социальные связи ребенка и его семьи восьмимесячного ребенка

По данным Альберта Лиханова, президента  Международной ассоциации детских фондов, в России сейчас  живут 800000 детей сирот. (Лиханов, 2009). Примерно 120 тыс. новых сирот  появилось в этом году, по данным Общественной организации «Право ребенка»  (Беленов, 2009).

Количество  проблем, связанных с воспитанием детей, как в приютах, так  и в приемных семьях, огромно. Своей статьей я  хотела бы привлечь внимание к двум, на наш взгляд, ключевым моментам. Во-первых,  в России до сих пор не определились с тем, где лучше воспитывать ребенка – в  приюте или в приемной семье.

Оказалось, что очевидный для большинства  психологов факт, доказанный экспериментально еще Рене Шпицем в 1946 году, о  том, что воспитание вне семьи наносит огромный ущерб любому ребенку, независимо  от его изначального, так сказать, «биологического потенциала», все еще требует  доказательств для большинства людей, занимающихся этой проблемой на практике.  Во-вторых, в России широко распространена идея о  том, что в домах ребенка находятся дети с некоторым «генетическим изъяном», или  «дурной наследственностью», обусловленными рождением в неблагополучной семье, от  неблагополучных матерей. Эту идею обычно используют для того, чтобы объяснить,  что дети в домах ребенка, находясь в самых прекрасных условиях, отстают в своем  развитии от своих сверстников. Этим также объясняют большое количество  возвратов приемных детей из семей в дома ребенка. Так неверное в своем корне  объяснение закрепляет и оправдывает существование самой системы воспитания  детей вне дома, вне семьи, и тормозит развитие всех форм усыновления и  патроната.

Обе эти идеи, распространены среди работников самих  приютов, а также среди вполне образованных, интеллигентных людей разных  специальностей, занимающихся проблемой на различных уровнях.

Думаю, до тех пор,  пока мы будем таким вот образом заблуждаться, наше общество будет представлять  собой неблагоприятную, и даже опасную среду не только для детей, оставшихся без  родителей, но и для всех детей в целом, так как эти идеи несут в себе сильный  антигуманный заряд.

Приведенными  в статье экспериментальными данными я хотела бы привлечь внимание к тому факту,  что если ребенка помещают в приют в первые дни жизни, то отставание во всех  сферах наступает уже на четвертом месяце его пребывания вне семьи, какими бы  хорошими ни были условия ухода и медицинского обслуживания. Задержка в развитии  никак не связана с наследственностью, но является следствием мощной психологической  депривации во время ухода.

1. Психологические  последствия раннего разлучения ребенка с матерью

Впервые психоаналитически  ориентированные исследования детей, разлученных с матерями, были проведены  Маргарет Риббл (Ribble, 1938). Затем Рене  Шпиц (Spitz, 1945, 1946 а, 1946b) и Анна Фрейд (A.

Freud, 1943,  1945) описали феноменологию поистине драматических изменений в душевной жизни  детей, воспитывавшихся в приютах во время второй мировой войны, которые Шпиц назвал  анаклитической депрессией. Нарушения, выявленные им, были очень серьезными и нередко  приводили к смерти малышей, оставшихся без попечения родителей.

Исследования  Джона Боулби показали, что благополучное психическое развитие ребенка напрямую  зависит от качества материнской заботы, а также, что дети тяжело переживают  разлуку с матерью на первом году жизни, особенно если с ней уже была  установлена тесная эмоциональная связь (Bowlby, 1979).

Маргарет Малер доказала,  насколько важны для успешного развития отношения, которые она назвала  «симбиотическими», и описала нарушения, возникающие в случае преждевременного  разрыва тесной  связи между матерью и  ребенком. (Mahler, 1975).

Одной из  важных остается вопрос об отдаленных последствиях материнской депривации. Так, Давид Берес (Beres, 1946) обследовал группу подростков,  которые были разлучены с матерями в первые месяцы жизни на различные сроки, до  4 лет.

Эти юноши отличались от сверстников тем, что принцип удовольствия  преобладал у них над  принципом  реальности, они с трудом переносили фрустрацию, обладали повышенной  импульсивностью, и были не способны чувствовать собственную вину. Их объектные  отношения носили характер поверхностных, мимолетных идентификаций, сверх-Я было  слабо развитым, а способность к сублимации ограничена.

Берес предположил, что длительная  разлука с матерью ведет к утрате способности к успешной идентификации с  родительскими фигурами. Позже Матейчек описал специфическую задержку  психического развития, типичную для воспитанников домов ребенка в возрасте от 6  до 8 лет.

Так, у большинства детей было плохо развито образное мышление, отсутствовала  собственная инициатива, отмечались слабая способность к планированию собственных  действий, отставание в развитии речи, письма, чтения, счета и пространственного  воображения (З. Матейчек, Й. Лангмейер, 1984).

Анна Прихожан,  изучавшая развитие мышления, установила, что дети из дома ребенка не могут  представить себе целостный образ события, ситуации, и у них нарушена  способность к символизации (А. Прихожан 1990).

Они имеют слабое представление о  своих способностях, и желаниях, обладают низкой  самооценкой, которая сильно зависит от оценок окружающих, нуждаются в постоянном  руководстве и одобрении со стороны учителей и ухаживающих лиц.

При помощи теста  Розенцвейга Прихожан показала, что для воспитанников домов ребенка характерны  экстрапунитивные реакции, а также неумение самостоятельно найти выход из  конфликта, неспособность взять на себя ответственность и стремление переложить ее на окружающих (Прихожан, 1990).

У таких  детей выражен внешний локус контроля, и они с трудом ощущают себя в качестве  активных участников происходящих с ними событий. (Н. Авдеева, с соавт., 1986;  Н. Авдеева, 1982). Лангмейер отмечал, что в речи такие дети крайне редко  используют глаголы первого лица и часто употребляют сослагательное наклонение.  (Й. Лангмейер, 1984).

В подростковом  возрасте воспитанники дома ребенка часто устанавливают отношения, основанные на  их практической полезности, не формируя при этом глубоких и прочных  привязанностей.

Известно также, что у них сильно выражены потребности во  внимании и одобрении взрослого, в физических контактах и ласке. Важными аспектами при в оценивании себя и других являются  внешность и наличие нравственных качеств.

Подростки часто бывают несдержанными,  раздражительными, не могут преодолеть трудности, возникающие в учебе без давления  со стороны взрослого. (А. Прихожан, Н. Толстых, 1991).

2.1. Дети

Исследование проводилось в середине 90-х годов в двух  московских домах ребенка.

Экспериментальная группа состояла из 21 ребенка, 11  девочек и 10 мальчиков, которым на момент первого наблюдения было от 0 до 8  недель. Дети были помещены  в дом ребенка  в возрасте от 0 до 4 недель.

Состояние здоровья малышей на момент рождения было  оценено как соответствующее норме, или имело незначительные отклонения от  нормы. Контрольная группа состояла из 15 детей, 8 девочек и 7 мальчиков,  воспитывавшихся в семье. Они были приглашены к исследованию с помощью педиатра  детской поликлиники.

Эти дети росли в городских семьях со средним и низким  социально-экономическим статусом. Большинство детей, поступавших в дом ребенка,  происходили из семей с низким социально-экономическим статусом. Все домашние  дети были рождены в полных семьях, 11 из них были первенцами, и 4 – вторыми  детьми.

Большинство детей из дома ребенка были рождены молодыми  матерями-одиночками, или многодетными матерями.

2.2. Условия ухода за детьми в доме ребенка

Условия ухода за детьми в домах ребенка, в которых мы  проводили исследование, были вполне удовлетворительными как в смысле  медицинского ухода, так и кормления, тогда как условия для благополучного  психического развития выглядели проблематично.

Обычно в доме ребенка две воспитательницы одновременно  ухаживают за группой от 5 до 8 детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, оставаясь с  ними по 12-24 часа. Всего в одной группе посменно работают две или три пары  воспитательниц.

После того, как детям исполняется год, их передают в другую  группу, то есть другим воспитательницам, в другое помещение. Таким образом,  малыш с самого начала имеет дело с несколькими, часто меняющимися «замещающими  матерями».

Дети ежедневно осматриваются педиатром, в группу приходит медсестра,  выполняющая указания врача или делающая специальную гимнастику. Детей кормят и  кладут спать в одно и то же время, режим строго выполняется.

Во время сна они  находятся в отдельных кроватках, а во время бодрствования в больших совместных  манежах, огражденных решеткой, по 5-7 человек. Во время болезней детей помещают  в изолятор.

Во время ухода, переодевания и кормления с детьми довольно редко  общаются и берут на руки, не выносят за пределы одного помещения (игровой и  веранды), и мало играют. В домах ребенка не было на момент исследования  психологов, которые могли бы оказать поддержку персоналу и детям.

Поведение  воспитательниц не было специальным предметом нашего исследования, но мы  отметили, что у персонала складываются разные отношения с детьми. Так,  есть дети, которых предпочитают другим – «любимчики»,  такие, к которым относятся более спокойно, а также и те, кого недолюбливают.  Было заметно, что воспитательницы включаются по-разному и с разной  интенсивностью в эмоциональные переживания детей, однако часто сдерживают эмоции  или стараются их не показывать.

2.3.1. Карта психомоторного развития  ребенка 1 года жизни О. Баженовой

Мы обследовали каждого ребенка один раз в месяц при  помощи карты психического развития Ольги Баженовой (О.Баженова, 1983).

В нее включено  6 шкал, описывающих двигательные, сенсорные, эмоциональные, ые реакции,  предметные действия и взаимодействие ребенка со взрослым. Всего карта содержит  98 проб – субтестов. Каждому возрастному периоду соответствуют свои  определенные пробы.

Проба – это наблюдение за определенным умением (навыком)  или реакцией ребенка, своего рода показатель развития конкретной реакции. Так,  в возрасте до двух месяцев рассматриваются всего 27 проб, а в возрасте одного  года – 88 проб.

Обследование ребенка  проводится в привычном для него окружении, в большинстве случаев не требуется  каких-то сложных специальных предметов или приборов.

Так, в тесте исследуется  реакция ребенка на звучащую игрушку, сопровождение предмета взглядом,  собственные активные движения младенца, мелкая моторика, участие в маленьких  простых играх. Наряду с этим сюда входит и сложный субтест «Формальное  общение», которому необходимо специально обучиться заранее.

Каждая проба  оценивается наблюдателем – квалифицированным психологом, имеющим подготовку в  области психологии развития, и специально обученным методу О. Баженовой , все  оценки заносятся в специальный протокол.

Величины  индексов развития каждой из шести шкал заключены в пределы от 1 до 10 баллов,  суммарный балл за весь тест составляет от 0 до 60.

Чем выше оценки теста, тем  больше развитие ребенка соответствует возрастной норме, то есть «идеальному»  представлению о ней. Наблюдение детей в динамике с периодичностью в 1.

5-2  месяца позволяет определить, когда у них появляются те или иные достижения и  увидеть картину развития в целом.

Шкала «Взаимодействие  со взрослым» оценивается при помощи  индекса, который можно назвать индексом развития  коммуникативных способностей (см. график 4).

Шкала состоит из 22 субтестов  и описывает мир чувств ребенка во время диалога и игры со взрослым, и таких  способностей, как  стабильный зрительный  контакт, слежение за взрослым, использование мимики, выражение собственных  чувств и сопереживание другому, реципрокность в контакте, первые шаги в  понимании слов, простых игр, просьб и жестов.

Наиболее точно описывают качество  игры и общения ребенка со взрослым такие субтесты, как «зрительный контакт» (в  общении со взрослым), «эмоциональный контакт» (в общении со взрослым), «привлечение  внимания» (взрослого).

Субтест «Зрительный контакт»: взрослый ласково  разговаривает с лежащим на спине ребенком, глядя ему в глаза. Выставляется  оценка 0 – если ребенок не смотрит в глаза взрослого; 1 – если вступает в  непродолжительный зрительный контакт до5 секунд; 2 – если смотрит в глаза  взрослого до 15 секунд; 3 – если реакция длится более 15 секунд.

Субтест «Эмоциональный контакт»: взрослый ласково  улыбается, разговаривает и смотрит в глаза лежащему на спине ребенку.

 Выставляется оценка 0 – если после 15 секунд воздействия мышцы лица ребенка  остаются неподвижными; 1 – если рот ребенка иногда приоткрывается или наблюдаются  отдельные движения уголками рта; 2 – если удается вызвать 1-2 короткие улыбки в  течение 15 секунд; 3 – если ребенок вступает в эмоциональный контакт, отвечая  улыбкой на улыбку взрослого.

Субтест «Требование внимания»: взрослый  входит в комнату, где находится ребенок, и «не обращает на него внимания».

 Выставляется оценка 3 – если ребенок в скором времени начинает хныкать  (хныканье может переходить в плач, привлекая к себе внимание взрослого; при  этом ребенок следит за взрослым взглядом и успокаивается, когда тот подходит к  кроватке; 2 – если реакция, возникнув, прекращается не сразу, а после  дополнительных усилий взрослого; 1 – если реакция не возникает, но наблюдается  проявление отрицательных эмоций после завершения контакта взрослого и ребенка.

2.3.2. Наблюдение методом Эстер Бик

Кроме того, мы наблюдали двоих детей из семей и двоих  детей из дома ребенка при помощи метода наблюдения Эстер Бик (Bick, 1964, с.  558-556). При помощи сделанных наблюдений были проанализированы специфические  паттерны поведения, складывающиеся между ребенком и воспитательницами.

3.1. Развитие коммуникативных навыков

Далее  графически представлены результаты этих трех субтестов, входящих в шкалу «Взаимодействие со взрослым»

Во время  общения со взрослым дети из дома ребенка так же активно рассматривали взрослого,  находившегося в их поле зрения, как и дети из семьи (график 1). Однако после  шести месяцев, отмечалось значительное расхождение. Так, оценка зрительного  контакта во время общения в экспериментальной группе составила 2, 75 баллов, а  в контрольной группе – 3 балла (различие статистически значимо, p

Источник: https://psyjournal.ru/articles/rannee-razluchenie-rebenka-s-materyu-i-ego-posledstviya

Особенности развитие восьмимесячного ребенка

Социальные связи ребенка и его семьи восьмимесячного ребенка

Здравствуйте, мы рады вас видеть на страничках блога. Бывает, что роды наступают раньше положенного срока.

Все мы знаем, что теперь преждевременные роды не редкий случай, а детки, родившиеся в 8 месяцев точно такие же, как и рожденные вовремя.

Но все же, развитие восьмимесячного ребенка, в первый год жизни немного отличается от доношенных сверстников.Читайте статью до конца, и вы сможете узнать, как растет рожденный раньше срока карапуз.

  • Особенности
  • Развитие до года по месяцам

Особенности

Малютка, родившийся на 8 месяце беременности это 34 – 37 неделя беременности, относится к 1 степени недоношенности (всего их 4). Вес такого пупса должен быть более 2 килограмм.

Внешне недоношенный младенец отличается от своих сверстников цветом кожи, у него практически отсутствует подкожный жир. Внутренние органы хоть и сформированы, но еще не совсем готовы к полноценной работе.

Случается так, что у 8 месячных деток:

  • отсутствует сосательный рефлекс (редко)
  • Проблемы с легкими, которые еще не готовы для первого вздоха.В таких случаях малышам помогают доктора
  • Проблемы со стулом. Пищеварительная система не готова к приему пищи, поэтому малыши, родившиеся раньше положенного срока, страдают от дисбактериоза
  • Вероятность развития рахита, в несколько раз выше, чем у доношенных пупсов

Вышеперечисленные особенности редко встречаются у 8 месячных детей, они скорее относятся к 3 – 4 степени недоношенности.

От 0 до 12 месяцев

А теперь давайте более подробно, как развивается малыш 8 месяцев.

И хоть каждый ребеночек индивидуален и каждый имеет свой темп развития, все же существуют некоторые нормы, от которых отталкиваются доктора, когда выносят вердикт правильно или нет протекает формирование малыша.

Каждая мама должна знать эти нормы, для того чтобы она могла вовремя заметить отклонения и обратиться за помощью, ведь иногда упущенное время стоит очень дорого.

1 месяц

Первый месяц жизни очень ответственный и не простой как для мамочки, так и для младенца. Малыш очень вялый, много спит, плохо кушает а,следовательно, очень плохо набирает вес. Если малыш родился раньше 34 недель, то, скорее всего он будет находиться на искусственной вентиляции легких, а питаться с помощью зонда, поскольку еще не в состоянии ни дышать, ни есть.

2 месяца

Процесс прибавки веса начинает протекать веселее. Не редко когда малыши прибавляют больше положенной нормы, и больше доношенных сверстников.

Но, не смотря на это, он все еще очень слабенький, и очень быстро устает, даже обыкновенное кормление отнимает у пупса много сил. А питается малютка часто и помногу, и лучше всего, если его питанием будет материнское молоко.

Если мамочка замечает за карапузиком что-то, что кажется ей подозрительным обязательно стоит обратиться к доктору.В особенности если это:

  • Крик от прикосновений
  • Судороги

Первое достижение малютки, слабые попытки поднять головку из положения, лежа на животике.

3 месяца

Обычно к 3 месяцам вес малыша увеличивается в 2 раза. Появляется мимика, фиксируется взгляд.

Мама должна часто гулять с малюткой на свежем воздухе, одевать его по погоде, очень тщательно подбирать наряд для пупса, ведь перегрев или переохлаждение очень опасно для неокрепшего организма (в общем-то, это касается всех деток).Во время сна мама должна постоянно переворачивать малютку,не позволять ему спать на одном боку.

4 месяца

Пришло время приступать к массажу. Ребеночек умеет держать головку, улыбается, рассматривает интересующий его предмет. В случае если этого не происходит, мама просто обязана снарядить карапуза, и отправится на консультацию с педиатром.

Кстати: Гимнастика для младенцев и массаж, делаются мамой ежедневно, но лучше, если 1 сеанс в месяц будет проводить специалист.Массаж очень важен в первый год жизни.

5 месяцев

Малюпасик активно двигает маленькими ножками и ручками и даже пытается захватить яркую погремушку, весело улыбается (уже более выборочно),из его ротика все чаще можно услышать «агу».

6 месяцев

Вес увеличился примерно в 3 раза. Ребенок весело громко смеется, лепечет что-то понятное только ему, ну может еще и маме. Реагирует на звуки и понимает, с какой стороны они издаются. Малыши, рожденные в 8 месячный срок, по физическому развитию уже способны сравнятся со сверстниками, рожденными в 9 месяцев.

Важно: Не стоит бежать раньше времени, и усаживать карапуза на попку, это чревато последствиями для неокрепшего позвоночника.

7 месяцев
Закончились спокойные деньки для мамы, поскольку малыш начал осваивать перевороты. Оставлять пупса одного категорически запрещено, даже на секундочку.

Психоэмоциональное формирование карапуза вступает в активную фазу, и начинает протекать более стремительно. Ребенок узнает лица знакомых людей, радостно встречает их веселым щебетом и смехом.

Возможны первые попытки ползанья.

8 месяцев

Пытается сесть, много двигается. Старается достать игрушку, подбирается к ней ползком или по-пластунски. Мама может попробовать покормить любимца с ложечки, ведь она так долго об этом мечтает.

9 месяцев

Уже достаточно окрепший ребеночек может сидеть, пытается встать на ножки. Мама должна постоянно находиться рядом с детенышем, для того чтобы успеть его поймать.

10 месяцев

Теперь ваше чадо не только уверено стоит, держась за диван или другую опору, но и делает первые неуверенные шаги. Любит играть с игрушками. Реагирует на свое имя, может произносить звуки очень схожие на слова мама, дай, да. Мама может приступать к развитию речи, для этого пока достаточно петь, разговаривать, читать сказки и стишки.

11 месяцев

Непоседа достаточно уверено ползает, садится, уже значительно лучше держит равновесие, а значит, меньше падает. Некоторые маленькие особы уже делают первые шажки. Ребенок отлично понимает, когда к нему обращаются взрослые, способен выполнять простые просьбы, подать мячик, приползти, когда его зовут.

12 месяцев

Все границы стерты, ваш ребеночек при правильном своевременном развитии совершенно ничем не отличатся от остальных деток.

Очень хотелось бы узнать истории мам, у которых роды наступили раньше срока, как они развивали своих карапузов. Ждем ваших комментариев.

Надеемся, что вы не зря потратили время на прочтение и в благодарность не поленитесь поделиться публикацией.

Спасибо за внимание!

Рекомендация

Бесплатный вебинар Лены Даниловой «Физическое развитие детей от рождения до 3 лет.»

ПОДРОБНЕЕ >>>

Источник: https://vitalkin-blog.ru/osobennosti-razvitiya-vosmimesyachnogo-rebenka/

Прав-помощь
Добавить комментарий