Статья 188 УК РФ – контрабанда

Ответственность за контрабанду животных. Справка

Статья 188 УК РФ - контрабанда

Статья 188 УК РФ, предусматривающая ответственность за контрабанду, соответствует нормам Кодекса об административных правонарушениях, например частям 2 и 3 ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу», статье 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств».

Согласно Кодексу об административных правонарушениях, недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров, подлежащих декларированию, – влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей (статья 16.2).

Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации – влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей (часть 2 статьи 16.1).

Правонарушение, совершенное указанными выше способами, будет квалифицироваться по статье 188 УК РФ лишь в случае превышения стоимости товаров и транспортных средств 250 тысяч рублей, либо если они входят в особый перечень товаров, закрепленный частью 2 ст. 188 УК РФ (наркотики, оружие и т.д.).

Преступные группировки хорошо осведомлены об этих «тонкостях», поэтому стараются вывозить объекты флоры и фауны мелкими партиями во избежание уголовной ответственности.

В период с 2006 г. по апрель 2009 г. таможенными органами Дальневосточного региона выявлено 130 фактов незаконного вывоза объектов флоры и фауны.

При этом ввиду вышеизложенных обстоятельств за этот период времени возбуждено только 15 уголовных дел.

В остальных 115 случаях таможенные органы возбуждали административное производство, поскольку стоимость перемещаемых товаров не превышала 250 тысяч рублей.

В 2009 г. по фактам контрабандного перемещения объектов фауны и флоры – диких животных и растений, их частей и дериватов возбуждено 10 уголовных дел по ст. 188 УК РФ. Из них одно по факту контрабанды культурных ценностей, среди которых были четыре клыка моржа и десять зубов кашалота.

Мировое законодательство

В США вопросы торговли животного и растительного мира регулирует Закон Лейси (1900).

Закон устанавливает жесткую уголовную и административную ответственность за ввоз на территорию США (и за перемещение по территории США) любых объектов животного мира и их частей, добытых или перемещаемых с нарушением национального законодательства США (включая Соглашения с индейцами о земле и Законы резерваций) или законодательства страны происхождения объекта животного мира.

Свод законов США предусматривает за нарушение Закона Лейси тюремное заключение сроком до 5 лет, и/или штрафы до 250 тысяч долларов за нарушение закона частными лицами и до 500 тысяч долларов – организациями.

Строгость наказания зависит от ряда обстоятельств, в первую очередь от того, умышленно или не умышленно было совершено нарушение законодательства, а если неумышленно – пытался ли виновный выяснить, насколько законно происхождение ввезенной им продукции, или не пытался.

Закон Лейси не является единственным законом США, регулирующим вопросы торговли объектами животного и растительного мира и имеющим важное природоохранное значение.

В разные годы в США были приняты Закон о видах, находящихся под угрозой исчезновения, который, в частности, обеспечивает соблюдение США на государственном уровне требований Конвенции о международной  торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES); Закон о перелетных птицах, предусматривающий уголовную ответственность за куплю и продажу особей перелетных птиц, а также за их незаконное уничтожение. Закон об охране морских млекопитающих запрещает торговлю этими животными или сырьем из этих животных. Закон об охране африканского слона регулирует экспорт слоновой кости и изделий из нее на территорию США. Существует еще несколько законов по охране диких птиц.

Тем не менее, Закон Лейси по праву занимает центральное место в американском законодательстве, связанном с международной торговлей растениями и животными, поскольку его действие распространяется практически на все дикорастущие растения и животных в любой стране происхождения, и ответственность за его нарушение является наиболее строгой.

По данным Департамента юстиции США, более половины зафиксированных правонарушений в сфере охраны природы связаны с нарушением Закона Лейси.

По данным за 2007 г. за нарушение Закона Лейси было взыскано штрафов на общую сумму около 19 млн долларов (в 2005 г. – более 22 млн долларов); определены сроки тюремного заключения в общей сложности 31 год (в 2005 г. – 63 года); и сроки условного заключения в общей сложности 536 лет (в 2005 г. – 685 лет).

Для сопоставления, в 1993 и 1994 гг. было взыскано штрафов на общую сумму 1 млн долларов и определены сроки тюремного заключения в общей сложности 26 лет.

Статья 151 Уголовного кодекса Китая за контрабанду редких животных и растений предусматривает срок лишения свободы минимум на пять лет.

При этом УК КНР предусматривает наказание за контрабанду каждого отдельно взятого вида – панды, белогрудого либо бурого медведя, или тигра. Например, за контрабанду тигра могут вынести наказание вплоть до смертной казни.

Законы Австралии жестко пресекают попытки нелегального вывоза диких животных из страны. Так, максимальное наказание для задержанных предусматривает выплату штрафа размером в 100 тысяч долларов и/или лишение свободы на срок до десяти лет.

В Германии самым суровым наказанием за контрабанду животных может стать штраф в размере до 50 тысяч евро и пять лет тюрьмы.

В Великобритании контрабанда растений и животных является серьезным правонарушением и наказывается крупными штрафами и заключением под стражу.

Суровое наказание за контрабанду редких видов фауны и браконьерство предусмотрено в ЮАР. Например, за рог носорога браконьеру грозит штраф в 41,7 тысячи долларов или тюремное заключение сроком 10 лет.

В законодательстве Индии вывоз или торговля звездчатыми черепахами уголовно наказуемы и караются тремя годами лишения свободы либо штрафом.

В Украине, по данным Интерпола, контрабанда дикой фауны занимает второе место по прибыльности после контрабанды наркотиков. При этом за незаконный ввоз и продажу животных уголовная ответственность не предусмотрена.

В Казахстане контрабандистов может ждать полная конфискация товара, либо штраф и принудительное растаможивание. Итоговое решение будет зависеть от стоимости контрабанды.

Источник: https://ria.ru/20100416/222682490.html

В результате декриминализации статьи

Статья 188 УК РФ - контрабанда

Московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков рассказывает “Интерфаксу” о работе, связанной с декриминализацией статьи 188 УК РФ “контрабанда”

В результате декриминализации статьи “контрабанда” прекращено более тысячи дел

Москва. 2 мая. INTERFAX.

RU – В конце прошлого года вступил в силу Федеральный закон № 420-ФЗ, который внес несколько серьезных изменений в УК, УПК, КоАП, направленных на декриминализацию ряда составов преступлений, и, в частности, на декриминализацию статьи 188 УК РФ “контрабанда”. Что вызвало большой резонанс и неоднозначную реакцию в профессиональной среде. Как бы то ни было, закон надо исполнять. В каком состоянии сейчас эта работа?

– По состоянию на 31 декабря 2011 в производстве поднадзорных Московской межрегиональной транспортной прокуратуре следственных органов находилось 1098 уголовных дел о контрабанде. На сегодня в связи с декриминализацией статьи 188 УК РФ прекращено производство 1088 уголовных дел.

Из этих 1088 уголовных дел было выделено 165 материалов, по которым предстоит дать оценку по статье 194 УК РФ – “уклонение от уплаты таможенных платежей”.

Диспозиция этой статьи осталась практически прежней. Однако изменился размер ущерба, с которого наступает уголовная ответственность. Раньше крупный размер составлял 500 тыс. рублей, а особо крупный – 1,5 млн. рублей.

С 8 декабря 2011 года введена следующая градация: крупным размером признается ущерб с физического лица – 1 млн. рублей, с организации – 2 млн. рублей, а в особо крупном размере – с физического лица – 3 млн.

рублей, с организации – 10 млн. рублей.

В настоящее время по ряду материалов рассчитываются суммы неуплаченных таможенных платежей, после чего органами Следственного комитета РФ будут приниматься решения о наличии состава преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ.

Еще шесть уголовных дел переквалифицированы на ст. 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов), и четыре уголовных дела на 229.

1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства). Здесь ситуация понятная: расследование этих дел ведется, а по некоторым уже даже завершено, и судами вынесены приговоры.

Так, например, 18 сентября 2011 в аэропорту “Домодедово” после прибытия рейса № 645 сообщением “Худжад (Таджикистан) – Москва” при прохождении таможенного контроля по подозрению в перевозке наркотических средств был задержан гражданин Республики Таджикистан Зиёев М.А..

В ГКБ №7 Москвы после проведения медицинских процедур и динамического наблюдения из его желудочно-кишечного тракта было извлечено 124 контейнера с героином, общей массой 728,26 грамма. Уголовное дело было возбуждено по статье “контрабанда, а в дальнейшем, после 8 декабря, переквалифицировано на статью 229.

1 (“контрабанда наркотических средств…”). 15 февраля 2012 года приговором Домодедовского городского суда Московской области Зиёев был признан виновным и приговорен к 11 годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии строгого режима.

При этом необходимо отметить, что Московской межрегиональной транспортной прокуратуре поднадзорен один из крупнейших таможенных органов на территории Российской Федерации – Центральное таможенное управление Федеральной таможенной службы РФ.

Кроме того, мы осуществляем надзор за Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ и Управлением на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу.

И для нас работа по декриминализации статьи 188 УК РФ стала одной из основных — мы чаще других сталкивались с ней.

– А что с конфискованными товарами? Ведь до декабря прошлого года изъяты были несколько тысяч тонн контрабандных грузов.

– Действительно, на складах временного хранения скопилось множество вещественных доказательств по делам о контрабанде.

С декриминализацией этой статьи таможня должна рассчитать стоимость неуплаченных в бюджет таможенных платежей, и определиться с мерой ответственности: если сумма меньше определенной в примечании к статье 194 УК РФ, то физическое лицо или организация должны оплатить таможенные платежи – и могут забирать товар. Так сейчас и происходит.

Но часть владельцев изъятого товара так и не удалось установить. Эти предметы должны быть обращены в доход государства.

Но закон не позволяет сделать это росчерком пера таможенного чиновника или, например, моего как прокурора. Решение о признании товара бесхозным и обращении его в доход государства принимает только суд.

Сейчас мы совместно с таможней ведем работу в этом направлении. Это – не быстрый процесс.

В конечном итоге следует понимать, что Генеральная прокуратура РФ поставила перед нами две задачи: никто, не смотря на определенные послабления, не должен уйти от ответственности и государство должно получить все положенные платежи.

– Получается, что работа идет гладко? И не вызывает никаких проблем? Но ведь так не бывает!

– Конечно, не бывает. Сложности есть, и порой очень большие… Нельзя не принять во внимание, что судебная и следственная практика по этим делам еще не сложилась.

Фабула статьи 188 УК РФ содержала исчерпывающий перечень способов незаконного перемещения товаров через таможенную границу: помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов, сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. А в статье 194 УК РФ указаний на способы совершения не содержится.

И теперь следственным органам необходимо давать оценку — как лицо уклонялось от уплаты таможенных платежей, когда этот умысел возник, на какой стадии и каким образом он был реализован… А такого опыта даже у давно работающих следователей пока нет .

И именно по этой причине в суд не направлено еще ни одного дела по статье “уклонение от уплаты таможенных платежей”.

Вторая проблема. Она существовала и раньше, но не была так распространена. Зачастую субъекты внешнеэкономической деятельности, чтобы снизить суммы платежей, либо декларируют только часть груза, либо делят всю партию на несколько мелких поставок.

Сложность квалификации здесь в том, чтобы доказать умысел на уклонение от уплат при перемещении всей партии товара. Здесь в каждом конкретном случае надо смотреть и доказывать: на каком этапе возник преступный умысел, если он был.

Сколько по одному договору было поставок, сколько машин пересекло границу, сколько контейнеров…

Третья серьезная проблема — в изменении устоявшихся схем работы. Федеральный закон № 420-ФЗ внес изменения, в том числе и в уголовно-процессуальный кодекс. Если раньше дела об уклонении таможенных платежей находились в производстве таможенных органов, то теперь все они отнесены к ведению Следственного комитета РФ.

А таможня имеет право проводить неотложные следственные действия только в течение 10 дней. Соответственно, практика показала, что этого недостаточно: раньше таможенные органы дознание проводили в полном объеме, и осуществляли оперативное сопровождение на всех этапах дознания. И, наверное, это все-таки было правильно.

Теперь они вынуждены передавать эти дела в органы Следственного комитета РФ, что не прибавляет оперативности в расследовании.

Но ведь у таможенных органов за годы работы сложились оперативные позиции, которых нет у других подразделений. И ориентированы они именно на пресечение незаконных перемещений через границу РФ.

Здесь есть пути решения: это улучшение межведомственного взаимодействия путем организации совместной работы. Мы эти вопросы организуем и контролируем.

Четвертая проблема — чисто законодательная. Спектр оценки ныне действующей статьи 194 УК РФ намного уже, чем ранее действовавшей статьи 188 УК РФ.

Это создает основы для свободного трактования, и, не могу не отметить, порождает предпосылки коррупционной составляющей. Поэтому контроль со стороны прокуратуры за этим будет очень серьезен, особенно на этапе формирования следственной и судебной практики.

Но и законодателю необходимо обратиться к этой проблеме — может быть, расширив формулировки самой статьи.

– Декриминализация УК затронула не только статью “контрабанда”…

– Да, законодатели внесли изменения в несколько статей уголовного кодекса.

Так, утратили силу пять статей УК, в том числе — клевета и оскорбление (они теперь не являются уголовно-наказуемыми), изменены диспозиции нескольких статей, в том числе вся глава о компьютерных преступлениях, были введены несколько статей.

Соответствующие изменения внесены в Уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный Кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях… Нас, как транспортных прокуроров, в большей степени затронула именно статья “контрабанда”…

– А другие изменения?

– В гораздо меньшей степени.

Например, уголовных дел по незаконному предпринимательству в производстве поднадзорных нам правоохранительных органов было всего 10, причем одно из них было прекращено в связи с деятельным раскаянием обвиняемого.

По остальным уголовным делам предварительное следствие неоднократно приостанавливалось, мы эти решения отменяли, производство возобновлялось, потом вновь приостанавливалось… Сейчас производство по всем этим делам прекращено.

Дел об оскорблении и о клевете в нашей зоне ответственности не было. Как и дел по преступлениям в сфере высоких технологий.

– Но, кроме декриминализации статей Уголовного Кодекса РФ, Президент России, являвшийся инициатором этого закона, внес предложение разрешить прекращать уголовные дела, в том числе и на стадии расследования, если ущерб возмещен…

– Да, теперь такое право дано не только судам, но и следователям и дознавателям с согласия прокурора. В нашей практике пока зарегистрирован один случай прекращения уголовного дела в связи с деятельным раскаянием.

В Смоленске на железнодорожной станции предприниматель в течение месяца занимался сбором и переработкой металлолома, не имея обязательной лицензии на указанный вид деятельности. В дальнейшем она была получена. Было возбуждено уголовное дело.

При изучении его личности выяснилось, что характеризуется он положительно, однако своевременно не продлил лицензию. С согласия прокурора уголовное дело в отношении него было прекращено на стадии следствия в связи с деятельным раскаянием.

И, как я считаю, сделано это было абсолютно правильно: судьбу мы предпринимателю не поломали, как это могло произойти в случае осуждения.

Источник: https://www.interfax.ru/interview/243721

Составы преступлений. Преступления. Таможенные правонарушения :

Статья 188 УК РФ - контрабанда

(статьи 188, 189, 190, 193, 194 Уголовного кодекса РФ) Статья 188 УК РФ “Контрабанда”1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. 2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные: а) утратил силу. б) должностным лицом с использованием своего служебного положения; в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. 4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Статья 189 УК РФ “Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники” 1. Незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 188 и 275 настоящего Кодекса), – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. 2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, – наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, – наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Примечание. Под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в настоящей статье понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя. Статья 190 УК РФ “Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран” Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, – наказывается лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Статья 193 УК РФ “Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте” Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей. Статья 194 УК РФ “Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица” 1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) утратил силу; в) утратил силу; г) в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Примечание.Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере – один миллион пятьсот тысяч рублей.

Источник: http://www.tamognia.ru/offence/crime/index.php

Контрабанда (ст. 188 УК РФ)

Статья 188 УК РФ - контрабанда

Контраба́нда (итал. contrabbando, от contra — против и bando — правительственный указ) — незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов, то есть перемещение ценностей и иных предметов, сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства.

Объектом контрабанды являются интересы либо общественные отношения, связанные с защитой внешнеэкономической деятельности

Предмет контрабанды[править | править исходный текст]

Предметом контрабанды, в РФ, согласно разъяснению Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении № 6 от 27 мая 2008 года «О судебной практике по делам о контрабанде», в соответствии с п.

3 указанного Постановления, может являться любое перемещаемое через государственную границу движимое имущество, признаваемое товаром Таможенным кодексом Российской Федерации.

Предметом контрабанды могут быть и иные не являющиеся товарами предметы (например, рукопись научной статьи или не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, промышленный образец). Также предметом контрабанды может выступать валюта РФ, иностранная валюта, дорожные чеки, внутренние и внешние ценные бумаги в документарной форме.

Россия[править | править исходный текст]

В Российской Федерации уголовная ответственность за контрабанду была предусмотрена статьёй 188 Уголовного кодекса (УК РФ)[1]. Контрабанда отнесена к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности. Однако эта статья утратила силу (Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ). Вместо нее в УК РФ введены 2 новые статьи[2]:

  • Ст. 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей;
  • Ст. 229.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

В соответствии с ч. I ст.

188 УК РФ, под контрабандой как преступлением понималось перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершённое помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжённое с недекларированием или недостоверным декларированием.

В ч. II ст. 188 УК РФ был приведён перечень товаров (предметов), контрабанда которых влечёт более суровую уголовную ответственность:

  • наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
  • сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы;
  • огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;
  • стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

Размер контрабанды

Размер контрабанды формально определён в примечании к ст. 169 УК РФ. Крупной признаётся контрабанда товаров, таможенная стоимость которых превышает 1,5 млн рублей. При перемещении через границу незаконным путём товаров, стоимость которых составит менее полутора миллионов рублей, такое деяние не будет признано преступлением, но будет являться административным правонарушением.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.002 с)

Источник: https://studopedia.org/9-61895.html

Адвокат по делам о контрабанде

Статья 188 УК РФ - контрабанда

Одним из наиболее сложных составов Уголовного кодекса Российской Федерации безусловно является контрабанда, то естьнезаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. Иными словами контрабанда это перемещение ценностей и иных предметов через границу, сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства.

Адвокаты Коллегии адвокатов «Грибаков, Поляк и партнеры» успешно представляют  интересы доверителей по делам о контрабанде.

В отличие от правонарушений в области таможенного дела, наказуемых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность по статье 188 УК РФ наступает только при наличии таких признаков данного состава преступления, как незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере либо незаконное перемещение предметов контрабанды, перечисленных в части 2 статьи 188 УК РФ, вне зависимости от их стоимости или количества.

При этом важно отметить, что несмотря на вступление России в Таможенный союз, таможенная граница Российской Федерации совпадает с Государственной границей Российской Федерации, а также включает в себя пределы находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственных островов, установок и сооружений, особых экономических зон, являющихся частью таможенной территории Российской Федерации.

Единую таможенную территорию Российской Федерации составляет ее государственная территория (статья 1 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации”), а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на ее континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с федеральным законодательством.

Определяя размер контрабанды, следует исходить из регулируемых государством цен на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, а в случае отсутствия таких цен – из фактической (рыночной) стоимости товаров на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене товара его стоимость может быть установлена на основании заключения экспертов.

Перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом, включая перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Под ввозом товаров или иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами или иными предметами таможенной границы и все последующие действия, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, с указанными товарами и предметами до их выпуска таможенными органами, который заключается в разрешении таможенных органов заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

Отдельно хотелось бы обратить внимание, на оборот культурных ценностей, поскольку из-за их особого режима пересечения границ, часто даннйе действия фактически подпадают под контрабанду.

адвокаты Москвы” href=”http://gribakov.com/o_kollegii/nashi_advokaty/”>Адвокаты Коллегии адвокатов «Грибаков, Поляк и партнеры»  готовы помочь Вам разобраться в хитросплетениях законности и перотивозаконности пересечния культурных ценностей через Государственную границу.

Культурными ценностями, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, являются движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации, указанные в Законе Российской Федерации “О вывозе и ввозе культурных ценностей”, включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации, перечень которых установлен статьей девятой этого Закона.

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу Российской Федерации является свидетельство, выданное на основании решения федерального органа, который уполномочен осуществлять государственный контроль за ввозом и вывозом (в том числе временным) культурных ценностей.

Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, к категории культурных ценностей должен разрешаться судом с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей. Суду также следует принимать во внимание, что заявленные к вывозу, временному вывозу, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе, которая должна проводиться специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами, уполномоченными на осуществление этой деятельности в соответствии с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей.

По смыслу статьи 5 Закона Российской Федерации “О вывозе и ввозе культурных ценностей” допускается временный вывоз культурных ценностей, то есть перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Российской Федерации указанных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, с обязательством их обратного ввоза в установленный срок.

Неисполнение обязанности возвратить на территорию Российской Федерации культурные ценности, составляющие художественное, историческое и археологическое достояние народов Российской Федерации и зарубежных стран, которые были временно на законном основании вывезены за ее пределы, образует состав преступления, предусмотренный статьей 190 УК РФ. При этом в отличие от контрабанды вывоз культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в установленном федеральным законодательством порядке.

Также важно отметить особенности возникающие, при незаконном пересечении границ валютными ценностями.

При разрешении вопроса о виновности лица в контрабанде валюты и валютных ценностей судам следует иметь в виду, что Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле” определяется сумма наличной иностранной валюты, в пределах которой единовременно ввозимая на территорию Российской Федерации или вывозимая из Российской Федерации иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

В случае декларирования лицом части единовременно ввозимой или вывозимой иностранной валюты предметом контрабанды будет являться недекларированная часть иностранной валюты.

Зачастую грань между административной ответственностью за таможенные нарушения и уголовной может быть изменена с помощью оценки рыночной стоимости перевозимых товаров и выведения перевозимых товаров из-под понятия «крупный размер».

Адвокаты Коллегии адвокатов «Грибаков, Поляк и партнеры» помогут Вам доказать отсутствие в Ваших действиях фактического состава контрабанды, поскольку не образуют состава контрабанды и подлежат квалификации только по статье 194 УК РФ действия, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, совершенные после принятия таможенным органом решения о выпуске товаров в свободный оборот (например, в случаях использования ввезенных товаров на таможенной территории Российской Федерации вопреки условиям помещения этих товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин либо возврат уплаченных сумм, или в случаях, когда способ получения от таможенного органа разрешения на выпуск товара и уклонения тем самым от уплаты таможенных платежей не связан с совершением действий, перечисленных в диспозиции части 1 статьи 188 УК РФ).

У адвокатов Коллегии адвокатов «Грибаков, Поляк и партнеры» имеется большой положительный опыт участия в производствах по делам о контрабанде на разных стадиях и при любых обстоятельствах.

Источник: http://gribakov.com/advokat-po-delam-o-kontrabande

Статья 188. Контрабанда Комментарий к статье 188: 1. Предметом контрабанды по ч. 1 ст. 188 УК РФ выступают любые

Статья 188 УК РФ - контрабанда

1. Предметом контрабанды по ч. 1 ст. 188 УК РФ выступают любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны в ч. 2 статьи, – валюта, ювелирные ценности, часы, техника различного назначения и др.

2.

Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 2 ст. 188 УК РФ являются: а) наркотические средства; б) психотропные вещества; в) аналоги наркотических средств и психотропных веществ; г) инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ; д) сильнодействующие вещества; е) ядовитые вещества; ж) отравляющие вещества; з) радиоактивные вещества; и) ядерные материалы; к) радиационные источники; л) огнестрельное оружие; м) взрывные устройства; н) боеприпасы; о) взрывчатые вещества; п) оружие массового поражения; р) средства его доставки; с) иное вооружение; т) иная военная техника; у) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ; ф) стратегически важные сырьевые товары; х) культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ. 3. Объективная сторона контрабанды заключается в незаконном перемещении предметов преступления через таможенную границу РФ. По ч. 1 ст. 188 УК РФ наказуемо перемещение предметов контрабанды в крупном размере. Формы незаконного перемещения: а) помимо таможенного контроля; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; г) сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Основные понятия состава контрабанды сформулированы в Таможенном кодексе РФ. 4. Перемещение через таможенную границу заключается во ввозе на таможенную территорию РФ или вывозе с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. 5. Перемещение товаров помимо таможенного контроля означает перемещение их вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем: проверки документов и сведений; устного опроса; получения пояснений; таможенного наблюдения; таможенного осмотра товаров и транспортных средств; таможенного досмотра товаров и транспортных средств; личного досмотра и т.д. 6. Под сокрытием товаров от таможенного контроля понимают использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других. 7. Перемещение товаров с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации. Под документами следует понимать документы: транспортные (перевозочные) – коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках; коммерческие – счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу; таможенные, составляемые исключительно для таможенных целей. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации. Обманное использование документов или средств таможенной идентификации состоит в представлении таможенному органу поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, содержащих недостоверные сведения, либо относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства таможенной идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам. 8. Недекларирование или недостоверное декларирование товаров или транспортных средств заключается в незаявлении по установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявлении недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

9.

При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию моментом окончания преступления является фактическое пересечение таможенной границы, при вывозе момент окончания преступления связан с подачей таможенной декларации или иным действием, непосредственно направленным на реализацию намерения вывезти предмет преступления. К действиям, непосредственно направленным на вывоз, Таможенный кодекс РФ относит вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ, сдачу транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест. 10. Крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов (ч. 1 статьи) определен в примечании к ст. 169 УК РФ. 11. Местом совершения преступления признаются таможенная территория, таможенная граница, свободные таможенные зоны и свободные склады. 12. Субъективная сторона контрабанды характеризуется прямым умыслом. 13. Субъект – общий. 14. Часть 3 комментируемой статьи содержит квалифицирующие признаки к обоим видам контрабанды: использование виновным должностным лицом своего служебного положения (п. “б”); применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. “в”). 15. В ч. 4 ст. 188 УК РФ предусмотрено ужесточение наказания, если контрабанда совершена организованной группой.

Источник: https://jurisprudence.club/ugolovnoe-pravo-uchebnik/statya-188-kontrabandakommentariy-state43624.html

Прав-помощь
Добавить комментарий