Страховая требует европротокол виновника

Каждое четвертое ДТП оформляется по европротоколу без ГИБДД

Страховая требует европротокол виновника

Автовладельцы привыкли оформлять ДТП по старинке, вызывая ГИБДД /С. Портер

Попавшие в ДТП автовладельцы имеют право оформлять мелкие ДТП для получения страховки по ОСАГО по упрощенной схеме – самостоятельно без участия сотрудников ГИБДД (европротокол). Правда, воспользоваться этим можно не во всех случаях.

Европротокол применятся, если в ДТП участвует не более двух автомобилей, оба водителя имеют действующий полис ОСАГО, происшествие обошлось без ущерба жизни и здоровью людей, а также имуществу третьих лиц (например, дорожным ограждениям).

Кроме того, у участников ДТП не должно быть разногласий относительно виновника аварии и всех ее обстоятельств.

Если любое из этих условий не соблюдено, участники аварии не могут оформить ДТП по европротоколу. В этом случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД и выяснять обстоятельства аварии с их помощью.

Для европротокола действует прямое возмещение убытков – потерпевший должен обращаться за возмещением только в ту страховую компанию, где он приобрел полис ОСАГО.

Чтобы европротокол сработал и страховка не уплыла из рук, необходимо при оформлении ДТП соблюдать ряд важных правил.

Если вы оказались в небольшом ДТП, после включения аварийки и установки знака первым делом надо проверить полис ОСАГО второго участника.

«Сейчас выросло число поддельных полисов ОСАГО, поэтому мы рекомендуем прямо на месте ДТП проверять действительность полисов по их номерам на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА)», – говорит юрист юридической компании «Главстрахконтроль» Инна Жаврид. Если он недействителен, сразу вызывайте ГИБДД – европротоколом пользоваться нельзя.

Второй важный момент – максимально точная документальная фиксация места и последствий ДТП с помощью фото- и видеосъемки.

Для европротокола требуется четкое соблюдение правил составления извещения о ДТП, предупреждает Михаил Барышев, руководитель дирекции по урегулированию убытков «Либерти страхования».

Поэтому юристы настоятельно рекомендуют заполнять их максимально точно – в какой-то момент неверно заполненный пункт, неполная (без дорожной разметки) схема ДТП, отсутствие подписи на одной из сторон бланка могут послужить поводом для отказа в выплате (см. врез).

Лимит выплат по европротоколу в ОСАГО в целом по стране сейчас составляет 50 000 руб. По данным РСА, порядка 80% убытков в ОСАГО укладывается в эту сумму.

Но на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга или Ленинградской области с октября прошлого года действует так называемый безлимитный европротокол – т. е. на всю сумму покрытия по имуществу в рамках ОСАГО, или 400 000 руб.

Однако, чтобы воспользоваться им, нужны дополнительные средства фиксации ДТП с помощью системы, которая может контролировать движение автомобиля, его местонахождение так, что эти данные не могут быть изменены (некорректируемые данные).

Например, с помощью технологий глобальных спутниковых навигационных систем.

Извещение о ДТП заполняют шариковой ручкой оба водителя – каждый свою колонку на лицевой стороне. Затем документ разделяется на листы и каждый водитель ставит по две подписи – под «Информацией» и под «Согласием». Подпись на оборотной стороне ставит водитель, у которого остается данный экземпляр протокола.

В протокол заносятся персональные данные каждого водителя, идентификационные данные транспортных средств, обстоятельства ДТП. Особое внимание уделите схеме ДТП: на ней должны быть обозначены улицы, дорожные знаки и разметка, направления движения машин, отмечены места повреждений обоих автомобилей.

Европротокол нужно отправить в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней с момента ДТП; в течение 15 дней нельзя ремонтировать автомобиль без согласия страховщика.

«Страховщики не могут отказать в возмещении по безлимитному европротоколу, если человек предоставляет фото- и видеосъемку с места ДТП и некорректируемые данные об обстоятельствах ДТП с координатами места происшествия – их позволяют получить, например, системы мониторинга «Цезарь сателлит», «Глонасс» и др. Если в автомобиле не установлена мониторинговая система, то возмещение свыше 50 000 руб. можно получить только по справке из ГИБДД», – поясняет исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

По его словам, с лета автомобилисты могут воспользоваться для фиксации ДТП приложением РСА «ДТП европротокол», которое можно заранее скачать в Google Play и App Store. В нем фотографии автоматически загружаются в информационную систему РСА и привязываются к договору ОСАГО. Приложение скачивалось уже около 100 000 раз, но пользуются им пока нечасто, сообщает Уфимцев.

«Система некорректируемой фиксации еще несовершенна, поэтому своим клиентам при значительных повреждениях автомобилей в ДТП мы рекомендуем вызывать сотрудников ГИБДД», – говорит Жаврид.

Если после оценки повреждений в ДТП где-то в регионе окажется, что автомобилю требуется ремонт, скажем, на 56 000 руб., страховая компания не откажет в выплате, но ограничит ее установленной для европротокола суммой.

«При значительной сумме ущерба мы выплачиваем страховое возмещение в объеме установленного европротоколом лимита», – указывает Андрей Чечелов, директор департамента экспертизы и урегулирования убытков СК «Согласие».

«Недостающую сумму можно попробовать получить с виновника ДТП. Но если он откажется добровольно оплатить разницу, то шансов взыскать средства по суду немного, – предупреждает Жаврид.

– Согласно постановлению январского пленума Верховного суда по ОСАГО, которому должны следовать все суды, не подлежит удовлетворению иск к страховщику или виновнику ДТП о возмещении вреда на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках лимита европротокола.

К тому же потерпевший, получивший возмещение в рамках европротокола, не вправе предъявлять дополнительные требования о возмещении вреда».

Представители страховых компаний рассказывают, что количество обращений за возмещением после ДТП по европротоколу растет от месяца к месяцу. По данным РСА, доля убытков в ОСАГО, урегулированных без вызова представителя ГИБДД на место происшествия, увеличилась с 11–12% на 1 июля 2015 г.

(когда вступили в силу поправки в правила дорожного движения, обязавшие водителей после фото- и видеофиксации ДТП освобождать проезжую часть при создании препятствий движению других автомобилей) до 24,6% на конец октября.

Причем, по словам страховщиков, практически все обращения за возмещением по европротоколу касаются убытков до 50 000 руб.

Европротоколов могло бы быть больше, но автовладельцы пока опасаются остаться без выплаты, если оформят ДТП без ГИБДД.

Сотрудник департамента автострахования крупной компании добавляет: «У людей нет устройств для того, чтобы предоставлять информацию в некорректируемом виде, как того требует закон, чтобы пользоваться расширенным европротоколом. Мы еще ни разу не платили возмещения выше 50 000 руб. по европротоколу – никто и не обращается».

По мнению страховщиков, многие из клиентов воздерживаются от его использования, поскольку боятся на глаз неверно оценить ущерб. Кроме того, многие водители привыкли оформлять аварии по старинке, считает Денис Макаров из «Альфастрахования».

Источник: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2015/11/06/615757-kazhdoe-chetvertoe-dtp-oformlyaetsya-evroprotokolu-gibdd

Новое ОСАГО: Европротокол станет щедрее, а регрессов — меньше

Страховая требует европротокол виновника

Новый закон об ОСАГО вступает в силу постепенно: часть изменений работает с мая, другая с 1 июня, а затем — с августа, сентября и октября. Мы внимательно изучили документ, и вот что получается в сухом остатке.

Регрессировать пешеходов запретили

С пешехода, виновного в ДТП, страховые могли взыскать сумму, которую выплатили ему же от лица водителя.

Поскольку автомобиль является средством повышенной опасности, по статье 1079 ГК РФ даже при отсутствии вины автомобилиста он обязан компенсировать пешеходу (или пассажиру) вред здоровью.

При наличии ОСАГО сумму выплачивала страховая, а потом возвращала ее через регресс. Теперь это запретили, потому что такой подход вступал в противоречие со смыслом статьи 1079 ГК РФ.

Европротокол избавили от казуистики

Несколько лет страховые пользовались интересной уловкой, которая позволяла им возвращать выплаты, сделанные по схеме европротокол. Очень часто виновник не предоставлял страховой извещение о ДТП в течение 5 дней, как такого требует закон.

Виновника можно понять, ведь он со страховой денег не получает, и предпочитает поскорее забыть об инциденте. Страховые же потом предъявляли регрессные требования, возвращая с него сумму выплаты, сделанной от его лица.

Новый закон запрещает использовать подобную казуистику, ведь и нарушение-то не настолько серьезное.

Отношения с РСА

Если человек имеет полис ОСАГО, но его страховая разорилась или потеряла лицензию, выплату осуществляет «Российский союз автостраховщиков» из своего резервного фонда. Такая выплата называется компенсационной. Новый закон уточняет ряд связанных моментов.

Например, если ваша страховая разорилась, но страховая виновника все же действует, обращаться нужно именно туда, а не в РСА.

РСА теперь может предъявлять регресс, например, если виновник ДТП был пьян: сначала пострадавшему сделают выплату, а потом взыщут ее с «синего» водителя.

Обращаться за компенсационной выплатой в РСА можно в течение трех лет, причем этот срок отсчитывается не от момента ДТП. Например, если человек был травмирован, сначала ждут его выздоровления, чтобы определить тяжесть повреждений.

Кроме того, компенсационные выплаты выведены из-под действия закона о защите прав потребителей, но это не означает, что РСА нельзя наказать за просрочку платежа: большая часть санкций продублирована и в законе об ОСАГО. А вот чего теперь сделать нельзя — так это взыскать моральный ущерб с РСА.

Обращаться в РСА смогут не только сами пострадавшие или их иждивенцы, но и наследники.

Споры решит омбудсмен

Если человек недоволен страховой выплатой, он подает в страховую досудебную претензию, а если ее не удовлетворили, обращается в суд — такова нынешняя практика. Но судей решили разгрузить и придумали новое звено — финансовый уполномоченный (омбудсмен). При спорах со страховыми в первую очередь нужно обращаться к нему.

Кто такие эти омбудсмены и как они будут работать — пока неясно. Известно лишь, что недовольный клиент будет приходить к уполномоченному со своей претензией, а омбудсмен уже решит, справедливы ли требования.

Для клиентов услуга будет бесплатной, а вот если страховая в самом деле нарушила, она выплатит омбудсмену гонорар, причем его максимальная сумма довольно внушительная — 45 тысяч рублей за одно дело.

Страховые уже беспокоятся, что при таких тарифах их траты на омбудсменов будут сопоставимы с расходами на прямые выплаты.

По нашим данным, техническая база для работы омбудсменов пока не готова, поэтому нас наверняка ждет длительный переходный период.

«Зеленая карта» эквивалентна ОСАГО

Оформлять ДТП по европротоколу разрешили теперь и в случаях, если один из водителей имеет «Зеленую карту» — международный аналог ОСАГО. Да и сам европротокол обретает всю большую значимость, но об этом — ниже.

Новые правила регистрации ОСАГО

С августа Россия возвращается к прежнему порядку присвоения кода региона на автомобильных номерах: владелец будет обязан регистрировать машину по месту собственной прописки.

Накануне этой реформы уточнили и пару моментов, связанных со страховкой. Например, если автовладелец совершает регистрационные действия, не связанные с продажей машины, полис ОСАГО предъявлять не нужно.

Скажем, если человек хочет изменить регистрационные данные, но по-прежнему остается собственником автомобиля.

ОСАГО становится электронным

Законотворцы готовят перевод ОСАГО на полностью электронный документооборот: с сентября извещение о ДТП можно будет заполнить через портал «Госуслуги».

Лимит по европротоколу вырастет до 400 тысяч для всех регионов

В октябре этого года у жителей всех регионов появится возможность оформлять европротокол, практически не волнуясь за размер ущерба: если сейчас лимитом является 100 тысяч рублей, то с октября — 400 тысяч. Правда, при выполнении двух условий. У водителей не должно быть разногласий насчет виновности, а происшествие необходимо зафиксировать «техническими средствами».

Что это такое? Во-первых, это система ЭРА-ГЛОНАСС, которая является обязательной для новых машин, и в автоматическом режиме передает информацию о времени, месте и тяжести происшествия в диспетчерский центр. Активировать систему можно и при легких ДТП с помощью кнопки SOS, что также подтверждает нахождение машины в данное время в данном месте.

Во-вторых, снять последствия ДТП можно на смартфон с установленным на него приложением РСА, которое исключает фальсификацию как самой записи, так и данных о месте и времени аварии.

Таким образом страховщики надеются снизить вероятность мошенничества. Если ДТП с помощью технических средств не зафиксировано, лимит по выплатам составит 100 тысяч рублей.

Формально такая же схема действует уже в столицах, но воспользоваться ей пока сложно просто по техническим причинам.

https://www.youtube.com/watch?v=IqRu0bN83CQ

В перспективе европротокол должен стать основным способом оформления ДТП с двумя машинами и без пострадавших, причем Россия стремится к европейской схеме, когда водители лишь заполняют ряд несложных документов, а вопрос решают между собой страховые.

Новости авто: Что лучше: Новый китаец или подержанный японец/кореец/европеец

Источник: https://svpressa.ru/auto/article/234538/

Европротокол

Страховая требует европротокол виновника

Дарья Сопина/01 августа 2019

Европротокол — это извещение о ДТП, которое можно оформить без сотрудников ГИБДД. Бланк выдают вместе с полисом. Его можно заполнить самостоятельно только при определенных условиях. Дальше расскажем, когда это возможно, как правильно заполнять документ и что потом с ним делать, чтобы получить компенсацию.

В этой статье

  • Как правильно заполнять европротокол
  • Оформили европротокол: что делать
  • Приложение «ДТП. Европротокол»

Рассчитайте стоимость ОСАГО на свой автомобиль по всем страховым компаниям

В 2019 году заполнить извещение самостоятельно можно, если соблюдены все условия:

  • в столкновении участвовали только два автомобиля, другие авто не пострадали;
  • нет пострадавших и погибших пешеходов, водителей и пассажиров, либо травмы незначительные — например, легкие ушибы;
  • у водителей нет разногласий по поводу того, кто виновен в аварии, какие повреждения есть у автомобилей;
  • оба участника ДТП имеют действующие полиса ОСАГО, то есть их гражданская ответственность застрахована;
  • ущерб нанесен только автомобилям, а не другому имуществу — например, дорожным знакам

Если хоть одно условие не выполнено, европротокол оформлять нельзя. Точнее, можно, но страховая компания может отказать в выплате. То есть если при столкновении ваше авто погнуло дорожный знак или другой участник ДТП по инерции наехал на пешехода, и того забрали в больницу, нужно вызвать сотрудников ГИБДД.

Есть существенное ограничение европротокола. По нему могут компенсировать только 100 000 ₽ ущерба. Если авто повреждено на большую сумму, лучше вызвать ГИБДД. Для жителей Москвы и Санкт-Петербурга сумма, которую могут выплатить пострадавшей стороне, больше: до 400 000 ₽.

Москвичам и жителям Петербурга доступны большие выплаты только при выполнении особых условий. В течение часа после ДТП нужно снять столкновение на фото и видео, а также зафиксировать местоположение авто и другие обстоятельства с помощью GPS, навигатора с Glonass или других спутниковых систем. 

Страховая требует европротокол у обоих участников ДТП. Каждый заполняет свой бланк и передает извещение компании. 

Если попали в аварию, сначала выполните необходимые действия. Выставьте знак аварийной остановки, оцените примерный размер ущерба. Ни в коем случае не переставляйте машины, не убирайте осколки с дороги: все должно остаться так, как было после столкновения. Сфотографируйте или снимите на видео место аварии, а именно: 

●    расположение автомобилей относительно друг друга; 

●    расположение авто с привязкой к окружающим стационарным объектом; 

●    регистрационные номера обоих автомобилей; 

●    все полученные повреждения. 

После поговорите со вторым участником ДТП, убедитесь, что он согласен заполнить европротокол. Найдите свидетелей, которые видели момент аварии, спросите их номер телефона. Возможно, их показания понадобятся в дальнейшем. После заполните извещения вместе с другим участником аварии. 

Как оформить европротокол, понятно из бланка. Там указано, что и где нужно писать. Вот образец извещения: 

Есть определенные правила заполнения европротокола. Лицевую сторону обоих бланков, пункты 9–15, заполняют оба участника ДТП, каждый в своей колонке. Неважно, какую вы выберете — A или B. Все остальные пункты заполняет владелец бланка, то есть вы для себя, второй участник — для себя. Можно использовать обычную шариковую ручку. Если почерк неразборчивый, пишите печатными буквами.

Разберемся, как правильно заполнять извещение, по пунктам. Начнем с первого листа — лицевой стороны: 

  1. Напишите название населенного пункта, улицу, номер дома, рядом с которым произошла авария. Если столкнулись на трассе, напишите ее название и номер километра.
  2. Укажите дату ДТП, точное время столкновения. Например, посмотрите его по видеорегистратору или зафиксируйте время сразу после аварии.
  3. Поставьте цифру 2: число поврежденных авто. Напоминаем: если в аварии пострадало больше автомобилей, европротокол заполнять нельзя.
  4. Поставьте прочерк. Раненых и погибших не должно быть, иначе заполнять извещение самостоятельно нельзя.
  5. Поставьте «нет» — медицинское освидетельствование проходить не надо.
  6. Напишите «нет». Если пострадали другие авто, европротокол отменяется, звоните в ГИБДД.
  7. Укажите фамилию, имя свидетеля, адрес его жительства и контакты: например, номер мобильного.
  8. Напишите «нет». Дальше выберите колонку и заполняйте только ее. Вторую колонку заполнит второй участник ДТП.
  9. Перепишите марку и модель авто, как в ПТС. Укажите VIN-номер, номер СТС, регистрационный знак.
  10. Укажите, кто собственник машины. Напишите фамилию, имя, отчество, адрес регистрации.
  11. Напишите, кто был за рулем. Укажите фамилию, имя, отчество, адрес регистрации, номер, категорию и дату выдачи прав, контактный телефон.
  12. Укажите название страховой компании, индивидуальный номер полиса ОСАГО, дату окончания его действия.
  13. Выберите подходящий рисунок ТС и отметьте стрелкой, куда пришелся первый удар.
  14. Опишите все повреждения, полученные вашим автомобилем. Отметьте их местоположение.
  15. Укажите, кто виновен. Если виноваты вы, напишите «Признаю себя виновным в ДТП». Если второй участник, он укажет это, а вы пишите «Вину признал второй участник ДТП».
  16. Здесь есть 22 подпункта, раскрывающие характер ДТП. Отметьте те, которые соответствуют вашей ситуации.
  17. Нарисуйте схему ДТП, как умеете. Укажите разметку, местоположение обоих автомобилей, окружающие стационарные предметы, отметьте аккуратно стрелками, куда пришелся удар.
  18. Поставьте подпись и попросите второго участника сделать то же самое. Обе подписи на бланке докажут, что между вами нет разногласий.

Когда заполнили свой бланк, поменяйтесь извещениями со вторым водителем. Он заполнит свою колонку на вашем бланке, вы сделаете то же самое на его. Оба бланка заверьте подписями, потом поменяйтесь обратно и заполните оборотную сторону бланка:

  1. Укажите букву колонки, в которой вы описывали ситуацию на лицевой стороне.
  2. Опишите свои маневры и маневры второго участника аварии. Пишите коротко, но не упуская важных деталей.
  3. Укажите, кто был за рулем: владелец транспортного средства либо другой водитель.
  4. Поставьте прочерк.
  5. Укажите, пострадало ли в ДТП другое имущество. Например, смартфон в салоне, груз в багажнике. Если да, виновен второй водитель и сумма ущерба вместе с повреждениями авто превышает 100 000 ₽, лучше вызвать ГИБДД.
  6. Отметьте, может ли авто ехать дальше. Если да, поставьте галочку в соответствующем окне. Если нет, укажите адрес, по которому оно находится.
  7. Напишите, если аварию либо ее последствия сняли на фото, видео. Если фиксации нет и нет других весомых обстоятельств, ничего не пишите.
  8. Поставьте подпись в конце. Здесь нужна только ваша подпись.
Оборотную сторону бланка заполняете только вы. Можно сделать это дома, в спокойной обстановке. Лицевую сторону обязательно заполнить на месте аварии, со вторым участником.

Постарайтесь не допускать ошибок, зачеркиваний, помарок. Во-первых, вносить изменения после того, как извещения подписаны и вручены обоим водителям, нельзя. Во-вторых, если вносить изменения на месте в уже заполненные бланки, их должны заверить оба участника ДТП. Например, написать об этом на оборотной стороне и поставить подписи. 

Неправильно составленный европротокол приведет к тому, что в выплате откажут. Успокойтесь, сосредоточьтесь и аккуратно заполните бланк. Если допустили серьезную ошибку, лучше возьмите второй бланк и заполните его заново. 

Опишем пошагово действия после европротокола. Сначала нужно освободить проезжую часть, парковку или другое место, на котором произошла авария. Уберите знаки аварийной остановки, соберите отлетевшие запасные части и части кузова, если они есть, поезжайте домой или вызовите эвакуатор. 

Дома нужно перепроверить европротокол, сообщить в страховую об аварии. Снимите ксерокопию с бланка, а оригинал отправьте страховой компании в течение 5 дней. Привезите его сами или вышлите письмом с описью содержимого, уведомлением о вручении. Если вы — пострадавшая сторона, приложите к протоколу требование о страховом возмещении. Его можно написать в свободной форме. 

Второй участник ДТП тоже должен отправить бланк своей страховой компании. Если он не сделает этого, могут возникнуть проблемы — например, страховщики будут дольше разбираться в ситуации.

Не стоит сразу ремонтировать авто. В течение 15 дней после аварии страховая компания может потребовать его, чтобы провести экспертизу. Вы должны будете предоставить авто в течение 5 дней с момента поступления такого требования. Если отремонтируете машину и страховая запросит экспертизу, не получите выплату, потому что страховщик не увидит повреждений.

Если все будет нормально, страховая компания перечислит компенсацию вам или второму водителю в срок, установленный договором. Если нет, откажет в выплате. Это могут сделать, если:

  • есть исправления в европротоколе, не заверенные подписями обеих сторон; 
  • не указано, что берет на себя вину за аварию;
  • в бланке есть разногласия между свидетельскими показаниями, показаниями водителей.
Если дома обнаружите скрытые повреждения, возникнут сложности. Согласно закону, страховщик оплатит только ущерб, указанный в европротоколе. Скорее всего, повреждения, которые не заметили сразу, придется устранять самостоятельно.

Приложение «Европротокол» от РСА создано специально для регистрации ДТП по упрощенной схеме.

В нем можно зарегистрировать аварию: выбрать полис ОСАГО, указать местоположение с использованием GPS или Glonass, указать имеющиеся повреждения, сделать фото.

Данные будут переданы в базу РСА, оттуда ими могут воспользоваться страховые компании. Также в приложении можно проверить, действителен ли полис ОСАГО.

Зарегистрироваться в приложении можно через учетную запись на «Госуслугах». Она должна быть подтверждена. Скачать приложение можно для систем «Андроид» и iOS.

Даже если зарегистрируете ДТП в приложении, лучше все равно отправить страховой компании уведомление об аварии. «ДТП. Европротокол» отличается низким рейтингом (1,8 баллов из 5 в Play Market) из-за частых сбоев в работе. Пользователи жалуются на:

  • невозможность входа по логину и паролю, созданному при регистрации;
  • отсутствие возможности зарегистрировать ТС без номера шасси, с другими особенностями;
  • включение фронтальной камеры при фиксации повреждений после аварии;
  • неправильное определение местоположения автомобилей и другие проблемы.

Если хотите оформить все быстро через приложение, убедитесь, что данные переданы в РСА. А еще желательно подстраховаться и заполнить обычный бланк.

До 100 000 ₽. Если ущерб пострадавшему оценен в большую сумму, вызовите сотрудников ГИБДД. Иначе страховая откажет в выплате или заплатит только максимальный лимит — 100 000 ₽.

Нужно ли ехать в ГИБДД по европротоколу? 

Нет. Вы просто передаете заполненный бланк страховой компании.

Что делать виновнику ДТП после составления европротокола? 

Просто отправить заполненный бланк страховой компании в течение 5 дней после аварии. Страховая компания может уточнять детали ДТП, нужно будет признать вину и рассказать об обстоятельствах.

Нужно ли сдавать европротокол виновнику ДТП в страховую компанию ОСАГО?

Конечно. Оба участника аварии передают заполненные бланки своим страховым компаниям.

Какой срок оформления европротокола?

Его нужно заполнить сразу после аварии, чтобы зафиксировать схему ДТП и все повреждения. Если это невозможно, можно заполнить бланки в течение 5 дней, если оба участника ДТП согласны.

В этом случае нужно будет сразу отправить заполненный протокол — если передать его страховой, например, на шестой день, в выплате будет отказано.

Делать так не рекомендуется, потому что через несколько дней можете забыть важные детали.

Можно ли оформить европротокол при бесконтактном ДТП?

Бесконтактным ДТП считается авария, при которой один автомобиль создал помеху другому, и тот из-за этого получил повреждения. В этом случае заполнять протокол нельзя, даже если первый водитель признает свою вину. Вызывайте сотрудников ГИБДД.

Что говорить сотрудникам ДПС или ГИБДД в течение 15 дней после аварии?

По закону авто нельзя ремонтировать в течение 15 дней, потому что страховая может потребовать экспертизу. Если планируете продолжать пользоваться автомобилем, возите с собой ксерокопию европротокола. Ее можно предъявлять сотрудникам ДПС и ГИБДД, чтобы объяснить состояние авто.

Можно ли составить протокол, если у одного из водителей КАСКО?

Нет. Европротокол действует, только если у обоих участников оформлено ОСАГО. Если у второго водителя нет ОСАГО, но есть КАСКО, придется обращаться к сотрудникам ГИБДД.

Что делать, если за рулем водитель, не вписанный в полис?

Вызывайте ГИБДД. Страховая может отказать в выплате, если автомобилем управлял человек, не имеющий на это права. В случае с неограниченной страховкой оформить аварию самостоятельно можно.

Рассчитайте стоимость ОСАГО на свой автомобиль по всем страховым компаниям

  • Как правильно заполнять европротокол
  • Оформили европротокол: что делать
  • Приложение «ДТП. Европротокол»

Источник: https://revizorro.ru/osago/evroprotokol

Нервопротокол

Страховая требует европротокол виновника
Правильно оформить европротокол на месте ДТП — целая наука Fotolia/cliplab.pro

Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

На мое счастье, в рамках Всероссийской недели сбережений прошел информационно-разъяснительный семинар «Особенности оформления европротокола при ДТП», в рамках которого нас учили оформлять извещение о ДТП за 15 минут.

Оказалось, все не так уж страшно: действительно, протокол можно заполнить довольно быстро. Само сложное, пожалуй, восстановить обстоятельства происшествия и аккуратно внести все данные — свои, автомобиля и полиса ОСАГО.

Напомню, европротоколом в быту принято называть как упрощенное оформление ДТП — без вызова гаишников, так и само извещение о ДТП.

Эти извещения раньше заполнялись водителями только при упрощенной регистрации ДТП, хотя закон предписывает делать это при любом дорожном происшествии с участием двух и более автомобилей.

Теперь же они стали насущной необходимостью, потому что ГАИ больше не выдает справок о ДТП, а протокол и прочие документы ГИБДД не позволяют страховщикам восстановить полностью картину произошедшего. Водители же в лучшем случае возят выданные им вместе с полисом ОСАГО бумажки в бардачке, не заглядывая в них.

В худшем — бумажки лежат где-нибудь дома. Единственный документ, на основании которого страховая компания может принять решение о выплате, — то самое извещение, которое никто не знает, как заполнять. А изучать документ в нервной обстановке сразу после ДТП, согласитесь, не лучший вариант. Итак, разбираемся заранее.

​РСА просит помощи у ГИБДД из-за ситуации со справками о ДТП

Российский союз автостраховщиков (РСА) просит помощи у руководства ГИБДД России в связи с ситуацией, сложившейся вокруг оформления ДТП. В соответствии с приказом МВД, вступившим в силу месяц назад, инспекторы больше не выдают справки водителям — участникам аварий. Однако документ этот необходим по правилам ОСАГО, закрепленным положением Банка России, пишет «Коммерсант».

1. Вызывать или не вызывать сотрудников ГИБДД?

Начнем с ключевого вопроса: нужен ли нам кузнец, то есть представитель ГИБДД, для оформления ДТП.

Открывая семинар, его ведущий, автоэксперт, редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов пояснил, что дожидаться приезда сотрудников ГАИ, как правило, необходимости нет, но позвонить им нужно обязательно.

Скорее всего ГИБДД предложат вам зафиксировать произошедшее с помощью извещения и/или подъехать на ближайший пост ГАИ, чтобы оформить протокол и пр.

Дожидаться приезда сотрудников полиции не только необязательно, но в большинстве случаев и не нужно, так как это может занять много времени, а столкнувшиеся автомобили мешают проезду других.

Для упрощенного оформления ДТП без вызова сотрудников полиции необходимо выполнение нескольких условий:

  • в ДТП участвовало два автомобиля;
  • не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пассажиров, пешеходов;
  • ущерб нанесен только автомобилям участников ДТП;
  • водители единодушны в том, кто именно виноват в ДТП (разногласия отсутствуют);
  • у каждого водителя есть действующий полис ОСАГО.

Если все эти условия соблюдены, можно заполнять европротокол, предварительно переместившись в удобное место и освободив проезжую часть.

«Когда вы с другим участником ДТП договорились о том, кто виноват, убедились в подлинности полиса ОСАГО и решили заполнить европротокол, вам необходимо уехать с места происшествия, чтобы не создавать пробку.

Главное — предоставить европротокол в страховую компанию в течение 5 рабочих дней после ДТП», — уточнил Сергей Смирнов.

Начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов обратил внимание участников на то, что договор ОСАГО — одно из важнейших условий оформления европротокола. Перед началом заполнения извещения необходимо убедиться в том, что полис ОСАГО у сторон подлинный.

Это может сделать на сайте РСА любой желающий, не только сотрудники ГИБДД. «Иначе в итоге вместо страховой защиты автовладелец остается просто с ненужной бумажкой, от которой ничего не зависит. Страховщик после заключения договора ОСАГО обязан в течение одного рабочего дня передать сведения об этом договоре в систему РСА.

Единственная ситуация, когда у человека настоящий полис, а сведения о нем в базе не пробились (при условии, что страховщик надлежащим образом выполняет свои обязанности по передаче сведений о заключенных договорах страхования в базу данных РСА), — человек только что купил полис, поэтому страховщик его данные не передал.

Но таких случаев, естественно, очень мало», — сказал Порватов.

2. Где взять бланк извещения, если он утерян или уже использован?

В теории у обоих участников ДТП эти бланки должны быть — они выдаются вместе с полисом. Но возможна такая ситуация, когда ни у одного из водителей нет с собой бланка либо он уже использован при оформлении предыдущего ДТП.

В этом случае Сергей Смирнов порекомендовал заглянуть в ближайший офис страховой компании и попросить двойные самокопирующиеся бланки там.

Если офиса страховой рядом не наблюдается, можно попробовать остановить коллег-автомобилистов и попросить бланк у них, советует Смирнов.

Если вы еще дома обнаружили утрату бланков, можно распечатать их на обычном принтере, но тогда придется вручную заполнять оба бланка.

Чем хороши оригинальные бланки: с их помощью протокол можно заполнить всего один раз.

Обе части может заполнить даже один участник ДТП, но подписать должны оба по два раза внизу страницы: каждый в своей колонке плюс еще раз в средней.

Бланки самокопирующиеся, кому брать первый лист, кому — второй, абсолютно неважно, пояснили нам на семинаре. Страховщики примут корректно заполненное извещение в любом виде, уточнил Смирнов.

3. Кто заполняет протокол?

После того как подлинность полиса ОСАГО подтверждена, водители убедились в отсутствии разногласий, нашли бланки, можно приступать к заполнению извещения о ДТП.

«Так как это упрощенная процедура оформления ДТП, без присутствия сотрудников полиции, в графах 4—6, 8 необходимо поставить галочку в поле «Нет». Именно эти пометки говорят о том, что оформление европротокола возможно и законно.

Здесь важно помнить, что исправления в документе не допускаются, поэтому постарайтесь заполнять его максимально аккуратно», — предупредил Сергей Смирнов.

Кто же заполняет извещение? Этот вопрос возник у слушателей одним из первых. В протоколе есть три столбца, объяснили нам эксперты: левая — для пострадавшего, правая — для виновника, средняя — для обоих.

В левой и правой каждый указывает свои данные (владельца и управлявшего автомобилем в момент ДТП, для последнего обязательно указывается номер водительского удостоверения) и данные своего автомобиля (VIN, государственный номер, свидетельство о регистрации), а также страховки (страховая компания, номер полиса, срок действия полиса). В средней части необходимо отметить обстоятельства ДТП. Все довольно просто — как в тестах по ЕГЭ: нужно выбрать из предложенных вариантов. Но рекомендую сначала прочитать все, чтобы выбрать подходящий. Я, например, порывалась поставить галочки чуть ли не во всех строчках — очевидно, с перепугу.

Если вы не нашли вашего варианта, можете вписать свой — для каждого из участников есть своя строка. Характер повреждений можно описать любыми словами без использования специальной терминологии.

«Сотрудники страховой компании переведут то, что написано в извещении в части описания повреждений, на официальный язык, указав, что «продолговатая штука сзади» — это задний бампер», — пояснил Сергей Смирнов.

Что касается второй страницы европротокола, где вас просят подробно описать обстоятельства ДТП, ее можно заполнить дома, в спокойной обстановке. Подпись второй стороны на ней не нужна. Главное, донести ее до страховой в течение 5 дней со дня ДТП.

4. Как рисовать схему ДТП?

Схема ДТП одна на двоих, можно рисовать ее в четыре руки, можно доверить кому-то одному, предварительно оговорив, что там будет изображено. Когда меня вызвали «к доске» рисовать схему гипотетического столкновения, честно говоря, я растерялась и испугалась, хотя ничего высокохудожественного, естественно, никто от меня не ждал.

В итоге запуталась в количестве полос, засомневалась, рисовать ли сплошную, двойную сплошную или прерывистую линию между встречными полосами. Сергей Смирнов успокоил меня, пояснив, что важно лишь обозначить правильно количество полос и направление движения обеих машин.

Сам автомобиль можно изобразить прямоугольником, внутри которого просто пишется буква (А — пострадавший, Б — виновник) и ставится стрелочка в направлении движения.

На схеме нужно также указать адрес места ДТП, ближайший номер дома, дорожные знаки, светофор. Такая схема позволит максимально точно идентифицировать место ДТП. Помимо схемы необходимо сделать как можно больше фотографий происшествия. «Хоть они официально и не требуются, но помогут в случае возникновения спорных ситуаций», — добавил Михаил Порватов.

Также важно стрелочкой отметить направление удара в картинках каждого из участников.

В пункте 13 извещения вы найдете три схематических изображения: грузовое авто, легковое и мотоцикл — нужно выбрать ваше транспортное средство и показать стрелкой, куда пришелся удар.

Даже если вы случайно поставили стрелочку не к тому виду транспорта – не страшно, важно, чтобы направление было правильным. Хотя перепутать «Газель» с мотоциклом еще нужно суметь.

5. Как определить сумму ущерба?

Вопрос, можно ли применять упрощенное оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции, часто упирается еще и в сумму ущерба. Возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением возмещения предоставляется только в том случае, если ущерб не превышает 50 тыс. рублей.

Для Москвы и Московской области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области при оборудовании автомобиля технологией глобальных спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС) теоретически размер возмещения ущерба может составить до 400 тыс.

рублей, но на практике система ГЛОНАСС еще не работает. В Госдуме на рассмотрении находится законопроект о расширении правил применения европротокола — в частности, об увеличении суммы ущерба до 100 тыс.

рублей и возможности фиксировать обстоятельства не только системой ГЛОНАСС, но и различными гаджетами с установленными мобильными приложениями РСА. Однако пока этот законопроект принят только в первом чтении.

Страховщики надеются, что в ближайшее время он не будет принят, так как рынок ОСАГО и без того переживает не лучшие времена, а изменение условий европротокола все только еще больше запутает.

Так или иначе, при заполнении извещения о ДТП необходимо примерно определить размер ущерба, чтобы понять, укладываетесь ли вы в сумму до 50 тыс. рублей. Многие присутствующие на семинаре отметили, что это довольно сложно для несведущего человека и очень страшно промахнуться. Ничего страшного, если вы немного ошибетесь с суммой ущерба, успокоил собравшихся Сергей Смирнов.

Если вы не вписались в лимит европротокола, никто вам не откажет в возмещении, просто ущерб сверх 50 тыс. придется возместить самостоятельно.

Барышням и другим персонажам, не представляющим даже примерную стоимость той или иной детали автомобиля, Смирнов посоветовал совершить «звонок другу» — проконсультироваться с понимающим человеком или просто позвонить на сервис, которому доверяете.

6. Что будет, если второй участник ДТП не донес до страховщика свой экземпляр извещения?

Особо дотошных слушателей семинара (меня, например) взволновал вопрос ответственности участников ДТП. Можно же все заполнить, согласовать, подписать, отнести в страховую компанию, а потом выяснить, что другой участник манкировал своими обязанностями. Если вы пострадавший, для вас это не страшно, утешили нас эксперты.

Ваша страховая компания, куда вы принесете документы, выплатит вам возмещение, а затем урегулирует убыток со страховщиком виновника через систему ПВУ.

А вот виновник ДТП, не донесший свой экземпляр европротокола до своего страховщика (забыл или не захотел портить себе страховую историю и ухудшать КБМ), может потом получить регрессный иск от своей страховой компании, которая предварительно расплатилась с вашей.

7. Можно ли вообще не оформлять извещение?

Если ваш автомобиль был застрахован не только по ОСАГО, но и по каско, нужно поставить соответствующую галочку в пункте 12 извещения. При наличии двух страховок пострадавший волен выбирать, по какой из двух получать возмещение.

В договорах каско часто есть опция ремонта без справок о ДТП — при небольшой сумме ущерба, так что, в принципе, можно извещение не заполнять вовсе. Не заполнять протокол можно и в том случае, если вы оба не собираетесь информировать о произошедшем свои страховые компании.

Например, если вина обоюдная или виновник добровольно на месте выплатил возмещение пострадавшему (обязательно возьмите расписку!).

Однако в этом случае вас может ждать неприятный сюрприз: другая сторона может передумать и заявить о ДТП или подать заявление на возмещение по ОСАГО, хотя планировала обратиться по каско, при этом не поставив вас в известность об изменении своих планов. В этом случае если вы виновник, то рискуете получить регрессный иск. Так что лучше все же заполнить извещение на месте, получить подпись второй стороны и отнести документ в страховую.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10120654

Прав-помощь
Добавить комментарий