Суффиксы ек ик упражнения

Суффиксы ек ик упражнения

Суффиксы ек ик упражнения

Суффиксы ек ик упражнения

Ночью на двадцатое работы утихли, а утром вся эскадра снялась с якоря. Позади чернел_, дотлевая, дн_щ_ турецких судов, чернел_ и дымил_ пожар_щ_ в турецком квартале Синопа. (С.С.-Ценский) 2.

Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: махин_щ_ так__, что в эту комнату не войдет… А в плеч_щах у него был_ так__ сил_щ_, какой нет у лошади. (Н.Гоголь) 3. Когда шофёр к моим подфарникам зацепил трос, я разглядел его. Здоровый рыжеволос__ детин_щ_. 4.

Он делал настоящие грабли, красив__ топор_щ_ из берёзового полена. (Ф.Гладков)

36. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

ИМЕНПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

-АН-, -ЯН-, -ИН-, -Н-, -НН-, -ЕНН-, -ОНН-

● -Н-, -НН- в суффиксах прилагательных

-Н- П р а в и л о: П р и м е р: ●Прилагательные, не образованные от др.

Охотный ряд получил свое название еще в те врем…на, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотн…ками.

На мостовой перед палатками сновали пирожн…ки, блин…ки, торговцы гречнев…ками, жаренными на постном масле.

Сбитен…щ…ки разливали, по копейке за стакан, горячий сбитень — любимый тогда медовый напит…к, согревавший извоз…ков и служащих, замерзавших в холодных лавках.
8.

Старый Берестов взошел на крыльц… с помощью двух лакеев Муромского. Муромский принял соседей своих как нельзя ласковей, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверин…ц…(П.). 9. Если крестьянская изба напоминала своим ликом хозя…на, то огород — хозяйку: он свидетельствовал о ее характере и сноровке (Аст.).

10. Нижняя часть пирамиды, состоящая из двадцати трех широких ступеней, являлась торжественной, парадной лестн…ц…й, ведущей со всех четырех сторон к храму.

Суффиксы ек ик упражнения 3 класс

Важно

Итог урока Какую часть слова учили на уроке? Для чего служат суффиксы? Когда нужно писать -ик? -ек?

Поиграем с братишками суффиксами. Игра «Найди бабочку» Бабочка спряталась под цветком с правильно написанным словом. Найдите бабочек.

8-9 VIII. Рефлексия Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки — листочки. Если вам все понятно по теме «Как писать суффиксы -ик, -ек» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком.

А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. Оказывается, у некоторых ребят остались вопросы, поэтому на последующих уроках мы продолжим изучение данной темы. Спасибо всем. Урок окончен. IX.

Правописание суффиксов ек ик упражнения 3 класс

Внимание

М.: Вентана-Граф, 2005, рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 часть.

Ход урока

Ход урокаДля Смирнова НикитыСлайдыI. Организационный момент Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Запишите число, классная работа на листочках.

1 II.

Вводная часть Сегодня мы продолжим работу по теме «Состав слова», поговорим подробнее о суффиксах. Будем учиться образовывать новые слова. Все это необходимо нам, чтобы наша речь была красивой и многообразной. В этом нам поможет суффикс.

– Где стоит суффикс? (После корня он стоит, Перед окончанием.

Обозначьте суффиксы и окончания.

Вор, горе, горло, гость, гостья, доля, дума, детина, жена, завод, забор, заря, зверь, кровь, кручина, лапа, невеста, няня, платье, плут, перо, ребро, сарай, сватья, скворец, соловей, хлеб, человек.

Упражнение 3.

От следующих слов образуйте существительные с суффиксами -чик, -щик, -льщик. Какое значение они придают вновь образованным словам? Какие фонетические чередования и в каких случаях наблюдаются в производных словах?

Бакен, барабанить, бетон, водопровод, возить, вязать, грузить, добыча, кабак, камень, кровля, объездить, перебежать, переводить, переписать, переплетать, пилить, разносить, резать, фонарь.

Упражнение 4.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

1.

Суффиксы ик ек упражнения

повар

домик

каток

деньки

головушка

Проверка, оценивание

Объясните смысл пословицы.

На доску вывешивается яблоня. В конце урока узнаем, какие плоды знаний мы соберём.

Чистописание

Эти буквы нам встретятся почти в каждом слове.

Кк ·· Кк // ик ·· ек //

Коровушка, квартирка, котик.

Что общего в этих словах?

Как вы думаете, о какой части слова пойдёт речь?

Что такое суффикс?

III Постановка проблемы:

Прочитайте слова: ключ_к, замоч_к.

Покажите сигналами, какие буквы пропущены.

Почему задание вызвало затруднение? В какой части слова пропущены буквы? Прочитайте слова хором.

Упражнения на суффиксы ик ек

Пишем с верхней линии рабочей строки. Ведем прямую наклонную линию с закруглением внизу и доводим ее до линии строки и , не отрывая руку пишем наклонную линии также с закруглением внизу и для соединения с буквой «кА» ведем линию до верхней рабочей строки.

Затем пишем букву «ка»

Карточка IV. Ознакомление с правописанием суффиксов -ик, -ек- Братишки-суффиксы предлагает нам послушать сказку. Сколько частей в этом правиле? Почему? Найди в каждой из частей строчки, в которых заключен смысл правила.

Как произносятся суффиксы?

Определите тему урока.

Тема. Правописание суффиксов -ек, -ик.

Поставьте цель урока.

  • узнать правило написания суффиксов -ек, -ик.
  • научиться определять, когда в словах пишется суффикс -ек, а когда -ик.

Нарисуйте горочку. Оцените умение писать суффиксы -ек, и –ик

  1. Ознакомление с правописанием суффиксов -ик, -ек-

Работа с учебником.

Стр. 132 № 107. Рассмотрите в парах таблицу, сделайте вывод.

Какой вывод сделали?

Ответьте на вопросы упр. № 108.

Какой вывод сделали?

Попробуйте сформулировать правило.

Давайте проверим, согласен ли с вами автор учебника. Стр. 133.

Свернём правило в алгоритм.

Суффиксы ек ик упражнения 6 класс

Выполните синтаксический разбор третьего предложения.

1. Не дорог квас, дорога изюм_нка в квасу. (Посл.) 2. С середины осени устанавливается иногда удивительная погода… Каждая трав_нка, каждый упавший на землю лист, каждая солом_нка, каждая паут_нка, протянутая там и сям, – всё обсыпано сахарной пудрой. (В.

Солоухин) 3. Как рожь на полях, так в лугах тоже зацвели все злаки, и когда злач_нку покачивало насекомое, она окутывалось пыльцой, как золотым облаком. Все травы цветут и даже подорожник, – какая трава подорожник, а тоже весь в белых бус_нках. (М.

Богданов)

● Суффиксы (-ИЧ)-К-, -ЕЧК-

(-ИЧ)-К--ЕЧК- сущ. жен. р., обр. от основ на -иц- остальные случаи + сущ.

Суффиксы ек ик упражнения 3 класс карточки

василёчек – василёчка стебелёчек – стебелёчка мальчик – мальчика козлёночек – козлёночка любимчик – любимчика узорчик – узорчика дождик – дождика костюмчик – костюмчика дружочек – дружочка

Б. Самостоятельная работа (упражнение №251).

— Не записывая проверочного слова, вы должны правильно записать существительные, вставив суффикс -ик- или -ек-. Пользуйтесь рассуждением, кому трудно, тот может записать с проверочным словом.

(Проверка упражнения – взаимопроверка) (СЛАЙД №5)

Сыночек, подарочек, мячик, самолётик, звоночек, дружочек, ключик, карандашик, орешек, пузырёчек, кирпичик, василёчек, огонёчек, кусочек, ларчик.

V Физминутка (СЛАЙД №6)

Раз – все встали, потянулись; Два – назад все оглянулись; Три – руками помахали; На четыре – пол достали; Пять – все дружно повертелись; Шесть – за парты все уселись.

Суффиксы ек ик упражнения 6 класс карточки

С ним водись, а (нож) за пазухой держи! 5. Будет (дождь), будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок. 6. И темный (стакан) в голову бьет (т.е. тайком выпитое).

Упражнение264. Образуйте от данных существительных уменьшительные формы слов с суффиксами -ЕК, -ИК, -ОК.

Сад, нос, дом, козел, стол, овраг, орех, берег, луг, старик, круг, сук, дуб, зверь, ручей, нож, ключ, дружок, крючок, рожок, огонёк, кусок, молоток, листок, голубок, цветок, сынок.

Упражнение265. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя их правописание. ●Просклоняйте выделенные словосочетания.

Р.п. мн.ч. посредством суффикса -К-: башня – башен – башен-к-а, песня – песен – песен-к-а

● Суффикс (-ИН-)-К-(А) пишется в словах, образованных от существительных на -ИН-(А) при помощи суффикса -К-: горошина – горошинка, завалина — завалинка

Упражнение266. Вставьте гласную, объясняя правописание суффикса или сочетания так: спаленка (спальня), монашенка (монах), проталинка (проталина).

Тонкая паут_нка, хвататься за солом_нку, незаметная ссад_нка, присесть на завал_нку, резная став_нка, дальняя часов_нка, держаться за переклад_нку, напевать пес_нку, черная виноград_нка, светлая прогал_нка, вкусная, построить баш_нку, принцесса на горош_не, старая нищ_нка, прелестная француж_нка.

Упражнение267. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя их правописание.

Источник: http://advokat-martov.ru/suffiksy-ek-ik-uprazhneniya

Правописание слов с суффиксами -ек-, -ик-

Суффиксы ек ик упражнения

  • Макарова Елена Николаевна, учитель начальных классов

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы -ек-, -ик-.

Задачи урока:

  • организовать наблюдение за написанием суффиксов -ек-, -ик-; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов -ек-, -ик-, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
  • способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: презентация к уроку, карточки для групповой работы, Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Граф, 2005, рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 часть.

Правописание суффиксов -ек, -ик

Суффиксы ек ик упражнения

Цели. Ознакомить с суффиксами -ек, -ик, со способом действия при выборе суффиксов -ек,
-ик
; повторить и закрепить знания о составе слова.

Оборудование. Учебник “Русский язык”, 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм “В стране невыученных уроков”.

ХОД УРОКА

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:

– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?

Дети. Это слово “яблоко”. Оно читается против хода часовой стрелки.

У. Что такое яблоко?

Д. Яблоко – это плод дерева яблони.

У. О многообразии слова “яблоко” расскажет…

Рассказывает подготовленный ученик.

Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.

Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко (“попасть в яблочко”); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.

Многообразие значений слова “яблоко” объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово “яблоко” в древнерусском языке означало “шар”.

У. Найдите словарное слово “яблоко” в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

На доске:

1. Яблоку негде упасть 2. Яблоко раздора 3. Конь в яблоках 4. Как румяное яблочко5. Яблоко от яблони недалеко падаетТак говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами Очень красивое Это то, что приводит к ссореТесно

Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

У. Объясните смысл пословицы.

Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова “яблоко”.

Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.

      

– Посмотрите на картинки-помощницы и “сфотографируйте” их глазками на память.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове “яблоко”.

III. Сообщение темы урока

У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

На доске:

– Запишите эти слова.

Дети записывают.

– Какие корни в словах ключик,замочек?

Д. -Ключ-, -замоч-.

У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.

Д. -ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.

У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

Д. В слове “ключик” – совпадает, а в слове “замочек” – расходится.

У. Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек,
-ик ?

Д. Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять.

У. Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: “Правописание суффиксов
-ек ,-ик“.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Чтобы “попасть в яблочко”, то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?

Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

У. Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.

На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:

кузнеч…ксыночкикузнечики
сыноч…кмяч…корешки
мячикиореш…к

– На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. На существительные в единственном и множественном числе.

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

На доске:

Ед.ч.Мн.ч.
кузнеч…к сыноч…к мяч…кореш…ккузнечики сыночки мячики орешки

– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

Д. Я думаю, что если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе -ик.

А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать -ек.
Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной. “В стране невыученных уроков”.

Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи “ключика” открыл “замочек”.

Д. Это было единственное правило, которое знал Витя. Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется
-ек
, а если не выпадает, пишется -ик.

У. Посмотрим фрагмент мультфильма.
У Вити было слово-помощник “нет”: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

Учитель прикрепляет на доску рисунки 7–8.

    

– Прочитайте правило в учебнике на с. 154 и сравните с нашим выводом.

Дети читают текст упражнения 108.

Верно ли мы с вами сформулировали правило?

Д. Да.

У. Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

Читает подготовленный ученик.

Д. В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, аЕ умудрялся улизнуть.

Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.

Вот посмотрите: платочек платочка платочку.

VI. Закрепление нового материала

У. Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. “Свернем” его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.

Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.

Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик

У. Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 109.

Упражнение выполняется с комментированием.

VII. Итог урока

У. Доскажите слова по алгоритму.

Если при изменении формы слова существительного с суффиксом -ек гласный выпадает, то в суффиксе пишется…

Д. Буква е.

У. В суффиксе -ик пишем букву и, если…

Д. При изменении формы слова гласный не выпадает.

У. Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов -ек, -ик.

VIII. Домашнее задание

Источник: http://zvonoknaurok.ru/load/nachalnaja_shkola/russkij_jazyk/pravopisanie_suffiksov_ek_ik/9-1-0-42

Слово с суффиксом

Суффиксы ек ик упражнения

Слова с суффиксами –ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме.

Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце – «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – диванчИка;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • кустик – кустИка;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • личико – личИка;
  • мальчик – мальчИка;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождик – дождИка;
  • садик – садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-.

И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орешек – ореШКа;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусочек – кусоЧКа;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом –ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений.

С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе –ок- слышится максимально отчетливо.

Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- существуют, вы знаете.

Однако здесь возникает новый вопрос: “В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких – «о»?” Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк.

С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса –ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса –ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к основе слова. В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.). Что касается суффикса –ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именем прилагательным (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим именем числительным (например, пято́к, деся́ток и пр.).

Источник: https://FB.ru/article/150439/slovo-s-suffiksom-ik-pravopisanie-slov-s-suffiksami-ik

Прав-помощь
Добавить комментарий