У меня среднее профессиональное образование библиотекаря. Имею ли я право работать в школьной библиотеке?

Учеба и карьера в сфере библиотечного дела за рубежом

У меня среднее профессиональное образование библиотекаря. Имею ли я право работать в школьной библиотеке?

Издревле библиотеки всегда были источником знаний, а люди, работающие в библиотеках, – теми, кто несет знания людям, занимается сохранением и распространение важной информации. Несмотря на появление интернета и широкую доступность множества книг и материалов, зарубежные библиотеки сегодня не утратили своей важности и популярности, а работа в них считается интересной и полезной.

Современные библиотеки идут в ногу со временем, работают на основе автоматизированных процессов, занимаются оцифровкой материалов, имеют онлайн-базы данных и предлагают пользователям множество сервисов и услуг.

При этом библиотеки, как и раньше, представляют собой обширные каталогизированные собрания материалов и ресурсов, многие из которых невозможно найти даже в интернете.

Прекрасным примером могут служить библиотеки зарубежных вузов, в которых студенты читают, ищут полезные материалы и готовятся к занятиям. Фактически, именно библиотека становится их второй учебной зоной.

Разнообразие и увлекательность современной библиотечной работы делает эту дисциплину все более популярной среди студентов-гуманитариев. Изучение библиотечного дела, информационных систем и библиотековедения дает многим учащимся отличную возможность получить всесторонне гуманитарное образование, развить навыки коммуникации, управления и работы на компьютере.

Почему стоит изучать библиотечное дело?

Прекрасная общая специальность для гуманитариев

Библиотечное дело – это дисциплина, которая прекрасно подходит для гуманитариев, любителей иностранных языков, книг, истории и литературы. Помимо классической библиотечной работы, студенты изучают современные аспекты библиотечного дела, включая автоматизацию процессов, цифровые библиотечные системы и цифровую каталогизацию библиотечных ресурсов и фондов.

Интересный процесс обучения

Процесс изучения библиотечного дела предполагает изучение широкого ряда интересных дисциплин, от литературы и книговедения до коммуникаций, цифровых информационных систем и менеджерской организационной работы. Обширные библиотеки многих зарубежных вузов также позволяют студентам получить отличный практический опыт еще во время учебы.

Возможность работать с людьми и помогать им

Работа библиотекаря любого уровня – это работа с людьми, нацеленная на помощь людям, обеспечение их необходимыми книгами, материалами и ресурсами.

За границей любой сотрудник библиотеки должен обладать отличными коммуникационными навыками, быть доброжелательным и владеть иностранными языками.

Эта работа позволит вам не только делать доброе дело, но и познакомиться с большим количеством людей.

Отличные перспективы трудоустройства за рубежом

Изучение библиотечного дела не обязательно ведет к скучной должности библиотекаря, которая представляется нам, в первую очередь, в связи с этой дисциплиной. На самом деле, зарубежные библиотеки – это развитые комплексы с огромными ресурсными базами и множеством интересных материалов.

Получив степень в области библиотечного дела, сегодня можно заниматься менеджерской библиотечной работой, библиотечной работой с детьми или студентами, обслуживанием читателей.

Работать, при этом, можно в государственных фондах и библиотеках, университетских и школьных библиотеках, архивах, специализированных профессиональных библиотеках и т.д.

Специализации

Выбрав библиотечное дело для изучения за рубежом, вы сможете получить одну из следующих общих или узких академических специализаций:

  • Общее библиотечное дело
  • Общее библиотековедение
  • Книговедение
  • Создание и развитие библиотек
  • Формирование и обработка библиотечных фондов
  • Библиотечный менеджмент
  • Организация функционирования и обслуживания пользователей библиотек
  • Каталогизация документов
  • Цифровой библиотечный менеджмент
  • Автоматизация библиотечных процессов
  • Библиотечный маркетинг

Помимо этого, в зарубежных университетах можно освоить профессию библиотекаря, специализирующегося на работе в учреждениях конкретного типа, включая:

  • Образовательные учреждения
  • Научные учреждения
  • Музеи
  • Общественные и государственные библиотеки
  • Фонды и архивы
  • Детские библиотеки
  • Медицинские учреждения и т.д.

Процесс и стоимость обучения

Изучение библиотечного дела в бакалавриате зарубежных университетов длится 3-4 года, после чего многие студенты получают более узкую и углубленную специализацию на уровне магистратуры, обучение на котором длится 1-2 года.

Для поступления на курсы в области библиотечного дела и библиотековедения важно иметь высокие баллы в аттестате, а также высокий балл по языковому экзамену (не менее 6.0 по IELTS).

При этом особенно важна успеваемость студента и его интерес к таким дисциплинам, как литература, история и иностранные языки.

Помимо этого, важны навыки работы на компьютере, склонность к организационной и менеджерской работе, работе с людьми.

В процессе обучения студенты знакомятся с широким рядом гуманитарных и управленческих дисциплин, знание которых необходимо для современной эффективной работы, направленной на организацию библиотечной работы, обслуживание читателей и ресурсное обеспечение библиотек.

Китайский Сычуаньский университет предлагает доступные программы в области библиотечного дела по цене $7,256 в год. Доступное образование в этой сфере также можно получить в японском Токийском университете ($4,800 в год), канадском Колледже Сенека ($9,800 в год) и малазийском IIUM ($2,000 в год).

Дороже изучение библиотечного дела и информационных систем обойдется в Лондонском университете Сити ($18,625 в год), американском Университете Висконсин-Милуоки ($24,062 в год) и голландском Свободном университете Амстердама ($14,567 в год).

Условия работы и зарплата

В зависимости от специализации, полученной в учебном заведении, выпускник зарубежного вуза со степенью в библиотечном деле может заниматься работой библиотекаря, менеджерской библиотечной деятельностью, организаторской работой, сохранением и содержанием библиотечных фондов, ресурсным обеспечением библиотек, каталогизацией и цифровым оформлением информации, автоматизацией процессов и непосредственным обслуживанием посетителей.

Со степенью в области информационных технологий и библиотечного дела можно работать не только в библиотеках, но и в других организациях и сферах.

Эта гуманитарная специальность позволяет выпускникам также заниматься журналистской деятельностью, академическим наставничеством, писательской деятельностью, научными исследованиями, работой с людьми в государственных, частных и благотворительных организациях, архивным делом и многим другим.

По узкой специальности сотрудники библиотек могут трудоустроиться в библиотеках, архивах и фондах различной направленности, включая государственные и частные библиотеки, библиотеки образовательных, медицинских, юридических и других учреждений.

Сотрудники библиотек обычно работают по нормированному графику, занимаясь узконаправленной деятельностью или совмещая несколько видов деятельности, например, управленческую работу и обслуживание посетителей.

Данный вид обычно предполагает работу в небольшом коллективе, редкие рабочие поездки, работу с большим количеством информации и различных материалов, работу на компьютере и активную коммуникацию с людьми.

В компетенции сотрудников библиотек также часто находится проведение выставок, различных культурных и ознакомительных мероприятий, выведение библиотек на новый цифровой и автоматизированный уровень.

Средняя зарплата библиотечных работников в США составляет $48,551 в год.

При этом наиболее высокие зарплаты получают менеджеры и директора библиотек, а также специалисты цифрового библиотечного управления, а женщины составляют 79% от общего числа работников в данной сфере.

Одни из наиболее высоких зарплат в Америке получают сотрудники библиотек крупных университетов, таких как Вашингтонский университет, а также центральных общественных библиотек, таких как Общественная библиотека Нью-Йорка.

В Великобритании средняя годовая зарплата сотрудников библиотек составляет $29,000, в Канаде – $40,400, в Австралии – $48,700.

Лучшие университеты в области библиотечного дела

University of Sheffield, Великобритания

Шеффилдский университет – это один из ведущих вузов Англии, наиболее популярной зарубежной страны для изучения библиотечного дела. Входя в число 100 лучших вузов мира, Шеффилдский университет отличается передовым образованием и отличными учебными ресурсами, готовит студентов к профессиональной и эффективной работе в самых разных сферах.

Вуз предлагает актуальные программы магистратуры в области библиотечного дела, на которых студенты изучают основы классической библиотечной работы и современные тенденции в развитии библиотек.

За 1 год здесь можно получить степень магистра в общем библиотечном деле или в цифровом библиотечном менеджменте. В заочном онлайн-формате также доступна программа в области библиотечного дела и менеджмента информационных систем.

Получая возможность изучать теорию и практиковаться в прекрасных университетских библиотеках, студенты становятся первоклассными библиотечными сотрудниками.

Средняя стоимость обучения: $22,040 в год

Charles Sturt University, Австралия

Мультикампусный Университет Чарльза Стюарта расположен в Новом Южном Уэльсе и обучает более 35,000 студентов со всего мира. Отличительная особенность вуза заключается в возможности заочного обучения в онлайн-формате для иностранцев.

В дистанционном формате можно получить степень бакалавра и магистра в области библиотечного дела.

На уровне бакалавриата вуз предлагает 6-годичную заочную программу со специализацией в библиотечном деле, а на уровне магистратуры студенты могут за 2-3 года заочного обучения получить степень со специализацией в общей библиотечной работе, библиотечной работе с детьми или библиотечной работе в образовательных учреждениях.

Средняя стоимость обучения: $16,420 в год

University of Kentucky, США

Университет Кентукки существует уже более 100 лет и предлагает учащимся широкий ряд программ в области библиотечного дела и информационных систем. За счет гибкого учебного графика и разнообразия форматов обучения, получать образование в вузе можно в очной или дистанционной форме.

Вуз предлагает узконаправленные программы магистратуры в области библиотечного дела, готовящие сотрудников для библиотечной работы в учреждениях различных типов.

В частности, здесь можно стать специалистом библиотечного дела по работе в образовательных учреждениях и школах, медицинских учреждениях или общественных библиотеках.

Кроме того, перелагаются специальные программы в общем библиотечном деле, административной библиотечной работе и библиотечной работе с детьми.

Средняя стоимость обучения: $26,154 в год

Самые красивые библиотеки

Гуманитарные науки за рубежом

Источник: https://www.hotcourses.ru/study-abroad-info/subject-guides/study-and-career-in-library-science-abroad/

Школьный библиотекарь – профессия креативная

У меня среднее профессиональное образование библиотекаря. Имею ли я право работать в школьной библиотеке?

– Несмотря на все усилия последних лет, система школьных библиотек, на мой взгляд, находится в кризисе. Мы очень сильно отстаем в сравнении со школьными библиотеками развитых стран мира. Одна из задач съезда – обсудить магистральные направления развития системы школьных библиотек.

Всего в России сейчас 130 тысяч библиотек всех ведомств. Из них школьные составляют 49% и не имеют национальной государственной политики развития.

Одна из задач съезда – показать приглашенным на съезд представителям органов государственной исполнительной и законодательной власти всю многоплановость и сложность той огромной системы, которая называется «школьные библиотеки России».

Управление таким сложным объектом должно быть намного сложнее существующего сегодня. Например, необходимо учитывать специфику работы библиотекарей разных типов образовательных учреждений: коррекционных школ, детских домов, гимназий, лицеев.

Необходимо изменить отношение в государстве к школьным библиотекам как катализаторам развития качества образования. Эти изменения должны затронуть все базовые составляющие. Я вижу несколько уровней: законодательный, организационно-управленческий, кадровый, научно-методический, материально-технический.

– Начнем с фондов, с того, без чего не может существовать библиотека…

– Она жива новыми поступлениями, подпиской. За 15 лет было реализовано несколько проектов по комплектованию школьных библиотек, включая президентский стотомник.

Но в массе своей они не могут сегодня привлечь ни учителя, ни ученика хорошими изданиями, так как фонды пополняются по остаточному принципу. И как отметил в ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент России В.В.

Путин, она «должна быть не только хранилищем книг, но и реальным информационным, культурным и досуговым центром».

Законодательная задача. Российским законодательством в образовании до настоящего времени не закреплены правовые основы деятельности библиотек образовательных учреждений. Я рада, что к съезду эксперты нашей ассоциации и двух комитетов Государственной Думы подготовили проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Они направлены на установление федеральных требований к образовательным учреждениям в части нормативов библиотечного обслуживания учащихся и комплектования библиотечных фондов. Законопроект устанавливает также ответственность образовательного учреждения за организацию деятельности библиотеки. Совсем недавно я была в командировке в Японии у наших коллег.

Там не только в законе об образовании есть дополнение о школьных библиотеках и о поддержке детского чтения, но есть и свой отдельный закон о школьных библиотеках. Но хочу подчеркнуть, что японские коллеги предупредили: если вы готовите закон, не повторяйте наших ошибок.

Мы не проработали его с финансовой стороны, не согласовали с профильным министерством, и он остался на уровне концепции. Конечно, и концепция хорошо, но… И мы рады, что Госдума отправила в Минобрнауки России законопроект с пояснительной запиской для согласования. Это только первый шаг к созданию правового поля школьных библиотек.

А далее надо будет приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным, необходимо разрабатывать критерии оценки деятельности школьных библиотек в регионе, районе и ответственности директора школы. Нужно поднимать вопрос и о ставке библиотекаря. С советских времен она зависит от количества классов-комплектов, а они уменьшаются.

Но если рассматривать библиотеку как культурный центр школы, как кабинет №1, то независимо от того, сколько классов-комплектов в школе, необходимо иметь полноценную ставку, а может быть, и две. Ведь от этих специалистов зависит качество среды школы, в которой преподают учителя, учатся и развиваются дети.

Нужно привести профессию школьного библиотекаря в соответствие с той миссией, которая стоит перед ним в ХХI веке. Это информационный лидер школы, помощник по созданию контента в информационно-образовательной среде школы.

– Кадровая проблема – еще одна болевая точка.

– У нас, конечно, уникальные специалисты, которые, несмотря на маленькую зарплату, работают творчески, но старение кадров налицо. Работает поколение, которое в свое время получило хорошее специализированное образование для библиотечного обслуживания детей и юношества, а полноценной смены ему нет.

В настоящее время сложившаяся система подготовки кадров не имеет специализации для детских и школьных библиотек. Несколько лет назад библиотечные вузы разработали новое поколение стандартов для своего профессионального высшего образования. Единственный стандарт, который не прошел тогда в Министерстве образования, – стандарт по нашей специализации.

Сочетание низкой зарплаты и отсутствие специальной подготовки ставит под угрозу само существование профессии и школьной библиотеки как важного социального института. Его уникальность в том, что через него проходят все дети страны, а они нуждаются в самых лучших специалистах. Конечно, на съезде мы будем говорить о статусе школьного библиотекаря.

У него самая низкая зарплата в школе. Школьных библиотекарей по-прежнему зачисляют в технический персонал, а наши зарубежные коллеги, делая прорыв в вопросе подготовки и переподготовки кадров, повышают и статус школьных библиотекарей. Там они – заместители директора школы по информационной работе.

Я была в разных концах мира, и везде тенденция одинакова: в Аргентине, Германии, Франции, Шотландии библиотекарь – школьная элита. Кроме того, за рубежом для усиления читательской среды ребенка везде формируют национальную программу чтения, в первую очередь укрепляя школьные библиотеки в кадровом плане.

В свое время в Южной Корее был изменен прагматичный взгляд на образование, когда единственным ориентиром считалось не развитие личности, а успехи в экономике, как сейчас у нас. Книга рассматривалась только как источник информации, чтение понималось как работа с текстом, шло натаскивание на тест, на экзамен.

Смена парадигмы образования привела к изменению отношения к школьным библиотекам, и большой вклад сюда внесли неправительственные организации, в том числе родительские движения. Детей стали побуждать больше думать и читать с целью развития целостного мышления. Проблема школьных библиотек была позиционирована и в правительстве.

Был создан специальный департамент школьных библиотек, разработана ключевая стратегия развития с большим государственным бюджетом и, что важно, контрольный список критериев, которым должны следовать местные власти в работе со школьными библиотеками (уровень обслуживания, наличие книжной коллекции и др.

), и это оценивалось как составная часть функционирования местных органов образования. Там, как и во многих других странах, идет сплошная переподготовка библиотечных кадров по специализации библиотекарь-педагог с акцентом на такие темы, как психология и педагогика чтения, формирование информационной культуры учителей и учащихся.

– Все это требует мер по изменению стереотипа отношения в обществе к профессии школьного библиотекаря.

– Библиотекарь – не обслуживающая, а творческо-креативная профессия. И для этого нужна подлинная мобилизация гражданского общества, так как мы решаем не просто узковедомственную задачу, а задачу всего общества.

В папку участника съезда будет вложено несколько проектов документов масштабного характера: манифест школьных библиотек России, проект федеральной программы модернизации школьных библиотек, концепция библиотечного обслуживания детей в России.

Готовится методический сборник по PR-у: как может на местах школьный библиотекарь работать с родительским сообществом, с местными СМИ, с педколлективом по продвижению своего дела.

Еще один важный вопрос, вынесенный на съезд, касается создания портала школьных библиотек России.

Во многих странах такой портал «встроен» в портал министерства образования, и там библиотекари имеют on-line-пространство, которое позволяет им объединяться и совместно создавать ресурсы.

Такой портал помог бы библиотекарю повышать свою квалификацию, не уходя с рабочего места. Мы хотим, чтобы на съезде был развит новый вектор информатизации школ России с учетом школьного библиотекаря как важного «контентщика» образования.

– Трудно ли было организовать съезд?

– И трудно, и легко.

Трудно только в организационных моментах, а легко потому, что чувствуем огромную поддержку и со стороны регионов, и со стороны властных структур: Аппарата Президента, Государственной Думы, Минобрнауки и Рособразования, которое включило съезд в свой план общесистемных мероприятий года и выделило частичное финансирование. Чувствуем и большую поддержку общественных организаций, особенно Российского книжного союза. В заключение хочу сказать, что тема школьных библиотек стала обсуждаться на всех уровнях. Важно использовать этот момент для прорыва в эволюционном развитии школьного библиотечного дела.

Сегодня все государственные усилия в России направлены на то, чтобы наша страна перешла на инновационный путь развития в соответствии с ее богатейшими духовными и интеллектуальными ресурсами.

А на съезде мы будем обсуждать, как для этого надо развивать наши важные профессиональные инструменты – книгу как духовный продукт нации, чтение как деятельность по генерации мысли, как инструмент развития мышления и библиотеку как катализатор развития общества XXI века и генератор духовной энергии.

Источник: http://www.ug.ru/archive/18712

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 33

У меня среднее профессиональное образование библиотекаря. Имею ли я право работать в школьной библиотеке?

Библиотека и была, и будет Священный храм живых печатных слов. В её жрецах ходил и юный Бунин, и целых тридцать лет – Мудрец Крылов.

В. Черкасов

Положение о библиотеке МБОУ СОШ №33 г.Липецка.


План работы библиотеки на 2015-2016 учебный год

Учебники, используемые в 2016-2017 учебном году

Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению

 Электронные образовательные и информационные ресурсы

Школьная библиотека – особое, уникальное место в современной системе образования. Она не только учит ребёнка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге. Три составляющие – семья, школа, библиотека – создают окружение, формирующее Человека Читающего, человека XXI века.

  Школьная библиотека является структурным подразделением МБОУ СОШ № 33, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

Организует работу библиотеки Ершова Евгения Николаевна.

Ершова Е.Н.: Почему я стала библиотекарем? Книги окружали меня с детства. Мне нравилось просто держать книгу в руках, вдыхать запах типографской краски, перелистывая её страницы, рассматривать иллюстрации… Книга уводила меня в мир невероятных приключений и фантазий.

Вместе с её героями я училась жить, верить, дружить. Ещё учась в школе и посещая библиотеку, я твёрдо решила, что, когда вырасту, стану библиотекарем. Мне очень запомнились слова великого художника Н. Рериха: «Библиотекарь – первый вестник красоты и знания.

Ведь это он открывает врата и из мёртвых полок добывает сокровенное слово для просвещения и ищущего духа». Обучающиеся под моим руководством стали дипломантами Всероссийского конкурса на лучшего читателя книг «Лучик» в рамках Международного фестиваля «БиблиОбраз-2007».

В 2010 году я принимала участие в региональном конкурсе «Школьный библиотекарь: верность профессии».

Библиотека и книгохранилище расположены на первом этаже школы, в соответствии с архитектурным планом. В состав библиотеки входят: абонемент, читальный зал, книгохранилище для учебного фонда, компьютерная зона и видеозона.

Библиотека включает совокупность фонда печатных изданий и разнообразных информационных и технических средств.

 Фонд библиотеки укомплектован научно – популярной, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями с учётом современных задач учебно – воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями, педагогической и методической литературой для педагогических работников; создан фонд медиатеки.

В библиотеке созданы комфортные для работы читателей условия.

Наличие читального зала чрезвычайно расширяет возможности использования книжного фонда, так как школьникам становятся доступны уникальные издания, имеющиеся в библиотеке, или просто издания, присутствующие в одном экземпляре, и, что не менее важно, работа в читальном зале дает возможность приобретения навыков библиографической работы по поиску нужной информации, возможность и навыки более широкого квалифицированного общения с библиотекарем и друг с другом, а также возможность получить радость и удовлетворение от хорошо выполненной именно в читальном зале работы.

Среди задач, которые ставит библиотека, – развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, необходимые нашим пользователям в течение всей жизни. На практике мы решаем эту задачу средствами массовой работы, которая ведётся в тесном контакте с преподавателями.

Основные формы группового и массового обслуживания: книжные выставки, тематические папки, библиографические списки, библиографические уроки и обзоры, экскурсии в библиотеку, театрализованные праздники, читательские конференции, викторины, конкурсы, участие в общешкольных мероприятиях.

Мероприятия библиотеки отражают многообразие форм и методов деятельности, являются составной частью годового плана школы. Регулярно проводятся тематические выставки, обновляются информационные стенды.

Пропаганда художественной, научно-познавательной  литературы через организацию школьных выставок ведёт к развитию познавательного интереса, творческой активности обучающихся.  Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания.

В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышения информационной культуры учащихся. Исходя из возможностей нашей библиотеки, мы проводим библиотечные уроки с обучающимися 1 – 4 классов.    В библиотеке проводятся встречи с интересными людьми.

 Так, была проведена читательская конференция по книге «Чтобы наши победили» с участием автора-составителя Софьи Милютинской.
В рамках Недели Православной Культуры в библиотеке прошла встреча с липецкой поэтессой Татьяной Александровной Романовой. Ребята познакомились с новым сборником поэтессы «Возвращение».

У нас в гостях побывали липецкая поэтесса Александра Ивановна Тамбовская и поэт-бард Наталья Зиновьевна Ушакова. Стихи и песни в исполнении авторов трогали своей чистотой и проникновенностью.

Все дети хотят быть счастливыми, для этого надо совсем немного: окружить их атмосферой понимания и искренней любви. Это мы и стремимся делать в библиотеке.

Повернуть ребёнка к книге, вызвать потребность в общении с нею – значит раскрыть ему смысл чтения, эмоционально-творческий характер читательской деятельности.

Главной опорой библиотекаря в этом деле является способность ребёнка к воображению, сопереживанию и, конечно же, к игре. С каким удовольствием ребята и младших, и средних классов читают книги, чтобы потом участвовать в игре!

В своей работе мы широко используем жанр «игра-викторина». Так, были проведены викторины: «Путешествие по осеннему царству», «Цветик – семицветик», «Зарядка для хвоста», Четыре заветных желания», «Литературная пятница в группе продлённого дня».

С целью военно-патриотического воспитания оформляются книжные выставки, проводятся беседы. Среди последних интересных мероприятий – читательская конференция по книге С. Милютинской «Чтобы наши победили», литературно – поэтическая композиция «Война – печальней нету слова».

Театрализованные праздники пользуются наибольшей популярностью у школьников, они несут в себе элементы праздничности, неформальности, дают возможность воспринимать материал более эмоционально. Дети от природы актёры, работать с ними интересно, они легко вживаются в образ, соединяя реальное и вымышленное в одно целое.

Сцена для ребёнка становится местом самовыражения и самоутверждения. Наши читатели желают не только смотреть и слушать. Мы проводим спектакль – игру, в ходе которой зрители становятся активными участниками происходящего на сцене и с удовольствием выполняют задания героев.

Конечно, такие мероприятия библиотека может подготовить только с классными руководителями, это сложное комплексное мероприятие. Уже много лет мы успешно сотрудничаем с Надеждой Викторовной Черниковой, Ириной Викторовной Леньшиной и Галиной Алексеевной Никитенко.

«Затейники и фантазёры», «Урок дружбы», «В театр с Эдуардом Успенским», «Книжкина неделя» – эти представления всегда проходят с большим успехом.

Источник: http://sc33-lipetsk.ru/school-life/67/the-activity-of-library-service-schools/

Работа в библиотеке и учёба на библиотекаря – как, зачем и почему

У меня среднее профессиональное образование библиотекаря. Имею ли я право работать в школьной библиотеке?

Приветствую. Накатив пива и листая уютную пикабушечку, я имел неосторожность оставить коммент о моей работе в библиотеке – #comment_155387407, а потом ещё и товарищ @armasheff, добил меня постом Народ требует пост!.

И когда я проверил количество подписчиков и количество плюсов на посте – призыве, я выглядел вот так:

Что ж, постараюсь рассказать:) Возможно, сделаю 2-3 поста, т.к. не хочется огромную простыню клепать, да и на некоторые вопросы я не могу сразу дать ответ – мне нужно будет уточнять у моих более опытных коллег.

Автор из Беларуси – многое может быть применимо к России и другим постсоветским странам, но не всё. Ему 19, он учится в БГУКИ на втором курсе Факультета Информационно-Документных Коммуникаций по специальности “библиотечно-информационная деятельность (автоматизация)”.

  Сегодня постараюсь ответить на самый заплюсованный коммент:

Зачем учиться на библиотекаря? Зачем…  Чукча плохой писатель, поэтому выложу просто вторым постом, дабы не захламлять;)

Да, на библиотекаря учатся. В Беларуси есть одно высшее заведение и один колледж, что обучают “Библиотечно-информационной деятельности”. Звучит, да?)

Всего учиться 4 года, и ещё 3 отрабатывать по распределению.

Есть 2 стула направления:

Менеджмент -это по сути беспонтовые обычные библиотекари, только их, типа, обучают как работать с персоналом. Умеют большинство того же, что и автоматизаторы, но в меньшем объёме.

Автоматизация – прокачанные библиотекари, короли аськи  гугла, владеющие зачатками программирования и умеющие написать простенький сайт вкупе с его поддержкой и наполнением, умеющие работать с базами данных и специфичным софтом. Вообще, я на эту тему многого пока не расскажу, т.к. сам только на втором курсе. А у нас самая мякотка пойдёт с третьего.

Можно ли устроиться без спец. образования?

Со мной работают женщины 50+, примерно у половины педагогическое, у второй половины библиотечные курсы/вышка. Раньше можно было, сейчас если только сильно повезёт – по факту, это искусственное ограничение, что бы было где работать людям с профильным образованием.

А чё, все книги надо знать?

Нет, но что бы не быть сапожником без сапог, приветствуется быть начитанным. Всегда приятно порекомендовать хорошую книгу по теме:) Хотя тут есть проблемы:

* Одна всё-таки прочитана, но почему-то не отображается как прочитанная. Книги набрал в течении почти полугода, благодаря купонам. Далеко не все тут мне сверхинтересны, но книг 30 прочел бы с удовольствием. Но времени почти нет. Боль.

П.С. Если что, бабушка читает с моей учётки, не удивляйтесь дичи на скриншоте 😀

Как я работаю свою работу – Я, если честно, неплохо устроился – я работаю в читальном зале, у меня имеется неплохой современный ПК и довольно удобное комп. кресло:)

В чём суть – Утром я получаю свежие газеты и журналы, раскладываю их по своим местам, газеты подшиваю в папку за месяц. Посетителей обычно человек 20 в день, им я помогаю отыскать нужную литературу + иногда помогаю найти нужный закон в базе – сейчас большинство библиотек имеет специальную подписку на правовую базу Беларуси.

Вот так эта штука выглядит.

Периодически помогаю в другом зале, там у нас ксерокс и принтер. Очень много людей приходит просто распечатать или отксерокопировать что-то.

  В основном же я помогаю с технической частью мероприятий – что-то настроить, подсобить грубой физической силой, сделать афишу или презентацию.

Когда есть свободное время (а его иногда чуть ли не весь рабочий день), залипаю на Пикабу, последние 2 недели ещё и Яндекс.Толоку осваиваю.

От чего зависит ЗП?

Мы бюджетники, от наших действий никак толком не зависит)

Сколько ты зарабатываешь?

Так как я библиотекарь без категории (или как-то так, я что-то не особо вникал) и работаю на пол-ставки, то мой оклад это ~180 бел. рублей, или же около 90$, + ещё премия около 40$.

Лично мне этого хватает максимум на 3 недели. Но пока мне помогают родители, эти деньги лишь снимают часть нагрузки с них. Хотел бы я полной финансовой независимости, но я знал, на что иду:) Ну и летом хочу поработать ударно в мастерской по ремонту техники, наконец обновить свои гаджеты:)

Есть ли “вредность” профессии?

Специально спросил коллег – молока нам не дают:) Официально нет, на практике же, аллергикам возможно не стоит здесь работать. Но у нас высоченные потолки и большие залы, поэтому запаха книжной пыли или нет, или он почти не ощущается. Но когда заглядываешь в небольшие каморки – хранилища, там можно расчихаться:)

Ходят ли в читальные залы?

Ходят, но в основном пенсионеры или те, кто ищет специфическую информацию. Среди тех, кто ходит, довольно много странных людей. Что ж, завсегдатаи библиотеки – они такие.

Что сейчас читают?

На этот вопрос я не могу дать ответ, т.к. работаю в читальном зале. Сам я читаю довольно разнообразные вещи, спасибо Книжной Лиге. Возможно, вернусь к этому вопросу через пару дней, когда поспрашиваю посетителей.

Ооочень приличная простыня получилась,  ведь я только ответил на один коммент. Видимо, придётся сделать ещё пару постов. Сериал устраивать не буду, не в моих правилах кандидата в ЛЛ. Только по существу и вашим вопросам:)

За ашипки, кривой слог и ужасное оформление стоит пинать ногами, зря сочинения прогуливал.

Источник: https://pikabu.ru/story/rabota_v_biblioteke_i_uchyoba_na_bibliotekarya__kak_zachem_i_pochemu_7078016

Школьный библиотекарь: и швец, и жнец, и на дуде игрец

У меня среднее профессиональное образование библиотекаря. Имею ли я право работать в школьной библиотеке?

Библиотека СШ № 3.

Царством книг здесь заведует Наталья Слука — библиотекарь с 27-летним стажем работы на одном месте. К слову, в прошлом году Наталья Федоровна была удостоена диплома специальной премии имени Михася Лынькова, учрежденной Бобруйским горисполкомом.

А недавно привезла из Минска благодарственное письмо за работу, получившую поощрение в номинации «Патриотическое воспитание на православных традициях» 1-го Республиканского конкурса «Библиотека — центр духовного просвещения и воспитания».

А еще Наталья Федоровна является руководителем методического объединения школьных библиотек нашего города.

Сегодня в учреждения общего среднего образования города функционирует 38 библиотек, обслуживанием читателей в которых занимаются 56 библиотекарей. 57% из них имеют высшее специальное образование и стаж работы в должности более 20 лет. Ежегодно библиотекари учреждений образования становятся дипломантами конкурса на премию Бобруйского горисполкома им. М.

Лынькова «За популяризацию белорусского языка». В мае 2015 года библиотекари СШ № 3 Наталья Слука, СШ № 21 Наталья Бородич, СШ № 29 Татьяна Скрипоченко стали лауреатами совместного республиканского конкурса Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной церкви «Духовно-нравственное воспитание молодежи».

Заведующий библиотекой СШ №10 Жанна Романюк приняла участие в республиканском фестивале работников библиотек, где поделилась опытом работы сайта школьной библиотеки.

Библиотекари гимназии № 1 Наталья Колесникова и Светлана Кожевникова с разработкой внеклассного мероприятия «Певец Нарочанского края», посвященного юбилею М.

Танка, стали лауреатами областного конкурса «Библиотека – территория творчества».

… Время тут словно остановилось: те же шкафы с формулярами, высокие полки с ровными рядами книг, подшивки газет и журналов, тематические подборки литературы, запах книг — все, как было в нашем далеком детстве. И также на перемене шумной толпой в библиотеку забегают мальчишки и девчонки, в основном, за программной литературой.

Наталья Федоровна знает практически каждого из них по имени и фамилии, и даже их родителей — ведь через нее прошло уже не одно поколение учеников. Компания 11-классников забежала в библиотеку за «Днями Турбиных», «Собачьим сердцем», «Мастером и Маргаритой»  —  по программе проходят Булгакова.

Так что не правы те, кто считает, что современная молодежь читает классику только в Интернете и в коротком изложении.

— В Интернете большие произведения читать неудобно, глаза устают, — говорит учащийся школы Женя Быстров. —  А еще приятно держать в руках книгу, чувствовать ее запах. Помимо программной литературы читаю фантастику, исторические книги.

Того же мнения придерживается и Наташа Зеленая, которая является завсегдатаем библиотеки, и помимо программной литературы любит читать романтические истории.

— Насколько современные дети читающие в сравнении с предшествующими поколениями? — интересуюсь у Натальи Федоровны.

— Дети всегда одинаковые. Программную литературу читают практически все. Чехов, Горький, Пушкин, Толстой востребованы во все времена. Самые читающие — первоклашки. Как только дети приходят в школу, для них организуют знакомство с библиотекой.

Они с таким искренним интересом смотрят на стеллажи, их удивляет большое количество книг, и первые несколько лет они охотно читают детскую литературу, журналы. В 6-7 классе интерес несколько падает, они ограничиваются прочтением хрестоматии, многие предпочитают компьютер.

А в старшую школу идут преимущественно те, кто хочет поступать в ВУЗы, и они читают, потому что надо.

Какой у вас книжный фонд? Насколько активно он пополняется?

Фонд большой: 15 тысяч экземпляров художественной литературы и 18 тысяч учебников. В этом году получили 107 книг, из них одна на электронном носителе, 55 — из серии «Школьная библиотека», остальные — методическая и учебная литература. Обновление у нас небольшое, фонд в основном, устаревший.

В сравнении с общественными библиотеками мы живем очень скромно. Спасибо, сейчас какой-то фонд оказывают спонсорскую помощь, иногда нам приходят книги серии «Школьная библиотека». Стараемся приобретать что-то своими силами, предлагаем родителям принести книги, из которых ребенок уже «вырос».

Частично пополняем фонды за счет замены утраченных книг.

Заведующая библиотекой СШ №3 Наталья Слука.

До школьных библиотек уже добралась новая техника и современные информационные технологии?

— Увы, пока никакой техники нет. У меня нет даже компьютера, хотя согласно современным требованиям, всю информацию я должна занести в электронный каталог. У меня же пока все на бумажных носителях.

Но получаем много дисков по различным предметам, аудиокниги, которые учителя активно используют для проведения уроков. Мы поддерживаем тесную связь с детской библиотекой им.

Островского, они лучше оснащены различной техникой. 

Чем отличается работа школьного библиотекаря от работы коллег в обычной библиотеке?

— Наша специфика в том, что у нас один человек выполняет множество функций, в отличие от общественных библиотек, где каждый отвечает за конкретную работу: один выдает справки, второй обслуживает читателей на абонементе, третий — в читальном зале, и так далее.

А еще огромный кусок нашей работы — это выдача и сбор учебников, обеспечение их сохранности, оплата за учебники. Также школьный библиотекарь принимает самое непосредственное участие в образовательном и воспитательном процессах.

Если нужно, я иду на замены: на библиографических уроках рассказываю ученикам, как пользоваться книгами, справочной литературой. Принимаю участие в организации 6-го дня недели. Школьная библиотека является информационным центром для учителей при организации различных мероприятий.

Когда поступают новинки методической и учебной литературы, на педсовете делаю для учителей выставку и обзор каждой книги. Готовлю тематические выставки к разным датам и важным событиям.

И еще собираю пресс-папки на разную тематику по материалам СМИ, они у нас прочитываются до дыр! (Наталья Федоровна с гордостью демонстрирует массивнее папки с многочисленными вырезками из газет — прим. автора). Мы, как Википедия, должны знать все.

— Какая средняя зарплата у школьного библиотекаря?

— Около 2, 5 млн.

При такой нагрузке немного… Почему решили выбрать эту профессию? Не разочарованы выбором спустя годы?

— Я с детства мечтала работать с детьми. Нас было три родных сестры, и еще несколько двоюродных. Так как разница в возрасте была приличной, мне нередко приходилось заниматься их воспитанием. Решила стать филологом, но не поступила.

Работала воспитателем в детском саду в Ростове на Дону. А потом по совету подруги поступила в библиотечный техникум, где она училась. Вот уже 27 лет работаю библиотекарем и не жалею.

Несмотря на все трудности, мне нравится то, чем я занимаюсь, работой я живу.

Библиотека СШ № 3.

Библиотека СШ № 3.

Библиотека СШ № 3.

Библиотека СШ № 3.

Источник: https://bobruisk.ru/news/2015/10/26/shkol-nyj-bibliotekar-i-shvec-i-zhnec-i-na-dude-igrec

Прав-помощь
Добавить комментарий